Формирование доходов и уровня жизни населения России

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Экономическая теория»
на тему: «Формирование доходов иуровня жизни населения России»
Липецк 2009

Содержание
Введение
1.Общая оценка уровня жизни населения
1.1 Видыуровня жизни. Доходы населения
2. Характеристикароссийской экономики. Показатели социально-экономического развития
2.1 Сущность, критерии распределения и структурадоходов
2.2 Неравномерность распределения доходов
2.3 Анализ структуры доходов и расходов населения
2.4 Регулирование доходов населения
3.Направления улучшения условий жизни населения
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Повышение уровня жизнироссиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российскогогосударства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов имаксимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Можно сказать,что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий иханализ, а также более полное отображение системы показателей уровня жизни вматериалах государственной статистики означает, с одной стороны, реакцию нарезкое падение уровня жизни значительной части населения, а с другой, — осуществление не только популистки прокламируемого, но объективно реализуемогопод влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики.
Регулирование доходовтакже является органичной составной частью экономической и социальной политики.Однако политика доходов и заработной платы имеет свой объект (и субъект),принципы управления, особенности механизма регулирования.
Мне кажется, эти проблемыкасаются не только государства в целом, но и каждого человека в частности.
Нашему обществунеобходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитиеи уровень жизни населения, так как они действуют во всех основных сферахжизнедеятельности.
Целью данной курсовойработы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизнии доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровняжизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числедоходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциациидоходов в России. Предметом исследования выступают такие базисные показателиуровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов,дифференциации доходов и уровня бедности. В данной курсовой работе мыпопытаемся раскрыть основные принципы формирования доходов, а так же путирешения проблем, связанных с регулированием уровня жизни населения России.

1.Общая оценка уровня жизни населения
Термин «уровень жизни»был введен ООН в 1961 году. Его количественная характеристика до сих порточного определения не имеет.
Уровень жизни –комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни гражданили социальных групп отдельной страны или территории. УЖ представляет собойуровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуетсясистемой следующих показателей:
объем реальных доходов надушу населения;
структура потребленияпродовольствия, непродовольственных товаров, услуг;
уровень и динамика цен наосновные товары народного потребления;
ставки квартирной платы,жилищных услуг;
объем выплат и льгот изобщественных фондов потребления;
уровень образования,медобслуживания и др. (считают А.Н. Романов, В.М Жеребин).
1.1 Виды уровня жизни. Доходы населения
 
Национальное богатствоявляется той средой, где создаются необходимые условия для благополучной вматериальном отношении жизни людей, где формируется и поддерживается уровеньжизни населения (благосостояние). Под уровнем жизни населенияв статистике понимается обеспеченность населения теми благами и услугами,которые необходимы и достаточны для удовлетворения как жизненно важныхматериальных потребностей людей (питание, одежда, жилище, предметы культуры ибыта), так и социально-культурных (труд, занятость, досуг, здоровье,образование, природная среда обитания и т.д.).
В денежном выражении всяданная совокупность благ и услуг, фактически потребляемых в течение данноговремени в домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни.
В статистике выделяютследующие виды уровня жизни:
достаток (пользование благами и услугами, которыеобеспечивают всестороннее развитие человека);
нормальныйуровень(потребление благ и услуг по научно обоснованным нормам, которые достаточны дляполноценного восстановления физических и интеллектуальных сил человека);
бедность (потребление благ и услуг на уровневозможности сохранения работоспособности человека);
нищета (минимальное потребление благ иуслуг на уровне биологического выживания человека).
Чтобы получить всюсовокупность характеристик по уровню жизни, исследуются все статистическиесовокупности:
население в целом;
отдельные социальные ипрофессиональные группы;
домохозяйства с различнымдоходом.
В мировой практикенакоплен определенный опыт по комплексному исследованию уровня жизни населенияпо основным социально-экономическим показателям, из которых можно выделитьследующие:
показатели прожиточногоминимума;
показатели дифференциациинаселения;
показатели денежныхдоходов (в среднем на душу населения в месяц);
средний размер пенсий;
показатели расходов ипотребления населения;
показатели покупательнойспособности населения;
достигнутый уровеньобразования;
показатели расходов всоциальной сфере;
продолжительность жизни иуровень рождаемости и т.д.
Информационнымиисточниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являютсяданные из материалов различных разделов государственной статистики(демографической, статистики труда, статистики цен, социальной статистики),материалы выборочных обследований бюджетов домохозяйств, материалы переписинаселения.
Одним из важнейших обобщающихпоказателей уровня жизни являются доходы населения. Одним из показателейдоходов является объем личных доходов населения (ЛДН) – все виды доходовнаселения, полученные в денежной форме или натуре.
Совокупные (общие) доходынаселения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимостибесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.
Номинальные показателидоходов – показатели, рассчитанные в ценах текущего периода (оплата труда, соц.трансферты, доходы от собственности и др.). Они не определяют реальногосодержания доходов, не показывают, какое количество материальных благ и услугдоступно населению при сложившемся уровне доходов.

2. Характеристика российской экономики. Показателисоциально-экономического развития
Важнейшими показателямиуровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское исельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые ипрестарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услугв натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью изчетырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьипотребительскими благами. Следовательно, при оценке уровня жизни применяютсяпоказатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на 1-го человекаили семью; показатели обеспеченности жилой площадью, мебелью, предметамидлительного пользования, культурно-бытового назначения и хозяйственногообихода.
Используются такжепоказатели уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг идр. Например, обеспеченность населения школами, детсадами, врачебнымобслуживанием (в расчете на 100 человек), пунктами обслуживания, прачечными,банями, парикмахерскими, столовыми. Для определения уровня удовлетворенияпотребностей населения его сравнивают с нормативами потребления, имеющиминаучное обоснование. Например, наукой о питании человеку рекомендуется в годпотреблять 150 кг овощей, 70 — 80 кг фруктов, 60 — 70 кг мяса.
Ухудшениесоциально-экономических показателей в последнее время непосредственно связано срезультатами реформы, основанной на использовании классических монетарианскихпринципов.
Учитывая огромные размерыРоссии, большая часть которой к тому же относится к экстремальной зоне Севера,в российской экономике роль и значение системы государственного регулированияобъективно должны быть более значимы, чем в большинстве других стран. Огромныеразмеры территории определяют необходимость осуществления очень крупныхкапиталовложений в производственную инфраструктуру, в оборону, в экологию и т.п. То обстоятельство, что большую часть российской территории занимают северныерегионы с экстремальными условиями осуществления воспроизводственного процесса,также предопределяет объективную необходимость более значимых масштабовгосударственного регулирования социально- экономических процессов (т. о., привыборе варианта реформирования следует учитывать территориальный факторреформирования).
Устойчивость исоциально-экономический прогресс капиталистического общества, гигантскийцивилизованный скачок, которое оно совершило в ХХ в. определяется сочетаниемдвух начал, двух принципов: эффективности и справедливости. Эффективность, ееповышение обеспечивается рыночной конкуренцией. Но она порождает экономическоенеравенство, дифференциацию доходов и, как следствие, социальнуюнеустойчивость. Справедливость предполагает солидарность членов общества,зарабатывающих неодинаковые доходы, солидарность поколений. При этом решающуюроль играет государство, перераспределяющее доходы через механизм налогов итрансфертов.
В ХХI в. социальноеблагополучие, социально-устойчивое положение граждан становится активным исамостоятельным фактором экономического развития, таким же, как труд, капитал,технология и предпринимательство.
Под социальной политикойпонимается государственное воздействие на социальные процессы в обществе спомощью законодательных, бюджетных и административных рычагов.
Порождаемые рынкомнеравенство доходов, неравномерность распределения благ, различия вэкономическом и социальном положении людей являются постоянными факторамисоциально-экономического развития страны. С точки зрения социального фактораперед экономикой стоят следующие исходные проблемы:
каким образомудовлетворить социальные потребности людей;
как обеспечитьсоциально-справедливое распределение благ;
как добиться того, чтобырост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики.
От успешности решенияэтих проблем зависит характер развития общества, его социальная устойчивость.Социальная устойчивость является основным признаком социально-ориентированнойэкономики. Социальная устойчивость предполагает:
создание равных стартовыхвозможностей для новых поколений в сфере образования, здравоохранения и другихусловий формирования человеческого потенциала;
предотвращение чрезмернойдифференциации доходов населения;
формирование надежнойсистемы социальной защиты и помощи для членов общества;
обеспечение доступностиосновной массе населения основных предметов потребления и услуг, определяющихдостойный уровень жизни.
