МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1, 2,5, 6, 7, 9, 10
И 11 “РАБОТА С УДАЛЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ
РЕСУРСАМИ»
Цель названных практических занятий —овладеть проектами поиска удаленных ресурсов и их оценки с точки зренияудобства пользования, навыками составления рекомендаций по тематическимэлектронным ресурсам.
Работа с удаленными электроннымиресурсами строится по следующему плану.
Студенты изучают подготовленный списоканнотированных материалов, рекомендуемых по конкретной тематике и выбирают 2—3адреса. Работа студентов в Интернет-классе обеспечивается преподавателем илиобслуживающим персоналом класса.
Студенты анализируют удобство доступа кудаленным материалам, точность наведения справочно-поискового аппарата серверак конкретным рубрикам, полноту и качество представленных на данном серверематериалов.
На основании практической работыстуденты заполняют анкету посещения сайта и сдают ее преподавателю.
При работе с русскоязычными сайтамиприветствуется участие студентов в оценках, проводимых в рамках ежегодногоконкурса Российской академии Интернет (www.naqrada.ru).
Методические рекомендации к практическойработе включают лекционные материалы и правила работы в Интернет-классе. Анкетаоценки просмотренных сайтов — средство проверки выполнения заданийпрактического занятия при ответе студента.
АНКЕТА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЭЛЕКТРОННЫЕБИБЛИОТЕКИ»
Тема:
Поиск рекомендованных электронныхресурсов, просмотр и оценка качества ресурса по формальным признакам
Дата проведения практического занятия
Группа Ф.И.О. студент(а)(ки)
Выбранный(е) для просмотра ресурс(ы)(Интернет- адрес)
Краткое описание содержания ресурса
Актуальность содержания (дата последнегообновления), наличие указателей интеллектуальной ответственности за содержаниересурса и адреса обратной связи с администрацией ресурса
Возможные потребители данного ресурса(оценки и рекомендации)
Удобство работы (поиска) на данном сайте(удобно/неудобно)
Рекомендации по включению данногоресурса в каталог и дальнейшему использованию ресурса; общие замечания ипожелания
Участие данного сайта в конкурсеРоссийской академии Интернет на сервере www.nagrada.ru(да/нет)
АННОТИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕК
ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:
«РАБОТА С УДАЛЕННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИРЕСУРСАМИ»
Практическое занятие 1. Тема: Российскиеэлектронные ресурсы:
ознакомление, выбор тематики ресурса длядальнейшей работы
Ознакомление с общим состоянием дел вобласти российских электронных ресурсов, обсуждение роли государственныхцентров — генераторов электронных ресурсов, изучение и обсуждение Федеральногозакона РФ «Об обязательном экземпляре документов».
Практическая работа в Интернете позаданным тематикам, связанным с российскими электронными ресурсами. Примерытематик:
• библиотековедениеи библиотечные ресурсы;
• статистическиересурсы;
• ресурсынауки, культуры и образования;
• ресурсыпо экологии и охране окружающей среды;
• ресурсыпо правовой информации.
Для практической работы предлагаютсяадреса наиболее популярных и известных поисковых серверов, каталогов ипорталов, в частности:
rambler.ru(Рамблер)
yandex.ru(Яндекс)
Программные возможности этих самыхизвестных поисковых серверов
Учитывают особенности русского языка(поиск по усеченному слову), логические символы и словоформы, обеспечивают какуточнение, так и расширение поля поиска, сортировку результатов поиска. Впоследнее время наблюдает/>/>/>/>/>ся консолидациятрафика на больших ресурсах компаний Яндекс, Голден Телеком, Порт.ру (port.ru):за 2000 г трафик Яндекса вырос с 30 до 110 тыс. об ращений в день, а числопользователей Рунета выросло на 50—70 %.
stars.ru— одна из старейших и наиболее полных директорий с разветв ленной структурой имногими дополнительными услугами (в том числе рей тингом ресурсов) и atrus.ru(ранее au.ru)с возможностью автоматического перевода запроса и результатов поиска санглийского на русский язык.
informika.ru,referats.ru,escc.ru— тематические подборки электронных ресурсов (отправные точки), содержащиеинформацию о российской высшей школе, соответствующих учреждениях, справочникахметодических руководствах и т.п. (Особое место informica.ruкак крупнейшего образовательного портала.)
gov.ru— сервер Администрации Президента; duma.ru— Государственная Дума; parliament.ru— Федеральное Собрание; ряд серверов политиков и партий, например nemtsov.ru,kirienko.ru,kprf.ruи т.п.
