Конструктивное взаимодействие с ребенком, имеющим отклонения в развитии

Волгоградскийгосударственный институт повышения квалификации и переподготовки работниковобразования
Кафедра «Коррекционнойпедагогики и здоровьесберегающих технологий»

Межсессионнаяконтрольная работа
Тема: «Конструктивноевзаимодействие с ребенком, имеющим отклонения в развитии».

Соискателя высшей квалификационной категории
Рудяковой Оксаны Николаевны, педагога-психолога
районного методического кабинета
комитета по образованию администрации
Советского района г. Волгограда.
Волгоград,2006

Оглавление
Введение
1часть. Психолого-педагогическое изучение обучающихся 2 «В»класса с целью выявления индивидуальных особенностей детей и оказанияпсихолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательногопроцесса
2 часть. Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимисяс особыми образовательными потребностями
3 часть. Выводы по результатам проведеннойкоррекционно-развивающей работы на основе повторной диагностики
Приложение

Введение
 
В настоящий момент всовременном обществе одной из наиболее актуальных социальных проблем являетсяпроблема распространенности формы психического недоразвития умственнойотсталости среди населения. Неблагополучие экологической обстановки, наличиебольшого количества стрессовых факторов в жизни современного человекапредъявляет повышенные требования, как к деятельности нервной системы, так и кфункционированию психики в целом.
По данным Всемирнойорганизации здравоохранения количество людей с умственной отсталостьюсоставляет до 3% от всего населения мира. В США и странах Европы распространенностьолигофрении составляет 7-30 человек на 1000 человек населения.
Одну из наиболеенезащищенных перед лицом психических болезней категорий населения составляютдети. Так, из числа больных олигофренией, состоящих на учете, лиц моложе 18 летдо 64%, а старше 40 лет – 6,8%.
Исследования в области специальнойпсихологии показали, что форма психического недоразвития — умственнаяотсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологииих можно условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную,как правило, генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешнимифакторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), — возникшие на различных этапахразвития ребенка.
Особенно важным в этойобласти исследования представляется вопрос развития коммуникативных умений у обучающимисяс диагнозом умственная отсталость. Общение – это сложный процесс установления иразвития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека вчеловеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Удетей с умственной отсталостью данная потребность не возникает сама по себе, именнопоэтому психолог одной из задач реализуемых в своей деятельности выделяетразвитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихсяс особыми образовательными потребностями в общество.
Но для того, чтобы уребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так сосверстниками необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектоввоспитательно-образовательного процесса.
Инструментомконструктивного взаимодействия педагога с обучающимся по мнению Н.Е. Щурковойявляется «нежное прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказаниепомощи ребенку в его развитии. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работешкольного психолога» предлагает педагогу-психологу использовать средствапсихологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементысказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:
принцип деятельностногоподхода: опора на тот вид деятельности, который доступен ребенку синтеллектуальной недостаточностью;
принцип комплексногоподхода: поддержка тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом,учителем, воспитателем и родителями;
принцип иерархичности: отпростого к сложному, ориентируясь не только на уровень актуального развитияребенка, но и на его потенциальные возможности (И.И. Мамайчук«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»,2003г.)
Свою работу с детьми стотальным недоразвитием психических функций я строю с опорой на эти принципы исчитаю, что именно от того сможет ли психолог донести смысл данных принципов, атакже разъяснить влияние межличностного взаимодействия на развитие ребенка егоокружению зависит успешность социализации обучающихся с особымиобразовательными потребностями в будущем.

1 часть. Психолого-педагогическоеизучение обучающихся 2 «В» класса с целью выявления индивидуальных особенностейдетей и оказания психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательногопроцесса
 
