КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕУПРАВЛЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы демографическойполитики
1.1 Сущность демографической политики
1.2 Цели и задачи демографической политики
ГЛАВА II. Механизм реализации социально-демографической политикина муниципальном уровне
2.1 Социально-экономические факторы демографическогоразвития.
2.2 Меры по реализации социально-демографической политики намуниципальном уровне
ГЛАВА III. Роль и задачи органов муниципального управления всфере регулирования социально-демографических процессов на примере Козловскогорайона Чувашской Республики
3.1 Основные направления демографического развития Козловскогорайона Чувашской Республики
3.2 Перспективы решения демографических проблем в Козловскомрайоне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Российские социологи идемографы в течение последних десятилетий отмечают, и необходимость принятияэффективных мер в сфере семейно-демографической политики. В настоящее время этопризнано и руководством страны. Проблемы семьи и демографии были обозначены какприоритеты политики государства. Эта тема имеет большое значение и в ЧувашскойРеспублике. Президент ЧР Н.В.Федоров в Послании Госсовету ЧР особое вниманиеуделил именно проблемам рождаемости и укрепления семьи. Президент иПравительство Российской Федерации также уделяют демографическим процессамособо приоритетное внимание. До последнего времени управление развитиемнародонаселения в России осуществлялось на основе выработки решений,ориентированных на население в целом. При этом не в полной мере учитывалисьтерриториальные различия, этнические особенности демографических процессов,структура и семейно-брачные отношения населения. Между тем территориальныйаспект изучения демографических проблем приобретает большое значение, так какпроцессы воспроизводства и миграции народонаселения значительнодифференцированы. Поэтому при реализации концепции демографической политикинеобходимо учитывать значительные различия в демографической ситуации регионовРоссии и особенности отдельных муниципальных образований. В связи с этим особуюактуальность приобретает анализ демографической ситуации на уровнемуниципальных образований и формирования демографической политики, исходя изразличий в ситуации.
Целью нашего исследованияявляется анализ особенностей реализации демографической политики намуниципальном уровне и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Длядостижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность иметоды демографической политики;
— проанализироватьособенности демографической политики на муниципальном уровне;
— оценить роль и задачиместных органов управления в сфере регулирования социально-демографическихпроцессов на примере Козловского района Чувашской Республики и разработатьрекомендации по совершенствованию мер демографической политики на муниципальномуровне.
Глава I. Теоретико-методологические основыдемографической политики
1.1 Сущность демографической политики
Кризисные явленияпоследних лет в России нашли свое проявление на фоне общих для всех странтенденций в демографическом развитии. В России образовалась специфическаяструктура населения, которая в условиях острого экономического и политическогокризиса, инерционности процессов демографического развития в условиях острогополитического и экономического кризиса оказывает блокирующее воздействие насоциально-экономические преобразования. Все это привело к глубокому снижениюуровня рождаемости и резкому скачку смертности и смене режима воспроизводстваот патриархальной многодетной семьи к современной малодетной. В этих условияхстановится необходимой стабилизация демографической ситуации посредствомдемографической политики.
Под демографическойполитикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов ииных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводстванаселения. Она призвана воздействовать на формирование желательного дляобщества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций вобласти динамики численности и структуры населения, темпов их изменений,динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней ивнешней миграции, качественных характеристик населения. В задачи федеральногоуровня власти входит установление основ государственной демографическойполитики, правовое регулирование в сфере управления социально-демографическимипроцессами, разработка федеральных программ по улучшению демографическойситуации. Субъекты РФ разрабатывают основы региональной демографической политикис учетом с учетом исторических и культурных традиций территории: устанавливаютрегиональные стандарты и нормы. Муниципальный уровень призван конкретизироватьметоды, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральнойи региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретныхтерриторий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенныхк населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальныхуслуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека. Наоснове региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могутразрабатываться местные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретногомуниципального образования.
Структура демографическойполитики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейшихи взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей иразработку и реализацию средств для их достижения. Цели и задачидемографической политики формулируются, как правило, в политических программахи декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевыхпрограммах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительныхорганов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющихвведение новых или развитие действующих мер политики.
Целью демографическойполитики Российской Федерации является постепенная стабилизация численностинаселения и формирование предпосылок последующего демографического роста.
Значимость социально-демографическойсферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика — часть политикигосударства, которая своими действиями смягчает негативные процессы сокращениянаселения. Государственное регулирование социально-демографических процессов,будучи одной из предпосылок развития общества выступает в качестве важнейшейсоставляющей социально-экономической политики государства.
Выполнение функций порегулированию социально-демографических процессов, возложенных на государство,осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти науровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Именно четкая стратегияуправления социально-демографическими процессами обеспечивает решениеэкономических и социальных задач развития общества.
Управлениесоциально-демографическими процессами на всех уровнях власти является сложнойкомплексной системой. Комплексная система социально-демографической политики — деятельность государства, общества по согласованию интересов различныхсоциальных групп и социально-территориальных общностей в сфере регулированиясоциально-демографических процессов.
Одной из главных задачорганов местного самоуправления является формирования и реализациямуниципальной социально-демографической политики.
Муниципальная социальнаяполитика строится в русле социально социально-демографической политикигосударства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первуюочередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальнуюсоциально-демографическую политику реализуются как собственные полномочияместного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровеньгосударственные полномочия в сфере регулирования социально-демографическихпроцессов.
Управление социальнойсферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном,региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются всоответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
Таким образом,муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населениясоциальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципальногообразования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальнойполитики государства и во взаимодействии с органами государственной власти.
Человек выступает вмуниципальном управлении в трех ролях:
— человек как цельуправления;
— человек как объектуправления;
— человек как источниквласти
Под человеческимпотенциалом понимается совокупность физических, духовных культурных и иныхкачеств человека и населения в целом в муниципальном образовании, а подчеловеческим ресурсом – совокупность свойств людей, необходимых длявоспроизводства жизни на территории муниципального образования и дляобеспечения самоуправления населения. Основной целью муниципального образованияявляется повышение качества жизни, развитие человеческого потенциала,приращение человеческого капитала.
Основными направлениямиразвития человеческого потенциала на местном уровне являются
— обеспечение здоровьячеловека;
— образование;
— культура;
— социальная защитаотдельных групп населения;
— работа с молодежью.
Ориентация на развитиечеловеческого потенциала означает, что основной формой организации жизнинаселения должно быть поселение как самоценность человека, как среда обитания иобщения.
