Е. Ю. Михелева
Думаю,
что каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение тепла и доброты,
которые навевают стены старинных усадеб и дворцов, до сего дня хранящие многие
тайны происходивших там некогда событий. В этом смысле бесценную информацию
доносят до нас именно интерьеры. Благодаря внутреннему убранству мы можем
составить и потрет владельца, и получить представление об уровне мастерства
художника, создававшего шедевры из ткани, дерева, мрамора…
Сегодня
мне хотелось бы рассказать об одной из таких усадеб, расположенных в центре
Москвы и входящих в золотой фонд наследия архитектора М. Ф. Казакова. На мой
взгляд, именно благодаря тому, что практически со дня своего основания в доме
Демидова (так это здание именуется в путеводителях) расположился Московский
университет геодезии и картографии (МИИГАиК) – одно из старейших и второе после
Московского государственного университета учебное заведение страны, – мы
любуемся и сейчас этим шедевром зодчества. Руководство сначала
Константиновского межевого института, образованного в 1779 году и владевшего
участком с 1870-го, а затем МИИГАиКа смогло сберечь не только само здание, но и
интерьеры, анфилады комнат, названных “золотыми”. Сегодня столовая,
Голубая и Малиновая гостиные и парадная спальня признаны наиболее
сохранившимися дворцовыми интерьерами эпохи русского классицизма, созданными
М.Ф. Казаковым и не подверженными влиянию приобретавшего в то время все большую
популярность ампира. Здание по историческому значению и декоративному убранству
стоит в одном ряду с такими усадьбами, как Останкино и Кусково и находится под
охраной государства как памятник истории и культуры и архитектуры.
Матвей
Федорович Казаков (1738-1812) по праву считается основоположником русского
классицизма в архитектуре. Его наследие представлено и общественными зданиями,
и городскими жилыми домами, – всего их по проектам Казакова в Москве было
построено около 40. Большинство этих шедевров можно увидеть только в части
сохранившихся до наших дней “Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова”
(всего их тринадцать). Шесть таких книг включали генеральные планы, разрезы и
фасады 103 “партикулярных строений” зодчего и его современников.
Содержащиеся в них планы и рисунки декоративных элементов позволяют изучать
творческие приемы архитектора; в них и сам он предстает как прекрасный
художник, великолепно владеющий техникой акварели, карандаша, туши, офорта.
М.
Ф. Казаковым фактически были созданы два типа особняков. Первый – это когда
центральный дом усадьбы выдвигался на красную линию и фасад органично
вписывался в облик улицы, и второй – когда здание сдвигалось в глубину двора,
создавая эффект торжественности при приближении к парадному подъезду. В своих
усадьбах зодчий начал применять ротонду как архитектурный объем, что прежде
наблюдалось лишь в культовых сооружениях, добиваясь торжественности ритмическим
повторением одинаковых форм, строгостью фасадов с четко обрисованным небольшим
фронтоном.
Усадьба
в Гороховском переулке создавалась на пике творчества Матвея Федоровича. К
этому времени Москву уже украсили сооруженные по его проектам здания Сената в
Кремле (1776-1787), Московского университета (1786-1793). В отличие от других
особняков (например, дома Козицкой), усадьба Демидова представляла собой не
отдельное здание, а целый ансамбль: архитектура главного дома и симметрично
расположенные флигели органично вписаны в застройку улицы, все хозяйственные
строения отнесены вглубь участка. Территория усадьбы тщательно спланирована:
есть все – регулярный парк, пруд, цветники. Такой прием соединял традиционную
сквозную планировку с новыми веяниями, отработанными на зданиях Сената,
Дворянского собрания, церкви Филиппа Митрополита.
