Государственная власть и политический режим

Содержание
Введение
1. Государствокак общественное явление
1.1 Природа,сущностные характеристики государства
1.2 Общиепризнаки государства
2. Основныеформы государства
2.1 Формаправления
2.2Политико-административное устройство государства
2.3 Политическийрежим
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Центральным институтом политической системы является государство. Вего деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин«государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смыслегосударство понимается как общность людей, представляемая и организуемаяорганом высшей власти и проживающая на определенной территории. Онотождественно стране и политически организованному народу. В этом значенииговорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея ввиду все представляемое им общество.
В современной науке государство в узком смысле понимается какорганизация, система учреждений, обладающие верховной властью на определеннойтерритории. Оно существует наряду с другими политическими организациями:партиями, профсоюзами и т.п.
Создание надежной конструкции российского государства — остраяобщественная потребность, и эта задача заставляет глубоко осмыслить феноменгосударства. В любом обществе существует колоссальный разброс общественногомнения — от абсолютизации роли государства как единственного источникаобщественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякогогосударства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике современ Платона и Аристотеля, т.е. в течение всей истории развития государства иобщества.
Исходя из этого, основная цель контрольной работы изучить сущностьгосударства. При этом в работе раскрываются следующие задачи:
-охарактеризовать природу и сущностные характеристики государства;
-отразить общие признаки государства;
-рассмотреть устройство государства;
-сделать соответствующие выводы по теме.
При написании контрольной работы была использована монографическая,учебная и периодическая литература.
1. Государство как общественное явление
1.1 Природа, сущностные характеристики государства
Сущность — это та «самостоятельная сила», без которой явления кактакового нет; это главное, определяющее, основное в явлении; это повторяющиесясвойства, противоречия и тенденции развития явления; это совокупность внутренних,необходимых сторон и взаимосвязей явления.
Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества,иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие дела, общий интереси потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайноу Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство)однокоренные понятия: политика — общие дела, «искусство жить вместе» (Платон),полиция — управление внутренними делами полиса. Тогда же возник институтгражданства как способ правовой связи отдельного человека с обществом ивластью, определяющий юридическое состояние, статус, взаимные права иответственность гражданина и государства. Само слово «государство» с XVI векаупотребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входятположение, статус общества. Можно сказать: государство — это способ целевогообъединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территориипроживания[1].
Государство как организация общества — необходимое условие,предпосылка решения общих дел. Потребности и интересы людей частопротиворечивы, порой взаимоисключающие и могут создавать социальнуюнапряженность, противоборство. Обращая внимание на эту сторону жизни общества,русский ученый-психолог В.М. Бехтерев в книге «Коллективная рефлексология»(1921 г.) отметил: «… обществу надлежит содействовать всестороннему развитиюличностей, ограничивая себя от распада путем укрепления солидарности между егосочленами. В этом, и только в этом должна быть задача организованного общества,именуемого государством». И другой наш соотечественник — И.А. Ильинподчеркивал: «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное какродина, оформленная и объединенная публичным правом; или иначе: множестволюдей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почведуховной культуры и правосознании».
Государство — это не просто организация общества, а высшая формаобщности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменнаяобщность постепенно сменилась населением — более высокого уровня общностьюэтнографической, территориальной. На протяжении многих столетий населениеформировалось как народ. По определению В. О. Ключевского, «народ естьнаселение, не только совместно живущее, но и совместно действующее, имеющееобщий язык и общие судьбы». Память народная удерживает события, впервыекоснувшиеся всего народа, в которых он принял участие и через это совокупноеучастие впервые почувствовал себя единым целым — нацией. Народ и создалгосударство как новую форму общности более высокого уровня —национально-территориальной и политико-правовой организации. Таким образом,государство предстает как форма, содержанием которой является народ, и черезэту форму каждый народ-нация представляет сея в мировом сообществе как единоецелое. Можно сказать: государство — это мы, граждане. «Мы — есьм одно. Мы —единая духовная и правовая община, управляющаяся единой властью и связаннаяединством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы — государство»[2].
Государство — это конечно, политическая организация общества. Любоеобщество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решатьпроблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать,упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживатьобщественный порядок. Иначе не наладить производство, не обеспечить развитиекультуры, не помочь человеку в удовлетворении его потребностей и интересов.Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право исилу. Возможности решения общих дел определяются наличием государственногоаппарата управления, правомочием государственных органов власти создаватьзаконы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные закономопределенные действия или требовать известных действий от других участниковправоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободыгражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своейжизни и интересов. При этом государственные органы власти могут использовать всвоей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методывоздействия, но и аппарат принуждения, насилия: вооруженные силы, органыгосбезопасности и охраны общественного порядка, надзора и контроля. Можносказать: государство — это организованная власть и правопорядок.
