Договор международных перевозок

Курсоваяработа
По теме
ДОГОВОРМЕЖДУНАРОДЫХ ПЕРЕВОЗОК

Содержание:
Введение
Глава1. Понятие международных перевозок грузов и пассажиров
1.1Понятие международных перевозок
1.2Нормативно – правовые основы регулирования организации международных перевозок
Глава2. Договор в различных видах международных перевозок грузов,пассажиров и багажа
2.1Международные железнодорожные перевозки
2.2Международные морские перевозки
2.3Международные воздушные перевозки
2.4Международные автомобильные перевозки
Заключение
Литература

Введение
Транспорт — одна изважнейших составных частей материальной базы экономико-правовой отрасли, ониграет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, таккак, осуществляя перевозки грузов и пассажиров в соответствии с потребностямипроизводства и обеспечивает тем самым нормальное функционирование и развитиевсех его отраслей, регионов и предприятий.
Продажа транспортныхуслуг или их покупка на мировом рынке означает участие транспорта в операцияхневидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслейнародного хозяйства продукция транспорта не имеет вещественной формы, номатериальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваютсяматериальные средства. В последнее время в связи с развитием интеграционныхпроцессов во всем мире, в связи с укреплением экономических и торговыхотношений все большее значение приобретает и развитие международных перевозок исоответственно вопросы их правового регулирования. Таким образом, актуальностьданной темы является очевидной.
Объектом исследованияявляется перевозка грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта.
Предмет исследования — система международных перевозок.
Целью исследованияявляется рассмотрение на основании доступного нормативного и теоретическогоматериала особенностей перевозки грузов и пассажиров различными видамитранспорта в международном частном праве. Для достижения поставленной целипредлагается решить следующие задачи:
— изучить понятие инормативно – правовые основы международных перевозок грузов, пассажиров ибагажа;
— изучить виды договоровмеждународных перевозок грузов, пассажиров и багажа.

Глава 1. Понятие международных перевозок грузов и пассажиров
 
1.1 Понятие международных перевозок
Под международнойперевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и болеегосударствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этимигосударствами международными соглашениями.
Особенность международныхтранспортных отношений состоит в наличии иностранного элемента: перевозкавыполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения,составляющему суть транспортной деятельности.[1]
Перевозки грузов ипассажиров осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морскимтранспортом.
1.2 Нормативно – правовые основы регулирования организациимеждународных перевозок
В настоящее времяосновным источником правового регулирования международных перевозок грузов,пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из нихохватывают все или несколько видов транспорта. Например, таковой являетсяКонвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Обычно такие соглашениясодержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приемагруза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика,процедуру предъявления к перевозчику претензий.
Помимо международныхсоглашений в процессе регулирования международных перевозок большая рольпринадлежит внутригосударственным актам. В Российской Федерации это Гражданскийкодекс, Воздушный кодекс 1997 г., Кодекс торгового мореплавания 1999 г.,Транспортный устав железных дорог Российской Федерации 1998 г., Кодексвнутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.        Наиболеераспространенными коллизионными привязками в области транспортных перевозокявляются:
1) закон места отправкитовара. В соответствии со ст. 285 Конвенции о международном частном праве(Кодекс Бустаманте 1928 г.) порядок фрахтования морского и воздушного суднарегулируется законом места отправки товара;
2) закон места причиненияущерба. Так, Закон Румынии применительно к регулированию отношениймеждународного частного права 1992 г. определяет, что ущерб, причиненныйвоздушным судном на поверхности, регулируется законом того государства, натерритории которого такой ущерб был причинен (ст. 144);
3) личный законперевозчика. Согласно польскому Закону о международном частном праве 1965 г.,если стороны не имеют места нахождения или места жительства в одном и том жегосударстве и не произвели выбора права, то применяется к обязательствам издоговора перевозки право государства, в котором в момент заключения договораимел место нахождения перевозчик.
Правовая регламентациямеждународных перевозок тесно связана с деятельностью международныхорганизаций.
Международныетранспортные организации возникли в конце XIX в. Они разрабатывают проектыконвенций, унифицированных правил и технических регламентов. Для рассмотрения ипринятия конвенций международные организации созывают дипломатические или иныеконференции.
Международныетранспортные организации создаются по видам транспорта. Наиболеемногочисленными являются организации в области водного транспорта (ихнасчитывается более 100). Из числа межправительственных организаций,безусловно, самой авторитетной является Международная морская организации(ИМО), созданная в 1949 г. Одна из ее основных целей — поощрение устранениядискриминационных мер и излишних ограничений со стороны правительств,затрагивающих международное торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговлямогла без дискриминации пользоваться услугами судоходства. В рамках даннойорганизации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров иих багажа морем 1974 г. (.дополнена в ноябре 1976 г.), Международная конвенцияпо облегчению международного морского судоходства 1965 г. (в дальнейшемнеоднократно дополнена) и др,
В 1905 г. образованаБалтийская и международная морская организация (БИМКО). Основная задача этойнеправительственной организации заключается в подготовке и пересмотре проформпартеров и другой транспортной документации; издание типовых форм перевозочныхдокументов для использования судовладельцами, а также типовых форм перевозочныхдокументов, рекомендованных родственным организациям или согласоаанных спредставителями заинтересованных сторон.
Полезную работу поунификации транспортной документации осуществляют Международный морской комитет(ММК), Международная палата судоходства (МГТС), Ассоциация латиноамериканских.судовладельцев (АЛАМАР), Международная ассоциация независимых владельцевтанкеров (ИНТЕРТАНКО) и др.
