Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

Оглавление
 
Введение
Глава1. Правовые основы пересмотра и изменения Конституции в Российской Федерации
1.1История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции напримере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года
1.2Конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправокк ней
Глава2. Порядок принятие поправок к Конституции Российской Федерации. Порядокизменения Конституции Российской Федерации
2.1Понятие и порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации
2.2Понятие и порядок пересмотра Конституции Российской Федерации
Заключение
Списокнормативно-правовых актов и литературы

Введение
 
Актуальность темы исследованияопределяется тем, что в настоящее время существует множество проблем,вызывающих дискуссии. В частности, многие ученые ведут споры относительно того,какие недостатки существуют в действующей Конституции Российской Федерации,каким образом их можно исправить, а также насколько полно в Конституции освещенвопрос внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и нужноли изменять Конституцию, или же целесообразно будет принять новую. Также темаинтересна и с научной точки зрения тем, что ее рассмотрение позволяет выявитьмеханизм изменения того, что является базой и основой всей системы нашегозаконодательства, имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации(т.е. механизм изменения Конституции), то насколько она гибка или жестка вданном плане.
Объект исследования — общественныеотношения в сфере конституционного права, складывающиеся по поводу принятияпоправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотра.
Предмет исследования — Конституция ииное законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок и особенностипринятия поправок в Конституцию и ее изменение.
Цель работы – рассмотретьпорядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, атакже порядок ее пересмотра. Чтобы достигнуть цели, предлагаю решить следующиеисследовательские задачи:
1. Проанализироватьисторию развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции напримере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года
2. Раскрытьконституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправокк ней в Российской Федерации.
3. Датьпонятие и выяснить порядок принятия поправок к Конституции, рассмотретьособенности присущие данному процессу
4. Датьпонятие и выяснить порядок пересмотра Конституции, рассмотреть особенностиприсущие данному процессу
Степень разработанности темы. Однако послепринятия Основного закона снова появились разногласия по поводу реформированияКонституции. В частности, по этому вопросу в своих статьях высказывали мнениетакие юристы как А.А. Белкин, Е.А. Лукьянова, Т.Я. Хабриева, Осейчук В.И. идругие. Мнения данных правоведов можно найти в различных правовых журналах.
Структура работы. Работа в структурномплане состоит из четырех параграфов, семантически объединенных в две главы,введения и заключения. Приведен список используемых нормативно-правовых актов илитературы.

Глава 1. Правовые основы пересмотра иизменения Конституции в Российской Федерации
 
1.1 История развития институтаконституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР1978 года и Конституции РФ 1993 года
Прежде чемрассматривать процесс принятия поправок и пересмотра в современном законодательстве,хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс, и выяснить, используясравнение с Конституцией 1978 г., то, как изменился данный правовой институт. ВКонституции (Основном законе) Российской Советской ФедеративнойСоциалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в первоначальнойредакции) в статье 185 главы XI закреплено, что изменение Конституции РСФСРпроизводится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менеедвух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР Конституция(Основной закон) РСФСР (принята на внеочередной седьмой сессии ВерховногоСовета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) в первоначальной редакции
КонституцияРоссийской Федерации значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная,чем Конституция — Основной закон РСФСР 1978 года. Право принятия новойКонституции и поправок к прежней Конституции было предоставлено высшимпредставительным органам — Верховному Совету, Съезду народных депутатов, чтоотражало полновластие Советов.
В последниегоды существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ вовсех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и вконституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения.Конституционные нормы стали противоречить друг другу. Например, в КонституцииРоссийской Федерации — России, принятой на внеочередной седьмой сессииВерховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (в редакции от10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, атакже разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией,составляющими ее республиками, краями, областями, Москвой и Санкт-Петербургом,автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Однако встатье 185 Конституции оставалось положение о том, что изменение и дополнениеКонституции (Основного Закона) Российской Федерации — России производит Съезднародных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менеедвух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельныхстатей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатовРоссийской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.
Изменения идополнения статей Конституции Российской Федерации — России, касающиесяфедеративного устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены водностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе РоссийскойФедерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами,городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов.Таким образом, Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, онастала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая быласледствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционногокризиса 1992-1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён.
