СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ УАЗ – 3303 3
2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ УАЗ
– 3303 6
2.1 Исходные данные 6
2.2. Определение закона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях 7
2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту 8
3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЕО АВТОМОБИЛЯ УАЗ – 3303 10
3.1 Перечень работ ЕО автомобиля УАЗ – 3303 10
3.2 Используемые эксплуатационные материалы 11
3.3 Определение производственной программы 11
3.4 Подбор технологического оборудования 12
3.5 Техничесое нормирование трудоемкости ЕО 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ПРИЛОЖЕНИЯ —————————————————————–
————————– 19
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект по технической эксплуатации автомобилей ставит своей
целью:
1. закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО и ТР автомобилей;
2. развитие у студентов навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях АТП;
Темой данного курсового проекта является разработка технологического
процесса ЕО автомобиля УАЗ – 3303. Первая часть проекта посвящена
статистической оценке трудоемкости работ по ЕО, что необходимо для
правильной разработки самого технологического процесса (определение
оптимальной периодичности, техническое нормирование труда, выбор
технологического оборудования). Вторая часть посвящена собственно
разработке технологического процесса ЕО данного автомобиля.
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ УАЗ – 3303
УАЗ – 3303- грузовой автомобиль с двухместной кабиной и деревянной
платформой, выпускаемый Ульяновским автомобильным заводом и предназначенный
для перевозки грузов.
Таблица 1.1
Краткая техническая характеристика автомобиля УАЗ – 3303
| | |
|Общие данные | |
|Максимальная грузоподъемность, кг |1000 |
|Габариты (l*h*b), мм |4460*2070*2100 |
|Число мест для сидения (вкл. водителя) |2 |
|Свес кузова, мм | |
|передний |993 |
|задний |1167 |
|База, мм |2300 |
|Колея передних колес, мм |1445 |
|Колея задних колес, мм |1445 |
|Дорожный просвет, мм |220 |
|Наименьший радиус поворота, м |6,3 |
|Снаряженная масса, кг |1650 |
|на переднюю ось |1000 |
|на заднюю ось |650 |
|Эксплуатационные данные | |
|Максимальная скорость с номинальной нагрузкой, км/ч|100 |
|Контрольный расход топлива при 90 км/ч, л/100 км |17,5 |
|Тормозной путь со скорости 70 км/ч, м (не более) |53 |
|Максимальный преодолеваемый подъем, град |30 |
|Наибольшая глубина преодолемаемого брода, м |0,5 |
Двигатель: модель УАЗ – 4178, 4-х цилиндровый, рядный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочий объем 2,445 л, степень сжатия 7, максимальная мощность 55,9 кВт при 4000 об/мин, максимальный крутящий момент 159,8
Н(м при 2300 об/мин.
Система смазки смешанная (смазка осуществляется под давлением и разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе).
Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом диафрагменного типа и подогревом рабочей смеси. Карбюратор К-151В – двухкамерный, с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой.
Применяемое топливо – бензин А-76 ГОСТ 2084 – 77.
Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.
Сцепление: сухое, однодисковое с гидравлическим приводом
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, снабжена синхронизаторами. Тип управления – механический. Передаточные числа коробки передач: первой – 3,78 второй – 2,60 третьей – 1,55 четвертой – 1,00 задний ход – 4,12.
Раздаточная коробка: двухступенчатая с механическим управлением.
Передаточные числа: прямой передачи- 1,00; понижающей- 1,94; шестерен привода спидометра- 3,2. Допустимый отбор мощности- 40%.
Карданная передача: открытого типа, состоит из двух валов. Каждый вал имеет по два карданных шарнира с крестовиной на игольчатых подшипниках.
Передний и задний мосты: одноступенчатые с разъемным в вертикальной плоскости картером. Передний мост имеет устройство для отключения передних колес. Главная передача состоит из пары конических шестерен с криволинейными зубьями. Дифференциал – конический с 4-мя сателлитами.
Шарниры поворотных кулаков переднего моста – шариковые равных угловых скоростей. Передаточное число главной передачи 4,625.
Подвеска: на четырех продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с четырьмя телескопическими, гидравлическими амортизаторами. Передние и задние амортизаторы одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы.
Колеса и шины: колеса стальные с глубоким неразъемным ободом, размер
6L*15 или 6J*16 в зависимости от используемых шин.
