Нормы налогового права. Подоходный налог

Оглавление
1.   Раскройте формы реализации норм налогового права. 3
2.   Охарактеризуйте порядок внесения в бюджет подоходногоналога. 10
Список источников. 18
1. Раскройтеформы реализации норм налогового права
Норма налогового правапредставляет собой санкционированное государством общеобязательное социальноопределенное, обязательное право поведения, направленное на регулированиеобщественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права иобязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющиесякритерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного. Нормыналогового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями,а значит, обладают определенной структурой.
В литературе выделяютнесколько способов реализации норм налогового права:
1. исполнение
2. применение
3. использование
4. соблюдение.
Исполнение – представляетсобой процесс совершения всеми участниками налоговых правоотношений тех действий,которые предписаны в нормах. Применение – осуществляется органамигосударственной власти и практически выражается в совершении ими тех или иныхюридически значимых действий, бездействий, издании налоговым органоминдивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных ипроцессуальных норм, и т.д. При использовании норм налогового права участникналоговых правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет какими-либо,предусмотренными налогово-правовыми нормами права. В свою очередь, соблюдениенорм налогового права пассивно по своей сути и заключается в воздержанииучастника налоговых правоотношений от нарушения указанных норм.
Виды норм налоговогоправа. Основаниями классификации норм налогового права на виды могут выступать:
1. назначение норм
2. содержание норм
3. метод воздействия наповедение субъектов
4. порядок реализацииправ и обязанностей участников правоотношений
5. юридическая сила
6. порядок действия нормво времени, в пространстве и по кругу лиц
В зависимости от ихназначения нормы налогового права делятся на: ·регулятивно-правоустанавливающие охранительные. Значение норм налогового права первого вида в том,что в них заключаются правовые предписания, представляющие субъектам налоговыхправоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности и предписания,в целом регулирующие отношения в сфере налогообложения. Охранительныеналогово-правовые нормы направлены на обеспечение эффективностифункционирования налоговой системы страны, эффективность налогообложения. В зависимостиот их содержания, налогово-правовые нормы группируются в те или иные правовыеинституты. Как известно, правовой институт представляет собой совокупностьопределенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых имиправоотношений. Поэтому по своему содержанию налогово-правовые нормы могутподразделяться, например, на следующие виды:
1. нормы, закрепляющиеправа и обязанности участников налоговых правоотношений.
2. нормы, определяющиепорядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию налоговых органови органов налоговой полиции.
3. нормы, определяющиеосновные положения о правовом статусе налогоплательщиков.
4. нормы, определяющиеформы и методы осуществления налогового контроля.
5. нормы, устанавливающиеответственность за совершение налоговых правонарушений и т.д.
По методу воздействия наповедение субъектов налогово-правовые нормы делятся на:
А) запрещающие
Б) обязывающие
В) уполномочивающе-дозволительные
Г) стимулирующе-поощерительные
В зависимости от порядкареализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношенийналогово-правовые нормы делятся на две большие группы: · материальные нормы(определяют права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, в том числекомпетенцию государственных органов и должностных лиц в сфере налогообложения)· процессуальные нормы (закрепляют, например, порядок и процедуры осуществленияналоговыми органами своих властных полномочий, а также порядок и процедуры защитыправ налогоплательщиков, т.е. методы, порядок и процедуры деятельности пореализации прав и обязанностей в сфере налогообложения) При классификации нормналогового права по их юридической силе следует учитывать, что юридическая силатаких норм зависит от ветви власти, к которой принадлежит орган, принявший акт,содержащий налогово-правовые нормы. Кроме того, различаются нормы законные(содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (содержащиеся в указахПрезидента, постановлениях Правительства).
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестнуюуплату налогоплательщиком налоговых платежей либо позволяющие налоговому органуосуществить принудительное взыскание налога.
