Нелинейные мыслительные конструкции Вадим Сысуев Нелинейными назовем фразы, которые требуют нескольких циклов осмысления. Простые фразы вроде "Москва-столица нашей родины" не требуют долгих рефлексий, для понимания, а над фразой вроде "Что нас объединяет? Взаимное непонимание" нужно поразмышлять. В этой фразе заложена тонкая двусмысленность и парадокс, фундаментальная диалектика сходства и различия.
В общем то многое зависит от самого человека, долго ли он будет размышлять над чем-то или вообще не будет, но есть конструкции, которые предопределяют возврат мысли на исходную точку и повтор мыслительного процесса с самого начала. При осмыслении можно выделить два принципиально разных подхода логический и интуитивный. Зацикливанию наиболее подвержен логический стиль размышления. Например, интуитивно совершенно понятно человека, который говорит с горечью и раскаянием: "я –
лжец". Для логики же эта фраза представляет сложную задачу. И над этой задачей размышляли сильнейшие умы, начиная от древнегреческих философов, а также продолжают размышлять современные исследователи. Класс подобных мыслительных конструкций называется парадоксами. Df. ПАРАДОКС (от греч. paradoxos — неожиданный, странный), — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Собственно, парадокс лжеца, приведенный выше, можно осмыслить и логически. Заявление лжеца можно понимать так: человек называет себя лжецом, потому что, скажем, 35% того что он говорит есть ложь. Сообщение "лжеца" делается на уровне характера, и при рассмотрении его на уровне настроения человека, можно сказать, что человек говорит правду и не лжет, что он – лжец. Если же уточнить парадокс так: "я сейчас лгу" то его можно интерпретировать так: фраза сказана на уровне настроения и человек в каком-то проценте (пусть 80%) своих сообщений, действительно лжет, а фраза "я сейчас лгу" правдива и входит в оставшиеся 20% правдивых сообщений. Если мы услышим упрямое: "я уже в течение часа лгу на 100% и продолжаю лгать" то и это не является неразрешимым противоречием. Эту фразу можно интерпретировать непротиворечиво: согласно его критериям и понятиям о лжи он считает, что лжет в течение часа и продолжает.
У него могут быть необычные критерии лжи, и он считает, что лжет, а мы считаем, что он говорит правду. Если мы услышим в ответ: "Согласно критерия лжи, что ложь – это сознательное искажение фактов, я уже в течение часа как лгу на 100% и продолжаю лгать". И эта фраза не является парадоксом, а лишь означает что наш герой "сознательно искажает факты". Искажение – непременный атрибут мышления, и не мешает нам считать правдивой даже насквозь лживую информацию,
так что вопрос о лживости парадокса по прежнему остается открытым. Дальнейшее изучение парадокса может идти в сторону уточнения, относительно чего факты искажаются, как и чем он меряет время, его понятие процентов и т.д. Отметим, что в борьбе за сохранение свойства парадоксальности фраза раздувается, но, по сути, не ликвидирует всех возможностей непротиворечивого толкования, а создает их все больше и больше.
В основе "загружающего" действия парадоксов лежит когнитивный диссонанс, описанный Л. Фестингером. Человек не может быть спокоен, если он не разрешил для себя явное логическое противоречие. Парадокс нейтрален по своей сути. Он не содержит явного утверждения, одно из вложенных утверждений аннигилирует с равным по силе и противоположным по знаку другим утверждением. Парадоксальная инструкция, построенная на парадоксе, не может быть выполнена в полном объеме, не вызывает защитной реакции, но побуждает рассматривать предмет инструкции с бОльшим вниманием, что используется в терапии. Парадоксальные вопросы – коаны, которые широко используются в дзен-буддизме, как правило не имеют односложных ответов. Чтобы прийти к ответу или как его еще называют, "просветлению", человек вынужден долго размышлять над вопросом. Еще один тип мыслительных конструкций вызывает зацикливание, которое имеет тот же механизм, что и зацикленная компьютерная программа.
Можно выделить простое зацикливание и рекурсивное. Простое зацикливание явно видно в следующей детской песенке, которую автор почерпнул еще в детстве из журнала "Мурзилка". Жила была бабка у самой речки. Захотелось бабке искупаться в речке. Купила бабка мыло, купила мочало, Эта песня хороша – начинай сначала". Пример рекурсивного цикла можно было взять из того же журнала:
Ай, люли-люли-люли Гости к Машеньке пришли. На лавочку сели, сели и запели: "Ай, люли-люли-люли " Рекурсией в программировании называют вызов процедуры из самой себя. В лингвистике аналогично, фраза или понятие может ссылаться на само себя. Например "ого, полная женщина, шире самой себя". За несколько циклов рефлексии представление рисует уже совершенно необъятную фигуру.
