Понятие и виды коммуникации в функционировании организации

Академия права и управления ФСИН Российской Федерации Юридический факультет Основы управления РЕФЕРАТ Понятие и виды коммуникации в функционировании организации Выполнил студент 444 уч.гр. Комогорцева К.А. Проверил Громов М.А. Рязань 2006 г. Содержание Введение.1. Понятие и виды коммуникации 2. Процесс коммуникации 12 3.

Эффективность коммуникации. Коммуникативные барьеры 16 Заключение 19 Приложение 20 Библиография 21 Введение С позиций науки управление представляет собой целенаправленную переработку информации. Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами.

Эффективный обмен информацией необходим на всех этапах деятельности и во всех подразделениях организации для достижения намеченных целей, а также является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Короче говоря, обмен информацией важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности.

Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени менеджеры всех уровней тратят на коммуникации. Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп. Коммуникационный процесс сложен. Он состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Каждый из этапов необходим для того, чтобы мысли и идеи одного индивида стали понятны другому. Поскольку в нашей стране появление и становление коммуникаций в управлении произошло не так
давно 10 лет это небольшой период, то огромную роль в дальнейшем их развитии играет правильный подход к изучению опыта зарубежных стран. В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям. Если раньше управление предприятием в основном заключалось в том, что от руководства к подчиненным поступали приказы, которые нельзя было не уточнить, не обсудить, инициативность наказывалась, а сообразительные

работники не могли продвинуться по службе, то сегодня руководители предпочитают другой подход к организации работы с подчиненными. Инициативность теперь приветствуется, проводятся общие коллективные собрания, на которых обсуждаются проблемы развития фирмы, выслушиваются просьбы, предложения подчиненных, применяются не только моральные, но и материальные поощрения. Так при командно-административной системе были предприятия с налаженными коммуникациями, но преобладали в основном с разрозненными коммуникативными потоками, без

обратной связи. Так и сейчас существуют фирмы, где организация руководства находится на низком уровне, ошибочно построены коммуникации. Трудно переоценить роль эффективных коммуникаций в управлении организацией. Совершенно ясно, что, если люди не смогут обмениваться информацией, они просто не сумеют работать вместе. Для того чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления. 1. Понятие и виды коммуникации.

Коммуникация от лат. communicatio буквально означающее общее или разделяемое всеми – это процесс обмена информацией идеи, факты, мысли, чувства и ценности между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Коммуникации в организации это сложная, многоуровневая система.
В самом широком смысле цель коммуникаций – осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. К основным функциям коммуникации относятся 1 информативная – передача истинных или ложных сведений, осуществляет процесс движения информации 2 интерактивная побудительная – организация взаимодействия

между людьми, распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия внушение, приказ, просьба 3 перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания 4 экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам 1. По форме общения – вербальные и невербальные коммуникации.

2. По субъектам и средствам коммуникаций – межличностные коммуникации и организационные коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. 3. По каналам общения формальные и неформальные. 4. По организационному признаку по пространственному расположению каналов вертикальные и горизонтальные. 5. По направленности общения нисходящие и восходящие коммуникации.

Вербальные коммуникации коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50 рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным устный, разговорный и невербальным тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения способами. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой
язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые

в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки. Организационные коммуникации это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного

информацией о самой организации, ее целях и задачах. Межличностные коммуникации устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Внешние коммуникации это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации.
Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д. оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят

характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производимых товаров и услуг фирмы общаются прежде всего с помощью рекламы и других средств продвижения товаров на рынок выставки-продажи, директ-мейл, личные продажи и т. п а также проводя различные социологические опросы. Организация объект государственного контроля и регулирования, регулярно представляет соответствующим

органам статистики, налоговым, внебюджетным фондам различные отчеты, справки, сведения и т. п. Используя лоббистов, поддерживая определенные политические партии, движения, группы и отдельных депутатов, делая взносы в их пользу, крупные организации не только получают от них необходимую информацию, но и влияют на законодательство, содержание нормативных актов, принимаемых законодательной властью всех уровней. Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации,

для чего в крупных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью паблик рилейшнз, специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию. Это далеко не полный перечень примеров коммуникаций между организацией и ее внешней средой. Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами различными уровнями и подразделениями.
Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства вертикальные коммуникации и между подразделениями горизонтальные коммуникации. Неформальные коммуникации. В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам формальные коммуникации, циркулирует и неофициальная

информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций. Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов.

Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа только между нами. Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т. е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.

Согласно исследованию 80 99 слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным. Виды слухов 1 мечты и чаяния – отражают желания и надежды людей, инициирующих слухи.
Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников 2 вбивание клиньев – наиболее агрессивный тип, продиктован порой ненавистью. Наносят ущерб как репутации, так и отдельным работникам 3 финальный слух – вызван предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками. Наличие в организации неформальных коммуникаций явление нормальное, однако, лишь до определенной степени. Следует помнить, что слухи это всегда следствие недостатка информации, и большой объем сведений, распространяемых

с помощью слухов, неформальных информационных обменов, свидетельствует о неблагополучии системы коммуникаций и ее неэффективности. Формальные коммуникации это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. Вертикальные коммуникации.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о текущих задачах, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах, о новых стратегических и тактических целях, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т. п.

Например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом руководителю среднего уровня о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений. Параллельно этим информационным потокам в любой организации осуществляется передача информации в противоположном направлении с низших уровней иерархии к высшим, или по восходящей.
Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким образом, руководство узнает о реальном положении дел в организации, о результатах принятых решений, о возникающих трудностях, проблемах и предположениях по их разрешению. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей это создание групп из рабочих, которые

регулярно, обычно на один раз неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы, получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок. Наиболее очевидным компонентом вертикальных коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Этот вид внутренних коммуникаций составляет абсолютное большинство всех информационных

обменов в организации и занимает особое место в сфере межличностных отношений. Исследования показали, что 23 этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми. Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов обеспечением вовлеченности в решение задач отдела обсуждением проблем эффективности работы достижением признания и вознаграждением с целью мотивации

совершенствованием и развитием способностей подчиненных со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях. Поэтому, хотя коммуникации типа руководитель – подчиненный формально являются одной из разновидностей вертикальных коммуникаций, их в силу особой значимости принято рассматривать отдельно. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место
обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Горизонтальные коммуникации это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких иногда множества подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий. Поскольку организация это система взаимосвязанных элементов, руководство

должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации. Таким образом, в дополнение к вертикальным, организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличие от

вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации. 2. Процесс коммуникации. Коммуникации пронизывают все элементы организации. Их основная цель обеспечить взаимопонимание людей, участвующих в информационном обмене. Однако сам факт обмена информацией еще не гарантирует эффективности общения.

Довольно часто передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, коммуникации неэффективными. Для того чтобы лучше понять сущность процесса обмена информацией и условия его эффективности, рассмотрим основные элементы и стадии коммуникационного процесса. Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов отправитель, сообщение, канал связи, получатель. Отправитель лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой
им информации. Сообщение информация, имеющая определенную форму и закодированная с помощью соответствующих символов. Канал связи средство передачи информации. Получатель лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение. Процесс коммуникации можно представить в виде последовательности нескольких взаимосвязанных этапов. Формулировка идеи и отбор информации Кодирование информации и формирование сообщения

Выбор канала связи и передача сообщения Декодирование сообщения и восприятие информации Интерпретация сообщения и формирование ответа на него Передача ответа отправителю Очень часто процесс коммуникации занимает всего несколько минут или даже секунд и на практике сложно выделить и разграничить его отдельные этапы. Однако мы кратко проанализируем каждый из них, чтобы лучше понять их содержание.

1. Формулировка идеи. Обмен информацией всегда начинается с формулирования идеи и отбора информации для сообщения. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. Это чрезвычайно важный этап, так как именно он во многом определяет эффективность процесса в целом. Очень часто можно наблюдать, как непродуманная или неудачно сформулированная идея служит источником недоразумений и препятствует достижению взаимопонимания.