Шины – камерные, размер 215/90-15C (Я-245-1) или 215/90R15C 99N (ЯИ-
375А) или 225R16C (К-151 или К-152) или 225/75R16 108Q (К-153) или
225/75R16 (Я-435А). Размер камеры 8,40-15 или 225-16 в зависимости от используемых шин. Давление воздуха в передних колесах – 2,0 кгс/см2, в задних – 2,4 кг/см2.
Рулевое управление: тип рулевого механизма- глобоидальный червяк с двухгребневым роликом. Среднее передаточное число рулевого механизма-
20,3
Тормоза: рабочие – с барабанными тормозными механизмами на передние и задние колеса, с двумя раздельными контурами гидравлического привода к ним от двухкамерного главного цилиндра (к задним и передним колесам), стояночный тормоз – с механическим приводом, действующим на задний карданный вал.
Таблица 1.2
Заправочные емкости, л
|Топливные баки | |
| основной |56 |
| дополнительный |56 |
|Система смазки двигателя |5,8 |
|Система охлаждения двигателя |13,2-13,4 |
|Картер коробки передач |1,0 |
|Картер раздаточной коробки |0,7 |
|Картер переднего и заднего мостов (каждый) |0,85 |
|Система гидропривода сцепления |0,18 |
|Амортизаторы (каждый) |0,32 |
|Картер рулевого механизма |0,25 |
|Система гидропривода тормозов |0,52 |
|Бачок омывателя ветрового стекла |2 |
Таблица 1.3
Регулировочные и контрольные данные
|Тепловой зазор между клапанами и коромыслами, мм | |
|для выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров |0,30-0,35 |
|для остальных клапанов |0,35-0,40 |
|Давление масла в двигателе при 60 км/ч, кгс/см2 |3,5 |
|Температура охлаждающей жидкости, °С |80 – 90 |
|Прогиб ремня привода вентилятора под усилием 4 кгс, мм |8 -14 |
|Прогиб ремня привода генератора под усилием 4 кгс, мм |14 – 20 |
|Люфт рулевого колеса, ° не более |10 |
|Максимальный угол поворота переднего внутреннего колеса, |26-27 |
|град | |
|Схождение передних колес, мм |1,5-3,0 |
|Свободный ход конца педали сцепления, мм |35-55 |
|Свободный ход конца педали тормоза, мм |5-14 |
|Зазор между контактами прерывателя, мм |0,3 – 0,4 |
|Зазор между электродами свечей, мм |0,8+0,15 |
Таблица 1.4
Момент затяжки ответственных резьбовых соединений, кгс*м
|Гайки крепления головки блока |7,3- 7,8 |
|Гайки болтов шатуна |6,8- 7,5 |
|Гайки крепления крышек коренных подшипников коленвала |12,5- 13,6 |
|Гайки стремянок рессор |9,0- 10 |
|Гайки крепления колес |10,5- 12 |
|Гайка крепления сошки к валу |20- 28 |
|Болты крепления шаровых опор |3,6- 5,0 |
|Гайки болтов крепления маховика к коленвалу |7,6- 8,3 |
|Гайки крепления фланца к ведущей шестерне мостов |16- 22 |
2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ЕО АВТОМОБИЛЯ УАЗ
– 3303
При решении задач технического обслуживания и ремонта автомобилей важное значение имеет создание нормативной базы: расчет ресурсов деталей, узлов и агрегатов, определение допустимых отклонений диагностических параметров, определение трудоемкости ЕО, расчет потребности в запасных частях и т.д.
2.1 Исходные данные
Имеем следующие результаты исследования трудоемкости автомобиля УАЗ –
3303 (см. рис. 2.1 и табл. 2.1)
Частота
[pic]
Фактическая трудоемкость, чел-ч.
Рис. 2(1
Таблица 2.1
Трудоемкость ЕО автомобиля УАЗ- 3303
|Факт. |0,15 |0,17 |0,19 |0,21 |0,23 |0,25 |
|трудоемкость, | | | | | | |
|чел-ч | | | | | | |
|Частота |3 |7 |13 |11 |6 |1 |
Операции по сопутствующему текущему ремонту распределились следующим образом:
. по двигателю и его системам – 2 технических воздействия,
. по карданной передаче и заднему мосту – 7,
. по сцеплению – 5,
. по раздаточной коробке- 3,
. по рулевому управлению – 10,
. по подвеске – 8,
. по тормозам и ступицам колес – 9,
. по электорооборудованию – 18,
. по кузову и кабине – 4.
Всего – 66 технических воздействий по 41 автомобилю .