Средства массовой информации: rian.ru,osp.ru,ntv.ru,kp.ru,mn.ru,km.ru,lenta.ruvesti.ru;обзор издательств souzpechat.ru
Порталы для ознакомления с русскимискусством: museum.ru;hermitage, ru;tretyakov.ru
Российские библиотечные серверы: gpntb.ru(ГПНТБ России; около 2 млн. библиографических записей и ряд полнотекстовыхпубликаций собственной генерации; кроме того, пользователям библиотекипредоставлена возможность доступа к порядка тысячи полнотекстовых зарубежныхэлектронных журналов); nlr.ru(Российская национальная библиотека, С.-Петербург); rsl.ru(Российская государственная библиотека, Москва); library.intra.ru(Научная электронная библиотека, предоставляющая доступ к полнотекстовымжурналам издательств «Эльзевир», «Шпрингер» и ряд других) идр.
Библиотека Мошкова — www.lib.ru— в бесплатный доступ представляются отечественная и зарубежная литература,детективы, поэзия, история, естественные науки. Публичная библиотека ЕвгенияПескина www.online.ru/sp/rel/russian.Очень полезный сайт для студентов и школьников, содержащий даже античнуюлитературу, — www.cyrill.newmail,ru
Энциклопедия «Рубрикой» —более 170 тыс. статей из БСЭ, Всемирной истории, Малой медицинскойэнциклопедии, Рок-энциклопедии, словарей Даля, Брокгауза и Ефрона: www.rubrikon.ru
Энциклопедия «Кирилл иМефодий» — 130 тыс. статей, 30 тыс. иллюстраций; 10 сетевых рубрик, в томчисле Универсальная, Автомобильная, Кино, Компьютеры, Интернет и т.д. Словарирусского языка, иностранных слов, англо-русский и др. — www,mega.km.ru
Энциклопедия «Академик» —Большой Энциклопедический словарь и др. — www.dic.academic.ru
Практическое занятие 2. Тема:Электронные ресурсы по науке и
технике, аннотированные БиблиотекойКонгресса США
Американское физическое общество (AmericanPhysical Society,APS) www.aps.org.Труды конференций, научные журналы, материалы высшей школы, данные о вакансияхи продвижениях. Электронные ресурсы по физике; в архиве статьи по физике,математике, нелинейным наукам.
Европейская лаборатория физикиэлементарных частиц (EuropeanLaboratory torParticle Physics,CERN) www.cern.ch.На сайте даются материалы научных программ, выполняемых в ЦЕРНе, публикации,новости, практические детали, контакты.
Национальная лаборатория ускорителейимени Э. Ферми (FermiNational AcceleratorLaboratory) Министерстваэнергетики США (Ферми-яаб) www.mal.gov— фундаментальные исследования свойств материи и энергии. Представленыуказатель помещений и установок, тур по лаборатории, сведения о научныхсотрудниках, новости, материалы по ядерной физике, образовательные материалы,новости культурной и общественной жизни, вакансии.
Космический Центр имени Кеннеди (KennedySpace Center)www. ksc.nasa.gov—отвечает за разработку космических летательных аппаратов, наземногооборудования для запуска, а также аварийно-спасательного оборудования. ВИнтернете даются новости, ответы на вопросы, мультимедийная экскурсия поЦентру, материалы для студентов и преподавателей, онлайновые ресурсы попроблемам космических полетов.
Национальная лаборатория имени Лоуренсав Беркли (LawrenceBerkeley NationalLaboratory) www.lbl.gov—старейшая национальная лаборатория, основанная Эрнстом Орландо Лоуренсом,изобретателем циклотрона, в 1931 г. Будучи в свое время Меккой для физиков,работающих над свойствами элементарных частиц, лаборатория Беркли сейчасрасширила область интересов и изучает науки о жизни, новые материалы,эффективность использования энергии, детекторы, ускорители. Информация,новости, материалы для обучения, материалы по передаче технологий, публикации инаучные программы, рабочие места, смежные организации.
