Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ)
Федеральноеагентство по образованию
Курсоваяработапо дисциплине «Гражданское право»
Тема: «Понятие, признаки иправоспособность юридического лица. Лицензирование деятельности»
Студент Лапатина Л.С.
Руководитель Курзин Н.И.
Москва2009 г
Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ)Заданиена курсовую работу
Тема курсовойработы
Понятие, признакии правоспособность юридического лица. Лицензирование деятельностиСтудент: ЛапатинаЛюдмила Станиславовна
Руководитель: Курзин Николай Иванович
1. Содержаниекурсовой работы (наименование глав)
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
Глава2. Правоспособность и лицензирование деятельности юридического лица
2. Рекомендуемаялитература
1. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации. Ч. 1
2. Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»
3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
4. Гражданское право. В 2-х томах. Том1. Учебник // Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева.
Срок выполнения “_____”_____________200г.
Руководитель: _______________Слушатель: _______________
Содержание
Введение
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
1.1 Понятие и характеристика законодательных признаковюридических лиц
1.2 Государственная регистрацияюридического лица, учредительные документы юридического лица
1.3 Классификация юридических лиц поразличным основаниям
Глава 2. Правоспособность илицензирование деятельности юридического лица
2.1 Правоспособность юридическоголица в Российской Федерации
2.2 Лицензирование деятельности юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Жизньсовременного общества трудно представить без объединения людей в группы,разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижениятех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданскомобороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Известно, чтопоявление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми жепричинами, что и возникновение и эволюция права, т.е. усложнением социальнойорганизации общества, развитием производственных отношений и, как следствие,общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовоерегулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственныхсубъектов права оказалось недостаточным для развивающегося экономическогооборота.
ЮристыРимской республики обсуждали идею существования союзов, которые обладалинераздельным, обособленным имуществом и выступали в гражданском обороте отсобственного имени. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестноримским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить кругсубъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан, мы обязаныримскому праву.
В Средние векапредставления о юридических лицах все еще находились под влиянием догматовримского права. Однако в эту эпоху и в Новое время конструкция юридическоголица получила дальнейшее развитие и как следствие накопленного опытарегулирования отношений с участием юридических лиц — создание гражданских иторговых кодексов XIX века. Бурное развитие экономики в конце XIX века привелок развитию учения о юридических лицах — появились оригинальные исследованияпроблем юридических лиц. Значение института юридического лица возросло в XXвеке. Этот рост был обусловлен усложнением инфраструктуры иинтернационализацией предпринимательской деятельности, расширениемгосударственного вмешательства в экономику и появлением новых информационныхтехнологий. Вследствие этого в настоящее время значительно увеличивается объемзаконодательства о юридических лицах, а также улучшается его качество. В отличие от таких субъектовгражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей(или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любыеправа и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности)правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лицалишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности ипрямо зафиксированы в его учредительных документах.
Проблема сущностиправоспособности юридического лица, а вместе с тем и его правового положенияпри взаимодействии с другими участниками гражданского оборота заслуженнопривлекает внимание ученых. О.А.Красавчиков рассматривал юридическое лицо какопределенную систему социальных связей, а Б.И.Пугинский — как некое правовоесредство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию вгражданском обороте. Действительно, будучи организацией, созданной длясамостоятельного хозяйствования с определенным имуществом, юридическое лицо являетсявполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам (или кучредителям, в том числе к единственному), ни тем более к работникам («трудовомуколлективу»), которые в этом качестве не имеют никаких прав на егоимущество и ни при каких условиях не отвечают по его долгам.
Институтюридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве.Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающихправоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядоксоздания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности ихорганизационно-правовых форм.
Правила,носящие наиболее общий характер, содержатся в главе 4 ГражданскогоКодекса Российской Федерации. К ним следует отнести легальное определение иклассификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность иответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемыек учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.
Вразвитие норм ГК РФ принято ряд федеральных законов, регулирующих процессысоздания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. ЭтоФедеральные законы: «Об общественных объединениях», «Облаготворительной деятельности и благотворительных организациях», «Обакционерных обществах» и т.д.
