Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания населения

ПЛАН
Введение
1. Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания населения
2. Анализ практики учреждений социального обслуживания населения
3. Рекомендации по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема дипломной работы была выбрана не случайно. Это связано с тем, что на протяжении всего обучения в Институте Молодежи, автор так или иначе сталкивался с деятельностью учреждений социального обслуживания, но экономические основы этих учреждений мы не затрагивали. Поэтому автор решил рассмотреть эту тему более подробно в своей дипломной работе. Следует сказать и о том, что данная работы является попыткой классификации учреждений социального обслуживания.
Актуальность темы дипломной работы была обусловлена тем, что в современном обществе, которое за последнее время было подвержено реформам в экономической, политической и социальной сферах существенно увеличилась потребность в социальных услугах, следовательно и в учреждениях социального обслуживания.
Становление и развитие социальных служб в России началось с конца 80-х начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь. Затем появились службы срочной социальной помощи. Территориальные центры социальной помощи семье, детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям оставшихся без попечения родителей. Динамику развития учреждений социального обслуживания можно увидеть в Приложении №1
Результаты проведенной работы будут полезны при организации служб социальной защиты, оказывающих различные социальные услуги в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является система социального обслуживания.
Предметом исследования – экономическая деятельность учреждений социального обслуживания.
Целью работы является осмысление существующей экономической деятельности учреждений социального обслуживания и разработки рекомендаций для них.
Были сформулированы следующие задачи, которые стоят перед автором, а именно:
1. Определение понятия некоммерческие организации.
2. Анализ законодательных актов, касающихся деятельности учреждений социального обслуживания Российской Федерации в качестве некоммерческих организаций.
3. Анализ практики экономической деятельности учреждений социального обслуживания и выработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
Таковы цели и задачи данного исследования, выбранные для изучения в данной дипломной работе.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Некоммерческие организации – это профессиональные объединения и творческие союзы, добровольные общества и благотворительные фонды, а также ассоциации, советы, клубы, союзы. Также к ним относится огромная сфера жизни общества, которая отличается от государственных и бизнес структур. Она составляет независимую сферу организованных гражданских инициатив, направленных на совершенствование жизни общества без затребования на эти цели бюджетных ассигнований осуществляемых вне зависимости от материальной выгоды от этой деятельности для себя лично. Именно благодаря последней своей черте-альтруизму – некоммерческие организации в состоянии осуществить те проекты, которые могут быть отвергнуты коммерческим сектором в силу нерентабельности.
Таким образом, цель некоммерческих организаций – прежде всего направление инициативы “снизу” в социально-полезное русло. Этим и создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения “всеобщих государственных” интересов и интересов частных, индивидуальных – через форму интереса определенных общественных групп – в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского общества.
Подтверждение этому – успехи деятельности некоммерческих организаций, например, в США. Наибольшая активность работы некоммерческих организаций США наблюдается в деле охраны окружающей среды, обеспечении быта бездомных, улучшении условий жизни в труднодоступных местностях, медицинских исследованиях, организации образования за счет пожертвований в благотворительные фонды, создании и поддержании религиозных общин.
Таким образом, некоммерческие организации одинаково нужны и государству и бизнесу, так как они дополняют их, очеловечивают и уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Грамотные, эффективно работающие и обеспеченные ресурсами некоммерческие организации нужны самому обществу, чтобы возникающие в нем проблемы и потребности могли решаться силами гражданских инициативы, не дожидаясь выделения на эти цели средств из госбюджета.
После революции 1917 года традиции благотворительной инициативы России были утрачены, государство не санкционировало создание независимых гражданских организаций. А те же организации, которые создавались, и, казалось, относящиеся к независимому сектору (спортивные и физкультурно-оздоровительные, научные; объединения в области культуры и искусства, профсоюзы, дома для детей и престарелых) создавались, функционировали за счет государства и под его контролем, являлись воплощением государственной политики. В отсутствие гражданского общества в СССР не существовало традиций независимых гражданских организаций, и государство не санкционировало их создание, за исключением большого количества огромных бюрократических организаций, которым особо не требуются ни доверие ни легитимность.
Условиями формирования гражданского общества в России 90-х годов явились: отмена и резкое сокращение централизованного финансирования социокультурной и гуманитарной областей и, как следствие, необходимость самоспасения науки, искусства, культуры, образования, просвещения; резкое ухудшение уровня жизни, потребность в спасении и самоспасении нуждающихся в помощи групп населения. Принятие закона СССР “Об общественных объединениях 9 октября 1990 года” также сыграло свою роль. Этот закон санкционировал создание следующих общественных объединений: политических партий, массовых движений, молодежных детских организаций, научных, культурно-просветительских и др. обществ и объединений граждан. Все это сейчас способствует созданию и развитию некоммерческого сектора в России, включая благотворительные и общественные организации, а также политические партии, профсоюзы, научно-технические и т.п. организации. Они создаются для решения крупных социальных проблем и человеческих нужд через предоставление людям возможности участвовать в улучшении благосостояния их сообществ. Вместе с этим встает ряд вопросов общего и финансового управления некоммерческими организациями, так как Россия не имеет того опыта управления, как например, богатейший опыт США и Британии. В России до сих пор не создана хорошая правовая база для функционирования таких организаций, практически отсутствует литература, связанная с вопросами налогообложения, юридической практикой, методами управления, проблемами финансирования в некоммерческих организациях, имеющих целый ряд отличий от своих аналогов за рубежом. Большинству российских некоммерческих организаций не достает профессионализма и навыков управления, сбора финансовых средств для их деятельности. Не выработаны эффективные способы взаимодействия некоммерческих организаций и государственных структур управления, бизнеса, а также средств массовой информации. Отсутствует полноценная база данных организаций, работающих в некоммерческих сферах.
Государственная финансовая поддержка
Взаимоотношения некоммерческих организаций и государственных органов довольно сложны. Государственные социальные службы, привыкшие за долгие годы к монопольному праву на заботу, с появлением некоммерческих организаций стали относится к ним с недоверием и подозрительностью. Необходимость сотрудничества и взаимопонимания обе стороны стали понимать только в 1991-1992 годах. К этому моменту государственные органы уже не в состоянии были самостоятельно справляться со всеми проблемами, благотворительные организации лишились большого количества спонсоров, которые, попав в кризисную ситуацию, не имели больше возможности поддерживать некоммерческие проекты.
И все же гарантами финансовой стабильности российской благотворительности остаются прежде всего хорошие связи руководителя в государственном аппарате, на уровне федеральных и местных властей. Это позволяет надеяться на получение государственной денежной помощи.
Государственное финансирование является особенно важным в тех случаях, когда цели некоммерческой организации не столь привлекательны для частных доноров, или когда работа не дает немедленной видимой отдачи или при необходимости осуществления финансирования в течение всего года, так как фонды и частные доноры предпочитают начальное финансирование, новаторство и новые идеи.
Можно выделить несколько типов государственного финансирования[1]:
Целевые правительственные гранды – безвозмездно дающие средства для определенных действий, указанных некоммерческой организацией.
Совместное финансирование организаций – не является формой прямого государственного финансирования. Правительство и некоммерческая организация вкладывают средства в проект, который управляется совместно. Это партнерство, где каждая сторона полагается на другую в поддержании жизнеспособности проекта.
Контракты на предоставление услуг, которые должны предоставлять некоммерческие организации, заключаются на конкурсной основе. Конкурс проводится по строго определенной процедуре, при которой организации честно соревнуются за право заключить контракт.