Когда возникаеткритическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моейпрактике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость такимумением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, сучетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной)школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педагогов «опускались руки»в процессе обучения и воспитания детей с тотальным недоразвитием психическихфункций. Так при оказании консультативной психологической помощи педагогу 2 «В»класса мною была проведена определенная работа, о содержательной сторонекоторой и ее результатах будет рассказано далее. Началось все с прихода ко мнепедагога, который рассказал, что «в классе достаточно сложно работать на уроке,не успеваем решить и половины, на следующий урок снова все с нуля, да ивоспитательской работы не видно». Проводя консультации с педагогом по осознаниюего отношения к обучающимся в классе, оценки его ожиданий в отношениивозможностей ребят мною параллельно проводилось исследование во 2 «В» классе, гдеобучалось 10 детей в возрасте от 9-11лет: 3 девочки и 7 мальчиков.
Диагностирование индивидуальныхособенностей мышления детей младшего школьного возраста с диагнозом умственнаяотсталость проводилось мною поэтапно:
1 этап –подготовительный:
заочное знакомство сгруппой учащихся в форме бесед с классным руководителем, воспитателем;
изучение документации(протоколы Областной ПМПК, дневники наблюдений, которые ведут учитель ивоспитатель данного класса, сведения о семьях обучающихся);
общая характеристикакласса по собственным наблюдениям за познавательной активностью и поведениемобучающихся на уроках и воспитательских занятиях (посещение 4 уроков (математика,чтение, ручной труд, физическая культура) и 2 воспитательских занятий во второйполовине дня);
форма проведениядиагностирования (фронтальная и индивидуальная);
разработка единогораздаточного бланка для фронтальной диагностики;
формулирование инструкцийс учетом особенностей восприятия обучающихся.
2 этап – проведениеисследования:
1-е условие – Установлениеконтакта с группой с учетом следующих составляющих:
перцептивной стороны/внешний вид: одежда в спокойных тонах; малое количество украшений, которыеотвлекают внимание обучающихся; улыбка при встречи с детьми и т.п./;
коммуникативнойсоставляющей / доступность предлагаемой информации; доброжелательный тон,спокойный тембр голоса; письменная и устная инструкция, которая дается почастям; создание атмосферы доверия через оказание вербальной поддержки;построение диалога в форме ответов на вопросы и т.п./;
интерактивной сторонывзаимодействия.
2-е условие — Проведениев отсутствии классного руководителя.
3-е условие — Замотивированностьна взаимодействие с опорой на интерес, вызывание у детей эмоции удивления черезвведение сказочного персонажа, как гостя с различными заданиями, выполнивкоторые мы поможем ему вернуться в сказку.
4-е условие — Указание наспособы заполнения бланка /устные инструкции сопровождающиеся наглядным показом/.
3 этап – обработкаи анализ полученных результатов:
первичная обработкабланков;
составление своднойтаблицы по результатам исследования;
анализ полученныхрезультатов.
4 этап — разработкарекомендаций педагогу по стимуляции мыслительных операций и коррекционномувоздействию на них; воспитателю и педагогу по развитию конструктивноговзаимодействия с обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей.
Форма проведения – вбольшей степени групповая.
Исследовалась степеньвладения мыслительными операциями: сравнение, обобщение, выделениесущественного, установление логических связей между предметами, понятиями. Заоснову тестовых заданий был взят материал Л.Ф.Тихомировой по исследованиюинтеллектуальных способностей у младших школьников с учетом того, что данныйматериал разрабатывался для проведения диагностического обследования здоровыхдетей.
По итогамдиагностирования было выявлено, что общий уровень развития мышления 3 учащихся нижесреднего, при этом показатели классификации, сравнения и обобщения у них выше,чем показатели существенного и аналогий. 7 человек имеют низкий уровеньразвития мышления, при этом показатель развития аналогии у 5 человексоответствует нулевому значению. При выполнении заданий на обобщение исравнение предметов и понятий вся группа испытывала затруднения в выделениисущественных признаков, перечисляя лишь второстепенные, но ярко выраженные(Приложение №1).
Таким образом, мною быловыяснено, что все учащиеся испытывают трудности при установлении иерархиипонятий, вычленении более широких и более узких понятий, нахождении связеймежду родовыми и видовыми понятиями.
У учащихся с нормальнымсостоянием интеллекта к 9-10 годам происходит переход к стадии логическихопераций, которая связана с развитием способностей к обобщению и абстрагированию,чего не наблюдается у ребят 2-го «В» класса.
Исследованиеэмоционально-личностных особенностей детей проводилось фронтально по методике:тест «Эмоциональное отношение к школе» (Приложение №2).
В результате исследованиявыяснилось, что положительное эмоциональное отношение к школе испытывают 6человек, но явно это выражено у 3 участников исследования; негативноеэмоциональное отношение к школе испытывают 4 человека, из них сильно выражено у1. Обоснование выбора на этом этапе не требовалось, так как на подготовительномэтапе уже были проведены некоторые наблюдения и выдвинуты гипотезы относительнонекоторых обучающихся. Данные гипотезы были проверены в условиях индивидуальнойдиагностической работы, которые подтвердили, что эмоциональное отношение кшколе у обучающихся напрямую связано с теми эмоциями, которые они испытывают какво время учебного процесса, так и во внеурочное время при взаимодействии спедагогами, сверстниками и обучающимися других классов /образовательноеучреждение интернатного типа/.