Центр Национальной Администрации потелекоммуникациям и информации (Centerof NationalTelecommunicationsand InformationAdministration) www.ntia.doc.gov— агентство Министерства торговли США, организация ответственная за выработкурешений руководства министерства по этим проблемам как в национальном, так и вмеждународном аспектах. Центр поддерживает инновации и конкуренцию, помогаетсозданию рабочих мест, обеспечивает потребителям широкий выбор услуг. Сайтсодержит новости, информацию о Центре, отчеты, материалы по грантам и проектам.
Национальная Администрация аэронавтики икосмоса (NationalAeronautics andSpace Administration,NASA) www.nasa.gov— проводит исследования проблем полетов в атмосфере и вне ее, разрабатывает,испытывает и управляет атмосферными и космическими летательными аппаратами,изучает проблемы автоматических или пилотируемых космических полетов, отвечаетза мирное международное сотрудничество США в этой области, эффективноеиспользование научных и технологических ресурсов. На сайте даются новости,карта центра, мультимедийные материалы.
Национальный институт технологии истандартов (NationalInstitute ofStandards andTechnology) www.nist.gov— содействует экономическому росту США, помогает промышленности в разработкеновых технологий, повышении качества продукции, модернизации производственныхпроцессов и расширении производства, улучшении надежности товаров, быстромвнедрении научных достижений в производственный процесс.
На сайте — ссылки к измерительнымлабораториям и центрам стандартизации, к программам внедрения передовыхтехнологий.
Национальный научный фонд (NationalScience Foundation)www.nsf.gov — независимоеправительственное агентство, ответственное за поддержку науки и техники.Программы Фонда включают реализацию около 20 тыс. исследовательских илиобразовательных проектов по науке и технике с годовым бюджетом более 3 млрд.долларов. На сайте представлены материалы по Фонду, грантам, наградам ипремиям, публичная, а также специальная информация, директории и персоналии,новости, материалы программ по биологии, компьютерным наукам, информационнымтехнологиям, образованию, машиностроению, наукам о Земле, математике и физике,полярным исследованиям, статистике науки, общественным и психологическимнаукам.
Национальный центр техническойинформации (NationalTechnical InformationService, NTIS)www.ntis.gov— центральный орган Федерального правительства США для передачи и продажинаучной, технической, технологической и деловой информации, созданной вучреждениях, подчиняющихся правительству США или по его заказу, либо полученнойправительством США от международных организаций. На сайте около 3 млн.документов в разных форматах: микрофиши, печатные, на дискетах, на CD-ROMили он-лайн; новости, консультации; можно заказать необходимые материалы;сведения о федеральных агентствах, международной торговле и бизнесе.Национальный центр аудиовизуальных материалов.
Практическое занятие 5. Тема:Электронные ресурсы по
образованию
Официальный сервер Министерстваобразования Российской Федерации — www.informica.ru
Российская федерацияИнтернет-образования — www.fio.ru.
Специализированный сервер «Наука иинновации» с постоянно действующей выставкой — www.rsci.ru— создан Научным парком МГУ, Фондом содействия развитию малых форм предприятийв научно-технической сфере, РФФИ и др.
Информационный центр ERIC,содержащий материалы по обучению науке, математике, охране окружающей среды (ERICClearinghousefor Science,Mathematics andEnvironmentalEducation) — www.ericse.org_.Материалы для преподавателей, родителей, детей, а также для всех интересующихсянаукой, математикой и охраной окружающей среды.
Национальный информационный центр имениЭйзенхауэра (EisenhowerNational Clearinghouse)— www.enc.org.Это — сокровищница ресурсов по науке и математике для учителей. Сайтподдерживается Министерством образования США. Даются материалы к учебнымпрограммам, справочные материалы и ссылки на соответствующие сайты, ежемесячныесписки 13 наиболее интересных сайтов по науке и математике (спискиархивируются).
Сеть изучениянауки(Science Learning Network) — www.sln.org. Это онлайновоесообщество педагогов, студентов, школьных работников, сотрудников музеев науки,научных учреждений в США и ряде других стран.
