Технология преподавания физической культуры в вузах

Интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы активного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования.
Совершенствование системы образования требует разработки новой концепции о месте кафедры физического воспитания в структуре вуза и учебно-воспитательного процесса. Реальное воплощение данной концепции в физическом воспитании связано с разработкой современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной психофизической готовности (ППФГ) специалистов, выпускаемых вузами. Технологический подход к профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) студентов в высших учебных заведениях должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условиям, повысить уровень профессиональной надежности. Повышение качества подготовки специалистов различных областей деятельности возможно путем активного использования научного и учебного потенциалов вузов при широком применении современных педагогических технологий. Совершенствование преподавания по новым технологиям и внедрение их в процесс обучения позволят студентам играть более активную роль в процессе образования, а преподавателям – иметь обратную связь.
Преподавание физической культуры должно осуществляться в настоящее время на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий, которые базируются на овладении новыми методами обучения и компьютеризации учебного процесса по физическому воспитанию. Поэтому актуальна разработка технологии преподавания физической культуры с обеспечением профессиональной психофизической готовности выпускников. Эта технология должна обеспечивать системный подход к подготовке специалистов на базе современных достижений теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, соответствовать современному уровню развития знаний, реальным образовательным задачам обучающихся, развивающимся потребностям общества.
Разработку технологии преподавания физической культуры в вузах можно осуществлять, объединяя их по отраслям (относящиеся к правоохранительным органам; педагогические; инженерные по различным направлениям и др.), решая задачи, поставленные государственным образовательным стандартом, желательно без превышения времени и дополнительных затрат сил и средств определяемых действующей программой для вузов. “Примерная программа по физической культуре”, введенная в 1994/95 учебном году явилась прогрессивным шагом в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускников вузов и потребовала серьезной перестройки работы преподавательского состава. Варьируя разделы и направления работы, преподаватели получили реальную возможность сделать учебный процесс кафедр физического воспитания не только полезным, но и интересным непосредственно для студентов.
Однако динамика и тенденция государственного и социального отношений к высшему образованию вообще и к физическому воспитанию студенческой молодежи, в частности, заставляют уже сейчас серьезно задуматься о перспективах предмета “Физическая культура” в вузах с позиции выживания. Прежде всего наш предмет должен быть нужен своему вузу, соответствовать его специфическим особенностям. Подготовка специалистов с высокой степенью готовности к социально-про фессиональной деятельности требует дальнейшего совершенствования работы кафедр физического воспитания.
Перспективой развития физической культуры как учебной дисциплины в вузах является реальное участие кафедр в повышении качества выпускаемых специалистов путем разработки моделей психофизической готовности выпускников народного хозяйства и направленного воздействия на ее повышение. Понятие “профессиональная психофизическая готовность” включает в себя следующее: достаточную профессиональную работоспособность; наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданном лимите времени и присутствие мотивации в достижении цели, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека.
Современная профессиональная деятельность требует от человека не только глубоких теоретических знаний, но и необходимой специальной психофизической подготовленности. Поэтому разработка и реализация на практике психофизической модели выпускника вуза, рассчитанной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, являются одной из проблем, от решения которой во многом зависит конечный результат деятельности кафедр физического воспитания. Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре должна быть включена во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции. Основной задачей ППФП является формирование физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию достаточной готовности к успешной профессиональной деятельности. Возможности технологизации физической культуры студентов в современных условиях полностью зависят от квалификации преподавательского состава кафедр физического воспитания и в значительной степени определяются наличием учебно-методического, программного обеспечения и достаточной материально-технической базой.
Для каждого человека чрезвычайно важно найти область деятельности, в большей степени соответствующую его интересам, склонностям, способностям, так как правильное использование сил и возможностей каждого -одно из ведущих условий оптимизации процесса протекания всех сфер жизнедеятельности человека (интеллектуальной, эмоциональной, трудовой и др.). Это служит основой для непрерывности образования, достижения высокого профессионализма, профессионального роста и мобильности, проявления творчества, комфортности на производстве, в семье и в межличностном общении, что, в свою очередь, способствует всесторонности развития личности человека.