Изучение особенностеймоторики (как мелкой, так и общей) детей с диагнозом умственная отсталостьпроводилось с опорой на серию тестов Н.И. Озерецкого в индивидуальной форме(Приложение №3).
По результатам прохождениятестовых заданий я обратила внимание на то, что некоторые движения детивыполняют со второй, третьей попытки, так как им требуется продолжительноевремя для уяснения задания, сосредоточенности на его выполнении. Кроме того, быливыявлены признаки двигательного беспокойства у 3 человек, что также влияет на особенностивзаимодействия данных обучающихся с педагогами; ребята с трудом пытались сконцентрироватьсяна выполнении задания, часто расстраивались, если у них не получалось выполнитьзадание, иногда отказывались от его выполнения.
По итогам выполнениязаданий на тонкую моторику у 6 ребят были получены низкие показатели, поэтомупродуктивность письменной деятельности на уроках письма достаточно низкая.
Исследования особенностеймоторной сферы позволили выяснить, что в классе есть дети с признакамидвигательного беспокойства, нетерпеливые, эмоционально возбудимые, у которыхнедостаточно развита произвольная регуляция и здесь необходимо оказаниекомплексной помощи с привлечением медицинских специалистов (психоневролога).
Мелкие мышцы рук у детейс диагнозом умственная отсталость развиты недостаточно, отмечаются отдельныепризнаки недоразвития координации движений и телесной ловкости, поэтомупедагогу были предложены варианты пальчиковых игр, а также физкультминутоксоставленных с опорой на систему развития баланса межполушарного взаимодействия(Брейн Джин «Гимнастика для ума»).
В ходе исследования детине испытывали дискомфорта, не отмечались признаки стеснительности инастороженности, что часто встречается у здоровых детей, некоторые были чрезмерновеселы, открыты, очень эмоционально реагировали на предложенные задания.
С учетом всего вышеперечисленного мною был составлен план коррекционно-развивающей работы собучающимися 2 «В» класса.
2 часть. Организациякоррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательнымипотребностями
По мнению Лисиной иЛомова психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только впроцессе общения со взрослым, а также по мнению Д.Б. Эльконина с опорой наведущий вид деятельности ребенка. Так как развитие аномального ребенкапроисходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, то присоздании определенных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С.Выготский, М. Монтессори). Основываясь на этих положениях, мною была составленапрограмма коррекционно-развивающих занятий, где подбор заданий (игр иупражнений) производился с учетом полученных диагностических данных. Цельюданных занятий было создание условий для коррекции и развития познавательнойактивности, снятия эмоционального напряжения и формирования конструктивныхспособов межличностного взаимодействия у детей в условиях совместной творческойдеятельности. Занятия проводились в игровой форме, так как игра занимает важноеместо в жизни, как младшего школьника с нормальным развитием, так и с тотальнымнедоразвитием психических функций. Продолжительность одного занятия составляла40 — 45 минут. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю во второйполовине дня. Занятия проводились в течение 2,5 месяцев и имели следующуюструктуру:
Ритуал приветствия,позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия ипринятия.
Разминка – средствовоздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой напродуктивную групповую деятельность. Включал игровые задания на развитиевнимания, памяти, мышления, эмоций.
Творческие задания в видеизготовления «волшебных красок» и работа с ними; раскрашивания фигур по готовымтрафаретам; тематической аппликации, то есть элементы арт-терапии, направленныена улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения иразвития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах илиизготовление работы всей группой).
Рефлексия на занятие –выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения кпредлагаемым творческим заданиям.
Ритуал прощания.Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Ведущим на данном этапеработы являлся педагог-психолог, а учитель приглашался на эти занятия сначала сцелью проведения наблюдения за тем, что происходит, как ведут себя дети впроцессе совместной деятельности. После нескольких посещений учитель изъявилжелание принимать в них участие, что позволило ей установить с детьми болеетеплые отношения и изменить свою точку зрения относительно тех возможностей,которыми обладают дети с тотальным недоразвитием психических функций. Вприложении предлагается несколько конспектов коррекционно-развивающих занятий.(Приложение №4).
Параллельно с этой работойбыли проведены индивидуальные консультации с родителями обучающихся, у которыхнаблюдались признаки двигательного беспокойства, эмоциональной возбудимости.
После десяти проведенныхзанятий, которые совпали с окончанием четверти и классным родительским собранием,педагог пригласила меня выступить перед родительской аудиторией на тему«Оказание психологической поддержки ребенку с особыми образовательнымипотребностями», где родителям были сообщены не только результаты учебнойдеятельности обучающихся, но и представлены продукты практической деятельностина коррекционно-развивающих занятиях (поделки, рисунки, аппликации).
Когда родители привезлидетей в школу после каникул, то многие отметили, что дети с желанием собиралисьв школу, первые дни часто вспоминали о психологе и учителе. Таким образом,можно предположить, что процесс, который осуществлялся с ними, ихзаинтересовал.
В конце второй четвертимною была проведена повторная диагностика, чтобы отследить результативностькоррекционно-развивающей работы.

