Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основымуниципального управления ЖКХ
1.1 Общие проблемы управления иреформирования ЖКК
1.2 Государственная политикареформирования ЖКК
1.3 Задачи органов местногосамоуправления по реформированию ЖКК
Глава 2. Управление ЖКХ вмуниципальном образовании г.Воткинска
2.1 Общая характеристика состоянияЖКХ г.Воткинска
2.2 Основные направления развития ЖКХг.Воткинска
Заключение
Список использованных источников илитературы
Приложения
жилищное коммунальноехозяйство
Введение
Актуальность рассмотрения темы курсовой работы«Реформа ЖКХ на муниципальном уровне (на примере МО «г.Воткинск»)» состоит втом, что без преувеличения можно сказать, что жилищно-коммунальное хозяйствоявляется одной из важнейших сфер жизнедеятельности каждого человека. Каждыйдень, знает об этом человек или нет, его «житие-бытие» регулируется нормамижилищного законодательства. И от того, какие это нормы, каково их наполнение исодержание, в значительной степени зависит его жизнь.
С сожалением приходится констатировать, чтогосударство долгое время было в долгу у общества не только за свою строительнуюполитику, но и за отсутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивойсистемы жилищного законодательства.
До 1 марта 2005 г., т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), законодательство,регулирующее жилищные отношения, характеризовалось бессистемностью и большимколичеством нормативных актов (акты приняты в разное время, на разном уровне — от инструкций до федеральных законов). Системные кодифицированные акты (Основыжилищного законодательства Союза ССР и союзных республик[1]и Жилищный кодекс РСФСР[2]) были приняты более 20лет назад. Очевидно, что социально-экономические условия в стране настолькосильно изменились, что в 90-е гг. прошлого столетия и в начале XXI в. Основыфактически не действовали, а ЖК РСФСР применялся в той степени, в которой непротиворечил законам, принятым позже. Гражданский кодекс Российской Федерации(далее — ГК РФ)[3] урегулировал отношения,связанные и с правом собственности на жилые помещения, и с договором наймажилого помещения. Однако в целом жилищное законодательство до 1 марта 2005 г. не было упорядочено.
Названные обстоятельства позволяют утверждать, что вРоссийской Федерации давно назрела необходимость новой (второй) кодификациижилищного законодательства, которая наконец-таки упорядочила бы регулированиежилищных отношений.
Новый ЖК РФ был принят Государственной Думой 22декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г., опубликован в «Российской газете» 12 января 2005 г.[4] и, как уже указывалось,вступил в силу с 1 марта 2005 г.
Объектом исследования курсовой работы служатобщественные отношения, в центре которых находится такой специфический объект,как жилое помещение.
Предметисследования — управление жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК).
Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформыЖКХ на муниципальном уровне.
При написании курсовой работы ставились следующиезадачи:
— проанализировать литературные источники и действующеезаконодательство по исследуемому вопросу,
— рассмотрение общее понятие осуществленияуправления на муниципальном уровне ЖКХ;
— выявить основные положения управления ЖКХ вмуниципальном образовании г.Воткинска.
Информационной основой курсовой работы служатгражданское и жилищное законодательство в РФ.
Теоретической основой курсовой работы являются трудыотечественных авторов, занимающихся проблемами управления жилищно-коммунальнойсферой.
Методологической основой курсовой работы являетсясовокупность методов и средств, используемых в управленческих науках (вчастности — анализ).
Структура курсовой работы состоит из введения, двухглав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава освещает теоретические основыисследуемого вопроса – основы управления ЖКХ на муниципальном уровне.
Вторая глава содержит данные исследования управленияЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска.
Глава1. Теоретические основы муниципального управления ЖКХ
1.1 Общиепроблемы управления и реформирования ЖКК
Уровеньобеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) — один из самыхважных показателей качества жизни на территории муниципального образования.Управление жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенциипоселений.[5] На муниципальные районывозложены межпоселенческие функции: организация электро- и газоснабжения вграницах муниципального района, содержание и строительство автомобильных дорогобщего пользования между населенными пунктами муниципального района ссоответствующими инженерными сооружениями, организация утилизации и переработкибытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения иоказание ритуальных услуг.
Важнейшимаспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличиемконкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги,которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами,развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, атакже условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКК.
Насовременном этапе развития с учетом потенциала отдельных подотраслей ЖКК,типологии предоставляемых частных и общественных услуг, степени конкурентныхотношений, наличия различных форм собственности на имущество, особенностейэкономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать вкачестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющиеразличные системы управления и принципы их реформирования.
Всостав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетьюэксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммунальныйкомплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений(электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородскоекоммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывози переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств).
Реформированиеи технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособностипредоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, болеесовершенных организационно-экономических и информационных методов управления,принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени вжилищно-коммунальной сфере.
Однаковнедрение эффективных форм и методов управления осложняется специфическимиособенностями трансформации собственности, экономических отношений ихозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, усугубляемымисоциально-экономической ситуацией в различных регионах.
Кризисноесостояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальныхобразований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинамикризиса явились многолетнее недофинансирование и неэффективная тарифнаяполитика, предопределяющие дотационность отрасли, высокие затраты на оказаниеуслуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижениязатрат, а у получателей ЖКУ — возможности влиять на их количество и качество,неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокаястепень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и другихресурсов.[6]
Возникновениеи нарастание технологических и финансовых проблем ЖКК было связано также с тем,что до начала массовой приватизации в России основная часть объектов ЖККнаходилась на балансе промышленных и других предприятий и финансировалась потитулам соответствующих отраслевых министерств и ведомств. В ходе приватизацииэти объекты были переданы в муниципальную собственность, как правило, в крайнезапущенном техническом состоянии и без должной финансовой компенсации расходовна их содержание и ремонт.[7] Во избежание полногокраха систем жизнеобеспечения поселений муниципалитеты были вынуждены взять насвой баланс ветхий и аварийный жилищный фонд, изношенные трубопроводы,устаревшие котельные и насосные станции и т.д. без проведения полной техническойинвентаризации основных фондов ЖКК, вследствие чего муниципальные органы неимеют достоверной информации о фактическом уровне их износа. Недостаточностьгосударственных централизованных финансовых средств на модернизацию и ремонтпереданных муниципалитетам изношенных основных фондов не позволила устранитьаварийность в системах жизнеобеспечения, особенно в тепло- и водоснабжении.Финансовый кризис и банкротство градообразующих предприятий поставили многиегорода и поселения с моноструктурным характером экономики в сложныесоциально-экономические условия. В результате начал нарастать объемзадолженности местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных предприятийперед ресурсоснабжающими организациями.
Наличиев ЖКК сложных взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг,обусловленных как схемой технологического взаимодействия, так и возникающимипри этом противоречиями между экономической природой производства услуг исоциальным характером их потребления, подчеркивает специфику управления ЖКК. Сточки зрения социальной значимости, ЖКК призван создавать необходимые условиядля комфортного и безопасного проживания граждан, а с экономической, являясьсферой деятельности с постоянным потребительским спросом на рынкежилищно-коммунальных услуг, он обладает значительным потенциалом для развитиячастного бизнеса.
Приэтом важно выделить три взаимосвязанных аспекта управления в сфере ЖКК,включающих доступность приобретения и эксплуатации жилья, повышение качестважилищно-коммунального обслуживания, а также преобразованиежилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на принципахсамоокупаемости услуг и привлечения частного бизнеса, которые действуют вусловиях регулируемого органами управления рынка услуг ЖКК с учетомсоциально-экономических условий и регламентов, обеспечивающих стандарты условийпроживания для населения, а также социальной ответственности бизнеса.
Организационно-экономическиймеханизм реформирования ЖКК предусматривает совокупность взаимосвязанныхкомпонентов, обеспечивающих достижение конечных целей управления, переход отнормативно-тарифного регулирования коммунальных услуг к оплате фактическипотребленных, разработку схем взаимодействия органов власти, хозяйствующихсубъектов и потребителей при предоставлении услуг, изменение системыфинансирования с ориентацией на оплату потребителями услуг по их реальнойстоимости, рациональное сочетание источников финансирования, создание условийдля деятельности частных управляющих организаций.[8]
1.2 Государственнаяполитика реформирования ЖКК
Важнейшейтенденцией нынешнего этапа явилась нарастающая роль государства в формированиижилищно-коммунальной политики и принятии пакета законов о доступном жилье имодернизации коммунальной инфраструктуры. Проблема обеспечения населениядоступным жильем приобрела федеральное значение и привела к созданиюнационального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданамРоссии».