2.2. Определение закона распределения трудоемкости ЕО при завершенных испытаниях
Завершенные испытания используются в тех случаях, когда ресурс испытаний сравнительно невелик: обычно при этих испытаниях можно получить сравнительно большой объем статистики, что повышает точность результатов. Расчет трудоемкости ЕО производим с помощью ЭВМ, поэтому исходные данные необходимо записать в виде:
06 – число интервалов разбиения выборки,
0041 – объем выборки,
0150150150170170170170170170170190190190190190190190190190190190190190
21021021021021021021021021021021023023023023023023025- статистическая информация
/
//
Таблица 2.2
Результаты статистической обработки периодичности ЕО автомобиля УАЗ
-3303 на ЭВМ
L2= 15 15 15 17 17 17 17 17 17 17 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19 19
21 21 21 L2= 21 21 21 21 21 21 21 21 23 23 23 23 23 23 25
X= 25.0
Y= 12.0
L4= 13.5
L4= 16.5
L4= 19.5
L4= 22.5
L4= 25.5
L4= 28.5
M1= 4.00 7.00 23.00 6.00 1.00 0.00
Средний ресурс L= 0.190e+02
D2= 0.70e+01
Средне. квадратичн. откл. (= 0.289e+01
Коэф. вариации V= 0.1524
Выполняется нормальный закон
Значение функции E= 0.0228500 0.0952874 0.1357217 0.0660278
0.0109715
Из табл. 2.2 видно, что средняя трудоемкость ЕО составляет L = 0,19 чел-ч, а среднеквадратическое отклонение (= 0,0289 чел-ч. Таким образом, около 75,6% ЕО имеет трудоемкость от 0,1611 до 0,2189. Так как нормативная трудоемкость ЕО составляет 0,2 чел-ч (без поправочных коэффициентов), то данные результаты можно признать соответствующими нормативу, хотя и наблюдается некоторое уменьшение трудоемкости ЕО, что вполне возможно при повышении качества проведения работ.
2.3 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту
Для оценки математического ожидания возникновения неисправности служит доверительный интервал, показывающий наибольшую и наименьшую вероятность возникновения той или иной неисправности:
[pic]
где p1, p2 – верхняя и нижняя границы интервала, определяемые по формуле:
[pic]
где n = 41 – количество наблюдений (41 автомобиль ), t = 1,63 при доверительной вероятности ? = 0,9 (90% результатов попадут в данный интервал),
? = m/n – опытная вероятность события (m – число благоприятных исходов события – возникновение неисправности).
Результаты расчетов приведены в таблице 2.3.
Из приведенных расчетов видно, что наиболее вероятно возникновение необходимости текущего ремонта по тормозам, рулевому управлению и электрооборудованию. Эти данные необходимо учитывать при разработке технологического процесса ЕО, при расчете необходимости в запасных частях и т.д.
Для определения наиболее вероятного числа одновременно возникших неисправностей используют производящую функцию вида:
?n(z) = (p1z + q1)(p2z + q2)* … *(pnz + qn),
где pi – вероятность появления i-го события (pi = mi/ni), qi – вероятность непоявления i-го события (qi = 1- pi).
Таблица 2.3
Доверительные интервалы вероятности возникновения неисправностей
|Неисправности |m |? |p1 |p2 |pср |
|Двигателя и его систем |2 |0,049 |0,016 |0,136 |0,076 |
|Сцепление |5 |0,122 |0,061 |0,229 |0,145 |
|Карданной перед. и задн. |7 |0,171 |0,096 |0,286 |0,191 |
|мост | | | | | |
|Раздаточная коробка |3 |0,073 |0,030 |0,168 |0,099 |
|Рулевого управления |10 |0,244 |0,152 |0,367 |0,259 |
|Подвески |8 |0,195 |0,114 |0,313 |0,214 |
|Тормозов и ступиц колес |9 |0,220 |0,133 |0,340 |0,237 |
|Электрооборудования |18 |0,439 |0,320 |0,565 |0,443 |
|Кузова и кабины |4 |0,098 |0,045 |0,199 |0,122 |
В нашем случае: p1 = 0.049, q1 = 0.951. p2 = 0.122, q2 = 0.878. p3 = 0.171, q3 = 0.829. p4 = 0.073, q4 = 0.927. p5 = 0.244, q5 = 0.756. p6 = 0.195, q6 = 0.805. p7 = 0.220, q7 = 0.780. p8 = 0.439, q8 = 0.561. p9 = 0.098, q9 = 0.902.