1.2 Цели и задачи демографическойполитики
В общем виде целидемографической политики обычно сводятся к формированию желательного режимавоспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в областидинамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости,смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции,качественных характеристик населения. Цели могут быть заданы в виде целевоготребования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системыпоказателей, достижение которых интерпретируется как реализация целейдемографической политики.
Демографическую политикунельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры ирасселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективыобусловливают и определенный характер, и целевую направленность политики.
Принципиальнаяособенность демографической политики заключается в воздействии на динамикудемографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическоеповедение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выборапрофессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политикивоздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающихспецифику демографического поведения, так и на создание условий для ихреализации. Объектами демографической политики могут быть население страны вцелом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когортынаселения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
Основные направлениядемографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми,создание условий для сочетания родительства с активной профессиональнойдеятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличениепродолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения,регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п. Этинаправления должны быть согласованы с такими важными сферами социальнойполитики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение,профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг,социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных, демографическаяполитика не может и не должна подменять собою социальную и экономическуюполитику.
Задачами демографическойполитики Российской Федерации являются:
в области укрепленияздоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
• увеличение ожидаемойпродолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, сниженияпреждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, вмладенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
• улучшениерепродуктивного здоровья населения;
• увеличениепродолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости,травматизма и инвалидности;
• улучшение качестважизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий дляреализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
в области стимулированиярождаемости и укрепления семьи:
• создание предпосылокдля повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественномалодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
• всестороннее укреплениеинститута семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и еенормальной социализации;
• создание условий длясамореализации молодежи;
• социальная защита иматериальное поощрение ответственного родительства.
• В области укрепленияздоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующиеприоритеты:
• укрепление состоянияздоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствованияпрофилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения,алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;
• сохранениерепродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической илечебно-диагностической помощи;
• улучшение состоянияздоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счетпрофилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, а также раннемувыявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционныхболезней;
• сохранение здоровьяпожилых людей, для которых наиболее важны профилактика сердечно-сосудистых,онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний.
В проведениипрофилактической работы необходимо скоординировать действия органовисполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными ирелигиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самогонаселения.
Важнейшей задачейявляется внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формированиездорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимоактивизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, втом числе через средства массовой информации, направленной на пропагандуздорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физическойкультуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков имолодежи).
В области стимулированиярождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
• ориентация системыобщественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей снесколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей приформировании и реализации социальной политики;
• создание условий дляжизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитаниянескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода отмалодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь,путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;
• обеспечение работникам,имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности свыполнением семейных обязанностей;
• повышениевоспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путемформирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью ирождение двух и более детей;
• формированиеобщественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя иболее детьми, в первую очередь молодой семьи;
• разработка и реализациястратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм ихсемейного обустройства.
Таким образом, необходимопроведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизнинаселения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укреплениепотенциала семей, поддержку молодых семей, в которой должны быть задействованывсе уровни государственного управления.
управление демографиямуниципальная политика
Глава II. Механизм реализациисоциально-демографической политики на муниципальном уровне
2.1 Социально-экономические факторыдемографического развития
Анализ современнойдемографической ситуации Чувашской Республики показал, что основные проблемыразвития населения региона сходны с общероссийскими: низкий уровеньрождаемости, недостаточный для простого воспроизводства населения; высокийуровень смертности, особенно у населения трудоспособного возраста, в первуюочередь мужчин; сокращение продолжительности предстоящей жизни и большой ееразрыв между мужчинами и женщинами; миграционный отток трудоспособного и в томчисле квалифицированного населения; рост неустойчивости семьи, уменьшение еесреднего размера в связи с распространением малодетности; постарение населенияи повышение демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста. На уровнемуниципальных образовании эта ситуация дифференцирована: некоторыемуниципальные районы Чувашской Республики имеют тенденцию к стабилизациидемографической ситуации, в других же, напротив, ситуация с низким уровнемрождаемости и высоким смертности приобретает довольно острый характер. Очевидноодно – демографическая ситуация на уровне отдельных муниципальных образованийтребует тщательного анализа факторов демографического развития, степени ихвлияния и способов решения проблем, исходя из местных особенностей.
Анализируядемографическую ситуацию в целом по республике, можно прийти к выводу, чтоопределяющее значение на процессы воспроизводства населения оказываютсоциально-экономические факторы.
Анализ ситуациипоказывает, что молодые семьи республики нуждаются в поддержке, так какобладают минимальной экономической самостоятельностью. Прежде всего, речь идето материальной и жилищной неустроенности молодых семей, а также невозможностифорсированного роста доходов, который бы позволил обеспечить возрастающиепотребности, особенно при рождении ребенка. В этой связи поддержка со стороныгосударства остается необходимой компонентой обеспечения благополучия и устойчивостимолодых семей, при этом существующий уровень государственной помощи оцениваетсякак неудовлетворительный.
В настоящее времяотмечается высокий потенциал миграции. Из определяющих причин выезда за пределыреспублики чаще всего указывались варианты: низкий уровень заработной платы,отсутствие социальных перспектив, материальная и жилищная неустроенность.
Следует подчеркнуть, чтобольшинство потенциальных мигрантов хотели бы, потом вернуться в Чувашию. Такжеважно отметить, что возможность остаться в республике прямо увязывается срешением проблемы низких зарплат и высокой безработицы.
Наибольшее влияние насовременные демографические процессы в факторы социально-экономическогоразвития оказывают, прежде всего, такие характеристики уровня жизни, которыеиграют заметную роль в формировании региональной демографической ситуации. Такнедостаточная обеспеченность жильем в сочетании с низкими доходами большейчасти жителей республики, а также невысокие темпы роста экономики с высокойдолей убыточных предприятий и организаций оказывают негативное влияние на характервоспроизводства населения.
Демографические процессыв республике чувствительны и к показателю уровня безработицы, влияющей, впервую очередь, на среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин и науровень рождаемости, а также на коэффициент младенческой смертности и накоэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте.
Следующими по значимостифакторами выступают социальные факторы. Анализ показал, что государственнаяподдержка в виде социальных пособий (в том числе семейных и материнских)оказывает положительное влияние на демографические процессы.
Без учета другихфакторов, показатель обеспеченности населения врачами влияет, в первую очередь,на уровень рождаемости, смертности трудоспособного населения, на миграцию, атакже на среднюю продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин.
