Защита прав и правовое воспитание ребёнка

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение среднего профессионального образования
«Рязанскийпедагогический колледж»
Специальность050704 «дошкольное образование»

Контрольнаяработа по педагогике
Защита прав иправовое воспитание ребёнка
Группы 4 «Д» Бугакова Г.Ю.
Рязань 2009

План
 
1.Вступление
2. Основные международные акты озащите прав детей
3. Положение детей в мире, вРоссийской Федерации
4. Конвенция о правах ребёнка, еёосновное содержание
5. Поиск путей реализации ребёнка вобщественном дошкольном воспитании России
6. Опыт правового воспитания иобразования дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Практическая часть

Введение
Одним из важнейшихусловий развития общества является воспитание граждан правового,демократического государства, способных к социализации, уважающих права исвободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальнуютерпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре другихнародов. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это малоспособствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не можетпохвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а вцивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны бытьпоставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированностьлюдей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получаетвозможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдениясвоих прав.
Нам, россиянам,исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит двеважные социальные роли — роль гражданина и роль патриота. В настоящее времявозрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых идетей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народногообразования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознанияс дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своихправах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Ребенокприходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее,целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослыхлюдей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на ихзащиту. Ребенком, по нормам международного права, признается человеческоесущество от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаютсяс права на жизнь. Жизнь — это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна,свята, неприкосновенна. Основные международные акты о защите прав детейотражены в Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка, Семейномкодексе Российской Федерации. К сожалению, сегодня с положениями Конвенции оправах ребенка знакомы только 1% родителей, о существовании Семейного кодексазнают 58%, а об остальных документах Российской Федерации имеется смутное представление.

Защита прав особая проблемагосударства и общества в целом
Главной задачей правовогообразования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развитияиндивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от егопсихофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защитаправ ребёнка на любом этапе его развития.
Права и достоинстваребёнка защищает международное и российское законодательство.
Определение прав ребенкалогически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека.Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство идетство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признаваяравные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международноесообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Длягармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра,в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых — помочь ребенкуподготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества,создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуальногоразвития. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенкабыли выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривалисьв контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьмии проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечитьохрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскуюдекларацию прав ребенка в 1924 году.
Следующим важным шагомстало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой былипровозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучиядетей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственнойнезрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащуюправовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдениекоторых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».
Конвенция о правахребенка. К концу1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы — показали,что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, вкоторых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защитыправ детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детейв чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 —Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучиядетей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении нанациональном (принимающая семья — соотечественники) и международном(принимающая семья — иностранцы) уровнях. В течение 10 лет (с 1979 по 1989)специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека,разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимальноучитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получилназвание Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 года.
Впервые вопрос о правахребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н. Вентцель, активноборовшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детскийписатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых вмировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание иобразование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь безнаказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражениев Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребёнка науважение» (1929 г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческоедостоинство. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласнопроголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной. Верховный СССР ратифицировал Конвенциюо правах ребёнка 13.06.1990 г., а 14.07.1990 года она вступила в силу дляРоссийской Федерации. Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствамимира, за исключением двух – Сомали и США.
Документ содержит 4основных требования, которые должны обеспечить права детей:
1. Выживание;
2. Развитие;
3. Защита;
4. Обеспечение активного участия в жизни общества.
В нём заложены дваосновополагающих принципа:
1. Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладаетвсем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурныхправ человека.
2. Приоритетность интересов детей перед потребностямисемьи, общества, религии.
Значение Конвенциисостоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка,ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различнымобластям прав.
Основные положенияКонвенции
Согласно Конвенции,основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересовдетей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социальноуязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
В соответствии с этимипринципами:
1. Ребенок имеет право нажизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право насохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет право насвободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себясвободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в формепроизведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право назащиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации,оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так изаконных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенныйсвоего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь,предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право науровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного,нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическомотношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях,которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе иоблегчают его активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право наздравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
8. Ребенок имеет право наобразование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственныхи физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет правопользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если онпринадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данномгосударстве составляет меньшинство.
10. Ребенок имеет правона отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях,соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни изаниматься искусством.
11. Ребенок имеет правона защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, котораяможет представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому,умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет правона защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
13. Государства-участникиобеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другимжестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения илинаказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольнымобразом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступк правовой и другой соответствующей помощи.
14. Государства обязуютсяпринимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детейиз-за границы.
15. Государства обязуютсяуважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей,попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможныемеры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военныхдействиях.
Признавая ребенкасамостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачуподготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в«духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства исолидарности».
В отличие от Декларацииправ ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы,Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормыобязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию.Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полноизлагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но игражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлосьто, что впервые права детей приобрели силу международного права.
Всемирная декларация обобеспечении выживания, защиты и развития детей была провозглашена в 1990 году.
Российской Федерациейпринят целый ряд законодательных актов:
·   Семейный кодекс Российской Федерации;
·   Федеральный закон «Об основныхгарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
·   Закон «Об образовании»;
·   Конституция Российской Федерации;
·   Региональные нормативные акты:
Законы, принятыезаконодательными органами субъектов Российской Федерации; постановления(распоряжения) органов исполнительной власти.
ПРАВА РЕБЕНКА — это теправа и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признаетсякаждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола,языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения,имущественного, сословного или иного положения.
Определение прав ребенкалогически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ееотдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что «Материнство идетство дают право на особое попечение и помощь». Таким образом, признаваяравные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международноесообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям. Вотличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенныепринципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Этинормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию.Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полноизлагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но игражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлосьто, что впервые права детей приобрели силу международного права. К 2002годудокумент ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют вКомитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в ихстранах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают приреализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем.На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовитэкспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратитьособое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какиесуществуют методы их решения и т.п.
Жестокое обращение сдетьми
 