Публичная, государственная власть — преемник всей совокупностипервобытных властных начал, она впитала в себя власть семьи, рода, племени,возвысилась над ними, простерлась на всю территорию государства и подчиниласебе все без изъятия сферы жизнедеятельности общества. В этом плане можноговорить о том, что государственная власть — едина и верховная.
Единая государственная власть выступает как целое, разделенное наподсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга.Формой материализации государственной власти являются структура и органы трехветвей власти (представительной, административно-исполнительной и судебной).
Органы государственной власти и управления взаимодействуют синститутами гражданского общества — партиями, общественно-политическимидвижениями, группами интересов и т.д. при решении общих дел, принятии законов,иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтомугосударство можно признать как важнейший элемент, составную часть политическойсистемы общества.
Политическая система решает важную задачу общества: выделение извсего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуютпринятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство иобщество в их взаимодействии при проработке проблем в рамках политическогопроцесса.
Таким образом, государство предстает как сложнейшаяобщественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются:народ, территория, система права, система власти и управления.
Различные стороны государства могут стать основанием дляопределения государства различными авторами.
Социолог может охарактеризовать его как определенным образоморганизованное население, форму организации общества.
Политолог подчеркнет, что это — важнейший элемент политической системыобщества, механизм публичной власти.
Правовед не забудет отметить определенный нормативный порядок,интегрирующий жизнедеятельность людей, определит государство как юридическуюперсонификацию нации.
Все указанные характеристики имеют право на существование, ониакцентируют внимание на каком-нибудь одном из компонентов, присущихгосударству: народ, территория, система права, система государственной власти,институт гражданства.
Обобщая сущностные признаки, можно определить государство какспособ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействиялюдей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства,системой государственной власти и права.
Государство есть завоевание человеческой цивилизации, показатель еезрелости. С этих позиций понятна общезначимая для всех граждан и властныхструктур проблема укрепления государства как социальной ценности, егоавторитета внутри страны и на мировой арене.
1.2 Общие признаки государства
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи междусобой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшейстепени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженныхинтеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государстваявляются следующие признаки[3]:
Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организациейвсего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признакотличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципахсамоуправления.
Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочиягосударства распространяются на людей, проживающих на определенной территории.Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а наоснове территориальной и, обычно, этнической общности людей.
Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Влюбом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная,партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всехграждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежитправо на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы дофизического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей,каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенностьгосударственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеютсяспециальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция,службы безопасности, суд, прокуратура
Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимыдля содержания многочисленных служащих и для материального обеспечениягосударственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
Обязательность членства в государстве. В отличие, например, оттакой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно ине обязательно для населения, государственное гражданство человек получает смомента рождения.
Претензия на представительство общества как целого и защиту общихинтересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве чтототалитарных партий-государств, не претендует на представительство и защитувсех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, нои практическое политическое значение, особенно для международного права.Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладаниякачествами государства те или иные организации признаются субъектамимеждународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.
В современном международном праве выделяются три минимальныхпризнака государства: территория, народ, объединенной правовым союзом граждан(гражданством), и суверенная власть, осущеставляющая эффективный контроль хотябы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отличают государство от других организацийи объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащиев основе его возникновения и эволюции.

2. Основные формы государства
2.1 Форма правления
Осознавая государство как форму, содержанием которой являетсянарод, нетрудно понять, что не всегда форма соответствует содержанию и тогданарод пытается изменить государство, используя различные методы и средства —бунты, революции или правовое переустройство формы государства.
Форма государства — это не отвлеченное понятие и не политическаясхема, безличная к жизни народа, а строй жизни и живая организация народа, этоспособ организации и осуществления государственной власти[4].
Форма государства имеет три выражения: форма правления; формаполитико-административного устройства; политический режим.
Форма правления — это организация высших органов государства,порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в ихформировании.
Среди современных форм правления выделяются монархия и республика.
Монархиями являются четвертая часть государств Земли, чтосвидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям.Вместе с тем, большинству современных людей свойственны рационалистическоесознание и приверженность республике.
Республика — форма правления, при которой все высшие органыгосударственной власти либо избираются непосредственно народом, либоформируются общенациональными представительными учреждениями.