Обеспеченность населениябольничными койками воздействует, прежде всего, на младенческую смертность.Другие факторы на младенческую смертность не оказывают никакого влияния, кромеуровня безработицы. Это, вероятно, связано с тем, что младенческая смертность взначительной мере зависит от ряда других факторов, таких, как здоровье матери иее образ жизни во время беременности; степень ее осведомленности о правилахухода за новорожденными и т.п.
Таким образом,проведенный анализ свидетельствует о необходимости проведения эффективнойсоциально-демографической политики с учетом территориальных особенностей.
2.2 Меры по реализациисоциально-демографической политики на муниципальном уровне
Организационное иправовое обеспечение новых мер демографической политики базируется на следующихзаконах:
Федеральный закон «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вчасти государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г. №207-ФЗ (Принят Государственной Думой 15 ноября 2006 г., одобрен СоветомФедерации). В соответствии с ним
• увеличены пособия поуходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, установлены минимальный имаксимальный размеры пособий (статья1, п. 14);
• введеныдифференцированные размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком (статья1, п. 14);
• распространены права напособие на неработающих женщин (статья 1, п. 12); 24 ноября 2006 г. Всоответствии с этим законом с 1 января 2007г. установлен максимальный размерродительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальныхобразовательных дошкольного учреждениях (статья 3, п.2),
• введена частичнаякомпенсация родительской платы в процентах от среднего размера оплаты,взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения: для первогоребенка — 20%, для второго ребенка — 50%, для третьего ребенка — 70% (статья 3,п.3). Контроль за исполнением данного пункта отнесен к ведению муниципальныхорганов управления.
Финансовые средства навыплату компенсаций выделяются федеральным бюджетом бюджету субъекта федерации,а затем направляются в местные бюджеты.
Федеральный закон «Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29декабря 2006 г. № 256-ФЗ (Принят Государственной Думой 22 декабря 2008 г.,одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г.).
В соответствии с этимзаконом с 1 января 2007 г
• в вводитсягосударственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именнойдокумент, подтверждающий право женщин, родивших (усыновивших) второго ребенкана дополнительные меры государственной поддержки;
• определяются условия ипорядок возникновения у граждан Российской Федерации права на использованиематеринского капитала;
• создается Федеральныйрегистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки иопределяется содержащийся в регистре перечень информации о лицах, имеющих правона дополнительные меры государственной поддержки;
• устанавливается размерматеринского (семейного) капитала, условия распоряжения им, направления ипорядок расходования средств; • определяется порядок передачи средствфедерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и период действия закона.
В соответствии с этимзаконом муниципальные учреждениям здравоохранения должны оказывать услуги помедицинской помощи в период беременности и родов. Данные услуги оплачиваютсяФондом обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Внедрение родовыхсертификатов дало возможность улучшить качество обслуживания женщин, повыситьуровень материально-технической базы в муниципальных медицинских учреждениях иповысить зарплату персонала.
За счет средств ФОМСбудет осуществляться оплата муниципальным учреждениям здравоохранения, вкоторых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещенгосударственный и (или) муниципальный заказ услуг в части медицинской помощи,оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовомпериоде соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а такжев части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни закаждого ребенка (234-ФЗ, Статья 19).
При этом дополнительнопредложено стимулировать качество диспансерного наблюдения ребенка в течениепервого года жизни. Для этого в бланке родового сертификата появится третьячасть общей, предназначенная для детских отделений муниципальных учрежденийздравоохранения. Первую половину суммы, медицинское учреждение получит, занаблюдение ребенка в течение первого полугодия, вторую — при достижении имвозраста один год (с учетом состояния здоровья новорожденного). Следовательно,новая часть родового сертификата должна включать не 1, а 2 талона — на каждоеполугодие.
Дополнительные денежные средствапойдут на поощрение (оплату труда) медицинского персонала и покупку новогооборудования муниципальных учреждений здравоохранения, часть средств — наобеспечение беременных женщин медикаментами, а также витаминами имикроэлементами, в том числе препаратами железа, йода, кальция. При этом наоплату труда в консультациях будет потрачено 35-45%, в роддомах 40-55%, взависимости от объема и качества оказания медицинских услуг. Полученныесредства в поликлиниках пойдут на увеличение зарплат медиков.
Также был изменен принципназначения пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет,увеличены размеры пособия, расширен круг получателей.
До января 2007 г.назначение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет регулировалось статьями13-15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»от 19 мая 1995 года, № 81-ФЗ (в поздних редакциях, последние изменения быливнесены Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 206-ФЗ)”
В частности, Статья 13гласила, что право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу заребенком до достижения им возраста полутора лет имеют: «… матери либо отцы,другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком,подлежащие государственному социальному страхованию…».
В соответствие сФедеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ в Статью 13 «Право на ежемесячное пособие поуходу за ребенком» — внесено существенное добавление — в число тех, кто имеетправо на пособие включены лица, не подлежащие обязательному социальномустрахованию: «… матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход заребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числеобучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начальногопрофессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования и учреждениях послевузовского профессионального образования инаходящиеся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактическиосуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальномустрахованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими,лишены родительских прав… и т.п.».
Что касается мердемографической политики, осуществляющихся непосредственно на муниципальномуровне, то в настоящее время в задачу муниципальных органов управления входитвозрождение системы массового санитарно-гигиенического просвещения и обученияграждан. Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительногоповедения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. Вэтой связи местными органами управления активизируется пропагандистская работа,в том числе через местные средства массовой информации, направленная напропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учрежденийфизической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей,подростков и молодежи). Обеспечивается поддержка благотворительных акций иинициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Этииндивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервомв борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.
В рамках мероприятий поулучшению психического здоровья населения на муниципальном уровне необходимопринятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могутвключать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия,совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов,психотерапевтов, социальных работников.
Также важно дальнейшееразвитие и укрепление консультационно-диагностических служб муниципальныхучреждений здравоохранения, восстановление работы выездных бригад поликлиник сцелью обеспечения доступности медицинской помощи жителям отдаленных населенныхпунктов, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделенийцентральных районных и районных больниц, а также сети больниц и отделениймедико-социальной помощи в сельской местности.
Первоочередной задачейявляется усиление роли первичной медико-санитарной помощи,структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена,рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящейстационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневныхстационаров).
Муниципальными органамиздравоохранения и социальной защиты населения должны реализовыватьсякомплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологическойпомощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом,болезнями, передаваемыми половым путем.
