МосковскаяГосударственная Юридическая Академия
Курсовая работа по Аграрному праву
Тема: “Правовое регулирование договорных отношений в сельскомхозяйстве”
Студентки МГЮА заочного отделения, 3 курс 8 группа
Пархоменко Светланы Станиславовны
Домашний адрес: г.Оренбург, ул. Чкалова 53 кв. 323
Оренбург2002
План:
1.Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве.… 3
2.Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).5
3.Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции 8
4.Договоры в сфере материально-технического обеспечения,производственно-технического, научно-технического и информационногообслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).… 18
Задача… 21
Литератураи нормативные акты… 24
1.Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве.
Договор является основной формой разнообразных экономических связей всехсельскохозяйственных, как, впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры опосредуют все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимыпри реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение иобслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформитьземельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.
В ходе коренных социально-экономических реформ, которые проводились внашей стране в 90-х гг., договор занял центральное место среди правовыхсредств, необходимых для становления новой аграрной экономики в целом и длянормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации.Это совершено естественно: рыночная экономика и участие в рыночных отношенияхлюбой коммерческой организации невозможно без прочной договорной базы.
Общие тенденции характерны для развития договорных связей в самыхразличных отраслях экономики. В этом смысле сельское хозяйство не являетсяисключением — здесь мы найдем те же тенденции, которые проявляются и в другихотраслях хозяйства.
К таким тенденциям можно отнести, прежде всего, появление новых Объектовдоговорных отношений, и прежде всего это относится к земельным участкам,предприятиям как единым имущественным комплексам, Объектам интеллектуальной ипромышленной собственности, ценным бумагам, информационным ресурсам.
Заметно возросло разнообразие договоров, появились новые институтыдоговорного права, такие как доверительное управление, лизинг, коммерческаяконцессия, факторинг.
Важное место среди договоров заняли учредительные договоры, которыезаключаются при создании большинства сельскохозяйственных коммерческихорганизаций.
Основным, фундаментальным принципом договорного права является принципсвободы договора, провозглашенный ст. 420 Гражданского Кодекса РФ. Это означаетважнейшую для всех сельскохозяйственных коммерческих организаций возможностьсамостоятельно выбирать контрагентов для заключения всех договоров исамостоятельно определять условия договоров.
Важным нововведением явилась передача договорных споров с участием всехсельскохозяйственных коммерческих организаций, в том числе колхозов, нарассмотрение арбитражных (а в случае включения в договор арбитражной оговорки- третейских) судов. Таким образом, все сельскохозяйственные коммерческиеорганизации независимо от своей организационно-правой формы находятся водинаковом положении в сфере судебной защиты своих прав и интересов,
Система договорных связей в агропромышленном комплексе в целом и в егоцентральной части — сельском хозяйстве состоит из трех групп договоров.
Во-первых, это общегражданские договоры, которые широко используются вовсех отраслях экономики. Это купля-продажа, поставка, подряд, в том числестроительный подряд, аренда имущества, банковский кредит и т.д. К этой жегруппе относятся учредительные договоры, заключаемые при созданиисельскохозяйственных коммерческих организаций.
Во-вторых, это договоры, специфические именно для сельскохозяйственногосектора экономики. К числу таких договоров относятся прежде всего арендасельскохозяйственных земель, различные подрядные договоры и договоры обоказании услуг, применяемые только в сфере аграрного производства: производственно-техническогообслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатацииводохозяйственных и гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимическоеобслуживание и т.д.
Третья важная группа договорных связей в аграрном секторе это договоры,регулирующие внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственныхкоммерческих организациях.
Среди актов гражданского законодательства главную роль играет Гражданскийкодекс Российской Федерации. Все иные нормативные акты, составляющие гражданскоеЗаконодательство должны соответствовать Гражданскому кодексу, а в случаепротиворечия с ним действуют нормы Гражданского кодекса. Это также важноиметь в виду, ибо нередко встречаются противоречия в различных актахгражданского законодательства. При разрешении подобных коллизий приоритетотдается нормам Гражданского кодекса. Так, например, есть ряднормативных актов, изданных до введения в действие той или иной нормыГражданского кодекса и посвященных тем же договорам, которые урегулированыновыми общегражданским законодательством. Это относится, в частности, к лизингув сферах материально-технического снабжения и обеспечения животноводческойпродукцией в АПК. Специальные нормативные акты о лизинге в этих сферах принятыдо введения в действие второй Части второй Гражданского кодекса, содержащейобщие нормы о лизинге, и потому в случае противоречия между этими нормамидолжны при меняться нормы Гражданского кодекса, а правила специальныхнормативных актов — в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. 2.Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).
