–PAGE_BREAK–· бюджетные кредиты юридическим лицам;
· субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
· кредиты иностранным государствам;
· средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция — средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия — средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:
а) Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
б) Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
· финансирование промышленного производства;
· финансирование социально-культурных мероприятий;
· финансирование науки;
· финансирование обороны;
· содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
· расходы по внешнеэкономической деятельности;
· создание резервных фондов;
· расходы по обслуживанию государственного долга;
· прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:
· заработная плата;
· начисления на заработную плату;
· канцелярские и хозяйственные расходы;
· командировки и служебные разъезды;
· стипендии;
· расходы на питание;
· приобретение медикаментов и перевязочных средств;
· приобретение оборудования и инвентаря;
· приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
· государственные капитальные вложения;
· капитальный ремонт;
· содержание сооружений благоустройства;
· геологоразведочные работы;
· проектирование;
· государственная дотация;
· операционные расходы;
· платежи по ссудам;
· возмещение разницы в ценах;
· прочие расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:
– расходы республиканского бюджета;
– расходы бюджетов членов федерации;
– расходы местных бюджетов.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.
№
п/п
Статьи расходов государственного бюджета 2007г.
Сумма, млн. руб.
% от «всего»
1
Межбюджетные трансферты
1844346,5
33,76
2
Национальная оборона
822035,9
15,05
3
Общегосударственные вопросы
808196,5
14,79
4
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
662867,2
12,13
5
Национальная экономика
497229,5
9,1
6
Образование
277939,3
5,09
7
Социальная политика
215565,8
3,95
8
Здравоохраанение и спорт
206373,5
3,78
9
Культура, кинематография и
средства массовой информации
67804,7
1,24
10
Жилищно — коммунальное хозяйство
53024,5
0,97
11
Охрана окружающей среды
8096,5
0,15
Всего
5463479,9
100
Бюджетный дефицит и профицит и способы его финансирования
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Государственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо ( от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным – при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.
Если расходы больше доходов бюджета, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:
§ фактический – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства;
§ структурный – разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели бы место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска или полной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действием дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
§ циклический – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловой активности.
Разграничение структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности проводимой фискальной политики.
При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, в БК РФ на 2007г. устанавливается предельное значение дефицита федерального бюджета — он не может превышать 2% ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году и не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Государство имеет несколько источников покрытия своего дефицита. К ним относятся:
а) выпуск новых денег (монетизация) или эмиссионный способ финансирования — осуществляется в форме эмиссии наличных денег, предоставлении кредитов центральным банком государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки платежей государства за приобретенные товары и услуги. В целом монетизация дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление инфляционных процессов.
б) Займы (внутренние или внешние) или неэмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита. Вследствие чего возникнет государственный долг — долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, накопившиеся в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние). Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.
продолжение
–PAGE_BREAK–