Коммерческая деятельность.
Некоммерческие организации могут заниматься также и коммерческой деятельностью, например, создавать при себе малое предприятие. Кроме того, возможными видами коммерческой деятельности для некоммерческих организаций являются сдача в аренду помещений и другого имущества, а также такие пассивные формы предпринимательства, как доход от депозитных вкладов или акций.
Сбор денежных средств, пожертвований.
Один из самых доходных методов обеспечения собственного финансирования для некоммерческих, особенно благотворительных организаций. Обычно осуществляется по двум направлениям: сбор разовых пожертвований на какие-то мероприятия, которые проводятся благотворительной организацией, или обращение к людям с большим капиталом за долгосрочной поддержкой, взносами. Можно обозначить еще несколько возможных источников получения средств:
· продажа билетов на концерты, обеды, вечеринки, спортивные мероприятия и прочее;
· возможно просить пожертвования вместо цветов в память о ком-либо;
· надо писать заявки на грант фондам, коммерческим, религиозным организациям.
Подводя итоги можно сказать, что государственное финансирование социальной сферы в сложившейся экономической ситуации совсем незначительно, к тому же в России не существует пока программы правительственных грандов, контрактов или соглашений, а получить от государства режим наибольшего благоприятствования (льготы, выделение помещений) практически невозможно. Поэтому некоммерческим организациям, особенно новым достаточно трудно рассчитывать на государственную поддержку.
Если говорить о коммерческой деятельности, то этот способ зарабатывания денег кажется наиболее выгодным. Но, к сожалению, лишь 5% организаций, начавших заниматься коммерческой деятельностью имеют на этом поприще успех.
Причина лежит в неподготовленности, дилетантстве руководителей благотворительных организаций в сфере бизнеса, недостаток юридических, экономических знаний, отсутствие консультационных служб для некоммерческих организаций.
Важным этапом в развитии некоммерческих организаций в современных условиях явилось принятие в 1996 году Федерального Закона “О Некоммерческих организациях” Согласно данного Закона некоммерческой организацией является организация,не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Формы некоммерческих организаций[2]
1. Общественные и религиозные организации (объединения) [3]
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
2. Фонды[4]
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
3. Некоммерческие партнерства[5]
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
4.Учреждения[6]
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
5. Автономная некоммерческая организация[7]
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
6.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [8]
Коммерческие организации в целях координации их
предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.
Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).
Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Имущество некоммерческой организации
Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги
и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности
или в бессрочном пользовании земельные участки.
Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Источники формирования имущества некоммерческой организации
1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников,
членов);
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям,
другим ценным бумагам и вкладам;
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
другие не запрещенные законом поступления.
Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов
некоммерческих организаций отдельных видов.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. [9]
Учреждения социального обслуживания являются одной из форм некоммерческих организаций и на них распространяются все положения Федерального Закона “О Некоммерческих организациях” в части основ их некоммерческой деятельности. Более подробно их экономические возможности определены Федеральным Законом “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.
Попробуем провести классификацию учреждений социального обслуживания:
Системная классификация:
Система состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания[10], являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации является государственной системой социальных служб.
К муниципальной системе служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. (коммерческие и некоммерческие организации)
По источникам финансирования:
Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование муниципальных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги;
благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.
Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания имеет специфику в зависимости от содержания их деятельности, от типов учреждений.
Экономическая деятельность имеет специфику для:[11]
1. Комплексных центров социального обслуживания населения;
2. Территориальных центров социальной помощи семьи и детям.
3. Центров социального обслуживания.
4. Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
5. Центров помощи детям, оставшимся без попечительства родителей.
6. Социальных приютов для детей и подростков.
7. Центров психолого-педагогической помощи населению.
8. Центров экстренной психологической помощи по телефону.
9. Отделений социальной помощи на дому.
10. Домов ночного пребывания
11. Специализированных домов для одиноких престарелых.
12. Стационарных учреждений социального обслуживания.
13. Геронтологических центров.
14. Иных учреждений, предоставляющих социальные услуги.
Экономические учреждения социального обслуживания различаются также в зависимости от видов социального обслуживания.
К основным видам социального обслуживания следует отнести[12]:
1. Материальную помощь, представляемую в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости, а также специальных транспортных средств, профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Социальный патронаж, осуществляемый в отношении граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим работоспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью и инвалидностью, представляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют услуги по уходу за детьми.
3. Социальное обслуживание в стационарных условиях, осуществляемое в отношении граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
4. Предоставление временного приюта осуществляемое для граждан без определенного места жительства и занятий, безнадзорных детей и подростков, других нуждающимся в этой помощи лицам.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального обслуживания.
6. Консультативная помощь, предоставляемая гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.
7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилитационную работу с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно-опасным поведением.
Иными словами, социальное обслуживание призвано способствовать клиентам в решении возникших у них социальных проблем, в восстановлении или усилении их способности к самообеспечению и самообслуживанию, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Большие особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения определяются их функциями.
Основными функциями социального обслуживания являются[13]:
1) функция социальной помощи, которая включает:
– выявление, учет семей и отдельных лиц наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание им ее и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
– профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
– надомные услуги семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;
– содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного образования вследствие временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
2) функция консультирования, которая включает:
– консультирование специалистов (юристы, социологи, педагоги, врачи, психологи и т.д.)
– участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
– подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-национальный всеобуч.
3) функция социального проектирования и реабилитации, которая включает:
– социальную, медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
– медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих.
4) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках, которой выделяются три относительно самостоятельных направления:
– предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
– распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний
– изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций, потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
5) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов. В этой связи предусматривается:
– участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
– формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровнях, бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью профессиональной реабилитационной, психологической, и иной помощи населению в стрессовой ситуации.
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Во второй главе данной дипломной работы автор анализирует практику учреждений социального обслуживания и их экономическую деятельность. Для этого были выбраны два учреждения социального обслуживания. Это Химкинский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр экстренной психологической помощи “Телефон доверия” Химкинского района.
1. Химкинский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями открылся 15 августа 1996 года. В районе 420 детей-инвалидов, и Центр предназначен для них. Центр является муниципальным учреждением социальной защиты населения.
В своей работе они видят 2 основные цели:
Первая: Создание таких условий, которые позволили бы каждому ребенку реализовать свои возможности, повысить уверенность в своих силах, отказаться от самоизоляции и налаживать тесные контакты с другими детьми.
Вторая: Необходимость помощи окружающим (родителям, другим членам семьи, родственникам, соседям и т. д.) принимать инвалидов такими, какие они есть, уважать их, относиться к ним доброжелательно.
К сожалению, инвалидность в нашей стране понимается как личная трагедия родителей, самого инвалида, несчастье для всей семьи. Семья практически остается один на один со своими проблемами. Для таких семей вероятность распада очень велика. И чем тяжелее ребенок болен, тем чаще мать остается одна с ним.
В жизни семей, имеющих детей-инвалидов, выделяются типичные “критические ситуации”[14].
1. Ситуация появления (рождения) больного ребенка, когда у родителей возникают страхи и неуверенность в отношении воспитания и лечения ребенка, когда они начинают “скрывать” возникающие в связи с этим проблемы, ограничивают контакты ребенка с окружающими, способствуя его социальной деградации.
2. Ситуация, когда родители понимают, что ребенок к началу школьного обучения не может учиться в общеобразовательной (массовой) школе.
3. Ситуация, когда у ребенка в подростковом возрасте возникают проблемы, связанные с половым созреванием, и организацией на этой основе межперсональных контактов.
4. Ситуация, когда по мере завершения школьного обучения возникают трудности в отношении получения профессиональной подготовки и трудоустройства.
В своей деятельности Центр руководствуется Положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Надо сказать, что Центр является юридическим лицом, может иметь самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.
Фактически же Центр не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского комитета социальной защиты населения, также у Центра нет расчетного, валютного и внебюджетного счета. Но он все же является юридическим лицом так как у него есть бюджетный счет.
Таким образом, Центр вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком на суде, арбитражном и третейском судах.
Глава Администрации Химкинского района как учредитель Центра имеет исключительную компетенцию в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Отношения меду Центром и учредителем определяются договором.
Право Центра на включение в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, которая подтверждается соответствующим свидетельством.
Центр, как и любая другая организация может, иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях. На самом деле филиалы только в планах, но Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, психологической помощи на дому, отделение дневного пребывания, отделение социальной помощи на дому, отделение медико-социальной реабилитации, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей.
Данные отделения также как и сам центр не имеют самостоятельного баланса и собственного счета в банковских учреждениях. Все структурные подразделения в своей деятельности починяются директору Центра.
Центр имеет право оказывать платные услуги, российским и иностранным физическим и юридическим лицам в пределах своих уставных задач.
А также, по согласованию с учредителем, создавать филиалы, производственные и иные подразделения, временные творческие коллективы, совместные предприятия, вступать в договорные отношения с иностранными физическими и юридическими лицами и контрагентами в добровольные объединения;
привлекать на договорной основе к учебной, консультативной и иной деятельности, вытекающей из уставных задач центра, научных и практических работников, как России, так и зарубежных;
самостоятельно распоряжаться своим имуществом, приобретать продукцию производственно-технического назначения, автотранспорт, лечебно-профилактическое оборудование, ТСО, информацию и ее носителей у российских и зарубежных юридических лиц, а также представлять заявки по централизованно распределяемым видам продукции;
пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами;
арендовать или приобретать помещение для проведения уставной деятельности;
получать от российских и иностранных физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, относящиеся к основным фондам;
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, а также иные виды деятельности не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Фактически же Центр не оказывает платные услуги, не пользуется кроткосрочными и долгосрочными кредитами и, к сожалению, не осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Непосредственное руководство Центром осуществляет директор.
Директор без доверенности действует от имени Центра, представляет его во всех учреждениях, предприятиях, организациях, как в РФ, так и за рубежом, в соответствии с законодательством РФ и Положением о Центре, распоряжаясь в установленном порядке имуществом Центра, выдает доверенности, заключает договора, в том числе трудовые контракты, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться средствами.
Также директору Центра разрешено:
– утверждать штатное расписание и устанавливать должностные оклады, ставки без соблюдения средних окладов.
– устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах единого фонда оплаты труда.
– устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение сфер обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей ) за счет и в пределах единого фонда оплаты труда
– применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряд, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда.
– определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда за счет и в пределах единого фонда оплаты труда.
В Центре директором утверждается положение о премировании, положение о надбавках и доплатах и положение об использовании фондов социального и культурного развития.
Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.
Штатное расписание Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями представлено в Таблице №1
Таблица №1
Штатное расписание на 1998 год
ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
АППАРАТ ЦЕНТРА
Наименование должности
Кол-во штатн. Единиц
Разряд

