Формирование режима личной власти Сталина Бюрократическая сущность

–PAGE_BREAK–После того, как Ленин окончательно превращается в «овощ», борьба за власть становится не столько очевидной, сколько неизбежной. Первым «тройку» атаковал Троцкий, возглавлявший «левую оппозицию». Он направил открытое письмо в ЦК, в котором раскритиковал бюрократизацию, и призвал к реорганизации управления страной, что, по сути, было мягким намеком на смещение Сталина и его сподвижников с ключевых постов. Его поддержали 46 видных большевиков того времени. «Тройка» держала удар, и практически сразу же выступления Троцкого и «46-ти» были осуждены в ЦК и политбюро, он был обвинен во фракционности и «личных амбициях». После того, как Троцкий попытался нанести удар при помощи публицистики, опубликовав статью «Уроки Октября», он был окончательно смещен со всех постов, но оставлен в партии, так как по-прежнему имел большой авторитет среди большевиков. Таким образом, Сталин выиграл этот виток борьбы за власть, ослабив и лишив практически всех инструментов давления своего противника. Все выглядит довольно просто и логично, если рассматривать борьбу Сталина и Троцкого, как шахматный поединок или спортивное соревнование. Но существовало также несколько других факторов, которые возможно и играли решающую роль в исходе борьбы. Многие, если не большинство, члены ЦК РКП(б), РКП(б), и весь разбухший бюрократический аппарат в целом, откровенно боялись победы Троцкого, так как во-первых, порывы к личной власти они видели именно в нем, во-вторых, его выступления против бюрократизации не устраивали сложившийся государственный аппарат, и в третьих, вчерашним революционерам и сегодняшним представителям новой политической элиты вовсе не импонировали безумные идеи Троцкого о невозможности построения социализма в отдельно взятом государстве, и необходимости экспорта революции на весь мир. Сталин же, был настоящим другом бюрократии, противником разжигания костра мировой революции и сторонником построения социализма в отдельно взятой стране. И даже притом, что в генеральном секретаре тоже усматривалось явное стремление к диктатуре, выбирая из двух зол, большинство партийцев и бюрократов поддерживали именно его, что ни в коем случае также не исключает и людей искренне поддерживающих Сталина и видевших в нем будущее партии. Отсюда следует, что на начальных этапах борьбы, скорее всего именно аппарат создал Сталина, но конечно и не без стараний последнего.
Существует версия, что в 1922 году приходу Иосифа Виссарионовича на пост генерального секретаря способствовала группа партийцев во главе с Зиновьевым и Каменевым, считавших его послушным и исполнительным человеком, который будет представлять их интересы в секретариате, без попыток лидирования, то есть опять же не он выдвигал себя, а его выдвигали. Невозможно сказать так это было или не так, но в данной версии определенно есть рациональные зерна. Впрочем, и от них Сталин избавился почти сразу же после смещения Троцкого. Сталин сближается с Бухариным, тем самым, разрушая союз с Каменевым и Зиновьевым. Последние, объединившись с Троцким, пытаются создать «объединенную оппозицию», но терпят фиаско, лишаются занимаемых постов и исключаются из партии. Их поражение можно объяснить усилившейся поддержкой Сталина аппаратом, а также его возросшим влиянием.
Далее генеральный секретарь сжигает последние мосты в союзе с Бухариным, и громит остатки оппозиции, снимая с должностей, исключая из партии, а в некоторых случаях репрессируя всех ее представителей. На все ключевые государственные посты он назначает преданных себе людей, и уже в конце 20-х начале 30-х окончательно формирует режим личной власти в стране. После этого, можно утверждать, что уже сам Сталин начинает формировать и менять систему, которая поддерживала его в период борьбы за власть. Таким образом, я прихожу к выводу, что победа Сталина не является исключительно его личной заслугой, а представляет собой сумму сложившихся обстоятельств и его личного вклада.