Одной из глобальныхпроблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения сдетьми. Под жестоким обращением понимаются «все формы физического илипсихического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное,небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальныепосягательства на ребенка».
Причем, это явлениехарактерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполнеочевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья,здравоохранения и т.п. — все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Этапроблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие«жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохогообращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами,воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку.Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющихтрудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны,ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Насилие имеет четыреосновные формы:
·   физическое,
·   сексуальное,
·   психическое,
·   социальное.
Физическое насилие —преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб егоздоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщениеребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или«медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание. Сексуальноенасилие — вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальныедействия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальныйконтакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок ещене способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
Психическое насилие —периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, атакже предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастнымвозможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированиюпсихологических комплексов.
Социальное насилие —пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие элементарной заботы оребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда,жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональноесостояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию. Статистикапоказывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% — вшколах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет системазащиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие вариантынарушения прав ребенка. Серьезным преступлением считается «домашнее насилие».Сотрудники школ и медицинских учреждений обязаны сообщать в социальные службы овозможных случаях жестокого обращения с детьми. Даже если есть малейшееподозрение на случай «домашнего насилия» — врач (медсестра, учитель)обязан сообщить о своих подозрениях в социальную службу. Кроме того, существуетразвитая сеть некоммерческих общественных организаций, занятых проблемамидетей, в том числе и отслеживанием подобных случаев.
Есть два общих момента,которые позволяют наладить эффективную защиту детей от жестокого обращения.Во-первых, это система законов и положений об ответственности взрослых.Во-вторых — социальные службы, отвечающие за практическую реализациюсоответствующего законодательства. В Российской Федерации контроль за детьми исемьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, по сравнению сзападными образцами, российская система не до конца сформирована, а потомупризнана менее эффективной. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактическойработы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправитьположение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях — то это уже«лишение родительских прав», для чего нужны серьезные основания. Еслиэто «жестокое обращение» персонала детских учреждений — учителя, воспитатели— как правило, такие инциденты замечаются общественностью и соответствующимиорганами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовноепреступление. Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения ктеме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многихстран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей«школами преступности». Толчком к изменению системы правосудия поотношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 — начале20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой,«Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. — До 70% несовершеннолетнихправонарушителей „детские“ суды отправляли не в тюрьмы, а под надзорпопечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как„орган государственного попечения о несовершеннолетних“.
Права детей в России.Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
— Конституция РоссийскойФедерации.
— Семейный кодексРоссийской Федерации.
— Основы законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан.
— Федеральный закон обобразовании.
— Закон об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
— Закон о дополнительныхгарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей.
— Закон о социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации.
Помимо этого, существуютправительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — созданиеблагоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примеромтакой программы может служить Программа „Дети России“, принятая вавгусте 1994. Она включила в себя ФЦП „Одаренные дети“,»Организация летнего отдыха детей”, «Дети семей беженцев ивынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля»,«Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера»,«Планирование семьи», «Развитие индустрии детскогопитания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составепрограммы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитиесоциального обслуживания семьи и детей». С 1999 — ФЦП «Комплексныемеры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконномуобороту».
Одной из серьезныхсоциальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительскихправ, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности ибезнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количествобеспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла иухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из нихстала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). Поданным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс.детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являютсядействительно сиротами, остальные — «социальные сироты» при живыхродителях. Из них воспитанников государственных учреждений — 173,4 тыс.человек.
Число фактическибезнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс.подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушенийнесовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились вследственных изоляторах и колониях.
В России почти 30 тысячвоспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны«необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных,процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детейвместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированнымиот общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило,помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программыразвития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют,всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможностиобщаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. Междутем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами нагляднодемонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Дляэтой цели существует масса методик и технологий, как западных, так ироссийских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этихзанятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером,освоить какие-либо профессиональные навыки. Ежегодно в России выявляется около100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся накаждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного КомитетаРоссии по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн.детей), Россия занимает первое место в мире. Одной из серьезнейших проблем вРоссии является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих странВосточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах иинтернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях)составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %. Качественно новое явление —так называемое «скрытое» социальное сиротство, результат которого —безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаютсяих воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения ихправ — на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечениеобразования, медицинского ухода и т.п. — не поддаются исчислению. Из этогоследует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизмадействия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашейстраны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад ореализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал своизамечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документыи законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России.В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даныновые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основныеположения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