Вступлениев силу Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Оконцессионных соглашениях» и «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» открывает перспективы для развитияконкурентных отношений и привлечения в отрасль бизнес-структур на основегосударственно-частного партнерства; крупные управляющие компании переходят откраткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и расширяют масштаб своейдеятельности, охватывая все большее количество регионов и муниципальныхобразований. Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию вкоммунальный комплекс должно обеспечиваться при преимущественном сохранениирегиональной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру.Особенно это касается систем тепло- и водоснабжения, где за счетресурсосберегающих мероприятий может быть достигнут серьезный экономическийэффект. Привлечение инвестиций предусматривает в основном переход с бюджетнойна заемную и концессионную основу инвестирования отраслей ЖКК с частичнымбюджетным софинансированием. Комплекс основных задач по реформированиюжилищно-коммунального комплекса включает:[9]
— повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг на основе институциональныхпреобразований и развития рыночных отношений, включающих реструктуризациюорганов управления в сфере жилищно-коммунального обслуживания; системноепостроение договорных отношений и повышение эффективности конкурентныхпринципов, привлечение частного бизнеса, акционирование предприятий ЖКК,развитие института профессиональных управляющих жилищным фондом, формированиемеханизма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схемсамоуправления жителей в жилищной сфере;
— обеспечение финансового оздоровления ЖКК на основе повышения эффективностииспользования бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихсяграждан в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунальногообслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного финансирования, атакже увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКК;
— регулирование деятельности коммунального комплекса с целью консолидациитеплоэнергетических активов в муниципальном образовании и проведения органамимуниципального управления единой политики по обеспечению его устойчивогофункционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизациисетей, сооружений и оборудования и повышение на этой основе ресурснойэффективности производства и качества услуг.
Финансовоеоздоровление предприятий ЖКК базируется на проведении инвентаризации,реструктуризации и ликвидации накопившейся многолетней задолженности. Безрешения этой первоочередной задачи другие мероприятия не дадут положительногоэффекта.
Предусматриваетсяпереход на полную оплату всеми категориями потребителей затрат на содержание иремонт жилья и на предоставление коммунальных услуг. Вместо дотированияпредприятий ЖКК введена система адресных жилищных субсидий, зачисляемых наперсонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый показательдля получения жилищных субсидий — доля расходов на оплату жилищно-коммунальныхуслуг в совокупном доходе семьи. Федеральным стандартом эта доля установлена вразмере 22%, однако субъекты РФ могут понижать ее для отдельных категорийдомохозяйств за счет использования средств местных бюджетов.
Разделениефункций собственника, управляющего жилищным фондом и обслуживающих организацийна основе договорных отношений между ними позволит демонополизировать системууправления многоквартирными домами, их обслуживания и ремонта, обеспечитьзамену административных отношений в данной сфере рыночными, создатьконкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда ипредпосылки для повышения качества ЖКУ.
Изменениетарифной политики включает в себя введение государственного регулированиятарифов на услуги естественных монополий (электроэнергию и природный газ) иежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ наквадратный метр жилой площади дифференцированно по субъектам РФ. На все видыЖКУ должны быть установлены экономически обоснованные тарифы, обеспечивающиепокрытие текущих затрат эксплуатирующих организаций и включение инвестиционнойсоставляющей на цели модернизации и реконструкции объектов. При этом должныбыть созданы эффективные механизмы целевого использования собственных средствпредприятий, и в первую очередь амортизационных отчислений на цели модернизациии ремонта.
Приусловии установления экономически обоснованных тарифов на оплату ЖКУ содержаниежилищного фонда и систем инженерного обеспечения поселений становитсяпотенциально привлекательным для частных инвесторов.
