Актуальные вопросы подготовки к егэ

Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ С 2007-2008 уч.г. гимназия вплотную приступила к работе по подготовке участников образовательного процесса к ЕГЭ. Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие: информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (состояние готовности – “настрой”, внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ следующие: организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ; мониторинг качества; психологическая подготовка к ЕГЭ. Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога и учителей-предметников (годовой план подготовки школы к ЕГЭ опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2006-2007 уч.г.). В данной статье мы предлагаем рассмотреть возможные пути решения обозначенных вопросов.^ Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам ЕГЭВ информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.^ Содержание информационной работы с педагогами. 1) Информирование учителей на производственных совещаниях о:- нормативно-правовых документах по ЕГЭ;- о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области;2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;- творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы);- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся);- психологические особенности 11-классников.3) Педагогический совет « ЕГЭ и гимназическое образование».4) Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ.^ Содержание информационной работы с учащимися.1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:- правила поведения на экзамене; – правила заполнения бланков;- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.5) В кабинетах:- папка с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);- стенд с пособиями по ЕГЭ.^ Содержание информационной работы с родителями учащихся1) Родительские собрания:- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ (декабрь).- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).^ Мониторинг качества образованияОсобое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Напомним определения “мониторинг” и “мониторинг качества образования”. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по: И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева). Мониторинг качества образования – “следящая” и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по: А.И. Субетто). Мониторинг качества образования – комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования (по: В.И. Воротилов, В.А. Исаев).Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности:- посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь;- включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ;- широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.^ Психологическая подготовка к ЕГЭПсихологическая подготовка учащихся может осуществляться в форме спецкурса (или элективного курса). Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.^ Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.Педагог-психолог может проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).