Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе

речевойвербальный слух словарный
Тема: Развитиеречи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическомпроцессе

Содержание
Введение
1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшегодошкольного возраста
1.1 Речь. Характеристика речевогоразвития детей старшего дошкольного возраста
1.2 Задачи речевого развития в старшей группе детского сада
1.3 Условия развития речи у детей старшего дошкольноговозраста
2. Исследование уровня развития словарного запаса у детейстаршего дошкольного возраста
2.1 Описание процесса исследования развития речи у детейстаршего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детейстаршего дошкольного возраста
2.3 Составление рекомендаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальностьисследования:
Речь ребенка формируетсяпод влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевойпрактики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которыеначинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, аразвивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма отмомента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственнымразвитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенкомродного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт,общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четкопредставлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знатьзакономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешноепротекание.
В русской педагогикесложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли онеобходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудахмногих известных педагогов, писателей, философов.
Широкую известностьполучили труды Ефима Ароновича Аркина (1873 — 1948). Он считал речевое общениедетей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. Вмонографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в рядестатей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи;опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологическиемеханизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязьразвития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.
Большое влияние насодержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность ЕлизаветыИвановны Тихеевой (1867 — 1944), известного общественного деятеля в областидошкольного воспитания.
Она определила основныезадачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
1) развитие речевого аппарата у детей,его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ееструктурой.
Е.И. Тихеева показалапути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы надсловом.
Дошкольный возраст – этоодин из главных этапов развития речи.
В дошкольном возрастеребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться сосверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу,телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогикарассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Одним из принциповобогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы спостепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастнойгруппы к другой.
Для того, чтобы развитиеи обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемыработы. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляютему новую информацию.
В результате речьотражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но иоткрывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для негофактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень частоотвлекаясь от реальной ситуации.
Объект исследования: речьдетей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:организация работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста впедагогическом процессе.
Цель исследования:рассмотреть особенности изучения и развития речи детей старшего дошкольноговозраста в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
1.  Описать особенности речи. Датьхарактеристику речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2.  Раскрыть задачи речевого развития встаршей группе детского сада.
3.  Описать условия развития речи у детейстаршего дошкольного возраста.
4.  Провести исследование уровня развитиясловарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
5.  Сделать выводы.
/>1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшегодошкольного возраста/> 1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшегодошкольного возраста
Проблеме развития речипосвящены работы таких исследователей, как М.С. Соловейчик, А.А. Леонтьев,Львов М.Р., Т.А. Ладыженская, Жинкин Н.И., С.Л. Рубинштейн и др.
С.Л. Рубинштейн говорит отом, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредствомязыка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него,является единством определенной деятельности — общения — и определенногосодержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — этоформа существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого,служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражениядействительности, или форма существования мышления[17].
На основе коммуникативныхотношений между людьми познавательная функция превращается в специфическуюобозначающую функцию.
Речь как средствовыражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом,мимикой и пр.
Две основные функции речи— коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средствомобщения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую ифункционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ееобозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве ивнутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека исвойственная ему сознательность.
Существуют различные видыречи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речьвнутренняя[17].
Современная речь являетсяпо преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речисовременного человека жест играет некоторую роль. В виде, например,указательного жеста он часто дополняет ссылкой на ситуацию то, что не досказаноили однозначно не определено в контексте звуковой речи; в виде выразительногожеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести в смысловоесодержание звуковой речи новый оттенок.
Таким образом, и взвуковой речи имеется некоторая взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста,смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительнойситуации, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняютдруг друга, образуя как бы единое целое.
Однако в настоящее времяязык жестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом косновному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное,второстепенное значение.
Развитие мышления учеловека существенно связано с развитием членораздельной звуковой речи.Поскольку отношение слова и обозначаемого в звуковой речи носит болееабстрактный характер, чем отношение жеста к тому, что он изображает или на чтоон указывает, звуковая речь предполагает более высокое развитие мышления; сдругой стороны, более обобщенное и отвлеченное мышление в свою очередьнуждается в звуковой речи для своего выражения. Они, таким образом,взаимосвязаны и в процессе исторического развития были взаимообусловлены[17].
Существенно отличны другот друга также устная речь (как разговорная речь, речь-беседа в условияхнепосредственного контакта с собеседником) и письменная речь.
Письменная и устная речьвыполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует какразговорная речь в ситуации беседы, письменная речь — как речь деловая, научная,более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующегособеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачуболее отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь побольшей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый рядразличий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждаяиз них пользуется.
Ни устная, ни письменнаяречь не представляют собой однородного целого.
Существуют различные видыкак устной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной стороны,разговорной речью, речью-беседой, с другой — речью, ораторским выступлением,докладом, лекцией. Существуют также различные разновидности письменной речи:письмо будет по своему характеру, по стилю существенно отличаться от речинаучного трактата; эпистолярный стиль — особый стиль; он значительноприближается к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь,публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношенияхзначительно приближаются к письменной речи[17].
Существенно отличны междусобой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устнаяречь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля просебя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.
Внутренняя речьотличается от внешней не только тем внешним признаком, что она несопровождается громкими звуками, что она — «речь минус звук».Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию,чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своейструктуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторомупреобразованию.
Внутренняя речь социальнаи по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь — это речь ссамим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена ксобеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. «Я ловлюсебя на том, — читаю я в одном письме, — что я целыми часами веду нескончаемуювнутреннюю беседу с вами»; внутренняя речь может быть внутреннейбеседой[17].
С.Л. Рубинштейн говорит отом, что неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь.Внутренняя речь-беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоциональнонасыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связаноособенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись.Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопросо взаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме[17].