Американские советы международногообразования (АСПРЯЛ/АК-СЕЛС) — некоммерческая американская организация,осуществляющая содействие в обучении студентов из стран СНГ в американскихуниверситетах — www.actr.org.
Источник материалов по науке иматематике (Mathand ScienceGateway) — www.tc.cornell.edu/Edu/IVIathSciGatewav.Это хорошо организованные ресурсы для преподавателей и учащихся 9—12 классов.На сайте даются отсылки к адресам онлайновых музеев, обзорной информации,тематическим материалам.
Материалы по обучению науке и математике(SciEd: Scienceand MathematicsEducation Resources)— www-hpcc.astro.Washington,edu/ scied/science.html.Хорошие ресурсы для учителей и родителей, отражающие широкий круг вопросов, втом числе: «История науки», «Научная этика»,«Скептицизм и псевдонаука».
Университетские сайты — два—трироссийских по выбору и два—три зарубежных; полезно для примера изучение сайтов Оксфордскогоуниверситета (Великобритания), Еврейского университета (Иерусалим, Израиль),Технических университетов Берлина и Ганновера (Германия).
Практическое занятие 6. Тема:Интернет-сайты с
биографическими материалами
1.Русскийбиографический словарь: 15 тыс. биографических статей www.kolibry.ru
2.Каталогнаучного сообщества в XVI—XVIIвв. (Catalog of the Scientific Community inthe 16th and 17th Centuries) — es.rice.edu/ES/humsoc/ Gaiiieo/Catalog/catalog.htmlБолее600 биографийчленовнаучногосообщества;поискпо20 полям.
3.Выдающиесяженщины прошлого и настоящего (DistinguishedWomen ofPast andPresent) www.netsrq.com/~dbois/.Биографии женщин, знаменитых в любых областях деятельности.
4.Указательк биографиям математиков (Indexesof Biographiesof Mathematicians)www-groups.dcs.st-и .ac.uk:80/~historv/Bioqlndex.htmi. Краткиебиографии, некоторые из них с фотографиями и справочным материалом.
5.Жизньзамечательных людей, биографические материалы (Lives’,the BiographyResource) http://members.home.net/klanxner/lives/.Представлены несколько коллекций биографических материалов.
6.Биографии космонавтов НАСА (NASAAstronaut Biographies)www,jse.nasa.gov/Bios/,На сайте фотографии, персональные данные, ссылки на биографии кандидатов вкосмонавты и специалистов в данной области,
7.Интернет-архивнобелевских лауреатов (NobelPrize InternetArchive) www.almazxom/nobel/nobel.htm!.Биографии нобелевских лауреатов, ссылки на другие сайты с соответствующейинформацией.
8.Biography,www.bioqraphy.com/find/find.html.
9.BiographicalDictionary, www.s9.com/biographv
10.Здесь же можно поработать с базойданных или текстовым HTML-файлом«Кто есть кто в библиотечном мире России и СНГ», размещенным
/>/>/>Практическоезанятие 7. Тема: Справочные бесплатные ресурсы
для электронной библиотеки.
Адреса пунктов помощи в организацииантивирусной защиты и антивирусной обработки компьютеров
Многоязычный поисковый каталог MavicaNet(поддерживает 12 языков), более 150 тыс. сайтов с еженедельным пополнением на 6тыс. адресов — www.mavicanet.ru
TheVirtual ReferenceDesk, www.refdesk.com— виртуальный справочный стол.
Крупнейшие библиотечные каталоги: www.lcweb.loc.gov/cataloq— Библиотека Конгресса США; www.opac97.bl.uk— Британская Библиотека; www.konbib.nl/qabriel/en/opacs.html— портал выхода на национальные библиотеки европейских стран (проект«Габриэль»).
Крупнейшие онлайновые магазины схорошими справочно-библио-графическими материалами: www.BarnesandNoble.com;www.ama-zon.com;отдельно следует отметить крупнейший российский Интернет-магазин Торгового Дома«БиблиоГлобус» (www.biblioqlobus.ru).
Библиографические материалы UnCover,www.uncweb.carl.org
Содержание научных журналов — ContentsSearch,www.elsevier.nl/homepage/alert,htt.