Однако, ГК РФ был принят в 1994 году, а стех пор жизнь, общество и рыночные отношения в России не стоят на месте. Поэтому сегодня российскими юристами разработана новая концепция Кодексаи сейчас, на базе этой концепции, идет работа по написанию новой версии первой, основной части ГК.
Государство, признаваясебя равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенствовсех субъектов права перед гражданским законом, и обеспечивает свободное иестественное развитие экономических отношений (регулированию которых посвященГражданский кодекс). Именно данными обстоятельствами подтверждается особаяактуальность тематики моей курсовой работы в настоящее время в России.
Итак, главнаяцель работы – раскрытие понятия «юридического лица»,значение этого института, оснований классификации юридических лиц, а также ихвидов, порядоклицензирования деятельности юридических лиц.
В соответствии споставленной мной целью, необходимо выделить следующие задачи:
§ изучить действующее законодательствои произвести анализ нормативно-правовых актов в данной области;
§ рассмотреть виды юридических лиц, рассказать обих формах;
§ охарактеризовать особенностиправоспособности юридических лиц.
Кроме Гражданского кодекса Российской Федерации,материалом для данной работы служили нормативно-правовые акты, литература иучебные пособия по гражданскомуправу, статьипериодических изданий, прочие актуальные источники информации.
Структура даннойработы соответствует предъявленным требованиям и состоит из введения, основнойчасти из двух глав, заключения, списка использованной литературы, которыйпредставлен нормативно-правовыми актами, научной и учебной литературой,статьями периодических изданий, информациейиз Интернет-ресурсов.
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
1.1 Понятие и характеристиказаконодательных признаков юридических лиц
Согласно пункта 1 статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении илиоперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, бытьистцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
В настоящейстатье содержится определение юридического лица, на основе которого создаются ифункционируют различные виды юридических лиц, предусмотренные законом.Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должноудовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.
Правовая доктринатрадиционно выделяет четыре основополагающих признака, необходимых для признанияорганизации юридическим лицом:
1)организационное единство(упорядоченность),которое проявляется, как правило, в наличии определенной структуры, органовуправления, их иерархии, соподчиненности и в регламентации отношений между егоучастниками;
2) наличиеобособленного имущества юридического лица, которое является материальной базойего деятельности;
3)самостоятельная гражданская правовая ответственность юридического лица, в силучего участники юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых, кроме случаев,предусмотренных законом;
4) выступление вгражданском обороте от своего имени, т.е. возможность юридического лица отсвоего имени вступать в правоотношения, приобретать и осуществлять гражданскиеправа и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Признаниеюридическим лицом определенной «организации» не означает, что в этомкачестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное обществоможет быть создано и одним физическим лицом.Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (илиупорядочено).
Можно также дополнительно выделить следующие моменты,характеризующие юридическое лицо:
а) наименование организации;
б) регистрация вгосударственном реестре юридических лиц;
в) наличие специального разрешения(лицензии) для осуществления определенных видов деятельности;
г) самостоятельный баланс;
д) наличие счета в банке;
е) юридический адрес.
Закон требует,чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее егосреди прочих организаций. Наименование юридического лица должно содержатьуказание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческихорганизаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческихорганизаций, должны содержать указание на характер деятельности юридическоголица. Указание на егоорганизационно-правовую форму сразу же даетзнать участникам оборота об основных признаках организации — является ли онакоммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. Законыоб отдельных видах юридических лиц, включая и нормы самого ГК, требуютвключения дополнительных сведений в наименования юридических лицсоответствующего вида. Обязательное включение в наименованиеуказания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которыев силу закона должны обладать специальной правоспособностью.
Место нахожденияюридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяетсярешение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в которомучаствует юридическое лицо (ст. 316 ГК), подсудность споров, место уплаты налогов и т.д. Место нахождения юридического лицауказывается в его учредительных документах.
В зависимости отвида юридического лица состав учредительных документов различен, так, например,общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзыдействуют на основе учредительного договора и устава, а правовой базой длядеятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) являетсяучредительный договор (ст. 52 ГК). Для остальных юридических лиц единственным учредительнымдокументом считается их устав. Устав – это свод правил, регулирующих деятельность предприятий,организаций, учреждений и их взаимоотношения с другими организациями игражданами, их права и обязанности в определенной сфере хозяйственнойдеятельности. Учредительный договор — консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения междуучредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он можетзаключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает всилу, как правило, с момента заключения. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Устав вступает в силу смомента регистрации самого юридического лица.
