Какой быть системе образования в Республике Казахстан?

Какой бытьсистеме образования в Республике Казахстан?
(основныеконцептуальные идеи)
Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич –
проректор по развитию образованиярегиона Карагандинского института повышения квалификации и переподготовкигосударственных служащих и работников образования, к.психол.н., доцентпсихологии

«…если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивнореагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и этобудет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».
(Н. Роджерс)
«Всякий умный человекзнает, что такое интеллект… Это то, чего нет у других!»
(народная шутка)
 
Ситуация, в которойоказался Казахстан, характеризуется вызовами (требованиями) времени и ответамина них Республики. Прежде всего, это глобальный экономический кризис и форсированное индустриально-инновационное развитиеРеспублики как казахстанский путь кпосткризисному развитию и лидерству [1] [«Новоедесятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» ПосланиеПрезидента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.].
Каким должно бытьобразование в этой ситуации? Тенденции развития мирового образованияпоказывают, что в современных условиях образование должно соответствоватьтребованиям, которые предъявляются к нему со стороны государства и общества, азначит выступать как социально-адаптивный механизм, способный реагировать насоциальные преобразования.
Анализ ситуации в мире иКазахстане, обоснование планируемых в Республике социальных преобразованийпредставлены вСтратегическом плане развития Республики Казахстан до2020 года, который стал следующим этапом реализации Стратегии «Казахстан –2030» в период с 2010 по 2019 годы [2] [Стратегический план развития РеспубликиКазахстан до 2020 года. Астана. 2010 года].
Вот некоторыехарактеристики ситуации и планируемых социальных преобразований, которыенеобходимо учитывать при проектировании государственной образовательнойполитики в Республике:
1.   Ко времени завершения реализацииСтратегического плана – 2010 и в период разработки Стратегического плана – 2020существенно изменились внешние условия развития. Казахстан вошел впротивостояние самому серьезному глобальному кризису за последние семьдесятлет.
2.        Качественный ростэкономики будет основан на модернизации физической инфраструктуры, развитиичеловеческих ресурсов и укреплении институциональной базы, способствующихфорсированному индустриально-инновационному развитию страны.
3.        Оценки развитияглобальной экономики основываются на том, что ее восстановление будетпроисходить медленно. В связи с ослаблением мирового спроса конкуренция наэкспортных рынках усилится, а цены на товары не будут иметь условий дляустойчивого роста или, по крайней мере, будут расти заметно медленнее, чем впредыдущее десятилетие.
4.        Лидирующиеэкономики мира будут функционировать в более сложных, конкурентных условиях ипредпримут превентивные меры по подготовке к следующему экономическому циклу,наращивая производительность рабочей силы, инвестирование в инфраструктуру ителекоммуникации, укрепляя финансовые системы, повышая эффективностьгосударственного управления, а также создавая благоприятные условия дляразвития бизнеса. Такие же задачи являются стратегическими константами дляКазахстана, заданными Стратегией «Казахстан – 2030». В течение следующегодесятилетия в Казахстане будет проводиться работа по достижению указанныхзадач.
5.        Казахстан в 2020году станет страной, которая выйдет из мирового кризиса более сильной иконкурентоспособной, с диверсифицированной экономикой и населением, активнововлеченным в новую экономику.
6.        К 2020 годустрана будет обладать человеческими ресурсами, необходимыми для развитиядиверсифицированной экономики, а также иметь инфраструктуру, необходимую для обслуживанияотечественных предпринимателей и экспортеров. Будет обеспечена бесперебойнаясвязь с остальным миром за счет интенсивного развития транспортнойинфраструктуры и телекоммуникаций. Обрабатывающая промышленность, сельскоехозяйство и сфера услуг Казахстана займут достойное место в структуре экономикинаряду с горнодобывающей промышленностью. В социальной сфере и сфере защитыокружающей среды будут достигнуты значительные результаты.
7.        Третье из пятиключевых направлений, направленных на обеспечение стабильной базы для роста,процветания и безопасности Казахстана — инвестиции в будущее – повышениеконкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивогоэкономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев.Развитие человеческих ресурсов определяется в качестве высшего приоритетадолгосрочной стратегии развития страны. Экономические выгоды в будущем прочносвязаны с инвестициями в образование и здравоохранение, значительно повышающимикачество и производительность рабочей силы. Поэтому в следующем десятилетииулучшению качества услуг образования и здравоохранения будет придаваться особоезначение.