Современное государствоведение различает следующие видыреспубликанской формы правления: парламентскую, президентскую и смешаннуюпарламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияетна исполнительную власть.
Исполнительная (административная) власть — это аппаратгосударственного управления, институты исполнительной власти в их совокупностина всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов игосударственных служащих, их практическая деятельность.
Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо:
осуществляет всю организационную повседневную работу по управлениюразличными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержаниюпорядка;
имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е.осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;
имеет предметный характер: опирается на конкретные территорию,контингента: людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, используетинструменты служебных продвижений, награждений, распределений материальных идуховных благ и др.;
использует не только организационно-правовые,административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимноепринуждение.
Закон, впрочем, всегда оставляет «свободное поле» дляадминистративной власти, возможность действовать по усмотрению. Злоупотреблениеполномочиями, самоуправство — деформация государственной власти, которая можетпривести к демонии административной власти.
Именно в силу огромного влияния на жизнь общества исполнительнаявласть во всех республиках имеет статус подзаконной, т.е. действует на основе ив рамках законов, принимаемых представительной властью, выступает как вторичнаявласть.
1. Парламентская республика предусматривает приоритетную рольпарламента в конституционно-правовом отношении. Парламент формируетправительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Довериепарламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства.Политическая ответственность правительства только перед парламентом. Главаправительства назначается парламентом. Правительство формируется на основесоглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не толькои не столько парламентом, сколько политическими партиями. Если влиятельныхпартий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степеньстабильности и способности* к принятию управленческих решений. Многопартийнаясистема может способствовать дестабилизации, частой смене правительства,министерской чехарде. Существует дуализм исполнительной власти: наряду справительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства —президента или монарха. Президент в парламентской республике — «слабый»президент, т.е. избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что онусваивает функции монарха: царствует, но не правит. Парламент являетсяединственным органом, непосредственно легитимированным народом. Чтобы не допуститьсверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизмсдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента илимонарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целяхпроведения новых выборов.
2. Президентская республика возникла в США на основе учета опытабританского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика,Уругвай и т.д.). Президентской республике присущи следующие отличительныепризнаки[5].
Президент и парламент в равной степени легитимированы народом.Президент — «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случаеконфликта с парламентом. Президент одновременно является главой государства и главойправительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти. Президентнуждается в согласии парламента на формирование правительства, нов выборе своей«команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, неруководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров. Парламентне может сместить правительство с помощью вотума недоверия. Чтобы не допуститьсверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизмсдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, апарламент может инициировать импичмент президента.
3. Смешанная форма президентского и парламентского способов правленияпредусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства исбалансирование властных полномочий президента и парламента. Используется как встранах с устойчивой демократией (Франция), так и в республиках, создающихновую государственность и стремящихся учесть недостатки и адаптироватьпреимущества той и другой формы правления. Для нее характерны следующиеотличительные признаки.
Президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Обаинститута участвуют ив формировании, и в отстранении правительства.Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность. Парламент можетвыразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнятьобязанности до решения президента). Очевидно большое значение политическогофона для стабильности правительства. Многопартийная система, разногласия междуфракциями в парламенте затрудняют работу правительства и вынуждают егообращаться за поддержкой к президенту. Предусматривается механизм взаимныхсдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет правовето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, апарламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях,предусмотренных конституцией.
Выбор той или иной формы правления осуществляется народом путемпринятия конституции или одобрения ее основополагающих принципов наконституционных референдумах или учредительных собраниях, съездах. При этомопределяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политическиетрадиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективныефакторы.
2.2 Политико-административное устройство государства
Понятие политико-территориального устройства государствахарактеризует способ политической и территориальной организации государства,систему взаимосвязей людей, проживающие в центре и различных регионах, ираспределения власти на территории государства между центральными и местнымиорганами государственной власти.
Государство объединяет разнородные в этническом, религиозном,языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чеговозникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостностьгосударства. К тому же управление большим государством, имеющим значительнуютерриторию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно,если вообще возможно.
Различаются три основные формы территориального устройства:унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственнысвои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.
1.Принцип унитаризма означает, что государство не имеет в своемсоставе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарноегосударство — единое, оно может делиться только на административно-территориальныечасти, не обладающие суверенитетом. На местах действуют государственные органы идолжностные лица, подчиненные центральным органам власти.
Унитарными являются большинство современных государств — Франция,Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.
2.Принцип федерализма — это система основных признаков и принципов определеннойформы государственного устройства, совокупность структур, норм и методовгосударственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест,обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративногогосударства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.
Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединениеразличных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этомсохранять самостоятельность частей.
К сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобныйхарактер объединенных в единое государство территориальных единиц — субъектовфедераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром;недопустимость изменений границ без их согласия.
К основным принципам федерализма относятся: добровольностьобъединения государств и подобных образований в единое государство; принятиефедеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковыйконституционный статус субъектов федерации и их равноправие;конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности еесубъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможеннаясистемы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие егобезопасное существование и функционирование.
Федерализм как принцип стал этимологической основой дляпроизводного от него и более узкого по смыслу понятия — федеративноегосударство.
Федеративное государство, федерация — одна из основных форморганизации государства, сложная структура которой состоит из несколькихгосударств или государствоподобных образований, обладающих конституционнозакрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государствав целом.
Теоретической основой федерализма является концепция суверенитетанарода, выражающаяся в государственном суверенитете.
Суверенитет — политико-правовое обоснование и определениеприоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа,государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решениисвоих внутренних дел и во внешних отношениях.
В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующихпринципов, концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки: неотчуждаемость;неограниченность; верховенство власти; неделимость; неабсолютность власти; юридическоеравенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов; приоритетнародного суверенитета.
3. Принцип конфедерализма объединяет самостоятельные государствадля решения общих актуальных проблем. Конфедерацию, строго говоря, нельзяназвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственныйсоюз, образованный на основе международного договора, члены которого полностьюсохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации: отсутствиеединой территории; неограниченное право выхода из союза; центральноеправительство зависит от правительств независимых государств, посколькусодержится на их средства; финансовые средства на общие цели, единую политикуформируются из взносов членов союза; вооруженные силы конфедерации находятсяпод общим командованием; общая согласованная международная политика неисключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах; юридическивсе члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играетгосударство с более высоким военно-экономическим потенциалом.
2.3 Политический режим
Политический режим представляет собой форму государствоосуществления,которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы,реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений каксамостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов; этохарактеристика способов и методов, средств осуществления государственнойвласти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различнымиинститутами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат встране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.
Условно выделяют три типа политических режимов — демократический,авторитарный и тоталитарный. Главный критерий такого деления — наличие в страневыбора и плюрализма: политического — многопартийность, наличие оппозиции;экономического — существование разных форм собственности, конкуренции; идейного— сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.
1. Демократический режим проявляется в следующих чертах: признаниеи гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправияграждан; широкий перечень конституционных прав и свобод личности; реальноеучастие населения в организации государственной власти, управлении деламигосударства; признание и гарантированность на конституционном и законодательномуровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политическихидеологий и программ.
2. Авторитарный режим предполагает: ограничение плюрализмаполитического. Государственная власть сосредоточивается у политической иадминистративной элиты, не контролируется народом, политическая оппозициясуществует, но в условиях давления и запретов; государственное управлениестрого централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественномиспользовании административных методов воздействия, механизм обратных связей всистеме «власть — общество» блокируется, население не вовлекается в управлениеделами государства; существуют идеологический контроль и прессинг органоввласти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институтыполитической системы и гражданского общества; конституционно-законодательныенормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных формпредпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностейне гарантирован в реальной жизни.
3. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный иэкономический монополизм. Его основные черты: государственная властьконцентрируется у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы идругие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративноеукрашение правления; государственное управление — сверхцентрализовано,государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначениемсверху, народ отстранен от участия в управлении; полное огосударствлениеобщества — этатизм; тотальный идеологический контроль; господствует, какправило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия; допускаетсятеррор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

Заключение
Таким образом, изучив литературу по теме, можно прийти к выводу,что государство — это не просто организация общества, а высшая форма общности.Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общностьпостепенно сменилась населением — более высокого уровня общностью этнографической,территориальной. Государство — это политическая организация общества. Любоеобщество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решатьпроблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать,упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживатьобщественный порядок.
Единая государственная власть выступает как целое, разделенное наподсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга.Формой материализации государственной власти являются структура и органы трехветвей власти.
Органы государственной власти и управления взаимодействуют синститутами гражданского общества — партиями, общественно-политическимидвижениями, группами интересов и т.д. при решении общих дел, принятии законов,иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтомугосударство можно признать как важнейший элемент, составную часть политическойсистемы общества.
Политическая система решает важную задачу общества: выделение извсего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуютпринятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство иобщество в их взаимодействии при проработке проблем в рамках политическогопроцесса.
Таким образом, государство предстает как сложнейшаяобщественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются:народ, территория, система права, система власти и управления.