Дошкольныйэтап
Этотпериод характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередконаблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенокначинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыкисловообразования.
Некоторыеавторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковымявлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.).
Процессусвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошимуровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматическиправильно построенных простых предложений, но и многих видов сложныхпредложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот…который и т.д.):
—Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.
—Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.
—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.
Вэто время активный словарь детей достигает 3-4 слов, формируется болеедифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями,совершенствуются процессы словоизменения.
Ввозрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливаетсяопределенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементыфантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было[14].
Вдошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетическойстороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой структуры извуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то оникасаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для нихслов.
Приэтом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить»его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово всамостоятельную речь.
Развивающийсянавык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение ислышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, чтообеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всехграмматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкийаграмматизм (играю батиком — играю с братиком; мамой были магазине — с мамойбыли в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т.д.), сокращения иперестановки Слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск — этоявляется важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженномнедоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематическихлогопедических занятиях до поступления их в школу.
Такимобразом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовойречью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной[14].
Уровеньразвития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализаи синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьныйпериод. Как отмечал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью какполноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, еслинет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребеноквоспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).
Рассмотрим,каковы особенности развития речи у старших дошкольников.
А.Г.Арушанова говорит о том, что яркой характеристикой речи старшего дошкольникаявляется активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенокосваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от нагляднопредставленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строяпроисходит в связи с развитием связной речи[2].
Нашестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему неусвоены многие единичные традиционные формы. По-прежнему активно протекаетсловотворческий процесс, количество инноваций даже возрастает по сравнению спредыдущей возрастной группой — встречаются грамматические переборы, «нащупывание»формы: бровь, бровев, бровей; многочисленные случаи неверной постановкиударения. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовуюформу, а активно самостоятельно ее образовывает.Формированиеструктуры предложений
Впроцессе освоения связной речи и рассказывания дети начинают активнопользоваться формальной сочинительной связью. (Например: Потом раз,подбежали… И под бревно, и все соскользнули и упали.) Возрастает удельный веспростых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных.Широко используется прямая речь. Предложения соединяются при помощи слов и,вот, потом, через синонимическую замену, лексический повтор[2].
Всвязи с расширением сферы общения, содержания познавательной деятельности, всвязи с возрастающей контекстностью речи погрешности синтаксиса начинаютпреобладать над другими ошибками. На них приходится до 70% от общего числаграмматических погрешностей в связной речи. Для совершенствования структурывысказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, котороеможет иметь игровую форму.
Нашестом году жизни, как и ранее, активно протекает усвоение ряда морфологическихсредств (форм множественного числа именительного и родительного падежейсуществительных, повелительного наклонения глаголов, степеней сравненияприлагательных и наречий). Ребенок осваивает новые области действительности,новый словарь и соответственно формы грамматического изменения новых слов.
А.Г.Арушанова говорит о том, что на шестом году жизни, как и ранее, активнопротекает усвоение ряда морфологических средств (форм множественного числаименительного и родительного падежей существительных, повелительного наклоненияглаголов, степеней сравнения прилагательных и наречий).
Ребенокосваивает новые области действительности, новый словарь и соответственно формыграмматического изменения новых слов[2].
Нашестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования.Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, винтенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи:существительное (ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок, скворятки,скворчатки, скворенки), прилагательное (кашенная, растайчивая, сердитные,обиденные, обедный, длинноуший), глагол (гакает, прокатнулся, втыкнул).
Вэтом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это периодрасцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляетсяв особом эмоциональном отношении ребенка к экспериментам со словом.
Пятый год жизнизнаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематическоговосприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, вчастности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием(словотворчество, «грамматические переборы»).
Шестой и седьмой годжизни — этап овладения способами грамматически правильного построенияразвернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса припроизвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетическиправильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения,слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становлениескоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности иинициативности в диалоге со взрослым[2].
Таким образом, в качествеобщих закономерностей развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте можновыделить следующие:
— появление слова каккомпонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя ещеговорить о формировании семиотической функции;
— отделение слова отситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическимсистемам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции ссохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическаяфункция);
— возникновение рефлексиина разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другиекомпоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.

/>1.2 Задачи речевого развития в старшей группе детскогосада
В программе воспитания иобучения в детском саду под редакцией А.М. Васильевой говорится о следующихзадачах речевого развития детей в старшей группе детского сада [15].
Развивающая речевая среда
Продолжать развивать речькак средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающегомира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки,марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала),иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных худо)Kников), открытки, фотографии с достопримечательностямиродного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционнойРоссии).
Поощрять попытки ребенкаделиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнятьисточник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека,посещение выставки, детского спектакля и т. д.) [15].
В повседневной жизни, виграх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения,извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорныевопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря
Обогащать речь детейсуществительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными,характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающимивзаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных кприлагательному (белый — снег, са.хар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — nроказник), с противоположным значением (слабый — силъный, nасмурно — солнечно).
Помогать детямупотреблять слова в точном соответствии со смыслом[15].
Звуковая культура речи
Закреплять правильное,отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произноситьсходные no артикуляции и звучанию согласныезвуки: с- з, с-ц, ш -ж, ч — гу, с-ш, ж-3, л -р.
Продолжать развиватьфонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина,конец).
Отрабатыватьинтонационную выразительность речи [15].
Грамматический строй речи
Совершенствовать умениесогласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (nятъ груш,трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка-зеленое брюшко). Помогатьдетям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередованиисогласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить [15].
Знакомить с разнымиспособами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка;восnитателъ, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица –медвежонк, медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — nеребежал). Помогать детям правильно употреблять существительныемножественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы вповелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени;несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцупростые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой икосвенной речью.