Парадоксы и рекурсии своей структурой более располагают к размышлениям, нежели простые фразы, и лишь от человека зависит будет он это делать или нет. Точно также как существуют занятия для мозга, которыми человек может заниматься часами и даже сутками, а может и не заниматься. Обычно это автономные процессы, не зависящие от внешних обстоятельств: 1. Регрессия, воспоминания. Человек перебирает свое прошлое, вспоминает далекие события, образы, звуки, ощущения. Вспомните, как вы раньше праздновали Новый Год. 2. Моделирование, прогнозирование, экстраполяция. Человек конструирует в голове свое будущее, грезит. Вы у вас завтра будет большая радость. (Непроверяемый прогноз на будущее.) 3. Галлюцинирование. Фантазирование. Медитация. Создаются причудливые несуществующие ситуации, образы,
звуки, слабо связанные с реальностью. Недоказуемые и неопровергаемые высказывания. Эти конструкции не блокируются фильтрами проверки правдивости, но могут быть заблокированы фильтрами веры, если, скажем, человек не верит в какое-нибудь пророчество. У вас подсознательная (боязнь кастрации, фиксация на оральной стадии, ненависть к отцу, матери). Слово "подсознательная" переводит предложение в разряд недоказуемых.
Бог создал этот мир. (Кто докажет/опровергнет?) В крайних проявлениях, когда подобные размышления становятся неконтролируемыми, навязчивыми, они могут приносят страдания и являются симптомами опасного психического заболевания. Бертран Рассел, который придумал парадокс множества писал: “Каждое утро я сижу над чистым листом бумаги. Весь день, с коротким перерывом на обед, я смотрю на него. Похоже, что вся моя жизнь так и пройдет перед пустым листом бумаги”.
Дело в том, что он придумал не просто парадокс, а рекурсивный парадокс, который вызывает более устойчивое притяжение к себе ресурсов головного мозга. Вот его формулировка, взятая из учебника А.А.Ивина: "Относительно любого произвольно взятого множества представляется осмысленным спросить, является оно своим собственным элементом или нет. Множества, не содержащие себя в качестве элемента, назовем обычными.
Например, множество всех людей не является человеком, так же как множество атомов — это не атом. Необычными будут множества, являющиеся собственными элементами. Например, множество, объединяющее все множества, представляет собой множество и, значит, содержит само себя в качестве элемента. Рассмотрим теперь множество всех обычных множеств. Поскольку оно множество, о нем тоже можно спрашивать, обычное оно или необычное. Ответ, однако, оказывается обескураживающим. Если оно обычное, то, согласно своему определению, должно содержать само себя в качестве элемента, поскольку содержит все обычные множества. Но это означает, что оно является необычным множеством. Допущение, что наше множество представляет собой обычное множество, приводит, таким образом, к противоречию. Значит, оно не может быть обычным. С другой стороны, оно не может быть также необычным: необычное множество
содержит само себя в качестве элемента, а элементами нашего множества являются только обычные множества. В итоге приходим к заключению, что множество всех обычных множеств не может быть ни обычным, ни необычным множеством. Итак, множество всех множеств, не являющихся собственными элементами, есть свой элемент в том и только том случае, когда оно не является таким элементом. Это явное противоречие. И получено оно на основе самых правдоподобных предположений и с помощью бесспорных
как будто шагов". А.А.Ивин, Логика. Класс всех классов – рекурсивная конструкция она начинает разрастаться, поглощая ПОДклассы НАДклассами. Рассматривая нейродинамические процессы во время размышления, можно предположить, что парадоксы, рекурсии и их комбинации по-видимому, создают центры реверберации: волны возбуждения, которые проходят по коре головного мозга, закручиваются вокруг средоточения нелинейных объектов, и некоторое время вращаются вокруг них. Это придает еще большее сходство подобной активности
с патологической галлюцинаторной деятельностью мозга, когда образы и звуки возникают и существуют независимо от воли человека. Оксюмороны тоже располагают к мозговой активности также как и парадоксы, поскольку содержат взаимно исключающие части, создающие рефлексивный диссонанс. Например "живой труп". Одно слово логически исключает другое. Неявное взаимное исключение понятий исследовал Грегори Бейтсон. Он назвал подобные конструкции двойными связями (double bind). Например, девушка хочет найти спутника "богатого и щедрого" или "веселого, общительного, и чтобы дома сидел, не болтался по всяким компаниям". Подобного рода желания невыполнимы полностью и являются предметом фрустрации, разочарований и психических болезней. Всего один цикл рефлексии вызывают автореферентные высказывания: "
Это высказывание содержит пять слов". Один цикл содержат двусмысленности, которые осознанны. "По’маши’нам!" Будучи неосознанны, двусмысленности оставляют ощущение недопонимания. И притягивают к себе внимание аналогично когнитивному диссонансу. ПРИЛОЖЕНИЕ Рекурсии Ахилл и черепаха. Пока Ахилл добежит до места, откуда стартовала черепаха, она отползет на некоторое расстояние, пока он преодолеет и это расстояние, она еще уползет.
Камера, снимающая сама себя. Делаем экскаваторы, добываем с помощью их руду, чтобы выплавить металл и сделать еще больше экскаваторов. Множество всех множеств. Самоописывающий объект. Написание автобиографии должно включать написание автобиографии, написание мемуаров должно включать написание мемуаров. Злость на самого себя. Человек злится на самого себя, поэтому злится на себя злящегося, злится на себя злящегося на себя злящегося
и т.д. Жалость к себе. Страх за себя. Печаль, тоска. Самообвинение. Низкая самооценка. Обида. Самонаказание – негативный рекурсивный процесс, неустойчивый, с возможностью перехода в самоуничтожение. Я – тот, кто спокойно смотрит на меня со стороны. Я – хороший. Когда человек хвалит сам себя – это явный рекурсивный процесс. Все его ресурсы заняты в этот момент. О чем ты сейчас думаешь? -Я думаю, что я сейчас думаю, что я сейчас думаю У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса – он ее убил. Под камень схоронил, на камне написал: "У попа была собака " Ай, люли-люли-люли гости к Машеньке пришли. На лавочку сели, сели и запели: "Ай, люли-люли-люли " GNU (GNU is Not Unix) Как хороша и добра эта фраза!