Таким образом, задачасоциальной политики — дать максимальному количеству людей шанс для повышенияблагосостояния и социального статуса.
Социально-ориентированнаяэкономика предполагает социальную ответственность граждан за результатыэкономического развития, которая достигается при выполнении следующихтребований:
1. Улучшениеэкономического и социального положения населения страны в меру роста деловойактивности.
2. Оправданнаядифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов деятельностии предпринимательской активности. Такая дифференциация доходов является важнымстимулом развития общества.
3. Оптимальный уровень(доля в ВВП) затрат на социальные цели. Преувеличение роли государства врешении социальных проблем может привести к чрезмерной опеке граждан, с другойстороны – преувеличение роли отдельных групп населения может привести кусилению неравенства в доступе к социальным благам различных групп населения,подорвать принцип «равных стартовых возможностей».
2.1 Сущность, критерии распределения иструктура доходов
Трактовка самого понятия«доход» у одних современных экономистов осуществляется в более развернутомвиде, у других берутся в расчет лишь некоторые аспекты. И. П. Николаевауказывает, что доход – это «часть произведённого продукта, полученнаяучастником производства в зависимости от своего участия в нём»[1].По А.С. Булатову, доход – «сумма денежных средств и материальных благ,полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежутоквремени»[2].
Чепурин М. Н. относит кдоходам населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельногоиндивидуума в произведённом продукте и присвоенную им»[3].
Показатель денежногодохода населения – служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан поданным Баланса денежных доходов и расходов населения.
В целях более полногоизучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии иклассификации.
 в зависимости от учетадинамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:
номинальный — этоколичество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также онхарактеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;
реальный — представляетсобой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход втечение определенного периода;
 располагаемый доход — доход, который может быть использован на личное потребление и личныесбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов иобязательных платежей;
по форме единицы доходавыделяют:
денежный (некоторые выплаты из социальных фондов, сюдаотносятся продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги,оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве);
натуральный (оплататруда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия,социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов повкладам, ценные бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельскогохозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие);
в зависимости отгосударственного вмешательства:
первичный, образованныйпод воздействием рыночного механизма;
вторичный, формированиекоторого связано с перераспределительной политикой государства.
Оплата труда выступает вкачестве одного из основных составных элементов доходов населения. Доход отоплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму,регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная платаеще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактическивыплаченную, среднюю и минимальную.
Заработная плата — этоцена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий приреализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это суммаденег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяци т.д.).
Реальная заработная плата— это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов).Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничныхцен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработнаяплата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услугирастут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Динамика реальныхденежных доходов населения РФ за 2007 – 2008 гг.[4] В % к
соответствующему
периоду предыдущего года
предыдущему
периоду 2007г Январь 114,4 70,6 Февраль 116,8 112,8 Март 115,4 104,8 I квартал 115,6 88,8 Апрель 108,9 105,1 Май 119,5 94,5 Июнь 113,7 104,0 II квартал 113,8 109,8 I полугодие 114,6 Июль 110,3 101,5 Август 109,2 99,8 Сентябрь 114,1 100,9 III квартал 111,2 102,4 Январь-сентябрь 113,4 Октябрь 114,9 106,3 Ноябрь 115,2 100,2 Декабрь 122,4 130,6 IV квартал 117,9 118,0 Год 114,6 2008г Январь 121,1 69,7 Февраль 110,3 102,7 Март * 111,6 106,0 I квартал * 113,9 85,9 *Предварительные данные.
таблица 1.
Значительное влияние наполучаемые населением доходы оказывают выплаты по программам социальной помощисо стороны государства. Сюда относятся пенсионное обеспечение, выплаты насодержание нетрудоспособных, различных пособий, стипендий студентам и учащимся.Их особенность в отличие от заработной платы, состоит в характере получения,независимом от количества и качества труда.
Всистемах национальных счетов используется также подразделение доходов нафакторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, отсобственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) инефакторные (все прочие виды доходов). Позднее эти виды доходов определяютсякак первичные и текущие трансферты.
Важнуюстатью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, несвязанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты — этооперации, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются водностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальныетрансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг,предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местныхбюджетов и общественных организаций бесплатно.