Для успешной вузовской подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства представляется вполне оправданным психофизический отбор абитуриентов на основе базового перечня требуемых профессионально важных качеств (ПВК).
Во многих российских вузах проводится работа по определению ПВК различных специальностей. Уровень этих разработок существенно различен. Кафедры физического воспитания путем целенаправленного воздействия на повышение уровня ПВК специалистов могут внести весомый вклад в подготовку выпускников вузов к предстоящей трудовой деятельности. Для этого сначала необходимо составить профессиограммы всех специальностей, по которым ведется обучение в вузе, и выделить на их основе ПВК. Они в общем понимании должны включать в себя описание тех необходимых качеств, которые соответствуют сложившемуся представлению о требуемом уровне образованности, профессионализма, квалификации , включая ориентацию этих качеств как на текущие задачи деятельности специалиста, так и на перспективы их развития.
Парадигма ПВК – это обеспечение народного хозяйства высококвалифицированными кадрами, достижение максимального соответствия между структурой деятельности и направленностью, содержательностью процесса профессионализации .
Задача формирования концептуальных принципов организации управления процессом профессионализации выпускников вузов, исходя из требований не только современного состояния отрасли, но и перспектив ее развития, может быть решена только при реализации всей совокупнос ти индивидуальных качеств специалиста. Это служит базой для последовательной профессиональной подготовки и специализации по определенным моделям деятельности. Такие модели должны с достаточной полнотой и разнообразием отражать структуру внутренних связей всех сторон специальности.
Для выделения ПВК применительно к той или иной специальности или должностной категории необходимо:
– обосновать основные ПВК и определить четкие критерии профессиональной подготовленности ;
– выделить основные блоки квалификационных характеристик, соответствующие основным этапам деятельности;
– классифицировать их с выделением существенных квалификационных параметров, наличие которых обеспечивает профессиональную деятельность конкретного специалиста или должностного лица.
Нами в Российской таможенной академии (РТА) и в Московском государственном строительном университете (МГСУ) разработана структура ПВК, приемлемая для всех специальностей и состоящая из трех блоков:
1 – физические качества (например, выносливость – общая, статическая, динамическая и т.д.).
2 – психофизиологические резервы, состоящие из физиологических функций (зрения, слуха); сенсомоторных реакций; физиологических качеств (устойчивости сердечно-сосудистой, нервной систем, функциональной устойчивости) и познавательных функций мозга (память – вербальная, зрительная, слуховая, двигательная, объем; внимание – концентрация, переключение и т.д.).
3 – психические возможности, состоящие из интеллектуальных способностей (словесно-логические, вычислительные, быстрота мышления и др.).
Профессиограммы специальностей, включающие нормированные ПВК, представляют собой модель специалиста и отражают требования, предъявляемые к человеку характером профессиональной деятельности и условиями, соответству ющими этой деятельности, и являются основой для осуществления профессиональной подготовки студентов в вузе.
В РТА для профессиографирования деятельности таможенных специальностей нами были изучены направленность производственной деятельности, цель и задачи, тяжесть и направленность труда, метеорологические и санитарно-ги гиенические условия, профессиональные заболевания и вредные воздействия, психофизиологические функции, профессионально важные физические, психические и личностные качества.
Были изучены также психофизиологические требования к специалистам всех 12 сертифициро ванных таможенных специальностей. Из составленных профессиограмм по перечисленным признакам были выделены имеющие существенные отличия между собой четыре основных направления таможенной деятельности: таможенное дело, экономист, юрист, управляющий. Эксперты внесли свои уточнения в составленные профессио граммы.
Профессиографирование, служебная документация, инструментальные методы и экспертные оценки позволили установить обоснованный перечень ПВК и уровень их значимости для конкретного типа таможенной деятельности. Нормированные ПВК являются базовыми компонентами профессиональной психофизической готовности (см. таблицу).