Связная речь
Развивать умениеподдерживать беседу.
Совершенствоватьдиалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения,согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическуюформу речи.
Учить связно,последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу)рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ покартинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умениесоставлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки ксказкам.
Формировать умениесоставлять небольшие рассказы тиорческого характера на тему, предложеннуювоспитателем [15].
К концу года дети должныуметь
• Участвовать в беседе.
• Аргументированно и доброжелательнооценивать ответ, высказывание сверстника.
• Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, безсущественных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
• Определять место звука в слове.
• Подбирать ксуществительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом сосходным значением [15]./>1.3 Условия развития речи у детей старшего дошкольноговозраста
Речь — это важнейшаятворческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людямспособности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своейличности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другимимирами, другими культурами.
Диалог, творчество,познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которыеоказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается кпроблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строитсясовременная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляютфундамент базисной программы развития ребенка-дошкольника.
Воспитание чистой речи удетей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, исерьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги[16].
Коммуникативнаякомпетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника,как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальномразвитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективныхигр, конструирования, детского художественного творчества и пр.
Для того чтобы процессречевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимыопределенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматическиздоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух изрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью вречевом общении; иметь полноценное речевое окружение[12].
Нормальное (своевременноеи правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новыепонятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Таким образом, речь, ееразвитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Методамипсихологического развития речи у детей дошкольного возраста являются: общениесо взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения;игры-инсценировки; уроки наблюдения; природа; материальная культура;педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальнаясреда; игра и труд.
Итак,рассмотрим все психологические методы по развитию речи детей старшего дошкольноговозраста.
Непременнымусловием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми.Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений,культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшеесредство человеческого общения».
Средимногих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детскомсаду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитаниязвуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря,совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной(диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса кхудожественному слову, подготовки к обучению грамоте[16].
Вдетском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формойречевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — пониманиеречи и активная речь — развивается постепенно.
Речевомуобщению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно являетсястержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка вподготовительный период развития речи — на первом году жизни.
Ребенокотвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковыйразговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, егоулыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а неречевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощьюосмысленно произносимых и понимаемых слов.
Вобщей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закреплениеи: активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово —основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно безрасширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие,развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающихусваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления.Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательнымразвитием[16].
«Программавоспитания в детском саду» в круг задач развития речи и обучения родномуязыку в подготовительной к школе группе включает новую специальную задачу,решение которой обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте: «Вподготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения.Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковойдействительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Предусмотренообучение детей составлению предложений из 2—4 слов, членению предложений такогосостава на слова, а также членению слов на слоги и составлению их из слогов.
«Спсихологической точки зрения, — пишет О. И. Соловьева, — начальный периодобучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом сознаниястановится сама речь, ее внешняя звуковая сторона, в то время как раньшепознание детей направлялось на обозначаемые в речи предметы». Далее О. И.Соловьева отмечает, что предметом сознания наряду со звуковой стороной словастановится словесный состав речи; дети практически знакомятся с предложением,словом, частью слова — слогом, со звуком.
Вразвитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детскомсаду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, какони говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, вомногом зависят успехи дошкольника в усвоении языка[16].
Необходимо,чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературнойразговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов,дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точностисловоупотребления, грамматической правильности, связности.
Специальноевнимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостаткипреодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
Встаршем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизничеловека (и, пожалуй, важнейший), первый его «университет». Но вотличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всехфакультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живойприроды и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарныйкурс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно.Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не толькоэмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживатьего героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средствхудожественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потомучто приобретает способность на только правильно произносить слова и строитьпредложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов —предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннегоразвития личности ребенка[1]6.
Занятиясо старшими дошкольниками также широко используют дидактические игры иупражнения, строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементызанимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в нихявно применяются обучающие приемы, особенно при освоении средств и способовпостроения связного высказывания.
Общениевоспитателя с детьми носит при этом демократический характер. Занятие —эффективная форма обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте.Эффективность обучения зависит не столько от формы, сколько от содержания,применяемых методов и стиля общения педагога с детьми. Систематические занятияприучают детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решениюпроблемных речевых задач, лингвистическое отношение к слову[2].
Напятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества;на шестом году — элементарному анализу структуры предложения, формированиюграмматической правильности (в словоизменении); на седьмом году — элементарномуосознанию грамматических связей между производными словами, речевомутворчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.
Индивидуальнаяи групповая работа с детьми, как правило, организуется на том же самомпрограммном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет цельюзакрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей. Вместе с теминогда следует проводить игры и упражнения на материале, который еще толькобудет включен в коллективное занятие. В таких случаях могут преследоваться двецели: подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовалисебя увереннее на занятии, и постепенно подводить воспитанников к новым для нихформам работы.
Чтобыдошкольники приобрели опыт речевого творчества, в игры следует включать такойматериал, который, будучи знаком детям, все же не вошел еще в их активныйсловарь[2].
Совершенствованиюсинтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок илитературных произведений. Старшие дошкольники охотно играют в сказки «Лиса,заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди».Нравятся им и совсем детские сказки: «Волк и семеро козлят», «Репка»,«Колобок». Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткиеслова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадываниезагадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры «Гуси-лебеди»,«Репка», «Краски», «Где мы были, мы не скажем» идр.
Обогащениюречи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальнойсочинительной связи способствует ситуация «письменной речи», прикоторой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такуюдиктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детскоготворчества, при переписке[2].
Методикавыдвигает как основу развития речи детей в связи с развитием мира ихпредставлений так называемые уроки наблюдения. Основной их принцип таков:каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться ссоответствующим словом, обогащающим его активный запас слов. Слово ипредоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться[18].
Урокинаблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся кразвитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы ихжизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренниймир ребенка главнейшим образом посредством органов зрения и слуха. От матери,от взрослых в значительной степени зависит, чтобы те представления, которыеэтот мир вызывает, формировались в той последовательности, в том качественном иколичественном отборе, который благоприятствует ясности и усвояемости образа,соответствует возрасту, интересам и психике ребенка[18].
Обстановкаматериальная как богатейший источник образовательного материала должна быть всвою очередь использована педагогом с трех сторон:
1)природа,
2)материальная культура и
3)педагогически обоснованная дидактическая обстановка.
Природаявляется обстановкой наиболее естественной и могущественной в своемвоспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребенка, врачует,утончает органы восприятия, развертывает условия совершенной наглядности,обогащает представлениями и знаниями, предоставляет все необходимое дляпроявления творческой коллективной деятельности детей в игре и труде, т. е.развертывает и для детей и для педагога все условия, благоприятствующиеобогащению и развитию языка детей[18].
Воспитаниеребенка в непосредственной близости с природой — наилучший путь для развитияего чувств, сил и способностей. Детей надо приближать к природе, по возможностивключать в нее соответственно интересам того или другого возраста, а природуприближать к детям. Объекты живой природы должны быть сосредоточены не в одномуголке природы, а должны рассыпаться по всему учреждению, быть представлены вкаждой комнате. Для наблюдения детей требуются упрощенные условия. Часто ихтрудно создать в сложной обстановке открытой природы, но в помещении всегдавозможно.
Работадетей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных,растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда,экскурсии и все, что они выдвигают, должны служить настолько же расширению миравосприятий детей, увеличению запаса их знаний и систематизированию последних,насколько и развитию, обогащению их языка.
Наконец,преднамеренно созданная педагогическая и дидактическая обстановка отличаетсятем, что она является целиком продукцией самого педагога, подчинена егопедагогическим целям и требованиям педагогического процесса[18].
Педагогидолжны позаботиться о том, чтобы пополнить комнаты, в которых живут дети, педагогическиобоснованным вещественным содержанием. В первую очередь введем в них объектыживой природы. Дети больше всего любят все живое, движущееся. Сделаем все отнас зависящее, чтобы создать уголки природы в непосредственной близости отдетского жилья, в стенах последнего. Детям нужны игрушки, без которых меркнетрадость детства, нужны самые разнообразные пособия, материалы, орудия для игр итруда. Нужен специальный дидактический материал. Детей надо не только снабжатьпредметами, но и располагать предметы так, чтобы пользование последними былолегко, удобно и целесообразно.
Широкиевозможности для культуры наблюдения детей и развития их речи выдвигает иобстановка материальной культуры. Город во всем многообразии представленных внем материальных ценностей, деревня, любой уголок земли, где творческая рукачеловека создает эти ценности, щедро предоставляет нужный нам образовательныйматериал[18].
Социальнаясреда как развитие речи дошкольника
Членораздельнаяречь является главным атрибутом социальной сущности человека и развиваетсяисключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково этоокружение и в какой мере оно этому развитию способствует.
Мыуже говорили о том, какое влияние оказывает на формирование языка детей речьокружающих. Дети—великие мастера в подражании, и проявления и особенности речивзрослых быстро становятся особенностями детской речи. Этого не должны забыватьучителя и воспитатели. Часто они не понимают того, что, прежде чем приступить кответственному делу развития речи своих воспитанников, им следует позаботитьсяо развитии, упорядочении собственной речи.
Экскурсиикак метод развития речи детей
Какимобразом развивать в детях драгоценную способность наблюдения, научить ихпользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательногонакопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений иречевых умений? Путь для этого один — организованное знакомство детей сокружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощив использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленныйсознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, накоторой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этогоздания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий[18].
Второй,не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи.Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать запредставлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряетзначительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носятокраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек,пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.
Занятияпо наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закреплялонаблюдаемое. Это один из видов обучения. Мы знаем, какую громадную роль вразвитии ребенка играет самообучение в раннюю пору его жизни. Самообучениемладенца уже нуждается в помощи взрослого. По мере продвижения ребенка повозрастным ступеням роль взрослого, руководящего его обучением, становится всезначительнее и сложнее.
Существуетдва способа методического использования содержания окружающей среды в интересахразвития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательныйматериал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно.Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случаенеизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второйпуть претворяется в метод, известный под названием экскурсий. Экскурсии сдетьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провестисвоеобразную экскурсию-осмотр, потому что в любой квартире, даже комнате, могутбыть предметы, которых приблизить к детям нельзя, но к которым должны бытьприближены сами дети[18].
Играи труд как развитие речи детей
Языки мышление были и продолжают быть неразрывно связанными с трудовыми процессами,с деятельностью человека.
Общественностьв жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается.Основной вид его деятельности — это игра.
Значительныйопыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпаетпредставления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшимистимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должныбыть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Спредметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторноеобщение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Словоявляется для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно винтересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманноорганизовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборепредметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и наоснове ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык[18].
Мызнаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Участиевоспитательницы в свободных играх детей не может ограничиться организациейобстановки, подбором игрового материала. Она должна проявлять интерес к самомупроцессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова ивыражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение ихязыка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой,воспитательница должна содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизньстимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своихположительных, лучших сторон.
Сегодня принято выделятьчетыре основные задачи:
1. Обогащение словаряновыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значенийряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, впервую очередь, за счет употребительной лексики.
2. Закрепление иуточнение словаря.