Онлайновая энциклопедия — Encyclopedia.com,www.encvclope-dia.com.Онлайновый перевод текста www.translate.ru
Мировая книга фактических сведений — WorldFactb эк, www.odci.gov/cia/publications/nsolo/wfb-all.html.
Справочник по американским университетам— American Universities,www.clas.ufl.edu/CLAS/american-universities.html.
Справочник по благотворительным фондам —Foundations Online,www.foundations.org
Проблемы нарушения конфиденциальности www.privacyrights.org
Некоммерческая организация защитыпотребителей www.pirg.org
Практическое занятие 9. Тема:Некоммерческие организации в
российской части Интернета (Рунет)
Интернет-материалы по экологии (поданным приложения к журналу «Информационные ресурсы России». 2000 г.№ 6)
Каталог некоммерческих организацийРоссии на портале Яндекс. Представлены аннотированные списки по следующимнаправлениям: защита гражданских прав, социальные проблемы, бизнес,образование, культура, информация для некоммерческих организаций (поддержкаНКО, благотворительные фонды, исследования и информация); ссылки упорядочены по«Яндексу цитирования» nko.vandex.ru.
Женская информационная сеть, база данныхЖИСЕТ +, составлена при поддержке Фонда Евразия, содержит сведения о 2248участницах женского движения, 1500 женских организациях, 172 событиях в женскомдвижении. Поиск по названиям, по сферам интересов, по регионам. (www.womnet.ru)
Женские организации и проекты —разнообразная информация о работе и целях женских организаций России; сайт OpenWomen LineOwl.ru(www.owl.ru).
Каталог общественных ресурсов Интернета.Тематический аннотированный каталог содержит полтора десятка тематическихразделов и сотни ресурсов (www.nqo.ru).
Электронная библиотека HKOngo.orq.ru.Периодические издания по правам человека. Подборка ссылок с описаниями на сайтыпериодических изданий по правам человека. Список правозащитных организаций(более 450 организаций).
Права и дети в Интернете. Ссылки наполезные книги и сайты правозащитных организаций School-sector.relarn.ru.
Региональные общества по защите правпотребителей Expertiza.ru.
Российские «зеленые страницы».Координаты и ссылки на страницы экологических организаций, работающих в России.Ссылки на зарубежные ресурсы по экологии.0 Информация на английском языке (rgp_.aqava.ru).
ЭкологическиересурсыИнтернетаGreenpeace.org’ru.
Американские неправительственныеорганизации (USNon-governmentalOrganizations). Представленонесколько десятков организаций, строителей гражданского общества’ в США и вовсем мире — русское описание и контактная информация. Сайт «Друзья ипартнеры Международного центра ‘ за гражданское общество» (CCS!)(Friends-partners.org).
Методический центр и библиотека«Эколайн» (разнообразная экологическая информация, в основном, пороссийским публикациям) — www.ecoline.ru.
Российское экологическое федеральноеинформационное агентство (РЭФИА) при Министерстве природных ресурсов РоссийскойФедерации — www.refia.ru.
Практическое занятие 10. Тема:Интернет-адреса по
здравоохранению, медицинским проблемам,контролю качества
продуктов и защите потребителей
В Рунете имеется более 500 сайтов помедицинской тематике, в том числе сайт по проблемам гриппа www.gripp.ru.медицинские сайты порталов Рамблер, Кирилл и Мефодий. К сожалению, на рядеотечественных сайтов очень много безответственных советов, сомнительной рекламыи другой недостоверной информации.
Здоровье — www.zdorovie.ru.Разделы: Врачи, Диагностика, Каталог лекарственных препаратов, Каталог пищевыхдобавок, Каталог медицинских центров, Медицинский рынок —- доставка;возможность поиска заболеваний по отдельным словам и по категориям.
www.Farmo.ru—популярный медицинский ресурс. Медицинская энциклопедия. Магазин лекарств.Вопросы доктору.
Интернет-сайт американского потребителя(U.S.Consumer Gateway)http://www.consumer.gov.Это многоаспектный сайт, хранящий большие массивы информации, созданной вгосударственных учреждениях.
