Статус окружного суда и судей

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ХАБАРОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПАРВА
Тема №1
«СТАТУСОКРУЖНОГО СУДА И СУДЕЙ»

ТЕМА №1
СТАТУСОКРУЖНОГО СУДА И СУДЕЙ
СУД — это органгосударства, охраняющий от всяких посягательств на интересы господствующегокласса, путем осуществления правосудия, применения мер государственногопринуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.
Суд возникает вместе с государством,но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизмаи образования специального государственного аппарата.
ОБЩИЕПРАВИЛА:
 
Власть судебнаяпринадлежит:
мировым судьям, съездаммировых судей, окружным судам, и судебным палатами. Правительствующему сенату — В качестве верховного кассационного суда.
Мировые судьи состоят поуездам и городам. Уезд с находящимися в нём городами составляет мировой округ.
Столичные городаСанкт-Петербург и Москва разделяются каждый на несколько мировых округов,состоящих из двух или более частей города.
Мировой округ разделяетсяна мировые участки, число которых определяется особым расписанием.
В каждом мировом участкенаходится участковый мировой судья.
В мировом округе, кромеучастковых, состоят также почётные мировые судьи.
Собрание как почётных,так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляет высшуюмировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. В этом съездепредседательствует один из мировых судей по собственному их избранию.
Должности мирового судьиприсваиваются: особый знак его звания и особая печать.
ОБОКРУЖНЫХ СУДАХ:[1]
Окружной суд учреждаетсяна несколько уездов и состоит из председателя и членов.
Окружные суды могут бытьразделены на отделения.
В разделённых такимобразом судах для постоянного исполнения обязанностей председателя в техотделениях, в которых он не присутствует, состоят товарищи председателя.
Судебные следователи,считаясь с членами окружного суда, состоят в назначенных для каждого из нихучастках.
Число окружных судов и ихотделений, пространство их округов и число участков судебных следователейустанавливаются особыми расписаниями, а число членов окружного суда и судебныхследователей определяется штатами.
Окружные судыобразовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численностинаселения и объема работы. Председатели и члены этих судов назначалисьимператором по представлению министра юстиции, который, представляя кназначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судейтого суда, где предстояло работать назначаемому. К претендентам на судейскиедолжности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования какобразование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречностьрепутации и т.д. Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.
Еще более значительнойгарантией независимости судов стал принцип несменяемости судей, закрепленныйст. 243 учреждения судебных установлений. Согласно этой статье, председатели ичлены окружных судов и судебных палат не могли быть уволены или переведены содной должности на другую без их согласия, кроме как по приговору суда. Всепостоянные, профессиональные члены окружного суда и судебной палаты, такназываемые коронные судьи, назначались императором по представлению министраюстиции. Для назначения на должность члена окружного суда необходимо было иметьвысшее юридическое образование и стаж работы в суде или прокуратуре не менеетрех лет, а в звании присяжного поверенного – 10 лет. Для более высокихдолжностей стаж увеличивался. Это имело большое значение для развития царскойимперии как правового государства. Судьи были не зависимыми, а процессыоткрытыми для общественности. Русская юстиция могла тягаться в сравнении синтернациональными масштабами. Большинство судей оказались действительно не зависимыми.
Учреждением судебныхустановлений в ст.237 и 239 предусматривалось, что основой внутреннейсамостоятельности судей служат прочность судейских должностей и равенствосудей: у них не может быть начальников; члены всех судебных инстанций как судьиравны между собой, а сами судьи различаются только по степени власти – судыпервой и высших инстанций.
Прогрессивными были итакие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальностьсуда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только передсудом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Губернатор уже немог, как раньше, арестовать судью за несоответствующий его представлению озаконе приговор, а подсудимые и потерпевшие, истцы и ответчики были избавленыот необходимости задабривать судебных чиновников.
В составе окружных судовобразовывались, в зависимости от количества судей, присутствия, в некоторыхкрупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и более. Им былоподсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлений –дела о преступлениях, которое не могли рассматриваться местными судебнымиустановлениями. К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных игражданских дел по первой инстанции.
Иногда окружные судамприходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировыхсудей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.
В зависимости отособенностей конкретного дела, опасности и сложности преступления законпредусматривал возможность образования коллегий в разных составах. В однихустановленных законом случаях дела рассматривались в окружных судах коллегиямив составе трех профессиональных судей, в других — профессиональными судьями сучастием сословных представителей, а в третьих-профессиональными судьями сучастием присяжных заседателей.