Особоважным и серьезным шагом в реформировании жилищно-коммунального комплексаявляется передача управления многоквартирными домами с разным наборомсобственников от муниципальных органов к собственникам помещений. При этомсобственники на общем собрании обязаны самостоятельно выбрать способ управлениямногоквартирным домом и управляющую организацию и нести полную ответственностьза текущее содержание и ремонт домовладения.
Вэтих условиях необходимо обеспечить прозрачность управления, предполагающуюгласность и открытость процессов функционирования и развития ЖКК, включаятарифную политику, структуру и объемы работ (услуг), включаемые в тарифы ицены, а также участие общественных организаций и иных объединенийсобственников, нанимателей жилья в принятии решений и контроле их выполненияпри управлении многоквартирными жилыми домами на основе пообъектного планированиядоходов и расходов, а также ресурсосбережения в масштабах конкретного здания.[10]
Впроцессе реформирования ЖКК возрастают требования к осознанию целей и задачконкурентной политики общественностью, субъектами рыночной деятельности иорганами местного самоуправления. При этом должна быть обеспечена защитаконкуренции, построенная на убеждении и информировании населения какпотребителя услуг.
Важнейшимэлементом повышения эффективности управления муниципальным ЖКК являетсяобеспечение общественного надзора не только со стороны собственников жилья иконтролирующих организаций, но и с участием саморегулируемых организаций всфере ЖКК, что позволит бизнесу выработать и принять критерии, которым долженсоответствовать хозяйствующий субъект для участия в жилищно-коммунальнойдеятельности (заказчик, инвестор, управляющая организация, подрядчик и т.д.),разработать и принять правила и стандарты такой деятельности, повысить ответственностьсубъектов рынка жилищно-коммунальных услуг перед потребителями путем выработкимеханизмов коллективной ответственности за эксплуатацию жилищного фонда ипредоставление коммунальных услуг.
1.3 Задачиорганов местного самоуправления по реформированию ЖКК
Реализацияположений Жилищного кодекса РФ существенно повлияет на деятельность органовместного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного выполненияхозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволитсущественно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий. В тоже время в условиях реформирования ЖКК перед органами местного самоуправленияставится ряд новых задач, перечень которых представлен на рис. 2.
Вкаждом муниципальном образовании должна быть разработана собственнаяэкономически и социально обоснованная программа реформированияжилищно-коммунального комплекса, учитывающая местную специфику, направленная наосуществление перехода на систему договорных отношений между органами местногосамоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, управляющимиорганизациями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, создание конкурентнойсреды в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации, а также системыконцессионных соглашений по передаче в управление частному бизнесу системинженерного обеспечения населенных пунктов. На этой основе должно бытьобеспечено существенное повышение качества предоставления ЖКУ.
Всистеме управления муниципальных администраций имеются структурныеподразделения, отвечающие за вопросы ЖКК. Важно их укреплять, осуществлятьпереподготовку специалистов применительно к новой экономической иуправленческой ситуации в сфере ЖКК, обучать их работе с населением,немуниципальными управляющими и эксплуатирующими организациями.
Глава 2. Управление ЖКХ в муниципальном образовании г.Воткинска2.1 Общая характеристика состояния ЖКХ г.Воткинска
Основные мероприятия,проводимые в области жилищно-коммунального хозяйства г.Воткинска, за последниегоды были направлены на реализацию главной задачи — бесперебойное обеспечениенаселения и организаций жилищно-коммунальными услугами в соответствии состандартами.
Вобласти водоснабжения – МУП «Водоканал» в 2005 году выполнены ремонтные работна сумму 4,5 млн. руб. – это почти в 2 раза больше, чем в 2004 году. Сделан капитальныйремонт фильтра в цехе очистных сооружений водозабора. Заменено почти 2тыс.метров сетей водопровода, заменен резервный кабель от насосной станции 1-гоподъема до станции 2–го подъема.
Начатыработы по строительству 2-й очереди водозабора: подготовлена техническаядокументация и разработан проект станции по обеззараживанию питьевой воды. Наэти цели из республиканского бюджета направлено 3 млн.рублей.
