Становление современного Российского государства

1. Роль государства в современной России
Государство— это основной институт политической системы, организация, выполняющая функциинормативно-регулятивного управления обществом.
Главнымпризнаком государства является публичная власть, которая опирается на механизмыпринуждения, используя правовые санкции, и реализуется через деятельностьгосударственных служащих.
Другимпризнаком государства является суверенность, которая означает, что государствообладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только государстворасполагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер.
Функциигосударства можно разделить на внутренние и внешние.
Квнутренним функциям можно отнести: 1) консолидацию общества; 2) обеспечениеобщественной безопасности; 3) принятие и реализацию законов; 4) поддержаниеобщественного порядка; 5) разработку национально-государственной идеи; 6)формирование нормативно-ценностного установок; 7) регулирование экономических,социальных и политических отношений; 8) создание необходимых условий дляразвития культуры.
Квнешним функциям относятся: 1) защита государственных интересов на международнойарене; 2) поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне; 3)участие в решении глобальных проблем; 4) развитие взаимовыгодногоэкономического и политического сотрудничества.
Помнению отечественного ученого В. Халипова, «государство представляет собойсовокупность взаимосвязанных, наделенных властью лиц, а также учреждений иорганизаций, осуществляющих управление обществом».
Вопросо роли государства в современной России — одна из ключевых проблем теории ипрактики проводимых в стране реформ. Их важнейшей особенностью, отличающей отвсех преобразований прошлого, стала либеральная установка на ограничениевмешательства государства в основные сферы жизнедеятельности общества.
ВРоссии государство, начиная с XIII в., игралоисключительную роль в исторических судьбах страны. Оно определяло логику ееразвития, инициируя модернизационные реформы и жестко управляя процессом ихосуществления. Своего апогея эта роль достигла в XX в. Советское общество в это время отличалось наивысшим за всюисторию России уровнем этатизации (огосударствления) всех сфержизнедеятельности людей. Это и стало одной из причин кризиса, приведшего краспаду СССР.
Руководителисовременных российских реформ поставили цель подчинить государство обществу,ограничив его функции в общественном управлении. Эта установка определяласьрадикал-либеральной идеологией, взятой на «вооружение» реформаторами в начале90-х гг. и поддерживавшими их демократическими партиями и общественнымидвижениями.
Сутьэкономической модели, называвшейся в России «монетаризмом», схематично (большойглубины в ней не было) можно описывать так: правительство и Центральный банкнаправляют все усилия, чтобы создать макроэкономическое равновесие, снизить доминимума показатели инфляции, сделать твердой национальную денежную валюту,обеспечить неэмиссионное финансирование бюджетного дефицита и, либерализуяфинансовый рынок, обеспечить приток иностранных инвестиций в страну. В процессереализации этой экономической модели можно выделить следующие этапы.
Первыйэтап — 1992—1993 гг., который обычно определяют как антиэтатистский.Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремилисьвытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь,по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе былиликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ееразгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализацияцен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.)должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующихсубъектов. А это вызвать соответствующие социальные изменения: формированиекласса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основугражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальнойсфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины,пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно былообеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство,обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мировогосообщества, достаточную обороноспособность страны.
Второйэтап — 1994—1998 гг. В эти годы выявилась иллюзорность намерений реформаторовограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформсвидетельствует о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишьхарактер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторыеспециалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия какдля государства, так и для общества.
Государственныеинституты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственногоконтроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли прежде всегона процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой длясращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частныхсобственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции,возникновением «номенклатурно-олигархических кланов», стремившихся заодно«приватизировать» и государство, т.е. подчинить его своим интересам.
Несбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором экономическихотношений в стране станет «саморазвивающийся» рынок. Напротив, в течение этогопериода усилилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране.Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имеявозможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своихважнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.