3. Предпосылки формирования культа личности
Под термином «культ личности» понимается возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах. Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и другое. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам личности выдающегося государственного деятеля начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам.
Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Хрущев в частности сказал: «Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны.» В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина-Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе. Развенчание культа личности Сталина можно считать закономерным явлением, потому что самоидентификация политической фигуры Хрущева происходила по модели «Я – не Сталин», что значительно более укрепляло позицию Никиты Сергеевича, чем, если бы он позиционировал себя, как Сталинский наследник. Справедливости ради стоит заметить, что развенчание и искоренение культа личности Сталина, ни коим образом не затронуло культ личности Ленина, который бережно продолжали поддерживать и сохранять вплоть до самого развала Советского Союза.
В настоящее время официально принято считать культ личности исключительно делом рук Иосифа Сталина и его ближайшего окружения, и представлять ситуацию таким образом, что «злодей» Сталин «промыл мозг» всем гражданам СССР, и чуть ли не заставил молиться сам на себя, как на идола и святого. Вместе с тем, официальный взгляд на данную проблему совершенно упускает из виду то, что, во-первых, Россия более половины тысячелетия не знала ничего другого кроме самодержавия, во-вторых, шел запоздалый и сложный процесс секуляризации общества и переход к светской модели устройства, и в третьих, в стране исторически полностью отсутствовали какие-либо демократические традиции, царил патернализм, который нельзя было взять и выкорчевать за несколько месяцев, лет, и даже десятилетий. Безграмотность населения оставляла желать лучшего. Таким образом, мы видим, что в обществе существовала совершенно отчетливая потребность в авторитаризме, самодержавии, и предмете обожествления, что в сумме с врожденными патерналистскими настроениями и безграмотностью неизбежно привело бы к культу личности, и не будь культа Сталина, был бы культ Ленина, Троцкого, Царя, Бога и т.д. И рассматривая положение вещей с данной точки зрения, можно предположить, что Иосиф Сталин прекрасно видел эту тенденцию, и, поставив свою фигуру в опустошенные революцией части народного сознания, он, прежде всего, удовлетворил спрос на культ, а не навязал его, как принято считать. Безусловно, Сталин имел в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой, то есть полный контроль над информацией. И все эти инструменты с большим усердием обслуживали его культ. Но, на мой взгляд, первопричиной этого служила именно потребность общества в культе и традиционной сакрализации лидера. Сталин воспроизводил архетип и нравственный облик царя, и эта роль гармонично вписывалась в привычные представления большинства народа о верховном правителе.
В атмосфере всего времени правления Сталина, модель государственного и культурного устройства, в восприятии масс, пришла в дореволюционную норму. Ленин воспроизводил образ верховного и мифического божества, Сталин – образ его наместника на земле и самодержавца, имеющего данное свыше право на абсолютную власть, а культ личности Сталина и догматичная идеология – заменяли религию. Таким образом, все расколотые элементы массового сознания, были искусно зацементированы и приведены в норму, если это можно так назвать.
Сложно судить о том, положительной или отрицательной была роль культа личности, и нельзя не признать, что он имел явные корыстные цели, перегибы и злоупотребления. Можно лишь указать на то, что подобные проявления, и та степень, до которой удалось вырастить культ, отчетливо свидетельствовали о недостаточной развитости Советского общества того времени. Следует также подчеркнуть, что культ личности в той или иной форме наблюдался практически в любой стране, прошедшей через революционный процесс и установление режима личной власти одного человека. Примером может служить революция во Франции, и возникший через некоторое время культ личности, пришедшего к власти, Наполеона Бонапарта.

Глава II. Бюрократическая сущность государства
1. Понятие бюрократии и бюрократия в России
Слово «бюрократия» происходит от французского слова bureau и греческого слова кратос, и дословно означает «Власть канцелярии». Под бюрократией понимается система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратом, но и сам этот аппарат и всех его представителей.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745 году. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне. В момент своего образования слово имело негативный смысл – и подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии, как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер, который предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
В России, система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровские времена. Когда в XVI веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника. Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.