В случаях,предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческойорганизацией, может действовать на основании общего положения об организацияхданного вида.
Как уже отмечалось, в учредительных документахюридического лица должны определяться наименование юридического лица, место егонахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а такжесодержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лицсоответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций иунитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и другихкоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельностиюридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческойорганизации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях,когда по закону это не является обязательным.
В учредительномдоговоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядоксовместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имуществаи участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядокраспределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридическоголица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Юридическое лицоприобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности черезсвои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами иучредительными документами. Состав (перечень) органов юридического лица (высший и исполнительныеорганы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избранияопределяются для различных видов юридических лиц (их организационно — правовыхформ) помимо ГК также и законами об этих видах юридических лиц, иными правовымиактами и учредительными документами конкретного юридического лица. Органыюридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них,т.е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает гражданские и иныеправа и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действиясамого юридического лица.
Органюридического лица или действующее от его имени лицо не могут выходить за рамкипредоставленных им полномочий. Законом определено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документовюридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересахпредставляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано потребованию учредителей (участников) юридического лица, если иное непредусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные имюридическому лицу.
В предусмотренныхзаконом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права ипринимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Юридическое лицо можетбыть реорганизовано, ликвидировано, быть признано несостоятельным (банкротом).
Реорганизацияявляется способом как прекращения деятельности юридических лиц, так ивозникновения новых. При слиянии прекращается самостоятельное существованиесливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. Приприсоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образомперестает существовать как таковое, а это «другое» продолжает своесуществование. При разделении на базе прекратившегося юридического лицавозникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, изкоторого оно выделилось, продолжает свое существование. При преобразованииюридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое.Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицопрекращает существование, причем в трех из них — при разделении, слиянии ипреобразовании — наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании)или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишьвозникновение одного или нескольких новых юридических лиц.
Реорганизацияюридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение,преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников)либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительнымидокументами, а также в случаях, установленных законом, в форме разделения иливыделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляетсяпо решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицоможет быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органаюридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в томчисле в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, сдостижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда в случаях,предусмотренных в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса.
Юридическое лицо,за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии ирелигиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным(банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
В следующем разделе мноюбудет рассмотрен порядок государственной регистрации юридического лица болееподробно.
1.2 Государственная регистрация юридического лица,учредительные документы юридического лица
Государственнаярегистрация юридических лиц является необходимым условием стабильностигражданского оборота и защиты интересов его участников. ЗаконодательствоРоссийской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодексаРоссийской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»(в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актам Российской Федерации.
В процессерегистрации осуществляется государственный контроль за соблюдениемустановленного законом порядка образования юридического лица, соответствием егоучредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целяхналогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержаниеучредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица,отражает все его критерии правосубъектности.
Государственнаярегистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации иФедеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с Указом Президента РФот 9 марта 2004 г. № 314 «Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти», такиморганом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерствуфинансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений иполитических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационнаяслужба.
Для регистрацииюридического лица всоответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующиедокументы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральныморганом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствиис законодательством Российской Федерации;
в) учредительныедокументы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные внотариальном порядке копии);
г) выписка изреестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения илииное равное по юридической силе доказательство юридического статусаиностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственнойпошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Документыпредставляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценнымпочтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способыпредставления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующийорган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.
Государственнаярегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постояннодействующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постояннодействующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих праводействовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственнаярегистрация юридическоголица осуществляетсяв срок не более пяти рабочих дней со дняпредставления документов в регистрирующий орган.
В Российской Федерации ведется государственныйреестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации иликвидации. Данные государственнойрегистрации юридического лица включаются в единый государственный реестрюридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментомгосударственной регистрации признается внесение регистрирующим органомсоответствующей записи в государственный реестр.