В распределении можноразличать функциональное и персональное распределение.
Функциональноераспределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал,природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональноераспределение характеризует распределение дохода между факторами производства,и, прежде всего между трудом и капиталом.
В результатефункционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, какзаработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производстваосновная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональноераспределение можно представить как соотношение между доходами от труда и отсобственности.
Но доходы, в конечномсчете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так какименно они являются основными поставщиками факторов производства—труда икапитала.
Основным инструментомгосударственного перераспределения выступает государственный бюджет. В числеметодов политики доходов выделяют: воздействие на заработную плату наемныхработников, содействие занятости населения, осуществление социальной защитынаселения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительскихцен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабилизации.
Один из основныхисточников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов,расходов и сбережений населения, — баланс денежных доходов и расходов населения.Для его построения используются данные государственной статистики, финансовойотчётности банков и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту частьвалового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения вформе денежных доходов. Достоинствами донного источника информации являютсярегулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошнойдокументальный учёт финансовых операций, связанных с населением.
Баланс денежных доходов ирасходов содержит доходную и расходную части. В доходной части балансапоказываются поступления из различных источников на базе статистической ифинансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная частьбаланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по даннымрозничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагахпо данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи,выплаченные населением.
Доходная часть балансасостоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены припомощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и другихметодов.
Расходная часть балансавключает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров иуслуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
2.2 Неравномерность распределения доходов
Проблема неравенстваграждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектовэкономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силувысокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением сталообоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, вкоторой отводилась государству.
Абсолютные размерыдоходов населения и покупательная способность представляют собой главныепоказатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходовсоздает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворениянасущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу сбедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним изприоритетных направлений экономической политики любого государства.
Государственная политикадоходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджетпутем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов исоциальных выплат» 1.
Для оценки уровня идинамики получаемого дохода используются показатели номинального,располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода – номинальный, онформируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертныхплатежей
Полученный доходопределяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида.Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества– создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения егожизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет своиособенности на каждом этапе общественного развития.
Иным фактором, воздействующимна распределение доходов, является государственное вмешательство в процессценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхнихпределов цен или их фиксирование представляет собой средство административногорегулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночнойэкономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочномпериодах.
Наиболее актуальнаязадача социальной статистики — изучение бедности. Бедность — ”обратнаясторона” богатства. Объективный факт — дифференциация населения в доходах ипотреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктуетнеобходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация очисленности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности,демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, егосреднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания,продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособныхчленов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.
         У этой проблемыесть две грани:
Неравенство доходов;
Неравенство богатства.
Люди получают доходы врезультате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства(своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужныхлюдям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В такоммеханизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.
Причинами такогоположения вещей являются:
разная ценностьпринадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, впринципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
разная успешностьиспользования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитныйтовар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той жеквалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
разный объемпринадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважинполучает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец однойскважины).
Существенное влияние нараспределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействияна формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтальногоравенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с ихплатежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а непотребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налоговогобремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходногоналога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходногоналога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальнаяструктура налогообложения – та, которая максимизирует общественноеблагосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватноотражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налоговогорегулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходовпредполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тембольше избыточное налоговое бремя.
Большая степеньпрогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери. Длясмягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы,которые вступили в действие с 2002 года при осуществлении отчета о доходах за2001 год.
Справедливо отмечено, чтовведение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократитпоступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единаяставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительнойфункции, что может усилить и без того недопустимую большую социальнуюдифференциацию населения»1.
Используя свои доходы,люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторовпроизводства, Например, семья, может положить часть своих заработков в банк,чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента.Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, завычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.
Неравенство доходов ибогатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу дляполитической и экономической стабильности в стране.
Поэтому практически всеразвитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такогонеравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степеньдифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее спомощью государственной политики.
2.3 Анализ структуры доходов и расходов населения
Начиная с 1995 г., по решению Правительства Российской Федерации проводится Всероссийский мониторингсоциально-трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная системанепрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов дляпредупреждения и устранения негативных тенденций.
Отдельным направлениемВсероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизни населения, аголовной организацией по их изучению – Всероссийский центр уровня жизни приМинтруде России.