Выделение критических ПВК и ранжирование их по весовым значениям проводилось по 9-балльной шкале: очень важно – 9…7; важно – 6…5; желательно – 4…3; необязательно – 2…1.
Следующим шагом является выбор видов спорта и упражнений из них, которые в большей степени способствуют воспитанию ПВК, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.
Состав и уровень значимости профессионально важных психофизических качеств специалиста
Профессионально важные качества
Ранг значимости – от 0 до 9 баллов в зависимости от направленности типов производственной деятельности
Таможен-
ное дело
Юрист
Эконо-
мист
Управля-
ющий
физические качества
выносливость
общая
7
7
6
8
статическая
7
5
7
6
динамическая
6
6
5
6
сила
6
6
5
6
быстрота
6
6
5
6
Психические возможности
интеллектуальные
способности
словесно-логические
6
8
6
7
в ыч ислительн ые
7
6
8
7
пространственные
5
4
4
4
оперативные
6
5
5
7
быстрота мышления
5
5
4
5
социально-
психологические качества
нормативность
8
8
8
8
исполнительность
7
6
7
6
организаторские способности
5
4
3
8
коммуникабельность
5
7
4
8
черты характера
добросовестность надежность
7
6
7
6
Психофизиоло-
гические резервы
зрение
острота зрения
6
5
5
4
глазомер
6
3
3
4
зрительно-моторная реакция
6
5
4
5
слухо-моторная реакция
6
5
4
5
устойчивость
систем
сердечно-сосудистая
6
7
5
7
нервная
6
7
5
8
функциональная
6
5
4
7
познавательные функции мозга
память
вербальная
7
8
8
8
зрительная
7
5
7
5
слуховая
5
3
3
6
двигательная
4
3
3
4
объем
7
8
7
8
внимание
концентрация
7
6
8
6
переключение
7
6
3
7
объем
6
3
4
8

Исследования, проведенные в РТА (Г.П. Брацун, С.Н. Зуев, Л.М. Крылова, А.Г. Полозков, С.Н. Шмелев, 1997 – 2000) и МГСУ (В.А. Коваленко, Т.Г. Савкив, О.В. Каравашкина), показывают, что практически для всех видов таможенной деятельности профессионально важными физическими качествами являются общая выносливость, сила, быстрота, но уровень их развития различен. Одинаковая важность физических качеств объясняется тем, что выносливость – единственное из качеств, которое имеет прямую зависимость от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тесно связана с выносливостью умственная и физическая работоспособность. А сила мышц связана с функциями органов и систем организма человека, с его эмоциями и энергетикой. Мышцы связаны с центральной и периферической нервной системой, железами внутренней секреции. Тренирован ная мышца имеет больше возможностей для предохранения всего организма человека от вредных воздействий учебной и производственной деятельности. Быстрота непосредственно связана с профессиональной готовностью, так как уровень ее развития влияет на подвижность нервных процессов, оперативность мышления, умственную работоспособность.
Для воспитания этих ПВК наибольшие возможности имеют такие виды спорта, как легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, единоборства, плавание и гимнастические упражнения.
На последующих этапах в целях оптимизации ППФГ следует обратить внимание на системное применение средств коррекции. При этом нужно учитывать, что каждому специалисту необходима индивидуальная система контроля и коррекции ПВК. Комплексное применение в учебном процессе по физическому воспитанию в вузах педагогических, медико-биологических и психологических методов коррекции ПВК приводит к значительно му повышению уровня профессиональной психофизической готовности студентов.
Для достижения конечной цели необходимо создание технологии преподавания физической культуры в вузе, делая акцент на требуемой специальной физической подготовленности. Создание технологии включает в себя уточнение сущности, содержания и структуры физической культуры с позиции обеспечения профессиональной психофизической готовности студентов; выявление оптимальных средств и методов, обусловливающих эффективность реализации этой задачи; определение путей целенаправленного воздействия на повышение профессиональной готовности и способов оценки составляющих его уровней, а также методов коррекции ПВК.