Эта задача обусловленатем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они частоне знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углублениепонимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основеточного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладенияобобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоватьсяобщеупотребительными словами.
3. Активизация словаря.
Усваиваемые детьми словаделятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе сдетьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит в томслучае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
1. Устранение изречи детей нелитературных слов. Это особенно необходимо, когда дети находятся вусловиях неблагополучной языковой среды.
Содержание словарнойработы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесьпервоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присеваемойребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.
Прежде всего детиусваивают:
бытовой словарь: названиячастей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета,пищи, помещений;
— природоведческийсловарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
— обществоведческийсловарь: слова, обозначающие явления общественной жизни;
— эмоционально-оценочнуюлексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства;
— лексику, обозначающуювремя, пространство, количество.
На протяжении дошкольногодетства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется внескольких направлениях. В.И. Логинова выделила три таких направления:
— расширение словаря наоснове ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметом и явлений;
— усвоение слова наоснове углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
— введение слов,обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов посущественным признакам.
М.М. Алексеева выделяетследующие методы словарной работы
I. Введение новых слов в словарь
1. Непосредственноеознакомление с окружающим и обогащение словаря.
2. Рассматривание иобследование предметов.
3. Наблюдения заживотными, растениями; за деятельностью взрослых.
Эти три методаиспользуются во всех возрастных группах.
4. Осмотры помещениядетского сада, целевые прогулки.
5. Экскурсии (социальноеокружение, природа) .
Последние два методаиспользуются, начиная со средней группы.
II. Опосредствованное ознакомление сокружающим и обогащение словаря
1. Показ картин снезнакомым (малознакомым) содержанием.
Этот метод используетсяглавным образом в старших группах
2. Чтение и рассказываниелитературных произведений.
3. Показ диа-, кино- ивидеофильмов, просмотр телепередач.
Два последние методаиспользуются во всех возрастных группах.
III. Закрепление и активизация словаря.
1. Рассматриваниеигрушек.
2. Рассматривание картинзнакомого содержания.
3. Дидактические игры сигрушками, предметами и картинками.
Эти методы используютсяво всех возрастных группах.
4. Словесные игрыиспользуются в средней и старшей группах
5. Лексические(словарные) упражнения используются во всех возрастных группах, чаще в старших.
6. Загадывание иотгадывание загадок используется во всех возрастных группах.
7. Рассказывание детьми(разные типы связных высказывания на разном материале) используетсяпреимущественно в средней и старших группах
В старшем дошкольномвозрасте задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержаниемимеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Детей учатиспользовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой- маленький,длинный – короткий, светлый – темный); продолжают развивать понимание и навыкиупотреблении слов, выражающих видовые и ролевые понятия, формируют умениеиспользовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда). В старшем дошкольном возрастеобогащение словаря, усвоение новых слов идет в практическом плане. Безусловно,если бы не было такого речевого опыта, нельзя было бы говорить о дальнейшемречевом развитии детей на более высоком уровне. Но для успешного дальнейшегообучения ребенка в школе необходимо, чтобы ребенок своевременно перешел на «теоретические»позиции относительно речевой действительности, чтобы система родного языка, егоэлементы выступали как объект его сознательной деятельности. Осознание языковыхявлений обеспечивает возможность перевода речевых умений и навыков впроизвольный план.
Методы обогащения словарядетей на специальных занятиях — практические. Чаще всего при проведениилексических упражнений используется прием дидактической игры, в частности игрыс «дидактическими» (т. е. специально оснащенными) куклами. Используетсятакже дидактическая игра, известная под названием «Чудесный мешочек»(дети опускают руки в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнаюти называют их). Но, конечно, с помощью только кукол и других игрушек дети немогут «впитать» поэтическую сущность родного слова. Детей надознакомить с окружающим и объяснять лексическое значение слов просто указаниемна реальный предмет, действие, признак. Таким образом, работа воспитателя поразвитию речи у детей дошкольного возраста должна строиться из несколькихэтапов: изучение детей, четкое выявление нарушения, составление плана работы,применение индивидуальных и групповых форм работы. В этом случае работа поразвитию речи детей будет идти успешно.
2. Исследование уровня развития словарного запаса у детейстаршего дошкольного возраста 2.1 Описаниепроцесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующегоэксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующегоэксперимента:
1. Определить две группыдетей (контрольная и экспериментальная)
2. Подобрать методики дляобследования словаря детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить критерииразвития словаря детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести обследованиясловаря детей старшего дошкольного возраста.
Всего в исследованиипринимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Детибыли поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.
Экспериментальная группа:
В. Лиза (5,5 л.)
С. Слава (5,8 г.)
Р. Кирилл (5,6 г.)
М. Аня (5,7 г.)
Л. Оля (6,2 г.)
Контрольная группа:
З. Ваня (6, 3 г.)
Г. Вова (5, 5 г.)
К. Лена (5, 10 г.)
С. Юля (5,9 г.)
Д. Олег (6,1 г.)
Для определения уровняразвития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальнойи контрольной группы были предложены три методики.
При проверке уровняразвития словаря основное внимание обращается на количественный и качественныйсостав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умениепользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.
В первой методике Ф. Г.Даскаловой были следующие задания:
Детям предлагалисьзадания на определение – «Что такое…?» и «Что значит слово?».
Для удобства подсчетовбаллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровеньразвития словаря;
2 балла — средний уровеньразвития словаря;
3 балла – высокий уровеньразвития словаря.
Во второй методике В.И.Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагались тризадания:
Задание №1. Классификацияпонятий
Задание № 2. Подборсинонимов
Задание № 3. Подборопределений
Для удобства подсчетовбаллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровеньразвития словаря;
2 балла — средний уровеньразвития словаря;
3 балла – высокий уровеньразвития словаря.