Международные организациипо железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных организаций.Многие из них являются региональными и занимаются узким кругом проблем.Например, в 1969 г. учреждена Восточно-Африканская железнодорожная корпорация.Она занимается координацией перевозок грузов и пассажиров железнодорожнымтранспортом. В 1975 г. создана Европейская конференция по пассажирским тарифам (ЕПК).Целью организации является определение практических мер по проведению единойтарифной политики, что должно способствовать дальнейшему развитию международныхпассажирских перевозок. ЕПК выполняет функции тарифного союза в рамкахотдельных железнодорожных сообщений.
В 1950 г. созданЕвропейский союз по железнодорожным перевозкам западноевропейских стран.Основная цель Союза — представление и защита в международных организацияхинтересов европейских железнодорожных администраций во взаимоотношениях с другимимеждународными транспортными союзами и с национальными транспортными иэкономическими администрациями, связанными с перевозками в международномсообщении грузов и пассажиров, а также организация и осуществлениемеждународных железнодорожных перевозок в пределах транспортной сети стран — членов Союза.
Среди международныхорганизаций по воздушному транспорту наиболее авторитетной являетсяМеждународная организация гражданской авиации (ИКАО). Она создана в 1944 г. какспециализированное учреждение ООН. Одна из целей ИКАО — предотвращениеэкономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией. В рамках ИКАОразработан и принят ряд конвенций по регламентации международных воздушныхперевозок, например Монреальская конвенция для унификации некоторых правилмеждународных воздушных перевозок (май 1999 г.).
Из региональныхорганизаций отметим Арабский совет гражданской авиации (создан в 1967 г.),Ассоциацию африканских авиакомпаний (1968 г.), Ассоциацию авиакомпанийЕвропейского сообщества (1980 г.), Ассоциацию дальневосточных авиакомпаний(1966 г.). Основная цель этих организаций — выработка рекомендаций поунифицированию коммерческо-правовой документации относительно перевозок грузов,пассажиров и их багажа.
В настоящее времяфункционирует небольшое число международных организаций по автомобильномутранспорту и автодорогам. Так, в 1948 г. создана Международная автодорожнаяфедерация, в 1904 г. — Международная автомобильная федерация, и 1957 г. — Международный союз водителей грузовиков дальнего следования и соответствующихтранспортных средств. Эти организации занимаются унификацией транспортнойдокументации, правил дорожного движения, стандартизации систем взыскания занарушение правил перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Глава 2. Договор в различных видах международных перевозокгрузов, пассажиров и багажа
 
2.1 Международные железнодорожные перевозки
По сравнению с другимивидами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества.Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовыеперевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеетбольшую дальность и относительно высокую скорость перевозок. В-третьих,перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозоки высокую безопасность доставки грузов.[2]
Одним из основныхдоговоров по регламентации железнодорожных перевозок является Соглашение омеждународных перевозках (КОТИФ) 1980 г. учредившее Организацию международногожелезнодорожного транспорта. В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставкигрузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузов большойскоростью 400 км, а для грузов малой скоростью — 300 км в сутки.
Соглашение 1980 г.определяет предельный размер ответственности железных дорог в случаенесохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ — «специальных правахзаимствования» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк на 1 кг веса брутто).
Российская Федерация неявляется участницей Соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980г., но его положения, связанные с ним инструкции и другие нормативные актыприменяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и изэтих стран в Россию.[3]
Российская Федерацияявляется участницей Соглашения о международном железнодорожном сообщении (СМГС)1951 г. (пересмотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международноесообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании, Болгарии,Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда других стран.
В соответствии со ст. 7Соглашения перевозка грузов оформляется накладной, состоящей из трех листов:оригинал накладной; лист выдачи груза; лист уведомления о прибытии груза.Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при предъявленииих к перевозке, например золота, серебра и платины, а также изделий из них;драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй, Железнаядорога не обязана проверять правильность и достаточность документов,приложенных отправителем к накладной. При неправильном, неполном и неточномуказании в накладной сведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф впятикратном размере провозной платы. В случае перегруза вагона сверх егомаксимальной грузоподъемности отправитель выплачивает штраф в пятикратномразмере провозной платы.
Соглашение определяетсроки доставки грузов большой скоростью и малой скоростью. Эти сроки удлиняютсяна время задержки для выполнения таможенных и других правил; перерыва всообщении, происшедшего не по вине железной дороги и временно препятствующееначалу или продолжению перевозки; задержки, происшедшей в результате изменениядоговора перевозки,
По прибытии груза настанцию назначения железная дорога обязана выдать груз, оригинал накладной илист уведомления о прибытии груза получателю.
Железная дорога должнасоставить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза онапроизводит проверку состояния груза, его массы или количества мест и если приэтом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы,отсутствие накладной и т. д.
Раздел IV Соглашенияопределяет порядок изменения договора перевозки. Право изменения договораперевозки принадлежит отправителю и получателю.
Соглашение (разд. V)подробно определяет виды и формы ответственности железных дорог. Железнаядорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМ ГС, ответственна за выполнениедоговора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станциюназначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке грузвместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает насебя возникающие по нему обязательства.
Железная дорогаответственна за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствиеполной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижениякачества груза по другим причинам за время с момента принятия груза к перевозкедо выдачи его на станции назначения.
Железная дорогаосвобождается от ответственности за полную или частичную утрату груза,уменьшение массы, повреждение, порчу или снижение по другим причинам качествагруза, если они, например, произошли: а) вследствие обстоятельств, которыежелезная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело;б) вследствие ненадлежащего качества груза при его приемке к перевозке настанции отправления или вследствие особых естественных свойств груза, вызвавшихего самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т. д; в) по винеотправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзявозложить вину на железную дорогу.
Соглашение подробнорегламентирует порядок и размеры возмещения за просрочку в доставке груза,снижения качества груза, а также при полной или частичной утрате груза (ст.25-27). Выплата сумм возмещений и штрафов производится в валюте той страны,железная дорога которой производит выплату этих сумм.