Новый толчок развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, пытался заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно закрепить происходившие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата, как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 году повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.
Управленческий аппарат СССР унаследовал основные особенности бюрократии дореволюционной России. Советская администрация не превратилась в европейскую бюрократию, а сформировала в 1920–1930-е особый тип чиновничества – номенклатуру. Карьера члена номенклатуры зависела не столько от его деловых качеств, сколько от политической лояльности и от личных связей. Резко вырос сам штат управленцев, что, однако, не способствовало росту качества управления.
2. Формирование Советской бюрократии
В Советской России бюрократия развивалась способом, который Макс Вебер определил, как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Таким образом, вся бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера, которым на начальном этапе и послужил Владимир Ильич Ленин.
Формирование номенклатуры, как господствующего класса советского общества осуществлялось в три этапа. Сначала происходило создание деклассированной организации профессиональных революционеров — зародыша нового класса. Вторым этапом явился приход этой организации к власти. И окончательной стадией формирования новой управленческой прослойки явилась ликвидация ленинской гвардии сталинской номенклатурой.
После Октябрьской Революции произошли серьёзные изменения в государственном аппарате страны. Старое чиновничество было разогнано, так как, согласно коммунистической идеологии, старый аппарат подавления трудящихся должен был исчезнуть, и на его место должно было прийти новое пролетарское государство. Новый бюрократический аппарат первоначально формировался из представителей профессиональных революционеров (так называемой «ленинской гвардии») с привлечением рабочего класса, а также отдельных «буржуазных» специалистов, необходимых для управления отраслями экономики. Они были первыми представителями класса советских бюрократов.
Однако Ленин признавал, что во многом дореволюционный госаппарат, который согласно марксистским положениям (озвученным Лениным в работе «Государство и революция») необходимо «разбить и „уничтожить“ сохранился в неприкосновенности. Ленин писал: „Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата… Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, т.е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остался и посейчас..“
    продолжение
–PAGE_BREAK–Постепенно в государственном аппарате сложился механизм назначений и перемещений. В 1920 году в ЦК и губкомах РКП(б) были образованы учетно-распределительные отделы. Они стали первыми органами, специально занимавшимися выдвижением и перемещением ответственных партийных работников, а также учетом кадров. Особенно активно действовал учетно-распределительный отдел ЦК, подчиненный непосредственно Секретариату ЦК РКП(б), генеральным секретарем которого с 1922 года являлся Иосиф Сталин,. В 1922 году Учраспред ЦК произвел более 10-ти тысяч назначений.
В период НЭПа и на фоне политической борьбы 20-х годов происходил рост, а также последовательное сосредоточение всё большего числа полномочий и властных функций государственного аппарата. Номенклатура проникала во все сферы жизни советского общества, все больше приобретая тоталитарные оттенки. По мере увеличения влияния Сталина, усиливалась и власть бюрократии.
Со временем представители старой гвардии революционеров-большевиков были постепенно вытеснены и заменены новыми людьми, преданными новому руководству. Плавно формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней. Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: «Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь».
Подбор и фильтрация кадров принимала форму чисток, достигших своего пика в 1937 году. Таким образом, власть перешла к ограниченному кругу лиц, которые потеряли свою первоначальную связь с рабочим классом и стали особой «кастой». Многие исследователи утверждают, что хотя формально установленный в стране строй назывался социализмом и утверждалось, что собственность принадлежит трудящимся, на самом деле номенклатура представляла собой особый класс, получивший так называемую народную собственность в своё полное распоряжение. Количество чиновников в советской России первоначально было небольшое— 300 тыс. служащих при Ленине. При Сталине их число достигло 1,837млн. Советская номенклатура основывалась в первую очередь на партийных структурах, которые фактически руководили страной, и прочно вросли в госаппарат.