3 часть. Выводы по результатам проведеннойкоррекционно-развивающей работы
 
С целью выявлениярезультативности коррекционно-развивающей работы была проведена повторнаядиагностика изучения индивидуальных особенностей мышления детей с диагнозомумственная отсталость с опорой на батарею тестов Л.Ф. Тихомировой:
1.Тест «Классификация предметов»;
2.Тест «Сравнениепредметов»;
3.Тест «Выделениесущественных признаков»;
4.Тест «Аналогии»;
5.Тест «Обобщение»;
Изучениеэмоционально-личностных особенностей детей с диагнозом умственная отсталостьпроводилось с опорой на тест «Эмоциональное отношение к школе», а особенностеймоторики (как мелкой, так и общей) по методике Н.И. Озерецкого.
Возможно, что в сравнениис нормой ярко выраженных изменений не произошло за столь короткий промежутоквремени. Однако при сопоставлении результатов первого исследования и второго,после проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми, количественныепоказатели увеличились, изменилась форма ведения рассуждений при выполнениизаданий аналогии и существенное, появились попытки обосновать свой ответ.
При повторном исследованииэмоциональной сферы были получены следующие результаты:
при выполнении задания АлешаК. и Катя К. стали задумываться, прежде чем сделать свой выбор, пытались уточнитьзначение слов до осуществления выбора;
количество отказов резкоуменьшилось, так как произошло обогащение словарного запаса у детей в процессекоррекционно-развивающих занятий, они стали понимать суть предлагаемых им прилагательных,но не доступным остался переносный смысл некоторых слов;
существенных изменений вплане эмоционального отношения детей к школе не произошло, хотя многиеотмечали, что в школе им весело, хорошо, чисто в классе.
Повторное исследованиемоторного развития детей с 2 «В» класса позволило отследить ряд изменений.
Количественный показательвыполнения заданий изменился у 2 человек, но сам процесс выполнения, отношениек указаниям изменилось у большего количества ребят. Заметны были и измененияэмоционального состояния многих обучающихся во время выполнения заданий:
Диана С. во время первогоисследования боялась перепрыгивать через веревку, а во время второго срезасправилась с заданием;
Максим Д. сильнопереживал свои неудачи, рука во время метания мяча у него дрожала в первый раз,а во второй раз он выполнил задание, хотя и с поддержкой педагога/предвосхищающая оценка/;
Саша Н. проявил выдержкуво время выполнения заданий, хотя и не справился с заданием;
Кирилл К. избегал вовремя первого исследования всех моторных заданий, говорил, что не сможет, а вовремя второй процедуры участвовал в выполнении всех заданий.
Таким образом, порезультатам повторной диагностики видно, что проведенная коррекционно-развивающаяработа оказывает развивающий эффект на индивидуальные особенности (интеллектуальной,моторной и эмоционально-волевой сфер) детей с тотальным недоразвитиемпсихических функций только в том случае, если построить процесс взаимодействия наконструктивной основе со всеми участниками процесса сопровождения. Важнымявляется и то, что взаимодействие педагога с обучающимися 2 «В» класса, которыйбыл не просто сторонним наблюдателем, но и активным участникомкоррекционно-развивающего процесса, стало носить личностный характер и весьучебный материал, его объем, стиль преподнесения соотноситься с индивидуальнымиособенностями ребят, их возможностями.
Таким образом, в своейработе я попыталась показать, что конструктивное взаимодействие является однимиз основных умений педагога-психолога и реализуется во всех направлениях егодеятельности со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.Именно этот специалист является связующим звеном между ребенком и педагогом,ребенком и родителем, ребенком и детским коллективом. От того сумеет ли психологнайти индивидуальный подход к ребенку с особыми образовательными потребностями,т.е. построить с ним на конструктивной основе свои взаимоотношения в процессевзаимодействия, определить проблемные зоны в его развитии и оказатьсвоевременную психолого-педагогическую помощь как самому обучающемуся, так иего окружению, зависит процесс социализации его в обществе.