Этоткризис проявился в следующем:
 1)неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилиласьсоциальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее поройчрезвычайно острые формы;
2)неспособности государства обеспечить выполнение своих важнейших социальныхфункций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования,науки, культуры, пенсионного обеспечения;
3)неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить валнараставшей преступности, вызванный переделом собственности;
4)деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность;
5)перманентных кризисах Правительства;
6)падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства;
7)неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитымигосударствами, которая особенно усилилась после обвала «пирамиды» внутреннего ивнешнего долга России в августе 1998г.
Косени 1998 г. выявились пороки той модели взаимодействия государства и общества,которая складывалась в процессе современных российских реформ. Это привело ктому, что в обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости оздоровитьгосударство и усилить его роль, прежде всего в сфере экономики. Это мнениеразделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого»центра до национал-патриотических сил…
Многиеаналитики полагают, что еще со времен развенчания Сталина переоценка ценностейв стране не происходила так быстро, как в конце 1998 г.
Необратимоекрушение экономической модели, которую последовательно выстраивало российскоеправительство, начиная с 1992 г., привело к развалу всей политическойнадстройки, а затем и крупнейших российских финансово-промышленных групп.Поэтому осенью 1998 г. новое правительство, которое возглавил Е. Примаков,заявило о необходимости корректировки курса реформ.
Основнаяцель этой корректировки — повысить роль государства в реформированиироссийского общества и прежде всего его экономики, с тем чтобы повыситьэффективность реформ, осуществляя их в интересах всего общества, а не«номенклатурно-олигархических кланов». Это не означает возврата к методамжесткого государственного регулирования, свойственным советской эпохе.Необходимы методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвитияобщества и государственного регулирования, неизбежного для сложноорганизованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральныхреформ допустили существенную ошибку в оценке тенденций, определяющих логикуразвития современных государств. Эта логика оценивалась ими в понятияхконтрарной оппозиции «уменьшение — возрастание роли государства», тогда как вреальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли вобществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество,оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитиесложных социально-экономических систем.
2. Проблемы в становлении современнойроссийской государственности
Средипроблем становления новой российской государственности можно выделить в первуюочередь проблемы государственно-институционального характера.
Всовременной России создается новый государственный строй, основные параметрыкоторого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). СогласноКонституции, Россия является демократическим государством с республиканскойформой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей иверховенство закона (Россия — правовое государство). Однако на практикеКонституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовоероссийское государство. В этом отношении она является в большей степенипрограммным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксируетсоответствующих общественных отношений.
Хотяпо Конституции Россия — это демократическое государство с республиканскойформой правления, но в действительности мы имеем дело с «президентскойреспубликой», в которой глава государства обладает огромными полномочиями поформированию Правительства и выработке основных направлений внутренней ивнешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государствазависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России — малосамостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.
Крометого, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужнавластям, прежде всего, для защиты от своих политических противников.
ВXX в. в России сменилось пять Конституций.Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституцияпризвана определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и навека. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция.Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становилсянужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.
Вэтом смысле ленинская Конституция 1918г. была самой откровенной. ЭтаКонституция отвергала демократию, в частности, принцип тайного голосования иразделения власти на ветви как «пережитки буржуазного парламентаризма». В такихусловиях редко кто отважился выступать против властей, а кто высказывал своенесогласие с ними, того объявляли «контрой», с которой поступали по законамреволюционного времени.
СледующаяКонституция, уже СССР, принятая в 1924 г., мало чем отличалась от предыдущей,поскольку сохранились задачи превращения страны в мощный плацдарм для мировойреволюции.
В1936 г. была, принята сталинская Конституция, которая должна была решать новыезадачи. В условиях тоталитаризма партия превратилась из «ордена меченосцев» вширокий общегосударственный институт, вобравший наиболее активную частьнаселения. В это время наибольшую угрозу для сталинского режима стала создаватьстарая «ленинская гвардия», которая не готова была последовательно претворять вжизнь решения «мудрого вождя».
Измененнаясталинская Конституция позволила нейтрализовать старую «ленинскую гвардию»путем внедрения в новую советскую Конституцию такого принципа «буржуазногопарламентаризма», как прямые и тайные выборы. При открытом голосовании мнениепартийцев с дореволюционным стажем, героев гражданской войны значило многое.При тайном голосовании все стал решать подсчет голосов.