В Российской Федерацииэкономические, правовые и организационные основы деятельности железнодорожноготранспорта определяет Федеральный закон «О федеральном железнодорожномтранспорте» 1995 г.
В соответствии со ст. 18этого Закона организация перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа вмеждународном железнодорожном и прямом международном смешанном сообщениях,развитие международных транспортных связей и внешнеэкономическая деятельностьосуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожноготранспорта. Перевозки грузов в прямом международном смешанном сообщениипроизводятся на основании соответствующих международных договоров РФ.
Ответственностьпредприятий железнодорожного транспорта за неисполнение, ненадлежащее илинесвоевременное исполнение обязательств по перевозке пассажиров, хранению иперевозке грузов, грузобагажа и багажа в международном сообщении определяется всоответствии с международными договорами РФ (ст. 20).
2.2 Международные морские перевозки
Важной организационнойформой морских перевозок в настоящее время является линейное судоходство.Характерным признаком линии является постоянство оборота судов. Линейноесудоходство главным образом обслуживает потребность международной торговли врегулярной перевозке товаров, поставляемых небольшими партиями.
Морские линииподразделяются на три группы: а) односторонние, эксплуатируемые судовладельцемодной страны; б) совместные или смешанные, обслуживаемые судовладельцами обычнодвух стран; в) конференциальные, функционирующие в рамках линейных конференций.[4]
В линейном судоходствеморской транспорт является основным средством перевозки внешнеторговых грузов.Такие перевозки осуществляются на основании заключенных грузоотправителями иперевозчиками договоров на фрахтование судна. По договору перевозчик(фрахтовщик) обязуется перевезти вверенный ему отправителем (фрахтователем)груз в порт назначения и выдать грузополучателю, а отправитель (фрахтователь)обязуется уплатить за морскую перевозку груза установленную плату — фрахт. Вдоговоре обозначены порты погрузки и выгрузки, порядок информации о приходе иуходе судна, порядок исчисления сталийного времени, т. е. максимальноговремени, в течение которого судно находится под погрузкой и выгрузкой, а такжеобязательства сторон в случае нарушения сталийного времени.
В практике мореплаванияприменяются два основных вида договора перевозки груза:
— договор фрахтованиясудна, или чартер, применяемый при перевозке грузов вне регулярных линий на такназываемых трамповых судах;
— договор перевозки насудне регулярной линии предусматривает сдачу отправителем груза перевозчикурегулярной линии и получением от него коносамента на этот груз.
Чартер являетсядокументом, удостоверяющим наличие и содержание договора фрахтования,заключаемого между фрахтовщиком или фрахтователем, и рассчитан на перевозкукрупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартерупредоставляется все судно, часть или определенное его помещение.
В настоящее времясуществует несколько проформ чартеров: рейсовый чартер, букингнот, тайм-чартер,димайз-чартер и т. д., которые определяют взаимоотношения сторон (фрахтовщика ифрахтователя, перевозчика и грузовладельца) при перевозке грузов вмеждународном торговом мореплавании.
В зависимости отсложившихся условий перевозки различных родов грузов и отдельных направленийприменяются определенные формы стандартных чартеров. В международном торговоммореплавании обычно используются типовые формы чартеров, разработанные,одобренные либо рекомендованные Балтийской и международной морской организацией(БИМКО), Международной палатой судоходства (МПС), национальными палатами судоходстваВеликобритании, Японии, России и других стран. Разумеется, содержание чартеровсущественно отличается, но в любом случае в них отражаются такие вопросы, какнаименование судовладельца и фрахтователя; название и краткая характеристикасудна и груза; сталийное время; порт и время погрузки; канцелирование, демереджи т. д.
Согласно ст. 120 КТМ РФ1999 г. чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указаниена ряд и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза,наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон вчартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписываетсяперевозчиком и фрахтователем или их представителями.
Коносамент — расписка, выдаваемая судовладельцем(капитаном судна или агентом транспортного предприятия) грузоотправителю,которая удостоверяет принятие груза к перевозке.[5] Коносамент являетсятоварораспорядительным документом и оформляется в нескольких экземплярах(обычно не меньше трех), являющихся оригиналами; одновременно составляетсянеобходимое количество копий, которые не имеют юридической силы, но необходимыдля учета.
Коносамент может бытьподписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанныйкапитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имениперевозчика. Подпись может быть сделана от руки, напечатана в виде факсимиле,перфорирована, поставлена с помощью штампа, в виде символов или с помощью любыхиных механических или электронных средств.
По способу обозначениялица, имеющего право требовать выдачи груза, коносаменты бывают именными,ордерными и предъявительскими. При морских перевозках грузов применяютсяэкспортные, каботажные, прямые сквозные), слушанные, линейные, чартерные,служебные, долевые коносаменты.[6] В свою очередь, сквозныеконосаменты подразделяются на три типа: а) морской сквозной коносамент; б)обычный сквозной коносамент; в) коносамент на смешанную перевозку.[7]
Размер фрахта, взимаемогоза перевозку грузов на судах регулярных линий, определяется договорнымиусловиями в соглашениях об установлении таких линий.
Международная перевозкагрузов морем осуществляется на основе договора. Договор морской перевозки можетбыть заключен с условием предоставления для этого всего судна, его части илиопределенных судовых помещений (чартер) либо без такого условия. Перевозчикомсчитается лицо, заключившее договор морской перевозки груза с отправителем илис фрахтователем, или от имени которого такой договор заключен. При этомфрахтователем является лицо, заключившее договор морской перевозки под условием(чартер), а отправителем — лицо, которое заключило такой договор без каких-либоусловий, а также любое лицо, сдавшее груз перевозчику от своего имени[8].