КонституцияРоссийской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционногозаконодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентирыполитического и социально-экономического развития, в центре которых стоятосновные права и свободы человека. Конституция России создана с учетомсовременных идей конституционализма, таких, как свобода, гуманизм, праваличности, разделение властей, представительная форма правления. Действующаяроссийская Конституция — подлинный источник права и применяется непосредственноне только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституциивыстроена новая система организации публичной власти, конституционныемеханизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства испособствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. ТеперьКонституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических иэкономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Болеетого, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим,политическим, социальным и иным преобразованиям. В 1994 году была предпринятапервая попытка внесения изменений в новую Конституцию. Совет Федерации внес вГосударственную Думу проект федерального конституционного закона «О поправках кчастям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации». Большинство жеимеющихся проектов поправок не преследовало цели добиться улучшенияконституционного текста. Требования об изменении Конституции во многом быливызваны политическими причинами. В основном корректировке предлагалосьподвергнуть главы об органах власти. Рассмотренные Государственной Думойпоправки к Конституции предусматривали: усиление полномочий ФедеральногоСобрания в сфере парламентского контроля, расширение перечня членовПравительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение отдолжности которых требует получения согласия Государственной Думы, новыйпорядок формирования Совета Федерации, изменения субъектного состава РоссийскойФедерации и др.
Сегоднядебаты по этим вопросам утихли, хотя неудовлетворенность конституционнымтекстом все же осталась. Таким образом, принятие новой Конституции в 1993 годубыло обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства новогогосударства. В настоящее время институт конституционных поправок и пересмотраКонституции более развит, чем в предшествующей Конституции, в которойзакреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защитуосновных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правовогогосударства.
Такимобразом, подводя итог вышесказанному, отметим, что внести поправки и (или)изменить современную российскую Конституцию сложнее, чем Конституцию 1978г.Новая Конституция — жесткая Конституция, которая требовалась в то непростоевремя ее принятия, время кризиса государственной власти, неразберихиполномочий.
1.2 Конституционно-правовое регулированиеизменения Конституции и принятия поправок к ней
Прежде всего, естественно, вопросыправового регулирования внесения поправок в Конституцию Российской Федерации иее пересмотра, находят свое отражение в самой Конституции. Причем это неразбросанные и дифференцированные положения, а совокупность норм, сведенных вглаву, конструктивно составляющую Конституцию. Эти вопросы регулируются в главе9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Тут, следует обратитьвнимание на то, что Конституция РФ различает такие понятия, как«конституционные поправки» и «пересмотр Конституции», ибо изменения изменениямрознь. Под первым понимается частичное изменение Конституции, не затрагивающееее фундаментальных основ, и связанное с внесением поправок к главам 3-8Конституции. А под вторым — изменение Конституции, связанное с пересмотромположений ее глав 1,2 и 9, что, по существу, равнозначно полному,концептуальному пересмотру Конституции в связи с основополагающим характеромсодержания этих глав, т.е. принятию новой конституции. В связи с этим вКонституции РФ устанавливается и существенно различная процедура изменениясодержания этих двух групп глав и различие связанных с этим правовых актов.Конституцией РФ устанавливаются субъекты внесения предложений о поправках иизменении (ст. 134), порядок внесения поправок и изменений в отдельные главы(ст. 135, 136, 137). Подробнее данные положения будут рассмотрены во второйглаве моей работы.
Согласно ч.1 ст. 137Конституции РФ изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации,определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федеральногоконституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в еесоставе нового субъекта Российской Федерации, об измененииконституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Это Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РоссийскойФедерации»
В.ч.3 ст. 5 данногонормативно-правового акта сказано: «Изменение наименования субъекта РоссийскойФедерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции РоссийскойФедерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации новогосубъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текстстатьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текстаКонституции Российской Федерации». Данное положение говорит об органическойсвязи данного федерального конституционного закона с Конституцией РоссийскойФедерации.
Тутже следует подчеркнуть, что данный акт является нормативно-правовым актомобщего плана. При образовании нового субъекта, принимается конкретныйфедеральный конституционный закон. Например, Федеральный конституционный законот 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образовании в составе РоссийскойФедерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединенияКамчатской области и Корякского автономного округа».