Особое внимание должнобыть обращено на профилактику и лечение бесплодия, в связи, с чемпредставительными органами муниципальных образований разрабатываютсясоответствующие программы, направленные на обеспечение ранней диагностики илечения нарушений репродуктивного здоровья.
Также на муниципальномуровне поддерживаются и контролируются механизмы материального стимулированиясемей к рождению детей, предусматривающие создание наиболее благоприятныхусловий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. Среди них — дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей,повышение его адресности и значимости для семьи. В области стимулирования семьик рождению детей необходимо использовать возможности местной налоговой политикив отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающихродителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.
Также действенны меры поподдержке молодых семей. В задачу органов муниципального управления входитобеспечение молодых семей достойными жилищными условиями в случае рожденияребенка, а также возможность выделения безвозмездных субсидий и кредитованиямолодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей всемье.
Для поддержки молодыхсемей и их ориентации на рождение детей органы управления муниципальнымобразованием должны обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодойсемьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб длямолодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственногородительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления системаучреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальныйпатронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе сдетьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.
Таким образом, введенныемеры поддержки семей с детьми по замыслу законодателей должны создать условиядля стимулирования дополнительных рождений, для улучшения условий содержания ивоспитания детей в семье. Но их может быть недостаточно, чтобы переломитьситуацию к лучшему, чтобы обеспечить семьям с детьми достойную жизнь. Предстоитеще сделать очень много — и на федеральном уровне, и на уровне регионов, и наместном уровне — чтобы большинство семей могли свободно и ответственно решатьвопрос о рождении не одного, а двух-трех (и более) желанных детей.
Глава III. Роль и задачи органовмуниципального управления в сфере регулирования социально-демографическихпроцессов на примере Козловского района Чувашской Республики
3.1 Основные направлениядемографического развития Козловского района Чувашской Республики
На протяжении последнихдесяти лет демографическая ситуация в Козловском районе повторяетобщероссийские тенденции и характеризуется продолжающейся естественной убыльюнаселения, начавшейся с 90-х годов. К концу 2007 года численность населенияКозловского района составила 24497. человек, в том числе городского – 11851человек (48.3 процента), сельского – 12646 человек (51.7 процента). Структуранаселения Козловского района характеризуется преобладанием женщин, численностькоторых составила 13804. человек, или 56.3 процента.
В настоящее времянаблюдается изменение возрастной структуры жителей Козловского района –происходят сокращение численности детей и рост населения старше трудоспособноговозраста. За 1996–2006 годы доля детей и подростков в возрасте 0–17 летсократилась с 27,9 до 19.2 процента, их численность составила 4700 человек. Посостоянию на 1 января 2007 г. удельный вес трудоспособного населения района58.1 процента. В 2007 году естественная убыль составила –239 чел.
Рождаемости в районестабилизировалась, ее уровень к 2007 году достиг 8.7 на 1000 населения.
В период с 1996 по 2006год население района сократилось на 3243 человека.
С 2004 года наблюдаетсяснижение общей смертности населения.
В 2007 году по сравнениюс 2006 годом этот показатель снизился на 5.5 процента и составил 19.9 промиллепротив среднего показателя по ЧР – 14.7 промилле и Приволжскому федеральномуокругу – 15,6 промилле. Основными причинами смертности населения являлисьболезни системы кровообращения (62.5 процента от всех умерших), внешние причины(12.5 процента), новообразования (9,1 процента). Отмечается высокая смертностьнаселения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи,травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 12,1 процентавсех причин смертей.
На территории Козловскогорайона на проживает 4471 детей или 20,5 % от численности всего населения; в томчисле детей в многодетных семьях – 682 и неполных семьях — 279; детей сирот — 2; 80 детей –инвалидов.
По итогам прошлого годарождаемость составила 7,6 (абс.ч.192). Показатель естественного приростасоставил-12,0.
Демографический кризисхарактеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью населения. Дляпреодоления кризисных процессов в районе реализуются меры по улучшению охраныздоровья детей, снижению материнской и младенческой заболеваемости исмертности, улучшению социально-экономического положения детей, сохранению иразвития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечению детей раннеговозраста полноценным питанием.
Внедрение современныхметодов профилактики внутриутробного инфицирования своевременной диагностики исанирования беременных позволило пролонгировать беременность до оптимальныхсроков родоразрешения у 97,4% женщин; в 2,5 раза снизить перинатальнуюзаболеваемость и смертность. Благодаря последовательной и целенаправленнойдеятельности учреждений здравоохранения по совершенствованию организациимедицинской помощи матерям и детям в прошлом году младенческая смертность поКозловскому району составило 0% (по Чувашской Республике 7,8%); перинатальнаясмертность по Козловскому району 0% (по Чувашской Республике -8,1%). Увеличениевыживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системывыхаживания новорождённых в родовспомогательных учреждениях, с созданиемотделений реанимации и интенсивной терапии; оснащённых современным медицинскимоборудованием, повышением качества профессиональной подготовки медицинскихкадров.
Однако, вследствиенизкого уровня здоровья женщин детородного возраста, продолжает увеличиватьсяколичество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.
За последние годызаболеваемость беременных анемией возросла 3 раза; частота болезней почек в 4раза; сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза. Количество нормальных родовсоставляет только 30% от общего количества.
Анализ результатовпрофилактических осмотров свидетельствует о росте отклонений в состоянииздоровья детей.
Общая заболеваемостьдетей в прошлом году составило 1261,7.
В структурезаболеваемости преобладают болезни органов дыхания; болезни нервной системы;болезни желудочно-кишечного тракта; болезни глаза; болезни костно-мышечнойсистемы.
Дети школьного возраста вКозловском районе составляют 68%, более половины из них имеют различныефункциональные нарушения и хронические заболевания. К моменту окончания школыпочти четверть детей страдает близорукостью или имеет патологию костно-мышечнойсистемы.