В третьей методике Н.И.Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям былопредложено вспомнить всевозможные предметы одежды.
Для удобства подсчетовбаллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровеньразвития словаря;
2 балла — средний уровеньразвития словаря;
3 балла – высокий уровеньразвития словаря.
В приложении 1представлен диагностический материал, при помощи которых шло обследованиесловаря детей старшего дошкольного возраста по методикам Ф.Г. Даскаловой, В.И.Яшиной и Н.И. Гуткиной.2.2 Анализ результатов исследования развития речи у детейстаршего дошкольного возраста
В процессе обследованиясловарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались всекритерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детейэкспериментальной и контрольной групп.
В таблице 1 представленырезультаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.
Таблица 1 Результатыобследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте№ ФИ Воз-раст 1-я методика 2-я методика 3-я методика Общий балл по методикам Уровень словарного запаса 1 В. Лиза 5,5 2 б. 2 б. 2 б. 6 б. Средний 2 С. Слава 5,8 3 б. 2 б. 3 б. 8 б. Высокий 3 Р. Кирилл 5,6 1 б. 2 б. 2 б. 5 б. Средний 4 М. Аня 5,7 1 б. 1 б. 1 б. 3 б. Низкий 5 Л. Оля 6,2 1 б. 1 б. 2 б. 4 б. Низкий
В таблице 2 представленырезультаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.

Таблица 2 Результатыобследования контрольной группы на констатирующем эксперименте№ ФИ Воз-раст 1-я методика 2-я методика 3-я методика Общий балл по методикам Уровень словарного запаса 1 З. Ваня 6,3 1 б. 1 б. 1 б. 3 б. Низкий 2 Г. Вова 5,5 3 б. 3 б. 3 б. 9 б. Высокий 3 К. Лена 5,10 1 б. 2 б. 2 б. 5 б. Средний 4 С. Юля 5,9 2 б. 2 б. 1 б. 5 б. Средний 5 Д. Олег 6,1 1 б. 1 б. 2 б. 4 б. Низкий
При диагностическомобследовании детей экспериментальной и контрольной групп было видно, что удошкольников есть проблемы в словарном запасе.
При работе по первойметодике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце,работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.
То есть у них вызывалипроблемы обозначение абстрактных существительных.
При работе по второйметодике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий)и второе задание (подбор синонимов).
При классификации понятийдети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобратьсоответствующие картинки.
А при подборе синонимовпроблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.
Результатыконстатирующего эксперимента были представлены в виде сводной диаграммы обеихгрупп (см. рис. 1).

Диаграмма № 1.Обследование детей на констатирующем эксперименте
/>
Рис. 1.
Были сделаны выводы, чтов группах недостаточный уровень развития словаря у детей старшего дошкольноговозраста.
2.3 Составление рекомендаций по развитию речи у детейстаршего дошкольного возраста
Цель составлениярекомендация: предложить примеры организации занятий по театрализованнойдеятельности с детьми экспериментальной группы.
Задачи формирующегоэксперимента:
1. Написатьконспекты занятий.
2. Определитьзанятия по театрализованной деятельности с экспериментальной группой дляобогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Были подобраны видыработ, связанные с театрализованной деятельностью для развития словарногозапаса детей старшего дошкольного возраста. Для этого был составленкалендарно-тематический план на четыре недели.
Тематический план работыпо развитию словарного запаса детей старшего возраста в процессетеатрализованной деятельности дан в таблице 3.
Таблица 3 Тематический план№ занятия Название занятия Цель занятия Занятие № 1. «Учимся изображать» Развитие диалогической и монологической речи. Обогащения словаря детей. Занятие № 2.  «Превращения и театральная игра» Развитие воображения. Развитие и обогащение словаря детей. Занятие № 3. «В мире сказок» Развитие творческой активности. Обогащение словаря детей. Занятие № 4. «Играем в театр» Развитие эмоций. Обогащение словаря детей. Занятие № 5. «Учимся изображать зверей» Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; развивать и обогащать словарный запас детей. Занятие № 6. «Давайте представим» Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о театральной деятельности; развивать и обогащать словарный запас детей. Занятие № 7. «В мире волшебства» Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать и обогащать словарный запас детей. Занятие № 8. «Играем с воображаемыми предметами» Формировать умение ребенка работать с воображаемым предметом; развивать и обогащать словарный запас детей.
Работа планировалась сучетом исследования словарного запаса детей, проведенного на констатирующемэксперименте.
Были сформулированыследующие цели занятий:
Занятие № 1. «Учимсяизображать»
Цели занятия:
1. Развитиедиалогической и монологической речи.
2. Обогащениясловаря детей.
Занятие № 2. «Превращенияи театральная игра»
Цели занятия:
1. Развитиевоображения.
2. Развитие иобогащение словаря детей.
Занятие № 3. «В миресказок»
Цели занятия:
1. Развитиетворческой активности.
2. Обогащениесловаря детей.
Занятие № 4. «Играемв театр»
Цели занятия:
1. Развитие эмоций.
2. Обогащениесловаря детей.
Занятие № 5. Учимсяизображать зверей”
Цели занятия:
1. Вызывать у детейрадостный эмоциональный настрой.
2. Развиватьэлементарные навыки мимики и жестикуляции.
3. Развивать иобогащать словарный запас детей.
Занятие № 6. «Давайтепредставим»
Цели занятия:
1. Обеспечиватьдальнейшее развитие разносторонних представлений о театральной деятельности.
2. Развивать иобогащать словарный запас детей.
Занятие № 7.«В миреволшебства»
Цели занятия:
1. Продолжать учитьдетей импровизировать под музыку.
2. Развивать иобогащать словарный запас детей.