Как она весела и жизнерадостна! Приятные эмоции – это хорошо! Жизнь – хороша. Жить – хорошо. От добра добра не ищут. Самовывоз. Самоисцеление. Сам вытащил себя за косичку из болота (вытаскивающего себя из болота). Закон Хофштадтера: На любое дело требуется больше времени, чем казалось в начале, даже если вы учитывали при этом закон Хофштадтера. Прежде чем использовать какое-то правило, необходимо иметь правило о том,
как нам использовать первое правило. Иными словами существует бесконечная иерархия уровней правил, которая не позволяет исполняться ни одному из них. (парадокс Л. Кэрролла) Прежде чем понять любое сообщение, нам необходимо сообщение, говорящее нам, как понять это сообщение. Надо знать, например, что перед нами, текст или, например ноты, от этого будет зависеть что мы расшифруем! Во времена первых персональных ЭВМ, носителями информации служили обычные аудиокассеты.
Такую кассету, на которой была записана программа, на basic’e можно было проиграть на обычном магнитофоне, а скрипы принять за концептуальную музыку. Визуальная рекурсия – картинка картинки в картинке. мир мир мир мир мир мир мир мирмир мирмир мир мирмир мир мир мир мир мир мир мир мир мир мир мир мир мир мир мирмир мир мир мир мир мир мир мир мир мир Подумайте о себе самом. Подумайте, как вы думаете. Единственной наградой была ее собственная добродетель. О чем вы думаете Каким образом вы решите, что вы – не сумасшедший? Я подозреваю, что мир не только более удивителен, чем мы пред полагаем, но еще удивительнее, чем мы даже можем предположить. Д.Б.С Холдейн Я все забываю. – Доктор, у меня провалы в памяти. – Давно это у Вас? – Что давно? – Провалы в памяти. – Какие провалы? Вселенная необычнее, чем мы можем себе вообразить.
(закон Холдейна) Непредвиденные обстоятельства сами всегда непредвиденны. Рассмотрим то что мы будем рассматривать на наших занятиях 1. Рассмотрим то что мы будем рассматривать то что мы будем рассматривать то что мы будем рассматривать на наших занятиях Здесь собрались очень талантливые ученики, которые быстро поймут мою рекурсивную мысль. Вы умнее, чем Вы думаете! Мужики хуже баб. Бабы еще хуже.
Может ли мозг изучить сам себя? Существует ли такая наука как нейрофизиология? Я расскажу что мы будем изучать: 1. Я расскажу что мы будем изучать, начав с того, что расскажу что мы будем изучать, начав с того, что расскажу что мы будем изучать. Что ты думаешь насчет того, чтобы бросить курить и стать некурящим в течение 24 часов? (любой ответ приемлем. Рекурсивные мысли о мыслях) Самоутверждайтесь!
Сознание. (Осознание человеком своего "Я" и собственных мыслей и мыслей о мыслях). Парадокс самосознания в том, что оно, чтобы быть само-сознанием, должно пребывать одновременно и внутри себя, и внутри Другого, и на границе себя и Другого. Ибатуллина Исповедальное слово. Взгляните на себя со стороны Контролируйте свои действия (рекурсивная парадоксальная инструкция контролируйте процесс контроля)
Это правильно, когда правильно. Подумайте, прежде чем задумываться! Станислав Лем Класс всех классов также есть класс. Значит, класс всех классов является членом самого себя. Рекурсивная часть парадокса Бертрана Рассела. Множество нескольких множеств есть множество, включающее само себя. Часть тождественна целому. Ложь – это сказанное с желанием сказать ложь. Блаженный Августин. Учись учиться. Общение ради общения. Развлечение ради развлечения. Всегда есть что-то свыше. (Пытаясь понять что там, человек уносится в бесконечность). Что было в самом начале? Движение по бесконечно большой окружности Библер В.С. ОТ НАУКОУЧЕНИЯ – К ЛОГИКЕ КУЛЬТУРЫ Теория Атмана, согласно которой, если я нечто фиксирую как факт моего сознания, то я уже не в этом состоянии
сознания, и я, следовательно, уже не "я" и т. д. Спиноза говорил, что фактически для того, чтобы знать, я должен уже знать КАК я буду это знать и почему мне нужно это узнать, а для того, чтобы знать, почему мне нужно это знать, я должен знать, что я хочу узнать, и так до бесконечности. Я пища, поедаю поедателя пищи. Упанишада. Анализ анализа.
Самоконтроль. Как только ум начинает сомневаться в себе, он сразу же перестает существовать. Раз возникло само-сомнение, то основание разбито, ум утратил свою уверенность. Раз вы начинаете подвергать сомнению ум, то, рано или поздно, вы сорветесь в бездну медитации. (ОШО) Метамодель (модель моделей -сама модель) Любое правило может быть уместно в определенном контексте. Любое правило может быть НЕ уместно в определенном контексте. (Метарекурсия.