Правовую Основу Договорных отношений сельскохозяйственных коммерческихорганизаций составляют, прежде всего, нормы, сосредоточенные в ГражданскомКодексе РФ. Гражданское Законодательство отнесено к предмету веденияфедеральных властей. Это положение чрезвычайно важно, поскольку нередко какзаконодательные, так и исполни тельные власти субъектов Федерации или муниципальныеобразования стремятся ввести свои “правила игры” на местном рынке, издаватькакие-то особые инструкции и Распоряжения, рекомендации и типовые формыдоговоров. Подобная деятельность, чем бы она ни мотивировалась, несоответствует действующему законодательству, и в случае рассмотрения споров варбитражном суде приоритет всегда принадлежит Федеральному законодательству,
Когда мы говорим о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации —фундаментальная база всех договорных отношений в сельском хозяйстве, то преждевсего имеем в виду нормы общегражданского законодательства о юридических лицах,собственности, сделках, договорах, ответственности, т.е. те, которыесосредоточены в Части первой Гражданского кодекса. Значение этих норм состоитне только в том, что на их основе формируются специальные нормы, относящиеся котдельным видам договоров, но и в том, что они являются практически единымправовым регулятором при заключении договоров, не ставших предметомспециального законодательства, например, не включенных в качестве глав илипараграфов в Гражданский кодекс Российской Федерации или не урегулированныхспециальными нормативными актами.
Вторую группу правовых норм, регулирующих договорные отношениясельскохозяйственных коммерческих организаций, составляют специальные нормы,содержащиеся как в общегражданском, так и в специальных законодательных иподзаконных актах, и посвященные отдельным договорным институтам: залогу,купле-продаже, аренде, контрактации и т.д. Среди норм этой группы наиболееважны для сельскохозяйственных коммерческих организаций нормы о договорахкупли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, а также нормы обаренде, залоге, хранении, страховании, банковских операциях, сделках с ценнымибумагами.
Значение подобных норм общегражданского законодательства состоит в том,что они являются нормами прямого действия, поскольку ни каких специальныхнормативных актов, посвященных, например, купле продаже, в гражданскомзаконодательстве нет. При заключении договоров купли-продажи сельскохозяйственнойпродукции или приобретению таким же договорам техники и оборудования длясельскохозяйственных коммерческих организаций, в случаях аренды имущества, приполучении банковских кредитов — во всех этих ситуациях стороны руководствуютсяименно нормами ГК. Никаких типовых или примерных форм для такого родаконтрактов в официальном порядке пока не издано.
Редким исключением является Типовой договор купли-продажи земельногоучастка (купчая). Если сравнить соотношение диспозитивных и императивных норм внормативных актах общегражданского законодательства, то мы увидим, что длязаконодательных актов характерно преимущественное значение диспозитивных норм,а для подзаконных нормативных актов, которые именуются в Гражданском кодексе“иные правовые акты”, большее значение имеют нормы императивные. То есть вцелом, чем более высок уровень нормативного акта в иерархической структурезаконодательства, тем больший удельный вес занимают в нем диапозитивные нормыи, наоборот, чем более низкую ступень в этой иерархии занимает нормативныйакт, тем больше в нем императивных норм.
С другой стороны, чем более специальный характер имеет тот или инойнормативный акт, тем больше в нем императивных норм и меньше диспозитивных.
Примером может служить специальное законодательство о закупках ипоставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и правила оразмещении госзаказов на такие закупки и поставки на конкурсной основе. Вспециальном законодательстве, регулирующем эти сферы, подробно определены условиязаключаемых договоров, причем степень детализации и императивностьсодержащихся здесь правил резко контрастирует с нормами параграфов 4 и 5 гл. 30Гражданского кодекса, которые посвящены соответственно поставкам для государственныхнужд.
Важной особенностью сельскохозяйственного законодательства являетсясуществование третьей, достаточно специфической именно для этой сферы группынорм — рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативногосектора, где основным нормативным актом является Федеральный закон “Осельскохозяйственной кооперации”.
В правоприменительной практике, как при заключении договоров, так и прирассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальныенормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемыхсельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.
Среди этих актов следует назвать параграфы 5 и 4 гл. 30 ГК РФ, посвященныеконтрактации, нормы Земельного кодекса о купле-продаже и аренде земель, а такжеего нормы, определяющие общие принципы и особенности правового статусасубъектов всех договорных отношении по поводу земельных участков.
Следует отметить, что в практике широко используются такие нормативныеакты, которые были приняты задолго до нового гражданского законодательства и,хотя они и утратили в основной своей массе прежнее императивное значение,могут быть применены по соглашению сторон при заключении ими договора — вкачестве примерных форм, о которых говорится в ст. 427 Гражданского кодекса.