В рамках городскойцелевой программы «Обеспечение населения г. Воткинска питьевой водой на период2004 – 2010 г.» выполнены работы по строительству водопроводов по ул.Сиреневая, Заречная, Зеленая и в жилом районе «Сельхозхимия». Общаяпротяженность сетей почти 2 тыс. метров на сумму 1,8 млн.руб., в том числе изгородского бюджета – 300 тыс.руб.
Вобласти теплоснабжения – в 2005 году МУП «Коммунальные тепловые сети» обеспечилиподачу тепла для населения и организаций в полном объеме. Для бесперебойной работытеплосетей выполнены работы на сумму 8 млн. руб. Своевременно подготовлены котопительному сезону ЦТП и котельные. Произведена замена и частичный ремонттрубопроводов отопления и горячего водоснабжения протяженностью более 12 км. Подключены к системе горячего водоснабжения жилые дома по ул. Рабочая, 2, 4, ул. Кварсинская,1, 5, ул. Достоевского, 117.
Вобласти электроснабжения — МУП «Воткинские городские электросети» дляобеспечения стабильности работы выполнили капитальный ремонт объектов энергоснабженияна общую сумму 6,3 млн. рублей – это почти в 2,5 раза больше, чем в 2004 году.
Произведенареконструкция кабельных линий протяженностью более 3-х километров общей стоимостью2,5 млн. руб.
Дляснижения затрат на наружное освещение на магистральных улицах города проводятсяработы по замене ламп на более экономичные, ежегодный годовой эффект составит 76тыс. руб.
Засчет средств найма и задолженности прошлых лет по статье «капремонт»предприятиями ЖКХ выполнены работы по капитальному ремонту жилого фонда насумму 7,5 млн.рублей, это составляет 108,5% от запланированных работ на год, на14 млн.руб. проведен текущий ремонт.
К сожалению, на развитиикоммунального хозяйства отрицательно сказываются долги населения. С должникамивелась активная работа. За прошедший год направлено 353 судебных исков, из них рассмотренои удовлетворено 268 исков, возмещено 1,4 млн. рублей (за 2004 год – 735,0 тыс.рублей).
В 2005году предприятия ЖКХ пополнили свой автопарк на сумму 3 млн.рублей – это в 4раза больше, чем в 2004 году. Была приобретена фреза для ямочного ремонта,рециклер для приготовления асфальтовой смеси, два мусоровоза, кран,гидроподъемник и другая техника.
Основные показателисостояния сферы жилищно-коммунального хозяйства г. Воткинска представлены вприложении 1, 2.
Характеристикафинансового состояния предприятия ЖКХ города представлено в таблице 1.
Таблица № 1Финансовоесостояние предприятий ЖКХ г.ВоткинскаПоказатели Ед. изм. 2004 год 2005 год Выручка от реализации работ (услуг) Тыс.руб. 432062 520588
Финансовый результат (+ прибыль),
(- убыток) Тыс.руб. 11331 47170 Дебиторская задолженность, всего: Тыс.руб. 129800 136368 Кредиторская задолженность Тыс.руб. 132200 116840 Стоимость услуг ЖКХ на 1 км.м. общей площади в месяц Руб. 18 21,70 Собираемость платежей % 92,3 91,3
Основнойпроблемой финансового состояния предприятий ЖКХ является задолженностьнаселения за потребленные коммунальные услуги, которая по состоянию на01.01.2006 составляет более 54 млн.рублей. Одной из важнейших задач в областиЖКХ является вывод из кризисного состояния предприятия «Благоустройство», вотношении которого сейчас проводится процедура банкротства.
Объемсоциальной помощи (льготы, субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг длянаселения в городе составляет (таблица 2):
Таблица№ 2Объем социальной помощи (льготы, субсидии) по оплате жилья и коммунальныхуслуг г.ВоткинскаПоказатели Ед. изм. 2004 год 2005 год Количество семей, получающих субсидии Кол-во 5649 5446 Субсидии: — предоставлено Тыс.руб. 44444 30945 — профинансировано Тыс.руб.