Министерство сельского хозяйства США,Центр информации о пищевых продуктах и питании (U.S.Dept. ofAgriculture, Foodand NutritionInformation Center,FNIC) www.nal.usda.gov/fnic— центрНациональной/>/> библиотекипо сельскому хозяйству. Материалы по безопасности пищевых продуктов,рекомендации по диетам, состав пищевых продуктов различные отчеты иисследования.
Центр безопасности пищевых продуктов иприкладного питания (TheCenter forFood Safetyand AppliedNutrition, CFSAN)www.foodsafety.govнасайте www.cfsan.fda.govпредставлена информация по косметике пищевым ярлыкам, растительной и молочнойпище и напиткам, морепродуктам, специальным видам питания (диетическим, детскими т.п.).
Клиника здоровья Мэйо (MayoClinic HealthOasi) www,mayohealth.org.Великолепныйсайт, нацеленный на защиту потребителей.
Национальный совет по предупреждениюзлоупотребления здоровьем (NationalCouncil AgainstHealth Fraud)www.ncahf.org.Организация потребителей, борющаяся с ложной информацией, злоупотреблениямиздоровьем людей.
Сеть фармацевтической информации (PharmlnfoNet)pharminfo. com/drg-mnu.html.Включает базу данных информации по лекарствам, релизы по новым лекарствам,ответы на вопросы, информацию о заболеваниях, дискуссионные группы и словарь.
Система «ВебМед» (WebMD)www.webmd.com.Сетевые ресурсы по здравоохранению; доступ к потребительскому Центру здоровья ихорошего самочувствия.
Практическое занятие 11. Тема:Интернет-адреса деловой
информации
Проводник бизнеса (BusinessWire) — www.businesswire.comПереписьпроизводителей товаров (Censusof Manufacturers)www. census.gov/ftp/pub/econ/www/mancen.html
Список500 крупнейшихкомпаний(Fortune 500) — www, pathfinder. com/fortune/fortune5Q0
Сводки бизнес-новостей(InfoTrac-General Business File) — infotrac.galegroup.com/itweb/locmain
Отчеты потребительского рынка (ConsumerReports) — www.consumer-reports.org
Указатель инфляции(Inflation Calculator) — www.westegg.com/ inflation
Деловой ежедневник(Commerce Business Daily) — cbdnet.gpg.gov
Система классификациивпромышленности(NAICS, North American Industry Classification System) — wwwxensus.gov/epcd/www/naics.html
Статистические данные США (STAT-USA)— www.stat-usa.govКаталогамериканских производителей «Томас регистр» (ThomasRegister ofAmerican Manufacturers)— www.thomasregister.com
Каталог российских Интернет-ресурсов дляпредпринимателей (Национальное деловое партнерство «АльянсМедиа»,Москва) — www. allmedia.ru
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 3, 4,8:
НАРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА МЕТОДОМ
СКАНИРОВАНИЯ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ; ДОСТАВКА
ДОКУМЕНТА В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ
Практическое занятие 3. Тема:Сканирование печатных
материалов на планшетном сканере.
Практическое занятие 4. Тема:Сканирование печатных
материалов на планетарном сканере.
Цель проведения занятий: овладетьпрактическими началами сканирования и обработки отсканированного материала.Научиться:
а).подготовке к работе сканера и работес планшетным сканером (типа Хьюлетт — Паккард HPScanJet) и планетарным сканером,
б).сканирование текстов, изображений(черно-белых, полутоновых и цветных), фотографий,
в).непосредственной печатиотсканированных материалов на принтере, г).копированию документов в почтовуюпрограмму для отправки по электронной почте или факсу,
д).использованию программы обработкитекста и распознавания оптических символов (OCR)на русском и английском языках ABBYYFine Reader4.0,
е).передаче отсканированного ираспознанного текста в текстовую программу Wordfor Windows.
Средства обеспечения: данное учебноепособие, руководства по работе со сканерами, описания сканеров, компьютеры синсталлированными программами сканирования, обработки изображений ираспознавания текстов.
3. План проведения занятия:
а) преподаватель знакомит студентов сосновными принципами сканирования, классификацией сканеров, требованиями квычислительной технике, программами обработки изображений и сжатия (компрессииили архивации) массива данных*;
* Введение к практическому занятию.Конверсия печатного материала в цифровой формат (оцифровывание, оцифровка, digitisation,digitising).