Регистрирующийорган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только вслучаях, установленных законом, а это в случае:
а)непредставления определенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов;
б) представлениядокументов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) при регистрации юридических лиц, учредителем которыхвыступает юридическое лицо, находящеесяв процессе ликвидации или реорганизации при внесении соответствующихзаписей в единыйгосударственный реестр юридических лиц;
г) несоблюдениянотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая формаобязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписаниянеуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления овнесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в единомгосударственном реестре юридических лиц;
е) выходаучастников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результатекоторого в обществе не остается ни одного участника, а также выходаединственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Наличие судебногоспора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченнойответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, атакже иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченнойответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестрюридических лиц, не является основанием для отказа в государственнойрегистрации.
Решение об отказев государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательнойссылкой на установленныенарушения. Оно должно быть принято не позднее 5 дней после подачи документов нарегистрацию.
В случае отказаюридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такойрегистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.
Лишь с момента государственнойрегистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическоелицо считается созданным.
Осуществлениепредпринимательской деятельности без государственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качествеюридического лица — влечет наложение административного штрафа в размерах,установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.
Таким образом, завершающим этапом образованияюридического лица является государственная регистрация, на котором компетентныйорган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъектаправа, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, врезультате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.
1.3 Классификацияюридических лиц по различным основаниям
Исходя изорганизационных,функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можноклассифицировать всё их множество по различнымкритериям.
В зависимости отцели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие инекоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельностикоторых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такойорганизации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскуюдеятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения ихуставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль междусвоими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).
В зависимости отформы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделитьгосударственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числугосударственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственныеинтересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятсявсе унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.
Составучредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следуетклассифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица,учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организацииназываются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаютсягосударством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (заотдельными исключениями) субъектами права.
Различныйхарактер прав участников в отношении юридического лица позволяетклассифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют правособственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарныепредприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участникиимеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества,кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеютимущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды иобъединения юридических лиц).
В зависимости отобъема вещных прав (права самого юридического лица на используемое имимущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативногоуправления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица,обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные имуниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правомсобственности на имущество (все остальные юридические лица).
Хозяйственные товарищества и общества также можноклассифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение ихличных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личноеучастие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).
По составуучредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственныетоварищества, договорно-уставные общества с ограниченной или дополнительнойответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
И, наконец, ещеодним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктриныпандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашейстране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличиемчленства, общей для многих участников цели, независимостью своего существованияот смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям(союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и целиюридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смыслтакой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективныеинтересы, во втором — личные.
Все юридическиелица можно разделить на четыре большие категории:
а) хозяйственные товарищества иобщества,
б) производственные кооперативы,
в) государственные и муниципальныепредприятия,
г) некоммерческие организации.
Также можноупомянуть и филиалы, и представительства юридических лиц.
Хозяйственныетоварищества — договорные объединения нескольких лиц для совместного веденияпредпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные обществаотличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество дляведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственныхтовариществ и обществ имеют следующие особенности:
1) Полное товарищество. Участники такойорганизации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ееобязательствам всем своим имуществом.
2) Товарищество на вере. Данноетоварищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе- комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по егообязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов),не отвечающих по обязательствам предприятия.
3) Общество с ограниченнойответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию,уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров,образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.
4) Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеетуставной капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров.Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ееобязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
5) Акционерное общество — коммерческаяорганизация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ееобязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права накоторые удостоверяются ценными бумагами — акциями.
Производственныекооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативыпредставляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательскойдеятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальноеимущество которых складывается из паев членов объединения.
Особойразновидностью коммерческих организаций являются государственные имуниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданскихправоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно вгосударственной или муниципальной собственности и принадлежит такомупредприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Также вкратцерассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации- организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной целисвоей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такиеорганизации могут подразделяться на:
1) Потребительские кооперативы.Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началахчленства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах,первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.
2) Общественные объединения — некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализацииобщих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, какобщественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторыедругие.
3) Религиозные организации — объединение граждан, имеющие основнойцелью совместное исповедание и распространение веры и обладающеесоответствующими этим целям признаками.
4) Фонд — некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезныхцелей путем использования имущества, переданного в ее собственностьучредителями.
5) Учреждения. Это организация, созданная собственником для осуществления функцийнекоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично.
6) Объединения юридических лиц.Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькимиюридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.
