Предлагаемая работа содержит теоретический материал, основанный на
научных данных о педагогических условиях развития музыкальных способностей
детей в ДМШ, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Эти
закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-
педагогических исследований. Также работа содержит методический материал,
раскрывающий своеобразие музыкально- эстетического воспитания. Показано
значение искусства как способа отражения действительности и его роль в
формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной
деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на
личные наблюдения, отражающие практику педагогической работы в ДМШ,
общеобразовательной школе и в клубе.
Главная задача работы – показать, как музыкальное воспитание влияет на
формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и
гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной
работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|Введение |Стр. |
|Глава 1 . Значение эстетического, нравственного и |Стр. |
|музыкального воспитания личности. | |
|§ 1 Основные понятия |Стр. |
|§ 2 Музыкальное воспитание как средство эстетических|Стр. |
|и нравственных качеств личности. | |
|Глава 2. Воспитание личности в различных формах |Стр. |
|музыкальной деятельности в ДМШ. | |
| § 1 Слушание музыки |Стр. |
|§ 2 Исполнительство |Стр. |
|§ 3 Музыкально-познавательная деятельность |Стр. |
|Выводы |Стр. |
|Литература |Стр. |
ВВЕДЕНИЕ
В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена
недостаточным уровнем культуры молодёжи. Думаю, что это не что иное, как
результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании
подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения
музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной
школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике
обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания
ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески
преобразовывать действительность.
Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными
учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети,
обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе
всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.
« Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в
которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без
искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и
гармонично развитого».[1] Мысли обо всём этом и привели меня к тому, чтобы
проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные качества
приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное
воспитание влияет на его мир чувств, поведение.
Для написания работы использовалась литература Свердловской областной
библиотеки им. В.Г.Белинского, библиотеки ДШИ, методических кабинетов
дошкольных учреждений, а также личной библиотеки. Изучая различную
литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами
известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое
место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных
и эстетических идеалов принадлежит искусству.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как
неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом
которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране
музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь
избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития
всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог
В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.
«Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков
эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного
воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания
детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором
около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального
воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка – могучий
источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное
умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы
облагораживаем его мысли, стремления».[2]
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно
раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать
и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет
на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в
детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, –
предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца
красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует
многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку
культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную
красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».[3] Широко известны
слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка
лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения
музыкальной культуры детей.
ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических,
нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального
воспитания в жизни человека.
В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели
воспитания личности, используя научную литературу. Во второй главе
рассмотрим различные формы музыкальной деятельности и определим, какие
личностные качества они воспитывают в человеке.
ГЛАВА 1
Значение эстетического. Нравственного и музыкального воспитания личности
§ 1 Основные понятия
Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в
форме физиологического, психического и социального становления человека и
определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными
условиями.
« Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит
главным образом под влиянием воспитания. Воспитание « проектирует»
личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет
её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выготский.
В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально
организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В
ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая
необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее
соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы
образования, обучения и развития.
В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как
процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на
основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-
психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается
тогда, когда из всего социально- психологического материала, ставшего
личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная
система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции,
избирательным отношением к социальной среде».[4]
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Человек живёт в обществе и не может быть
свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую
очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и
произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения,
принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих
требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу,
к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так: – осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения; – развитие у детей чувства патриотизма; – развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям; – выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям; – формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия; – формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным; – формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству; – формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция,
сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела
становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию –
главная цель нравственного воспитания».[5]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие у детей способности воспринимать
прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в
природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от
безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать
это прекрасное – это и есть эстетическое воспитание.
Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и
практической деятельностью человека.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач: – формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы; – развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту; – вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации; – развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту; – развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Эстетика рассматривает не только сущность объективно – существующего
прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы
субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.
Особенности этого отражения носят конкретно – чувственных характер и
составляют специфику эстетического сознания.
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не
только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся
гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь
предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль
играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий
мир.
Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.
Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать
наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с
безобразным).
Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе,
обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость
нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные
поступки.
Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе
комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно
разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.
§ 2 Музыкальное воспитание как средство эстетических и нравственных качество личности
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖНО ПОНИМАТЬ В ШИРОКОМ ИЛИ В БОЛЕЕ УЗКОМ
СМЫСЛЕ.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных
потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития
идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В
таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности
к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной
деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей
человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и
глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное
воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».[6]
Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными
образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то,
что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.
«Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств,
воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием».[7] Особо важную
роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства.
Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим
складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами
изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.
Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный
образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями
человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом
(например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в
спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в
человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в
подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные
эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом
особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.
Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной
культуры, чувств, нравственности.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет
художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и
всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное,
творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены
основные пути осуществления воспитания: а) развитие способности воспринимать музыку (слушание); б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений
способностей и умений (пение, игра на инструментах); в) усвоение нужных знаний (грамотность).
Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие
музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.
Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как
первоочередная задача воспитания.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели,
как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и
музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу
музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические
принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный
материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться
на музыку.
ГЛАВА 2
Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности
в детской музыкальной школе (ДМШ)
§ 1 Слушание МУЗЫКИ
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая
роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее
восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей
активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее
особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со
значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами
исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные,
инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание
дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в
исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание
музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию
многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку
(радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой
общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации
практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации
целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность
потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного
художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно
слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы
процесс восприятия был активным, творческим.
В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы
и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа
произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их
во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов
и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по
выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так
выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание
взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.
Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства
активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют
сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и
различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
Одно из произведений является основным, и на нем я более всего
сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и
благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной
проблемы.
Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части
произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление
характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в
процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него
требуется. С помощью такого простого задания можно более точно
контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание
заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они
должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно
такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить
тут же, в самом процессе преподавания.
Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы,
которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети
получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.
Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно
дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно
пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему
значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблица
целесообразнее использовать на начальном этапе работы.
Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети,
как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное
качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и
выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.
Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся
эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой
проблемы связано с необходимостью: – специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; – использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; – использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень,
являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы
они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и
доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
§ 2 Исполнительство
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая
исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых
различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре,
сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).
Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие
массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.
С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой
– пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние
другого человека, которое отражено в песнях).[8] Хоровое пение является
эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и
инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом
содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства
ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту
интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой
деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения
учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие,
воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений
и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных
композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств
патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием
качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала.
Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся
к исполнению песен.
Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа
над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть
связана с работой над художественным образом произведения.
Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате
систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию
песенным материалом.
Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и
радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая
атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и
переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а
это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того
или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает
положительные результате в работе с детьми», – говорил В.А.Сухомлинский.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности
ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом
искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает
воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение
и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с
кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или
технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет
их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются
только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по
усвоению разнообразного репертуара.
Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство
искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему
творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:
1. Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства.
Голосовой аппарат – «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций.
2. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко программа. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается.
3. Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения.
4. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.
Следовательно, на занятиях пением методы воспитания должны отражать
принцип массовости, демократизма, искусства.
И слушание музыки, и исполнительское, творческая деятельность детей
тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм
музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать
закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку.
Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской
деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских
навыков, развить музыкальные способности детей.
Игра на музыкальных инструментах.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной
форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они
имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа
звукоизвлечения.
Мы не будем конкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном
инструменте, а порассуждаем вообще об игре на инструментах. Понятно, что
для каждого музыкального инструмента разработана своя методика игры на нем
и прочее. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает
музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности:
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое
главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте
самовыражается.
Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы
развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра
на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,
воображения.
Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по
слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с
освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения
достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой
подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь
хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения
мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии.
Одновременно с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к
звукам инструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается
ребенком положительно. Слухо-вокальная координация налаживается и
закрепляется.
Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента
и научился использовать разнообразие его тембровых красок.
Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является
основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле,
оркестром.
§ 3 музыкально-Познавательная деятельность
«Музыкознание раскрывает закономерности и особенности музыки как особой
формы художественного освоения мира в ее историческом становлении и
развитии. Музыкознание имеет два основных направления: историческое
(всеобщая история музыки, музыка различных народов, музыкальная литература)
и теоретическая, которое распадается на ряд взаимосвязанных дисциплин:
общая теория музыки, мелодика, ритмика, гармония, полифония и т.д.»[9]
В программу ДМШ включены такие дисциплины как музыкальная литература
(построенная по принципу историзма), сольфеджио, элементарная теория
музыки, ритмика, обучение игре на инструментах.
Музыкально-исторические знания освещают пути возникновения и
становления музыкального искусства на различных этапах истории. Новые
поколения композиторов используют в своем творчестве сложившиеся традиции и
вместе с тем проявляют новаторство, обеспечивая поступательное движение
музыкального искусства.
Музыкальная литература расширяет кругозор детей. При изучении
музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведение
отдельных композиторов, но и музыкальная литература различных эпох,
изучаются народное творчество, особенности камерной музыки, хорового
искусства, симфонического жанра, балета как синтетического искусства,
оперы.
Главное – подчеркивается эмоционально-образное содержание произведения,
особенности развития музыкальных образов, комплекс выразительных средств.
