Технология проблемного обучения

Содержание.
1. Введение.
2. Теоретические основы проблемного                обучения. 
3. Правила постановки учебнойпроблемы.
4. Система методов проблемного обучения.
5.Структура проблемного урока.
А) Методмонологического изложения.
Б) Методырассуждающего изложения.
В) Методдиалогического изложения.
Г) Методэвристических заданий.
Д) Методисследовательских заданий.
Е) Методпрограммированных заданий.
6. Выводы.
 
 
Введение.
Взависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и непроблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, ихтворческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение неможет быть не проблемным.
Уяснениесущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли вобучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новыевозможности для теоретического объяснения пути активизациюучебно-познавательной деятельности учащихся.
Принциппроблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержанииизучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельностиучащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя запроцессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоитсодержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения,овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будетсистематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что беззнаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания — это искусство,искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания,побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
Теоретическиеосновы проблемного обучения. 
Задачейнаших школ является формирование гармонически развитой личности.
Важнейшийпоказатель всесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровнямыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию т творческихспособностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то есть такоеобучение при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развитиямышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работупо формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своихучеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение являетсяпроблемным.
Большинствосовременных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебногопроцесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют ввидуэффективное использование тех приемов и методов обучения которые известны изтрадиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемногообучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановкупознавательных задач.
Обучениеучащихся готовым приемам умственной деятельности — это путь достижения обычнойактивности, а не творчской.
Цельактивизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельныммыслительным опирациям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системеумственных действий для решения не стериотипных задач. Эта активностьзаключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая,конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию.Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенныхзнаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний неможет дать ни учетель, ни крига, она ищется и находится учеником поставленным всоответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.
Умственныйпоиск — сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемнойситуации,  поблемы. Но не всякий поисксвязан с возникновением проблемы? Если учитеоль дает задание ученикам, указав,как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.
Подлиннаяактивизация учащихся характеризуется самостоятельны поиском не воообще, апоиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической,технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественногоотображения, он превращается в проблемное учение.
Основноерезличие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах:они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.
Цельпоблемного типа обучения не только усвоение результатов науцчного познания,системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов,формирования познавыательной самодеятельности ученика и развития его творческихспособностей.
Цельтрадиционного типа обучения — усвоение результатов научного познания,вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений инавыков.
Воснове организации учителем объяснительно-илюстративного обучения имеет принциппередачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели поцессапроблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельностиученика, то есть принцип открытия им выводов накки, способов действия, изобретенияновых предметов или способов приложения знаний к практике.
Припроблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел внеобходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий,систематичски создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы иорганизует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельночть, так чтона основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения,формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Врезультате у учеащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий,навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Проблемноепреподавание — деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций,изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностьюучащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так ипутем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.
Проблемноеучение — это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний испособов деятельности путем восприятия объяснения учителя   в условиях проблемной ситуации,самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решениепо средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, атакже путем проверки правильности решения.
Проблемнаяситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае,когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процессдействительности не может достичь цели известным ему способом действие этопобуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательнойдеятельности.
Онаобуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Психологическойнаукой установлена определенная последовательность этапов продуктивнойпознавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемнаяситуация  ®проблема ®поискспособов ее решения ®решениепроблемы.
Полыйцикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решенияпроблемы имеет несколько этапов
    — возникновение проблемной ситуации,
— осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
— нахождение способа решения путем догадки или выдвижения               предположений и обоснованиегипотезы,       
— доказательство гипотезы,
— проверка правильности решения проблем.
Общиефункции проблемного обучения:
— усвоение учениками системы знаний и способов умственнойпрактической деятельности;
— развитие познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;  
— формирование диалектико-материалистического мышленияшкольников (как основы).
Крометого проблемное обучение имеет специальные функции:
— воспитание навыков творческого усвоения знаний(применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
— воспитание навыков творческого применения знаний(применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебныепроблемы;
  — формированиеи накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научногоисследования, решение практических проблем и художественного отображениядействительности).
Мыслительнаядеятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя долженбыть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же времяпосильным для самостоятельного нахождения ответа.
Проблемнаязадача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описаниенекоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условиезадачи и указание на неизвестное которое должно быть раскрыто на основании этихусловий.
Какпоказали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогическойпрактики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первыйтип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способырешения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, датьобъяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второйтип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостьюиспользовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третийтип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеетсяпротиворечие между теоретически возможным путем решения задачи и практическойнеосуществимости выбранного способа.
Четвертыйтип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия междупрактически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием уучащихся знаний для теоретического обоснования.
Теоретические основы проблемного обучения.
Первыйспособ — побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельностьучеников и проводит к активному усвоению новых знаний.
Второйспособ — использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполненииучащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходенаблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает припопытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практическойцели.
Третийспособ — расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поискпутей практического решения. Примером может служить любая исследовательскаяработа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.
Четвертыйспособ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности,поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиямиоб этих фактах.
Пятыйспособ выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытнаяпроверка.
Шестойспособ — побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результатекоторых возникает проблемная ситуация.
Седьмойспособ — побуждения учащихся к предворительному обобщению новых фактов.Учащинся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся вновом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельноеобобщение.