59984[11] 29174 Льготы по ФЗ: — предоставлено Тыс.руб. 28378 42171 -профинансировано Тыс.руб. 20680
62477[12]
Уменьшение количествасемей, получающих субсидии в 2005 году по сравнению с 2004 годом произошло в связис изменением методики расчета согласно Постановлению Правительства РФ от30.08.2004г. № 444.
В 2004 — 2005 г. в рамках реализации республиканской целевой программы «Жилище» были выделены финансовыесредства в сумме 5181 тыс. рублей для представления жилищных займов наприобретение и строительство жилья 2.2 Основные направления развития ЖКХ г.Воткинска
Основными целями развитияи реформирования жилищно-коммунального хозяйства г.Воткинска являются:
-повышение эффективности,устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных системжизнеобеспечения населения;
— привлечение инвестицийв жилищно-коммунальный комплекс;
-улучшение качества услугс одновременным снижением нерациональных затрат;
-адресная социальная защита малообеспеченных слоев населенияпри оплате жилья и коммунальных услуг.
Для достижения этих целейв 2009-2010 годах будут решаться следующие задачи:
1. Принятие мер пофинансовому оздоровлению предприятий ЖКХ:
— разработка действенныхмер по снижению и постепенной ликвидации кредиторской задолженности предприятийжилищно-коммунального хозяйства,
— принятие мер посокращению дебиторской задолженности, в том числе задолженности населения,реализация мероприятий по повышению ответственности потребителей засвоевременную оплату коммунальных услуг;
— обеспечениедостаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальныхуслуг;
— оптимизация издержекпроизводства с целью недопущения роста уровня оплаты ЖКУ в доле собственныхрасходов граждан в совокупном доходе граждан;
— повышениеинвестиционной привлекательности отрасли.
2. Формирование рыночныхмеханизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства, совершенствованиесистемы управления:
— взаимодействие стовариществами собственников жилья города Воткинска для совершенствованияработы по обслуживанию жилья;
— в целяхсовершенствования управления жилищным фондом, создание конкурентной среды всфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, размещение заказа наобслуживание жилищного фонда на конкурсной основе;
3. Реконструкция имодернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальногообразования.
В области водоснабжения иводоотведения основными направлениями деятельности будут являться:
— развитие водопроводныхсетей в районах индивидуальной застройки;
— замена водовода Д 500 мм по ул. Пролетарская (2,3 км.);
— замена водовода Д 500 мм в пойме реки Вотка (150 м.);
— замена напорногоканализационного коллектора от ГКНС до ОСК Д 500 мм (1532 м.).
В области теплоснабженияи горячего водоснабжения основными направлениями деятельности будут мероприятияпо модернизации системы теплоснабжения города и энергоресурсосбережению:
– реконструкцияэнергетического комплекса теплоснабжения поселка «Нефтяник»;
– монтаж модульныхкотельных в районах «Сельхозхимия», «Молокозавода», на Азинском поселке;
– прокладкациркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения в районе «Южный» — 850 м ;
— замена на ЦТПизношенных водяных секционных подогревателей на пластинчатые,
— установка недостающихприборов учета энергоресурсов на котельных № 1,2,3;
— внедрение частотных преобразователей для насосов горячеговодоснабжения, отопления на ЦТП.
В области благоустройствав целях создания комфортной среды для жителей и гостей города:
— разбивка цветников,поэтапная замена насаждений, представляющих угрозу строениям, здоровью и жизнилюдей, молодой порослью;
— оснащение общественныхмест и остановок общественного транспорта урнами;
— установка общественныхтуалетов с учетом проводимых массовых городских мероприятий, мест массовогопребывания людей (торговые зоны, парки, пляжи и т. п.)
— модернизация наружногоосвещения с использованием энергоэкономичных ламп и устройств, позволяющихувеличить срок освещенности территории без увеличения финансовых затрат;
— обновление паркатехники для механизированного содержания территории города;
— обустройство магистральных улиц тротуарами, объектамидорожного хозяйства для регулирования и повышения безопасности движения;
— решение вопросов посвоевременному вывозу мусора с территорий жилой застройки частного сектора;
— проведение мероприятийпо недопущению вспышек клещевого энцефалита, бешенства бродячих животных;
— изучение и внедрениепередового опыта сбора и вывоза бытовых отходов посредством установкиконтейнеров с разделением категории мусора (пищевые отходы, пластиковая тара,металлическая тара и т.п.)