3. Роль бюрократии в эпоху тоталитаризма
У большинства людей слово бюрократия вызывает самые неприятные ассоциации, и удостаивается огромного количества нелестных отзывов и упреков. Это, конечно, вполне справедливо, но только именно по отношению к бюрократам, а не к бюрократическому принципу организации в целом, т.к. сам по себе он является одним из лучших изобретений человечества. Как известно, основная функция бюрократии – управление, а причина ее появления – возникшая на определенном этапе развития общества потребность в управлении более рациональном, по сравнению с существовавшими на тот момент институтами. Но, как становится понятно из истории всех человеческих изобретений, даже кухонным ножом, можно резать как хлеб, так и людей, а соответственно при помощи огня можно, как готовить пищу, так и сжигать дотла города. Простыми словами, все зависит от того, как и с какой целью использовать бюрократию.
Итак, какую же роль играла бюрократия, или так называемая «номенклатура» в эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, не хотелось бы руководствоваться моралью, потому что с точки зрения морали всю историю человечества можно трактовать, как череду бесконечных преступлений. В данном пункте, я хотел бы попробовать понять, в какой форме бюрократия вписывалась в существовавший политический режим и какие функции она в нем выполняла.
После октябрьской революции, разрушив старый государственный аппарат, большевики формируют свой, который по их первоначальному убеждению, должен был стать более эффективным и совершенным, чем предыдущий «царский», по утверждению марксистов «Обслуживавший интересы буржуазии». Иными словами, считалось, что свержение царского режима, изменение природы государства, и победа «прогрессивных» идей, в конечном счете, должны привести к эволюции государственных институтов, и в дальнейшей перспективе к их постепенному отмиранию. Но уже через некоторое время после создания большевистского аппарата, Ленин и его соратники пришли к пониманию того, что эволюции так и не произошло, а вся необюрократия практически один в один воспроизводит модель и функции дореволюционной «буржуазной бюрократии». На фоне централизации власти, утверждения монополии одной партии, а также постепенного врастания последней в государственный аппарат, происходило разбухание бюрократии, что с каждым днем все больше увеличивало ее влияние. Желающие текли рекой, а высоких требований не предъявлялось, что в результате привело к наполнению рядов советских чиновников неквалифицированными карьеристами, а в последствии к формированию особой касты партийно-государственной бюрократии – номенклатуры.
Первым тревогу забил Ленин, но вскоре болезнь его значительно ослабила, и в условиях надвигающегося передела в высших эшелонах партии, административно-бюрократический ресурс превратился в важный инструмент борьбы за власть. Сталин это прекрасно понимал, и сделал ставку именно на государственный аппарат, в то время как многие его оппоненты в основном сосредотачивались на борьбе идей, взглядов и позиций внутри партии. Будучи в должности генерального секретаря, Иосиф Сталин проводил самостоятельную кадровую политику, заручаясь поддержкой бюрократии в центре и на местах, а также способствовал росту ее влияния и привилегий, что вызывало недовольство у многих большевиков. Правда после разгрома «левой оппозиции» это недовольство уже не могло приобрести более или менее организованный характер, что позволяло генеральному секретарю по-прежнему проводить свою политику усиления влияния партийно-государственного аппарата. В некотором роде, Сталин был выразителем интересов бюрократии, что и обуславливало ответную поддержку Сталина аппаратчиками, в конечном счете, сыгравшую немалую, если не решающую, роль в его победе над политическими оппонентами.