Итак,
главный дом усадьбы – это трехэтажное здание с шестиколонным портиком
коринфского ордера, построенное с использованием кирпича, белого камня,
штукатурки, гипса. Центральная ось фасада, выходящего на красную линию
переулка, ориентирована на колокольню церкви Никиты Мученика (середина XVIII
века), находящуюся напротив. Первоначально под коринфским портиком был проезд
во двор. Хотя внешне фасад сохранился до наших дней практически без изменений,
утрачен парадный подъезд к лестнице, ведущей во внутренние помещения, а также
большинство интерьеров, включая церковь с прекрасным иконостасом. За два с
лишним столетия в той или иной степени подвергались неоднократной реконструкции
внутренняя планировка и элементы отделки. Полностью сохранилась архитектура
четырех комнат второго этажа, лестницы и частично вестибюля, своды некоторых
помещений цокольного этажа. Функциональное назначение внутренних пространств
менялось, впрочем, как и объемы. Так, рекреационный зал усадьбы был
преобразован в розовый и чертежный, а затем – в читальный.
Рассказывая
о доме Демидова, невозможно забыть об анфиладе Золотых комнат, их интерьерах,
каждый из которых продумывался с особой тщательностью. Сохранившиеся и
отреставрированные комнаты получили такое название из-за того, что декоративная
ювелирная резьба по дереву на стенах, дверях, мебели покрыта натуральным
сусальным золотом разных оттенков. Рисунки этих “ювелирных украшений”
были выполнены самим М. Ф. Казаковым. Можно сказать, что это миниатюрное
“чудо света” не уступает дворцовой роскоши, созданной рукой,
например, Б. Растрелли. Завершенность великолепию дворцового интерьера придает
необычайно искусно выполненная лепнина и потолочная роспись. Значительную роль
в декоративной отделке играли зеркала, сохранившиеся до наших дней и не утратившие
четкости отображения.
Парадность
анфилады подчеркивала дворцовую торжественность дома, но сохраняла личностный
характер. Каждое помещение симметрично относительно оси, перпендикулярной
направлению анфилады вдоль главного фасада с окнами на север. Парадные двери с
деревянной резьбой подчеркивали индивидуальную художественность вместе с лепным
орнаментом карнизов, потолка и оконных ниш. Резьба по дереву в интерьере дома
И. И. Демидова – это новый блестящий этап в развитии этого искусства. Поражает
великолепие наборного паркета, созданного из различных по цвету пород дерева –
дуба, березы, сосны, клена, бука, вяза и других. Каждая комната отличается
напольным рисунком, который выполнялся на щитах, создававших при сборке
впечатление цельности картины. Большое внимание уделялось отделке интерьеров,
где широко применялось дерево, искусственный мрамор, штоф. Нарядность интерьера
возрастает по мере приближения через гостиную и спальню к личным покоям хозяина
дома. Поражает роспись плафона на потолке в спальне, раскрывающая пространство
комнаты. Пожалуй, трудно найти другие здание со столь изысканными интерьерами,
как в нескольких комнатах второго этажа дома “господина отставного
бригадира Ивана Иванова сына Демидова”, – так назвал этот проект сам М. Ф.
Список литературы
Архитектурные
альбомы М. Ф. Казакова / Подготовка к изд., статья и комментарии Е. А.
Белецкой. М., 1956.Бондаренко И. Е. Архитектор М. Ф. Казаков. М., 1938.
Власюк
А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
Головина
Н. Журнал “Моя Москва”, № 6-7, 2005 Рубрика: Из века в век
Ильин
М.А. Казаков, М., 1955.
Михайлов
А. И. Новое в биографии Казакова. “Строительная газета”, 1940, № 81.
Московский
государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК). История создания
и развития. 1779-2004. Автор-составитель монографии профессор, доктор
географических наук В.С. Кусов. Под общей редакцией профессора, доктора
технических наук В.П. Савиных. М. ООО “Русская история”, 2004
Парвулюсов
Ю.Б. Под ред. Х.К. Ямбаева МИИГАиК и Басманная слобода. М. 2004
Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/
Дата добавления: 12.10.2007