Ортобиотика – как здоровьесберегающая технология обучения

ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
КАФЕДРА
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Ортобиотика – какздоровьесберегающая технология обучения»
Выполнила:
Студентка группы иУ5-16
Каверина М.В.
Сорокина О.Ю.
Омск 2009

ПОНЯТИЕ ОРТОБИОТИКИ
Ортобиотика (греч., от orthos — правильный, прямой, и bion- жить). Искусство вести правильную жизнь.
Ортобиотика — наука о самосбережении здоровья, разумномобразе жизни. Ортобиотика — новая наука о рациональном образе жизни и труда,гармонизации человека и окружающей природы. Рассматривает рекомендации попрактическому овладению принципами личного ортобиоза, помогающего на протяжениижизни сохранять физическое и душевное здоровье, активную деятельность и радостьмироощущения. Ортобиотика рассматривает вопросы философии оптимизма, жизненногопутеводителя (что такое здоровье), гигиенических правил, формулу и тестывыживаемости, универсальные средства самосбережения, технологию сдерживанияугасания жизни и семью как цитадель ортобиоза.
Из восьми названных устоев жизни долгожителей толькопоследний связан с материальным фактором. Все остальные – психологического инравственного характера. Другими словами, если рассматривать наше здоровье каксложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояниечеловека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.
Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья.Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранениясвоего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ –«радоваться»! Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное длявсех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило,не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется«гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.
Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций ичувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканиюв организме физиологических процессов.
Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость,восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Она может снизить излишнюювозбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.
Общение с природой. Важный фактор, который действуетэмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любогочеловека.
Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мирепрофессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль.Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой клюдям, проявление уважения и деликатности. Это умение брать лучшее, что есть вдуховности других людей.
Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненногооптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.
Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – этоорганизация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессепрофессиональной деятельности, основными элементами которой являются:
личная организованность в соблюдении ортобиоза;
рациональное распределение рабочего времени;
рациональное оборудование рабочего места;
профессиональное выполнение своих функций.
Самоконтроль и саморегуляция – это бесценные инструменты,с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Разнообразен кругполезных привычек. Прежде всего, они связаны с соблюдением личной гигиены,гигиены труда и отдыха. Например, в одно и то же время ложиться спать ивставать, ежедневно делать утреннюю физзарядку, принимать водные процедуры,соблюдать режим питания в течение дня, сложные профессиональные задачи решатьна «свежую голову».
Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознаниесамоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения.Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но недолжна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личнуюжизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностьюсвои способности.
Основные принципы психологии здоровья, сформулированныеизвестным врачом Николаем Михайловичем Амосовым:
1. В большинстве болезней виноваты не природа и необщество, а только сам человек.
2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многиеболезни, но не может сделать человека здоровым Она склонна преувеличиватьслабости человека и могущество своей науки, создавая у людей мнимые.
3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия,постоянные и значительные, Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, стольсовершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилиявозрастают по мере старости и углубления болезней.
4. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия:физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умениеотдыхать.
5. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры вдень, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Еслиэто время удвоить, то будет вообще отлично.
6. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес какминимум рост в сантиметрах минус 100.
7. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Этоневерно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако онопомогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет.Правда, болезнь – она уж точно несчастье.

ОПТИМИЗМ – ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ОРТОБИОЗА
Сенека утверждал: «Пример более укорачивает путь кмудрости, нежели правила». Вот почему следует внимательно отнестись к опытудолгожителей. Тем более если речь идёт не о единичных случаях, а о фактах,многократно описанных в геронтологической литературе, которая свидетельствует,что здоровая среда, разумное питание, комфортное социальное окружение,жизнелюбие и увлеченность трудом – приоритетные факторы, позволяющие сберечьздоровье людей, обеспечить оптимальные модели поведения, привлекательногоимиджа.
Именно те модели поведения и имиджа, при которыхблокируются механизмы заболевания человека.
Давным-давно английский мыслитель Джон Леббок в книге«Успехи и радости жизни» писал, что истинная слава нации состоит не столько вобширности её владений, плодородии почвы или красоты её природы, сколько ввысоте нравственного и умственного уровня народонаселения. Не правда ли, меткосказано! При всех наших успехах в научно-техническом развитии, в накопленииогромного информационного банка мы ещё не достигли истинных цивилизационныхуспехов. Ибо их мера – продолжительность человеческой жизни, масштабностьовладения технологиями самосбережения здоровья, оптимизм гражданскогосамочувствия.
