Влияние специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тотьма 2008

Введение
 
За последниедесять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей,посещающих образовательные учреждения. Число детей с хронической патологиейувеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9%), а число детей, не имеющихотклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5–6%). По данным центраздоровья детей РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья – отлегкой степени выраженности до тяжелой патологии. Среди хронической патологиипреобладают болезни органов дыхания, костно-мышечнойи пищеварительнойсистем [22, c.17].
При появлениидефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, – возникают нарушениядеятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкостьлегких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость –звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкиеискривления позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являютсянаиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детейи подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения рядафункциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказываютотрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых [25, c. 36].
Неправильноеположение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы,односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательногоаппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов исистем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение,дыхание, пищеварение. Таким образом, формирование правильной осанки важно вцелях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.
Выявлениепричин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролюна уроках физической культуры.
В связи сэтим мы считаем тему в настоящий момент актуальной. Это связаноне только с ростом данной патологии, но и с тем, что она являетсяпредрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильнаяосанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимымусловием для нормального развития и полноценного функционирования внутреннихорганов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
В связи сэтим возникает проблема: выявить, как влияют специальныефизические упражнения в коррекции осанки младших школьников.
Объектисследования: коррекция осанки младших школьников
Предметисследования: влияниеспециальных физических упражнений накоррекцию осанки младших школьников
Цель: определение влиянияспециальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников.
Задачи:
1) Изучитьсостояние позвоночника у младших школьников
2) Выявитьпричины нарушения осанки у младших школьников
3) На основеанализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции иэкспериментально проверить ее эффективность
4)Разработать систему занятий с использованием комплекса специальных физическихупражнений
Методы:
ü  Анализнаучно-методической литературы
ü  Методысамотоскопии
ü  Тестированиеразвития физиологических качеств силы мышц брюшного пресса и силы ивыносливости мышц спины
ü  Анализдокументов учета
ü  Педагогическийэксперимент
ü  Сравнительныйанализ результатов
Гипотеза:если будет правильноподобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физическихупражнений, то это докажет их положительную роль на коррекцию осанкимладших школьников.
Базаисследования: МОУ «Маркушевская средняя общеобразовательная школа», Тарногскогорайона.

1. Физиологическиеособенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника
1.1 Понятиеосанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности
Осанка – привычноеположение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными,наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочногоаппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника [26, c. 8].
Правильнаяосанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека,внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитиеи полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.Определяется вертикальное положение головы – подбородок слега приподнят, линия,соединяющая нижний край орбиты глаза и козилок уха, горизонтальна;шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем,одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены;грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижатык туловищу, расположены на одной горизонтальной линии [10, c. 35].
При осмотресбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой иподтянутым животом, прямыми нижними конечностями, также умеренно выраженнымифизиологическими изгибами позвоночного столба (рис. 1).
В различныевозрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанкидошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии груднойклетки в линию живота, который выступает на 1–2 см, а также слабовыраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьниковхарактерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника снезначительным наклоном головы вперед, угол наклона таза у девочек больше, чему мальчиков: у мальчиков – 28º, у девочек – 31º. Наиболее стабильнаяосанка отмечается у детей к 10–12 годам [16, c. 87].
Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояниянервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибампозвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головногомозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.
Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища,плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшениефизиологических изгибов позвоночника.
Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают всаггитальной, горизонтальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии,образованной остистыми отростками позвонков. Обращаю внимание на симметричностьлопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талиии опущенной рукой. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы всаггитальной плоскости, анфас представляет прямую линию. При патологическихсостояниях позвоночника возможны искривления как переднезаднем направлении(кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз) [11, c. 39].
В сагиттальнойплоскости различают четыре физиологических изгиба позвоночника: дваобращены выпуклостью кпереди шейный и поясничный лордозы; два обращенывыпуклостью к ним это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Сагиттальнаяплоскость(от латинского «сагитта» – стрела) делит тело на правую и левую половины.Происходит сгибание (наклон вперед) и разгибание позвоночника (наклон назад).
