Предмет, метод и система курса уголовно-исполнительного права. Порядок назначения и изменения вида режима

Уголовно-исполнительное право План работы Вопрос 1: Предмет, метод и система курса уголовно-исполнительного права… … 3 Вопрос 2: Порядок назначения и изменения вида режима… … …6 Задача… … ………10 Список используемых источников….….13 Вопрос 1: Предмет, метод и система курса уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право – преемник исправительно-трудового, а ещё ранее – пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в 19 веке. Несмотря на различные наименования, объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё

лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными. Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний и применения средств исправительного воздействия. Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными

предметом и методом правового регулирования. Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 Исправительно-трудового Кодекса. К этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключены такие
виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых.

В результате предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ завершилось формирование предмета отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ входит установление: общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных

УК; порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осуждённых; порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых; порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам . Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и характеризуется наличием собственного

метода регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового регулирования обусловливает, прежде всего та мировоззренческая концепция, которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства.
В наших условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих взаимосвязей: • по способу правового регулирования – императивный; • по способу воздействия на поведение людей – запрещающий; • по характеру воздействия – карательный; • по способу реализации – метод санкции; • по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-подчинения.

Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования – императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применение и иных методов правового регулирования: диспозитивного (т. е. предоставление осуждённому до известных пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных законом случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на лучшие условия, благодарность

и т. д.) и других. Далее следует рассмотреть систему уголовно-исполнительного права. Система права – это присущая ему внутренняя структура, выражающая единство и разграничение его действующих норм и институтов. В уголовно-исполнительном праве три части: • Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осуждённых, систему учреждений и органов, исполняющих наказание, и контроль за их

деятельностью; • Особенная часть изучает порядок и условия исполнения всех видов уголовных наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания, помощь осуждённым и контроль за ними; • Специальная часть – международно-правовое сотрудничество по пенитенциарным проблемам и исполнение наказания в зарубежных странах . Вопрос 2: Порядок назначения и изменения вида режима Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону
нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст.

82 УИК РФ). В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно. Режим отражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем выражается кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания.

Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения наказания . Вид исправительного учреждения с соответствующим видом режима назначается приговором суда. Отбывание наказания осужденным в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении является важным требованием такого вида наказания, как лишение свободы.

Соблюдение этого требования создает необходимые условия для исправления осужденных. Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. В Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» детально
урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, граждан, находящихся на территории . Однако принцип индивидуализации исполнения наказания требует в определенных случаях изменения условий содержания осужденных, перевода осужденных с одного вида режима на другой в зависимости от поведения осужденного в местах лишения свободы. Существует два вида изменения условий содержания осужденных.

Первый вид заключается в изменении условий содержания в пределах одного исправительного учреждения (ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ). Второй вид — перевод осужденного в другое исправительное учреждение с иным видом режима (ст. 78 УИК РФ). В пределах одной исправительной колонии осужденные могут находиться на обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных данным видом режима. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, установлено два вида режима: общий и строгий.

Перевод осужденных с одних условий на другие в пределах одного вида режима колонии производится по решению Комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего на строгий и со строгого на общий режим. Если осужденный не согласен с переводом на строгие условия отбывания наказания в колонии или тюрьме,

он может обжаловать это решение в установленном законом порядке. В зависимости от поведения и отношения к труду осужденные могут быть переведены из одного исправительного учреждения в другое с иным видом режима. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию по отбытии не менее половины срока тюремного заключения, назначенного приговором суда, из исправительных колоний общего и строгого
режима в колонию-поселение по отбытии осужденным, находящимся на облегченных условиях содержания не менее одной трети срока наказания, а осужденные за особо тяжкие преступления или ранее освобождавшиеся досрочно от наказания в виде лишения свободы и совершившие новые преступления в период неотбытой части наказания, по отбытию не менее двух тре¬тей срока наказания. Не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные, совершившие преступление при особо опасном рецидиве,

осужденные к пожизненному лишению свободы, в случае замены этого наказания лишением свободы на определенный срок, лица, которым смертная казнь заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования, лица, не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, осужденные, не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение. Осужденные – злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены из

колонии-поселения в исправительную колонию общего режима, из исправительных колоний общего и строгого режима – в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в колонии. Изменение вида исправительного учреждения с иным видом режима производится судом. в случаях, предусмотренных ст. 78 УИК РФ, и в соответствии со статьей 364 УПК РСФСР . Изменение вида режима содержания осужденных является средством, помогающим решать нелегкие задачи