8.        К 2020 году будетпроведена кардинальная модернизация всех уровней образования – от дошкольногодо высшего. Будут предоставляться возможности как для получения знаний накаждом уровне образования, так и повышения профессиональной квалификации,приобретения новых знаний и навыков на постоянной основе в течение всей жизничеловека.
9.        Государствопредоставит возможности для дошкольного воспитания и обучения всем детямнезависимо от места проживания и доходов семьи.
10.      В среднемобразовании будет осуществлен переход на 12-летнюю модель обучения,предусматривающую всеобщее обязательное образование в течение десяти лет и профильноеобразование в течение двух лет. При этом содержание программ обучения будетпересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций,необходимых в жизни и профессии.
11.      Одним из ключевыхпроектов, способствующих модернизации системы среднего образования, станетпроект «Назарбаев Интеллектуальные школы». Данные школы станут стартовымиплощадками по разработке, внедрению и апробации учебно-воспитательных программдля детского сада и предшколы, а также образовательных программ 12-летнегообучения. Эти программы будут сочетать лучшие традиции казахстанскогообразования и передовой опыт мировой педагогической практики, предусматриватьпрофилирование по предметам физико-математического и химико-биологическогонаправлений, способствовать расширенному изучению языков.
12.      Подготовкаквалифицированных кадров будет увязана с планами по индустриализации страны. Втехническом, профессиональном и высшем образовании будет осуществлен переход ксистеме, соответствующей требованиям современного рынка труда, аобразовательные стандарты станут формироваться на профессиональных стандартахчерез Национальную квалификационную систему.
13.      В среднем,техническом, профессиональном и высшем образовании будет внедряться системаэлектронного обучения (e-learning).
Высшим учебным заведениямбудет предоставлена академическая свобода с внедрением принципов корпоративногоменеджмента.
14.     Одним из важныхпроектов в образовании является создание в городе Астане престижного высшегоучебного заведения мирового уровня – «Назарбаев Университета». Этот университетстанет национальным брендом Казахстана, обеспечит качественный прорыв вподготовке отечественных инженерно-технических и научных кадров и формированиисовременной научно-исследовательской инфраструктуры. Каждая из школ(институтов), входящих в состав университета, будет иметь зарубежногоакадемического партнера из числа ведущих учебных заведений соответствующегопрофиля, обладать сильной научной и производственной базой, обеспечивающейинтеграцию образования, науки и производства. Будет обеспечена преемственностьпрограммы университета с учебными программами дошкольного и среднегообразования проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы».
15.    Повышение качества образовательныхуслуг будет сопровождаться улучшением системы финансирования образования,расширением инфраструктуры системы образования за счет введениянеправительственных, некоммерческих агентств, созданием независимойнациональной системы аккредитации учебных заведений по международным стандартами независимых рейтингов, внедрением элементов корпоративного управления вучебных заведениях, включая вовлечение в этот процесс граждан,совершенствованием механизмов контроля качества образования. Благодарязначительной государственной поддержке существенно повысится престиж профессииучителя.
16.    Государство продолжит работу пообеспечению доступности образования для детей с нарушениями здоровья, измалообеспеченных семей и детей, входящих в группы риска.
Таким образом,наиболее важной мировой тенденцией сегодня является нарастание жесткоймеждународной конкуренции. А конкурентоспособность страны — одна из самыхвлиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не толькоохватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономическиепоследствия важных неэкономических явлений [3] [Лекция Президента РеспубликиКазахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имениЛ.Н.Гумилева. Астана.2010г.].
Таким образом, стратегическийплан развития Республики Казахстан до 2020 года оформил заказ государствасистеме образования Республики.
Противоречие жезаключается в том, чтодисциплинарная (предметная) модель образования, на которой строитсяказахстанское образование, не способна реализовать эти требования. Так как вусловиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации (особенно впериоды кризисов) фундаментальные предметные знания являются обязательной, ноне достаточной целью образования. Гораздо важнее и сложнее привить обучающимсяумение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективноиспользовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия вжизни общества (то есть быть компетентным).