И данное правило может быть неуместно в некотором контексте. Когда? Когда неуместно считать, что "в определенном контексте любое правило уместно?) Каждый закон имеет свою область применения – механика Ньютона – досветовые скорости, механика Эйнштейна – околосветовые. (лишь данное правило универсально-парадоксальная рекурсия) Боритесь с причинами а не с симптомами! (Весьма распространенная рекурсивная
инструкция психоанализа. Почему мы должны останавливаться на причине болезни и не работать с причиной причины? Продолжим исследование причин причин причин, дойдем сначала до "яйца" потом до "бога" а потом вообще руки опустятся. Первоначальный смысл инструкции – работайте с "над’уровнем" болезни, рассматривайте болезнь перейдя на один уровень выше.) Шире самой себя. Кто сотворил творца? Оправдываться – уже само по себе оправдание. Кобо Абэ. Работать с детьми есть благо само по себе. "Меня охватывает удивительное чувство стыда, будто стоя перед зеркалом и прижав к глазам бинокль, я п о д г л я д ы в а ю за тем, как я подглядываю". Да и подглядываю за собой подглядывающим за собой. Кобо Абе. любопытство к любопытству внимание к вниманию анализ анализа объяснения по поводу объяснений
выбор выбора уважение к уважению знание знания оценка оценки мучение по поводу мучения страх страха сожаление сожаления вера в веру убежденность в убежденности неведение по поводу неведения подавление подавления ненависть к ненависти сомнение по поводу сомнения Небо летело на небо. Собаки Качалова "Поле" Все ли найдется на Яндексе? Или ответ на данный вопрос надо искать в другом месте?
Ты сам себе враг, Буратино (Осциллирующая парадоксальная рекурсия – сам себе враг, значит враг врагу, значит сам себе (союзник) друг, Значит, человек сам себе враг и союзник одновременно.) А Творца кто сотворил? Мы ближе к вам, чем вы думаете. Парадоксы Все критяне – лжецы, я – критянин. Да, вы нанесли всесокрушающий удар, но мы несокрушимы! (пожав плечами) Я плохо разбираюсь в людях. (Если это говорит человек, значит, ему нельзя верить, потому
что он плохо разбирается в себе самом.) Никогда не говори никогда А я никогда и не говорю. Чтобы чудо сохранить нужно чудо утратить. Если я вру – не сойти мне с этого места. (Врет, сойдет). Искусственный интеллект – механизация процесса человеческого мышления. (Механизированное мышление перестает быть человеческим) Ни одно устройство не надежно абсолютно – оно не может противостоять тому, что его
разрушит. Джинн: "Я исполню любое ваше желание". Ахилл: "Я хочу, чтобы мое желание не исполнилось". Джинн попался туповатый, потому что сказал: "Ладно, не исполнится". Исчез и больше не появлялся. Буддийское изречение о тропе- дороге к мудрости: "Если вы изучаете ее, то вы далеки от тропы". Означает то же самое, что "Если вы близко к тропе, то вы ее не изучаете". Чтобы учиться, необязательно учиться. Мы зависим только от того, чему сопротивляемся. В.Леви Ты меня совсем не любишь, если требуешь от меня секса. Когда ты говоришь мне это, я хочу тебя еще больше, потому что женщины, которые меня отвергают, мне
больше всего и нравятся. Я говорю без отрицаний. Вы можете не общаться. Жизнь есть борьба. (Парадокс как и любая дефиниция). Перед тем как улучшиться, ситуация ухудшается (из серии сегодня пью, завтра -нет) (Комментарий Эрмана). Признавая свою слабость, человек становится сильнее. (О.Бальзак) Если долго говорить, то слова превращаются в колбасу, сахар, другие вещи. (Доперестроечный
парадокс Коли Якшина) Когда двое делают одно и то же получается не одно и то же. (Следствие Публия Теренция) Лучшие эксперты сопротивляются нововведениям, потому что они хотят остаться экспертами и в 75% случаев они оказываются правы. (Закон Энона) Искусство не ошибаться заключается в высказывании самых слабых утверждений, какие только возможны. (Закон Энона) (И в этом заключается главная ошибка). Главная ошибка – никогда не ошибаться.
Любая изданная книга уже устарела. В нашем деле важна любая мелочь. (Даже самая неважная). Чем тише говоришь, тем внимательнее к тебе прислушиваются. По справедливости – не честно. "10 принципов беспринципности" Татьяна Болотова. Религиозные парадоксы: Вначале было слово. Ударили по правой щеке – подставь левую. Мы должны умереть, чтобы не умирать а жить вечно. (имеется
в виду на том свете) Христос пошел на свою смерть, чтобы жить вечно. Возлюбите врагов ваших. Для чего нужно любить врагов своих? Для того, чтобы их победить. А ты знаешь, для чего нужно любить врагов своих? Для того, чтобы их побеждать. И чем сильнее ты его любишь, тем слабее он становится. Мы с вами не существуем. Наука о явлениях, которых на самом деле нет. Я еще не знаю ничего о существовании парадоксов. Я лжец. Бога, о котором написано в миллионе книг, и о котором думают миллионы голов, не существует. (парадокс, Бог существует в головах и книгах) Исключение подтверждает правило. Чтобы ему начать выздоравливать, должна пройти целая жизнь. (Парадоксальная провокация для кататоника) Первая и лучшая из побед это победа над самим собой.