Не уменьшается числоюношей имеющих по состоянию здоровья ограничения к военной службе на моментпризыва. Показатели годности к военной службе по итогам прошлого года составил72%, по итогам весеннего призыва 76,2%. Анализ структуры заболеваемости,послуживший освобождению граждан от военной службы по состоянию здоровьяпоказывает, что первое место занимают заболевания костно-мышечной системысоставляет 32,5%. С учётом сложившейся негативной тенденции ухудшения качестваздоровья лиц допризывного возраста важным направлением в деятельностилечебно-профилактических учреждений следует считать организацию реабилитации15-16 летним юношам до их первоначальной постановки на воинский учёт, а такжепроведение лечебно-оздоровительных мероприятий нуждающимся юношам, поставленнымна воинский учет. Серьёзную медико-социальную проблему представляет наркомания,токсикомания и алкоголизм среди детей, подростков и их родителей. Длясвоевременного выявления среди несовершеннолетних лиц, употребляющихалкогольные напитки, наркотические и другие психоактивные вещества необходимоусилить межведомственное взаимодействие субъектов профилактики.
Основными задачамиреабилитации детей-инвалидов является полное или частичное восстановление ихспособностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Количестводетей-инвалидов по Козловскому району — 80 детей.
Для создания комплекснойреабилитации детей инвалидов, включающей медицинскую, профессиональную,социальную реабилитацию психолого-педагогическую коррекцию необходимодальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения,социальной защиты, образования.
Всё вышеизложенноесвидетельствует о необходимости комплексного решения проблем детства,привлечения дополнительных финансовых ресурсов для создания условий ипредупреждения социального сиротства, безнадзорности и беспризорности,физического и нравственного, интеллектуального развития детей и подростков,защиты прав детей, охраны и укрепления здоровья матери и ребёнка.
Таким образом,демографическая ситуация в районе является неблагоприятной и требует реализациимер, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности икомплексного развития населения, обеспечения его прав и законных интересов.
Для улучшениядемографической ситуации в районе реализуются целевые районные программы. В ихчисле – программа «Здоровое поколение», целью которой является создание условийдля сохранения и укрепления здоровье детей и их родителей.
Для достижения указаннойцели предусматривается решение следующих задач:
-обеспечение безопасногоматеринства, создание условий для рождения здоровых детей;
-развитие и внедрениесовременных методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактикизаболеваний;
-развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;
-повышениепрофессиональной подготовки медицинских кадров.
Целями программы «Дети исемья» является укрепление и развитие системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних, улучшение положения детей и семей,находящихся в трудной жизненной ситуации; предупреждение социального сиротства;развитие семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, комплексное решение проблем социализации детей- инвалидови их семей.
Задачи программы:
-профилактика социальногонеблагополучия семей с детьми;
-совершенствованиесистемы профилактической работы по предупреждению социального сиротства;
-проведение реабилитациидетей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их адаптации в социальномокружении;
-социализациядетей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей;
-обеспечение полноценнойжизнедеятельности детей- инвалидов.
Программа «Здоровоепоколение» включает мероприятия по следующим направлениям:
-повышение эффективностиоказание акушерской и неонатальной помощи за счёт внедрения передовых лечебно-диагностических технологий;
-внедрение новыхорганизационных форм медицинского обслуживания и реабилитации в систему охраныздоровья матери и ребёнка;
-совершенствованиездоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях;
-укрепление материальнотехнической базы учреждений родовспоможения и детства;
-улучшение системыподготовки и повышения квалификации медицинских кадров;
-совершенствованиеинформационных технологий в области охраны здоровья матери и ребёнка.
Решение задач,поставленных в подпрограмме «Дети и семья» происходит по следующимнаправлениям:
– создание условий дляреабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— создание условий длядуховного и физического развития детей;
— профилактикабезнадзорности;
— социализация детей-сирот;
— профилактика детскойинвалидности.
Реализация программыспособствует:
— усилениюпрофилактической и лечебно – диагностической направленности службродовспоможении и детства;
— сохранению и укреплениюздоровья матерей и детей;
— стабилизациипоказателей младенческой смертности на уровне 10%;
— снижению частотыосложнений беременности на 3%;
— увеличению удельноговеса детей–инвалидов, получивших реабилитацию в специализированных учреждениях;
— сокращению количествадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решениядемографических проблем разработана районная целевая программа демографическогоразвития Козловского района на 2008–2010 годы (далее – Программа) (всоответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации напериод до 2025 года»).
Программа учитываетосновные положения государственной демографической политики, изложенные вПослании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному СобраниюРоссийской Федерации от 10 мая 2007 года, Послании Президента ЧувашскойРеспублики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2007 года«Дорожить временем, служить людям», республиканских целевых программах«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в ЧувашскойРеспублике (2008–2011 годы)», «Совершенствование специализированных видов медицинскойпомощи населению Чувашской Республики на 2007–2010 годы», «Здоровое питание(2006–2010 годы)», «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи поосновным направлениям приоритетного национального проекта в сферездравоохранения в Чувашской Республике на 2006–2010 годы», «Совершенствованиекардиологической помощи населению в Чувашской Республике на 2006–2010 годы»,«Дети Чувашии» на 2007–2010 годы, Республиканской целевой программе улучшенияусловий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008–2010годы.
Реализация комплексныхмедико-социальных мер в сфере охраны материнства и детства позволила Козловскомрайоне достичь более благоприятных показателей младенческой и перинатальнойсмертности, которые за последние 10 лет снизились в 2 раза. В январе – ноябре2007 года коэффициент младенческой смертности по сравнению с январем – ноябрем2006 года уменьшился на 32.9 процента и составил 9.4 на 1000 родившихся живыми.Главными причинами младенческой смертности остаются отдельные состояния,возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии развития.
Прогнозные оценкидемографического развития Козловского района указывают, что при отсутствиикомплексных мер, направленных на улучшение здоровья, население района к 2010году сократится на 750 человек. Начиная с 2009 года, по мере достижениятрудоспособного возраста родившимися в начале 1990-х годов, возрастной составнаселения изменится в сторону уменьшения доли лиц трудоспособного возраста иувеличения лиц старше трудоспособного.
Программа разработана сучетом сложившейся в районе демографической ситуации, с целью создания условийдля стабилизации численности населения на основе роста рождаемости, сокращениясмертности, повышения эффективности регулирования миграционных процессов и впоследующем будет продлена в соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографическойполитики Российской Федерации на период до 2025 года».
Основная цель Программы –оптимизация количественных и качественных параметров воспроизводства населенияи улучшение демографической ситуации в Козловском районе.
Для достижения указаннойцели Программы необходимо решить следующие задачи:
— стимулированиерождаемости и укрепление института семьи;
— совершенствованиесистемы охраны здоровья населения;
— снижение смертностинаселения от предотвратимых причин;
— регулированиемиграционных процессов.