Приложение№1
Результаты исследования интеллектуальныхспособностей у обучающихся 2 «В» класса.

п. Имя ребенка Классификация Сравнение Существенное Аналогии Обобщение
Кол-во
баллов
Общий уровень
развития 1. Алеша К. 3 2 2 2 2 11 Ниже среднего 2. Максим Д. 2 2 2 6 Низкий уровень 3. Антон М. 2 2 2 6 Низкий уровень 4. Катя К. 3 3 1 1 3 11 Ниже среднего 5. Кирилл Е. 3 2 1 1 2 9 Ниже среднего 6. Диана С. 2 2 1 5 Низкий уровень 7. Егор И. 2 2 2 6 Низкий уровень 8. Ксюша М. 3 2 1 1 3 10 Ниже среднего 9. Дима Р. 2 2 1 1 1 7 Низкий уровень 10. Саша Н. 1 1 2 4 Низкий уровень

Приложение№2
 
Результаты исследования потесту «Эмоциональное отношение к школе» среди обучающихся 2 «В» класса.

п. Имя ребенка Школьник Дошкольник (+) (-) отказ (+) (-) отказ 1. Алеша К. 10 3 2 7 5 2. Максим Д. 5 3 5 9 3. Антон М. 5 4 2 6 3 2 4. Катя К. 8 2 4 5 1 4 5. Кирилл Е. 12 4 4 2 4 6. Диана С. 5 7 1 7 2 1 7. Егор И. 7 3 10 2 8. Ксюша М. 11 6 5 9. Дима Р. 5 10 2 5 2 10. Саша Н. 6 6 4 4 2 4

Приложение№3
 
Обобщенные результаты посерии тестов Н.И. Озерецкого.

п. Имя ребенка Номер тестового задания Примечание. Тест 1. Тест 2. Тест3. Тест 4 М Д М Д 1. Алеша К.
+
+
 
+
 
+ Выполнил тесты 1,4 со второй попытки. 2. Максим Д.


 

 
– Наблюдалось двигательное беспокойство. 3. Антон М.
– 1/2
 

 
– Отказывался выполнять тесты со второй попытки. 4. Катя К. 1/2
 
+
 
+
+ Тест 1,3,4 выполнила со второй – третьей попыток. 5. Кирилл Е.


 

 
– ДЦП. 6. Диана С.

 

 

– Наблюдалось двигательное беспокойство, отказывалась выполнять задание 3 теста. 7. Егор И. 1/2 1/2
 

 
+ Выполнил тесты 1,4 со второй попытки. 8. Ксюша М. 1/2
 

 
+
+ Тест 1, 3,4 выполнила со второй – третьей попыток. 9. Дима Р.
+
+
 
+
 
+ Выполнил тесты 1,4 со второй, третьей попыток. 10. Саша Н.


 

 
– Наблюдалось двигательное беспокойство, отказ от повторной попытки.
 