Производящая функция примет вид:
?8(z)=(0.049z+0.951)(0.122z+0.878)(0.171z+0.829)(0.073z+0.927)(0.244z+0 .756)(0.195z+ 0.805)(0.220z+0.780)(0.439z+0.561)(0.098z+0.902)=3.36*10- 8z9+2.2*10-6 z8+5.95*10-5z7+8.76* 10-4z6+7.75*10-3z5+4.28*10- 2z4+0.147z3+0.305z2+0.341z1+0.154z0.
Результаты расчетов производящей функции приведены в таблице 2.4, из которой видно, что наиболее вероятно возникновение одной неисправностей
(34,1 %). Также высока вероятность возникновения двух неисправностей
(30,5 %). С учетом расчета доверительных интервалов с большой вероятносттью можно утверждать, что это будут неисправности рулевого управления и электрооборудования (см. табл. 2.3)
Таблица 2.4
Вероятность одновременного возникновения неисправностей
|Моечные |Механизиров|Автоматическ|Установка |Вариант 3 обеспечивает |
| |анная |ая установка|щеточная |большую производительность|
| |щеточная |ГАРО 1126 |М-123 |при меньшем расходе воды и|
| |установка |(30 авт/час)| |СМС |
| |ГАРО 1129 | |(40 авт/час)| |
| |(30-40 | | | |
| |авт/час) | | | |
|Подъемно-|Конвейер |Эстакада |Канава |Вариант 1 обеспечивает |
|транспорт|мод( 4010 |прямоточная |прямоточная |наименьшее время на |
|ные |(дл( 53,1м)| |узкого типа |перемещение автомобиля с |
| | | | |поста на пост и наилучшие |
| | | | |условия работы |
| | | | |обслуживающего персонала |
|Крепежные|Ключи |гаечные |И-105-М3 |Набор из 56 инструментов |
| | | | |содержит все необходимые |
| | | | |ключи |
|Смазочные|1( |1( Колонка |Установка |Вариант 2 – данное |
| |Пресс-масле|маслораздато|для |оборудование болеее |
| |нки( |чная мод( |централизова|специализировано, поэтому |
| |2( Колонка |3155М( |нной смазки |обеспечивает высокую |
| |автоматичес|2( |и заправки |производительность труда |
| |кая мод( |Солидолонагн|мод( 359 |при достаточно невысокой |
| |367М |етатель мод(| |стоимости( |
| | |1127( | | |
|ЕО |Люфтомер |Динамометр-л|Люфтомер |Вариант 1 – КИ-4832 помимо|
|трансмисс|КИ-4832 |юфтомер мод(|НИИАТ К-187 |люфта отдельных агрегатов |
|ии | |532 | |позволяет измерять |
| | | | |суммарный люфт |
| | | | |трансмиссии, что сокращает|
| | | | |трудоемкость обслуживания |
3.5 Техничесое нормирование трудоемкости ЕО
Производственные процессы ЕО представляют собой мелкосерийный или единичный тип производства. Им присущи такие основные черты, как широкая номенклатура работ, закрепленных за одним рабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении смены, низкий уровень разделения и кооперации труда. Потребность в выполнении работ определенного наименования и их объем определяется в зависимости от технического состояния автомобиля, что приводит к нестабильной загрузке рабочего в течение смены.
При нормировании трудозатрат по ЕО руководствуются в основном
Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и
Типовыми нормами времени на ремонт автомобилей в условиях АТП.
Значительная вариация трудозатрат на выполнение одних и техже работ при различном техническом состоянии автомобиля требует широкого использования укрупненных норм труда, установления средних затрат времени на операции или их комплексы.
Техническая норма времени на операцию рассчитывается по формуле: tшт = tосн+tвсп+tдоп, чмин, где tшт – штучное время на операцию, tосн – основное время, в течение которого выполняется заданная работа (регламентируется Положением), tвсп = (3 – 5%) tосн – вспомогательное время на производство подготовительных воздействий на изделие, tдоп = tобсл+tотд – дополнительное время, состоящее из: tобсл = (3 – 4%) tосн – время на обслуживание оборудования и рабочего места, tотд = (4 – 6%) tосн – время на отдых и личные нужды.