Надбавка*
Надбавка**
Месячный фонд з/платы

Оклад
%
сумма
%
сумма

Директор центра
1
16
490,2
15
73,53

563,73
Замдиректора по АХЧ
1
15
441,6
15
66,24

507,84
Кладовщик
0,5
2
100
15
15

57,5
Секретарь
машинистка
1
3
116,4
15
17,46

133,86
Техник
1
6
146,4
15
21,96

168,36
Подсобный рабочий
1
2
100
15
15

115
Гардеробщик
1
1
90
15
13,5

103,5
Вахтер
2
2
100
15
15

230
Рабочий по комплексному обслуживанию здания
1
6
146,4
15
21,96

168,36
Сторож
3
2
100
15
15

345
Уборщик служебных помещений
2
2
100
15
15

230
Водитель 1 класса
2,5
10
239,4
15
35,91

688,275
Итого:
17

289,5

431,93

3311,425

Отделение дневного пребывания
Наименование должности
Кол-во штатн. Ед-ц
Разряд
Оклад
Надбавка*
Надбавка**
Месячн. фонд з/платы

%
сумма
%
сумма

Зав.отделением –зам.директора
1
14
390,6
15
58,59

449,19
Учитель-дефектолог
2,5
12
306
15
45,9

879,75
Учитель-дефектолог
0,75
8
187,2
15
28,08

161,46
Логопед
1,5
10
239,4
15
35,91

412,97
Воспитатель группы ” Особый ребенок”
1
12
306
15
45,9

351,9
Воспитатель группы ” Особый ребенок”
1
7
165,6
15
24,84

190,44
Воспитатель группы ” Соц.адаптации”
1
8
187,2
15
28,08

215,28
Воспитатель группы “Соц.адаптации”
0,5
10
239,4
15
35,91

137,66
Учитель по ритмике
1
14
390,6
15
58,59

449,19
Муз. Руководитель
1
13
345,6
15
51,84

397,44
Итого
11,25

3169,8

3645,27
Отделение психолого-педагогической помощи
Зав.отделением
1
14
390,6
15
58,59

449,19
Психолог
2
11
270,6
15
40,59

622,38
Соц.педагог
2
10
239,4
15
35,91

550,62
Соц.работник
2
7
165.6
15
24,84

380,88
ИТОГО
7

1741,8

261,2

2003,07

Отделение медико-социальной реабилитации
Зав.отделением
1
14
390,6
15
58,59
30
117,18
566,37
Врач физиотерапевт
1
13
345,6
15
51,84
30
103,68
501,12
Врач педиатр
1
13
345,6
15
51,84
30
103,68
501,12
Врач по лечебной физкультуре
1
13
345,6
15
51,84
30
103,68
501,12
Инструктор ЛФК
1
8
187,2
15
28,08
30
56,16
271,44
Наименование должности
Кол-во штатн. Ед-ц
Разряд
Оклад
Надбавка* Надбавка**

Месячный фонд з/платы

%
сумма
%
сумма

Инструктор по физкультуре
1
8
187,2
15
28,08

215,28
Тренер-преподаватель
0,5
10
239,4
15
35,91

137,66
Тренер-преподаватель
0,5
8
187,2
15
28,08

107,64
Учитель информатика
1
14
390,6
15
58,59

449,19
Медсестра для ванн
1
7
165,6
15
24,84
30
49,68
240,12
Медсестра по массажу
1
9
211.8
15
31,77
30
63,54
307,11
Медсестра галокамеры
1
8
187,2
15
28,08
30
56,16
271,44
Медрегистратор
1
4
127,2
15
19,08
30
38,16
184,44
Санитарка
2
3
116,4
15
17,46
30
34,92
337,56
Педагог дополн. Образования
1,5
7
165,6
15
24,84

285,66
Педагог доп. Образования
1,5
10
239,4
15
35,91

412,97
ИТОГО
17

3937,8

590,6

5290,23

Отделение диагностики социальной дезадаптации.

Зав.отделением
1
12
306
15
45,9
30
91,8
443,7
Специалист по соц. раб.
5
10
239,4
15
35.91
30
71.82
1735,65
Психолог
1
11
270,6
15
40,59
30
81,18
392,37
ИТОГО
7

