Факультет: юридический
Контрольнаяработа
Подисциплине: Конституционное право Российской Федерации
Тема: КонституцияРоссийской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
г.Калининград
2008 г.
Содержание
Введение
Конституция РоссийскойФедерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Прежде чем рассмотретьвопрос об особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации1993 года, нужно остановиться на причинах, которые послужили необходимостипринятия новой Конституции.
В 1985 году в Советском Союзес приходом нового генсека М.С. Горбачева начались проводиться реформы,направленным на частичное обновление существующей системы. В СССР началасьперестройка.
На момент началаперестройки в РСФСР действовала Конституция РСФСР, принятая в 1978 годуВерховным Советом РСФСР. Конституция РСФСР практически полностью копировалаКонституцию СССР, принятую в 1977 году. Права и свободы граждан были закрепленыв отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистическогостроительства». Республика объявлялась «советской», «социалистической»,но не правовой. Механизм государственной власти игнорировал принцип разделениявластей, независимое правосудие.
Конституция с такимсодержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессамиперестройки, начавшимися в 1985 году.
Однопартийная система,существовавшая до этого в СССР, постепенно трансформировалась в многопартийнуюполитическую систему, что свою очередь привело к новым условиям для реализациигражданами своей политической воли. Стали появляться новые политические партиии общественные организации.
Плановая экономика,основанная на монопольном положении государственной собственности ицентрализованном государственном управлении, стала постепенно замещатьсярыночными экономическими отношениями, чему должно способствовать равноправиевсех форм собственности, их равной юридической защиты, свобода предпринимательстваи торговли, конкуренция.
На смену однойофициальной коммунистической идеологии пришло идеологическое и религиозноемногообразие, на основе которых стала утверждаться свобода мысли и слова,получила развитие гласность.
Изменился игосударственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в составСоюза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственномсуверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством,полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия каксуверенное государство получила членство в таких организациях как ОрганизацияОбъединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.
Поменялся и правовойстатус автономий, входящих в состав РСФСР. Они стали развиваться какравноправные субъекты в составе Российской Федерации.
Все эти измененияпоказали несостоятельность старой Конституции РСФСР. В новых условияхнеобходимо было принять новую Конституцию, отвечающей сложившейсядействительности.
Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
Перемены общественногостроя после начала процесса перестройки в СССР и Российской Федерации не моглине отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно исущественно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году шел полинии постепенного изменения прежде всего ее сущностных характеристик.
Начавшийся процессперестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме вРСФСР был ознаменован Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции(Основного Закона) РСФСР», и «О выборах народных депутатов в РСФСР»,принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась системаорганов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.
В качестве высшего органагосударственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постояннодействующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный органРФ.
К ведению Съезда былотнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесениев нее изменений и дополнений.
Тем не менее, странапродолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходилисьс проводимыми в стране преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакциюстарой конституции по-прежнему вносились определенные и изменения, и дополнения,оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправокв конституционный текст порождало в нем несогласованность статей.
В целях разработки новогопроекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года былаобразована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин — председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошлипредставители всех республик, краев, областей, национальных автономий.
Поначалу работа комиссиипроходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституциибыл готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный ВерховнымСоветом России предусматривал парламентскую форму правления и низведениестатуса президента до номинального статуса главы государства.
После его доработки сучетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариантпроекта был опубликован в печати для обсуждения.
По решениюКонституционной комиссии официальный проект Конституции был внесен в октябре1991 года на рассмотрение Vвнеочередного Съезда народных депутатов.
После рассмотрения проектдорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов,должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.
В марте 1992 годаофициальный проект Конституции Российской Федерации был повторно опубликован впечати.
VI Съезд народных депутатов Россиипринял 18 апреля 1992 г. постановление «О проекте Конституции РоссийскойФедерации и порядке дальнейшей работы над ним», в котором одобрилконцепцию конституционных реформ, основные положения официального проекта новойКонституции и поручил Конституционной комиссии доработать проект и подготовитьего для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.
В июле 1992 года вКонституционную комиссию поступили поправки Президента Российской Федерации кофициальному проекту Конституции. Рабочая группа доработали проект с участиемзаинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и специалистов –юристов.
В итоге появился третийвариант официального проекта Конституции Российской Федерации, одобренныйКонституционной комиссией 16 октября 1992 года.
VII Съезд народных депутатов РоссийскойФедерации обсудил вопрос о ходе работы над проектом новой федеральнойКонституции и постановил, что проект основных положений Конституции вобязательном порядке направляется субъектам Федерации, а затем выносится навсероссийский референдум.
VIII (внеочередной) Съезд народныхдепутатов Российской Федерации предложил Конституционной комиссии направить насогласование субъектам Федерации проект основных положений новой КонституцииРоссийской Федерации.