Именно поэтому вдействительности «получается, что по уровню, например, грамотности взрослогонаселения мы в числе первых 3% в мире, а по уровню благосостояния — в числепоследних 40% стран. По количеству инженеров и ученых мы в первой трети списка,а по доле экспорта, приходящегося на высокие технологии — в числе отстающих».«О чем это говорит? О том, что экономический уровень страны и ее конкурентныепозиции в мире в первую очередь зависят от качества ее людей – человеческогокапитала».[3] [Лекция Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева вЕвразийском Национальном Университете имени Л.Н.Гумилева. Астана.2010г/]. Аосновную проблему нашего образования можно охарактеризовать словами ГордонаДрайдена и Джанет Вос из книги «Революция образования» (2003 год) «Мир такбыстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав вловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давнозакончилась».
Этоозначает, что обеспечение «форсированного индустриально-инновационногоразвития» Республики с необходимостью требует инновационнойстратегии развития образования для устойчивого развития государства,общества и личности. На наш взгляд, только инновационная стратегия развитияобразования позволит обогатить дисциплинарную (предметную) модель образования,сохранив всё ценное, что в ней есть и осуществить переход на качественно новыйуровень — к компетентностно-ориентированной модели образования.
Такимобразом, одним из приоритетных направлений государственной образовательнойполитики в стране является конструирование инновационно-адаптивной,компетентностной и профессионально-ориентированной системы образования,нацеленной на поддержку и развитие детей и молодежи, как бесценного достояния иосновного интеллектуального и творческого потенциала государства, способныхзанять ключевые места в управлении государством, экономике, науке и культуре [4] [Концепция интеллектуальных школ первого президентаРеспублики Казахстан. Астана.2008г.].
Резкоевозрастание потребности общества в условиях форсированногоиндустриально-инновационного развития в людях, обладающих нестандартныммышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь,умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему, повлек за собойи качественный скачок в развитии и внедрении в практику новых педагогическихтехнологий.
Таким образом, именноэтот контекст исторического развития Республики стал вызовом системеобразования Республики.
Мы предполагаем, что ответомсистемы образования РК на вызовы времени может стать инновационная модельобразования, направленнаяна обеспечение интеллектуального развития граждан Республики. Так как, преждевсего, модель образования для интеллектуального развития выполняет помимособственно образовательных целей ещё и важнейшие социальные функции и в этомсмысле выступает как функциональный механизм, который делает возможнымдальнейшее развитие государства, общества и личности.
Дело в том, что процессстановления и развития государства, общества и личности в XXI веке обусловлен следующимифакторами:
·    информация итеоретические знания способны выступать в качестве стратегического ресурсатакого развития и осуществления технологических инноваций;
·    информация, а нетруд выступают источником стоимости;
·    «интеллектуальные»технологии превращаются в ключевой инструмент системного анализа и принятиярешений;
·    отношение «знание– реальность» изменяется. Знание понимается прагматично, оно не отражает илиописывает реальность, а формирует и конкретизирует её. Всякая практикастановится интеллектуально насыщенной, то есть значимой становится способностьприменения комплекса знаний, позволяющее успешно решить конкретную проблему вовсей её много уровневости;
·    социальные,гуманитарные, культурные практики интенсифицируются, человек оказывается вситуации быстро меняющихся картин мира, то есть неизвестного, «открытого»будущего. Одной из основных функций знания и образования становитсяпредвосхищение, прогнозирование. Обращённость в будущее означает, что знание иобразование становятся основным способом его формирования;
·    освоение нового,столкновение с неизвестными факторами, создание новых культурных образцовтребует развития креативных способностей человека;
·    на фонеразрастания и появления новых практик, дифференциации и специализациидеятельности преодолевается политическая, культурная, технологическая изоляция,происходит столкновение разнородных форм, что ставит проблему их оптимальнойсоорганизации, обнаружения общих оснований, целей, способов коммуникации междуними;
·    повышаетсяуровень ответственности человека, возникают новые этические регулятивы егодеятельности. Он должен быстро принимать ответственные и гибкие решения влокальной ситуации, уметь проектировать свою деятельность в ситуацииразнообразия и конфликта ценностей [5] [Аналитический обзор по проблеме“Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование иинформатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.]