1773,6

266,04

2571,72
ВСЕГО ПО ЦЕНТРУ
59.25

13502,5

2063,4

1210.86
16821,72
Надбавки установлены согласно :
· * – приказа МЗ РФ от 20.02.95 г. № 35 см Приложение 2
· ** – постановление МТ РФ от 08.10.92г. № 18 см. Приложение 3
Педагогический и медицинский работник данного Центра имеет право на:
социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ, и дополнительные льготы, представляемые медицинским и педагогическим работникам в регионе;
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию;
на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск
на получение пенсии по выслуге лет в порядке, установленном законодательством РФ.
Педагогические и медицинские работники данного Центра всеми вышеперечисленными правами пользуются.
Центр установливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок, доплат, выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.
Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты. Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов на содержание соответствующего отделения Центра.
Такой центр конечно же нуждается в постоянном финансировании. Финансирование осуществляется Учредителем в соответствии с постановлением Главы Администрации Химкинского района, Положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденного постановлением Главы Администрации Химкинского района от 28.09.95 7 № 2058.
Финансовая деятельность Центра строится в соответствии с основными положениями, которые предусматривают переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам (лимит), комплексно отражающим целевую деятельность Центра (структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на медико-социальную реабилитацию, на образование, кадровую работу и т.д.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:
• бюджетные ассигнования
Бюджетные ассигнования Центра производятся согласно утвержденной учредителем годовой сметы расходов Центра. Перечисленные на расчетный счет Центра бюджетные ассигнования, в том числе неиспользованные в текущем году, изъятию не подлежат. Право распределения бюджетных финансовых средств по статьям сметы расходов принадлежит директору Центра по согласованию с учредителем.
• уставной фонд
К уставному фонду в данном случае денежные средства не относятся. А относятся лишь основные средства, то есть имущество, помещение, оборудование и т.д.
• средства, поступившие от родительской платы за дополнительные образовательные услуги (ИЗО, лепка, хореография, музыка, хоровые занятия, театр и т.д.)
Центр не предоставляет платные услуги. Таким образом, этот пункт на данный момент не может быть источником формирования имущества или финансовым ресурсом.
• собственные средства, получаемые от других источников, собственные средства Учредителя
• внебюджетные средства
К внебюджетным средствам в данном случае относятся не денежные средства а различные услуги организации учреждений. (например, оплачивают счета или покупают оборудование и т.д.)
• имущество, переданное Учредителю собственником или уполномоченным им органом
• доход, получаемый от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности
На самом деле Центр не получает дохода от предпринимательской деятельности. Таким образом этот пункт не может являться источником формирования имущества.
• кредиты банков и другие кредиты.
До сих пор Центр не пользовался долгосрочными и краткосрочными кредитами. Следовательно и этот пункт не может быть источником формирования имущества и финансовых ресурсов.
• другие источники в соответствии с действующим законодательством
Валютные средства, полученные Центром от внешнеэкономической деятельности, используются им в порядке, установленном законодательством РФ. Но центр не ведет внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, валютных средств от внешнеэкономической деятельности у Центра нет.
Администрация Химкинского района закрепляет за Центром на праве оперативного управления имущество согласно акту приема-передачи.
Центру также принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме ара, пожертвования, или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда. Являющиеся результатом его деятельности
Центра и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Центр самостоятельно распоряжается имеющимися внебюджетными финансовыми средствами. Устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основании решения аттестационных комиссий, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также штатное расписание по согласованию с учредителем.
Заработная плата (должностной оклад) работнику Центра выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом и должностной инструкцией. Выполнение работниками других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством РФ.
Центр вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду объектов собственности, закрепленных за Центром Учредителем, допускается только с согласия Учредителя и на условиях определенных договором между собственником и Центром или собственником и Учредителем.
Развитие материально технической базы Центра осуществляется в пределах бюджетных и собственных средств
Учредители выделяют средства не ниже определенных нормативов, действующих на данной территории.
Центр может вести предпринимательскую деятельность:
– реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центра;
– осуществление торговли покупными товарами и оборудованием,
– оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности
других учреждений предприятии организаций);
– приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.
Как уже говорилось раньше, Центр фактически не ведет предпринимательскую деятельность. Таким образом, Центр:
– не реализует и не сдает в аренду основные фонды и имущество Центра;
– не осуществляет торговлю покупными товарами и оборудованием,
– не оказывает посреднических услуг
– не приобретает акции, облигации и другие ценные бумаги и не получает доходов по ним.
Центр оказывает населению, предприятиям, учреждениям, организациям платные медицинские и образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам) в др.услуги.
Платные медицинские и образовательные услуги предоставляются по заявлениям граждан или письму-заявке предприятия (учреждения, организации) на основании согласованного и утвержденного Учредителем прейскуранта услуг.
Но практически Центр не предоставляет платные медицинские и образовательные услуги ни населению, ни предприятиям, так как в центр в основном обращаются те кто не может заплатить за те или иные услуги. Поэтому Центр предоставляет услуги бесплатно и только населению Химкинского района.
Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у Центра средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке, установленном законом.
Используя имеющиеся международные связи, Центр имеет право заключать юридические акты от своего имени с иностранными представителями как в Российской Федерации, так и заграницей.
Для расчетов с иностранными представителями Центр в установленном порядке может открывать валютные счета.
Центр может совместно с иностранными фирмами создавать на территории района совместные предприятия в порядке, установленном Российской Федерации. На данный момент совместных предприятий нет.
А при ликвидации Центра денежные средства и иные объекты собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели социальной защиты детей и подростков с ограниченными возможностями в соответствии с уставом Центра.
Благодаря Министерству труда и социального развития Центр неплохо оснащен. Много внимания уделяет Центру и Администрация района. В столь трудное в экономическом отношении для всей страны время нашлись деньги в местном бюджете и для ремонта здания, и на оснащение Центра, и на зарплату сотрудникам.
Центр активно сотрудничает со службами района. С Центром занятости по профессиональной ориентации подростков, с Комитетом по физкультуре и спорту по летнему отдыху спортсменов, проведению сборов. Налаживается связь с учебным центром по обучению и созданию рабочих мест для подростков-инвалидов.
2. Служба экстренной психологической помощи по “Телефону Доверия” в Химкинском районе была создана 01.11.1996 года как одно из подразделений центра “Семья” при Администрации Химкинского района.
Одним из важнейших вопросов организации деятельности “Телефона Доверия” является вопрос отбора кадров. Первые месяцы были направлены на подбор и обучение специалистов. Первоначально была написана образовательная программа для обучения телефонных консультантов, где основными задачами являлись:
– ознакомление с содержанием деятельности Службы ЭПП
– приобретение умения ориентироваться в кризисной ситуации абонента
– овладение навыками общения и выслушивания абонента
– приобретение знаний по часто встречаемым проблемам.
В отличие от западноевропейской модели “Телефоны Доверия” в России построены на профессиональной основе. Но, согласно тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников Центра ЭПП по телефону системы органов Министерства социальной защиты населения, оклад специалистов Службы никак не учитывает специфики работы на “Телефоне Доверия”, работы в напряженно-экстремальном режиме, и является символическим.
Люди обращаются на “Телефон Доверия” так как этот вид социальной помощи имеет ряд специфических особенностей:
– во-первых, так как Служба работает круглосуточно, абонент может обратиться в любое удобное для него время;
– во-вторых, анонимность, причем взаимная, и для обращающегося, и для дежурного, т.е. телефонные консультанты, работают под псевдонимами;
– в-третьих, не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было давления;
– четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь оказывается бесплатно.
Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача телефонного консультанта – помочь абоненту наметить пути решения внешнего и внутреннего конфликтов.
Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом и может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом.
На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным имуществом.
Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за счет:
– местного бюджета;
– областного бюджета на социальное обслуживания населения
– внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц, общественных организаций;
У Центра нет внебюджетного счета
– доходов от педагогической деятельности.
Центр не получает доходов от педагогической деятельности
Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет:
– местного бюджета
– областного бюджета на социальное обслуживание населения
Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет. На самом деле валютного счета у Центра нет.
Средства Центра состоят из:
– бюджетных ассигнований района;
– средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран;
– доходов от учебной деятельности.
Центр не получает доходов от учебной деятельности
Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц.
Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра.
Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг населению.
Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для деятельности Центра.
Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет персональную ответственность за организацию работы Центра.
Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями контракта и должностными обязанностями.
Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям.
6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы.
с 1 октября 1998 года – в размере 1,3 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
с 1 января 1999 года – в размере 1,7 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
с 1 июля 1999 года – в размере 2,0 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. [15]
Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.
Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.
При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов, предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда с вышеизложенным.
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
на 1998 год
ЦЕНТР
экстренной психологической помощи
Должность
Число едениц
Разряд
Оклад
Оплата в
соц. уч. 15%
Оплата за стаж в соц уч. 20%
Всего
Фонд зар.платы