Новаясоветская Конституция — брежневская — была принята в октябре 1977 г. Это быловызвано тем, что партийное руководство всерьез перешло к стратегии «мирногососуществования двух систем». В этих условиях выяснилось, что политическийрежим в СССР серьезно разошелся с конституционными принципами. Основу этогорежима составляла коммунистическая партия, генеральный секретарь которой былруководителем этого режима, не занимая никаких государственных постов. Длясоветско-партийной бюрократии этого было достаточно, чтобы считать Л. Брежневалидером страны. Однако для остального мира коммунистический режимрассматривался как антиконституционный. Поэтому в брежневскую Конституцию былавключена знаменитая 6-я статья о руководящей роли коммунистической партии, а Л.Брежнев стал Председателем Верховного Совета СССР, высшего законодательногооргана страны.
В1991 г. из Конституции РСФСР была исключена 6-я статья о руководящей ролипартии и был введен так называемый президентский блок. Буквально через годВерховный Совет начал законодательную борьбу против этого блока, пытаясьограничить права президента в России. Для парламента эта борьба закончиласьпечально — расстрелом «Белого дома», принятием новой российской Конституции,которая похоронила надежду на то, что Россия станет парламентской республикой.
Принятыйвариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскуювласть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничемугрожать.
Этопривело к тому, что оппозиция с самого принятия Конституции повела «атаку» нанее и Президента, понимая, что даже абсолютное большинство в парламенте негарантирует ей право на власть. Кандидаты от оппозиции, идя на президентскиевыборы в 1996 г., обещали в случае победы ограничить, а то и упразднить постпрезидента. Однако многие аналитики считают, что любой следующий президент,даже если им станет яростный сторонник парламентской республики, забудет освоих обещаниях, ибо будет существовать огромный соблазн использоватьнеограниченную российскую президентскую власть.
Такаяконституционная коллизия в условиях сильной политической оппозиции создает вРоссии ситуацию перманентного конфликта между законодательной и исполнительнойветвями власти. Но главная проблема становления новой российскойгосударственности состоит не в наличии этого конфликта, а в том, что разныеветви власти систематически нарушают российское законодательство, в том числе иКонституцию Российской Федерации.
Всовременной России для формирования правового государства необходимо,во-первых, создать соответствующее правовое пространство, во-вторых, достичьнеобходимый уровень правовой культуры как населения в целом, такгосударственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности,соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не сталидоминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российскойгосударственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россиюдемократическим государством в условиях слабого демократического электората(около 30% избирателей).
СогласноКонституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративноеустройство России, Конституция вместе с тем породила его асимметрию, посколькусубъекты Федерации — республики, области, края и округа — на практике находятсяне в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме того, субъектыФедерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие изкоторых не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушая ее отдельныеположения.
Важнаяроль в становлении современной российской государственности отводитсяформированию национально-государственной идеи, задающей «общее дело» иконсолидирующей российское общество. Российские демократы, приступая в начале90-х гг. к реформам, давали обещание путем либеральных реформ сделать жизньроссиян в скором времени процветающей и приближенной к мировым стандартам.Однако результаты реформ оказались в явном противоречии с замыслами («Хотеликак лучше, получилось как всегда»): 1) стремительно упало производство; 2)резко сократился жизненный уровень; 3) девальвировались некоторые традиционныеценности; 4) возник «номенклатурно-криминалистический» капитализм; 5)обострились социально-политические противостояния и национальные конфликты.
Врезультате современное российское общество выглядит социально разобщенным ипрежде всего по базовым ценностям. Идеи демократии для многих россиян стали внастоящее время синонимами всего плохого и поэтому не могут служитьконсолидирующим фактором.
Целыйряд проблем в становлении новой российской государственности существует вРоссии во взаимодействии государства и индивида, государства и общества. Вовзаимодействии государства и индивида можно выделить два аспекта проблем —правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина вРоссии, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современноероссийское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобыбыть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина вРоссии.