Отличительной чертой обеспечения исполнения обязанности по уплатеналогов и сборов является то, что оно осуществляется только установленнымизаконом способами.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства имеютцелью предотвращение нанесения ущерба публичным интересам ввиду непоступленияили несвоевременного поступления налогов и сборов. В налоговом праве, гдеобязанность по уплате налогов и сборов является публичной, институт обеспеченияисполнения налогового обязательства выполняет функцию создания условий длягарантированной уплаты налога и возмещения ущерба от возможной неуплаты илинесвоевременной уплаты сумм налогов и сборов.
Пункт 1 ст. 49 НК устанавливает исчерпывающий переченьспособов обеспечения исполнения налогового обязательства:
–  залог имущества;
–  поручительство;
–  пени;
–  приостановление операций по счетам в банке;
–  арест имущества.
Залог имущества и поручительство традиционно являются гражданско-правовыми способами обеспеченияисполнения обязательств и наиболее полно разработаны именно в гражданскомзаконодательстве, что и обусловило отсылку законодателя при регулированииотношений залога и поручительства в налоговой сфере к гражданскомузаконодательству, применяемому в налоговых отношениях (п. 2 ст. 50 ип. 1 ст. 51 НК).
Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспеченазалогом и поручительством в случае изменения сроков исполнения налоговогообязательства в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней.
Договор о залоге имущества в соответствии с п. 2 ст. 501К заключается между залогодержателем – плательщиком иным обязанным лицом) иналоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).При этом залогодержатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его варенду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образомраспоряжаться им без согласия залогодержателя (п. 3 ст. 50 НК).
Договор поручительства заключается между поручителем и налоговыморганом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) ивключает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательствоплательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммыналогов, сборов (пошлин), пеней (п. 1 ст. 51 НК). В отличие отдоговора поручительства в гражданских правоотношениях поручительство в сференалоговых отношений не может быть частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение обязательстваполностью. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своихобязанностей налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, пени споручителя или плательщика (иного обязанного лица).
Универсальным способом обеспечения исполнения налоговогообязательства является пеня, так как применяется вне зависимости отиспользования других способов обеспечения, а также независимо от виныналогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК пенями признаютсяденежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить вслучае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению сустановленными налоговым законодательством.
Пеня может применяться одновременно с любым из других способовобеспечения. Согласно п. 2 ст. 52 НК, сумма соответствующих пенейуплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора(пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налоговогообязательства, а также мер ответственности за нарушение налоговогозаконодательства.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включаядень уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налоговогообязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговымзаконодательством днем уплаты налога. Пени за каждый день просрочкиустанавливаются в процентах от неуплаченных сумм налога и определяются вразмере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующейна день исполнения налогового обязательства.
Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания)причитающихся сумм налоговых платежей.
После исполнения налогового обязательства плательщик (иноеобязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленномПрезидентом Республики Беларусь.
В отличие от залога и поручительства приостановление операций посчетам в банке более широко применяется в качестве способа обеспеченияисполнения налоговых обязательств. Прежде всего это мера оперативноговоздействия, которая означает прекращение банком расходных операцийналогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК, приостановлениемопераций по счетам в банке признается по решению налогового или таможенногооргана прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иноене предусмотрено законодательством. Указанное ограничение не распространяетсяна операции, связанные с исполнением плательщиком (иным обязанным лицом)налогового обязательства, уплатой пеней, платежей в государственныевнебюджетные страховые фонды, а также операции, связанные с исполнением банкомрешений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счетсредств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации.
Законодательством четко определены случаи, когда налоговые илитаможенные органы применяют данный способ обеспечения налогового обязательства,а именно:
– неисполнение плательщиком (иным обязанным лицом) вустановленные сроки налогового обязательства, неуплата пеней;
–  непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговыеили таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) поналогам, сборам (пошлинам);
–  непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговыеорганы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иныхдокументов (сведений) для проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 53НК).
Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) поего счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового илитаможенного органа о приостановлении таких операций до исполнения налоговогообязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налоговогоили таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанноголица) по его счетам в банке.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК арестом имущества признаетсядействие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных правплательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего емуна праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведенииописи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо визъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (иномуобязанному лицу), его представителю или иному лицу с предупреждением таких лицоб ответственности за сохранность описанного имущества.