Директор
1
16
490200
73530
98040 661770
661770
661770
Зам. Директора
1
15
441180
66177

507357
507357
Секретарь
1
4
113200
16980

130180
130180
Спец. Отдела
5
12
306000
45900

351900
1759500
ИТОГО: 81350580202587 98040 1651207 3058807
ИТОГО В ГОД: 36705684
Смета расходов – это финансовый план учреждения[16].
Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год.
В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для центра экстренной психологической помощи на 1998 год.
СМЕТА РАСХОДОВ
На 1998 г.
ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Статья

Статья 1.
36.705.684
Статья 2.
50.837.373
Статья 3.
20.899.000
Статья 4.
6.700.000
Статья 12.
77.020.000
Статья 14.
3.090.000
Итого:
1 195.252.057

Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы:
1.- Курсы повышения квалификации 3000000
– Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000
ИТОГО: 4200000
2.- Командировочные расходы 2500000
ИТОГО по ст.№4 6700000
Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. [17]
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой – по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2
В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Также некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:
– приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации
– приобретение и реализация ценных бумаг
– приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав
– участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право предоставлять платные услуги. Например,
– сдавать в аренду свободное помещение;

– осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;
– оказывать посреднические услуги;
– получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим
ценным бумагам
– предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;
– предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)
Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:
– нет самостоятельного баланса
– нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений.
– оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам
– создавать филиалы
– пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами
– сдавать в аренду свободное помещение;
– получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам
– осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;
– предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;
– оказывать посреднические услуги;
– предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)
А в учредительных документах Центра психологической помощи населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из
– бюджетных ассигнований из района
– средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран
– доходов от учебной деятельности.»
Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине.
Давайте представим, что данные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать эти центры.
Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное финансирование.
Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять населению платные услуги могут только с разрешения органов местного самоуправления.
Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать следующее:
1. Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах.
2. Стремится к частичной независимости от органов местного самоуправления.
3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в некоммерческих организациях за последние годы:
фандрайзер – специалист по сбору средств и привлечению ресурсов;
специалист по маркетингу – сотрудник, ответственный за взаимовыгодный обмен; “имиджмейкер” – ответственный за “лицо” некоммерческой организации во внешнем мире;
юрист – ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой организации; “интернетчик” – специалист по телекоммуникациям;
менеджер офиса – ответственный за организацию труда в офисе;
служба безопасности – охрана сотрудников и имущества некоммерческих организаций.
Эти новые “профессии” дополняют перечисленные ранее элементы оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и развития организации:
Формирование общественного мнения;
Социальная реклама и социальный маркетинг;
Правовое обеспечение;
Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с государством и бизнесом);
Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации;
Современная организация работы офиса.
Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор) учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт (технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса.
Часто используются:
– “совмещение” – сотрудники некоммерческих организаций кроме своих основных исполняют и некоторые новые обязанности (как правило, руководитель учреждения берет на себя функции фандрайзера и имиджмейкера); – привлечение оплачиваемых внешних консультантов;
– временное вовлечение внешних консультантов на добровольной основе; – использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки учреждения.
После образования некоммерческой организации само собой подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.) автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной “организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так. Некоммерческая организация – это не просто группа людей, объединенных некой идеей и миссией и разделяющих общие ценности.
Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считаются “вторичными” по отношению к основной деятельности некоммерческой организации. Но именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям требования.
Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся традиционно “оргразвивающими” сфер деятельности как
– уточнение миссии организации,
– стратегическое планирование,
– разработка проектов,
– подбор и расстановка сотрудников,
– сбор и привлечение средств,
– привлечение добровольцев,
– работа со средствами массовой информации и другие.
Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов, изменения отношений между различными участниками демократических преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления:
· социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и населением;
· социальный маркетинг и формирование общественного мнения;
· укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;
· развитие инфраструктуры ;
· подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др. Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет, стабильность любой некоммерческой организации в динамике в значительной степени зависят от того, насколько состояния и процессы ее внутренней жизни адекватны меняющимся условиям во внешней среде:
1. Оргструктура и ресурсный потенциал некоммерческой организации соответствуют масштабам и специфике ее деятельности;
2. Внутренние затраты на планирование оргразвития некоммерческой организации адекватны потребностям в адаптации функционально – должностной оргструктуры к изменяющимся условиям деятельности;
3. Внешняя оценка достигнутых результатов совпадает с внутренней самооценкой (процедурная обеспеченность, контроль, .)