Большиепроблемы возникли во взаимодействии государства и человека в России всоциальном плане. Прежняя российская государственность базировалась напринципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма.Полицеизм – это вера в возможность достижения прогресса путем насилия. В ходереформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и«бросило» индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальныепрограммы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий— пенсионерам. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственностивыступает формирование в России социального государства, более привычного дляпатерналистской ментальности россиян.
Другойкомплекс проблем возник во взаимоотношении государства и общества. В России ещене существует гражданского общества и перспективы его становления достаточнопроблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, государствотрадиционно стремится сузить сферу «гражданского общества» и охватить своимконтролем как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны,это обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует ихгражданскую самостоятельность и инициативу.
Важнойпроблемой становления российской государственности выступают отношениягосударства к природным ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральныхреформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились.Современное российское государство вынуждено ориентироваться на традиционныйспособ выхода из кризиса — мобилизационный путь развития за счет экстенсивногоиспользования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономическихспособов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты заработной платы)и внешних займов.
Целыйряд проблем возник в связи с взаимодействием российского государства и мировогосообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы привелик серьезным геополитическим изменениям в мире. Биполярный мир превратился вмонополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнеевремя наметилась тенденция становления нового геополитического центра в миреобъединенной Европы.
Россияв настоящее время больше занята внутренними делами. Утратив свои позиции вмире, Россия пока не выработала геополитическую стратегию и поэтому большедействует ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают,что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно,чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегическихсоображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственнойбезопасности.
Отличиягосударства в России от государств в других странах.
Вдемократическом государстве управление осуществляется коллегиально субъектамивласти, которые избираются гражданами на’ ограниченный срок. Деятельностьсубъектов власти регламентируется правом, которое носит равный и обязательныйдля всех характер. Западное государство основано на институте разделениявластей и доступности информации об их деятельности. Разделение власти на ветвинаправлено на ограничение возможности превышения власти или ее узурпации икоррекцию политического процесса за счет конкуренции и взаимодействия различныхвластных структур.
Демократическоегосударство имеет ограниченную законом сферу деятельности. В частности, награжданскую сферу власть государства не распространяется. Государствоконтролирует выполнение законов в этой сфере и в случае их нарушения применяетпредусмотренные законом санкции, но в сами гражданские процессы не вмешивается.
Демократическоегосударство является правовым в двух смыслах. Во-первых, его можно считатьправовым на том основании, что все процессы в обществе регламентируются равнымии обязательными для всех законами. В таком обществе законным образомреализуются и защищаются права человека и его свободы. Во-вторых, самогосударство в своей деятельности руководствуется законом.
Вдемократическом государстве реализуются культурные, образовательные, и иныесоциальные программы, что позволяет называть такое государство «социальным».Это государство отличается отлаженностью механизмов воплощения различного родаинноваций, которые изменяют форму организации политической и общественной жизнии модернизируют социум.
Российскоегосударство имеет другую форму и играет иную социальную роль. Еслидемократическое государство играет роль, которая сложилась в результатеестественно-исторического развития индустриального общества в качестве одногоиз институтов, структурирующих сложным образом общественное целое, то в России XX в. государство выступило в качестве создателя,«демиурга» действительности.
Диктатурапролетариата с 1917 г. взяла на себя всю полноту власти, выступив в качествеосновного субъекта строительства социализма. Гражданское общество, осознаниесоциального опыта, культурные технологии инновационного характера былиинституализированы в качестве государственных, утратив свою независимость, иперестали выполнять функцию коррекции государственной жизни. Поэтомуперестроечная идеология, например, не смогла дать ничего, кроме критики иутопических ожиданий чуда преобразований. Не изменилась роль государства вРоссии в настоящее время. Его основная функция заключается в организации,регламентации процесса реформ. Поскольку основная задача государствазаключается в организации процесса общего воспроизводства общественной жизни,то интересы реформирования приходят в противоречие с общегосударственнымиинтересами.
Возможно ли в России социальноегосударство?