Уровень ППФГ (готов, практически готов, условно готов, не готов) определяется, исходя из состояния четырех основных компонентов: физической подготовленности, физиологического статуса, функциональной устойчивости и психофизиологических характеристик. В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, студенты получают возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с созданной моделью выпускника, включающей требования избранной специальности .
На практике некоторые вузы используют автоматизированные системы определения уровней состояния отдельных показателей ППФГ. Применение данных систем в РТА позволяет оценить профессиональную психофизическую готовность студентов, что дает существенные преимущества в ходе учебного процесса и при итоговой аттестации в определении количественной оценки общего уровня ППФГ каждого обследуемого.
В проводимых в РТА и МГСУ исследованиях выносливость определялась по временному показателю в беге на 2000 м (дев.) и 3000 м (юн.) и в лыжных гонках соответственно на 3 и 5 км ; сила – по количественному показателю в поднимании и опускании туловища за 2 мин из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (дев.) и в подтягивании на перекладине (юн.), быстрота – по временному показателю в беге на 100 м.
Для оценки психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности мы использовали автоматизированные программно-ап паратные комплекса “Сенсокард” и “Высокая проба”, в которых смоделированы последовательность действий высококвалифицированного эксперта по диагностике степени развития ПВК обследуемых. Итогом комплексного обследования является обобщенная оценка всех перечисленных ПВК: 5 – очень высокий, 4 – высокий, 3 – удовлетворительный, 2 – низкий уровень развития.
Резервные возможности функциональных систем организма студентов определялись с помощью программно-аппаратного комплекса “Сенсокард”. Этот диагностический комплекс по интегрально обобщенному показателю (динамике ритма сердечных сокращений) дает в целом информацию о функциональном состоянии организма, поскольку при любых физических, психоэмоцио нальных или функциональных напряжениях ритм сердечных сокращений изменяется. Сбой в работе какого-либо органа или системы организма ведет в первую очередь к нарушениям ритма сердца. По динамике ритма можно оценить функциональное состояние человека.
Компьютерный комплекс “Высокая проба” выдает интегральные оценки: психической устойчивости, общего уровня интеллектуального развития и фактора добросовестности-надежности в деятельности.
Эффективность предлагаемой технологии преподавания физической культуры в РТА и МГСУ проявляется в улучшении физической подготовленности студентов (соответственно на 14,7 и 11,0%) и их функционального состояния (на 12,9 и 19,0%) в первые два года обучения, поддержании этих уровней на 3-м курсе и меньшем по сравнению со студентами, обучающимися по “Примерной программе по физической культуре для вузов”, снижении на 4-м курсе. Показателей высокого и очень высокого уровней развития психических и личностных качеств, также определяющих психофизи ческую готовность специалистов, больше у студентов, занимающихся по новой технологии. Так, высокого уровня психической устойчивости достигли на 4% больше студентов, чем занимающиеся по действующей “Примерной программе по физической культуре”, а очень высокого – на 1%; интеллектуального развития – соответственно на 2 и 1%; профессионально важных черт характера – на 2 и 2%.
Следует отметить, что до настоящего времени отсутствует единая трактовка обобщенного показателя ППФГ и алгоритма его определения, не определены единые параметры – иерархические уровни значений таких интегральных показателей, как физическая подготовленность, физиологический статус, функциональная устойчивость, психический статус.
Комплексный контроль за количественной и качественной оценками физического состояния студентов требует, чтобы в ходе учебного процесса осуществлялся постоянный мониторинг различных показателей, и в первую очередь оценивающих физическую и психическую работоспособность, функциональное состояние. Целесообраз но в технологию преподавания физической культуры включить нормативную часть, связанную с оценкой результатов физической подготовленности студентов, дифференцированную по годам обучения (курсам).
Новый подход к разработке технологии преподавания физической культуры в высших учебных заведениях будет содействовать подготовке специалистов народного хозяйства ХХI века.

Список литературы
С.Ю. Тюленьков, доктор педагогических наук, профессор. С.Н. Зуев, Л.М. Крылова, доктора педагогических наук, доценты. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. Технология преподавания физической культуры в вузах