Из приведенного вышесписка видно, что организационно-правовых форм предприятий существует великоемножество. Достаточно сложно без квалифицированной юридической консультациивыбрать более приемлемую форму для будущего предприятия.
Глава2. Правоспособностьи лицензирование деятельностиюридического лица
2.1 Правоспособность юридического лица в Российской Федерации
Правоспособностьюридического лица в общем понимании представляет собой способность юридическоголица иметь гражданские права и обязанности, которые необходимы ему дляосуществления своей деятельности. Правоспособность юридического лицаопределяется в уставе (положении) данного юридического лица.
В современномгражданском праве России выделяется общая и специальная правоспособностьюридических лиц. Под общей (универсальной) правоспособностью понимаетсяспособность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности,которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащегодействующему законодательству. Под специальной правоспособностью понимаетсяналичие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельнорегулируются законом, соответствуют целям его деятельности и прямозафиксированы в его учредительных документах.
Следуетучитывать, что общую правоспособность в соответствии с Гражданским Кодексом РФмогут иметь только коммерческие организации, за исключением унитарныхпредприятий (абз. 2 п. 1 ст. 49). Юридические лица с иными организационно-правовымиформами имеют специальную правоспособность.
Участники любойкоммерческой организации могут при желании «уменьшить» объем ееправоспособности, т.е. сделать правоспособность специальной. Для этого вучредительных документах юридического лица необходимо закрепить конкретныйзакрытый перечень видов его деятельности. При этом даже для многих коммерческихорганизаций законом изначально предусмотрена только специальнаяправоспособность (например, страховые организации, банки и др.). Сделки,совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальнойправоспособности, т.е. внеуставные сделки, иногда называемые сделками ultravires, недействительны.
Правоспособностьюридического лица в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ возникает в момент егосоздания (т.е. в момент его государственной регистрации) и прекращается вмомент завершения его ликвидации (т.е. в момент внесения записи о ликвидации вединый государственный реестр юридических лиц).
Праваюридического лица могут быть ограничены лишь в случаях и в порядке,предусмотренных законом. Случаи и порядок возможного ограничения отдельных правюридического лица предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретнымвидам юридических лиц. Как правило, это имеет место при нарушении юридическимилицами действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительныхдокументах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств,затрагивающих интересы общества. Так, Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» за Банком Россиизакреплено право в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний БанкаРоссии об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитнойорганизации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитнойорганизацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересамее кредиторов (вкладчиков) вводить запрет на осуществление кредитнойорганизацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ейлицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а такжена открытие ею филиалов на срок до одного года.
Решение обограничении прав, принятое уполномоченным органом государства, может бытьобжаловано юридическим лицом в суд (п. 2 ст. 49 ГК РФ).
Отдельными видамидеятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо можетзаниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Правоюридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимополучение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или вуказанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иноене установлено законом или иными правовыми актами. Порядок получения лицензий будетрассмотрен мною в следующем разделе данной главы моей курсовой работы.
Таким образом, правоспособность юридического лица определяется спомощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности. Наличие целидеятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательнымусловием существования каждого юридического лица. При этом в понятие целидеятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл: получение илинеполучение прибыли в процессе своей деятельности.
2.2 Лицензирование деятельности юридического лица
КонституцияРоссийской Федерации предусматривает равное для всех право на использование своих способностей иимущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдеятельности. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятиеопределенным видом деятельности, субъекты хозяйствования вправе осуществлятьего в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными вучредительных документах либо в свидетельстве о государственной регистрациииндивидуального предпринимателя.
Отдельными видамидеятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо можетзаниматься только на основании лицензии. Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного видадеятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальномупредпринимателю. Действиеданной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальнойправоспособности. К лицензируемым видам деятельности относятся видыдеятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущербаправам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасностигосударства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулированиекоторых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Единого закона олицензировании не существует, оно предусматривается в законодательных актах об отдельных видахдеятельности.
Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности». Статьей 3 данного Закона закреплены принципы лицензирования,которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации иограничивают необоснованное вмешательство государства:
— обеспечение единства экономического пространства на территорииРоссийской Федерации;
— установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
— установление единого порядка лицензирования на территории РоссийскойФедерации;
— установление лицензионных требований и условий положениями олицензировании конкретных видов деятельности;
— гласность и открытость лицензирования;
— соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
ВышеназванныйЗакон регулируетотношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическимилицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлениемлицензирования отдельных видов деятельности.