К таким актам могут быть отнесены Положения о поставках продул ции итоваров, утвержденные постановлением Совета Министров СССР в 1988 г… Положениео порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственнойпродукции, утвержденное Приказом Госагропрома СССР 15 апреля 1987 г. № 300 (вредакции приказа Госагропрома СССР от 27 декабря 1987 г. № 880), Положение опорядке заключения и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническомуобслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организацийремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССРот 6 июля 1987 г. № 523. На основе всех названных выше положений былиразработаны примерные и типовые формы договоров. Все они могут быть использованыи в современной договорной практике, однако следует учесть, что значение этихдокументов — рекомендательное, ни один из них не может рассматриваться какобязательный к применению нормативный акт. Вместе с тем стороны при разработкеконкретного соглашения вполне могут использовать эти документы как макет,образец, включив какие-то их разделы в свое соглашение, или просто сделатьссылку в тексте своего договора на то, что по всем вопросам, не урегулированнымих соглашением, они будут руководствоваться упомянутыми документами.
При подготовке проектов договоров в коммерческой практике следует учестьуказание ст. 427 Гражданского кодекса о том, что если ни законодательство, нисодержание конкретного договора не позволяют установить характер каких-либоего условий, то следует в качестве обычаев торгового оборота прибегать киспользованию типовых форм или рекомендаций, если они опубликованы в печати.
Именно в качестве таких обычаев торгового оборота и могут рассматриватьсяуказанные выше Положения и изданные в соответствии с ними примерные договоры. 3.Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованынесколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственныхнужд. Кроме того, могут быть использованы договоры поручения, комиссии иагентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточноподробного регулирования нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.
Закупки для государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйственнойпродукции для образования федерального и региональных продовольственныхфондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “Озакупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения оразмещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, Иныхспециальных актов аграрного законодательства, регулирующего Расчет и индексациюгарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядокпредоставления товарных кредитов ддд сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Обращаясь к правовой природе договоров купли-продажи, поставки длягосударственных нужд и контрактации, следует руководствоваться прежде всегосовременным гражданским законодательством однако важно не забывать и историюформирования того или иного договорного института, его экономическоесодержание.
Чем обусловлено использование разных видов договоров для реализациисельскохозяйственной продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, какисторически формировались не только юридические формы коммерческой деятельности,но и экономические связи сельскохозяйственных предприятий.
Во всех странах с развитой экономикой реализация сельскохозяйственнойпродукции оформляется не только обычными договорами купли-продажи — онииспользуются, если речь идет о реализации уже произведеннойсельскохозяйственной продукции и сырья.
В тех же случаях, когда предметом договора является еще не выращенная,не произведенная, реально не существующая, а только, можно сказать, будущаяпродукция, заключаются специфические договоры, которые в нашей стране получилиназвание договоров контрактации. Дословное объяснение этого термина звучало быпримерно как “договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однакоздесь дело не в терминах.
Суть проблемы заключается в том, что как только экономическая структура ипроизводственная, техническая и технологическая база сельского хозяйства иперерабатывающей промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговойсети позволили создать систему длительного хранения и переработки больших объемовсельскохозяйственной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики,занимающаяся промышленной переработкой этого сырья и производством продовольствия.Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабильного обеспеченияпродовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянногопроизводства. С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители — каксредине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производстватакже были заинтересованы в существовании системы гарантированного сбыта своейпродукции.
Такие экономические условия естественно привели к формированиюспецифического договорного института, который, например, в дореволюционномрусском праве назывался договором запродажи, а в советской юридическойтерминологии именовался договором контрактации.
Суть этого договора, который по своей правовой природе являлсяразновидностью купли-продажи и, следовательно, одной из правовых (нормэкономических отношений купли-продажи, состоит в том, что он опосредует продажуспецифического объекта — непереработанной сельскохозяйственной продукции,связывает специфических субъектов — производителя такой продукции и, какправило, специализированного заготовителя такой продукции и, наконец, намомент заключения такого договора самого его предмета еще не существует — этапродукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не сострижена,молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора контрактации — это“будущие вещи”. Исторически договор контрактации занимал несомненно ведущееместо по своей практической значимости среди договоров реализациисельскохозяйственной продукции как один из видов договора купли-продажи нарядус поставкой товаров, розничной куплей-продажей, энергоснабжением и другимиразновидностями этого обязательства. Он получил легальное признание в качествевсеобщей правовой формы государственных закупок сельскохозяйственной продукцииу колхозов и совхозов в Основах гражданского законодательства Союза ССР исоюзных республик (ст. 51—52), в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. (ст.267—268), отчасти в некодифицированном текущем аграрном законодательстве 60-х— начале 90-х гг.