Не справиться с самим собой самая позорная и низкая вещь. Платон. Мука – это наслаждение. (Мазохизм). Чтобы избежать стресса, нужно жить в состоянии стресса. Все сущее есть пустота. Простые вещи – самое большое чудо. У меня неуправляемый характер. Великое заключается в малом. Ничего объяснить нельзя. Мы не хуже, просто другие лучше.
Безобразное – прекрасно. Cаби. Голландские натюрморты отвратительны. Я подумал, что никто не может заставить человека бросить курить – только он сам. (парадоксальное отрицание влияния других людей- человек не может не поддаваться влиянию, как только он что-то услышал, его мозг уже стал изменяться) Человек может всю жизнь курить и не иметь привязанности, а может один раз за всю жизнь покурить и быть привязанным к табаку. Кошка гуляет сама по себе.
Хорошо, когда плохо. Плохо, когда хорошо. (Эмоциональный диполь.) «Проиграть в наших условиях может быть достойнее, чем выиграть». (Эмоциональный диполь.) Естественность. То, что сложно написано – элементарно и не требует мыслительных усилий для обработки. Утренняя звезда – это Вечерняя звезда. Чем несчастней вы будете сейчас, тем лучше будет вам потом. Медицина деструктивна. Я не существую. Я сплю. Достоверно только то, что нет ничего достоверного. (парадокс
Навсифа) Я знаю, что ничего не знаю. (парадокс Сократа.) Вы не сможете измениться, пока я не разберусь с вашей проблемой до конца. Проклят, если сделаешь это, проклят, если нет (Дилвиш Проклятый.) Удача нужна дуракам да слабым умный да сильный сам добьется успеха. Мертвыми не рождаются. DS. Препарат излечивает неизлечимые болезни. Виртуальная реальность. Чтобы узнать что-то абсолютно новое, нужно быть подготовленным к нему и знать его на 70 %. Новое – хорошо забытое старое. Старые фрески ценнее новых. Вещи располагаются в строгом беспорядке. (Алиса в стране чудес). Выход лежит за пределами речи и молчания. (Чаньское изречение). Сегодня идти вперед можно только пятясь. Александр
Генис (Падение коммунизма, которое в эйфорическом припадке приняли за последнюю и потому окончательную победу просвещения, на самом деле оказалось фатальным кризисом всей “индустреальности”. В сущности, ведь две идеологические силы, противоборствовавшие большую часть XX века, спорили лишь о деталях одного и того же светлого будущего. Не идеалы, а методы отличали их друг от друга.) Чем детальнее предсказание, тем больше ошибка.
Чтобы расслабиться, нужно напрячься (предварительно?) Измерив что-то мы уже изменяем предмет и наше измерение оказывается неверным. (квантовая механика) Выход обычно там же, где и вход. Есть вещи настолько серьезные, что остается только посмеяться над ними. Нильс Бор. Книга о пользе вреда. Юмор – вещь серьезная. Правое ухо – это левое ухо. Мысль изреченная есть ложь.
Избежать будущего (Ричард Фарсон Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства) Только безнадежные дела стоят того, чтобы за них сражаться (Ричард Фарсон Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства.) Двигаться в обоих направлениях (Ричард Фарсон Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства) Компания хотела, чтобы ее работники не испытывали постоянного чувства страха перед кражами. Мы обратились к бывшим ворам как к основному источнику информации для
наших исследований. В поисках реальности. Как только вы нашли действенную технику менеджмента, откажитесь от нее. Хороший менеджер не занимается управлением. Необходимая уязвимость. Большинство человеческих проблем не являются проблемами. Мы думаем, что создаем технологии, но технологии сами создают нас. Организация организаций. Чем больше мы общаемся, тем меньше мы общаемся. Чем больше организация нуждается в помощи, тем меньше пользы от этой помощи. Чем лучше идут дела, тем худшее впечатление они производят. Большие перемены осуществлять легче, чем малые. Верного пути не существует. Любая великая сила является великой слабостью. Чтобы быть профессионалом менеджмента, нужно быть любителем. Мой совет – не принимайте моего совета Все вещи тождественно равны за исключением деталей. (корова
– это трактор из белков, с хвостом и без гусениц) Чем меньше целитель заботится о результатах исцеления, тем больше эффект от лечения. Человек одинок. И если ты будешь учиться у многих, то научишься малому. Кажущийся проигрыш – на самом деле выигрыш. Если ты прав, то ты – не прав. Не ищи своей вины. Ни в чем нет твоей вины. Во всем есть твоя причастность. Быть сильным – значит быть одиноким. Сейчас ты бессмертен, ибо еще не умер.
Каждый из нас управляет миром. Ребенок управляет родителями, работник управляет хозяином. Все управляют всеми. Все управляет всем. Я абсолютно уверен, что ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным. Так называемая нормальность – не что иное, как легкая форма слабоумия. Чтоб позавтракать мне нужно вставать не раньше 9. Проснись попозже, скажем не раньше 9.30 да и позавтракай спокойно.