Для стимулированиярождаемости и укрепления института семьи предусматривается:
— усиление системы дополнительныхмер государственной поддержки семей с детьми, неполных семей с детьми,многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей,оставшихся без попечения родителей;
— обеспечение потребностисемей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольныхобразовательных учреждений;
— организация ипроведение культурно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду ценностейсемьи, различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попеченияродителей, профилактику семейного неблагополучия;
— внедрение в практикуродовспомогательных учреждений новых медицинских технологий диагностики,лечения и реабилитации беременных, рожениц и детей раннего возраста.
Совершенствование системыохраны здоровья населения предполагает:
— совершенствованиекомплексной профилактики, внедрение в практику учреждений здравоохранения новыхмедицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации больных;
— повышение качествапериодических профилактических осмотров работающего населения и последующееоздоровление лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, внедрениеэффективных форм работы в сохранении и восстановлении репродуктивного здоровья;
— расширение доступностидля населения высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи;
— проведение комплексныхмероприятий по раннему выявлению нарушений состояния здоровья детей иподростков, обеспечение их высококвалифицированной медицинской помощью,развитие комплексной системы реабилитации лиц с функциональными отклонениями ихроническими заболеваниями;
— формирование унаселения мотивации к ведению здорового образа жизни, привлечение различныхгрупп населения к занятиям физической культурой, спортом, внедрение различныхформ активного отдыха и досуга населения;
— развитиегеронтологической помощи, продление трудоспособного периода жизни пожилыхлюдей.
Для снижения смертностинаселения от предотвратимых причин необходимо:
— оснащение современныммедицинским оборудованием и реанимобилями лечебно-профилактических учреждений,оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортныхпроисшествиях, вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций;
— создание системымониторинга влияния условий труда на здоровье работников, разработка мер поуправлению профессиональными рисками и сокращению заболеваемости и смертностиот производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Регулированиемиграционных процессов включает:
— создание условий длядобровольного переселения в Чувашию соотечественников, проживающих за рубежом;
проведение мероприятий полегализации незаконных мигрантов;
разработку комплексамероприятий для привлечения высококвалифицированных кадров в республику;
создание условий дляпредотвращения оттока квалифицированных кадров в другие регионы и зарубежныестраны.
Достижение цели и решениезадач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплексавзаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия Программыраспределены по шести направлениям:
— мониторингдемографической ситуации и меры по ее оптимизации;
— внедрение современныхздоровьеукрепляющих технологий;
— адресная поддержкасемей, имеющих детей, укрепление института семьи;
— создание условий дляобеспечения активной жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов;
— пропагандадуховно-нравственных и семейных ценностей;
— регулированиемиграционных процессов.
К мероприятиям,реализующимся в рамках программы относятся:
— Подготовка ежегодногодоклада о состоянии здоровья населения Козловского района
— Проведение комплексамероприятий по снижению заболеваемости от инфекций, управляемых средствамиспецифической профилактики
— Разработка иобеспечение реализации совместно с соответствующими организациями и ведомствамиконкретных мер, направленных на снижение предотвратимой смертности оталкогольных отравлений, дорожно-транспортных происшествий, бытового ипроизводственного травматизма и других причин
— Разработка и реализациядополнительных мероприятий по профилактике злоупотребления алкоголем,табакокурением, наркомании и токсикомании среди женщин
— Обеспечение выполнениякомплекса мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов в сферездравоохранения, образования, обеспечения жильем граждан ЧР, развитияагропромышленного комплекса
— Реализация пилотногопроекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения
— Заключение контрактовсо студентами мед. института на 5 лет, получающих бюджетные целевые направления
— оснащение современныммедицинским оборудованием кабинетов доврачебного приема;
— внедрение новых формработы школ здоровья в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
— проведение цикласеминаров для врачей и фельдшеров поликлиник станций скорой медицинской помощии врачей общей практики;
— созданиетелеметрической передачи ЭКГ с клиническими консультациями кардиолога дляперсонала скорой медицинской помощи и муниципальных лечебно-профилактическихучреждений;
— организация системыоперативного мониторинга оказания экстренной помощи при болезнях системыкровообращения;
— внедрение протоколовоказания помощи больным в подразделениях скорой медицинской помощимуниципальных образований;
— проведение скрининговна выявление заболеваний системы кровообращения на промышленных предприятиях;
— Ремонт кровли лечебногокорпуса ЛПУ Реализация мероприятий по первичной и вторичной профилактике исовершенствованию оказания помощи больным онкологическими заболеваниями:
— проведение целевойдиспансеризации населения с целью активного раннего выявления онкологическойпатологии;
— проведениецитологического скрининга по раку шейки матки у женщин старше 18 лет;
— создание постояннодействующей информационно-пропагандистской системы с целью ранней профилактикионкологической патологии (создание теле- и радиопередач, материаловсанитарно-просветительской направленности);
— оснащение современнымлечебно-диагностическим оборудованием муниципальных лечебно-профилактическихучреждений
— Реализация мероприятийпо снижению смертности от неестественных, в том числе насильственных, причин исовершенствованию оказания помощи больным при травмах, отравлениях и другихвоздействиях внешних факторов:
— организация помощипострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, преимущественно вспециализированных отделениях;
— повышение качествапериодических профилактических осмотров работающего населения, в том числе припоступлении на работу, в целях профилактики производственного травматизма ипрофессиональных заболеваний;
— обеспечениедиспансеризации больных из числа работающего населения;
— приближение исовершенствование оказания первой помощи пострадавшим на месте аварии путемразработки методических материалов и обучения сотрудников различных ведомствправилам и приемам оказания доврачебной медицинской помощи;
— развитие системыоказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортныхпроисшествий;
— разработка вопросовпрофилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии;
— улучшение экстреннойдиагностики отравлений, в том числе наркотиками, алкоголем и его суррогатами,техническими спиртосодержащими жидкостями;
— совершенствованиелечебно-диагностического процесса при оказании медицинской помощи больным стравматическими повреждениями, отравлениями и др.;
— своевременноеинформирование органов внутренних дел о случаях отравлений спиртосодержащейпродукцией для своевременного выявления источников ее распространения.
Реализация Программыосуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджетаЧувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Государственнымзаказчиком – координатором программы является администрация Козловского района.
Исполнители мероприятийПрограммы ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляют информацию о ходереализации мероприятий Программы в администрацию Козловского района.
Реализация комплексамероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить качественные иколичественные показатели демографической ситуации в Козловском районе.