— привлечение жителейгорода к благоустройству территорий посредством организаций акций, конкурсов ит.п.
При этом потребностьфинансовых средств на восстановление и модернизацию объектов ЖКХ представлена вприложении 3.
Заключение
Принаписании данной курсовой работы ставилось целью рассмотрение реформы ЖКХ намуниципальном уровне. Поставленные цели в работе отображены полностью. Поработе можно сделать следующие выводы:
Жилищноеправо затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста илиимущественного положения. При этом управление муниципальнымжилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений.Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, — поставщики ресурсов,управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местногосамоуправления — должны согласовывать свои действия в целях повышения качестважилищно-коммунального обслуживания.
В ходе исследования действующего законодательства порассматриваемой проблеме было выявлено отсутствие единства правовогорегулирования жилищных отношений, что значительно усложняет осуществлениегосударством последовательной жилищной политики, способствует неопределенностив осуществлении гражданами своих жилищных прав. Кроме того, такое положение создаетпочву для многочисленных злоупотреблений. Принятие нового ЖК РФ во многомурегулировало жилищно-коммунальную сферу, но часть проблем осталась.
Списокиспользованных источников и литературы
Нормативныеакты:
1. Конституция — Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (официальное опубликование — Российская газета от 25 декабря 1993 г.)
2. Федеральный законот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 июня, 12августа, 28 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 2003. N 40.
Учебнаялитература:
1. Атаманчук Т.В. Государственноеуправление: Учебное пособие – М.: Юристь, 2006
2. Быстренко В.И. Государственноеуправление в России. — Новосибирск, 2007.
3. Василенко И.А. Государственное имуниципальное управление: Учебник – 2-е изд, испр.и доп. – М: Гардарики, 2007
4. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основытеории государственного управления: Курс лекций. – Ростов н/Д, 2006
5. Королев С.В. Теория муниципальногоуправления. — М., 2001.
6. Мигиров Р.П. Роль местногосамоуправления в осуществлении социальной политики. — М., 2001.
7. Можаева И.Г., Богинская Е.В.Муниципальное управление: учебник. – М.: Гардарики, 2006
8. Пикулькин А.В. Система государственногоуправления. – М: Юристь. 2006
9. Пономарева Л.Я. Государственное имуниципальное управление – СПб, 2007
10. Проект программы развитиямуниципального образования «г.Воткинск» на 2006 – 2010 годы.
11. Рой О.М. Система государственного имуниципального управления. СПб., 2004.
12. Система муниципального управления:учебник для вузов. – изд-е 3-е, доп.и перераб./Под ред.В.Б.Зотова. – СПб: ООО«Питер Пресс», 2007
13. Уткин Э.А. Государственное имуниципальное управление. – М., 2002
14. Шамхалов Р.И. Теориягосударственного управления. – М: Юристь, 2004
Приложение1
Основные показатели развитияжилищно-коммунального хозяйства г.Воткинска за 2004-2005 годыПоказатели Ед. изм. 2004 год 2005 год Объем жилищно-коммунальных услуг в действующих ценах Млн.руб. 420 508 Реализация теплоэнергии Тыс.Гкал 498,85 530 Реализация электроэнергии Тыс.кВт/час 127869 128652 Отпуск воды водопроводами
Тыс.м3. 8249 8232,3 Пропуск сточных вод
Тыс.м3. 7752 7766,3 Вывоз бытового мусора
Тыс.м3 в год 82,3 82,5 Стоимость основных фондов ЖКХ Млн.руб. 2620,8 1988,9 Износ основных фондов % 19 20 в том числе предприятий ЖКХ % 65 60 Коэффициент фондоотдачи Руб. 0,008 0,007 Муниципальный жилищный фонд
Тыс.м2 1404,12 1400,2 Степень благоустройства жилья: — водоснабжение % 92,1 98,2 — канализация % 97,5 97,6 — тепло % 98 99,0 — газ % 94,1 94,3 -ГВС % 95,6 95,7 Обеспеченность жильем на 1 чел.