— Создание на всех уровнях— федеральном, региональном, местном — действенных организационных механизмоврассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
— Привлечениегражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а такжепреодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
— Развитие семейных формжизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активнаяработа по реабилитации «семей риска».
— Принятие законов оспециализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции),ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.
В целом, ситуация началаменяться в лучшую сторону. Прежде всего, большое развитие получили местные,региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть,что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детейобеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур иобщественных организаций. Тем более, что роль общественных организаций зауказанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданскийсектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитоесообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организацийи государства.
По существующемузаконодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учрежденийобладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто несоблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобыотстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают вмахинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. Спомощью сотрудников «Соучастия в судьбе» сотни выпускников детскихдомов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры. Общественныеорганизации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведутактивную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям. Воттолько некоторые из направлений их деятельности:
— предоставлениенепосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства(«Право ребенка», «Соучастие в судьбе», комитет «Загражданские права»);
— работа сдетьми-инвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество,создание и развитие центров интеграционного образования («Ковчег»,«Родник», «Даун Синдром», «Такие же, как вы»,«Дорога в мир»). Эти организации работают с детьми-инвалидами,организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющимтаких детей и т.п.;
— работа с кризисными семьями,создание «социальных гостиниц»; Кризисные семьи — одна из самыхсложных категорий. Именно в этих семьях частенько нарушаются элементарные правадетей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. вРоссии уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи иподдержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Ихработа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризиснойситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этоткризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка);
— социальная адаптациядетей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п.
В марте 2001 состояласьпервая Всероссийская конференция, посвященная проблемам российских детей —«Гражданское общество — детям России». На конференции был принятпроект Концепции первоочередных мер по защите прав ребенка в России. Тут жебыло принято решение о создании Союза общественных региональных организаций«Гражданское общество — детям России» — совместного инструмента вотстаивании детских интересов на всех уровнях государственной власти. Черезгод, в апреле 2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых, такили иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный Совет«Гражданское общество — детям России», где утвердили Концепцию ивыбрали региональных представителей. Председателем Союза стала Элла Памфилова.
Согласно Концепции,российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детейвидят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальныхпрограмм и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи поприоритетным направлениям:
— поддержка семьи винтересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущихпоколений нации;
— продвижение программздорового образа жизни подростков и молодежи;
— поддержка форм трудовойзанятости подростков и молодежи;
— организация досугадетей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих испортивно-оздоровительных инициатив;
— профилактика детскойинвалидности;
— реабилитациядетей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированногообразования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственныересурсы для полноценного развития;
— развитие семейных формустройства детей, оставшихся без родительского попечения;
— социальная реинтеграциявыпускников интернатов;
— воссоздание в Россиисистемы ювенальной юстиции;
— внедрение институтов имеханизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей нафедеральном, региональном и местном уровнях — таких, как уполномоченные поправам детей, общественные инспекторы, и др.;
— развитие сотрудничествас государственными органами и структурами, в том числе через системусоциального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;
— развитие моделейпартнерства с социально ответственным бизнесом;
— продвижениезаконопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержкусоответствующих гражданских инициатив.
Таким образом, российскиеНКО являются перспективным партнером для государства в развитии исовершенствовании механизмов защиты прав детей.
Подводя итоги, можноотметить, что к началу 21 века в мире сложилась система защиты прав детей намеждународном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Чтокасается России, то основной задачей государства является практическоеобеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.
Правовое образованиедошкольников. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правахи свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно нетолько давать знания, но и создавать условия для их практического применения.Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольниковвиды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводитьдля детей:
• ролевые,театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения наразвитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать для них:
• проблемно-поисковуюдеятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработкасовместных с воспитателем проектов и т.п.);
• продуктивные видыдеятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
• В качестве наглядныхпримеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки,стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако знакомство детей справами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь всказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовойсистемы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, косуждению положительных героев и оправданию злодеев.
• Не рекомендуется вработе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптацииучебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенныедля начальной школы.
• Формирование основправового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статейдокументов и отдельных прав и свобод человека.
Какие задачи ставятпедагоги?
• Познакомить детей всоответствующей их возрасту форме с основными документами по защите правчеловека.
• Развивать уважение итерпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой инациональной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика,физических недостатков и пр.).
• Способствоватьформированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод,чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное словои др.).
• Развивать уважение кдостоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественныенормы и правила поведения.
Для решения поставленныхзадач была организована работа в трех направлениях: педагогическими кадрами,родителями и детьми. Для реализации создания системы работы по защите правребенка в ДОУ должно быть сделано следующее:
• разработана системапланирования;
• обеспеченонаучно-методическое сопровождение этого направления;
• подготовленыдидактические материалы;
• определено содержаниеработы;
• созданы формы ееорганизации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положенийКонвенции начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путёманкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты правребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решитьтолько на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в неедетей, родителей, педагогов, психологов. Определены следующие формы ихвзаимодействия:
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы;
• инсценировки;
• встречи с интересными людьми(«беседа у камина»);
• дискуссии (цикл мероприятийдискуссионного зала)
Ребенок приходит в этотмир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят отмира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит вих любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Не получаяквалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детейруководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийнымиисточниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтомуони не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведениемребенка.