Основное назначение ареста имущества состоит в установлениипрепятствий к его возможному отчуждению или сокрытию. Основанием для арестаимущества в соответствии с п. 2 ст. 54 НК является неисполнениеплательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налоговогообязательства, неуплаты пеней.
Пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г.№419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» предусмотрелдополнительное основание ареста имущества необходимость обеспечения исполнениярешений налоговых и таможенных органов о наложении административных взысканий илиэкономических санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 55 НК взысканием налога, сбора(пошлины), пени признается принудительное исполнение налоговогообязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащегоисполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налоговогообязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Ст. 56 НК относительно организации предусматриваетбесспорный порядок взыскания задолженности, которое производится на основаниирешения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа (далее– налогового органа). В решении обязательно указывают те счета плательщика(иного обязанного лица), с которых должно быть произведено перечисление налога,сбора (пошлины), пени, и сумму, подлежащую перечислению.2. Охарактеризуйтепорядок внесения в бюджет подоходного налога
Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводитсяподоходному налогу. В консолидированном бюджете (без Фонда социальной защитынаселения) 2004 г. он составил 8,4%, или 2,8% к ВВП. На 2006 г. егодоля в доходах бюджета определена на уровне 8,9%, или 3,1% к ВВП. Как и другиеналоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которогогосударство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходовнаселения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Цель и основныепринципы взимания подоходного налога в Беларуси во многом схожи с принятыми вряде промышленно развитых стран. Современный порядок взимания подоходногоналога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом РеспубликиБеларусь от 21 декабря 1991 г. №1327-ХП «О подоходном налоге с физическихлиц». За последние десять лет этот Закон претерпел существенные изменения. Внастоящее время порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лицрегламентируется указанным Законом в редакции Закона Республики Беларусь от09.12.2005 №78–3. В соответствии с упомянутым Законом утверждена инструкция опорядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц.
Плательщиками подоходного налога являются физические лица:
– граждане Республики Беларусь;
– иностранные граждане и лица без гражданства, постояннонаходящиеся на территории Республики Беларусь (если продолжительность ихнахождения превышает 183 дня в календарном году); лица, не относящиеся кпостоянно находящимся на территории Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территорииРеспублики Беларусь 183 дня и менее).
Объектом налогообложения являетсясовокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как вденежной (в белорусских рублях и иностранной валюте), так и в натуральнойформе.
Под доходом физического лица понимаются любые получаемые(начисляемые) денежные средства и материальные ценности.
Круг доходов, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь,достаточно широк. Основными из них являются следующие.
1.Заработная плата, премии идругие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в томчисле и
по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам, аспирантам,докторантам и адъюнктам.
2.Доходы от выполнения работпо гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в томчисле авторским договорам.
3.Дополнительные доходы отиндексации.
4.Доходы, образующиеся врезультате оплаты за счет средств юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовыхуслуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, разного родаабонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях.
5.Суммы, полученные подотчетпри условии, что в установленные законодательством сроки налоговому агенту непредставлены документы и отчеты об их расходовании, не сданы израсходованныеостатки таких сумм и в пределах 30-дневного периода со дня истечения указанногосрока налоговым агентом не принято распоряжение об удержании задолженности поним.
6.Сумма превышения размераквартирной платы и тарифов, устанавливаемых с учетом льгот для населения,проживающего в домах государственного и частного жилищного фонда, надфактически вносимой физическими лицами платы за проживание в жилых помещениях.
7.Сумма арендной платы,получаемой арендодателем, а так же стоимость улучшений имущества, находившегосяв пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключениемотдельных случаев).
8.Суммы, полученныефизическими лицами под залог имущества, включая предметы личного (домашнего,семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг и не возвращенные вустановленные сроки.
9.Суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физическоелицо из средств юридических лиц и (или) предпринимателей, за исключениемслучаев, когда нанимателями производится обязательное страхование своихработников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, атакже по договорам добровольного страхования дополнительных пенсий игражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровьюработника, если указанные договоры не предусматривают страховых выплатзастрахованным физическим лицам без наступления страхового случая.