Под руководством Сталина, в стране формировался тоталитарный политический режим, который стремился к полному контролю над всеми сферами жизни общества. Таким образом, полномочия представителей номенклатуры возрастали с каждым днем, а сам бюрократический аппарат постепенно превращался в мощный и фактически основной инструмент осуществления власти в стране, который, подобно спруту, запускал свои щупальца практически во все социальный процессы, вплоть до личной жизни каждого человека. В наше время многие упрекают Сталина в бюрократизации общества, создавая впечатление того, что он лично создал и вырастил всю отечественную номенклатуру того времени. Следует отметить, что, по сути, генеральный секретарь не был отцом бюрократии, так как она росла и развивалась под влиянием огромного количества политических, экономических и социальных процессов, с самого момента ее перерождения из царской в большевистскую. Сталин же, скорее умело «оседлал» ее, и, установив контроль, скорректировал таким образом, что она превратилась в необходимый ему инструмент тоталитарного управления. В итоге вся политическая машина государства походила на иерархическую административную пирамиду, на вершине которой, находилась партия (высший эшелон), в свою очередь на вершине которой, находился Иосиф Виссарионович.
Несмотря на видимую слаженность и универсальность, тоталитарная бюрократия, впрочем, как и другие ее варианты, имела очевидные недостатки. Согласно «принципу Питера», в иерархической организации любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности. То есть, человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным. Этот уровень и называется «уровнем некомпетентности» данного сотрудника. На этом месте сотрудник «застрянет» и будет находиться до тех пор, пока не покинет систему. Принцип Питера применим к любой иерархической системе, в которой работник, первоначально находившийся на низших уровнях иерархии, со временем растёт в должности, а значит и к бюрократии, особенно к ее тоталитарной форме. Таким образом, в кровеносной системе государственного аппарата регулярно возникали «тромбы» из сотрудников достигших уровня своей некомпетентности. Сама бюрократия регулировать себя была практически неспособна в силу особенностей своего построения, и для периодической «прочистки труб» было необходимо внешнее вмешательство. При сложившейся тоталитарной пирамиде, единственным, кто мог вмешиваться и регулировать работу аппарата был Иосиф Сталин, который использовал как точечные кадровые замены, так и генеральные чистки бюрократических рядов.
Отвечая, на поставленный в начале пункта вопрос о роли бюрократии в эпоху Сталина, я прихожу к выводу, что вся бюрократическая структура Советского Союза выполняла не только и не столько предназначенные для классической бюрократии административные функции, сколько служила мощным скелетом и опорой всего тоталитарного режима, и незаменимым инструментом Иосифа Сталина в частности. Весь партийно-государственный аппарат был централизован таким образом, что позволял генеральному секретарю и приближенной к нему политической элите контролировать практический все политические, экономические, культурные и прочие процессы, происходившие в стране. А совокупность бюрократов образовывала особую замкнутую касту, наделяемую сверху привилегиями

Глава III Роль партийных и репрессивных органов государства
1. Формирование партийных и репрессивных органов
После революции все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены гражданской войной. В условиях острой необходимости обеспечения городов и армии оружием, продовольствием и прочими необходимыми ресурсами, в еще не окрепшем Советском государстве формируется политика «военного коммунизма», которая характеризовалась ликвидацией частных банков, конфискацией вкладов, национализацией промышленности, монополией на внешнюю торговлю, продовольственной диктатурой и принудительной трудовой повинностью. Активно шёл процесс формирования высших и местных органов государственной власти и государственного управления. Официально высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в стране стал всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избиравшийся всероссийским съездом советов, и действовавший в периоды между съездами. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов и городским и сельским Советам.
На II-ом Всероссийском съезде советов, прошедшем 26 октября (8 ноября) 1917 года, принимается декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», и таким образом создается первое советское правительство, под председательством единогласно избранного Владимира Ильича Ленина. Руководство отдельными направлениями государственной жизни поручалось специальным комиссиям, которые вскоре стали называться народными комиссариатами, а в разговорном языке «наркоматами». Председатели каждого наркомата входили в Совет Народных Комиссаров. В декрете также указывалось, что народные комиссии обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов. Наркоматы брали на себя функции прежних царских министерств. Главой каждого комиссариата был народный комиссар, по должности являвшийся членом Совнаркома (СНК) и имевший заместителей, а совещательным органом – коллегия. К январю 1918 структура Наркоматов включала: Наркомат внутренних дел (НКВД), Наркомат государственного призрения (НКГП), Наркомат земледелия (НКЗ), Наркомат местного самоуправления (НКМС), Наркомат по военным делам (Наркомвоен), Наркомат по морским делам (НКМД), Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), Наркомат продовольствия (Наркомпрод), Наркомат просвещения (Наркомпрос), Наркомат путей сообщения (НКПС), Наркомат торговли и промышленности (НКТП), Наркомат труда (НКТ), Наркомат финансов (НКФ), Наркомат юстиции (НКЮ).