Действие Закона о лицензировании распространяется только на видыдеятельности, установленные ст. 17 указанного Закона.
Необходимоотметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения,касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельностисуществует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядоклицензирования. Так, например, необходимостьполучения лицензии на осуществление банковской деятельности предусмотрена Федеральным законом от 10июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», страховой деятельности сзаключением договоров страхования — Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 (в ред. от 30.10.2009) «Об организации страховогодела в Российской Федерации» ист. 938 ГК, порядок лицензирование образовательной деятельности установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензированииобразовательной деятельности».
УказанныеЗаконы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного видадеятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконныхактах. Как известно, высшей юридической силой обладают законы, подзаконные актыне могут противоречить нормам закона. В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.
В любом случаеюридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначекак в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может бытьобжаловано в суд.
Правоюридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимополучение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или вуказанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иноене установлено законом или иными правовыми актами. Срок действия лицензии неможет быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании можетбыть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено Федеральнымзаконом. Положениями о лицензированииконкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действиелицензии.
В случаенарушение лицензионных требований и условий лицензирующие органы могутприостанавливать действие лицензий с последующим возобновлением их действия послеустранения нарушений.
Лицензирующиеорганы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых ониосуществляют.
В соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Оборганизации лицензирования отдельных видов деятельности» Правительсво РоссийскойФедерации:
а) определяет федеральные органыисполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видовдеятельности;
б) устанавливает виды деятельности,лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.
Данным постановлением установлено, что деятельность, лицензияна
осуществлениекоторой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта РоссийскойФедерации, может осуществляться на территориях других субъектов РоссийскойФедерации при условии предварительного уведомления в письменной формелицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации онамерении осуществлять лицензируемой вид деятельности на их территориях.
В некоторыхслучаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуальногопредпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта. Так, в соответствиисо ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», если вид деятельности,осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежитлицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номерелицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшемлицензию. Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «Орекламе» установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или)реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальныхразрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Федеральный законот 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Олицензировании отдельных видов деятельности“, Федеральный закон „Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)“ и Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях» предусматривает поэтапную отмену вРоссии 49 из 124 лицензировавшихся ранее видов деятельности. В частности, с 1 января 2007 г. прекратилосьлицензирование туроператорской, турагентской и еще других видов деятельности, ас 1 января 2010 г. прекращается лицензирование строительной деятельности вобласти инженерных изысканий и архитектурного проектирования, строительства,капитального ремонта и реконструкции. Регулирование даннойдеятельности путемпредоставления стройкомпаниям допуска к строительству должны осуществлять саморегулируемыеорганизации (СРО) в области строительства, проектирования и изыскательской деятельности.
Законом предусматривается также упрощение процедур получения ипереоформления лицензий,сокращены сроки выдачи лицензий с 60 до 45 дней. В целом в дальнейшем лицензироваться будуттолько самые опасные виды деятельности.
Заключение
Врезультате осуществления в последние годы широкого комплекса мер поразгосударствлению и приватизации в Российской Федерации произошли значительныеизменения в отношениях собственности и организационно-правовых формахкоммерческой деятельности.
Таким образом,проанализировав предложенные нормативно-правовые акты и другие источники повыбранной теме, мною выяснено, что юридическое лицо – это субъект права, искусственносозданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и всоответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всемиучастниками гражданских правоотношений.
Любая организация,имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками.Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждоеиз которых необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организациямогла признаваться субъектом гражданского права.
Первым признакомюридического лица является организационное единство (наличие четкой внутреннейструктуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений длявыполнения своих функций). Организационное единство юридического лицаопределяется действующим законодательством и должно быть закрепленоучредительными документами (уставом, учредительным договором). В уставеобязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности,место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядокобразования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения егодеятельности.
Следующим признакомюридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества (наличиев собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имуществакоторым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам). Степеньимущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц можетсущественно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества,кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогдакак унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативногоуправления.