Создательидеологии социального государства — Дж. Кейнс — предложил гибкую системувоздействия государства на различные стороны жизни, организованной по законамрынка и конкуренции. Государство в случае необходимости должно контролироватьфинансовую стабильность, финансировать фундаментальные научные разработки,смягчать последствия кризисных явлений посредством реализации государственныхсоциальных программ. Подобная форма политической организации получила название-«общества всеобщего благоденствия», или «социального государства».
Примернодо 70-х гг. на Западе существовало убеждение, что найден наконец гармоничныйвариант совмещения рыночной и плановой организации, который позволяетобеспечить большинству населения социально приемлемый жизненный уровень. Однаковскоре выявились внутренние противоречия социального государства. Ограничениеконкуренции привело к снижению производительности труда и росту налогов. Этипроцессы повлекли за собой воспроизводство кризисных явлений во всех сферахжизни общества. Современная политика в развитых странах колеблется междуполюсами ограничения и восстановления конкуренции, что позволяет компенсироватьограниченность социального государства.
Реформированиеобщественных отношений в России сопровождалось острым противоречием: ототношений сверхэксплуатации, из-за которых пострадал социализм, надо былоперейти к «нормальным» капиталистическим отношениям. Но качество труда в Россиии многие организационные моменты не позволили этого сделать. В результатереформы стали развиваться в значительной мере за счет снижения жизненногоуровня большинства россиян. Получили развитие процессы «мультиэксплуатации»,которые превратились в серьезную социальную проблему.
Вэтих условиях государство не может не брать на себя обязанностей по поддержаниюпрожиточного минимума хотя бы на физиологическом и социальном уровне. В то жевремя меры такого рода нельзя назвать адекватными понятию «социальное»государство. Дело в том, что оплата труда в современной России не в состоянииобеспечить работающих и членов их семей самым необходимым, поэтому в той илииной мере это приходится делать государству. Но это не социальная деятельностьв чистом виде, а сохранение социальных функций тоталитарного государства,которое осуществляло эксплуатацию населения и в целях экономии выполняло многиесоциальные функции непосредственным образом.
ПередРоссией стоит трудная задача: привести оплату наемного труда, его качество иколичество в соответствие с мировым рынком. Только тогда можно говорить оположительном результате реформирования, но до этого состояния России еще оченьдалеко. Государственная власть, какой бы она ни была, не сможет в ближайшеевремя гармонизировать процессы производства и потребления, поэтому в ближайшембудущем государство в России не может стать социальным.
Идетли Россия к правовому государству?
Категорияправового государства достаточно противоречива. Это связано с темобстоятельством, что любая политическая система, включая тиранию итоталитаризм, имеют нормативную основу — право. Это может быть право поступатьв соответствии с традицией, право субъекта абсолютной власти управлять по собственномуусмотрению, сословное право феодального общества, где официально существуютразличного рода привилегии и, наконец, демократическое право в индустриальномобществе.
Правовоегосударство как практика управления на основании законов, создаваемых людьмисознательно для общего блага (Солон, Ликург), зародилось в античном полисе.Однако правовое государство, теорию которого разрабатывали Дж. Локк, Т.Джефферсон, И. Кант, стало политической реальностью только в XX столетии.
Вправовом государстве основой всех отношений является закон, равный иобязательный для всех, как для граждан, так и для субъектов государственнойвласти, вплоть до монархов в конституционной монархии. Критерием, которыйпозволяет установить наличие правового государства, можно считать возможность вобычном порядке по суду восстановить законность в отношении любыхгосударственных структур, включая и сам суд.
Воснове правового государства лежит развитая рыночная экономика и гражданскиеотношения, которые осуществляются вне политических организаций по усмотрениюграждан в рамках закона.
Атрибутомправового государства выступает разделение властей, которое обеспечиваетнейтрализацию чрезмерных притязаний власти на господство в обществе,возможность осуществления надлежащего контроля за всеми действиями государства,гласности в отношении политической деятельности и т.д.
Посодержанию правовое государство противоположно тому тоталитарному государству,которое подвергается реформированию в России. При советской власти происходилаконцентрация и даже узурпация власти партийным руководством, все политическиеорганизации подчинялись «вышестоящему» руководству информация дозировалась ицензурировалась государством. Реальная политика государства отличалась отофициальной идеологии, но попытки обсуждения этого противоречия пресекаласьтеррористическими методами. Население подвергалось государствомсверхэксплуатации. Поэтому для превращения тоталитарного государства в правовоетребуется ряд переходных форм.