В соответствии с Положением основное время на ЕОС автомобиля УАЗ-
3303 равно 0,2 чел-ч, а ЕОТ- 0,1 (50% от ЕОС), но так как мы используем поточный метод обслуживания вместо тупикового и более производительное оборудование, то необходимо произвести корректировку трудоемкости путем введения коэффициента, учитывающего повышение производительности труда:
Тосн’ = Кппт*Тосн = 0,85*0,2 = 0,17 чел*ч.
Тосн’ = Кппт*Тосн = 0,85*0,1 = 0,085 чел*ч.
Оплата труда ремонтных рабочих производиться по штучно- калькуляционному времени: tштк = tшт + tп-з/Nп, чмин, где tп-з = (2 – 3%) Тсм – подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление с технической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и т.п. (Тсм = 8 ч. – продолжительность смены).
Nп – число изделий в одной последовательно обрабатываемой партии (количество ЕО за смену).
Количество ЕО за смену определяем по формуле:
Nп = ?лТсмNрл/Тосн’, где ?л = 0,75 – 0,8 – коэффициент использования поточной линии,
Nрл = 5 – количество рабочих на линии.
Подставляя числовые данные получим : Nп = 0,75*8*5/0,2 ” 160 ЕО за смену. Так как суточная производственная программа также составляет 160
ЕО в сутки, то достаточно односменного режима работы ремонтно- обслуживающих рабочих.
Результаты расчетов приведены в таблице 3.2.
В нашем случае ЕО организовано на поточной линии, поэтому необходимо, чтобы трудоемкость работ на всех постах одинаковой. Это достигнуто путем соответствующей группировки работ и размещением ремонтных рабочих по постам( см.табл 3.2 и Приложение 1).
Таблица 3.2
Трудоемкость работ ЕО автомобиля УАЗ – 3303
|№ операции по |tосн|tвсп|tобс|tотд|tшт(|число |tп-з(|tштк( |
|МК | |( |л( |( | |рабочих на | |чмин |
| |чмин|чмин|чмин|чмин|чмин|посту |чмин | |
|1 |2.7 |0.10|0.10|0.13|3.05|1 |9 |3.1 |
| | |8 |8 |5 | | | | |
|2 |2.3 |0.09|0.09|0.11|2.6 |1 |9 |2.66 |
| | |2 |2 |5 | | | | |
|3 |2.3 |0.09|0.09|0.11|2.6 |1 |9 |2.66 |
| | |2 |2 |5 | | | | |
|4 |2.3 |0.09|0.09|0.11|2.6 |1 |9 |2.66 |
| | |2 |2 |5 | | | | |
|5 |8.4 |0.33|0.33|0.42|9.49|1 |9 |9.54 |
| | |6 |6 | | | | | |
|Всего: |18 |0.72|0.72|0.9 |20.3|5 |45 |20.6 |
| | | | | |4 | | | |
С учетом расчетов, сделанных в первой части проекта, следует учесть увеличение трудоемкости ЕО в связи с необходимостью проведение сопутствующего текущего ремонта. Нами было получено, что наиболее вероятна необходимость ремонта рулевого управления и электрооборудования. С учетом удельной трудоемкости данных видов работ повышение трудоемкости ЕО в среднем составит 0.2- 0.3 чел*ч. Это увеличение трудоемкости можно компенсировать, используя на данных видах работ рабочих с других постов, не занятых в данный момент (т.н. скользящих рабочих). Это может быть рабочий с поста мойки, бригадир и т.п.
Технологический процесс ЕО автомобиля УАЗ – 3303 оформляем на маршрутных картах по ГОСТ 3.1118-82 (см. Приложение 1), а одну из операций (заправочную) на маршрутной карте по ГОСТ 3.1407-86 (см.
Приложение 2) и составляем для нее карту эскизов по ГОСТ 3.1404-81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине “Техническая эксплуатация автомобилей” разработали технологический процесс ЕО автомобиля УАЗ-3303 и детально одну из операции.
Кроме того было произведено исследование фактической трудоемкости ЕО с помощью ЭВМ и определены наиболее вероятные неисправности и операции сопутствующего ЕО текущего ремонта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред. Г.В. Крамаренко. – М: Транспорт, 1983
2. Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания к курсовой работе/ сост. Дажин В.Г, Фомягин Л.Ф. – Вологда:ВоПИ, 1995,
41.
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2. Автомобилб УАЗ – 3303. – М:
Транспорт – 1979.
4. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. – М: Транспорт, 1976.
5. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. – М: Высшая школа, 1979.
6. Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. – Киев: Тэхника, 1991.
7. Селиванов С.С. Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. – М: Транспорт, 1984.