11.1. Типология красноречия Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков и поэтому в ней есть разночтения. Приведем классическую типологию. В «Риторике» Аристотеля в основание классификации риторических дискурсов положен принцип предмета речи (о чем говорится). Все речи отличаются местом произнесения и моментом события:Совещательные – призванные склонять или отклонять (место произнесения речи –агора, момент времени – будущее событие).Судебные – призванные обвинять или оправдывать (место произнесения речи – суд, момент времени – прошлое событие).Эпидейктические (торжественные) – призванные хвалить или порицать (место произнесения речи –пир, момент времени – настоящее событие). Продержалась данная классификация 400 лет, но в нее не вписывались такие речи, как, например, речи в бане (древний Рим), надгробные речи, педагогические речи. В данной классификации был учтен лишь устный дискурс, наиболее развитый в Древней Греции. В средневековье за основу классификации были приняты фигуры речи (как говорится), называлось это направление Азианизм. Выделялись дискурсы:метафорические, аллегорические, гипербалические. Такая классификация имела свои плюсы – конечность типов дискурсов (по числу риторических фигур) и минусы – не всегда можно было определить доминирующую в дискурсе фигуру. Обе эти классификации охватывали риторику достаточно обширных монологов, даже не ставя проблему диалога или полилога.^ Агональная риторика кладет в основание классификации дискурсов принцип целеполагания речи (зачем говорится) и охватывает монологические и диалогические дискурсы. Монологические дискурсы делятся на:Информативные – с помощью которых передается некоторое знание.Эмотивные – с помощью которых внушается некоторое убеждение.Фигуративные – с помощью которых знакомят с каким-то мнением по тому или иному вопросу.Диалогические дискурсы делятся на:Диалектические – с целью достижения риторического согласия между говорящими.Эристические – с целью победы над оппонентом.Софистические – с целью ввести оппонента в заблуждение. Обыденный диалог строится в обычной вопросно-ответной форме и не имеет, поэтому отношения к агональной коммуникации. Риторический диалог начинается с возражения. Возражение – это мельчайшая значимая клеточка любого дискурса. Принципом обучения риторическому диалогу является языковая игра типа: «Почему бы не…? – Да, но …» Выигрывает тот, за кем остается последнее слово. Рассмотрим классификацию монологических дискурсов более подробно.^ Информативный дискурс: его цель – передача знаний. Знания бывают двух видов:примарные факты. Они выражаются простыми предложениями (например: Вчера я был в кино.), относятся к коммуникации события, и не могут стать предметом коммуникативного события, следовательно, находятся за пределами агональной коммуникации.научные и философские представления, выражаются с помощью связанных монологических текстов, написанных на метаязыке, отличном от свойств естественного языка. Всякая, транслируемая на метаязыке истина будет иметь смысл только в пределах данного метаязыка. Например: можно ли из железа получать золото? На обыденном языке ответ бессмыслен. Алхимик ответит положительно, классический химик – отрицательно, специалист по ядерному синтезу – положительно. Каждый из них прав в пределах своего информативного дискурса. Обучение в вузе также ни что иное, как попытка присоединить обучаемых к одному из существующих метаязыков.^ Эмотивный дискурс: его цель – трансляция убеждений с целью включения в них собеседника. Данный дискурс избегает метаязыка, обращается к суггестивным (внушающим) ресурсам языка обыденного. Обыденный язык своей природой связан с мифологическими структурами нашего мышления. Приведем пример начала эмотивного дискурса, называемый «парадоксальное цитирование», где основная часть опровергает вступление, которое, как правило, выражает общее мнение аудитории.Пример: речь доктора Гибсона по проблемам молодежи прозвучала в медицинском обществе. Вступление полностью отражало взгляды консервативно настроенной аудитории. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и никого не уважает из стариков. Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Наш мир достиг критической стадии: дети больше не слушаются своих родителей, видимо конец мира уже не столь далек. Эта молодежь растлена до глубины души: молодые люди злокозненны и нерадивы, никогда они не будут походить на молодежь былых времен». В основной части он озвучил авторов цитат, это оказались: Сократ, 5 в. До н.э., Гесиод – 7 в. до н.э., третье высказывание египетского жреца 4000 лет назад, четвертое изречение найдено при раскопках в Вавилоне, ему 5000 лет, а затем перешел к доказательству антитезиса: «конфликт поколений – необходимое условие развития общества».^ Фигуративный дискур
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…