Приложение№4
 
Выборочные конспектыкоррекционно-развивающих занятий, проведенных с обучающимися 2 «В» класса.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Бал на леснойполянке.
Цель: Создание позитивного настроя уобучающихся на совместное взаимодействие с психологом. Развитие мелкой моторикирук, зрительного восприятия.
Ход занятия.
1часть. Приветствие и разминка.
Упр. «Имена».
Каждый участник поочереди называет свое имя, а остальные его запоминают.
Упр. « Поднимите рукуте, кто…..».
Ведущий задает детямвопросы, например, такие:
Кто любит смотреть мультфильмы?
Кто умеет ездить навелосипеде?
Кто любит дарить подарки?
Кто пришел сегодня ко мнена занятие в хорошем настроении?
Упр. «Покажи, чтоназову».
Ведущий называет какое-тоживотное, а ребята стараются его изобразить с помощью невербальных средстввыразительности (мимики и пантомимики).
2 часть. Сообщение темы занятия, введение в игровую ситуацию.
Игра «Дорисуй ираскрась».
Ведущий показываеткартинку, прикрепленную к доске, где изображена божья коровка, которую началрисовать художник, а закончить не успел, он нарисовал только ее половинку.Ведущий предлагает одному из ребят дорисовать божью коровку. Затем предлагаеткаждому лист с половинкой изображения бабочки /девочкам/ и жука /мальчикам/,которые необходимо также дорисовать. Ребятам с умеренной степенью умственнойотсталости предлагается соединить по точкам вторую половинку рисунка. Когда всеребята справятся с заданием, ведущий говорит о том, что мир полон разных красок,чтобы бабочки и жучки стали веселыми необходимо их раскрасить. Детямпредлагаются цветные карандаши для выполнения задания. По итогам устраивается бална лесной поляне, когда каждая работа вывешивается на доске, где уже размещеныразные цветы.
3 часть. Рефлексия и ритуал прощания.
Ведущий выясняет,понравилось ли ребятам на занятии, что запомнилось, чем они сегодня занималисьи предлагает им выполнить еще одно упражнение.
Упр. «Мы один цветок».
Дети, стоя в кругу,кладут свои ладони на ладони своего соседа справа и слева, образуя круг. Затемладошки поднимаются вверх, имитируя закрытый бутон цветка, а потом медленно опускаютсявниз, как бы бутон раскрывается.
Пожелание успехов ребятамот ведущего, создание позитивного настроя на следующую встречу.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: В гостях устаричка — лесовичка.
Цель: Создание условий для сплочениядетского коллектива. Развитие и коррекция зрительного восприятия.Формирование умения действовать по инструкции.
Ход занятия.
1часть. Приветствие и разминка.
Упр. «Назови соседасправа».
Каждый участник занятияпо очереди называет своего соседа справа.
Упр. «Бой быков».
Ведущий предлагает детямпредставить такую ситуацию: утром в школу пробрались два маленьких бычка. Ониустроились на спине одного из участников занятий и решили подраться. «Бычки» — руки ведущего – «дерутся» на спинах детей, перескакивая с одного на другого,массируя таким образом шейную и плечевую зоны. Задача детей – сидеть смирно.
Упр. «Хлопните владоши те, кто…»
Дети отвечают наразличные вопросы ведущего с помощью хлопков в ладоши.
Кто сегодня невыспался?
Кто хотел бы жить влесу?
Кто любит ходить вшколу?
Кто хочет бытьсильным, как богатырь?
Кто хочет бытькрасивой, как Василиса Прекрасная?
Кто часто обижается намаму?
Кто хотел бы жить влесу?
2часть. Сообщение темы занятия.
Игра «Составь предметиз геометрических фигур».