Всё большее внимание привлекают к себе экологическиепроблемы. Люди, в конце концов, поймут, что разумнее не вырубать деревья, арассаживать их. Так, один гектар лиственных деревьев отфильтровывает 40–50 тпыли в год, а один гектар дубовых деревьев выделяет 830 кг кислорода.
При всем этом главное – умонастроение людей по отношению ксвоему здоровью. «Все моральные учения, – писал Альбер Камю, – основываются натой идее, что действие оправдывается и перечёркивается своими последствиями».Вот почему так необходим жизненный оптимизм людей, который ориентирует их«практический рационализм» по отношению к своему здоровью, помогает им избежатьв их жизнедеятельности нежелательных для здоровья последствий.
Если обратиться к этимологии слова «оптимизм», то впереводе с латинского оно обозначает наилучший. Благодаря усилиям немецкогофилософа, математика, физика и языковеда Г.В. Лейбница, который по просьбеПетра I разработал первый проект развития образования и государственногоуправления в России, была создана теория оптимизма. Это учение о существующеммире как наилучшем из возможных.
С тех пор оптимизм стал рассматриваться как стерженьфилософских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почемустоль высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут бытьразными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, тоони наиболее активны и целеустремлённы. Такие люди в силу своего духовногонастроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своегоздоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следоватьрекомендациям, способствующим продлению их жизни.
В наше время трудно посетовать на отсутствие подобныхсоветов и рекомендаций. Их более чем достаточно. В первую очередь отметим ростпопулярной медицинской литературы, что вполне понятно. Как писал сельский врачи писатель В.В. Вересаев, нет ни одной науки, которая приходила бы в такоенепосредственно близкое и многообразное соприкосновение с человеком, какмедицина. При этом обратим внимание, что её главным объектом является «болезнь»или её симптомы. Для подтверждения этой мысли обратимся к высказыванию Г.П.Боткина: «Врач лишь помогает организму справиться с болезнью, справиться егособственными защитными приёмами». Чем выше уровень медицины и профессиональнаякомпетентность врача, тем лучше у него это получается.
ОРТОБИОТИКА – РОССИЙСКИЕ ИСТОКИ
Имеется ещё одна отрасль научно-практического знания,имеющая прямое отношение к теме ортобиотики. Это ортобиотика, созданная наоснове концептуальных положений об ортобиозе лауреата Нобелевской премии вобласти физиологии и медицины И.И. Мечникова. Основы ортобиотики, а точнее еётеория и методология, изложены И.И. Мечниковым в книгах «Этюды о природечеловека» и «Этюды оптимизма». Такое название книг не случайно. Русский учёный,развивая свои взгляды на науку по «уходу за собственной персоной», отмечал, чтоследование правилам ортобиоза в высшей степени облегчает проявления высшихспособностей человеческой души.
Он был глубоко убежден, что суть ортобиоза – обеспечитьразвитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости,приводящей к чувству насыщения жизнью и смиренного желания смерти.
Чтобы ускорить вхождение ортобиотики в наш менталитет,предстоит предпринять немалые усилия, чтобы преодолеть в сознании людейстереотип небрежного отношения к своему здоровью и выработать критическоеотношение к своим знаниям, ибо можно многое знать, не зная самого нужного. И,конечно, важна привычка самоконтроля за своим здоровьем.
В чём отличие ортобиотики от медицины и геронтологии, скоторыми она тесно соприкасается? Может, нет особой целесообразности втеоретико-методологической и прикладной разработке ортобиотики каксамостоятельной научно-технологической дисциплины?
Как правило, в подобной гносеологической риторике решающеезначение имеет аргументация по поводу наличия у новоявленной дисциплины своегообъекта и предмета исследования.
Итак, в отличие от медицины, объектом которой являетсяболезнь, и геронтологии, объектом которой является процесс увядания человеческогоорганизма, объектом ортобиотики является технология самосбережения людьмиздоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.
Кроме того, в ортобиотике используется несколько инойподход к понятию «здоровье». В ней оно рассматривается как единство трёхсоставляющих: физического, психического, нравственного здоровья.
Ни медицина, ни геронтология, ни даже валеология непользуются подобной методологией. Перспектива сбережения здоровья людей вомногом зависит от научного уровня развития медицины, геронтологии и другихдисциплин, занимающихся человеческим организмом. Подпитываясь их достижениями,ортобиотика по своей практической значимости прочно займёт среди них первоеместо.
Международная статистика по здравоохранениюсвидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу ихповседневной деятельности, культуре обращения с самим собой.
Согласно факториальному анализу, образ жизни представляет60–70% в общей структуре факторов выживаемости современных людей.