Вопросы внесенияпоправок и вступления их в силу к тому же, урегулированы федеральнымзаконодательством. Это Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «Опорядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации»
В комментарии кданному закону отмечается сфера его примененияи порядок внесения поправок: «НастоящийФедеральный закон устанавливает в соответствии со статьями 108, 134, 136Конституции Российской Федерации порядок и условия внесения, принятия,одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 — 8 Конституции РоссийскойФедерации. 2. Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положенийглав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации устанавливается в соответствии состатьей 135 Конституции Российской Федерации федеральным конституционнымзаконом о Конституционном Собрании и федеральным конституционным законом ореферендуме Российской Федерации. Порядок внесения изменений в статью 65Конституции Российской Федерации устанавливается статьей 137 КонституцииРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральныйконституционный закон о принятии в Российскую Федерацию и образовании в еесоставе нового субъекта Российской Федерации, об измененииконституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должен содержатьуказание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65Конституции Российской Федерации».
Это основные нормативно-правовые акты,регулирующие правоотношения в данной сфере. Однако, можно выделить и другие, регулирующиекосвенно указанные правоотношения. К примеру, Постановление Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации» и иныенормативно-правовые акты. Важное место занимает и судебная практика. В качествепримера приведу Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ.Данный нормативно-правовойакт вносит пояснения в те моменты, которые остаются непонятными из положенийКонституции.
Таким образом, внесение поправок вКонституцию Российской Федерации и ее пересмотр регулируются в главе 9Конституции «Заключительные и переходные положения». Также, правовоерегулирование осуществляется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РоссийскойФедерации» и Федеральным конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ»О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составенового субъекта Российской Федерации». К данным нормативно-правовым актамотсылают положения Конституции Российской Федерации.

Глава 2. Порядок принятие поправок кКонституции Российской Федерации. Порядок изменения Конституции РоссийскойФедерации
2.1 Понятие и порядок принятия поправок кКонституции Российской Федерации, порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции
Под поправкой к Конституции РоссийскойФедерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо изположений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации.
Порядокпринятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РоссийскойФедерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации,Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок кКонституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятиипоправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ. Согласноданной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесениепредложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерациимогут быть:
– ПрезидентРоссийской Федерации;
– СоветФедерации Федерального Собрания Российской Федерации;
– ГосударственнаяДума Федерального Собрания Российской Федерации;
– ПравительствоРоссийской Федерации;
– законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации;
– группа численностью не менее однойпятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Конституционныепоправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку вобщей форме многие предписания этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекаютиз содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 можетпотребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, всоответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новойКонституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл.3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагиваюттекст гл. 1, 2 и 9.
ГосударственнаяДума, обнаружив неопределенность в понимании ст. 136, обратилась вКонституционный Суд с запросом о ее толковании относительно наименования иправовой формы закона о поправках к гл. 3-8 Конституции.
КонституционныйСуд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П установил, что в соответствиис рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются законом РФ опоправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчастисовпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативыпринадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно ст. 134
Порядок принятияэтого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ,установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, то есть большинством не менее чем втри четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числадепутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этогозакона и предусмотренных им поправок является их одобрение органамизаконодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого законо поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию, ибо он, каки ФКЗ, не может быть отклонен Президентом. Конституционный Суд такжепостановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятыхФедеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотренияорганами законодательной власти субъектов РФ; порядок проверки соблюдениянеобходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способомодобренная поправка учитывается в конституционном тексте.
ФЗ «О порядкепринятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» был принят 4 марта1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции(напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержатьпредлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либоположение об их исключении из Конституции. Процесс принятия поправки выглядитследующим образом:
· Поступлениев Государственную Думу предложение о внесении поправок
· Направлениепредложения в комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства,для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
· РассматриваетсяГосударственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции.Закон считается одобренным, если «за» проголосовало не менее двухтретей общего состава Думы.
· Направлениена обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобренголосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.
· Вслучае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссиипалат Федерального Собрания.
Урегулирована ипроцедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации ирассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такимиорганами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляетсяПрезиденту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официальнопубликуется и вносится в текст Конституции.