Педагог рассказываетребятам, что побывал в гостях у старичка – лесовичка. Он увидел там необычнуюелку, домик, да и сам лесовичок показался ему не совсем обычным. Показкартинки, где все перечисленное выполнено в виде аппликации из геометрическихфигур. Что же здесь необычного, что удивило, выясняет ведущий у ребят. Еслидети затрудняются, то он предлагает им подсказки: обводит по контуру каждуюгеометрическую фигуру; задает наводящий вопрос, типа: Из чего построен дом лесовичка?Посмотрите, что это и показывает на квадрат – основание дома. Затем ведущийвыясняет, знают ли ребята название геометрических фигур, из которых состоителка, домик, лесовичок. После подробного рассмотрения картинки педагогпредлагает ребятам самим сделать такую же картинку. В конвертиках у каждоголежат уже подготовленные геометрические фигуры, которые необходимо выбрать инаклеить вместе так, чтобы получился домик и т.п. Для ребят с умереннойстепенью умственной отсталости также предлагается контурная основа изображенияелки, дома и лесовичка на картинке, необходимо будет выбрать подходящую геометрическуюфигуру и наклеить ее на контур.
Выполнение работыпроходит под спокойную музыку.
По итогам выполненнойработы ребята показывают свои картинки друг другу.
3часть. Рефлексия и ритуал прощания.
Ведущий выясняет,понравилось ли ребятам на занятии, что запомнилось, чем они сегодня занимались,и предлагает им выполнить еще одно упражнение.
Упр. «Веселыеладошки».
Все участники группы,стоя в кругу, кладут ладошки своим соседям: одну на ладонь соседа ладошкой кверху, а другую – под ладонь соседа, как бы придерживая ее. По команде ведущегопроисходит передача сигнала – хлопок в заданном направлении и сигнал передаетсяс ладони на ладонь. Затем направление сигнала меняется. (Игра повторяется 2 раза).
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Разведчики.
Цель: Создание условий для сплочениядетского коллектива. Развитие и коррекция внимания, активизация мышления.
Ход занятия.
1часть.Приветствие и разминка.
Упр. «Снежный ком из имен».
Каждый участник поочереди произносит имена всех членов группы, которые находятся в кругу.
Упр. «Зеркало».
Дети становятся в круг.Ведущий задаёт движение и выбирает зеркало – одного из круга. Зеркалопоказывает это движение. Затем зеркало становится ведущим.
Упр. «Назови, чтоэто».
Ведущий называет слово ипросит ребят дать обобщающее понятие, если затрудняются, то ведущий предлагаетдва обобщающих понятия, а дети выбирают то, которое соответствует слову. (Роза- это что? Роза – это цветок или дерево?; Стол – что это? Стол – это предметмебели или одежды? и т.п.)
2часть. Сообщение темы занятия и введение в игровую ситуацию,рассказ о школе разведчиков, значении внимания, памяти для выполнения заданий,которые получает разведчик.
Игра «Найди отличия».
Ведущий показывает двекартинки и предлагает ребятам найти отличия между ними. Картинки должны бытькрупного размера /формат А3/ и задание выполняется фронтально.
Игра «Шифровка».
Педагог пишет на доске зашифрованноеслово в цифровом варианте и затем, раздав детям ключ к шифру, предлагаетрасшифровать написанное. Первое слово расшифровывается вместе с детьми. Надоске должен быть крупно написан шифр. Затем каждый получает свое задание. Еслиребенок справился быстрее других, то ему предлагается написать свое слово надоске, пока остальные выполняют задание.
Игра «Путаница».
На доске нарисован рядпредметов, которые соединены друг с другом разноцветными линиями, образуяпутаницу. Педагог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждомупредмету, необходимому разведчику, пару.
3часть. Рефлексия и ритуал прощания.
Ведущий выясняет,понравилось ли ребятам быть в роли разведчиков, что запомнилось, чем онисегодня занимались, и предлагает им выполнить еще одно задание. Все участникигруппы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы,ура!». Ведущий благодарит всех ребят за их активность на занятии.