Изучение доходов и уровняжизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировокнаселения – по одиннадцати укрупненным экономическим районам и по субъектамРоссийской Федерации, а также по следующим группам социального достатка:
— бедное население сдоходами ниже прожиточного минимума;
— низкообеспеченноенаселение с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимальногопотребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточныхминимума);
— относительнообеспеченное (среднее по доходам) население с доходами вышеминимального потребительского бюджета.
Основные результатымониторинга свидетельствуют о следующем.
В целом по РоссийскойФедерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов населенияпредставлены в табл. 3.
Если говорить об обществев целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт илисумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собойстоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный периодвремени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это частьи соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается врезультате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ ипредметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Такимобразом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личныхпотребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученныедоходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.
Таблица 2
Структура денежныхдоходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (процентах) 1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Денежные доходы — всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100  в том числе: доходы от предпринимательской деятельности 8,4 16,4 15,4 12,6 11,9 12,0 11,7 11,6 11,2
оплата труда1) 73,6 62,8 62,8 64,6 65,8 63,9 65,0 63,4 66,4 социальные выплаты 14,3 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,8 12,8 13,2 доходы от собственности 1,0 6,5 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3 10,3 7,2 другие доходы 2,7 1,2 1,2 1,9 1,9 2,2 2,2 1,9 2,0 Денежные расходы и сбережения — всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100  в том числе: покупка товаров и оплата услуг 72,9 70,5 75,5 74,6 73,2 69,1 69,9 70,4 70,1 обязательные платежи и разнообразные взносы 8,1 5,6 7,8 8,9 8,6 8,3 9,1 9,2 11,3 приобретение недвижимости 0,1 0,1 1,2 1,4 1,8 2,0 2,3 2,4 2,3 прирост финансовых активов 18,9 23,8 15,5 15,1 16,4 20,6 18,7 18,0 16,3
 из него прирост, уменьшение (-) денег на
 руках у населения 13,6 3,6 2,8 2,0 1,8 2,7 1,8 1,5 1,8
1) Включая скрытую (официально неучтенную) заработную плату.
В рыночной экономикеосновными источниками личных доходов являются:
трудовая деятельностьперсонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий;
предпринимательскаядеятельность;
собственность;
средства государства ипредприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определеннойсоциальной группе и категории персонала;
личные подсобныехозяйства (ЛПХ).
Первому из указанныхисточников соответствует доход в виде заработной платы и гонорара; третьему –дивиденды и проценты на капитал; четвертому – трансфертные платежи (пенсии,пособия, стипендии и т.д.), а также услуги предприятия своим работникам в видемедицинского обслуживания, повышения квалификации и т.д., пятому – продукты,возможности для отдыха, денежные средства от ЛПХ. Структура личного дохода вомногом объективно обусловлена системой государственного устройства,экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличийРоссии от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ всовокупном доходе населения.
От структуры доходасущественно зависят:
— мотивы, аследовательно, и результаты деятельности людей, что непосредственно связано сэкономикой предприятия, региона, страны;
— взаимоотношения междулюдьми и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;
— качество жизни людей,характеризующее степень удовлетворения их материальных, интеллектуальных идуховных потребностей.
Таким образом, структураличных доходов существенно и многообразно влияет на условия жизни людей,деятельность предприятий и других социально-экономических систем.
2.4 Регулирование доходов населения
 
Региональный аспектрегулирования доходов населения становится одним из самых сложных направленийсовершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От егоуспешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразованийв регионах.
Ситуация с доходаминаселения в региональном разрезе характеризуется рядом сложных и противоречивыхтенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности вкаждом отдельно взятом субъекте РФ.
В динамике важнейшихпоказателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация,масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходереформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшееобострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставитьпод угрозу сами реформы.
Государственноерегулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределениичерез бюджет путем дифференцированного налогообложения различных группполучателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя черезбюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормальноговоспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности.Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, каксвидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов насоциальные нужды за счет бюджетов всех уровней.
Методы государственногорегулирования доходов и потребления населения представлены в табл. 3.