Приэтом надо отметить, что для нашей ситуации актуально осознание различия междуформой и содержанием правового государства. К форме правового государства можноотнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти инарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правовогогосударства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс иосуществление управления посредством правовых механизмов.
Очевидно,что в содержательном плане Россия к правовому государству подойдет не скоро.Поэтому в начальной стадии реформирования политической системы можно говоритьтолько о правовой форме.
Во-первых,необходимо создать такое правовое пространство, которое позволило бы присохранении демократической формы политики развивать рыночное содержание. Вопросэтот для нашей страны будет долго открытым, а к правотворчеству будутпредъявляться все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основномдекларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь пока,по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти.
Во-вторых,существует потребность в правовой ориентации политической элиты. До тех порпока не заработают правовые институты, необходимы сверхусилия высших субъектоввласти, направленные на сохранение начал правовой организации. В настоящеевремя функции гаранта конституционного права взял на себя Президент РоссийскойФедерации. В то же время он является руководителем исполнительной власти,которая испытывает серьезные трудности в управлении страной. Проблемыисполнительной власти создают предпосылки для абсолютизации власти, сохранениямоментов тоталитарной политики.
В-третьих,без гражданского общества нельзя создать правовых отношений. Гражданскийконтроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимымиформами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношенийтребуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночнойинфраструктуры.
Вцелом можно говорить о том, что в России в 90-е гг. появились формальныепредпосылки для движения к правовому государству. К этим предпосылкам относятсяэлементы демократического политического пространства, идеология части правящейэлиты, ее субъективные усилия по демократизации политической науки, гласность,свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновениисодержательных предпосылок правового государства в виде института частнойсобственности и элементов рыночных отношений. В то же время содержательныеоснования недостаточны для упрочения правовых отношений.
Какиешаги можно предпринять для развития правовых отношений? Во-первых, демократиятребует более высокого уровня осознания всего процесса реформирования.Во-вторых, движение к правовому государству не может не носить комплексногохарактера. В-третьих, политическая система России требует не только внутреннихвоздействий, но, очевидно, более активной политики всего мирового сообщества всоответствии с сегодняшними реалиями и тенденциями развития информационногообщества.
3. Создание правовых основ новойроссийской государственности.
Фактическисвершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования какединого союзного государства, субъекта международного права и геополитическойреальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией,как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечениясамостоятельного государственного существования, задачи становления новойроссийской государственности.
Приэтом приходилось одновременно строить новое государство, выводить из параличамеханизмы управления в условиях крушения административно-командной системы ивсеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими,политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерциицентробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к«суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государствакак единого целого.
Всвязи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями идвижениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро всталазадача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условияхсовременных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночнойэкономике и демократическим методам руководства, создания правовой основыроссийской государственности.
Этобыла, и остается, сложнейшая задача построения государства, которое не являетсясобственностью исключительно одной политической силы и потому не диктуетобществу, как ему жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает игарантирует в нем порядок, охраняя от анархии и произвола; защищает от любыхугроз извне; гарантирует комплекс социальных благ и прежде всего тем, кто самне в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.
Правоваяоснова российской государственности в конце 1991 — начале 1992 гг. быладовольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, изаконах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционнойбазы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новымпринципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
Водном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу дванесовместимых начала. Новое — президентская власть, федерализм, принципразделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. Истарое — строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властныефункции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) запринимаемые решения.
Законодательноеоформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путемпринятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов,деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении былапринятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающийдокумент для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим правачеловека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология,согласно которой, как пелось в песнях, «сегодня не личное главное, а сводкирабочего дня», «прежде думай о Родине, а потом о себе», когда утверждалось, чтоне государство должно служить человеку, а человек — государству.