Эти факторы являютсяглавными детерминантами появления модели образования для интеллектуальногоразвития и главными её особенностями. Они же являются и главными условиями,механизмами и результатами интеллектуального развития обучающихся.
В контексте такоговидения модели образования для интеллектуального развития возникают вопросыприроды, закономерностей, детерминант, условий, механизмов интеллектуальногоразвития, его качеств и индикаторов.
Интелле́кт (от лат. intellectus — понимание, познание) — общиеспособности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллектобъединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие,память, представление, мышление, воображение [6] [Э. Г. Азимов, А. И. Щукин. «Словарьметодических терминов.» 2002].
Интеллект — способность системы создавать входе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задачопределенного класса сложности и решать эти задачи”[7] [Ильясов Ф. Н.Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серияобщественных наук. 1986. №6. С. 46-54.].
Интеллект — Саморазвивающийся исамонастраивающийся алгоритм обработки информации” [8] [Петров К.П.rutube.ru/tracks/1563607.html?v=cfb537a4f1405049a280f91a60ece73b].
Cовременные определения интеллекта,таким образом, прежде всего связаны со способностью к осуществлению процессапознания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новымкругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта, возможно, развить, как иповысить или понизить коэффициент полезного действия (КПД) интеллекта человека.
Согласно академику Н. Н.Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планированиересурсов и построение стратегии достижения цели [9] [Моисеев Н. Н. Человек иноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.].
Валерия Прайдсчитает, что влияние интеллекта выходит за пределыжизни одного человека. То есть интеллект влияет на характер взаимодействия,коммуникации с другими людьми [10] [Валерия Прайд. Интеллект какфактор эволюционного развития в сборнике «Новые технологии и продолжениеэволюции человека? Трансгуманистический проект будущего»/ Отв. ред. ПрайдВ., Коротаев А. В. М.: УРСС 2008]. Это так называемый социальныйинтеллект — способность правильно понимать поведение людей. Этаспособность необходима для эффективного межличностного взаимодействия иуспешной социальной адаптации.
Интеллект как способностьобычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способностипознавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информациюпутем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать),находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ит. д.
Существенными качествамичеловеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость иподвижность, логичность и доказательность.
Пытливость — стремление разносторонне познатьто или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основеактивной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделятьглавное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижностьума — способностьчеловека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы вновых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления характеризуется строгойпоследовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемомобъекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательственностьмышленияхарактеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты,закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оцениватьрезультаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке,отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если онипротиворечат требованиям задачи.
Широта мышления — способность охватить вопрос вцелом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видетьмноговариантность в решении проблемы.
Конечно, различноесодержание деятельности требует развития определённых интеллектуальныхспособностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивидак новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателемразвития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями,отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Ещё одно существенноекачество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых имдействий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной изосновных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивномурешению сложных проблем.
То есть, при достаточновысоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровнеоптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже привесьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициентполезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационноммассиве [11] [Альфред Барков. Интеллект. Москва. 2008г.].
Таким образом, природаинтеллекта очень тесно связана с природой понятия компетенция: «способностьмобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели» [12] [ГОСО РК2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднееобразование. Основные положения. Астана 2007.].
Одним из основныхфакторов, тормозящим развитие умственных способностей является системаобразования, основанная на запоминании, когда «я» человека остается пассивным,потому что учат «извне», а не через понимание «изнутри».
Проблемно-ориентированныйанализ степени готовности казахстанского образования к реализации моделикомпетентностно-ориентированного образования, ориентированного на ребёнкавыявил следующие западающие зоны в её деятельности:
1.     Cодержание образования представляетсобой набор определенных образовательных областей знаний, которые, как правило,не связаны между собой, а главное, не учитывают, во-первых, специфику возраста,во-вторых — современную ситуацию в социальном развитии Республики, в-третьих –не адекватны ценностям, целям-результатам инновационной стратегии развитияказахстанского образования.
2.     Организацияучебного процесса в основном и старшем звене практически не отличается, истроится на жестко заданной классно-урочной системе.
3.     Учебный процессоторван от других видов деятельности и жёстко ограничивает пространствожизнедеятельности ребенка, что препятствует обеспечению преемственностисодержания среднего общего и высшего профессионального образования.