Приложение№5
 
Полная сводная таблица поисследованию мышления№ п. Имя ребенка Первичное исследование Повторное исследование
Общее кол-во
баллов
Общий уровень
развития мышления
Общее кол-во
баллов
Общий уровень
развития мышления 1. Алеша К. 11 Ниже среднего 12 Ниже среднего 2. Максим Д. 6 Низкий уровень 8 Низкий уровень 3. Антон М. 6 Низкий уровень 7 Низкий уровень 4. Катя К. 11 Ниже среднего 14 Средний уровень 5. Кирилл Е. 9 Ниже среднего 9 Ниже среднего 6. Диана С. 5 Низкий уровень 8 Низкий уровень 7. Егор И. 6 Низкий уровень 6 Низкий уровень 8. Ксюша М. 10 Ниже среднего 10 Ниже среднего 9. Дима Р. 7 Низкий уровень 7 Низкий уровень 10. Саша Н. 4 Низкий уровень 7 Низкий уровень

Приложение№ 6
 
Рекомендации педагогупо организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Организуя процесс подачиучебного материала, опирайтесь на ведущие анализаторы детей при воспроизведенииинформации (визуальный, кинестетический, аудиальный).
При выполнениипредметно-практической деятельности ограничивайте количество признаков,подлежащих выделению; точно определяйте доступность задания для выполнения.
При восприятии образцаорганизуйте его поэтапное рассматривание, выделяя основные признаки, качества,функции.
Постепенно расширяйте количествои сложность объектов познания; постепенно уменьшайте долю своего участия вруководстве учеником, предоставляя ему самостоятельность.
Особую роль уделяйтесловесной регуляции действий, проводимых ребенком с поделками.
Стимулируйте постоянноенаглядное сравнение поделки с образцом, чтобы выработать у обучающихся умениякритически анализировать результаты собственной деятельности.
Организуйте процессразвития мыслительных операций поэтапно: сначала в условияхпредметно-практической деятельности, затем на конкретно-чувственной основе и вабстрактной форме.
Давайте учащимся полноценныеобразцы, на основе которых они могут осуществлять умственные операции(алгоритмы для наблюдения, сравнения, описания, проб и контроля).
При ответе старайтесьпобуждать ребенка к разнообразным формулировкам ответа; вариантам егопреподнесения (письменно, устно, через драматизацию, практические действия, сопорой на мимику и пантомимику).
Связывайте умственнуюдеятельность учащихся с реальной общественной и жизненной практикой.
Помните, что учебныйматериал должен органично быть связан с внеклассными мероприятиями, на которых происходитзакрепление полученных ранее знаний.
Обучая ребенка с особымиобразовательными потребностями помните, что переход на новый уровень познаниясовершается постепенно, и каждый новый этап включает в себя повторениеэлементов предыдущего.
Перечень игр,рекомендуемых к использованию учителем в коррекционно-развивающей работе собучающимися с тотальным недоразвитием психических функций.
Цель: Снятие эмоционального напряжения,формирование положительного эмоционального отношения к собственным практическимдействиям, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.
1.Игра «Имена».
Цель: Развитие слуховойпамяти.
Все участники занятиясидят в кругу и по очереди представляются друг другу.
2.Игра «Улыбка».
Цель: Развитие умениявыражать чувство радости.
Каждый участник занятияприветствует своего соседа справа (слева) улыбкой.
3.Игра «Веселыеладошки».
Цель: Развитие чувстваритма.
Ведущий предлагает поочереди всем отстучать ритм, который он задает.
4.Игра «Чей домик?»
Цель: Развитиеаналитико-синтетических функций.
Ведущий предлагает всем выбратьпо одной карточке, где изображен какой-либо зверь, глядя на большую картинкуопределить то место, где он живет.
5.Игра «Найди окошкодля фигуры».
Цель: Развитиезрительного восприятия.
Ведущий показываетребятам силуэт геометрической фигуры и предлагает найти нужное окошко- домик длянее.
6.Игра «Найди пару».
Цель: Развитие внимания.
Педагог называетопределенный признак, по которому ребята объединяются в пары.
7.Игра «Угадай, чтонарисовано».
Цель: Развитие аналитико-синтетическихфункций.
Ведущий показываетребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы изображены в этихсилуэтах.
8.Игра «Найди, гдеспрятано».
Цель: Развитиезрительного внимания.
Педагог прячет в комнатекакой-либо предмет, а ребята в это время сидят с закрытыми глазами. Затем поусловному сигналу все начинают искать этот предмет.
9. Игра «Запомни инайди».
Цель: Развитиезрительно-опосредованного запоминания.
Ведущий показываетребятам ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их вкабинете. По условному сигналу все участники занятия начинают искать этипредметы в комнате.
10.Игра «Минутка».
Цель: Развитие восприятиячувства времени.
Педагог засекает минутувремени и предлагает каждому ребенку тоже засечь свою минутку. Когда минута будетна исходе нужно подать сигнал с помощью поднятой руки.
11.Игра «Объятия».
Цель: Развитиедоброжелательного отношения друг к другу, получение нового сенсорного опыта.
Ведущий рассказывает отом, что когда люди с кем-то очень дружны, то выражают свои чувства черезобъятия. Все ребята уже давно знакомы друг с другом и поэтому могут свободновыразить свои чувства друг к другу через объятия.
12.Игра«Кошечка-собачка».
Цель: Снятиеэмоционального напряжения.
Ведущий предлагает всемребятам представить себя собачками и показать какие они по характеру (ласковая,добрая, веселая, злая, грустная), затем все превращаются в кошечек.
13.Игра «Радуга».
Цель: Развитие уменийдействовать по условному сигналу.
Каждый ребенок выбираетсебе определенный цвет – это одна из полосок радуги. По условному сигналу все,глядя на картинку, строятся по порядку.
14. Игра «Тропинка».
Цель: Развитие уменийдействовать по инструкции и условному сигналу.
Педагог предлагает всемвстать друг за другом и по команде выполнять те действия, которые выполняетведущий: змейка, перескок через бревно, переход вброд через реку и т.п. Послекаждого задания ведущий меняется местами, то есть первый переходит в хвостзмейки.
15. Игра «Запретныйномер».
Цель: Развитие внимания,умений действовать по инструкции.
Выбирается определеннаяцифра, которая становится запрещенной к озвучиванию. По условному сигналу всеребята строятся, называют свой порядковый номер, когда доходят до запрещеннойцифры, ее обладатель не называет, а хлопает в ладоши.
16. Игра «Определиигрушку».
Цель: Развитие внимания,умений действовать по инструкции.
Ребятам предлагаетсянайти в комнате игрушки, которые зашифрованы на рисунках: длинные ушки,пушистый хвост, огромные зубы, цветное кольцо и т. п.
17. Игра «Драконкусает свой хвост».
Цель: Развитие моторнойловкости.
Все строятся в колонну другза другом, руки кладут друг другу на плечи. Первый изображает голову, апоследний – хвост. Голова пытается поймать свой хвост, а хвост уворачивается отнее.