Таблица 3Прямые — административные меры Косвенные – экономические меры
Трансфертные платежи
Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)
Административное регулирование цен
Индексация и компенсация доходов
Социальные программы
Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,
Налоговые льготы малоимущим
Государственный контроль цен
Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды
Благотворительные фонды
Одним из наиболеедейственных методов государственного регулирования доходов являетсязаконодательное установление размера минимальной заработной платы,ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющегоработнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платыможет быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическимзонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг,рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливаетразмер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровнев процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.
Другим действеннымрычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация всвязи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения– одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции,направленная на поддержание и восстановление покупательной способностиполученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социальноуязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов,лиц с фиксированной заработной платой).
Экономически оправданнойпредставляется индексация доходов и заработной платы на основедифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработнойплаты других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нетнеобходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет«раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходовработающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемыхпоощрительными выплатами заработной платы.
К денежным доходамграждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые неносят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам,государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба,причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовыхобязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения отсобственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования ипоэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в арендуимущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другойразрешенной законом деятельности.
Весьма существенна рольгосударственной системы налогообложения как механизма регулирования заработнойплаты и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществленияналоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размерыдоходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивногоналогообложения высоких доходов.
Снизив обложение налогамифонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можнообеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодателипрекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чемуказано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а такжезачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.
Государственноерегулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциациис помощью прогрессивного налогообложения.
Возросло значениеколлективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработнойплаты. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечиватьсоциальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника взависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а такжерезультативности труда. Социальное партнерство государства, представительныхорганов работодателей и представителей органов наемных работников позволяетупорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами иотдельными категориями персонала.
Коллективно-договорнаясистема регулирования социально-трудовых отношений в существенной степенидополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень идифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определениекруга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях инепосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действиязвеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений бездублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участниковпереговорных процессов.

3. Направления улучшения условий жизни населения
Реформирование ранеедействующих систем управления экономикой в России повлекло крупные просчеты исерьезные ошибки, в частности, в организации нормирования и оплаты труда. Это,прежде всего, проявилось (еще на начальном этапе реформ) в выборе целей,методов и способов практического разрешения организационно-экономическихпроблем, ориентированных на эффективную работу предприятия.
При выборе целейреформирования организации и оплаты труда обозначилось два совершенно разныхподхода: первый состоял в том, чтобы все вопросы организации труда и его оплатысосредоточились в центре; второй, — на уровне предприятия. Последние получилиправо решения практически всех вопросов организации труда и его оплаты науровне отдельного предприятия. Последствия таковы: и в том и в другом случаебыло исключено влияние на уровень оплаты регулирующего воздействия рынка труда,исключен учет отраслевых и территориальных интересов работодателей и работниковв вопросах объективного установления уровня и динамики оплаты труда работников,а также поддержания необходимых соотношений в оплате труда.
В ходе подготовки кпереходу на рыночные отношения среди управленческой элиты возобладало мнение,что нормы как таковые утрачивают свое значение, поскольку они выполняют главнымобразом функцию регулирования заработной платы. Подобное утверждениеопровергается опытом стран с развитой рыночной экономикой: правильноорганизовать заработную плату на предприятии невозможно без ееосновополагающего элемента — нормирования труда, которое позволяет установитьсоотношение между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретныхорганизационно-технических условиях.
В практике хозяйствованиясложились, по меньшей мере, две тенденции.
Первая — это фактическисостоявшееся обесценивание рабочей силы, приведшее к тому, что заработная платане может выполнять свои воспроизводственные функции, то есть обеспечиватьработнику условия для нормальной жизнедеятельности.
Вторая — это процессвозникновения и углубления неоправданной дифференциации заработной платы. Еслив 1992 году соотношение в уровнях зарплаты 10% работников с наиболее низкойзаработной платой и 10% работников с самой высокой зарплатой было 1:6, то внастоящее время это соотношение достигает 1:20. Неоправданная дифференциациянаблюдается по всем категориям работающих, по предприятиям одной отрасли, однойтерритории, по одноименным предприятиям рыночных форм собственности и в рамкаходной из форм собственности.
Тенденции обесцениваниярабочей силы и неоправданной дифференциации в оплате труда достигли в 1998 годутакого размаха, что невольно приходишь к выводу об исчезновении в экономикеРоссии заработной платы как экономической категории, о превращении ее в некуюсоциальную выплату работнику, не связанную ни с количеством, ни с качествомрезультатов труда.