Занятие № 8. «Играемс воображаемыми предметами»
Цели занятия:
1. Формироватьумение ребенка работать с воображаемым предметом.
2. Развивать иобогащать словарный запас детей.
Выводы:
По результатамконстатирующего эксперимента был сделан вывод, что менее всего развит словарныйзапас у М. Ани и Л. Оли, а также присутствуют пробелы в словарном запасе у В.Лизы, Р. Кирилла.
Таким образом, должноидти обогащение и развитие словарного запаса детей экспериментальной группы впроцессе участия их в театрализованной деятельности.
Каждый новый вид работыобъясняется детям и повторяется до тех пор, пока дети не усваивают необходимыеслова и их значения. Этому помогают такие виды работы, как «Составьрассказ», проигрывание этюда «Школа зверей», упражнение «Дорожкасказок»; театральная игра «Колобок», постановка под руководствомвоспитателя различных сценок и сказок.
Данные и подобные занятияпо театрализованной деятельности используются при работе по обогащению словарядетей старшего школьного возраста.
Речеваяфункция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которогопроисходит становление познавательной деятельности, способности к понятийномумышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условиемосуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в своюочередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладениеребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогаетспланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Детский садразвивает все детские способности и наклонности, а между последними нет болеесущественной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтомусистематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежатьв основе всей системы воспитания в детском саду.
Детскому садудолжно быть вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, средикоторой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
/>Заключение
Можносделать следующие выводы по работе.
Выделяютследующие принципы словарной работы в детском саду.
1. Единстворазвития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия,представления, мышления).
2. Целенаправленнаяорганизация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
3. Наличиенаглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
4. Единствореализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
5. Словарнаяработа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтомувоспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование.Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих жезанятиях.
6. Формированиеспособов обследования требует точных указаний воспитателя к использованиюобследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству (например, надави— для выделения твердости, погладь — для выделения гладкости, шероховатостиповерхности, сомни — для выделения мягкости и т. п.).
7. Наглядныйматериал предоставляется для активных обследовательских действий каждомуребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов,на основе их выделения и восприятия.
8. Качествамимы называем те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств безнарушения целостности предмета, например: твердый, мягкий, гладкий, холодный,гибкий и т. п.
9. Вычленениекаждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективнодостигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, кактвердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый — с легким, прозрачный — снепрозрачным и т. п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость каккачество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости илишероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. д.
10. Чтобыкачества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимосделать их значимыми, т. е. включить в результативную, содержательнуюдеятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует отребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижениярезультатов.
11. Успехрешения задач словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подборанаглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которыхвычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркаяраскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. п.) было быкак можно меньше.
12. Подборпредметов для сравнения. Они должны иметь достаточное количество сравниваемыхпризнаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина,части, детали, назначение, материал и т. п.); и указания воспитателя, помогающиедетям: а) последовательно строи
13. Плановостьсравнения. Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравненияпредметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению исравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства.Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признакикаждого предмета;
14. Отбораприемов обучения. Основными приемами обучения на таких занятиях являютсявопросы
а)сравнение;
б)увидеть те особенности, которые дети сами не замечают;
в)наиболее точно сформулировать ответ и подобрать нужное слово;
15. Соотношениеречевой активности воспитателя и детей.
16. Занятиестроится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметыодного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близкихвидов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан,бокал и т. п., от которых дети должны отличать чашки.
17. Ребенокставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он долженмотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.
18. Необходимостьвыбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается винтересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую.
Своевременное развитиесловаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, невладеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности вобучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителяотмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи,легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе науроках.
Проводя словарную работу,мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Черезслово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методикеобучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком,прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родногоязыка – это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский,В.А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспитательный потенциаллексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.
Особенность словарнойработы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всейвоспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запасапроисходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детскойдеятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняетпредставления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всеэто имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесьзакладываются основы развития мышления и речи, происходит становлениесоциальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль словакак важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенкаопределяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детейв детском саду.
/>Список литературы
1. Алексеева М.М.,Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников:Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательскийцентр «Академия», 1997
2. Арушанова А. Г. Речьи речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.:Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
3. БородичА.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
4. Возрастная ипедагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984
5. Выготский Л.С.Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991.
6. Галанов А.С.Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работниковдошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. —М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)
7. Калягин В.А.Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин,Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
8. Лисина М.И. Этапыгенезиса речи как средства общения//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастнойпсихологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
9. Лурия А.Р. Речь имышление. – М., 1985.
10. Максаков А.И. Правильноли говорит ваш ребенок. –М.: Просвещение, 1988/>/>/>/>/>
11. Матюхина М.В.,Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин — тов. по спец. № 2121 «Педагогика иметодика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина идр.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
12. Нарушение речи удошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972./>
13. Нищева Н.В.Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка,совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детейдошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург:Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
14. Основные этапынормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми:Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальныхклассов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
15. Программавоспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С.130 – 132.
16. Развитие речидетей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А.Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
17. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»)
18. Тихеева Е.И.Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина.– М.: Просвещение,1981.
19. Федоренко Л.П. идр. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихсядошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 1977.
20. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.
Приложение
Диагностический материалобследования
1. Методика Ф. Г.Даскаловой.
Для проверки понятийзначения слова детям предлагаются задания на определение – «Что такое…?»и «Что значит слово?» При диагностике используется специальныйтест-словарь, состоящий из четырех субтестов для детей трех, четырех, пяти ишести лет. В него включаются имена существительные двух типов — конкретные иабстрактные. Количество абстрактных слов увеличивается в тестах,предназначенных для детей более старшего возраста. Перечни слов составлены наоснове данных о 1000 слов, наиболее часто употребляемых в активной речи детьмидошкольного возраста, и 1000 существительных из семантического атласа Ч.Осгуда.