Не каждый умеет слышать музыку, хотя каждый ее слушает. Здесь важную
роль играет такая учебная дисциплина, как сольфеджио.
Сольфеджио принято рассматривать как систему развития музыкального
слуха, которое предполагает четыре основных формы работы: собственно
сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ и диктант.
Занятия сольфеджио направлены на слуховое осознание видимого в нотной
записи, развивают интонацию при пении, делают осознанным восприятие музыки.
Сольфеджио развивает координацию всех слуховых навыков и теоретических
знаний. Именно комплексное применение разнообразных форм работы на уроках
сольфеджио, как показывает практика, обеспечивает разностороннее развитие
музыкального слуха.
Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических
дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально-
теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а
его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении
детей. Иными словами, движение используется как способ активизации
музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер
музыки.
Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и
ритмичность.
Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в
увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие
музыки. «Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным
стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с
музыкальным образом».[10]
Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению
второстепенное, но следует помнить о том, что только органическая связь
музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое
воспитание детей.
На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи:
1. Развитие музыкальных способностей;
2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;
3. Формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;
4. Развитие творческих способностей.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-
духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения
помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения,
согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной
ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению
элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными
предметами.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать
следующие принципы:
– комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
– систематичность;
– постепенность;
– последовательность;
– повторность;
Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать
навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей,
прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения
музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального
восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального
языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям
нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность
значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные
способности детей.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности,
предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она
не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей.
Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды
музыкальной деятельности.
ВЫВОДЫ
Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели
воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального
обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и
происходит это только через деятельность.
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического
вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают
внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что
иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает
художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству –
формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к
окружающему.
На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов
(Д.Д.Кобалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного
опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь,
делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по
воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и
жизни.
В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются
многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-
развитого, духовно богатого человека.
Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, тем
лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов, и тем эффективнее будет
результат моей работы, и тем большее удовлетворение я буду испытывать от
своей практической деятельности педагога-музыканта.
ЛИТЕРАТУРА
1. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981;
2. Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.1, 1978;
3. Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.2, 1985;
4. Л.А.Баренбойм и др. Из истории Советского музыкального образования //
Сб. материалов и документов (1917-1927).- Л.: Москва, 1969;
5. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детских садов – М.: Просвещение, 1983;
6. М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец.
«Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983;
7. Н.Дьяченко, И.Котляревский, Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. – Киев.: Музична Украина,
1987;
8. М.Картавцева. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.:
Москва, 1978;
9. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. – :Музична Украина, 1986;
10. Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории, методики. – М.: Музыка 1984;
11. А.С.Лында и др.Педагогика.// Уч.пособие для индустриально- педагогических техникумов профтехобразования.-М.: Высшая школа, 1973.
12. Методика музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе.// уч.-методическое пособие для чтения лекций на факультетах хорового дирижирования муз.училищ.- М.: Кафедра хорового дирижирования
Н.А.Шийка, 1974.
13. Л.Михеева.Музыка- детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.-
Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.
14. Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос,
1994;
15. Н.В.Савин. Педагогика // уч.пособие для пед.уч-щ. – М.: Просвещение,
1978;
16. Советская музыка, № 2 – 1975 // В.Мясищев, А.Готсдинер Что есть музыкальность – В.Н.Минин. Ближе к практике. – И.Жуков. Творческий подход. – С.Гаджибеков. проблемы вуза, стр.81-92.;
17. Советская музыка, № 6 – 1966 // ст.И.Сигети. Композитор – исполнитель – слушатель., стр.108-1164.
18. К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан. Гармония // программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (5-й год жизни). –
М., 1998.
19. К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко. Гармония // программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (4-й год жизни). –
М., 1999.
20. Я.С.Турбовской. Средства и методы педагогического действия. – М.:
Знание, 1980.
———————–
[1] П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального
воспитания, М. :-«Музыка», 1990 г.
ст.»Музыкальное искусство- средство воспитания детей», стр.7.
[2] П Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. «Методика музыкального
воспитания», М.:-«Музыка», 1990 г. ст. «Музыкальное искусство- средство воспитания детей», стр.5.
[3] Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / П.Халабузарь, В.Попов,
Н.Добровольская. « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990
г., стр.52- 53.
[4] С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика»,
М.: – Просвещение, 1981 стр. 35
[5] С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика»,
М.: – Просвещение, 1981 стр. 48
[6] П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального
воспитания, М. :- Музыка, 1990 г., стр.11
[7] Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду», М.: – Просвещение, 1983г., стр.7.
[8] О.П.Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: – Просвещение,
Владос, 1994 г. стр.97.
[9] Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду», М.: – Просвещение, 1983г., стр.8.
[10] О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное
воспитание дошкольников», М.: – Просвещение, Владос, 1994 г, стр. 108.