Дееспособность предприятиявозможна лишь на базе тесного взаимодействия и координации работ трехуправлений: проектного, технологического и организации нормирования труда.
Главный недостатоксостоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана сконечными результатами труда. Результаты труда коллективны, а оплата — индивидуальна. Чтобы преодолеть это противоречие, надо сделать одно из двух:либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты.
Хотя первый путьобъективно исключен, так как в принципе невозможно отделить результаты от ихколлективной природы, именно по нему повели нашу экономику осуществляемые с1985г. преобразования. Теперь, спустя более чем десятилетие, бесперспективностьего стала очевидной. Предприятия, которые старались раздробить коллективныйинтерес на множество частных, потеряли устойчивость и сейчас, чтобы выжить,спешно налаживают те или иные формы объединения. Среди хозяйственниковукрепляется понимание, что перспектива связана с коллективными системами поощрениятруда.
К аналогичным выводамприходят и зарубежные исследователи. «Имеющиеся обзоры показывают, — что45% работников уверены в отсутствии прямой связи между размером зарплаты иэффективностью и только 22% считают, что такая связь существует; всего 13%уверены в том, что их зарплата возрастет, если они будут работать болееэффективно, а 48% считают, что от этого выиграют только руководство компании иее владельцы»[[5]]. Так обстоит дело в США.
В Японии иначе: «Анализаналогичных данных в японских компаниях, проведенный в 1982г., показал, что 93%работников считают, что увеличение производительности труда обеспечит рост ихзаработной платы»[[6].] Это, конечно, нерезультат слепой преданности. Оценки свидетельствуют о том, что в 1986г. менеечем на 0.9% американцев распространялась гибкая система премиальных выплат. ВЯпонии доля работников, труд которых оплачивался на основе подобной системы, составляла28%. Под «гибкой» системой оплаты понимается такая, котораяопределенную часть заработка ставит в «зависимость от общей эффективностиработы компании, обеспечивает возможность избежать увольнений и разовыхсокращений базовой зарплаты».
Рассматриваемый источниксодержит в высшей степени примечательное признание: «Зачастую самавероятность увольнения оказывает резко негативное психологическое влияние наработников, снижает стимулы к повышению эффективности своей работы».
Вот перечень вопросов,отнесенных американскими специалистами к числу открытых, и которые также стоятперед нашими хозяйственниками:
каким образоморганизовать процесс стимулирования роста производительности труда и качества?
какую методикуиспользовать?
какой критерий выбрать вкачестве главного — прибыль, производительность или что-то иное?
При изучении даннойпроблемы заключительный вывод американских исследователей был в пользуколлективного метода формирования заработной платы: «Система оплаты трудадолжна создаваться таким образом, чтобы обеспечить объединение, а не разобщениеработников в рамках фирмы, стимулировать сотрудничество, а не конфликты междуработниками».
В нашей стране глубинапонимания проблемы среди специалистов и передовых управленцев ничуть не меньше,чем за рубежом. Есть немало предприятий, обладающих собственным подходом кразрешению противоречия между коллективным характером результатов труда ииндивидуальной системой оплаты, а также прогрессивными формами и методамиорганизации производства и управления им.
Бригадной организациейтруда и заработной платы, позволившей достигать высоких конечных результатов,выделялся Калужский турбинный завод. В нынешних условиях реального приращенияконкурентоспособности добиваются: в автомобильной промышленности — ГАЗ и ГоЛАЗ,текстильной – “Трехгорная мануфактура”, швейной — АО “Большевичка”(Санкт-Петербург) и концерн “Панинтер” (Москва), энергетической – АО “Криокор”,химической — “Клинволокно”, электронно-технической — Ижевский радиозавод.
Можно заключить:недостатки действующей системы оплаты обусловлены индивидуальным ее характером.Их преодоление означает не что иное, как коренное изменение самой системы, аименно — превращение ее в коллективно-долевую. В масштабе мировой экономикитакой переход уже происходит. В нашей стране предпосылок и возможностей длянего не меньше, чем за рубежом.
В первую очередьнеобходимо уделять особое внимание созданию мотивации к труду.
Оплата труда являетсямотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда.Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемымматериальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной платеобязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутыхрезультатов.