Список слов, включенных втест-словарьДля 4 лет Для 5 лет
Отец
Сон
Сказка
Рыба
Игра
Камень
Краска
Лошадь
Удочка
Облако
Кошка
Встреча
Огонь
Сердце
Хлеб
Волосы
Озеро
Картина
Работа
свобода
Езда
Врач
Змея
Фрукты
Девочка
Язык
Стул
Ухо
Зуб
Товарищ
Смерь
Деньги
Удовлетворение
Суп
Любовь
Мир
Смех
Боль
 Жара
голод
Правильный ответ накаждый вопрос условно оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов длятрехлетних детей — 20, четырехлетних — 40, пятилетних — 60, шестилетних — 80.При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение междуколичеством баллов и количеством всех заданных слов. Если оценочный коэффициентприближается к 1, это говорит и о богатстве словаря, и об успешности овладенияпонятийным значением слов.
Для удобства подсчетовбаллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровеньразвития словаря;
2 балла — средний уровеньразвития словаря;
3 балла – высокий уровеньразвития словаря.
2. Диагностикалексического развития.
Автор: В.И. Яшина
Задание №1. Классификацияпонятий
Материал: 30 картинок сизображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называетпонятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробноеопределение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например сизображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильныхвыборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка — 30 баллов.
Задание № 2. Подборсинонимов
Проводится в форме игры«Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобратьк названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов(хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать,смеяться, плакать).
 Высшая оценка — 10баллов.
1 балл — если подобранноеслово является синонимом названного;
0 баллов — еслиподобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Задание № 3. Подборопределений
Проводится в форме игры вслова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений.Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье.Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть`?»).
Высшая оценка — 10баллов.
2 балла — если придуманоболее 3 слов.
1 балл — если придуманоменее 3 слов.
0 баллов – если ответотсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.
После выполнения всехтрех заданий подсчитывается суммарная оценка.
Высшая оценка — 50 баллов- соответствует высокому уровню.
32-49 баллов – старшему.
Менее 32 баллов — низкомууровню лексического развития детей.
Для удобства подсчетовбаллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровеньразвития словаря;
2 балла — средний уровеньразвития словаря;
3 балла – высокий уровеньразвития словаря.
3. Проверка словарногозапаса (на уровне слов)
Автор: Н.И. Гуткина
Инструкция испытуемому: «Мысейчас вспомним всевозможные предметы одежды. Подумаем, что можно надеть.Подумай хорошенько. Назови то, что могут надеть мужичины, женщины и дети — летом и зимой — днем и ночью — начиная с головы и кончая ногами».
Первая часть инструкциипроизносится обычно, а начиная со слов «назови то, что могутнадеть…» артикуляция становится очень четкой. Экспериментатор говоритмедленно, выделенные слова подчеркивает голосом (тире соответствуют короткимпаузам). При произнесении последних слов взрослый делает движение рукой,указывая сначала на голову, потом на тело и на ноги.
Если ребенок не начинаетговорить, то можно повторить просьбу: «Назови то, что могутнадеть…» Когда испытуемый при перечислении предметов одежды делает болеепродолжительную паузу, потому что не знает больше слов, экспериментаторпомогает ему вопросом: «Что еще надевают?» Формулировка «чтоеще» особенно хорошо подходит для побуждения ребенка. Можно повторить ислова: мужчины, женщины и дети и спустя некоторое время -летом и зимой и т. д.В случае необходимости задание после 1,5-3 мин можно повторить еще раз.
Дли перечисления словиспытуемому дается 3 мин. Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок.При оценке учитываются все названные ребенком предметы одежды. Повторенные и неотносящиеся к теме «Одежда» слова (платяной шкаф, скатерть и др.) приподсчете общего количества названных слов не учитываются. Но они указывают наособенности развития: частые повторения могут свидетельствовать о недостаточнойсосредоточенности; неадекватные, не относящиеся к теме слова свидетельствуют отом, что ребенок не может сосредоточиться, чтобы выстроить ассоциативный ряд(нарушается логика).
Если ребенок сначаланазывает слово шапка, а потом шапка-ушанка, то это считается двумя разнымисловами. Как одно слово оценивается, если ребенок говорит красная шапка,голубая шапка. В некоторых случаях ребенок говорит верхняя и нижняя одежда ипотом молчит. Тогда экспериментатор спрашивает: «А что относится к верхнейи нижней одежде?» Некоторые дети не могут назвать ни одного предметаодежды, а начинают рассказывать, например, следующее: «Мама купила мнеботинки, а потом мы пошли есть мороженое» или: «У меня есть короткиештаны и длинные голубые, и еще коричневые». В этом случае экспериментаторостанавливает ребенка и дружески обращается к нему со словами: «Назови мнебыстро все, что можно надеть». Иногда ребенок во время перечисленияпредметов одежды называет совершенно неадекватные предметы, напримеравтомобиль. И в этом случае взрослый повторяет ребенку, что он должен называтьтолько предметы одежды.
Словарный запасоценивается следующим образом. Для детей старшей группы детского саданеудовлетворительным считается результат, если названо 8 или меньше слов. Дляпервоклассников неудовлетворительный результат при 11 и менее словах.
При оценке необходимоучитывать разный возраст ребят в пределах одной группы. Так, если в старшейгруппе детского сада ребенок в возрасте 5 лет 4 мес называет 10 предметоводежды, то этот результат оценивается выше, чем тот же результат у ребенка тойже группы, но в возрасте 6 лет 1 мес.
Для удобства подсчетовбаллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровеньразвития словаря;
2 балла — средний уровеньразвития словаря;
3 балла – высокий уровеньразвития словаря.