До начала экономических реформ, т.е. до начала 90-х гг., договорыконтрактации были в основном плановыми, заключались на основе и во исполнениепланового задания на государственную закупку сельскохозяйственной продукции,доведенного до колхоза (совхоза) в установленном порядке ив соответствии спланом развития сельскохозяйственного производства в хозяйстве.
Переход Российской Федерацией от административно-командной к рыночнойэкономике обусловил возникновение новых общих правовых и экономическихпринципов в формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказовна закупку и поставку сельскохозяйственной Продукции, сырья и продовольствиядля государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями,расположенными на территории Российской Федерации, независимо от формсобственности.
Несмотря на принципиальное изменение отношения государства в сфереаграрной экономики, из которой оно ушло как власть управляющая, организующая ираспределяющая, Гражданский кодекс сохраняет договор контрактации, связанныйранее с плановыми заданиями и административными актами, предопределяющимисодержание договора.
Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязательство, всилу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передатьвыращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю —лицу. осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всехслучаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированынепосредственно ст. 535—538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы одоговорах поставки или поставки для государственных нужд.
Сообразуясь с частноправовыми началами гражданского законодательства,коммерческая практика отказалась от изживших и дискредитировавших себякомандно-административных методов в сфере реализации сельскохозяйственнойпродукции. Все это является поводом для полного отрицания практическогозначения договора контрактации, за пределами которого сельскохозяйственныекоммерческие организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобныехозяйства граждан, члены садоводств и огородничеств реализуют сельскохозяйственнуюпродукцию по договорам купли-продажи, закупки, поставки и комиссии.
Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставкахсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственныхнужд” не предусматривает заключения в дальнейшем договора контрактации и неупотребляет само понятие этого договора как правового института. В данномФедеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров назакупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия для государственных нужд.
В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставкикак основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственнойпродукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования иразмещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырьяи продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевыхфедеральных программ развития агропромышленного производства, другихэкономических и социальных программ, направленных на снабжение населенияпродовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструментгосударственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции,формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровняпродовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можноназвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию наудовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье ипродовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставкиприобрели еще одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственныхкоммерческих организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, чтосельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностьютоваропроизводителя и реализуются им по своему усмотрению, исходя изэкономической выгоды.
Расширение хозяйственной и юридической самостоятельности сельскохозяйственныхкоммерческих организаций связано с созданием системы государственногорегулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на формированиесети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута рыночнойаграрной экономики.
Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, создатьальтернативные каналы реализации продукции, упростить процедуру поискапродавца и покупателя; во-вторых, установить систему ценового паритета междусторонами договоров закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия. Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовойполитике государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен всочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственныхтоваропроизводителей и взвешенной протекционистской политикой. Этим целям вопределенной мере служат и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемыйи достаточный для защиты интересов сельскохозяйственных коммерческихорганизаций уровень паритета.
Одновременно с помощью договора обеспечивается постепенный переход кминимальным гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемуюв федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целеваяпрограмма стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996—2000гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственнымтоваропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарногопроизводства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Темсамым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов иорганов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой иустановлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.
Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридическийсостав: государственный заказ и договор, который служит средством выраженияхозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организацийкак юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночныхаграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.
Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане,ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так исельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного составадоговора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственнойпродукции по договору осуществляет только ее производитель:сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное набазе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерскоехозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоровмогут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство илиявляются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.
Главная особенность субъектного состава этого обязательства состоит втом, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект правахозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель.Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки ипоставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли-продажи илииспользуют комиссионную торговлю и т.д.
Вторая сторона договора закупки и поставки — потребитель (покупатель)принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие впроцессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей(покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организацииразличных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества,производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учрежденияи организации независимо от форм собственности.
На рынке продовольствия начиная с 1995 г. введена система лицензированияна осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия. Потому торгово-закупочной деятельностью,связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия,может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию наосуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке.Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки,переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия для государственных нужд устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации.
Как уже отмечалось, договор закупки и поставки является средствоморганизации хозяйственных связей между сельскохозяйственнымитоваропроизводителями и специализированными коммерческими организациями изаключается во исполнение государственного заказа, которым определяетсяперечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия в федеральный и региональные фонды продовольствия. Функциигосударственного заказчика возлагаются на федеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие(хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческиеорганизации (потребительские кооперативы).
В настоящее время функции государственного заказчика по закупке ипоставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которыесоздаются на основе соглашений между субъектами Российской Федерации. Правовойстатус Федеральной продовольственной корпорации определен постановлениемПравительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1121 “О созданииФедеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственныхрынков”’.