Предназначение ортобиотики – дать научно обоснованныерекомендации на этот счет. Ортобиотика разрабатывает технологии каждоговозрастного этапа жизни людей. Она носит превентивный характер, ее наработкипризваны помочь людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в ихфизическом, психическом и нравственном здоровье. Для ортобиотики нравственныепроблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические.
Итак, ортобиотика – это наука, синтезирующая обширный кругразличных научных и технологических знаний. Ортобиотику можно считатьтеоретико-прикладной основой человековедения. Она является антропологическойосновой для целого ряда теоретических и технологических дисциплин, в тесномсоприкосновении с ней находится имиджелогия.
ОРТОБИОТКА — ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙТЕХНОЛОГИИ
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых всистеме образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом кохране здоровья.
Элементами медико-гигиенических технологий являютсяиспользование профилактических программ, контроль и помощь в обеспечениигигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов (нормальнаявлажность воздуха, хорошая освещенность и т.п.), профилактика различныхзаболеваний (прививки, диспансеризация).
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направленына физическое развитие студентов. К ФОТ относятся закаливание, тренировка силы,выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,тренированного человека от физически слабого.
Технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности(ТОБЖ) реализуют специалисты по охране труда, защите в ЧС, строители,представители инженерно-технических служб, гражданской обороны и др.Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ испец. дисциплин.
Главным отличительным признаком здоровьесберегающихобразовательных технологий (ЗОТ) является использованиепсихолого-педагогических приемов и методов для решения задач сохранения иукрепления здоровья студентов:
Защитно-профилактические технологии направлены на защитучеловека от неблагоприятных для здоровья воздействий (ограничение предельногоуровня учебной нагрузки, использование страховочных средств в спортзалах сцелью профилактики травматизма, поддержание чистоты и порядка в учебныхпомещениях);
Компенсаторно-нейтрализующие технологии восполняютнедостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности(проведение физкультпаузы, эмоциональные разрядки или «минутки покоя»);
Стимулирующие технологии позволяют активизироватьсобственные силы организма (температурное закаливание, физические нагрузки);
Информационно-обучающие технологии обеспечивают студентамуровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о собственном здоровье;
Организационно-педагогические технологии (ОПТ) определяютструктуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и другихдезаптационных состояний;
Образовательные технологии оцениваются какздоровьесберегающие при следующих условиях:
— разработана и реализуется система оперативного, текущегои этапного контроля над состоянием здоровья студентов (мониторинг здоровья);
— в содержание и организацию преподавания всех учебныхдисциплин интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметныхсвязей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;
— процесс обучения строится с учетом возрастныханатомо-физиологических и психологических особенностей студентов(биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности и др.),закономерностей становления их психических функций (переход от совместныхдействий к самостоятельным, от действий материального плана к действиямречевого и умственного планов и т.д.);
— обучение строится по единицам, а не по элементам, отдаетсяпредпочтение значимому, осмысленному материалу, минимализуются чистотехнические задания, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;
— учтены индивидуальные особенности студентов, разработаныприемы работы с группой риска;
— работой всех преподавателей обеспечивается достаточныйуровень мотивации студентов, они эмоционально вовлекаются в процесс обучения,и, следовательно, заинтересованы в его результатах;
— учебно-воспитательный процесс ориентирован наформирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личностистудента как субъекта обучения;
— обеспечивается предупреждение переутомления студентов,перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередованияпериодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления послепериодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;
— вся образовательная технология строится на приоритетепозитивных воздействий. У студента планомерно формируются сознание успешностиего деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие посложности задания;
— преподаватель использует показатель успешности студентадля развития позитивных начал личности;
— оценка деятельности студента выполняет стимулирующуюроль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу егодостижения;
— обеспечивается достаточный уровень общей икоммуникативной культуры преподавателя, что позволяет исключить элементыдидактогенного общения.
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейшийпоказатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящуюситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, еебезопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие иморально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состояниемздоровья детей, подростков, молодежи. Педагогическая общественность всё большеосознаёт, что именно преподаватель может сделать для здоровья студента гораздобольше, чем врач.
Однако позитивные процессы идут пока недопустимо медленно.По статистике 2007 года число здоровых детей, пришедших в школу составляет 12 — 15%, число здоровых выпускников — 5%.
Вывод неутешителен – с каждым годом число студентов сразличными заболеваниями растет. Состояние здоровья отражается и на способностиобучаться.
Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающиетехнологии» можно рассматривать и как технологическую основуздоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательныхподходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучениястудентов без ущерба для их здоровья.