4. Приоритетность новых целей и задач, не разрушающих миссию некоммерческой организации, адекватны остроте проблем целевой группы или зоны ответственности учреждения;
5. Взаимодействие с государством, бизнесом и другими учреждениями строится на осознанной взаимозависимости при решении социально-значимых задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из дипломной работы вытекает, что в настоящее время создана необходимая законодательная база для экономической деятельности учреждений социального обслуживания. Такой базой являются Гражданский Кодекс, Федеральный Закон “О некоммерческих организациях”, Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”
Анализ деятельности 2-ух учреждений социального обслуживания Химкинского района Московской области показал, что их Учредительные документы позволяют экономически обеспечивать выполнение Уставных задач. В то же время, в реальной практике эти учреждения не используют их возможности.
Для полной реализации необходимо:
1. Открыть расчетный, валютный и внебюджетный счет.
2. Вести самостоятельный баланс.
3. Осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью признаются:
– приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации
– приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав
– реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центров;
– осуществление торговли покупными товарами и оборудованием,
– оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности
других учреждений предприятии организаций);
– приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.
3. Предоставлять платные медицинские и образовательные и другие услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям.
4. Вести внешнеэкономическую деятельность. Следовательно, открыть валютный счет.
5. Пользоваться краткосрочными или долгосрочными кредитами.
6. Ввести новые должности.
Для большинства некоммерческих организаций в настоящее время остро стоит вопрос выживания и устойчивого развития в условиях кризисной экономики, меняющейся правовой среды, неустановившихся связей с государственными и коммерческими структурами.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Правовые акты, использованные в дипломной работе.
1. Конституция Российской Федерации, Москва: Юридическая литература, 1994 г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2-ух частях, часть1, Москва: Де-Юре, 1995 г.
3. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г //Российская газета от 19.12.95 г.
4. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. //Российская газета от 18.01.95 г
5. Федеральный закон Российской Федерации “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” от 6 марта 1998 г.
Список литературы
6. Адаптация человека к рынку (Материалы «круглого стола») //Экономист 1995 №6
7. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября,1992 г Москва / Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социально защиты населения Российской Федерации. –М.:1992
8. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. –М.: Политиздат. 1989 г.
9. Андреева Н. Социальные проблемы при рыночном хозяйстве: Научно практическая конференция.//Социальное обеспечение 1992 №8
10. Антология социальной работы в 5-ти томах Т.3 Социальная политика и законодательство в социальной работе /Составитель Фирсов –М.: Свагоръ –нвф СПТ 1995 г.
11. Баркер Р. Словарь социальной работы (перевод с англ.) -М.:1994 г.
12. Барулин В.С. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. –М.: Мысль, 1987.
13. Беличева С.А. Методика и практика социальной работы. // Российский журнал социальной работы 1995 №1
14. Бобков В.Н. Региональные программы социальной защиты населения. //Человек и труд 1996 №5
15. Бобков В.Н., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели. //Человек и труд 1996 №6
16. Введение документации на клиента в центрах социального обслуживания.// Российский журнал социальной работы 1996 №2
17. Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы -М.:1994 г.
18. Давидович В.Е. Социальная справедливость: Идеал и принципы деятельности. –М.: Политиздат. 1989г.
19. Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России. // Вопросы экономики 1996 №10
20. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы /Перевод с англ. яз. Под ред. Шапиро –МПО «Аспект пресс» 1995 г.
21. Захаров М.А., Тучкова Э.Г. «Азбука социального обеспечения» -М.:1987 г.
22. Зимин В.Г., Новиков А.И. О прожиточном минимуме и расчетах прожиточного минимума //Общество и экономика 1994г. № 5-6
23. Зубкова А., Яковлев Р. К балансированию политики доходов населения //Российский экономический журнал 1996 №11-12
24. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. -М.:“Финансы и статистика” 1995 г.
25. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. –М.: Политиздат. 1980
26. Краткий словарь по социологии – М.: Политиздат. 1988 г.
27. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – Спб.: «Питер» 1993г.
28. Ляшеко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. –М.:Наука.1995 г.
29. Наумова В.И. Система общественного потребления -Л.: Знание, 1976 г.
30. Общая теория финансов –М.: “Банки и Биржи” 1995г.
31. Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции. –М.: Институт социальной работы 1995 г.
32. Прошина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. –М.:1990 г.
33. Семья в России .– М.: НИИ Семьи 1998г №1
34. Советская социология – М.: Наука 1982 г.
35. Социальная работа – М.: Институт социальной работы 1997 г.
36. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. – М.: 1992 г.
37. Социальная работа и проблемы подготовки кадров/Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Отв. Ред. И.А.Зимняя. –М.: 1992 г.
38. Социальная роль сферы обслуживания в формировании и удовлетворении социальных потребностей. – Минск: 1975
39. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. –М.: Наука 1988 г.
40. Социальное обеспечение в Советском Союзе. –М.: 1936 г.
41. Социальное познание и управление. –М.: Мысль 1983 г.
42. Социальный справочник. – Киев: Политиздат 1996 г.
43. Теория и методика социальной работы в 2 ч. Ч-1, -М.: Изд.«Союз» 1994 г.
44. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования: Материалы российско-шведского семинара/ Ком. Социальной помои семье и детям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. – М.:1992 г.
45. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз технологии. –М.: Изд. РГСИ. 1992 г.
46. Услуги и их социально-экономическая роль. – М.: Прогресс, 1956 г.
47. Философский словарь / под. Редакцией И.Т. Фролова-5-е изд. – М.: Политиздат.1987
48. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. –М.: 1993 г.
49. Хромова К. «Я ему доверяю как себе»: о социальной помощи на дому. //Социальное обеспечение 1995 №1
50. Шапиро Дж. Насколько малы расходы на социальные нужды в России. //Экономика и организация производства. 1995 №1
51. Яковлев Р.Мамонтова Т. политика доходов и социальная защита населения. //Российский экономический журнал 1995 №10
52. Янкова З.А. Некоммерческий маркетинг и социальная работа сегодня. //Российский экономический журнал 1995 №1