Итак, можносделать вывод, что поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерациипринимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральногоконституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
По мнению рядаправоведов, что установленное в ст. 76 деление законов РФ на две группы — ФКЗ иФЗ — могло бы быть дополнено третьей, промежуточной группой — законами опоправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качествеособой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняяуказанное деление законов России на две группы, эти особые законы назывались быФКЗ, а не ФЗ о поправках к гл. 3-8 Конституции. Это согласовалось бы ссодержанием ст. 1 упомянутого ФЗ о порядке принятия и вступления в силупоправок к Конституции. Ограничив в ч. 1 предмет его регулирования поправками кгл. 3-8, этот ФЗ в ч. 2 и 3 установил ряд требований к ФКЗ о пересмотреположений гл. 1, 2 и 9 и к ФКЗ о внесении изменений в ст. 65; но, согласно ст.76 (ч. 3) Конституции (см. комм. к ней), ФЗ не может противоречить ФКЗ. А не наоборот.
Свои особенности имеет порядок внесенияизменений в ст.65 Конституции Российской Федерации. Рассмотрим его в данномпараграфе, поскольку по смыслу порядок данных изменений ближе к поправкам,нежели пересмотру Конституции. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65,определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ,является, согласно ст. 137 (ч. 1) Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ иобразовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правовогостатуса субъекта Федерации. Принятие ФКЗ по такому вопросу происходит не вобщем законодательном процессе, а в специальном порядке. Круг субъектовзаконодательной инициативы для данного случая общий. Согласно ч. 1 ст. 104право законодательной инициативы предоставлено Президенту Российской Федерации,Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы,Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органамсубъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежиттакже Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду РоссийскойФедерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Часть 2 ст. 137устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 вслучае изменения официального наименования субъекта РФ. Согласно ст. 71-73Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительнойкомпетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение новогонаименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи счем ее порядок не был никем точно определен.
В связи с этим, помнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган икаким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 новогонаименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Судс запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.
Конституционный СудПостановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П определил, что изменениянаименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указомПрезидента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленномим порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленныеему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не являетсяизменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, неможет быть произведено в указанном порядке такое переименование, котороезатрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина,интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересыдругих государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации иликонституционно-правового статуса ее субъекта.
Таким образом, под поправкой к Конституции РоссийскойФедерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо изположений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправкахвносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений опоправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках кКонституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок,который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционногозакона.
2.2 Понятие и порядок пересмотра КонституцииРоссийской Федерации
конституция пересмотрпоправка
Под пересмотромКонституции понимается внесение изменений, дополнений, новой редакции в главы1,2 и 9 Конституции Российской Федерации. Фундаментальное значение положенийгл. 1, 2 и 9 для всего содержания Конституции предопределило особый порядокизменения положений этих ее глав. Статья 135 (ч. 1) запрещает ФедеральномуСобранию пересматривать их положения. Роль Федерального Собрания и его палатограничена некоторыми важными действиями по подготовке к пересмотру положенийгл. 1, 2 и 9.
Субъекты права навнесение таких предложений, перечисленные в ст. 134 (см предыдущий параграф),могут их выдвигать, но обе палаты Федерального Собрания могут только официальноподдержать такие предложения, обеспечивая продолжение их рассмотрения наследующем этапе конституционного (учредительного) процесса.
Согласно РегламентуГосударственной Думы (в ред. от 10 марта 2006 г.), предложения о пересмотреположений глав 1, 2 и 9 Конституции, внесенные в эту палату, должны содержатьновую редакцию этих глав или их частей с обоснованием. Совет Думы направляетэти предложения в Комитет по конституционному законодательству игосударственному строительству для подготовки заключения, после чего включаетих в календарь рассмотрения вопросов Думой. Предложения и заключениерассматриваются на ее заседании, по итогам которого палата принимаетпостановление об одобрении или отклонении этих предложений. Если они одобрены,то постановление об этом с законопроектом направляются Совету Федерации длярассмотрения.
Регламент СоветаФедерации от 30 января 2002 г. (в ред. от 2 марта 2007 г.) относит такиепредложения к ведению его Комитета по конституционному законодательству. Ониподлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации вопределенном порядке.