Как раз успеешь опоздать вовремя. Чтобы мне успеть, мне нужно опоздать. Существует парадокс: никого не беспокоит обучение неэффективным умениям, в то же время эффективные умения могут быть признаны порочными, и им может быть присвоен ярлык манипуляции. (Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор) Парадоксальным образом увеличение знаний заставляет нас чувствовать себя все более невежественными и бессильными. (Джозеф О’Коннор,
Джон Сеймор). Никому нельзя верить. Мне можно (Мюллер из к/ф 17 мгновений весны) Женский комплекс кастрации. Всегда выигрывать скучно. с ребенком при отказе от работы заключается пари, что он не сможет удержаться от воровства. А в случае проигрыша согласится на прохождение терапии. (Материалы клинической конференции Тема: ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО докладчик: Камин А.А.) Ключ больше не ключ. (Джон Лилли). Абсолютная власть – бессилие. "БУРИДАНОВ ОСЕЛ" , парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную связку. Парадоксально, но именно переутомление чаще всего ведет к бессоннице. (Василина Веда Практическая психология для женщин). Поскольку, говорит Будда, всякое решение одновременно правильно и неправильно, мы не должны стремиться к тому, чтобы быть
всегда правыми и не сокрушаться, когда неправы. Страдания есть благо. Дело в том, что и в самом деле, в мире нет ничего, что не являлось бы мыслями, но и в мире нет ничего, что не являлось бы материальным! (Всеслав Соло). Если сегодня все на Земле забудут, что таблетка Пентальгина от головной боли, тут же она перестанет эту головную боль снимать, потому что любые лекарства и вообще все, что есть только это эгрегорное скопление
Веры, степень возможности, дозволения чего-то, кому-то. Всеслав Соло. Смерти нет, но она и есть. Всеслав Соло. Я знаю то, что я не знаю – ударение здесь стоит иначе, чем в афоризме Сократа. Но именно афоризм Сократа и означал начало "диалогики" как единственной реальной логики мышления. И речь тут идет не о тривиальном – "ученый должен знать, что именно он не знает
в предмете, что ему надлежит еще узнать, понять, выяснить" Точнее, не только об этом. В этой (тривиальной) формуле должен скрываться и, по сути дела, всегда скрывается иной, парадоксальный смысл: знание предмета есть его незнание, есть знание этого предмета, как не входящего в мое знание, есть знание о его бытии вне моего знания. (Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры) Сократ говорил: для того, чтобы узнать что-то, я уже должен знать то, что я хочу узнать. Если мы хотим сказать: "Бога не существует", то мы тем самым утверждаем: "Существует такая вещь, как Бог, которая не существует" (Вадим Руднев. Словарь культуры XX века). Только несчастный человек может быть счастливым. Сапожник – без сапог. Постоянные перемены. Перед законом все равны.
Слабость это отношение к силе. Реальность проявление единства. Не упускай значимость последействия силы, ее инерцию. Больше всего рабов у свободы. Зачем не понимать без пользы? Правильность устанавливается одновременно. Когда ты тренируешься говорить больше слов, ты стремишься к молчанию. Самое трудное научиться молчанию. Любое слово оправдание.
Ты всегда не знаешь правильно, знания далеки от правильности. Желаний нет, но мы привыкли к этой иллюзии на основании рабства. Привычка придумана не нами, поэтому рабство не явное. Дойди до уровня невоспринятого. Согласись с несказанным. Не уступай себе в силе. Сила оставляет нас, когда мы ее не стоим, как и все остальное.
У силы не слабая форма. Все произойдет само, если ты не сам это сделаешь. Не договаривай, ради свободы. Дойди до уровня непривычного, до уровня остановленного мгновения. Любое движение рабство. Любая логика приведет к парадоксу. Дождь начинается заранее. Парадокс упрощает мудрость. Знак решает судьбу, но не увольняет ее. Не возобновляй свободы.
Путь странника или учение Гйотта Я слышал от мудрых людей, сказал король, что, если ты сможешь вспомнить, что ты сумасшедший, то ты уже не безумен. А если ты пришел ко мне, то имей в виду, здесь учиться нечему, мы только разучиваем. Я могу лишь научить тебя, как разучиться, как избавиться от слов, чтобы в тебе родилась пустота. Мир бесконечен и познаваем одновременно. (Марксистско-ленинское мировоззрение.) Мир непознаваем. Проигрыш – на самом деле выигрыш. Убить одного человека – преступление. Убить тысячу – политика. "О чем молчала тайга". (Риторическое клише.) Из-за включенности описывающего в описываемое рождается парадокс самоописания – любое самоописание всегда будет неполным. (Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. Аршинов В.И Данилов Ю.А Тарасенко В.В.) Кто-то (с чувством) страдает от того, что не может испытывать чувства.
Вселенная раздробилась на вселенные. (Куликов В. В. Гаврилов Д. А. Ёлкин С. В. Универсальный искусственный язык.) НИЧТО означает отсутствие и "самого себя", то есть "не НИЧТО". (Куликов В. В. Гаврилов Д. А. Ёлкин С. В. Универсальный искусственный язык.) В практике Крийя-йоги называется тапас.