Федеральная продовольственная корпорация наделяется специальнойправоспособностью, обладает правами и обязанностями, которые связаны сформированием и организацией продовольственных фондов, осуществлением товарныхопераций для проведения продовольственной интервенции на рынке продовольствия,размещением на конкурсной основе заказов на закупки и поставкисельскохозяйственной продукции ц продовольствия среди хозяйствующих субъектовдля формирования продовольственных фондов товарных интервенций.
В круг основных задач государственных заказчиков входят:
— выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
— определение конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок ипоставок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
— согласование с потребителями (покупателями) ассортимента объемов исроков поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд.
Государственные заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам)оплату продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и всроки, которые определены договорами.
Статьи 535—538 ГК РФ содержат нормы, посвященные договорам контрактации.Вместе с тем в Гражданском кодексе нет упоминания о договорах закупки.Представляется, что содержание договоров контрактации и закупки весьма близко:они оба ориентированы на специфический субъектный состав, предмет иособенности прав и обязанностей сторон, учитывая спецификусельскохозяйственного производства.
Договоры контрактации, закупки и поставки сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия схожи в том смысле, что они являются двусторонними,возмездными, консенсуальными, опосредующими товарную форму отношений междусельскохозяйственными коммерческими организациями и предприятиямиагропромышленного комплекса, с одной стороны, и специализированнымикоммерческими и некоммерческими организациями различныхорганизационно-правовых форм, функционирующими на рынке продовольствия, сдругой стороны. Вместе с тем они отличаются друг от друга по субъектномусоставу, предмету, сфере действия и т.п.
Договор контрактации, закупки — это обязательство, в силу которого однасторона — товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйственной продукции(сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское) хозяйствоили гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется произвести ссоблюдением определенных технологических, агротехнических и экологическихтребований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта продукция сдается вфедеральный и региональные фонды с передачей ее в собственность либо РоссийскойФедерации, либо субъектов Российской Федерации, то законодатель определяет этотдоговор как закупку. Если же покупатель (заготовитель) приобретает даннуюпродукцию не для государственных нужд, то здесь используется традиционная длянашего права конструкция договора купли-продажи. Другая сторона договораконтрактации или закупки — потребитель (покупатель), специализированнаякоммерческая или некоммерческая организация (хозяйственное товарищество, общество,производственный, потребительский кооператив, другое предприятие, учреждение)обязуется принять сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срокопределенную цену.
Предметом договора контрактации или закупки может быть непереработаннаясельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрукту, овощи, скот, птица,шерсть и т.д. К договорам контрактации или закупки близки договорырыболовецких кооперативов, реализующих добываемую продукцию. Это договоры насдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также являетсянепереработанная продукция — сырье для производства продовольствия.
Переработанная сельскохозяйственная продукция и продовольствиереализуются сельскохозяйственными коммерческими организациями,перерабатывающими предприятиями, посредническими коммерческими организациямипо договорам поставки товаров народного потребления (колбасы, консервы и т.д.)либо договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственнойпродукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, ипродовольствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Гражданскогокодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи.
Основные условия договоров, заключаемых сельскохозяйственнымикоммерческими организациями, определяются по соглашению сторон, кроме случаев,когда содержание соответствующего условия предписано законом или инымиправовыми актами.
По условиям договора закупки сельскохозяйственная коммерческаяорганизация обязана вырастить указанные в договоре сельскохозяйственныекультуры и продать их потребителю (покупателю) в обусловленном в договореколичестве с соблюдением условий о биологической и товарной сортности. Срокисполнения договора определяется, как правило, не календарной датой, а срокомсозревания. В договоре указывается, что хозяйство обязано за 15 дней досозревания урожая известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдачепродукции.
Сельскохозяйственная коммерческая организация обязана соблюдать все требованиятехнологии при выращивании сельскохозяйственных культур и ветеринарныетребования при откорме скота и птицы, производстве молока и т.д.
Включение подобных обязанностей в содержание договора на первый взглядкажется само собой разумеющимся. Выполнение этих условий прямо влияет наздоровье людей. На практике, особенно в годы с Неблагоприятными погоднымиусловиями, сельскохозяйственные коммерческие организации нередко допускаютпередозировку минеральных Удобрений или гербицидов, что является грубымнарушением условий Договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться отприемки ^кой продукции. Если же предметом договора является биологически чистаяпродукция, то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных длячеловека веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции являетсянарушением условий договора.
Потребитель (покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступлениеот стандартов по этим условиям, вообще не вправе, с точка зренияадминистративно-правовых норм, обеспечивающих охрану здоровья населения,принимать такую продукцию. Таким образом, как это нередко встречается вхозяйственном законодательстве, реализация прав потребителя (покупателя) подоговору является одновременно его административно-правовой обязанностью.