Восьмойспособ — ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы необъяснимыйхарактер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.
Девятыйспособ — организация межпредметных связей.ю. Часто материал учебного предметане обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторенияпройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данныенаук имеющие связь с изучаемым материалом.
Десятыйспособ — варьированные задачи, переформулировка вопроса.
Правилапостановки учебной проблемы.
Процесспостановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических илингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.
Учитель,зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения,может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом онучитывает следующее:
а)алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении новыхтрудных проблемных задач;
б)решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия достаточных зананийпроблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, чтопрактически одалимы не учебные проблемы — для этого надо иметь больше знаний;
в)постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечиваетвозможность творческой работы при повторении пройденного материала;
г)ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановкиперед слабыми учащимися для самостоятельного решения.
Системаметодов проблемного обучения.
Системаобщих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н.Скаткиным и И.Я. Лернером):
1) Объяснительноиллюстративный;
2) Репродуктивный;
3) Проблемноеизложение;
4) Частично-поисковый;
5) Исследовательскийметод.
Системабинарных методов — информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и другиеметоды преподавания и такие методы учения как слушание чтения учебникаупражнения и так далее.
Системаметодов проблемного обучения представляющая собой органическое сочетание общихи бинарных методов.
Вцелом можно говорить о  шестидидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общихметодах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем итри вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
1) монологическом;
2) рассуждающем;
3) диалогическом;
4) эвристическом;
5) исследовательском;
6) методепрограммированных заданий.
Методмонологического изложения.
Примонологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов,дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемнойситуации форма изложения — рассказ, лекция.
Методырассуждающего изложения.
Первыйвариант — создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал,делает выводы и обобщения.
Второйвариант — излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, тоесть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построениясуждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.
Методдиалогического изложения.                               
Представляетдиалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но спомощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемывыдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихсяприсуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения.Основы формы преподавания — поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий.
Сутьэвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила итому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимисяпод руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода являетсясочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Методисследовательских заданий.
Организуетсяучителем путем постановки перед учащимися теоретических и практическихисследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Учениксовершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятияи нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могутбыть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы снаселением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Методпрограммированных заданий.
Этометод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленныхдидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.
Бинарныеметоды обучения.
Методы преподавания
Методы учения
а) сообщающий
а) исполнительный
б) объяснительный
б) репродуктивный
в) инструктивный
в) практический
г) объяснительно-побуждающий
г) частично-поисковый
д) побуждающий
д) поисковый
Сообщающийметод преподавания представляет систему приемовобеспечивающих сообщение учителем фактов или выводов без достаточного ихобъяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительныйметод учения представляет собой сочетание приемов,характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу, используяранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя,заучивание изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа иосмысления.
 Объяснительный метод состоит изсистемы приемов, включающих сообщения и обобщения учителем фактов данной науки,их описание и объяснения.
Репродуктивныйметод учения — система таких приёмов, как слушание иосмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовыхзадач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоениетеоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебногоматериала.
Инструктивныйметод преподавания. Учитель инструктирует учащихся,что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организациипрактической деятельности учащихся.
Практическийметод учения предполагает практические и физическиеучащихся как основной вид деятельности. Такой метод является сочетаниемприемов:
а)обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или ихобработки с целью совершенствования, видоизменения.
б)деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием,рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающийметод преподавания представляетсобой сочетание приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельнымдействиям поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем,а частично дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий длясамостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковыйметод учения является сочетаниемвосприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковойдеятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всехэтапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всегоявляется слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решенияпроблем.
Побуждающимметодом преподавания называется деятельность учителя,которая  побуждает активную умственнуюдеятельность ученика.
Поисковыйметод учения представляет умственные действия поформулировке проблемы и нахождения пути ее решения.Œ
Структурапроблемного урока.
Структураурока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логикуанализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающиев процессе функционирования объекта.
Структурными элементами  проблемного урока:
1) актуализацияпрежних знаний учащихся;
2) усвоениеновых знаний и способов действия;
3) формированиеумений и навыков.
Этаструктура отражает основные этапы учения и этапы организации современногоурока.
Посколькупоказателем проблемности урока является наличие в его структуре этаповпоисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю частьструктуры проблемного урока:
1) возникновениепроблемных ситуаций и постановка проблемы;
2) выдвижениепредположений и обоснования гипотезы;
3) доказательствогипотезы;
4) проверкаправильности решения проблемы.
Структурапроблемного урока представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементовпроцесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебнойдеятельностью ученика.
Выводы.
Ознакомившись с работами Махмутова,Матюшкона и других, мы пришли к выводу, что на данном этапе развитиячеловечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучениеформирует гармонически развитую творческую личность способную логическимыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способнуюсистематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу,саморазвитию и само коррекции.
Постоянная постановка передребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» передпроблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческойличностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будетболее защищен от стрессов.
Литература.
  1) Максимова В.Н. Проблемный подход кобучению в школе
                              Методическоепособие по спецкурсу   Л.1973.
2)Махмутов М.И. Организация проблемного обучения      
                              М. Педагогика1977.
3) МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении
                              М. Педагогика1972.
4)Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики
                              М. Педагогика1980.