Договор морской перевозкизаключается в письменной форме, причем наличие и содержание договора могутподтверждаться и другими письменными доказательствами — чартером, коносаментоми т.д. Перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морскихперевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации такихопераций.[9] В таких случаях перевозкаконкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морскойперевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора. В марте1978 г. в Гамбурге принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов. Всеположения Конвенции носят императивный характер. Она применяется ко всемдоговорам морской перевозки между двумя различными государствами, если: а) портпогрузки или разгрузки, предусмотренные в договоре морской перевозки, находятсяв одном из государств — участников Конвенции, или б) один из опционных портовразгрузки, предусмотренных в договоре морской перевозки, является фактическимпортом разгрузки и такой порт находится в одном из государств — участниковКонвенции, или в) коносамент или другой документ, подтверждающий договорморской перевозки, выдан в одном из договаривающихся государств, или г)коносамент или другой документ, подтверждающий договор морской перевозки,предусматривает, что договор должен регулироваться положениями Конвенции илизаконодательством любого государства — участника Конвенции.
Положения Конвенции 1978г. применяются независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика,фактического перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя или любого другогозаинтересованного лица. Конвенция подробно регламентирует вопросыответственности перевозчика и грузоотправителя. Причем ответственностьперевозчика основана на принципе презюмируемой вины. Это означает, что, какправило, бремя доказывания возлагается на перевозчика. Однако в определенныхслучаях положения Конвенции изменяют это правило.
Согласно ст. 4 Конвенцииответственность перевозчика за груз охватывает период, в течение которого грузнаходится в ведении перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в портуразгрузки. Он несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты илиповреждения груза, а также задержки в сдаче, если только перевозчик не докажет,что он, его служащие или агенты приняли все меры, которые могли разумнотребоваться, чтобы избежать таких обстоятельств и их последствий. Перевозчиктакже несет ответственность за утрату или повреждение груза или задержку всдаче, вызванные пожаром, если последний возник по вине перевозчика, егослужащих или агентов.
Под понятие утратыподпадают все случаи непередачи получателю груза безотносительно к ее причинам(гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача неуправомоченному лицуи т.п.).
Под повреждением грузапонимается как его порча, т.е. изменение его свойств, ведущее к полному иличастичному обесценению груза, так и нарушение целостности предметов,составляющих груз.
Для наступленияимущественной ответственности фрахтовщика между его противоправными действиями/бездействием/ и не сохранности принятого к перевозке груза должна бытьпричинно- следственная связь.
С этой точки зрениявесьма показательно решение Морской арбитражной комиссии от 16 апреля 1973 г. по иску организации «Алимпорт» к Балтийскому морскому пароходству о взыскании 12917,98 расч.дол. Как установила МАК, ущерб, причиненный несохранностьюперевозимого картофеля, слагался из того, что 0,324 % картофеля сгнило; 25,987проросло; 3,916 было заражено насекомыми и 3,550 % имело механическиеповреждения. Укладка ящиков с картофелем была произведена с нарушениемсуществующих требований, что затрудняло вентиляцию. МАК признала перевозчикавиновным в том, что определенное количество картофеля сгнило и проросло, и вэтой части удовлетворило всех. Требование о возмещении ущерба от заражениякартофеля насекомыми МАК не удовлетворила по тем основаниям, что судно былоосмотрено в порту погрузки Госинспекцией по карантину и при этом никакихпризнаков насекомых не было обнаружено. Что касается механических поврежденийкартофеля, то МАК, отказывая в этой части иска, указала, что ущерб, причиненныйтакими повреждениями, не может быть поставлен перевозчику в вину, так какящики, в которых перевозился картофель, не были повреждены.[10]
В отношении живыхживотных перевозчик не несет ответственности за утрату, повреждение илизадержку в сдаче, являющихся результатом любых особых рисков, присущих этомувиду перевозки. Перевозчик не несет ответственности, кроме общей аварии, в техслучаях, когда утрата, повреждение или задержка в сдаче возникла в результатемер по спасению жизни или разумных мер по спасению имущества на море.
Расчетная единицаявляется единицей «специального права заимствования», как она определенаМеждународным валютным фондом (МВФ). Суммы, указанные выше, переводятся внациональную валюту государства в соответствии со стоимостью этой валюты надату судебного решения или на дату, согласованную сторонами. Стоимость вединицах «специального права заимствования» национальной валюты государства — участника Конвенции, которое является членом МВФ, исчисляется в соответствии сметодом определения стоимости, применяемым МВФ на соответствующую дату для егособственных операций и расчетов. Стоимость в единицах «специального правазаимствования» национальной валюты государства — участника Конвенции, котороене является членом МВФ, исчисляется способом, установленным этим государством.
Грузоотправитель неотвечает за ущерб, понесенный перевозчиком или фактическим перевозчиком, или заповреждение, полученное судном, если только такой ущерб или повреждение непроизошли по вине грузоотправителя, его служащих или агентов. Служащий илиагент грузоотправителя также не несет ответственности за такой ущерб или повреждение,если только ущерб или повреждение не были вызваны виной с его стороны.
В целом для морскогоперевозчика объем и конкретное содержание требований по сохранению груза всвоей значительной части определены в нормативном порядке — общими правилами перевозки,правилами перевозки отдельных видов грузов, другими нормативными актами.
Перевозчик освобождаетсяот ответственности за несохранность груза, возникшую вследствие недостатковтары и упаковки, если:
— такие недостатки немогли быть замечены перевозчиком в ходе приемки груза при проявлении им должнойвнимательности;
— груз в таре прибыл впункт назначения без следов повреждения в пути.
