В юго-западнойчасти Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполамиБлаговещенский собор. Собор строился в 1484— годах псковскими мастерамикак домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшойи венчался тремя главами. В 60‑х годах XVI века были возведенычетыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и двеложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.В 70‑х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть свысоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальнымпереходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборнойплощади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и егосвиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так какего строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковскойархитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски наглавах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входас высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают вгалерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророкомИоной», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырскихзатворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрахизображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид,Плутарх, Гомер, Вергилий и другие —в то время на Руси образованные людибыли знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенныйбелокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большойценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пятьрядов. Третий ряд называется «праздничным» —на его иконах изображены различные христианскиепраздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написананеизвестным псковским мастером XVI века) —«Благовещание», «Рождество Христово»,«Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря»и «Вход вИерусалим» —прин длежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом рядуиконостаса- «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие вад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение»выполнены художникомПрохором с Городца. Главный ряд иконостаса —деисусный (от греческого слова«деисус»моление). Он расположен ниже праздничного. Основная темаряда —заступничество святых (они изображены в полный рост) за простыхсмертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила»и«Апостола Петра») написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет истенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников,возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть итрадиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписизанимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводахпод хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов вросписи стен можно видеть сугубо светские мотивы —изобр жение византийскихимператоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры).У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и ц рскихдетей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного полбыл выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собораобращает на себя внимание настенная роспись с изображением СпасаНерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века СимономУшаковым.
Похожие работы
«Это — ласка православия»/ С. Н. Дурылин и Оптина пустынь
Виктория Николаевна Торопова Путь Сергея Николаевича Дурылина к Оптиной пустыни был долгим и непростым. Придя в гимназию глубоко верующим мальчиком, он через шесть лет сделался…
Нивелирная марка 1877 года
В. Кусов Нивелирные марки – это небольшие чугунные отливки, вцементированные в стены каменных зданий или устои мостов. Точечное углубление в центре или верх небольшого выступа-полочки…
Горки-2, деревня
Н.Н.Митронов, Н.А.Араловец История “Горок-2” начинается в 1924 г., когда по инициативе Ф.Э.Дзержинского здесь на основе хозяйства небольшого конного завода, принадлежавшего помещику С.П.Трапезникову, был организован совхоз.…
Коломенский район
Коломенский район расположен в периферийной юго-восточной части Московской области и является одним из крупнейших в этом регионе. Районный центр, г. Коломна, находится на расстоянии 110…
Проблемы средового подхода к современной московской архитектуре
А.А.Скокан, член-корреспондент РААСН Историческая среда и культурный контекст – ключевые слова архитектурного процесса последних двух десятилетий. Они пришли в нашу практику вместе с пониманием: проектная…
План изучения родного края в процессе школьного краеведения
а) Общие вопросы Какую территорию следует включать в понятие “родной край”? Этот вопрос должен решаться в первую очередь. От того, какую территорию мы сюда включим,…