Приложение №1

Виды учреждений социального обслуживания и
динамика их развития
Виды учреждений
Количество учреждений по годам

1993
1994
1995
1996
1997
Центры соц. обслуживания
321
565
800
1000
1200
Отделения дневного пребывания
180
320
500
750
850
Отделения соц. помощи на дому
7833
8829
10220
11670
12110
Службы срочной соц. помощи
635
1050
1500
1600
1700
Территориальные центры соц. Помощи семье и детям
36
147
292
360
420
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
7
41
114
180
260
Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
1
10
25
35
40
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями
10
40
85
115
180
Соц. приюты для детей и подростков
22
132
234
270
350
Центры психолого-педагогической помощи населению
3
22
65
110
150
Центры экстренной психологической помощи по телефону
5
24
50
85
110
Дома ночного пребывания
17
35
80
100
120
Геронтологические центры

5
15
25
40

Приложение №2
ПРИКАЗ
от 20 февраля 1995 года N 35
Об оплате труда работников здравоохранения
Российской Федерации
Раздел 6. Надбавки
6.1. Надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения устанавливаются в следующих максимальных размерах:
6.1.1. 80 процентов оклада (ставки)
(в размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы):
– старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи;
– врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям, в том числе состоящим в штате автотранспортных предприятий, выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных реанимационных гематологических бригад;
– врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (станций санитарной авиации).
В таких же размерах выплачиваются надбавки к часовым ставкам врачей-консультантов (врачей-специалистов), привлекаемых отделениями плановой и экстренной консультативной помощи (станциями санитарной авиации) для оказания экстренной консультативной медицинской помощи, с учетом их стажа непрерывной работы в учреждениях здравоохранения на врачебных должностях всех наименований, в т.ч. и по совместительству, за время выполнения указанной работы с учетом времени переезда;
– за врачами выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности главного врача станции скорой медицинской помощи и его заместителя, заведующих отделениями, подстанциями скорой медицинской помощи, а также за работниками из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам или старшего фельдшера подстанции скорой медицинской помощи, сохраняются надбавки в размерах, соответствующих стажу непрерывной работы в выездных бригадах;
– врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хосписов и постоянно действующих передвижных медицинских отрядов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6.1.1.1. Работникам противолепрозных (лепрозных) учреждений (подразделений) – в размере 10 процентов оклада (ставки) за каждый год работы.
Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 80 процентов, для других работников – 50 процентов;
6.1.2. 60 процентов оклада (ставки)
(в размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 15 процентов – за каждые последующие два года непрерывной работы):
– врачам и среднему медицинскому персоналу участковых больниц и амбулаторий, в том числе линейных, домов-интернатов всех типов, расположенных в сельской местности;
– среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов;
– заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также участковым терапевтам и педиатрам, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков;
– фельдшерам, работающим на территориальных терапевтических и
педиатрических участках в поликлиниках и поликлинических отделениях;
– врачам пунктов (отделений) медицинской помощи на дому;
– врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);
– врачам, в том числе председателям и главным экспертам, врачебно-трудовых экспертных комиссий.
6.1.3. 40 процентов оклада (ставки)
(в размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы):
– врачам-терапевтам цеховых врачебных участков, среднему медицинскому персоналу цеховых врачебных участков и домов (отделений) сестринского ухода.
6.1.4. 30 процентов оклада (ставки)
(в размере 20 процентов оклада (ставки) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы):
– всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме предусмотренных в подпункте 6.1.1 – 6.1.3. Положения.
6.1.5. Надбавки выплачиваются по основной должности исходя из оклада (ставки), установленной по разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки, без учета повышений за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, других повышений, надбавок и доплат.
6.1.6. Работникам, занимающим по совместительству штатные должности медицинского персонала в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, надбавки выплачиваются и по совмещаемым должностям в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей.
Приложение №3
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 1992 года N 18
Об установлении надбавок за продолжительность
непрерывной работы врачам, провизорам и другим работникам
учреждений здравоохранения и социальной
защиты населения

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1992 года Министерство труда Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации постановляет:
1. Установить надбавки за продолжительность непрерывной работы врачам и провизорам всех наименований, в том числе руководителям учреждений и структурных подразделений, которым такие надбавки ранее не устанавливались, а также другим работникам (специалистам, служащим, рабочим) учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за первые три года и 10 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за последующие два года непрерывной работы.
Максимальный размер надбавок не может превышать 30 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
2. Надбавки, предусмотренные настоящим Постановлением, применяются к ставкам и окладам работников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, установленным в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации.
3. Надбавки вводятся с 1 сентября 1992 года в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 года N 508 “О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения”.
4. Настоящее Постановление распространяется на соответствующие категории работников (не имеющих воинских и специальных званий рядового и начальствующего состава) воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы внешней разведки России, Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Размеры надбавок отдельным работникам указанных учреждений, предприятий и организаций устанавливаются этими министерствами и ведомствами применительно к размерам надбавок, предусмотренным настоящим Постановлением для аналогичных категорий персонала.
Министр труда
Российской Федерации Г.Меликьян
[1] Шапиро«Насколько малы расходы на социальн. нужды в России»//Экономика и организация производства
– 1995.- №10
[2] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” гл.2
[3] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.6
[4] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.7
[5] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.8
[6] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.9
[7] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.10
[8] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.11
[9] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.3
[10] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. “Об основах социального обслуживания населения а РФ” ст.4
[11] Григорьев С.И. Теория и методология социальной работы Москва.-1994 г.
[12] Социальная роль сферы обслуживания в формировании и удовлетворении социальн. потребностей Минск1975 г.
[13] Социальная работа Москва: Институт социальной работы 1997 г.
[14] Семья в России.- Москва НИИ семьи 1998- №1
1 Федеральный закон Российской Федерации “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” от 6 марта 1998 г.
[16] “Общая теория финансов” М: “Банки и Биржи” 1995г. стр. 130
1 Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. Москва: “Финансы и статистика” 1995 с.18.