Существуютследующие виды нарушения осанки в саггитальной плоскости:
1. Нарушенияосанки связанные с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба:
а)Сутуловатость характеризуется увеличение грудного кифоза при одновременном илисглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед,лопатки выступают; ягодицы уплощены.
б) Круглаяспина (кифотическая осанка), характеризуется увеличение грудного кифоза, спочти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название –«тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки«крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки иуплощения ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможнотолько на короткое время [28, c. 49].
в)Кругло-вогнутая спина (кифолордическая осанка), характеризуется увеличениемвсех изгибов позвоночного столба. Угол наклона таза больше нормы; голова иверхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-занедоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов(висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко спереразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцырастянуты и истощены [18, c. 23].
2. Нарушения осанки связанные с уменьшением физиологическихкривизн позвоночного столба:
а) Плоская спина характеризуется сглаживанием всехфизиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клеткасмещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняячасть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища [28, c. 50].
б)Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальномили несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдаются при комбинированномизменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы животаослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают сзади; живототвисает [28, c.51].
Фронтальная плоскость – делит тело на переднюю и заднюю стороны(наклоны туловища вбок). Во фронтальной плоскости различают два вида нарушенийосанки.
1. Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуетсянарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростковот вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углылопаток расположены на разной высоте; отмечается неравенство треугольниковталии, асимметрии мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц.В отличии от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузкепозвоночника все виды асимметрии устраняются [27, с. 19].
2. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочногоаппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении,часто сменой положения тела в пространстве.
Сколиоз – это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлениемпозвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков [16, c. 189].
Наличиеторсии является главным отличительным признаком сколиоза – по сравнению снарушениями осанки во фронтальной плоскости.
Торсия (torsio) – скручивание позвонковвокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей исмещением позвонков относительно друг друга в течение всего периода ростапозвоночника [10, c. 93].
В верхнейполовине дуги искривления остистые отростки изгибаются в выпуклую сторону, внижней – в вогнутую. На вогнутой стороне сколиоза мышцы и связки укорочены, навыпуклой – стянуты. Растянутые мышцы на выпуклой стороне развиты значительнослабее, чем укороченные мышцы на вогнутой стороне позвоночной дуги. Ребраповернуты; грудина смещена и наклонена в сторону вогнутости. Грудная клеткаболее всего деформируется сколиозом в области грудных позвонков, смещение ребервызывает изменение ее формы. На выпуклой стороне ребра направлены косо – вниз –вперед, промежуток между ребрами расширен (рис. 2).
На вогнутойстороне ребра менее наклонены спереди и располагаются близко друг к другу.Лопатки находятся на разной высоте; в случае сколиоза в грудной частипозвоночника лопатки также имеют торсию. Таз наклонен с торсией вокруг крестца [20,c. 62].
Этиструктурные изменения проводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой идыхательных систем, желудочно-кишечного тракта, других систем организма.Поэтому правильно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.
По формеискривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые исложные.
Простыесколиозыхарактеризуются простой дугой искривления. При этом позвоночный столбнапоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут бытьлокальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальным (поражающим весьпозвоночник) [16, c. 220].
Сложныесколиозыхарактеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях.Это так называемые S-образные сколиозы.
Понаправлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние илевосторонние.
Сложныесколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривлениякомпенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяетсялокализацией первичной дуги искривления [5, c. 117].
Этиологическиразличают сколиозы врожденные (они встречаются у 23%) и приобретенные.
Кприобретенным сколиозам относится:
1. Ревматические,возникающие внезапно иобуславливающие мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлениймиозита или спондилоартрита;
2. Рахитические– рано проявляетсяразличнымидеформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц,ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение,особенно в школе, – благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;
3. Паралитические– возникающие последетского паралича, при одностороннем мышечном поражении, могут наблюдаться ипри других нервных заболеваниях;
4. Привычные – на почве привычнойплохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте ониполучают наибольшее выражения). Непосредственной причиной их могут бытьнеправильно устроенные парты, ношение портфелей с первых классов, держаниеребенка во время прогулки за одну руку и т.д. [16, c. 145].