Не признаются доходом физического лица:
– суммы полученных им страховых выплат в связи с наступлениемсоответствующих страховых случаев по договорам страхования, взносы по которымуплачены физическим лицом за счет собственных средств; суммы по обязательномустрахованию, осуществляемому в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, а также по договорам добровольного долгосрочного (на срокне менее трех лет) страхования жизни, добровольного страхования дополнительныхпенсий и добровольного страхования гражданской ответственности нанимателя завред, причиненный жизни или здоровью работника;
– суммы возмещенных страховщиками расходов физического лица –страхователя, произведенных в связи с расследованием обстоятельств страховогособытия, установлением размера ущерба, судебных расходов, а также иных расходовстрахователя, возмещаемых страховщиками в соответствии с действующимзаконодательством Республики Беларусь и условиями договора страхования;
– суммы средств, израсходованных юридическими лицами илипредпринимателями на проведение культурно-массовых мероприятий (презентаций,юбилеев, банкетов и иных аналогичных мероприятий, связанных с осуществляемойими деятельностью); суммы понесенных ими представительских расходов (на прием иобслуживание делегаций и отдельных лиц, в том числе не являющихсяиностранными);
– суммы и возмещение’ причиненного физическим лицом преда,которым, и соответствии с законодательством, обязаны возместить другие лица, – дляфизического лица, фактически причинившего его;
– разница в размерах сумм, установленных учебным заведением вкачестве платы за оказываемые им образовательные услуги для различных категорийобучающихся (независимо от критерия);
– суммы в размере фактических расходов нанимателя напроведение обязательных предварительных (при поступлении
на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности)медицинских осмотров работников в порядке и в случаях, устанавливаемыхреспубликанским органом государственного управления в области здравоохраненияпо согласованию с республиканским органом государственного управления в сферетруда;
– суммы расходов юридических лиц и предпринимателей в оплатуза услуги по приглашению физических лиц на работу, по их проживанию и прописке,если законодательством Республики Беларусь на них возложена обязанность понесению таких расходов;
– стоимость обучения работников в системе повышенияквалификации, переподготовки кадров, оплаченная за счет средств юридическихлиц, предпринимателей, которые для обучающегося являются местом основнойработы (службы, учебы); •
– стоимость медицинских услуг, оказываемых учреждениямиздравоохранения, содержащимися либо финансируемыми юридическими лицами ипредпринимателями на условиях долевого участия в соответствии с заключеннымидоговорами.
Доходы в натуральной форме дляцелей налогообложения учитываются по регулируемым ценам (тарифам), а при ихотсутствии – по свободным ценам (тарифам) на дату исчисления дохода физическоголица у данного юридического лица или предпринимателя (источника выплатыдохода).
При этом в стоимость продукции (товаров, работ, услуг) включаетсясоответствующая сумма налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки отреализации продукции (товаров, работ, услуг), налога на добавленную стоимость,а для подакцизных товаров – и соответствующая сумма акцизов.
Доходы в натуральной форме, полученные от физических лиц, неявляющихся предпринимателями, учитываются по ценам (свободным илирегулируемым), сложившимся на день получения дохода. Цена продукции (товаров,работ, услуг), сложившаяся на день получения дохода, определяется на основанииофициальной информации о ценах, содержащихся в специальных отечественных изарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационныхматериалах торгующих организаций, заключений о стоимости имущества,подготовленных организациями и предпринимателями, занимающимися оценочнойдеятельностью.
Доходы в натуральной форме, полученные от физических лиц, неявляющихся предпринимателями, по договорам дарения мены, ренты, в результатенаследования в виде имущества, подлежащего государственной регистрации,учитываются в размере не ниже оценочной стоимости такого имущества,определяемой в соответствии с законодательством уполномоченнымигосударственными органами.
К доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме, относятся товары (работы, услуги, имущественные права), переданные(выполненные, оказанные) ему юридическими и физическими лицами, в том числепредпринимателями безвозмездно либо с частичной оплатой их стоимости.Полученным в натуральной форме признается доход в размере превышения цены надсуммой фактически понесенных физическим лицом расходов в оплату их стоимости.Указанная разница не признается доходом физического лица, если товары (работы, услуги,имущественные права) получены физическим лицом на безвозмездной основе либо счастичной оплатой их стоимости в силу льгот, предусмотренных законодательствомРеспублики Беларусь в виде вознаграждения, в том числе в оплату его труда, подоговорам мены, иным договорам, не предусматривающим полный расчет вденежной форме
Доходы в иностранной валюте дляцелей налогообложения пересчитываются в белорусские рубли по курсуНационального банка Республики Беларусь на дату их получения:
– датой получения доходов на территории Республики Беларусьот налогового агента считается рабочий день, предшествующий дню полученияденежных средств в банке и перечисления налогов в бюджет;
– датой получения доходов физическим лицом в иных случаяхсчитается дата выдачи этого дохода; при отсутствии подтверждения таком датыпересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по курсуНационального банка Республики Беларусь, действовавшему на дату, начиная скотором производится отсчет 30-дневного срока для представления налоговойдекларации или расчета о таких доходах;
– датой получения при перечислении этих доходов на валютныйсчет физического лица считается дата зачисления на счет;
– датой получения сумм под отчет и расцененных в качестведохода подотчетного лица считается 1-й день, следующий за истечением периода,на протяжении которого налоговый агент был вправе выставить, но не выставилраспоряжение на бесспорное удержание таких сумм.
Уплата налога с доходов, полученных в иностранной валюте,производится по желанию плательщика в белорусских рублях или иностраннойвалюте, покупаемой банками Республики Беларусь.
При уплате налога в иностранной валюте исчисленный в денежныхединицах Республики Беларусь налог пересчитывается в иностранную валюту покурсу Национального банка Республики Беларусь на дату уплаты налога. Для целейпересчета белорусских рублей в иностранную валюту датой уплаты налогапризнается дата получения дохода, с суммы которого он был исчислен. В течениекалендарного года исчисление налога производится в порядке и размерах,предусмотренных для соответствующей категории плательщиков и видов доходов(ежемесячно, поквартально, по факту получения дохода).
По окончании календарного года производится перерасчет налогаисходя из совокупного годового дохода.
Совокупный годовой доход определяетсяпо окончании календарного года как общая сумма всех доходов (кроме доходов, невключаемых в облагаемый совокупный годовой доход) физического лица, полученныхот всех источников за календарный год.
Сумма облагаемого дохода определяется отдельно по каждому видудоходов, в отношении которых установлены различные ставки налога.
Система льгот по подоходному налогу имеет очень широкий спектрдействия. Законодательство Республики Беларусь освобождает от обложенияподоходным налогом целый ряд доходов физических лиц и видов выплат.
Предоставляемые льготы относятся к различным категориям граждан ипреследуют различные цели. В соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь налогоплательщики имеют право на стандартные, социальные, имущественныеи профессиональные льготы. Данные признаки могут быть положены в основугруппировки множества льгот для лучшего восприятия этой сложной системы.
Список источников
1.  Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
2.  Налогообложение доходов: практическое пособие для индивидуальных предпринимателей/ Сост. И.А. Федорова. – Минск: Светоч, 2006
3.  Гришкевич А. В Беларуси снижены ставки налога, установленныепри применении упрощенной системы налогообложения // БЕЛТА [Электронныйресурс]. – Минск, 03.01.2009
4.  Круглов В.А. Финансовое право. – Минск: Вышэйшая школа,2005
5.  Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение. Минск: Право и экономика,2003
6.  Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента РеспубликиБеларусь, 9 марта 2007 г., №119: в ред. Указа Президента РеспубликиБеларусь от 03.01.2009 г.
7.  Орлова Е.И. Налоговое право. – Минск: Издательство МИУ,2005
8.  Пилипенко А. А Финансовое право. – Минск: Книжный Дом,2007