Если на таре прибывшего впорт назначения груза будут следы ее повреждения в пути, т.е. есть основанияполагать, что несохранность груза связана с этим повреждением. Поэтому дляснятия с себя ответственности перевозчик должен будет доказать, что причинойутраты или повреждения груза не является повреждение тары в пути. Наличие вконосаменте отметки о недостатках тары не лишает грузовладельца правапредставлять доказательства в подтверждение того, что утрата или повреждениегруза не связаны с неисправностью тары, равно как при отсутствии такой отметкиперевозчик может приводить доказательства (данные коммерческого акта, экспертизыи др.) того, что утрата или повреждение груза произошли вследствие такихнедостатков тары, которые не могли быть обнаружены при приеме груза кперевозке.
Рассмотрев дело по искупольского страхового и перестраховочного общества «Варта» к Дальневосточномуморскому пароходству о взыскании 11 767,89 расч.дол. МАК установила, чтоперевозчик принял от отправителя жмых в мешках, бывших в употреблении. Однако всертификатах индийской фирмы, наблюдавшей за погрузкой, и в счетах-фактурах,хотя и отмечалось, что груз перевозится в мешках, бывших в употреблении,указывалось также, что они способны выдержать обычную нагрузку в течение всейперевозки до порта назначения. Убедившись в том, что единственной причинойчастичной утраты груза были недостатки тары, которые перевозчик не могобнаружить при приемке груза, МАК вполне обоснованно отказала в иске.[11]
По договору морскойперевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначенияи в случае сдачи пассажиром багажа доставить соответствующие предметы (объекты)туда же. Перевозчик обязуется в пункте назначения выдать этот багажуправомоченному на его получение лицу, а пассажир должен уплатить установленнуюза проезд плату, а при сдаче перевозчику багажа — еще и плату за его провоз.
В качестве перевозчикавыступает лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или отимени которого такой договор заключен, независимо от того, осуществляется липеревозка самим перевозчиком или фактическим перевозчиком, под которымпонимается лицо, являющееся собственником судна или использующее это судно наином законном основании и фактически осуществляющее перевозку пассажира или еечасть. Статус пассажира имеет лицо, перевозка которого осуществляется на суднепо договору морской перевозки пассажира, либо, с согласия перевозчика, лицо,сопровождающее автомашину или животных по договору морской перевозки груза.
Заключение договораморской перевозки пассажира удостоверяется в соответствующей письменной форме — проездным билетом пассажира, иным проездным документом (туристской путевкой,единым билетом на группу пассажиров и др.), а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.[12] В билете для проезда насудах каботажных линий указываются фамилия и инициалы пассажира, его паспортныеданные, в отсутствие паспорта — данные документа, заменяющего его, портыотправления и назначения, дата и время отхода судна, название последнего, номеркаюты и места, стоимость проезда, дата выдачи билета, подпись кассира. Билет напроезд по международной линии оформляется с использованием тех же реквизитов,что и в билете на каботажную поездку, но не только на русском, но и наанглийском языке.
Пассажир вправе до отходасудна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет дляпосадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозкипассажира.
В случае, если онотказался от договора не позднее срока, установленного правилами морскойперевозки пассажиров, утвержденными компетентным органом федеральнойисполнительной власти, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либоотказался от договора до отхода судна по этой же причине или по зависящим отперевозчика обстоятельствам, пассажиру возвращается вся уплаченная им плата запроезд и за провоз багажа.
Вправе отказаться отисполнения договора морской перевозки пассажира и перевозчик. Это может иметьместо при наступлении следующих обстоятельств: военные или иные действия,создающие угрозу захвата судна; блокада пункта отправления или назначениясудна; задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, независящим от сторон договора; привлечение судна для государственных нужд;гибель судна или его захват; признание судна непригодным к плаванию.
При отказе перевозчика отисполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажирувозвращаются все уплаченные им суммы за проезд и провоз багажа; при отказеперевозчика от исполнения договора после начала рейса — часть таких платежей вразмере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка не былаосуществлена. При этом перевозчик, отказавшийся от исполнения договора морскойперевозки пассажира при наступлении приведенных выше обстоятельств, обязан засвой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления иливозместить пассажиру реально понесенные им расходы.
Важнейшим составнымэлементом морской перевозки пассажира является возложение на перевозчикаответственности за смерть пассажира, повреждение его здоровья и за утратубагажа пассажира или его повреждение. Эта ответственность возникает в случаях,когда происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло вовремя перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников илиагентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
Утрата багажа пассажираили повреждение багажа включает в себя ущерб, причиненный тем, что багаж невыдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багажперевозился (должен был перевозиться) в пункт назначения. Обязанностьдоказывания того, что происшествие, в результате которого пассажиру причиненущерб, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размерапричиненного ущерба, возлагается на истца.
Международная перевозкаморем пассажиров и их багажа регламентируется Международной конвенцией обунификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г., Афинскойконвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г., Протоколом к этойконвенции 1976 г. и другими международными договорами.
2.3 Международные воздушные перевозки
В отличие от других видовтранспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимаютпассажиры. Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных,скоропортящихся ценных и других грузов, багажа и почты.
Перед другими видамитранспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным изних относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути,что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров игрузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность иприспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезоннымколебаниям.[13]
Международные воздушныеперевозки регламентируются в основном Конвенцией о Международной гражданскойавиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихсямеждународных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двустороннимидоговорами РФ и национальным законодательством государств.
Согласно ст. 6 Конвенции1944 г. никакие регулярные международные воздушные сообщения не могутосуществляться над территорией или на территорию государств-участников, кромекак по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и всоответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Конвенция 1944 г.выделяет следующие виды воздушных сообщений: регулярные, нерегулярные,каботажные. Для регулярных сообщений установлен разрешительный порядок.Нерегулярные полеты с коммерческими целями также носят разрешительный характер.Каботажные перевозки осуществляются в пределах территории государства.