исправления осужденных. Они стимулируют желание к исправлению и являются известным сдерживающим средством для желания нарушить установленные правила в местах лишения свободы. Применение этих мер требует от администрации и особенно от начальников отрядов хорошего знания осужденных, их личных качеств, склонностей, привычек, особенностей личности. Задача Енотов был осужден к ограничению свободы сроком на три года.
Районный суд, учитывая, что исправительные центры на территории еще не действуют, решил тут же заменить этот вид наказания лишением свободы из соотношения, что 1 дню лишения свободы соответствует 2 дня ограничения свободы. Какой орган или учреждение исполняет наказание в виде ограничения свободы? Когда можно назначить этот вид наказания? Какие органы образуют уголовно-исполнительную систему? Решение: Наказание в виде ограничения свободы в соответствии с

Федеральным законом от 13.12.2001. № 4-ФЗ должно быть введено не позднее 2005 г для чего должен быть издан специальный федеральный закон. Ограничение свободы является уголовным наказанием, которое заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ). В соответствии со ст. 45 УК РФ ограничение свободы может применяться только в качестве основного

вида наказания. Согласно ч. 7 ст. 16 УИК наказание в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, а также лиц, которым это наказание назначено в порядке замены иного вида наказания, исполняют специальные учреждения – исправительные центры, являющиеся учреждениями уголовно-исполнительной системы и находящиеся в прямом подчинении ее территориальных органов. ИЦ являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом

УИС, являющимся федеральной собственностью. ИЦ создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальными органами УИС по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Минюстом России. Положение об ИЦ утверждается Правительством РФ. Ограничение свободы может быть назначено в порядке замены иного вида уголовного наказания: обязательных либо исправительных работ при злостном уклонении осужденного от их
отбывания (ст. 49, 50 УК РФ); лишения свободы в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ограничение свободы может быть назначено в связи с отсрочкой отбывания наказания и последующей заменой неотбытой части наказания более мягким наказанием (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Военнослужащим арест или содержание в дисциплинарной воинской части могут быть заменены

ограничением свободы в связи с освобождением от дальнейшего отбывания наказания по причине заболевания осужденного, делающего его негодным к военной службе, и последующей заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 3 ст. 81 УК РФ). Кроме того, ограничение свободы может быть назначено вместо лишения свободы в порядке назначения более мягкого наказания в соответствии со ст. 64 УК РФ, а также при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст.

65 УК РФ), в связи с применением акта амнистии (ст. 84 УК РФ), акта помилования (ст. 85 УК РФ). До настоящего времени не применяется такой вид наказания, как ограничение свободы, поскольку отсутствует реальный механизм его исполнения. Представляется, что этот вид наказания должен быть совсем исключен из перечня наказаний, предусмотренных УК РФ, поскольку при существующей системе экономических отношений он утратил свое назначение и не соответствует

целям применения наказания . Исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой государства, для осуществлений которой создаются специализированные учреждения и органы. Исполнение лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или общего режима либо в тюрьму. Все эти учреждения входят, в соответствии с
Законом РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в уголовно-исполнительную систему России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома, в виде ограничения свободы – исправительные центры. Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на дисциплинарные воинские части. Уголовно-исполнительные инспекции создаются для исполнения наказаний в виде исправительных и обязательных

работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведением лиц, осужденных условно. Таким образом, функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные органы, структурно объединенные в Федеральную службу исполнения наказаний, подведомственную Минюсту России . Список используемых источников Нормативные правовые акты:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ 13.01.1997 № 21 ст. 198 2. Закон РФ от 21.07.19993 № 5473-1 (ред. От 05.04.2010) «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ 19.08. 1993 № 33 ст. 1316 3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 4-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в

Федеральные законы “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации” и “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации” // СЗ РФ 14.01.2002 № 2 ст. 130 Специальная литература: 1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу

Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2008. – СПС ГАРАНТ 2. Разумов С. Преступления и наказания. К вопросу о соразмерности установленных УК РФ мер уголовной ответственности // Российская юстиция. – 2002 № 11. – СПС Консультант 3. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. Вузов /
Под ред. д.ю.н профессора В.И. Селиверстова. – 5-е изд испр. И доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. – 392 с. 4. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 574 с. 3. Материалы правоприменительной практики:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ № 1 2002