4.     Образовательныйпроцесс не учитывает индивидуальные предпочтения учащихся, а значит, необеспечивает возможности индивидуализации.
5.     Отсутствуютпсихолого-педагогические обоснования построения различных моделейобразовательного пространства основной, старшей школы, средне специального ивысшего учебного заведения.
6.     Доминируютвербально-репродуктивные формы обучения.
7.     Образовательныйпроцесс не ориентирован на целенаправленную работу по формированиюинтеллектуальной сферы (разных типов мышления) у обучаемых.
8.     Недостаточность образовательныхформ социализации, духовно-нравственного воспитания для решения индивидуальныхзадач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельногоиндивидуального и коллективного действия учащихся в организациях образованияразного уровня.
9.     Недостаточноевнимание к формированию общеучебных умений.
10.    Контроль результатов не ориентируетсяна формирующую систему оценивания индивидуального прогресса каждого обучающегося.
11.    Отсутствует психолого-педагогическоесопровождение развивающего компонента образования.
12.    Преподаватели не владеюттехнологиями, обеспечивающими реализацию индивидуальных учебных программ,проектной деятельности и направленными на формирование социальных практик.
Результаты анализа ещёраз подчеркивают, что сегодняшнее казахстанское образование более или менее успешнореализует дисциплинарную (предметную) модель обучения, которая не способствуетинтеллектуальному развитию, а значит формированию компетенций у гражданРеспублики.
Ситуация усугубляется ещёи тем, что примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллектапрекращается. То есть это тот возрастной период, когда мы ещё имеем возможностьповлиять на интеллектуальное развитие будущих граждан Республики, а значитспособствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективномуучастию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан[12] [ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.].
Так какой же должна бытьсистема образования? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимовспомнить успешных людей. Общаясь с успешными людьми, можно обратить вниманиена удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Этаособенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс. То есть дляувлеченного человека удерживать в памяти множество деталей являетсяестественным и жизненно необходимым процессом.
От сюда можно сделатьвывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следуетразвивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях.
Развивающая среда(современная технологическая инфраструктура) главное условие развития интересак жизни. Но «развивающаясреда» это не только культурная среда, как у М.Монтессори или созданиепроблемных ситуаций, как у Д. Дьюи или структура среды: количество и качестволабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров,органов самоуправления, …
Развивающая среда это впервую очередь новые субъект-субъектные установки педагогов в отношениях с обучаемыми.Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общийклимат организации образования любого уровня, позитивно влияющих на развитиемотивации учения. Так как, именно мотивация является основным «компонентом» иинтеллекта и компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особоважное значение [13] [Компетентностный подход как способ достижения новогокачества образования. Москва 2002 год.].
Анализ же опытаразработки образовательных сред, в том числе и в казахстанском образованиисвидетельствует о доминировании образцов:
1.   догматической образовательной средыпассивной зависимости (педагогическая система Я.А.Коменского);
2.   безмятежной образовательной средыпассивной свободы (педагогическая система Ж.Ж.Руссо);
3.   безмятежной образовательной средысвободной пассивности (педагогическая система И.Г.Песталоцци);
4.   карьерной образовательной средыактивной зависимости (педагогическая система Д.Локка, А.С.Макаренко);
5.   творческой образовательной средысвободной активности (педагогические системы Я.Корчака и М.Монтессори — реже).
Идея созданияблагоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можнореализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений втрадиционной организации обучения [14] [Д.Равен. «Компетентность в современномобществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.].
Ещё одно условиестановления модели образования для интеллектуального развития – поиск новыхформ организации обучения вызванный тем, чтотрадиционные формы создают лишь ограниченныевозможности для создания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения,занятия-дискуссии, занятия-исследования, деятельность в лабораториях (научных,прикладных,…), внешкольные занятия, участие в реализации научных, социальнозначимых для местного сообщества проектов, внедрение в образовательный процессинновационных педагогических технологий (блочно-модульная, кредитная, …) идругие способствуют самореализации обучаемого и формированию его компетенций.Но это возможно, если соблюдены следующие условия:
ü  реализован деятельностный характеробучения,
ü  формы организации учебного процессаориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика запроцесс и результаты своей деятельности,
ü  созданы условия для пониманияучениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
ü  обеспечена четкость, и понятностьвсем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффектвведения новых методов достигается значительная разгрузка преподавателей.