Список использованнойлитературы
 
1. Азбука прав человека:Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей: Книга для чтения иобсуждения в младших классах общеобразовательной школы. — М., 1994.
2. Всеобщая декларацияправ человека/Права ребенка: Основные международные документы. — М., 1992.
3. Декларация правребенка /Гуманитарная сфера и права человека: Сб.документов /составительВ.А.Корнилов и др. — М., 1992.
4. Знакомим дошкольниковс Конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост. Соловьева Е.В., Данилина Т.А.,Лагода Т.С., Степина Н.М, М, АРКТИ, 2004.
5. Конвенция о правахребенка /Советская педагогика. 1991. — №10.
6. Права человека:Основные международные документы. — М., 1992.
7. Шнекендорф З.К.Младшим школьникам о правах человека. — М., 1995.

Практическая часть
 
Задание №1.
1.        ГенеральнаяАссамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка в 1959 году.
2.        ГенеральнаяАссамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка в 1989 году.
3.        Основнуюответственность за воспитание ребёнка несут родители.
4.        Конвенция оправах ребёнка возлагает ответственность ухода за детьми без родителей нагосударство.
5.        Государстводолжно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая можетмешать образованию и вредит здоровью.
6.        ООН считаетребёнком человека от рождения до 18 лет.
Задание №2.
На занятиях и вповседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бысамостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковыеправа.
Игра «Мозговой штурм».
Цели:
– Проверить и закрепить знание детей вобласти правового воспитания.
— Развивать чувствоответственности, справедливости.
— Воспитывать любовь ксамому себе и окружающим.
Оборудование: карточки с заданиями, выставка книгс произведениями.
Ход игры.
В какой сказке нарушеноправо на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранноелитературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка», «Серая шейка»,«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
Какие литературные героимогли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Трипоросёнка», «Заюшкина избушка» и др.)
В какой известной сказкеМаршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев»)
В какой сказке нарушеноправо ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)
Какое право нарушилаведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право нажизнь)
Каким правом пользоваласьлягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Право насвободное передвижение)
Какие права нарушилибратья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личнуюнеприкосновенность)
Какое право Царевнынарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, всказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдномусогласию)
Каким правом посоветовалвоспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого «ЗолотойКлючик»? (Правом на бесплатное образование)
Какое право нарушил Буратино,схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
В ходе игры проводитсяколлективное обсуждение правильности выбранного ответа, приводятсядоказательства.