Социальная эффективностьПрограммы достигается за счет повышения рождаемости не менее чем на 10процентов; увеличения ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 1,2процента; снижения естественной убыли населения не менее чем на 20 процентов;снижения смертности населения трудоспособного возраста не менее чем на 3процента; снижения младенческой смертности не менее чем на 23 процента;увеличения миграционного прироста населения не менее чем на 50 человек в год.Экономическая эффективность Программы выражается в сохранении жизни населениятрудоспособного возраста и снижении материальных затрат, связанных спрофессиональной заболеваемостью. Оценка эффективности программы производится всоответствии с методикой утвержденной Республиканской целевой программой.
3.2 Перспективы решениядемографических проблем в Козловском районе
Все рассмотренные ранеемеры по улучшению демографической ситуации на местном уровне могут привести кположительным изменениям. Но необходимо их дальнейшее совершенствование.
Так, например, дляпрофилактики патологии беременности и родов, сохранения здоровья новорожденныхпроектируется внедрение паспорта здоровья семьи, предусмотрены возможностиповышения качества питания беременных.
Важным направлениемявляется разработка и проведение мероприятий по охране репродуктивногоздоровья; проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности,абортов и инфекций, передаваемых половым путем. К таким мероприятиям можноотнести организацию открытых лекций и встреч с врачами для всех желающих навышеуказанные темы.
Особое внимание следуетуделить охране репродуктивного здоровья подростков, созданию и развитию новыхподходов к гигиеническому и нравственному их воспитанию.
В связи с широкимраспространением среди детей и подростков алкоголизма, наркомании,токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем предусматривается созданиетаких новых структурных подразделений, как кабинеты медико-социальной помощи вамбулаторных — поликлинических учреждениях и учебных заведениях.
В целях предотвращенияриска нарушения репродуктивного здоровья работающих, должен быть осуществленкомплекс мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест для выявления иустранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников,проведения сертификационных работ по охране труда.
С целью проведениямедико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненныхобстоятельств попали в сложные условия существования, необходимо предусмотретьразвитие новых форм медико-социального обслуживания граждан из числаосвободившихся из мест лишения свободы, а также бездомных, направленных вучреждения социального обслуживания из приемников-распределителей органоввнутренних дел. Следует предусмотреть развитие Центра ночного пребывания, вкотором оказывается социально-психологическая помощь гражданам, оказавшимся втрудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.
Для улучшения качества идоступности медицинской помощи сельскому населению существенное значение имеетукрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов,работающих в сельской местности. Необходимо проведение комплексной работы,направленной на укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей. Здесьособое внимание стоит уделить развитию программы «Жилье молодым семьям».
Для обеспеченияблагоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве свыполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие гарантий дляработников с семейными обязанностями с одновременным усилением контроля засоблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всехсемей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летнихоздоровительных лагерей.
Таким образом, длястабилизации демографической ситуации в Козловском районе предстоит сделатьмногое. Главное при этом — скоординировать действия муниципальных органовуправления с общественными, благотворительными и религиозными организациями, атакже предусмотреть активное участие самого населения.
Заключение
Рассмотрение мердемографической политики на муниципальном уровне показало, цели и системы мерпо регулированию воспроизводства населения должны определяться не толькогосподствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейсясоциальной системы, типом государственного управления, уровнем экономическогоразвития и ресурсными возможностями, но и особенностями отдельных муниципальныхобразований. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализасложившейся в муниципальном образовании демографической ситуации. Конкретнаядемографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают иопределенный характер, и целевую направленность политики.
Демографическая политикадолжна быть направлена на комплексное решение всех демографических проблем иувязана с социально-экономической политикой. Важную роль при этом играетреализация направлений демографической политики на местах. Муниципальныйуровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей,определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, впривязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местногосамоуправления, как наиболее приближенных к населению. являетсянепосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающихусловия для воспроизводства населения. На основе региональных норм и нормативоворганами местного самоуправления могут разрабатываться местные нормы инормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Представляется, что сэкономической и социальной точки зрения главный приоритет в демографическойполитике муниципальных органов управления должен быть отдан борьбе сосмертностью, тем более что в этом направлении имеются значительные резервы. Всвязи с этим основным методологическим принципом демографической политикидолжно быть провозглашение ценности человека и семьи, а также его потребностейкак основных ориентиров регионального развития. Экономический рост должен бытьсредством достижения главной цели – человеческого развития, создания достойныхусловий жизни для человека.
Очевидно, что вложения впрофилактику повышенной смертности наиболее оправданны. Они позволяют продлитьжизнь уже родившимся, уменьшить число вдов и детей-сирот. И многое здесьзависит от самого населения. Необходимо формировать в населениижизнесохранительное поведение, развивать физическую культуру, особенно средидетей и молодежи. Выше был рассмотрен комплекс мер по улучшению демографическойситуации в Козловском районе Чувашской Республики. Их основное направление –обеспечение доступности качественной медицинской помощи, лекарственныхпрепаратов, укрепления неотложной медицинской помощи, обеспечение безопасногоматеринства, создание условий для рождения здоровых детей. В рамках ихреализации в Козловском районе реализуются следующие мероприятия: внедрениесовременных укрепляющих здоровье технологий; адресная поддержка семей, имеющихдетей, укрепление института семьи; создание условий для обеспечения активнойжизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов; пропагандадуховно-нравственных и семейных ценностей и другие. Введенные новые меры должнысоздать условия для сокращения смертности, стимулирования дополнительныхрождений, для улучшения условий содержания и воспитания детей в семье.
Таким образом,предлагаемые нами вышеназванные меры как на региональном, так и намуниципальном уровне, должны способствовать созданию условий для последующегодемографического роста населения. Но необходима дальнейшая разработка мер,направленных на повышение духовного образования населения, ведь низкий духовныйуровень населения многие ученые-демографы называют одной из причин снижениячисленности населения в стране. Кроме того, необходимо объединять усилияорганов государственной власти, местного самоуправления, организаций,институтов гражданского общества, для того добиваться значительных результатовв улучшении демографической ситуации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Послание Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путинаот 8 июля 2000 г.
2. Послание Федеральному Собранию РФ Президента В.В. Путинаот 13 мая 2006 г.
3. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001. №1270-Р Оконцепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015года.
4. Послание Государственному Совету ЧР Президента Н. В.Федорова от 25 января 2007 г.