Конвенция 1944 г. непрепятствует двум или более государствам учреждать авиатранспортные организациисовместной эксплуатации или международные эксплуатационные агентства и объединятьв пул их воздушные сообщения на любых маршрутах и в любых районах (ст. 77).Правовые условия международных перевозок грузов и пассажиров определяютсяВаршавской конвенцией 1929 г. (дополнена Гаагским протоколом 1955 г.).
Договор перевозкиоформляется для пассажиров составлением проездного билета, багажа — багажнойквитанции, груза — авиагрузовой накладной. Каждая накладная должна бытьисполнена в трех оригинальных экземплярах и вручаться вместе с грузом. Первыйэкземпляр предназначен для перевозчика и подписывается грузоотправителем,второй предназначен для грузополучателя, подписывается грузоотправителем исопровождает груз, а третий подписывается перевозчиком и вручаетсягрузоотправителю после приемки груза для перевозки.
В авиагрузовой накладнойдолжны быть включены следующие данные: место и дата составления авиадокумента;место отправки и доставки; согласованные места остановок; фамилия и адресгрузоотправителя; фамилия и адрес первого перевозчика; фамилия и адресгрузополучателя; характер груза; количество мест, метод упаковки, особенностимаркировки или номеров на местах; вес, количество, объем и размеры товара;заявление о том, что перевозка осуществляется по правилам, относящимся кответственности, установленной Конвенцией 1929 г.
Если иное не установленов авиагрузовой накладной, грузоотправитель и грузополучатель имеют следующиеправа: грузоотправитель может распорядиться грузом до его доставкигрузополучателю, если предъявит свою копию авианакладной перевозчику и уплатитвсе соответствующие расходы; может обеспечить от своего имени права, даже еслион действует в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательствпо договору перевозки; грузополучатель вправе требовать, чтобы перевозчикпередал товары и авиагрузовую накладную по прибытии их к месту назначения ивыплате соответствующих сборов, а также выполнении других условий, указанных внакладной; принудительно осуществить права от своего имени, даже действуя винтересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств грузоотправителемпо договору перевозки.
Для большинствамеждународных перевозок (включая отрезки международной перевозки)ответственность за утрату, повреждение или задержку багажа ограничиваетсясуммой приблизительно 9,07 долл. США за фунт (20 долл. США за 1 кг)зарегистрированного багажа и 400 долл. США за незарегистрированный багажкаждого пассажира.
Повышенная ценностьбагажа может быть заявлена на определенные виды предметов (например, хрупкие,ценные и скоропортящиеся предметы).[14]
В мае 1999 г. принятаМонреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушныхперевозок. Конвенция вступит в силу, когда 30 государств ратифицируют ее. В нейуточнены: понятие воздушных перевозок, обязанности сторон, пределыответственности в СПЗ, юрисдикция по разрешению споров и т. д. Монреальскаяконвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа илигруза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Онаприменяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредствомвоздушного судна авиатранспортным предприятиям.
В соответствии со ст. 1Конвенции международной перевозкой называется всякая перевозка, при которойместо отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нетперерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двухгосударств-участников, либо на территории одного и того жегосударства-участника.
При перевозке грузавыдается авиагрузовая накладная. Вместо авиагрузовой накладной могутиспользоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящейперевозке (например, квитанция на груз).
Согласно ст. 18 Конвенцииперевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери илиповреждения груза, только при условии, что событие, ставшее причиной такоговреда, произошло во время воздушной перевозки. Перевозчик несет ответственностьза вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров,багажа или груза.
В случае вреда,причиненного при перевозке лиц в результате задержки при воздушной перевозкепассажиров, ответственность перевозчика в отношении каждого пассажираограничивается суммой 4150 единиц СПЗ.
При перевозке багажаответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения илизадержки ограничивается суммой 1000 единиц СПЗ в отношении каждого пассажира.При перевозке груза ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери,повреждения или задержки ограничивается суммой 17 единиц СПЗ за килограмм.
Вопросам международныхвоздушных перевозок посвящена гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации1997 г. (ВК РФ). Согласно ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант,который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа,грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.
Международной воздушнойперевозкой считается воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пунктназначения расположены: а) соответственно на территориях двух государств; б) натерритории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки натерритории другого государства.
По договору воздушнойперевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителемгруз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу(грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку.
Договор воздушнойперевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушнойперевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией,грузовой или почтовой накладной.
В ст. 107 ВК РФ подробноперечисляются основания прекращения по инициативе перевозчика действия договоравоздушной перевозки пассажира и договора воздушной перегрузки груза. Вчастности, эти договоры могут быть прекращены в случае нарушения пассажиром,грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иныхустановленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушнойперевозки, при международных воздушных перевозках также правилами,определенными соответствующими органами государства вылета, назначения илитранзита. Основанием для прекращения договорной воздушной перевозки пассажираявляется наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузезапрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
В свою очередь, пассажирвоздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этомперевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна.
Перевозчик несетответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке,установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а такжедоговором воздушной перевозки пассажира, груза или почты,
В случае нарушениядоговора воздушной перевозки по требованию пассажира, грузоотправителя илигрузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документовперевозчик обязан составить коммерческий акт. Последним удостоверяютсяобстоятельства, которые могут служить основанием для имущественнойответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.
В случае повреждения(порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющееправо на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчикууведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получениябагажа и не позднее чем через 14 дней со дня получения груза.
В случае просрочкидоставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня содня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на егополучение.