Это пример того, что есть такие сферы хозяйственной деятельности, гдеиспользование только экономических методов не может дать необходимого эффекта,так как они не адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственнымрешением является применение административных методов государственногоконтроля за качеством продукции, в данном случае — продовольствия.
Основная обязанность потребителя (покупателя) — принять предъявленнуюхозяйством продукцию и оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договорзакупки, когда речь идет о заготовках продукции в государственныепродовольственные фонды, включается условие об обязанности потребителя(покупателя) принять у хозяйства не только то количество продукции, котороепредусмотрено в договоре, но и всю продукцию, предъявленную к сдаче даннымпредприятием. Приемка такой продукции производится на условиях, указанных вдоговоре. Плодоовощная и иная скоропортящаяся продукция продается потребителю(покупателю) по дополнительно согласуемым ценам. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации установил обязанность заготовителя принять у хозяйства всюпредъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх объемов данного договора), еслиона сдается в течение срока действия договора и должна быть принята по местунахождения хозяйства (п. 1 ст.536).
В последнем случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в иномместе (на мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), У заготовителявозникает не только обязанность принять продукцию, но и отсутствует правоотказаться от нее, если продукция соответствует условиям договора закупки ихозяйство не нарушило условий о сроках сдачи продукции.
Эта особенность закупки отличает ее от общих правил купли-продажи,предусмотренных, в частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано навозможность покупателя отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Для хозяйства выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а дляпотребителя (покупателя) — наоборот, так как все возможные потери и убытки вовремя транспортировки несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ееприемки — заготовитель, а до приемки — хозяйство).
Действующие правила дают сторонам возможность согласовать место приемки вдоговоре. Если же в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством,то обязанность ее вывоза лежит на потребителе (покупателе).
Цена в договорах закупки определяется по правилам, установленнымМетодическими рекомендациями по расчету и индексации гарантированныхзакупочных цен на сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд,одобренными Министерством экономики Российской Федерации 9 октября 1995 г.
Во-первых, при закупке и поставке сельскохозяйственной продукции длягосударственных нужд применяются государственные закупочные цены,обеспечивающие возмещение материальных затрат и получение доходатоваропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенноговоспроизводства. Он устанавливается ежегодно Правительством РоссийскойФедерации по согласованию с органами исполнительной власти и представителямиобщественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей.
Во-вторых, в современном законодательстве содержится ряд положений оквотах для товаропроизводителей на закупку сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.
В-третьих, материально-правовые нормы, сформулированные в специальныхактах, предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет орегулировании Правительством Российской Федерации ч органами исполнительнойвласти субъектов Федерации цен: закреплением нормативного соотношения междустоимостью закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, атакже предельного Размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемуюдля государственных нужд.
При закупках сельскохозяйственной продукции в Федеральныйпродовольственный фонд применяется авансирование сельскохозяйственныхпредприятий в размере до 50% цены договора.4.Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического,научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственныхкоммерческих организаций (предприятий).
По законодательству о производственно-техническом обслуживаниисельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществленияможно выделить следующие разновидности договоров:
на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственныхкоммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями;
на агрохимическое обслуживание;
на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративныхсетей;
на полив сельскохозяйственных культур;
на высокоэффективное использование мелиоративных земель всельскохозяйственных коммерческих организациях.
Наибольшее применение и распространение в практике сельскохозяйственныхкоммерческих организаций, а ранее — колхозов и совхозов, получил договор напроизводственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и другихсельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключениитаких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используюттиповые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых условийдоговоров могут быть включены и дополнительные права и обязанности сторон.
По законодательству производственно-техническое обслуживаниесельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническимипредприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на разнообразныйхарактер действий. Таким договором является договор на производственно-техническоеобслуживание, в рамках которого объединены четыре группы отношений: 1) пособственно производственно-техническому обслуживанию; 2) осуществлениюстроительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовкекадров.
Из названных отношений определенная самостоятельность и известноеединство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность иразнообразие составляющих ее действий — ремонт, Механизированные работы,техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на ихразнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере какоднородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг отдруга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственнопроизводственно-техническому обслуживанию (первая группа) — ремонт тракторов,комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техническое обслуживаниемашинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм и нефтехозяйств,специализированные механизирован. ные работы регулировались Положением опорядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническомуобслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организацийГосагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договоромна выполнение указанных работ’.
Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями поагрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческимиорганизациями. Возникающие здесь отношения регулируются на основе Положения о порядкезаключения и исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов,совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными(межрайонными) производственными объединениями по агрохимическому обслуживаниюсельского хозяйства предприятиями и организациями системы Союзсельхозхимия иТиповым договором2.
Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, являетсядоговор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключениидоговора и его исполнении должна соблюдать хозрасчетные интересы другойстороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который можетвозникнуть в связи с неисполнением обязательств, и своевременно информироватьдругую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполненииобязательств.
На основе договора предприятие по агрохимическому обслуживанию выполняеттакие работы, как известкование и гипсование почв, мелиоративная вспашкасолонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральныхудобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур,обслуживание сельскохозяйственной авиации, обработка семян и кормовхимическими препаратами, комплексное агрохимическое окультуриваниемалопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметнойдокументации, землеройные и другие агрохимические работы.
Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственныхмелиоративных сетей заключается согласно Типовому договору” предприятиямии организациями системы мелиорации и водного хозяйства с сельскохозяйственнымикоммерческими организациями. Предметом договора являются содержание висправном состоянии внутрихозяйственной сети и сооружений на ней, обеспечениеоптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производствурастениеводства на определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель.
К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной организацииотносится: выполнение всего комплекса работ, предусмотренных договором, всроки, установленные в проектно-сметной документации и графике;извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем воднодневный срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидациивозникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, настационарных насосных станциях и скважинах вертикального дренажа; составлениенеобходимой проектно-сметной документации по заявкам заказчика.
По договору на полив сельскохозяйственных культур исполнитель —соответствующее водохозяйственное предприятие — обязуется поддерживать наобслуживаемых землях сельскохозяйственных коммерческих организаций оптимальнуюдля сельскохозяйственных культур влажность почвы на определенной договоромплощади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным наоснове плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответствующаясельскохозяйственная коммерческая организация) и исполнитель на указаннойоснове обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программыпроизводства продукции растениеводства, прилагаемой к договору в качестве егонеотъемлемой части.
Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плануполива сельскохозяйственных культур; обеспечение технической эксплуатациивнутрихозяйственной оросительной сети; извещение заказчика не позднее, чем задва дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др.
Договор на высокоэффективное использование мелиорированных земель имеетряд особенностей по сравнению с другими договорами напроизводственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческихорганизаций. Во-первых, он заключается после рассмотренных выше договоров.Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя.Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание настороне исполнителя выступает один субъект — соответствующее обслуживающеепредприятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т. п.), тов Данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и ответственностьсторон.Задача
Между потребительским кооперативом “Заря” и сельскохозяйственной артелью(колхозом) “Знамя” заключен договор на закупку картофеля, овощей, бахчевых культур.В соответствии с договором сельскохозяйственная артель (колхоз) “Знамя”обязуется сдать потребительскому кооперативу “Заря” картофель, овощи, бахчевыекультуры в счет государственного заказа в продовольственный фонд области.Одновременно потребительский кооператив “Заря” заключил договор с торговымакционерным обществом “Луч” о поставке овощных консервов и чипсов.
После подписания договора сельскохозяйственная артель “Знамя” внесла внего изменения, исключив продажу овощей, мотивируя это тем, что артель из-занесвоевременной поставки дождевальных установок не могла произвести поливовощных культур. В результате кооператив “Заря” не выполнил договорныхобязательств по поставке консервов и чипсов акционерному обществу “Луч”.
Кооператив “Заря” обратился в арбитражный суд с исковым заявлением ксельскохозяйственной артели “Знамя” о взыскании с ответчика стоимостинесданных овощей. Акционерное общество “Луч”, в свою очередь, обратилось варбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с кооператива “Заря”стоимости непоставленных овощных консервов. Сельскохозяйственной артелью“Знамя” представлен арбитражному суду акт, подписанный агрономом ипредставителем сельской администрации о том, что сельскохозяйственной артелью“Знамя” не производился полив из-за недопоставки дождевальных установокзаводом-изготовителем.
Определите правовую природу договоров между сельскохозяйственной артелью“Знамя”, с одной стороны, и потребительским кооперативом “Заря”, с другой, имежду потребительским кооперативом “Заря” и акционерным обществом “Луч”.
Каков порядок заключения и изменения договоров па реализацию сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия?
Каков субъектный состав указанных договоров? Определите порядокформирования федерального и регионального продовольственных фондов, порядокразмещения государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия.
Раскройте содержание правовых актов, регулирующих договорные отношенияпо закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияв федеральный и региональный продовольственный фонды для государственных нужд.
Какова ответственность сторон за неисполнение договора закупки и поставкисельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия? Каковы основания дляосвобождения от ответственности за неисполнение обязанностей по договорамзакупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиясельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий)? Какимидоказательствами подтверждается невозможность исполнения договорныхобязательств сельскохозяйственными коммерческими организациями(предприятиями)?