5. Постановление Кабинета Министров ЧР от 21 сентября 2006 г.«О республиканской целевой программе «Дети Чувашии» на 2007-2010 годы».
6. Указ Президента Чувашской Республики от 20 ноября 2006года № 105 о «Годе ребенка»
7. Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 16марта 2006 г. № 44-р «О создании рабочей группы для контроля за реализациейПриоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в ЧувашскойРеспублике»
8. Районная программа «Поддержка молодых семей в решениижилищной проблемы на 2005-2010 годы», утвержденная Постановлением Главыадминистрации Козловского района Чувашской Республики № 376 от 15 июля 2005 г.
Литература
1. Андрюшина Е.В. Рождаемость и общественное здоровье / Е. В.Андрюшина, И. П. Каткова, В. И. Катков // Народонаселение. — 2007. — № 2. — С.54-75.
2. Антонов А.И., Медков В.М., Архангельский В.Н.Демографические процессы в России XXI века. М., 2008.
3. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Кузнецов В.Н.,Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Стратегия демографического развития России / Подред. Проф. Л.Л. Рыбаковского. М., 2008.
4. Борисов В.А. Демография: Учебник / В.А. Борисов. – М.:NOTA BENE, 2003.
5. Бровчак С.В.Влияние состояния здоровья населения надемографию в Российской Федерации / С.В. Бровчак, М.В. Виганд // Региональнаяэкономика: теория и практика. — 2007. — № 11. С — 53-61.
6. Вишневский А.Г. Демографическая реальность: теория иидеология // Экология и жизнь. – 2006. — № 7.
7. Вишневский А.Г., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Приоритеты иполитика в области снижения смертности в России. Доклад на семинаре«Демографический кризис в России: стратегия и тактика его преодоления», 9ноября 2008 г.
8. Демография. Учебник / Под общ ред. Н.А. Волгина. — М.:Изд-во РАГС, 2003.
9. Елизаров, В. В. Новые меры демографической политики и их вкладв увеличение поддержки семей с детьми: Организационное и правовое обеспечениеновых мер демографической политики / В. В. Елизаров // Уровень жизни населениярегионов России. — 2007. — N 5.10. Зурабов М. Ю. Приоритетный национальныйпроект «Здоровье»: возможности, вызовы и перспективы // Государственная служба.– 2007. № 6. — С. 24-27.
11. Иванова А.Е., Семенова В.Г. Новые явления российскойсмертности // Народонаселение. 2007. № 3.
12. Медков В. М. Демография: Учебник / В. М. Медков. — М.:ИНФРА-М, 2007.
13. Основы демографии и государственной политикинародонаселения: учебное пособие / А. И. Щербаков; М. Г. Мдинарадзе. — М.:Академический Проект, 2007.
14. Проблемы оптимизации взаимодействия федерального,регионального и местного уровней власти в современной России / Материалы IIрегиональной научно-практической конференции. – Чебоксары: «Новое время», 2007.
15. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения исоциально-демографическая ситуация в России / М.Н. Руткевич // Социологическиеисследования. – 2008.
16. Рыбаковский Л.Л. Демографическая политика: сущность,структура, опыт разработки / Л. Л. Рыбаковский // Народонаселение. – 2008. — №2. – С. 45-57.
17. Суханова Л. П. Воспроизводство населения России:патология и потери / Л. П. Суханова // Народонаселение. – 2005. — № 4. С. –66-84.
18. Статистический ежегодник Чувашской Республики. Чебоксары,2008.
19. Татаркин, А.И. Методологические подходы к разработкедоктрины демографического развития России на современном этапе/А.И.Татаркин//Социальная политика и социальное партнерство. — 2008. — N8.
20. Фролова Н. К. Национальный проект «Здоровье» как элементгосударственной политики // Финансы. – 2007. — № 6. – С. 12-16.
21. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Русский крест. Факторы,механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС, 2008.
22. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Влияние социально-экономическихфакторов на демографические процессы. // Народонаселение. 2007. № 4. С. 4-20.
23. Щербаков А. И. Основы демографии и государственной политикинародонаселения: Учебное пособие / А. И. Щербаков; М. Г. Мдинарадзе. – М.:Академический Проект, 2008.
24. Экономическая и социальная география России: Учебник длявузов / Под ред. А.Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2008.
25. Официальный портал органов власти Чувашской Республики –www.cap.ru
26. Официальный сайт приоритетных национальных проектов – www.rost.ru
Приложение
Перечень основных мероприятий пореализации районной программы
«Поддержка молодых семей в решениижилищной проблемы на 2005-2010 годы»№ п/п Наименование мероприятий Срок выполнения Ответственные исполнители 1. Совершенствование правовых, финансовых и организационных механизмов для поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий 2005-2010 годы Управление образования, отдел культуры и по делам национальностей, отдел физической культуры, спорта и туризма 2. Совершенствование механизма взаимодействия с кредитными организациями по вопросам льготного долгосрочного ипотечного кредитования молодых семей на (строительство) приобретения жилья
Управление образования;
Обслуживающие банки 3. Разработка комплекса мер, направленных на использование вторичного рынка жилья для улучшения жилищных условий молодым семьям 2005-2010 годы Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства 4. Определение форм и методов поддержки сельской молодежи в строительстве своего дома, в первую очередь через предоставление строительных материалов и лесосечного фонда, приоритетного выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство Сельские администрации, отдел экономики и имущества 5. Привлечение предприятий и организаций к решению жилищных проблем молодых специалистов 2005-2010 годы Управление образования, отдел культуры и по делам национальностей 6. Разработка методического и программного обеспечения информационной системы, предназначенной для мониторинга хода реализации Программы и подготовки информационно-аналитических материалов 2005 год Управление образования, отдел культуры и по делам национальностей, сельские администрации 7. Организация информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы 2005-2010 годы Управление образования, Сельские администрации
Ресурсное обеспечение Программы «Детии семья» Козловского районаОбщая сумма финансирования программы всего В том числе по годам 2007 2008 2009 2010 Подпрограмма «Здоровое поколение» Итого 24921343 6230335,7 6230335,7 6230335,7 6230335,7 Федеральный бюджет 3920000 980000 980000 980000 980000 Республиканский бюджет 14733559 3683389,7 3683389,7 3683389,7 3683389,7 Местный бюджет 6267784 1566946 1566946 1566946 1566946 Подпрограмма Дети и семья: Федеральный бюджет Республиканский бюджет 96000 24000 24000 24000 24000 Местный бюджет Текущее финансирование