При утрате багажа, грузаили почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцевсо дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когдавоздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушнойперевозки.
За вред, причиненныйжизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушнойперевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере,предусмотренном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотреномеждународным договором РФ.
Вопросы регламентациимеждународных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ.Например, в Соглашении между правительствами РФ и Киргизской Республики овоздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г.указывается, что коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов иперевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях, будут решаться подоговоренности между назначенными авиапредприятиями и представляться наутверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любойдоговорной линии должны устанавливаться на разумном уровне, с учетом всехсоответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль итарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута.
2.4 Международные автомобильные перевозки
При осуществлениивнешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенныепреимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов«от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может бытьорганизована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется вменьших объемах или не требуется вовсе). Автомобильный транспорт обеспечиваетвысокую валютную эффективность перевозок.[15]
Основными договорами,регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются Конвенция одоговоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Конвенция одорожном движении 1971 г., Таможенная конвенция о международной перевозкегрузов с применением книжки МДП 1975 г., Европейское соглашение о международнойдорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.
Конвенция КДПГпредусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен бытьподтвержден накладной на перевозку груза. Она должна выдаваться в трехэкземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Первый экземплярвыдается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий остается уперевозчика. Накладная на перевозку груза является доказательством заключениядоговора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком (ст. 9).
Отправитель имеет правораспоряжаться товарами, в частности, потребовать от перевозчика приостановитьтранзит, изменить место назначения товаров или передать их лицу, иному, чемуказано в накладной.
Перевозчик несетответственность за полную или частичную утрату товаров и за ущерб, причиненныйим как с момента принятия товара к перевозке, так и до момента их доставки.Однако перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, ущерб илизадержка в доставке возникли в результате: а) неправомерных действий илинебрежности истца; б) указаний истца, которые не связаны с неправомернымидействиями или небрежностью перевозчика; в) недостатками товаров,обусловленными специфическими свойствами; г) обстоятельствами, которыхперевозчик не мог избежать и последствия которых он не мог предотвратить (ст.17).
Предел ответственностиавтотранспортных предприятий ограничен установленным Конвенцией КДПГ максимумом25 золотых швейцарских франков (10,64 долл. США) за килограмм недостающего весабрутто, если грузоотправителем не объявлена стоимость груза.
Конвенция КДПГ содержитперечень специальных рисков, которые освобождают перевозчика отответственности. Например, к ним относится использование открытых (безбрезентовой крыши) грузовиков, когда использование было прямо согласовано иоговорено в накладной на груз (ст. 17). В данном случае бремя доказывания лежитна перевозчике.
Срок исковой давности поКонвенции КДПГ составляет один год. При умышленном причинении вреда, котороеприравнивается к умышленному деликту, исковая давность составляет три года. Всоответствии со ст. 32 Конвенции этот срок начинает течь: а) в случае частичнойутраты, повреждения или задержки доставки с даты доставки; б) в случае полнойгибели — с 13-го дня после истечения согласованного срока или, еслиограничительный срок не установлен, с 60-го дня от даты принятия товаровперевозчиком; в) во всех других случаях—по истечении 3 месяцев после заключениядоговора.
Если перевозчиковнесколько, истец должен известить того, которому он намерен предъявить иск.Требования, срок исковой давности по которым истек, не могут быть предъявлены ввиде встречного иска или возражения.
В октябре 1997 г.государства — члены СНГ заключили Конвенцию о международных автомобильныхперевозках пассажиров и багажа. Действие этой Конвенции распространяется наперевозчиков государств-участников, выполняющих перевозку пассажиров и багажа вмеждународном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации и имеетдля них обязательную силу. Конвенция определяет порядок организациимеждународных перевозок, страхования грузов и пассажиров, пограничный итаможенный контроль.
В Конвенции закрепленыколлизионные нормы, которые указывают, право какого государства должно бытьприменено для урегулирования отношений с иностранным элементом, а именно законместа нахождения государственного органа, закон страны следования, закон суда,закон места причинения вреда и др.
Проблемы правовогорегулирования международных автомобильных перевозок в общей форме затрагиваютсяв двусторонних договорах РФ с иностранными государствами. Так, на основеСоглашения между правительствами РФ и ФРГ о международном автомобильномсообщении 1993 г. осуществляются автомобильные перевозки пассажиров и грузовмежду обеими странами и транзитом по их территориям по дорогам, открытым длямеждународного автомобильного сообщения, автотранспортными средствами,зарегистрированными в РФ или в ФРГ, Перевозка грузов между обеими странами илитранзитом по их территориям грузовыми автомобилями с прицепами требуютразрешения компетентных органов обоих государств.
На каждую перевозкугрузов требуется отдельное разрешение, дающее право на совершение одного рейсатуда и обратно. Перевозки грузов должны осуществляться по накладным, по формесоответствующим общепринятому международному образцу. Перевозки могутвыполняться только перевозчиками, которые согласно внутреннему законодательствусвоей страны допущены к осуществлению международных перевозок.
Перевозчику неразрешается осуществлять перевозки пассажиров и грузов между двумя пунктами,расположенными на территории договаривающейся стороны.
На основании ст. 5Соглашения между РФ и Ираном о международном автомобильном сообщении 1992 г.перевозчики обеих стран имеют право осуществлять без разрешений перевозкиэкспортно-импортных грузов между Россией и Ираном.
Перевозки грузовтранзитом по территории другой договаривающейся стороны, а также из трех странна территорию другой договаривающейся стороны и с территории другойдоговаривающейся стороны в третьи страны будут осуществляться на основеразрешений, выдаваемых компетентными органами России и Ирана.