Следующее условиестановления модели образования для интеллектуального развития – это постепенныйпереход от дисциплинарной (предметной) модели обучения. Ну а технологияперехода организации образования на новую компетентностно-ориентированнуюмодель образования включаетв себя осуществление следующих шагов:
1.   Развитие системы управления,ориентированного на результат
2.   Изменения в методике преподавания
3.   Изменения в деятельности учителя иученика
4.   Изменение позиции учителя
5.   Изменение требований к учащимся
6.   Организационные изменения формучебной деятельности
7.   Использование преподавателеммикросценариев
8.   Переориентация на формирующую системуоценивания индивидуального прогресса (уровня развития интеллекта, личности исформированности её компетенций)
Новсе эти условия становления модели образования для интеллектуального развитиявряд ли будут реализованы, если не произойдёт модернизации структуры системыобразования Республики. Она должна стать более дифференцированной и индивидуализированной. В тожевремя обеспечивать преемственность всех уровней и подсистем казахстанскойсистемы образования от дошкольного образования до после вузовского и дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) наоснове лучшего мирового опыта.
Главнымимеханизмами и инструментами обеспечения модернизации структуры национальнойсистемы образования должны стать новые формы организации образования,интегрирующие разные уровни (например, «профильная школа», «высшая техническаяшкола» и др.), а так же преемственные стандарты и куррикулумы каждого уровня иподсистемы системы образования, ориентированные на интеллектуальное развитие и компетенции.
Нам также нужны программы психолого-педагогического обеспечения развивающегокомпонента образования для каждого уровня и подсистемы национальной системыобразования.
Проблемойже является то, чтомы не знаем и не владеем механизмами, инструментами реализации современноймодели образования, направленной на обеспечение интеллектуального развития гражданРеспублики.
Именно эта проблема и порождает необходимость в научной,теоретической разработке и экспериментальной апробации и оформления инновационноймодели образования для интеллектуального развития в Республике Казахстан.
Организация, координацияи направление работы всех уровней и структур системы образования на научную, теоретическую разработку и экспериментальную апробациюинновационной модели образования для интеллектуального развития в РеспубликеКазахстан и станет основой её государственной образовательной политики,а значит и основой деятельности департамента/института образовательной политикиАО «Назарбаев Университет».
Предлагаюиспользовать мои видение, знания и опыт в разработке механизмов и инструментовреализации инновационной модели образования, направленной на обеспечениеинтеллектуального развития граждан Республики при организации деятельностидепартамента/института образовательной политики некоммерческого акционерногообщества «Назарбаев Университет».
 

Список использованнойлитературы
 
1.        «Новоедесятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» ПосланиеПрезидента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2.        Стратегическийплан развития Республики Казахстан до 2020 года. Астана. 2010 года.
3.        Лекция ПрезидентаРеспублики Казахстан Н.А.Назарбаева в Евразийском Национальном Университетеимени Л.Н.Гумилева. Астана.2010г.
4.        Концепцияинтеллектуальных школ первого президента Республики Казахстан. Астана.2008г.
5.        Аналитическийобзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы)// Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М.,1996. С. XV-5.
6.        Э. Г. Азимов, А.И. Щукин. «Словарь методических терминов.» 2002
7.        Ильясов Ф. Н.Разум искусственный и естественный//Известия АН Туркменской ССР, серияобщественных наук. 1986. №6. С. 46-54.
8.        Петров К.П.rutube.ru/tracks/1563607.html?v=cfb537a4f1405049a280f91a60ece73b
9.        Моисеев Н. Н.Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
10.     Валерия Прайд. Интеллект как фактор эволюционного развития всборнике «Новые технологии и продолжение эволюции человека?Трансгуманистический проект будущего»/ Отв. ред. Прайд В., КоротаевА. В. М.: УРСС 2008
11.     Альфред Барков.Интеллект. Москва. 2008г.
12.     ГОСО РК2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднееобразование. Основные положения. Астана 2007.
13.     Компетентностныйподход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.
14.     Д.Равен.«Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М.,2002.