Всвязи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создатьсоциально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты,регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения,предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу,гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Важными шагами вправовом оформлении новой российской государственности стали начавшаясясудебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционногосуда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного иуголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпцииневиновности.
Этии ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новыепринципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого икомплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации,гарантии и ответственность.
Важнои то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные актыпринимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов иконтрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались.При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне,противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянногобалансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживаласоздание новой российской государственности, временами вела к отступлению откурса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.
Вцелях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искалирешения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г.о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционногосовещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались вподдержку Б.Н. Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно вМоскве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации,сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.
21сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапнойконституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске ВерховногоСовета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатноеФедеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Указформально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийсяв этот же день Конституционный суд РФ во главе с его Председателем В.Д.Зорькиным посчитал это достаточным основанием для импичмента Президента РФ.
Вночь на 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов, на котором не было даже кворума, принялпостановление, объявившее действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом».Большинство Съезда и Верховный Совет, Председателем которого в то время былнаходившийся в оппозиции Б.Н. Ельцину Р.И. Хасбулатов, отказались подчинитьсяуказу Президента. Они заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от должностиПрезидента и избрали исполняющим обязанности Президента вице-президента А.В.Руцкого, перешедшего в оппозицию Б.Н. Ельцину во второй половине 1992 г., исформировали свое правительство, пошли на вооруженную конфронтацию, ведущую кгражданской войне. Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России. а     Противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3-4 октября 1993г. По призыву А.В. Руцкого, генерала А. Макашева, лидера ортодоксальнойкоммунистической организации «Трудовая Россия» В.И. Анпилова и ряда другихсторонников парламента, в том числе и с оружием в руках, пошли на прорывблокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр«Останкино». В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которыеиз танков расстреляли Белый дом, вызвав в нем пожар, и разогнали парламент иего защитников. По официальным данным, во время этих событий погибли около 150человек.
Всвоем Послании Федеральному Собранию 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин такоценивал октябрьские события и предшествующую им ситуацию: «Оставаласьединственная возможность — прекратить полномочия депутатов, а тем самымформально поступить вопреки отдельным положениям действовавшей тогдаКонституции, опершись на закрепленные в Основном Законе базовые конституционныепринципы: народовластие, разделение властей, федерализм. Окончательное решениепредлагалось принять гражданам России: проголосовать «за» или «против» новойКонституции, сформировать новый законодательный орган, а затем проголосовать навыборах Президента. Это был минимально конфликтный вариант, в котором высшимсудьей предоставлялось быть народу — суверенному источнику власти.
Ноте, кто боялся доверить свою свободу воле народа, избрали другой путь — прямуювооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Допустить этого былонельзя. Мне пришлось принять трудное, но неизбежное решение».
Существуетдва противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. ПротивникиПрезидента Б.Н. Ельцина считают, что Б.Н. Ельцин совершил преступление:разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним идругими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийствосотен граждан России. Сам же Президент Б.Н. Ельцин и его сторонники полагают,что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроеннойоппозицией, вставшей на путь мятежа.
«ЧерныйОктябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России — вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатовнижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важнымкатализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новойКонституции.
Всоответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы вдвухпалатное Федеральное Собрание — в Совет Федерации и Государственную Думу.Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России,подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданнымКонституционным совещанием. Работа в нем шла в пяти группах, представлявшихфедеральные и республиканские органы государственной власти, местное самоуправление,политические партии, профсоюзные, молодежные, членские и другие общественныеорганизации, массовые движения и религиозные конфессии, а такжетоваропроизводителей и предпринимателей.
Запроект новой Российской Конституции проголосовала большая часть избирателей,пришедших на выборы.
Выборыв декабре 1993 г. и принятие новой Конституции РФ заложили правовые основыновой российской государственности, явились их конституционным оформлением иважнейшим этапом демократического обновления России.
Конституцияпровозгласила продолжение государственного строительства России на основепринципов федерализма.
Какзаписано в статье первой Основного Закона, «Российская Федерация — Россия естьдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления».