Предложение опересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции может быть поддержано, согласноч. 2 ст. 135, квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосовобщего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.Конституционный Суд в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П далтолкование понятиям общего числа депутатов Государственной Думы и общего числачленов Совета Федерации согласно численности каждой палаты, установленной в ст.95 (ч. 2 и 3) Конституции. Общее число депутатов Государственной Думысоставляет 450 депутатов. Общее число членов Совета Федерации и депутатовГосударственной Думы предусмотрено для раздельного по палатам голосования иопределения его результатов. Это значит, что необходимо 60 процентов голосовполного состава каждой из этих палат, то есть от 172 членов Совета Федерации иот 450 депутатов Государственной Думы, соответственно, 104 и 270 голосов.
Если такое решениебудет принято требуемым большинством голосов, то в соответствии с ФКЗсозывается Конституционное Собрание. ФКЗ о Конституционном Собрании пока нет.Этот закон должен определить: кем созывается Конституционное Собрание? как онообразуется и каков его состав? должно ли оно быть однопалатным или двухпалатным?должно ли оно на время своей работы заменить Федеральное Собрание, взяв на себяи его работу, или может действовать наряду с ним? Как оно должно бытьорганизовано и в каком порядке действовать? Мировой опыт в этом отношении богати разнообразен, как и предложения, уже высказанные в России.
В ряде проектов ФКЗо Конституционном Собрании предлагалось вопреки Конституции сформироватьКонституционное Собрание, так чтобы большинство его членов составляли членыпалат Федерального Собрания, чтобы работой Конституционного Собрания руководилипредседатели и иные должностные лица палат Федерального Собрания и т.п.
Ряд органовгосударственной власти РФ, которые, согласно Конституции, не имеют права напересмотр Конституции и образованы для иных целей, предлагалось в полномсоставе включить в состав Конституционного Собрания (Совет Федерации,Государственную Думу, Конституционный Суд, не имеющий права даже вноситьпредложения о поправках к Конституции, и др.). Были предложения,предусматривавшие ускоренный темп работы Собрания, сокращение прений и т.п.,как и предложения о всенародных выборах Конституционного Собрания, что,по-видимому, в большей степени соответствует действующей Конституции, вчастности ее ст. 3.
КонституционноеСобрание, на первом этапе своей работы рассмотрев вопрос о пересмотре положенийглав 1, 2 и 9, должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается срассмотренными предложениями и, отклоняя их, подтверждает неизменностьКонституции РФ, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись сопределенными предложениями, разрабатывает проект новой Конституции. Такимобразом, любое изменение в тексте глав 1, 2 и 9, если этот проект будет принят,может означать замену прежней Конституции новой, даже если новая Конституциябудет во многом совпадать с прежней.
Проект новойКонституции России должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. Всоответствии со ст. 135 дальнейшая процедура может иметь три варианта.
В первом вариантеКонституционное Собрание отклоняет проект и решает, продолжать ли работу надним или подтвердить неизменность действующей Конституции.
Во втором вариантеКонституционное Собрание принимает новую Конституцию большинством в две третиголосов общего числа его членов, вводит ее в действие, и этим прекращается егодеятельность.
В третьем варианте,если за принятие этого проекта будет большинство Конституционного Собрания, номенее двух третей голосов, Конституционное Собрание выносит проект новойКонституции на всенародное голосование. Согласно ст. 6 (ч. 1) ФКЗ от 11 июня2004 г. о референдуме РФ, Конституционное Собрание вправе вынести навсенародное голосование проект новой Конституции РФ.
По-видимому,деятельность и полномочия Конституционного Собрания при этом такжепрекращаются, по крайней мере, до принятия новой Конституции всенароднымголосованием. Проведение всенародного голосования о принятии или отклонениипроекта может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т.п.(избирательные комиссии всех уровней). Для принятия новой Конституции нужно участиев нем более половины общего числа избирателей, при условии что если болееполовины из них проголосуют за нее.
Конституция ныне несодержит статей, вовсе не подлежащих изменению. Это отличает ее от конституцийряда других демократических правовых государств, устанавливающих недопустимостьпересмотра республиканской формы правления (Франция, Италия), парламентарнойформы государства, принципов уважения и защиты конституционных прав и свободчеловека и гражданина, разделения властей (Греция). Не подлежат пересмотрумногие положения Основного закона ФРГ (о защите достоинства и прав человека, одемократическом, социальном и федеративном государстве и др.). Следует ли такойподход применить и в России, может быть решено при возможном пересмотреКонституции.