В декабре 1917 года, образуется Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), которые берет на себя функции органа хозяйственного управления, и по словам Ленина “….должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет Народных Комиссаров является в политике”. ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей являлась организация народного хозяйства и государственных финансов, в соответствии, с чем он разрабатывал план и нормы регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных органов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского совета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ был наделен правом принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, конфискации, реквизиции, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.
Советская власть форсированными темпами распространялась и укреплялась на местах по всей стране. Центральные органы Советского государства — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный Комиссариат Внутренних Дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах.
Несмотря на весь внешний демократизм официальной государственной системы Советского Союза, на деле реальная высшая власть в стране принадлежала вовсе не Съезду советов, ВЦИКу, СНК или НКВД, а руководству коммунистической партии. И если народные советы в первые годы после революции играли хоть сколько-нибудь значимую роль в управлении государством, то уже к середине 20-х годов партия настолько вросла в государственный аппарат, что абсолютно все внутриполитические и внешнеполитические решения принимались именно в высших партийных органах. А все руководители государственных ведомств являлись членами партии и входили в состав ЦК.
Формально высшим органом в партии большевиков, а фактически высшим органом государства, являлся центральный комитет, который состоял из членов и кандидатов в члены ЦК. Впервые центральный комитет партии был избран на VII конференции в апреле 1917года в количестве девяти членов: Зиновьева Г.Е., Каменева Л.Б., Ленина В.И., Милютина В.П., Ногина В.П., Свердлова Я.М., Смилга И.Т., Сталина И.В., Федорова Г.Ф, и четырех кандидатов: Бубнова А.С., Глебова-Авилова Н.П., Правдина А.Г., Теодоровича И.А. В последующие годы избирался на каждом съезде. Кроме центрального комитета, значительную роль в политической жизни 20-х годов, играла Центральная контрольная комиссия (ЦКК), которая была создана в 1920 году, с целью защиты норм партийной демократии и борьбы с бюрократизмом в рядах партии. На деле, помимо своих основных функций, ЦКК играла значительную роль в борьбе с инакомыслием в партии под флагом недопущения «групповщины и фракционности». Еще один центральный орган партии – Центральная ревизионная комиссия. Ее задачей являлся, прежде всего, контроль за финансовой отчетностью органов партийных комитетов и предприятий (газет, издательств и т.д.), а также проверка быстроты и правильности работы с документами. Реальная же власть в партии, а значит и в стране, на протяжении многих лет была сосредоточена в руках исполнительных органов Центрального комитета: Оргбюро, Секретариата, Политбюро, а также непосредственно Генерального секретаря ЦК.
Организационное бюро (Оргбюро), как исполнительный орган центрального комитета партии, возникло 16 января 1919 года для подготовки VIII съезда партии. В резолюции VIII съезда «По организационному вопросу» было записано, что Оргбюро состоит из 5 членов ЦК, заседает не реже трех раз в неделю, направляет всю организационную работу партии и отчитывается перед пленумами ЦК. Постепенно численность Оргбюро увеличивалась, достигнув своего предела после XV съезда: 13 членов и 7 кандидатов. Согласно Уставу КПСС, принятому на XIX съезде, Оргбюро было ликвидировано, поскольку его функции дублировали Политбюро и Секретариат ЦК.
    продолжение
–PAGE_BREAK–