IX (внеочередной) Съезд народныхдепутатов Российской Федерации подтвердил курс на осуществление конституционнойреформы, то есть выработку проекта основных положений новой Конституции,согласование ее с субъектами Российской Федерации и последующее вынесение навсероссийский референдум. Съезд поручил Конституционной комиссии представитьсогласованный с субъектами Российской Федерации проект «Об изменениях идополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России»на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации с последующим вынесениемего на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской Федерации.
То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острыхпротиворечий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основныеположения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение иподчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основеполномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народныхдепутатов.
Постепенно оппозиционноебольшинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы,твердо заняло позиции недопущения сильной исполнительной власти. Обстановкуразразившегося экономического кризиса использовали левые силы, все решительнеепротиводействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранитьконтроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своейстороны, президент все решительнее ставил вопросы о необходимости укрепленияисполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованныхположений проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.
Сложная расстановкаполитических сил в России вызвала неоднозначное отношение к официальномупроекту Конституции. Это выразилось не только в широкой полемике вокруг него,но и в появлении альтернативных вариантов.
7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляетсяпостановление «Об основных положениях проекта Конституции РоссийскойФедерации», которым утверждался представленный рабочей группой проектположений проекта Основного Закона России. При этом в постановленииуказывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в соответствии сПостановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12марта 1993 г. «О мерах по осуществлению конституционной реформы вРоссийской Федерации».
В мае проект Конституции,одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многиеположения старой Конституции, содержал демократические положения о правах исвободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственнойвласти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделениявластей трактовался в сторону ущемления полномочий Президента.
Проект ставил Президентапод контроль Верховного Совета, обязывая его предоставлять ежегодные доклады обосуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.Подчинение Президенту Правительства также обязывалось ежегодно предоставлятьотчет верховному Совету. Это и ряд других положений существенно ущемляли правапрезидента и исполнительной власти, закладывая своеобразную «мину»под отношения двух властей.
Таким образом, процессразработки проекта Конституции Российской Федерации растянулся на три года.Бесконечные парламентские дебаты завели конституционную реформу в тупик. И хотяформально Президент Российской Федерации оставался ПредседателемКонституционной Комиссии, именно он выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г. в Москве Конституционного совещания, которому предложил новый (президентский) вариант проектаКонституции Российской Федерации.
Это было сделано послетого, как 6 мая 1993 г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию свой проектОсновного Закона государства. В конституционной Комиссии президентский вариантКонституции получил негативную политико-правовую оценку. В ПостановленииКонституционной комиссии «О проекте Конституции (Основного Закона)Российской Федерации, направленном Президентом Российской Федерации вКонституционную комиссию 6 мая 1993 года» от 7 мая 1993 г. фактически отклонялся президентский вариант конституции. В Конституционной комиссии посчитали,что отдельные положения президентского проекта Конституции существенноограничивают экономические, политические и гражданские права человека игражданина, нарушают принцип разделения властей.
В ответ 12 мая 1993 годаПрезидент РФ издал Указ № 660 ” О мерах по завершении подготовки новойКонституции Российской Федерации”, согласно которому для завершенияподготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционноесовещание.
Своим указом от 20 мая 1993 г. «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта КонституцииРоссийской Федерации» Президент учредил Конституционное совещание, котороепризвано было выработать альтернативный вариант конституции России.
Конституционное совещаниесостояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральныхорганов власти; представителей органов власти субъектов Федерации;представителей местного самоуправления; представителей партий, общественныхорганизаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителейтоваропроизводителей и предпринимателей.
Всего для завершенияподготовки проекта были созданы две палаты Конституционного совещания:Общественная и Государственная.
Общественная палатаКонституционного совещания являлась организационной формой участия общественныхобъединений в конституционном процессе, взаимодействия этих объединений сфедеральными органами власти.
На Общественную палатуКонституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях идополнениях к проекту Конституции Российской Федерации, а также рекомендации пополитическим, социальным и социально-экономическим вопросам.
Государственная палатаКонституционного совещания стала организованной формой взаимодействия вконституционном процессе органов государственной власти Российской Федерации иее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палатыКонституционного совещания – выработка предложений об изменениях и дополненияхк проекту Конституции Российской Федерации и рекомендаций по политическим исоциально-экономическим вопросам.
Таким образом,Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающийпредставительство всех высших органов государственной власти, а такжеобщественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членовКонституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партийучастия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастности к делам окоррупции некоторых его координаторов и участников.
Президент вынес наобсуждение Совещания проект Конституции, но призвал участников к выработкекомпромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии.Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участникамиКонституционного совещания. Например, за то, что проект не содержалхарактеристики российского государства как социального. Президент РФ, по проекту,обладал чрезмерными правами по роспуску государственной Думы. Были и другиеоснования, вызвавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношениимеханизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей иустанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей властив рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от парламентаризмав пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому, созванное ВерховнымСоветом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов советов всехуровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июня, за день до созываКонституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласованияи принятия проекта конституции, который снова ставил в центр всей работыКонституционную комиссию.
В результате длительнойработы Конституционного совещания – с июня по октябрь 1993 г. был рассмотрен проект Конституции РФ, внесенный Президентом Российской Федерации, а такжепроект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатовРоссийской Федерации Конституционной комиссией.