ОКРУЖНОЙ СУД в России в1864.1917гг. — одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывалисьобычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объемаработы. Председатели и члены судов назначались Императором по представлениюминистра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен былсчитаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работатьназначаемому. К претендентам на судейские должности по закону предъявлялисьжесткие и многочисленные требования (образование, стаж работы, наличиеопределенного имущества, безупречность репутации и т.д.). Срок полномочий длясудей этого уровня не устанавливался. В составе О. с. образовывались, в зависимостиот количества судей, присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствийбыло несколько, кое-где шесть и более). Им было подсудно большинство дел,отнесенных к компетенции общих судебных установлении. К основному их полномочиюотносилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. ИногдаО. с. приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездаммировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.
О СУДЕБНОЙРЕФОРМЕ 1984 ГОДА
В 1864 г. последлительной подготовки были утверждены и вступили в силу основополагающие акты,составляющие российскую судебную реформу: Учреждения судебных установлений,Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав онаказаниях, налагаемых мировыми судьями. Эта реформа провозгласиладемократические принципы судоустройства и судопроизводства: независимость иотделение суда от администрации, его всесословность, равенство всех передсудом, институт присяжных заседателей; прокурорский надзор; несменяемость судейи следователей, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).
Обновленная судебнаясистема состояла из местных и общих судебных органов. К местным относилисьволостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим — окружные суды исудебные палаты.
Окружные суды создавалисьв специальных судебных округах и состояли из председателя и других членов,назначаемых императором по представлению Министра юстиции. Для замещения этихсудебных должностей необходимо было соответствовать целому ряду требований.
Окружной суд состоял изгражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение из двух частей —коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менеетрех коронных судей (председатель и два члена).
Окружным судам былиподсудны все, за редким исключением, уголовные дела, неподсудные мировымсудьям. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания,сопряженные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривалисьокружным судом с присяжными заседателями. По гражданским делам окружным судамбыли подсудны дела, сумма иска которых превышала 500 руб.
Кандидаты в присяжныезаседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых стоялпредводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они должны былисоответствовать имущественному, возрастному (от 25 до 70 лет) цензу, цензуоседлости (два года) и другим требованиям. Имущественный ценз предполагалвладение землей площадью не менее 100 десятин или другим имуществом стоимостьюот 500 до 2 000 руб., или наличие жалованья (либо дохода) от 200 до 500 руб. вгод. Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились толькочлены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты. Закон специальнооговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении участных лиц (т. е. рабочие люди), в списки не вносятся.
Судебная реформа 1864года была направлена на создание независимого судейского корпуса, состоявшего изсудей, подчинявшихся в своей деятельности только закону, и осуществляющих вкачестве своей профессиональной деятельности исключительно судейское дело.Независимость судей в первую очередь обеспечивалась при помощи грамотнойсоциальной политики государства. Учреждением судебных установлений для всехсудей и членов их семей было определено высочайшее, по тем временам,материальное обеспечение и не менее высокое социальное обеспечение. Впервые в качествесубъекта социальной защиты судей были упомянуты члены их семей.
Следует признать, чтосудебная реформа 1864 года существенно повысила социальный статус профессиисудьи. Эта специальность становится по-настоящему престижной, востребованной иуважаемой в Российской Империи. В результате такой «социальной революции»судебная система была сформирована лучшими представителями научнойинтеллигенции – «новым дворянством». Многовековая идея о честном, быстром ипрофессиональном суде получила свое реальное воплощение. Судьи того периода,были, действительно, независимы в своей деятельности и осуществляли правосудиев строгом соответствии с общим разумом закона. Такие колоссальные результатыявились прямым следствием абсолютно правильной социальной политики государства,направленной на обеспечение высокой социальной защиты судей и работниковаппаратов судов.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛЕТИРАТУРЫ
1. «Учреждения судебных установлений»от 20 ноября 1864 года.
2. Виленский Б. В. Судебная реформа иконтрреформа в России. – Саратов, 1969 год.
3. Ю.С. Коренева. Становление и развитие социальной защиты судей в РоссийскойФедерации. 2005
4. Ю.П. Титов. Хрестоматия по историигосударства и права России.
5. Ефимова Н.Н. Судебная реформа вРоссии: традиции, новации, проблемы. Государство и право. 1996 год.