Третьим признакомюридического лица является наличие самостоятельной имущественнойответственности. Любая организация (юридическое лицо) несет определеннуюответственность за результаты хозяйственной деятельности, и отвечает по своимдолгам своим имуществом. Необходимой предпосылкой такой ответственностиявляется наличие у юридического лица обособленного имущества, которое принеобходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующиеисключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лицанив коей мере не затрагивают общий принцип, поскольку ответственность иныхсубъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е.дополнительной к ответственности самого юридического лица).
Четвертым признакомюридического лица является выступление в гражданском обороте от своего имени.Это означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданскиеправа и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговыйпризнак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на которомбазируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести вгражданский оборот новое объединение лиц и капиталов — нового субъекта права.
В данной курсовой работе я рассмотрела наиболееважные, как я считаю, аспекты гражданско-правового положения юридических лиц,как субъектов гражданских правоотношений.
Япостаралась четко и в соответствии с законом раскрыть содержание понятия,признаки и значение юридических лиц, порядок их образования, лицензирования ихдеятельности, описала и проанализировала виды юридических лиц.
Мне кажется, чтотема юридические лица, как субъекты гражданского права является одной изосновных, так как субъекты (физические и юридические лица) — это участники всехправоотношений. А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников. Так, по данным Федеральной налоговой службыРоссии, на 1 декабря 2009 года в России зарегистрировано 4,232 млн. юридических лиц.
В данной курсовой работе я рассмотрела В заключениивсего сказанного можно сделать вывод: правовые знания становятся насущной необходимостью. Основы гражданскогоправа надо знать каждому, чтобы грамотно формулировать, защищать и отстаиватьсвои законные интересы.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (в ред. от 30.12.2008) // РГ. 2009.№ 7.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009, с изм. от18.07.2009) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 28.11.2009) // РГ.2001. № 256.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 19.07.2009) «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// РГ. 2001. № 153-154.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Часть1. Ст. 3430.
6. Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ «О внесенииизменений в Федеральный закон „О лицензировании отдельных видовдеятельности“, Федеральный закон „О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)“ и Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях» //РГ. 2005. № 144.
7. Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодексРоссийской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// РГ. 2008. № 158.
8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ,от 22.09.2009 N 218-ФЗ) // РГ. 2002. № 127.
9. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 27.09.2009) «О рекламе» // РГ. 2006. № 51.
10. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (в ред. от30.12.2008) «О Правительстве РоссийскойФедерации» // РГ. 1997. № 245.
11. Закон РоссийскойФедерации от27.11.1992 № 4015-1 (в ред. от 30.10.2009) «Об организации страховогодела в Российской Федерации» // РГ. 1993. № 6.
12. Закон РоссийскойФедерации от07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 23.11.2009) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
13. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 (в ред. от 15.06.2009) «Об организации лицензированияотдельных видов деятельности». //СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 700.
14. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Обутверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»// РГ.2009. № 63.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации от 24.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судовпри применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях»// РГ. 2006. № 250.
Научная и учебная литература:
1. Комментарий к Гражданскому кодексуРоссийской Федерации, части первой // Отв. редактор О.Н.Садиков. М.,1995.
2. Комментарий к Федеральному закону «О государственнойрегистрации юридических лиц» / Отв. ред. Б.М.Гонгало, П.В.Крашенинников.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.
3. Гражданское право. В 2-х томах. Том1. Учебник // Под ред. Ю.К.Толстого., А.П.Сергеева. М.: Юрайт, 2005.
4. Зенин И.А. Гражданское правоРоссийской Федерации: Учебно-практическое пособие. 9-е изд., перераб. и доп.М.: МЭСИ, 2007.
5. Пугинский Б.И. Гражданско-правовыесредства в хозяйственных отношениях. М.: Юрайт,1984.
6. Римское государственное право. Учебник// Под редакцией И.Б.Новицкого, И.С.Перетерского. М.: Вольтер Клувер, 1994.
7. Суворов Н.С. Об юридических лицах поримскому праву. М.: «Статус», 2000.
8. Матвеенко П.В. Правовое регулирование лицензирования.//Гражданское право. 2006. № 4
9. Интернет-ресурсы: ru.wikipedia.orq/wiki/