Как следуетрешить данный спор?
Решение
Правовая природа договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя” ипотребительским кооперативом “Заря”, это договор купли-продажи, а правоваяприрода договоров между акционерным обществом “Луч” и потребительскимкооперативом “Заря”, это – договор поставки.
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованынесколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственныхнужд. Кроме того, могут быть использованы договоры поручения, комиссии иагентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточноподробного регулирования нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.
ГК РФ относит поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию иобычную куплю-продажу к разновидностям одного и того же договорного —купли-продажи. Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, котораяв первом параграфе закрепляет основные, общие для всех его разновидностей,положения о купле-продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельнымвидам купли-продажи, среди которых в Гражданском кодексе названы, в частности,поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.
Обязанность потребителя (покупателя) принять всю предъявленную к сдачепродукцию — стимул для увеличения производства и реализации продовольствия исельскохозяйственного сырья даже сверх объемов, указанных в договоре.
В тех случаях, когда потребитель (покупатель) отказывается принятьпродукцию, хозяйство вправе, если речь идет о продукции, указанной в договоре,реализовать ее другому потребителю (покупателю) или продать на рынке, апотребитель (покупатель), не выполнивший свою обязанность принять продукцию,несет имущественную ответственность за нарушение условий договора в видештрафных санкций и возмещения убытков.
Важное значение имеют такие условия договора закупки, как место егоисполнения и цена. В месте исполнения договора оформляется сдача-приемкапродукции, включая определение ее количества и качества, например,взвешивание, определение товарной сортности фруктов или картофеля, влажности изасоренности зерна, жирности молока, степени упитанности скота и т.д. Все этикачественные характеристики прямо влияют на применяемые цены.
Законодательство о закупках и поставках предусматривает специальныеслучаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение условий договора.Речь идет о невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств,возникших после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) ипотребителем (покупателем) в результате событий чрезвычайного характера. Ктаким событиям, которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятсязасуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства (п. 6 ст. 7Федерального закона от 2 декабря 1994 г. *0 закупках и поставкахсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”).Здесь неоправданно большое значение имеет оценка правоприменительными органамитех или иных обстоятельств и решение ими вопроса об отнесении такихобязательств к неблагоприятным условиям.
Стороны договора не вправе уменьшать по своему соглашению или инымобразом ограничивать ответственность за нарушение договора.
Особенностью ответственности в договорах контрактации являетсяустановленное ст. 538 ГК РФ правило об ответственности только за вину. Эторедкое для Гражданского кодекса исключение из общего правила обответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность,независимо от их вины в нарушение условий договора (ст. 401 ГК РФ).
Помимо ответственности за нарушение условий договора, предусматриваетсятакже штраф за просрочку или отказ от заключения договора, если он подлежитзаключению в соответствии с доведенными в установленном порядкегосударственными заказами на закупку и поставку продукции. Принятиегосударственных заказов осуществляется сельскохозяйственными коммерческими организациямина добровольных началах.
Таким образом, ответственность сторон складывается из их невозможностипоставки продукции, в конечном итоге из-за недопоставки дождевальных установокзаводом-изготовителем.Литератураи нормативные акты
Быстрова Г.Е. Вопросы теории аграрного права и методики его преподаванияв юридических вузах. // Государство и право 1998 № 11
.Веденин Н.Н. Правовое регулирование реализации сельскохозяйственнойпродукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1996.№7—8.
Веденин Н.Н. Договорные отношения в сфере реализации сельскохозяйственнойпродукции // Государство и право. 1998. №1. Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. “О лизинге” // СЗ РФ. 1998. №44.Ст. 5394.
О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиядля обеспечения военных и других потребителей федерального продовольственногофонда в 1997 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997года. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1330.
О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствиядля обеспечения военных и других потребителей федерального продовольственногофонда в 1994 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 04.12.1994года. // СЗ РФ. 1994. № 12.
О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексеРоссийской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г. //Собрание законодательства РФ. 1997. № 4. Ст. 5075.
Порядок осуществления государственных закупочных и товарных интервенцийдля стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998.№ 29. Ст. 3560.
Положение о государственном агенте, осуществляющем государственноерегулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.Утверждено постановлением Правительства от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998. №29. Ст. №3560.
Положение о порядке формирования и использования специального фонда длякредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ.1997. № 10. Ст. 1174.
Постановление Правительства РФ от 26.02.99 г. “О лизинге машиностроительнойпродукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средствфедерального бюджета” // СЗ РФ. 1999. № 11, Ст. 1294.