Поэтому главное для отправителя еще до передачи сообщения – четко определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны и адекватны конкретной ситуации. Итак, идея сформулирована, однако она еще не имеет определенной формы, в которой может быть передана получателю. Придать ей эту форму задача следующего этапа. 2. Кодирование информации и формирование сообщения.

Для того чтобы передать свою идею, отправитель должен с помощью символов, понятных получателю, закодировать информацию, придав ей определенную форму. В качестве таких символов могут использоваться слова звуки, буквы, интонации, жесты, рисунки графические изображения и т. д. Такое кодирование превращает идею в сообщение. 3. Выбор канала связи и передача сообщения. Одновременно с кодированием отправитель выбирает и канал связи,
соответствующий типу символов, использованных для кодирования, и целям коммуникации. К таким общеизвестным и часто используемым каналам относятся почта, телефон, телефакс, электронная почта, компьютерные сети и т. д. Если канал связи непригоден для физического воспроизведения определенных символов, передача информации невозможна или затруднена. Так, например, вряд ли можно получить адекватное представление о проекте нового здания пои передаче

сообщения по телефону. Но не менее важно, чтобы выбранный канал соответствовал идее и цели сообщения, иначе обмен информацией теряет эффективность. Например, если руководитель хочет предупредить подчиненного о недопустимости совершенного им нарушения правил и делает это во время непринужденной личной беседы, между прочим, а не официальным письмом или на совещании, он не должен удивляться, если работник не воспримет идею серьезности своего проступка. В ряде случаев, обмениваясь информацией, желательно не

ограничиваться единственным каналом связи, а использовать определенное сочетание средств передачи информации. Хотя это и усложняет коммуникационный процесс, зато повышает его результативность. Так, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективней, чем обмен только письменными сообщениями. Выбрав канал, отправитель использует его для передачи сообщения получателю.

Речь здесь идет только об одной из операций физической передаче информации, занимающей часто лишь считанные секунды, которую, однако, иногда ошибочно принимают за весь процесс коммуникации. 4. Декодирование и восприятие информации. Чтобы воспринять информацию, заключенную в сообщении, получатель должен декодировать его. Декодирование это, по сути, перевод символов сообщения в мысли получателя. Если символы, использованные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет
смысл сообщения и заложенную в нем идею. Однако в силу ряда причин, которые рассмотрены ниже, в процессе передачи информации возникают различного рода помехи и искажения шум, способные изменить смысл сообщения. Для того чтобы компенсировать негативное влияние шумов и повысить эффективность обмена информацией, в коммуникационных процессах используется обратная связь. Под обратной связью здесь понимается реакция получателя на принятое им сообщение.

Обратная связь необходима, чтобы понять, насколько правильно было воспринято и понято сообщение. Менеджер не должен считать, что смысл всего сказанного или написанного им будет понят в точности так, как он задумал, и ему следует, поэтому наладить обратную связь с получателем. Такая обратная связь реализуется с помощью двух завершающих этапов коммуникационного процесса. 5. Интерпретация сообщения и формирование ответа.

На этом этапе отправитель и получатель меняются местами получатель становится отправителем и формирует свой ответ, в котором содержатся его интерпретация полученного сообщения и реакция на него, а первоначальный отправитель – получателем, ожидающим сообщения – ответа. 6. Передача ответа. Сформированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи, замыкая тем самым цикл коммуникации. Следует иметь в виду, что для достижения взаимопонимания может потребоваться

несколько таких циклов и соответственно больше времени. Но хотя процесс коммуникации с обратной связью протекает медленнее, он гораздо более точен и эффективен по сравнению с односторонней связью. Как уже отмечалось выше, в системах передачи информации в большей или меньшей степени всегда присутствует шум. На языке теории информации шумом называют все, что искажает смысл передаваемого сообщения. Определенные шумы имеются всегда, поэтому на каждом этапе процесса коммуникации
может происходить некоторое искажение смысла. Обычно эти искажения несущественны, но если уровень шума высок, это приводит к существенной потере смысла и может даже полностью блокировать информационный обмен. Поэтому необходимо знать основные причины шумов и возможных искажений и учитывать их влияние в процессах коммуникации. 3. Эффективность коммуникации. Коммуникативные барьеры. Согласно исследованиям, руководитель от 50 до 90 всего времени тратит на коммуникации.

Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. Для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации – одна из сфер возникновения проблем управления. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного

общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Общепризнанно, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73 американских, 63 английских и 85 японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Согласно еще одному опросу примерно 250 тыс. работников 2000 самых разных компаний, обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях.

Эти опросы показывают, что неэффективные коммуникации одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного
общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. В результате можно отметить, что эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных функций управления планирования, организации, руководства и контроля. Понимание сообщения в коммуникативном процессе может быть ограничено целым рядом помех или

барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека. Помехи могут сделать невозможными коммуникации либо через них прорывается только часть информации, либо получатели неправильно интерпретируют значение сообщения. Итак, барьеры это коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающие смысл сообщения.

Выделяют следующие типы барьеров 1. Личностные барьеры это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций. К личностным барьерам относится и так называемая психологическая дистанция чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами.

2. Физические барьеры представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Физические барьеры – это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся преодолеть препятствия. 3. Семантические барьеры коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного
понимания значения символов, используемых в коммуникациях. К символам общения относятся, в частности, слова, действия. 4. Языковые барьеры коммуникативные барьеры, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого я зыка, но и интерпретировать в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутригрупповой язык.

Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении. 5. Организационные барьеры коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и

ответственности в системе управления и т.д. 6. Различие в статусе также может стать барьером на пути коммуникации. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению или даже прерывает его. 7. Культурные барьеры коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д. Культурные различия проявляются как при вербальном так и при невербальном

общении. 8. Временные барьеры коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации. 9. Коммуникативные перегрузки – препятствуют эффективному общению. Они возникают, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их обработки или реальные потребности. 10. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией один из источников власти. Те, кто располагают эксклюзивной информацией, получают
возможность использовать ее для влияния на других людей. Часто такие владельцы не хотят ею делиться, хранят для того, чтобы использовать в подходящий момент. Владеющие полной информацией могут передать лишь незначительную ее часть, использование которой не дает возможности принять оптимальное решение. Также существуют и другие барьеры, влияющие на коммуникативные отношения. Заключение Каждый руководитель хотел бы иметь дружный и работоспособный коллектив, способный

вместе с ним достичь поставленных целей. Работа по созданию и совершенствованию условий для формирования такого коллектива не менее важна, чем его деятельность. Среди этих условий важнейшее организация внутренних и внешних связей коммуникаций. Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления является информация.

Используя и передавая эту информацию, а также, получая обратные сигналы, руководитель организует и мотивирует подчиннных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достичь наиболее адекватного восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация – это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность.

Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой – формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление. Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления
функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель большую часть своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно

назвать коммуникации связующим процессом. Приложение 1. Библиография 1. Антонов В.Г Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. Громовой М. Айрис-пресс, 2002 288с. ил Высшее образование. 2. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности

Для деловых людей Таллин Центр информационных и социальных технологий Регалис, 1998. 3. Виханский О.С Наумов А.И. Менеджмент Учебник М Высшая школа, 2000 г. 4. Лукичева Л.И. Управление организацией М 2004. 5. Мескон М.Х Альберт М Хедоури Ф. Основы менеджмента М. Дело, 1999. 6. Машков В.Н. Психология управления

Учебное пособие 2-ое издание. СПБ Издательство Михайлова В.А 2002 254с. 7. Ньюстром Дж. В Дэвис К. Организационное поведение Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского СПБ -Издательство Питер, 2000 448с. ил. Серия Теория и практика менеджмента.