Оборудование. Сканеры, цифровыефотоаппараты, цифровые видеокамеры.
Сканирование. Планшетные, барабанные,планетарные сканеры; их предназначение и особенности. Автоподача листовогоматериала и технология обработки в промышленных масштабах. Меры по обеспечениюсохранности печатного материала при сканировании, компенсация искажений ислучайных загрязнений.
Суть сканирования. Формат записисканированного материала. Универсальный по отношению к аппаратной платформе (ктипу компьютера) формат TIFF(Tagged ImageFile Format).Пространственное разрешение сканера. Количество точек на дюйм (dotsper inch,dpi): в большинстве случаевсканирования текста — 300 dpi,в особых случаях — до 1200 dpiи выше. Объем памяти для записи отсканированного материала. Количество точекпри сканировании черно-белого изображения размером с обычный лист А4 с/>разрешением 300 dpi:2500 точек в строке, 3536 строк на странице, всего 8,9 млн. точек. Двухтоноваяоцифровка — для печатного текста, чертежей, графиков и т.п. Для сканированиярукописей, фотографий, изображений — серая шкала с 16 градациями серого цвета;для других материалов — 126 градаций. Требования к компьютеру — Pentium,Windows 3.11. и к мониторукомпьютера (разрешающая способность обычного экрана компьютера — около 75 dpi,большого экрана — 120 dpi).Системы компрессии цифрового массива. Оптическое распознавание букв (символов),Optical CharactersRecognition, OCR.Краткое изложение возможностей программы ABBYFine Reader4.0; разработки компаний CognitiveTechnologies, программы Cuniform,Tiger. Настройка языкараспознавания. Правовые аспекты сканирования. Автоматизированные системыперевода (с русского языка на английский и т.п.) отсканированного материала.Меры по обеспечению сохранности электронных ресурсов.
/>б)даются основные положения отбора материалов для сканирования в целяхобеспечения широкого доступа, сохранности и т.п.;
в) студентов знакомят с устройствомпланшетного (на занятии 4 — планетарного) сканера, правилами работы и техникибезопасности; проводятся пробные прогоны сканирования;
г) студенты приступают ксамостоятельному сканированию. (Для успешно освоивших эту технологию в часыпрактического занятия предлагается самостоятельная работа с одной из известнейшихонлайновых систем баз данных — FirstSearch OCLC,включая и доступ к полным текстам.)
Распознавание текста и обработка файлов.Технология доставки документов в электронном формате.
Практическое занятие 8. Тема: Доставкадокументов в
электронном формате
В ходе практического занятия студентыучаствуют в отправке документа по адресу и знакомятся с методикой финансовыхрасчетов за доставку документов (при возможности — на базе реальной технологииотдела МБА библиотеки).
1.Методические рекомендации включаютсоответствующие главы данного курса и правила работы с компьютерной техникой.
2.Форма контроля:контрольный опрос в ходе собеседования с преподавателем; представлениерезультатов работы в виде готовых файлов (записанных на гибкий диск либопосланных электронной почтой) и/или распечаток.
3. При выполнениипрактического занятия 8 по доставке документов в электронном формате контролемявляется акт отправки документа (выполнение заказа).
МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ 12:
ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСАЙТЕ
БИБЛИОТЕКИ (HTMLРАЗМЕТКА И Т.П.)
Цель проведения занятия: ознакомиться спроцессами подготовки материала к публикации в Интернете.
Форма выполнения работы: разъяснениепреподавателем и последующее самостоятельное выполнение студентами некоторыхтехнологических операций.
Средства обеспечения: литература кзанятию (список в конце пособия), материалы лекции, данное методическоепособие. План проведения занятия:
а) излагаются различные способыпубликации материалов в Интернете на физических серверах поставщикаИнтернет-услуг; на собственном выделенном сервере; гибридный способ;
б) структура типовой веб-страницы, показнекоторых образцов;
в) содержание веб-страниц, в том числепервой страницы;
г) система навигации по серверу; показобразцов;
д) элементы разметки текста и дизайнастраницы;
е) конверсия текстового материала вформат HTML.
Форма контроля: контрольный опрос ипредставление документа (или части документа) на сервере.