Для российской ментальностихарактерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и т.д.Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно обеспечить высокуюоплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию,создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:
признавать ценностьработника для организации, предоставлять ему творческую свободу;
применять программыобогащения труда и ротации кадров;
использовать скользящийграфик, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте,так и дома;
устанавливать работникамскидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают:
предоставлять средствадля проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путевками, выдаватькредиты на покупку жилья, садового участка, автомашины и т.д.
Попытаемся сформулироватьмотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворениюпотребностей высших уровней.
На своем рабочем местекаждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтомунеобходимы признание результатов деятельности конкретного работника,предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к егокомпетенции, консультировать других работников.
На рабочих местах следуетформировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающиенеформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации.
Практически каждый имеетсобственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь назаинтересованную поддержку руководства и не боясь санкций, следует организоватьработу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
Работнику нужнопредоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людейстремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важнообеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать ихтворческие способности.
Каждыйчеловек стремится к успеху. Успех — это реализованные цели, для достижениякоторых работник приложит максимум усилий. Успех без признания приводит кразочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным,добившимся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигатьих по служебной лестнице.

Заключение
Итак, рассмотрев всевышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения Россиипостоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видноявное снижение уровня жизни населения России в последние годы.
На основании изложенногоматериала сделаем ряд выводов:
Во-первых, несмотря нато, что и доходы, и расходы населения с каждым годом растут, разница междудоходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет наблагосостояние населения России.
Во-вторых,экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколькоотраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения.Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий посоциальной защите населения России.
В-третьих, с помощьюэкономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населениясоциальными благами, то есть, достаточно ли в том или ином регионе Россииработников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует линеобходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых дляподдержания высокого культурного уровня населения России.
В-четвёртых,экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится длятого, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящеевремя, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится всесложнее.
Обеспечениесельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональноеиспользование, рост производительности труда и, на этой основе, повышениеоплаты труда – важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства ипревращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.
Уровень жизни исоциальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам посебе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этойсфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этойобласти может привести к росту социальной напряженности.
Анализ изменений в уровнежизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкогожизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие,усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика вРоссии остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Всебольшее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курсасоциально-экономических преобразований в стране.
Финансирование даннойсферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневойэкономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов.Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы,которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономическойактивности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчисленийи следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны кснижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При нынешней скудностифинансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всемгражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен бытьусилен контроль над использованием средств внебюджетных целевых фондов, усиленаответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политикав области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет кповышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот,инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.
В этих целяхпервоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и другихфиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такойподход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РоссийскойФедерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён СоветомФедерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические иадминистративные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработнойплате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках свыплатой заработной платы.

Библиографический список
1. Адамчук В.В.,Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 1999.
2. Генкин Б.М.Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 1997.
3. Экономика труда:(социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.:Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003.
4. Данные Росстата.
5. Генкин Б.М.Экономика и социалогия труда. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
6. Кокина Ю.П.Политика доходов и заработной платы. – М.: Юристъ, 2000.
7. Павлов К.В. Общаятеория социально-экономической политик. — Иж, 1998.
8. Одегов Ю.Г.,Волгин Н.А. Экономика труда. 2002.
9. Горелова Н.А.Экономика труда. – СПб. 2004.
10. Олимских Н.Н.Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие. Ижевск,УдГУ, 2006.
11. Российская газета,№ 9 от 14.03.2007.
12. Елисеева, И.И. Социальнаястатистика/ под ред. И.И. Елисеевой- 3-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2002 г.
13. Романов, А.Н. Уровеньжизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин – М.: Юнити-Дана., — 2002 г.
14. Абакумова, Н.Н. Политика доходов изаработной платы/ Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова — Новосибирск: НГАЭиУ; М.:ИНФРА-М, — 1999
15. БулатовА.С./ Экономика. – М.: 2000 г.
16. Кэмпбелл Р.Макконел, Стэнли А. Брю / Экономикс – М.: «Республика», 1995г.
17. Николаева И.П./ Экономическая теория – М.: «Финстстинформ», 1997 г.
18. Официальныйсайт Госкомстата Российской Федерации / www.gks.ru.
19. Официальныйсайт Министерства финансов Российской Федерации / www.minfin.ru.
20. Чепурин М.Н./ Курс экономической теории.