Движение к цели достигается отказом от цели. Чтобы придерживаться строгой линии следует проявлять чудеса изворотливости. Чтобы сохраниться, нужно измениться. Нет ничего искусственней, чем понятие искусственности. Все естественно. Авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Это звучит как парадокс, но если бы все пациенты выздоравливали, то психоанализ не
смог бы существовать и развиваться. В. РУДНЕВ "СМЫСЛ КАК ТРАВМА" гораздо легче предать огласке самые интимные секреты пациента, чем невинные, тривиальные факты его жизни: в то время, как первые не прольют света на личность, вторые, по которым его легко узнать, обнаружат ее с предельной ясностью. Заметки о случае обсессивного невроза З.Фрейд Я не знаю как ответить. (Парадоксальное метасообщение.
) Переключатель скоростей с одной скоростью. Унаследовал полную импотенцию от отца. Средство (от остеохондроза) позволяет отказаться от приема лекарственных средств, поскольку усиливает их действие. Не виновен при смягчающих обстоятельствах! Коаны Где находится дерево в голове или снаружи ложная дихотомия дзен. Съем ли я тебя, как съедаю всех, скажи правду- останешься жив. (парадокс египетского сфинкса) Ты съешь меня, как всех, поскольку я говорю неправду. (контрпарадокс.) Что будет, если всесокрушающее пушечное ядро попадет в несокрушимый столб? Может ли Бог создать такой камень, который сам не в силах будет поднять? Кто сотворил творца? Можно ли разобраться в этом невообразимом множестве? Что происходит, когда ничего не происходит? Что было вначале курица или яйцо?
Парадоксальные инструкции Перед прочтением сжечь. Будь самим собой. Не выполняй ничьих команд. Никогда не говори никогда. Любите тех, кого никто не любит. Делайте что угодно, но оставьте все по-прежнему. Если ты хочешь, чтобы тебя лучше услышали – говори тише. Первый шаг алкоголика к излечению состоит в четком и определенном признании себя бессильным перед лицом
противника- бутылки. Признайте себя бессильным перед алкоголем. Хотите продолжить? Тогда остановитесь. Хотите мира – воюйте. Хотите взорвать – разминируйте. Чтобы добиться мира нужно воевать. Хотите отомстить кому-то, оставьте его в покое. Помогайте, тому, кому никто не помогает. Чтобы поступить в ВУЗ, следует накупить учебников и освоить весь курс самостоятельно.
Помогайте только тем, кто сам себе помочь не в состоянии. (будет ли человек помогать самому себе?) Живите будущим. Воспринимайте критически то что я вам рассказываю. Отдохните от ничегонеделанья. Не делайте ничего! (Это может любой) Сделайте невозможное. Не уступай! (Невозможно не уступить то место, которое ты освобождаешь.) Добейтесь совершенства. Прогнозируйте свое будущее! (вместо того, чтобы формировать его)
Не программируйте никого! Научи себя сам. Научись. Не бойтесь паники. Не прерывайтесь. Не останавливайтесь. Не говорите им ничего. Не повторяйте того, что вам единожды понравилось. Не допускайте ничего нового в жизнь. Разглядите невидимое, услышьте то что беззвучно, почувствуйте нематериальное. Будьте непредсказуемы. Не предпринимайте ничего. Никогда не возвращайся туда, где был единожды счастлив. Делай всегда наоборот. Не привязывайся ни к чему (и к непривязанности) Не делай ничего. Повернись лицом к себе. Будьте абсолютно чисты. Можешь продолжать курить, главное чтобы не было привязанности. Будь независим. Будьте нетерпеливым. Измерьте мгновение.
Вы не можете сами бросить курить! Принимай все решения в семье сами. Не будь таким послушным, хоть иногда решай сам. Украдите вещь на ОДНУ СЕКУНДУ и быстро верните ее на место. Такое проделать сто раз. (работа с клептоманией.) Проигрывайте более слабым противникам и выигрывайте у более сильных. Хочешь мира – готовься к войне. Контролируйте свои действия. (рекурсивная парадоксальная инструкция
контролируйте процесс контроля) Не верьте ничему. Верь только себе. (И мне, произносящему эту фразу.) Не принимайте никаких решений. (Примите решение не принимать никаких решений.) Можете не торопиться, нужно сделать эти три дела до вечера. (Когда каждое из дел требует целого дня.) Инструкция не парадоксальна, если говорящий убежден, что это три легких дела. Парадоксальность заложена и в восприятии. Вы должны никому не быть должными.
Чтобы стать свободным, нужно должны стать рабом. Дайте управлять ситуации. Начинайте танец отрешенности. (Фриц Перлз.) Оставайся нейтральным и не принимай ничью позицию. Оставайся безразличным к любым сообщениям. Никогда не говори "никогда". Никогда и всегда — это два слова, которые нужно всегда помнить, чтобы никогда не использовать. Мыслите нешаблонно. Будьте безразличны ко всему. Всегда делай что-нибудь по-новому (разве это не есть
применение шаблонного правила?) Изменяйтесь! (Человек не может не изменяться. Команда рекурсивна, поскольку изменения себя изменяющегося могут быть прекращением изменений. И к тому же после такой команды нельзя сказать, что человек начал изменять себя сам.) Будьте пластилином, который сам себя лепит. Повинуйтесь беспрекословно! Подвергай все сомнению. Не выбирайте. Оставайтесь беспристрастным свидетелем, и тогда ничто не ускользнет от вас. Ошо, Пустая лодка. Всегда ищите, изменяйтесь, творите и не останавливайтесь. (Постоянно быть изменяющимся – нарушение исходного правила.) Будьте предельно открытыми. (Говорите даже то, чего говорить не стоит.) Никогда ни с чем не соглашайся. (И с этим предложением тоже.) Автореферентные высказывания Это высказывание содержит пять слов. Это высказывание автореферентно. Это высказывание без глагола.