Шаги приобщения преподавателя к здоровьесберегающейпедагогике могут быть представлены следующим образом:
— осознание проблемы негативного воздействия устоявшихсяобразовательных систем на здоровье студентов, формирование убеждённости, чтопривычное отношение к здоровью необходимо менять;
— поиск путей исправления ситуации, признание своейответственности за результат этой работы;
— овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями(обретение соответствующих профессиональных компетенций);
— перестройка своей работы в соответствии с полученнымизнаниями;
— активное участие в работе всего образовательногоучреждения по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.
Основным элементом здоровьесберегающей технологии является– формирование здоровьесберегающего пространства на учебном занятии.
От преподавателя – основной фигуры педагогическогопроцесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье студентовоказывает их пребывание в техникуме, процесс обучения, насколькоздоровьесберегающими являются образовательные технологии и всявнутритехникумовская среда.
/>

Обеспечение оптимальных гигиенических условий – важныйэлемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всём, чтопроисходит в образовательном учреждении: на учебном процессе, обучениисохранению и укреплению здоровья, воспитание культуры здоровья (создаютсяпротиворечия между словами преподавателя и реальностью). Отличительнаяособенность гигиенических условий заключается в том, что они регламентируютсоблюдение соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям студентов,правильной и достаточной освещенностью рабочего места, пониженный уровень шума.
В обязанности преподавателя входят умение и готовностьвидеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явное нарушениегигиенических условий проведения учебного занятия и, по возможности, исправлятьих – самому или с помощью администрации.
Но не менее важным является контроль надпсихофизиологическим состоянием студентов, что включает в себя:
— умение грамотно оценивать эмоционально-психологическоесостояние студентов, его динамику в процессе учебного занятия и принеобходимости оперативно корректировать его;
— знание студентов, отнесенных к какой либо группе рискапсихологического здоровья;
— использование педагогических технологий с учетом психологическихособенностей своих воспитанников, их актуального эмоционально- психологическогосостояния;
— целенаправленное формирование оптимального психологическогоклимата в группе.
При проведении учебного занятия преподаватель обязанучитывать гигиенические критерии рациональной организации занятия, приведенныев таблице.факторы уч. занятия уровни гигиенической рациональности уч. занятия рациональный недостаточно рациональный нерациональный Плотность урока не менее 60% и не более 75-80% 85-90% более 90% Число видов учебной деятельности 4 — 7 2 — 3 1 — 2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин 11-15 мин более 15 мин Частота чередования различных видов учебной деятельности смена не позже чем через 7-10мин смена через 11-15 мин смена через 15-20 мин Число видов преподавания не менее 3 2 1 Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 мин через 15-20-мин не чередуются Наличие эмоциональных разрядок 2 — 3 1 нет Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических норм в произвольной форме Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы. Преподаватель наблюдает за посадкой студентов имеются случаи несоответствия позы виду работы, преподаватель иногда контролирует посадку студентов частые несоответствия позы виду работы, поза не контролируется преподавателем Физкультминутки 2 1 отсутствуют Психологический климат преобладают положительные эмоции имеются случаи отрицательных эмоций преобладают отрицательные эмоции Момент снижения учебной активности не ранее чем через 40 мин. не ранее чем через 35-37 мин. менее чем через 30 мин.
Для рациональной организации урока необходимо:
1. Организация физической активности студентов за счётпрофилактики гиподинамии, проведения физкультпаузы (для улучшения мозговогокровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятиянапряжения с мышц туловища, для нормализации осанки)
2. Решение проблемы учебных перегрузок за счёт чередованияпериодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления послепериодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности, планомерногоформирования у студента сознания успешности его деятельности, оптимальногообъема домашнего задания.
3. Психологическое благополучие и здоровье преподавателя.
Главная цель использования здоровье сберегающих технологий- здоровье студента, но без заботы о здоровье преподавателя эта цельтруднодостижима. Нездоровый преподаватель не может обеспечить студентунеобходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься ивоспитанием культуры здоровья студентов, так как в этой работе необходим личныйпример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личностипреподавателя, проявление «синдрома выгорания» самым непосредственным образомвлияют на здоровье студентов.
Задачи охраны и укрепления здоровья студентов могутуспешно решаться только в том случае, если педагог сам будет обладать хорошимпсихическим и соматическим здоровьем.
В ортобиотике осознание самоценности собственной жизни –исходная предпосылка ее успешного построения, Поэтому преподаватель долженуметь радоваться: общаться с природой, чаще слушать классическую музыку,соблюдать гигиену труда и отдыха.