М2 18,1 18,2
Приложение2
Использование финансовыхсредств на восстановление и модернизацию объектов ЖКХ г.Воткинска за 2004-2005годы
№
п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения по годам
Общий объем финансирования,
тыс. руб. В том числе:
Бюджет УР
Тыс.руб
Город-ской бюджет
Тыс.руб Привлеченные средства 1. Водоснабжение 1. Строительство наружного водопровода 1.1. ул. М.Горького, Д.Бедного, Красноармейская, пр. Западный 2004 198 198 1.2.
Ул. Зеленая, Заречная, Сиреневая,
р-он Сельхозхимия 2005 1775 1484 291 – 2. Замена ветхих сетей водопровода: ул Урицкого, Шпалозаводская 2005 508 508 2. Водоотведение 1. Замена изношенных участков сетей канализации на пос. Березовка и монтаж нового коллектора канализации на дамбе залива речки Березовка 2004г. 3000 3000 – – 3. Теплоснабжение 1. Монтаж внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения жилых домов: ул.Молодежная, Кунгурцева, Шамшурина, пр.Машиностроителей 2004г. 1695 1695 – – 2. Монтаж наружных трубопроводов системы горячего водоснабжения: ул.Кунгурцева, Шамшурина, Молодежная, Серова, Гилева (всего 25 домов) 2004г. 1415 1415 – – 3. Ремонт и замена ветхих трубопроводов (3 км) 2004г. 3500 – – 3500 4. Модернизация узлов учета тепловой энергии на ЦТП 2004г. 1500 – – 1500 5. Установка узлов учета отпускаемой тепловой энергии (котельные №1,2,3) 2004г. 30 – – 30 6. Монтаж внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения жилых домов ул. Рабочая, Кварсинская (4 дома) 2005г. 401 401 – – 7. Монтаж наружных трубопроводов системы горячего водоснабжения жилых домов ул. Рабочая (2 дома) 2005г. 142 142 – – 8. Замена ветхих водопроводов ул.Юбилейная, Луначарского, пр.Машиностроителей 2005г. 350 – – 350 9. Реконструкция узла учета газа на котельных школ № 2, 18 2005г. 80 – – 80 4. Электроснабжение 1. Монтаж кабельных сетей 2004г. 407 – – 407 2. Текущий ремонт трансформаторных подстанций 2004г. 135 – – 135 3. Реконструкция кабельной линии КЛ 0,4/6 кВ 2005г. 2486 – – 2486 5. Энергоресурсосбережение 1. Замена счетчиков эл.энергии класса точности 2,5 на 2,0 2004г. 2000 – – 2000 2. Замена ламп наружного освещения улиц на более экономичные 2005г. 42 – 42 – 3. Замена счетчиков эл. энергии класса точности 2,5 на 2,0 2005г. 1900 – – 1900
Приложение 3
Потребность финансовыхсредств на восстановление и модернизацию объектов ЖКХ г.Воткинска
№
п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения по годам Общий объем финансирования, тыс.руб В том числе: Бюджет РФ Бюд-жет УР Городской бюджет Привлеченные средства 1. Водоснабжение и водоотведение 1. Замена решеток для механической очитки очистных сточных вод 2009 1000 – – – 1000 2. Замена напорного канализационного коллектора от ГКНС до цеха очистных сооружений канализации 2009 600 600 3. Теплоснабжение 1. Строительство скважины на котельной №3 2009-2010 1006 – – – 1006 6. Замена изношенных водяных секционных подогревателей на пластинчатые 2009-2010 10900 – – – 10900 7. Модернизация оборудования (замена масляных выключателей на вакуумные, замена неизолированных проводов на самонесущие)
2009
2010
500
500 – – –
500
500 5. Энергоресурсосбережение 1. Внедрение частотных преобразователей на насосах водоснабжения, горячего водоснабжения отопления
2009
2010
300
300
–
–
–
–
–
–
3
300
300 2. Замена светильников наружного освещения на более экономичные
2009
2010
730
730
–
–
–
–
–
–
730
730