Всего в адресКонституционного совещания поступило более 50 000 замечаний и предложений. Врезультате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисотпоправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически всестатьи были изменены. В разработанный совещанием проект вошли многие статьи ииз проекта Конституционной комиссии.
Крайне обострившийсявнутриполитический кризис в стране в результате открытого противостояниявластей вынудил Президента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.
Эти меры были вызваны тем,что Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов систематически, в течениивсего 1993 г., предпринимали попытки узурпировать в своих руках всю полнотузаконодательной, исполнительной и судебной власти. К тому же конституционнаяреформа в Российской Федерации была фактически свернута, поскольку ВерховныйСовет РФ заблокировал решение Съездов народных депутатов Российской Федерации опринятии новой Конституции.
В ответ Съезд народныхдепутатов отказался сложить свои полномочия. В своем Постановлении «Ополитическом положении в Российской Федерации в связи с государственнымпереворотом» от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал действия Президентакак попрание Конституции, совершение государственного переворота и установлениережима личной власти. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь наст. 121-6 Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий ПрезидентаРФ Ельцина Б.Н., и их передаче вице-президенту Руцкому А.В. Верховный Совет РФоценил действия президента как государственный переворот.
Оппозиция находила основаниядля своих в Конституции, которую сама же приспособила к своим интересам, аПрезидент РФ опирался на поддержку избирателей и субъектов Федерации, полагая, чтопротиворечивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой дляразрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно,что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж,государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, былаподорвана с двух сторон и утратила свою нейтральность.
Попытки достичь согласияне увенчались успехом, и кризис в итоге привел к общественным беспорядкам инеобходимости применения силовых действий со стороны правоохранительных органови армии.
После кровавых событий3-4 октября 1993 г. и стабилизации внутриполитической обстановки в странеПрезидентом был издан Указ «О правовом регулировании в период поэтапнойконституционной реформы в Российской Федерации» от 7 октября 1993 г., который подтвердил действие на всей территории России законов и постановлений, принятыхВерховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что до начала работы Федерального собрания правовое регулирование повопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Верховного Совета, осуществляетсяуказами Президента. Также 7 октября 1993 года был издан указ ” ОКонституционном суде Российской Федерации”, в котором констатироваласьневозможность его деятельности, в связи с чем, приостанавливался созыв егозаседаний до принятия новой Конституции.
Помимо этого, послеоктябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента РФ ” Ореформе представительных органов власти и органов местного самоуправления вРоссийской Федерации”, в результате чего были прекращены полномочияСоветов народных депутатов и утверждены основные положения о выборах впредставительные органы государственной власти в регионах. Это означалоюридическую ликвидацию советской власти в стране.
Конституционный кризис,развивавшийся на протяжении всего года, так и не нашел своего конституционногоразрешения. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в которомотражалась резкая поляризация интересов различных сил по коренным вопросамразвития России. Он серьезно расшатал основы российского федерализма игосударственности в целом. Вместе с тем, трагическое завершение кризисазаставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможностьстроительства нового общества в рамках старой государственности. Принятие новойКонституции стало не просто желательным, но остро необходимым.
Для решения вопроса оконституционной реформе на 12 декабря 1993 года было назначено всенародноеголосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу вслучае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования.
Во всенародномголосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированныхизбирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс.630 избирателей или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало,что Конституция принята.
Заключение
Как мы видим, путь кпринятию новой Конституции Российской Федерации, оказался долог и тернист. Восновном, процесс ее реформирования пошел по пути внесения многочисленныхпоправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Конституция приобретала всвязи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Этанесогласованность являлась правовой основой ожесточенного противостояния ипротивоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой явилисьсобытия в октябре 1993 года, разрешившиеся роспуском Съезда и ВерховногоСовета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис вРоссии.
В этих условиях принятиеновой конституции должно было явиться той основой, которая могла быспособствовать установлению необходимой стабильности в обществе.
Необходимо отметитьтакже, что новая Конституция Российской Федерации принималась одновременно свыборами депутатов Совета Федерации и Государственной Думы — палат ФедеральногоСобрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе Конституции, так какона еще не была принята, а в соответствии с Указом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего «Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» и наоснове его же Указа от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
По итогам референдума 25декабря 1993 года, с момента официального опубликования в газете «Российскиевести» и «Российская газета», новая конституция Российской Федерациивступила в полную юридическую силу, что ознаменовало новый этап истории России.
Библиографический списокиспользованной литературы
1. Коздов А.Е.Конституционноеправо России. — М.: Изд. БЕК, 1996. — 464 с.
2. Лазарев В.В.Конституционноеправо. — М.: Изд. Новый Юрист, 1998. — 544 с.
3. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации./ Под ред. Кудрявцева Ю.В. — М.:Изд. Юрист, 1997. — 274 с.
4. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Окунькова Л.А.- М.: Изд.Юрист, 1995. — 346 с.