СогласноКонституции (ст.4), суверенитет Российской Федерации распространяется на всю еетерриторию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеютверховенство на всей территории Российской Федерации, при этом Российская Федерацияобеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
РоссийскаяФедерация (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектовРоссийской Федерации. При этом республика (государство) имеет свою конституциюи законодательство. Край, область, город федерального значения, автономнаяобласть, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративноеустройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности,единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации. Как записано в Конституции РФ1993 г. (ст. 5,4), во взаимоотношениях с федеральными органами государственнойвласти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Носителемсуверенитета и единственным источником власти в РФ является еемногонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а такжечерез органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшимнепосредственным выражением власти народа являются референдум и свободныевыборы. При этом никто не может присваивать власть в Российской Федерации.Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральномузакону (ст.3).
Человек,его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью.
Длягосударственного устройства РФ важное значение имеет то, что в Конституции РФ1993 г. государственный строй определен как конституционный, а не общественный.Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое иполитическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную,законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальнойи иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашеныизбирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российскойгосударственности уровень гарантируемых Основным Законом прав и свободчеловека, механизм их защиты соответствовали международным стандартам.
Согласност. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации является единым и равнымнезависимо от оснований приобретения, а каждый гражданин Российской Федерацииобладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,предусмотренные Конституцией Российской Федерации. При этом гражданинРоссийской Федерации не может быть лишен права изменить его.
ПоКонституции РФ (ст. 7), Российская Федерация — социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровьелюдей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты.
Освоениеновой Конституции потребовало большой нормотворческой работы, приведения всоответствие с ней огромного количества законов, указов Президента РФ,постановлений Правительства РФ, законов и нормативных документов субъектовФедерации, особенно в сфере экономики, социальной жизни, регулированияинститутов гражданского общества.
Длястроительства новой российской государственности, новой системыгосударственного управления важное значение имеют Федеративный договор,подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии весны 1994 г.,подписание договоров о разграничении полномочий и предметов ведения междуЦентром и субъектами РФ, принятие и реализация «Гражданского кодекса»,федеральных законов «О Конституционном суде», «Об основах государственнойслужбы Российской Федерации» (1995 г.), «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), аналогичных законовсубъектов РФ и других законов и нормативных актов.
Осваиваютновые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции,Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд РоссийскойФедерации, суды всех инстанций. Судебная ветвь все более превращается всамостоятельную и важную ветвь государственной власти.
ОсвоениеКонституции РФ 1993 г., несмотря на все ее недостатки, дает возможностьформировать «костяк» новой российской государственности, позволяет всем ветвямвласти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работатьво благо России на основе конституционной легитимности.
Список литературы
АвакьянСЛ. Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер.18.Социология и политология. 1997. № 1.
ВенгеровА.Б. Будущее российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер.18.Социология и политология. 1997. № 1.
ДегтяревА., Михайлов В. Государственное устройство России: контуры третьего тысячелетия// Alma mater. 1993. № 5.
ЕльцинБ.Н. Россия, за которую мы в ответе. Послание Президента РФ ФедеральномуСобранию «О положении в стране и основных направлениях политики РоссийскойФедерации». М. 1996. С.26.
МамутД. С. Государство — полюсы представлений // Общественные науки и современность.1996. № 5.
ПарентиМ. Демократия для немногих. М., 1990.
ПерегудовС.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества игосударства // Полис. 1998. № 1.
Политологияв вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. –Гардарики, 1999. – 472с.
Политическаяинституционализация российского общества // Мировая экономика и международныеотношения. 1998. № 2.
СалыгинЕ.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественныенауки и современность. 1996. № 5.
СелезневЛ. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.
СмирновС. Демократия в России невозможна без социальной политики // Мир России. 1997.№2.
УрсулА.Д. Проблемы государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию// Социально-политический журнал. 1997. № 2.
ЧешковМ. Государственность как атрибут цивилизации: кризис, угасание или возрождение?// Международная экономика и международные отношения. 1998. №1.
ШелестовЮ.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства // Вестник Моск.ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1997. № 2.
ЭрхардЛ. Благосостояние для всех. М., 1991.