Разрешений не требуетсяна перевозки автотранспортными средствами следующих грузов: а) выставочныхгрузов; б) спортивных грузов для проведения спортивных соревнований; в) телумерших; г) почты; д) поврежденных автотранспортных средств; е) личногодомашнего имущества при переселении; ж) грузов, предназначенных длягуманитарной помощи.
При выполнении перевозокперевозчики обязаны заранее застраховать автотранспортное средство всоответствии с установленным порядком страхования гражданской ответственности.
Федеральный закон РФ «Огосударственном контроле за осуществлением международных автомобильныхперевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» от 9 июля 1998г. определяет правовые, основы мер по усилению государственного контроля засоблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок натерритории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащимикак российским, так и иностранным перевозчикам.
Международнаяавтомобильная перевозка — перевозка транспортным средством грузов илипассажиров за пределы территории РФ или на ее территорию, а также транзитомчерез территорию РФ. К такой перевозке относится проезд груженого илинегруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, стерритории РФ на территорию иностранного государства и обратно, либо натерриторию РФ транзитом через территорию иностранного государства, либо стерритории одного иностранного государства на территорию другого иностранногогосударства транзитом через территорию РФ, а также проезд груженого средства,принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию РФ и обратно, либотранзитом через ее территорию.
Допуск российского перевозчикак осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляют органыРоссийской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ.
Международныеавтомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФосуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многостороннимиразрешениями. Порядок выдачи разрешений определяется Правительством РФ.
Запрещаются перевозкигрузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностраннымперевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию РФ, междупунктами, расположенными на территории РФ.

Заключение
Под международнойперевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и болеегосударствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этимигосударствами международными соглашениями.
В настоящее времяосновным источником правового регулирования международных перевозок грузов,пассажиров и их багажа являются международные соглашения. Многие из нихохватывают все или несколько видов транспорта. Например, таковой являетсяКонвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Помимо международныхсоглашений в процессе регулирования международных перевозок большая рольпринадлежит внутригосударственным актам. В Российской Федерации это Гражданскийкодекс, Воздушный кодекс 1997 г., Кодекс торгового мореплавания 1999 г.,Транспортный устав железных дорог Российской Федерации 1998 г., Кодексвнутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.
По сравнению с другимивидами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества.Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовыеперевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеетбольшую дальность и относительно высокую скорость перевозок. В-третьих,перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозоки высокую безопасность доставки грузов.
Важной организационнойформой морских перевозок в настоящее время является линейное судоходство.
В линейном судоходствеморской транспорт является основным средством перевозки внешнеторговых грузов.Такие перевозки осуществляются на основании заключенных грузоотправителями иперевозчиками договоров на фрахтование судна. По договору перевозчик(фрахтовщик) обязуется перевезти вверенный ему отправителем (фрахтователем)груз в порт назначения и выдать грузополучателю, а отправитель (фрахтователь)обязуется уплатить за морскую перевозку груза установленную плату — фрахт. Вдоговоре обозначены порты погрузки и выгрузки, порядок информации о приходе иуходе судна, порядок исчисления сталийного времени, т. е. максимальноговремени, в течение которого судно находится под погрузкой и выгрузкой, а такжеобязательства сторон в случае нарушения сталийного времени.
В отличие от других видовтранспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимаютпассажиры. Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных,скоропортящихся ценных и других грузов, багажа и почты.
Перед другими видамитранспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным изних относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути,что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров игрузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность иприспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезоннымколебаниям.
Международные воздушныеперевозки регламентируются в основном Конвенцией о Международной гражданскойавиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихсямеждународных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двустороннимидоговорами РФ и национальным законодательством государств.
Автомобильный транспортимеет определенные преимущества перед другими видами транспорта приосуществлении внешнеторговых перевозок: маневренность, доставка грузов «отдвери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может бытьорганизована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется вменьших объемах или не требуется вовсе).
Основными договорами,регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются Конвенция одоговоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Конвенция одорожном движении 1971 г., Таможенная конвенция о международной перевозкегрузов с применением книжки МДП 1975 г., Европейское соглашение о международнойдорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.

Литература
Нормативные и нормативно – правовые акты
1.   Гражданскийкодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
2.   Воздушный кодексРФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ
3.   Кодекс торговогомореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ
4.   Кодексвнутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Научная и учебная литература
1.   Богуславский М.М.Международное частное право: Учебник. — 3-е изд., пере-раб. и доп. – М.:Юристъ, 1999.
2.   Баринова И.И.Комментарий судебной и арбитражной практики по морским делам. М.:Транспорт.1988.
3.   Волосов М.Е.Правовое регулирование морского торгового судоходства: Учебное пособие. — М.:ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002
4.   Воздушныеперевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации, судебная практика,образцы доказательств / Авт.-сост. Б. П. Елисеев. М., 2001.
5.   Дмитриев Г.Международное частное право: учебник. – М., 2006.
6.   Звеков В. П.Международное частное право. Курс лекций. М., 1999.
7.   Карбанович И. И,Международные автомобильные перевозки. Минск, 1999.
8.   Осипова Л.В.,Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
9.   Садиков О. И.Правовое регулирование международных перевозок М., 1981.
10. Свидерстый В. В.Виды коносаментов / Торговое мореплавание и морское право. М., 1986.
11. Транспорт повнешней торговле СССР. М., 1977.
12. Тетлей В.Претензии и иски при перевозке грузов морем. М., 1983.
13. «Международнаяперевозка грузов. Нормативная база. Морские,Железнодорожные и автомобильные перевозки. Таможенное оформление груза.», Москва, 1996 г.
14. ЗабелинВ.Г. Фрахтовые операции во внешней торговле: Учебное пособие. – М.:РосКонсульт, 2000.- 256 с.
15. Савин В.И.Перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. — М.:Издательство «Дело И Сервис», 2002.