Это высказывание ложно. Высказывание , которое я сейчас пишу – это высказывание, которое вы сейчас читаете. Вы можете прочесть эту фразу. Истинно говорю вам: "2х2=4, 3х3=9" (фраза обратная парадоксу лжеца. Только когда человек дослушает перечисления, произойдет проверка и сработает отсылка на первую часть фразы и проверка ее) Только правду говорю вам. Правду говорю вам, правду говорю. (Взаимные ссылки между частями.)
Истинно говорю вам, дважды два равно пять. Мой вопрос только с виду вопрос. (Автореферентное метавысказ.) То что я говорю – это не вопрос. Оксюмороны Черная белизна. Они умрут, но выживут. Я вообще, самый скромный в мире человек. Я застенчивый человек, я не могу сказать вам "пойдите к черту". Борьба за мир. Мать – девственница. Каннибал – вегетарианец.
Древнее будущее. Виртуальная реальность. Динамическое состояние. (стояние) Визуальные оксюмороны Лев, возлежащий с агнцем. Дитя, играющее со змеей. Котенок, рядом с гусенком. Циклические мысли Жила была бабка у самой речки. Захотелось бабке искупаться в речке. Купила бабка мыло, купила мочало, эта песня хороша – начинай сначала. Сепулятор – это прибор для сепуления. (см сепуление)
Сепуление – это процесс, который производится сепулятором. Если мне понравится, я повторю – типичная циклическая программа. Двойные связи Богатый и щедрый. Дешевый и добротный. Так я не в силах жить ни без тебя, ни с тобой. Трудно высказать и не высказать все, что на сердце у меня. Съесть два пирожка натощак. (Второй пирожок уже будет съеден не натощак) Нужно продвигаться по карьере, но я не хочу быть начальником. Хочу стать членом клуба, но не сделаю этого, потому что никогда не стану членом клуба, который бы согласился принять меня в члены. Если здравоохранение вылечит всех больных и предотвратит болезни у рождающихся детей оно лишит само себя работы. Если милиция предотвратит все преступления, чем они будут заниматься? Придя в школу, ученик, по сути, получает парадоксальное предписание: хорошо учись и при этом не ошибайся.
("Игрушечное НЛП" – психология для детей) Список литературы Том Вуджек. Тренировка ума/ http://psy.piter.com/library/?@tp=2& rd=9&l=354&p=884 Леон Фестингер. Введение в теорию диссонанса. http://flogiston.ru/arch/festinger.shtml П.П. Камышов . Путь странника или учение Гйотта. Данное учение является основой к парадоксальной магии и теории парадоксального развития. http://www.chert.ru/nepoznannoe/do5.htm
Пегги Пэпп. Выработка условий проведения курса психотерапии. из книги Пегги Пэпп Cемейная терапия и ее парадоксы. http://www.igisp.ru/klass/books/books/fr agment/f1-30.shtml Мара Сельвини Палаццоли, Луиджи Босколо, Джанфранко Чеккин, Джулиана Прата. Парадокс и контрпарадокс. http://cogito.msk.ru Мара Сельвини Палаццоли, Луиджи Босколо, Джанфранко
Чеккин, Джулиана Прата. Позитивная коннотация. (Глава из книги "Парадокс и контрпарадокс") http://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/n umbers/20003/papers/03.htm П. Вацлавик, Д.Бивин, Д.Джексон. Прагматика человеческих коммуникаций. Апрель-пресс. Эксмо-пресс 2000 Р.Ф. Коннер. Ю.И. Зырянова. М.И. Каленский. Ю.В. Дроздовский. Стратегический подход к семейной психотерапии.
Методическое пособие для врачей-курсантов. http://www.bookap.by.ru/genpsy/misha.rar А.Я.Варга. Системная семейная психотерапия. Журнал практической психологии и психоанализа. #2 июнь 2000 г. http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journ al/numbers/20001/papers/09.htm Джей Хейли. Метод тяжелого задания. http://www.igisp.ru/klass/books/books/fr agment/f2-51.shtml Ричард Фарсон. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. http://www.dere.ru/library/farson/oglavl enie.html Анатолий Анисимов. Компьютерная лингвистика для всех: Мифы. Алгоритмы. Язык Киев: Наук. думка, 1991. http://lantel.okrtelecom.ru/lib/win/CULT URE/ANISIMOW/lingw.txt Б. М. Полосухин. Феномен вечного бытия. Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания. http://piramyd.express.ru/disput/polosuh in/1.htm А.А.Ивин ЛОГИКА Учебное пособие. http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ivin -logika.htm
Майкл Холл. Дикие и замечательные вещи, которые вы можете делать, используя мета-состояния. http://www.follow.ru/nlp/article7.html Майкл Холл. Межличностное использование Мета-Состояний. http://www.follow.ru/nlp/article9.html Стас Сумароков. Коллекция самоотносимых фраз. http://golovolomka.hobby.ru/humour/selfr ef.shtml М. Гарднер А ну-ка, догадайся на сайте Сумарокова. http://www.golovolomka.hobby.ru/books/ga rdner/gotcha/content.
shtml