Итак, под пересмотром Конституции РоссийскойФедерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу ихзначимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений теже самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение повнесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятыхголосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы,далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшейсудьбе внесенного проекта. Окончательное решения принимает многонациональныйнарод Российской Федерации путем всеобщего голосования. Однако, федеральныйконституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующийдеятельность Конституционного Собрания еще не принят.

Заключение
Итак, проанализировав и изучив нормыКонституции Российской Федерации и российского законодательства,устанавливающие порядок принятия поправок и пересмотра Конституции РоссийскойФедерации изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотревучебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачикурсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключениипозволяет сделать следующие выводы:
1. Современная КонституцияРоссийской Федерации (от 12 декабря 1993г), существенно отличается отКонституции СССР 1978г в части внесения поправок и пересмотра. НоваяКонституция — жесткая Конституция, которая требовалась в то непростое время еепринятия, время кризиса государственной власти, неразберихи полномочий.Процедура внесения в нее поправок и ее пересмотра существенно сложнее, чтослужит гарантом стабильности и защищенности Основного закона от политическихрешений и противоборств, решаемых зачастую и с помощью механизмазаконодательства.
2. Внесение поправокв Конституцию Российской Федерации и ее пересмотр регулируются в главе 9Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулированиеосуществляется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядкепринятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» иФедеральным конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ „О порядкепринятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъектаРоссийской Федерации». К данным нормативно-правовым актам отсылают положенияКонституции Российской Федерации. Также значения имеют постановленияКонституционного Суда Российской Федерации, которые разъясняют положенияКонституции РФ, регулирующие порядок внесения поправок или пересмотраКонституции, вносят унификацию и единое понимание данных положений.
3. Подпоправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение,новая редакция какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации.Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права навнесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в формезакона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данногозакона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятияфедерального конституционного закона.
4. Подпересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесениеизменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъектыправа на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок.Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложениюквалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должносозывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбевнесенного предложения. Если Конституционное Собрание одобряет внесенноепредложение (новый проект), то окончательное решение принимается всенароднымголосованием (референдумом) на которое и выносится данные предложения (новыйпроект). Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовыеосновы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

Список нормативно-правовых актов илитературы
 
1. Конституция(Основной закон) РСФСР 12 апреля 1978 г.// Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — №15. — Ст.407.
2. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г.// “Российская газета» от 25декабря 1993 г. N 237.
3. Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РоссийскойФедерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря2001 г. N 52 (часть I) ст. 4916.
4. Федеральныйконституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образованиив составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации врезультате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. N 29 ст. 3119.
5. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толкованиистатьи 136 Конституции РФ // «Вестник Конституционного Суда РоссийскойФедерации», 1995 г., N 6.
6. ПостановлениеКонституционного Суда от 12 апреля 1995 г. N 2-П// СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1708.
7. ПостановлениеСовета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «ОРегламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации от 18 февраля 2002 г. N 7 ст.635.
8. РегламентГосударственной Думы (в ред. от 10 марта 2006 г.)// Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801.
9. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) — «БЕК», 1994 г.
10.  Сальников И.В.«Комментарий к Федеральному закону от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядкепринятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»- М., 2008 г.
11.  Баглай М.В. Конституционноеправо Российской Федерации / М.В. Баглай. — М.: НОРМА, 2005. — 802 с.
12.  Белкин А.А. ПересмотрКонституции (теоретические аспекты) / А.А. Белкин // Правоведение. — 1995. — №1. — 136 с.
13. Р.В. Енгибарян, Э.В.Тадевосян«Конституционное право», М: ЮРИСТЪ 2000, ст. 134.
14.  Хабриева Т.Я.Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость //Журнал российского права. — 2003. — № 11.
15.  Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемыКонституции Российской Федерации / Е.А. Лукьянова // Конституционное имуниципальное право. — 2007. — №15.
16.  Осейчук, В.И. О необходимости новогоэтапа конституционной реформы в России / В.И. Осейчук // Конституционное имуниципальное право. — 2006. — №5.
17.  Старилов Ю.Н. Будущее КонституцииРоссийской Федерации: реализация без изменений, преобразование или неизбежностьпересмотра? / Ю.Н. Старилов // Право и политика. — 2005. — №1.