Дефектыосанки ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движенийгрудной клетки диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, ухудшаются условиядля работы сердечнососудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшногодавления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт [16, c. 146].
Различают тристепени нарушения осанки
1. Перваястепень характеризуется изменением тонуса мышц. Все дефекты осанки исчезают,когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематическихзанятиях корректирующей гимнастикой [23, c. 15].
2. Втораястепень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменениямогут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикойпод руководством медицинских работников [23, c. 15].
3. Третьястепень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костяхпозвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требуетспециального ортопедического лечения [23, c. 16].
Анатомо-физиологическиеособенности при нарушениях осанки
Осанкаребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическимстереотипом и в раннем возрасте носит устойчивый характер, легко изменяясь поддействием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развитиякостного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы является основойнеустойчивости осанки. Неумеренность развития уменьшается по мере снижениятемпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию ростачеловека.
Приправильной осанке все части тела расположены симметрично, относительнопозвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости,изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной плоскости,остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центратяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры,образованной стопами, на линии, соединяющей передние края лодыжек [24, c. 45].
Пропорциитела с возрастом меняются: размеры головы уменьшаются, конечностей – увеличиваются.Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периодыдостигается за счет разного взаимоположения частей тела и разных усилий мышц,поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а так же уюноши и девушки в период полового созревания различается [3, c. 55].
Принормальной осанке, у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижатык спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячиваниеживота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди отгрудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отросткирасположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся наодном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски уюношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветымежду руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут,по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, удевушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз [6, c. 26].
Неправильнаяосанка отрицательно влияет на работу внутренних органов: затрудняется работасердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкостьлегких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышаетсяутомляемость, падает аппетит, ребенок становиться вялым, апатичным, избегаетподвижных игр.
1.2Причины нарушений осанки и группы риска
Нарушениеформы позвоночника у школьников может быть вызвано самыми разными причинами:
1. Врожденныедефекты. Касаются, прежде всего, клиновидных позвонков, сросшихся и лишнихребер. Эти дефекты весьма опасны, но достаточно редки (не более 0,5 – 0, 25%всех случаев). Проявляются очень рано и требуют чрезвычайно интенсивноголечения. При врожденных дефектах сколиоз обычно сочетается с деформацией груднойклетки, кифозом и лордозом [5, c. 106].
2. Родовыетравмы. При тяжелых родах страдает головной мозг ребенка, нарушается симметрияиннервации (снабжение, какого-либо органа или ткани нервами, обеспечивающими ихсвязь с центральной нервной системой) тела. Часто дефекты развития позвоночникапосле таких травм начинают проявляться примерно с 5–6 лет. Форма заболеваниябывает самой разной – от легкой до очень тяжелой. Ранее родовые травмы былиосновной причиной нарушений позвоночника [5, c. 107].
3.Индуцированные нарушения. Встречаются очень часто и бывают вызваны внешнимипричинами, к которым относятся виды спорта, требующие несимметричной нагрузкиразных групп мышц (теннис, стрельба из лука, фехтование, метание спортивныхснарядов и т.д.), а также игра на скрипке, привычка сидеть в развалку илиподжав ногу. Индуцированный сколиоз может развиваться вследствие разной длиныног. В этом случае перекошенный таз вызывает изгиб позвоночника в поясничнойобласти и появляется контризгиб в противоположную сторону [5, c. 107].
4.Разнообразные травмы позвоночника.Травмировать позвоночник можнопри падениях, активных играх, занятиях спортом. Травмированный позвонок илидиск запускает механизм развития дефекта осанки [5, c. 108].
5.Последствия операционных вмешательств и ожог. Обширные повреждения участковкожи, мышц, нервов при серьезных полостных операциях или ожогахприостанавливают развитие пострадавших участков и вызывают нарушение осанки [5,c. 108].
6. Дисковыегрыжи или ущемление крупных нервов. Вызывают функциональный, адаптационныйсколиоз или кифоз [5, c. 109].
7. Чрезмернобыстрый рост ребенка. Во время полового созревания бывают периоды взрывногороста, при этом рост мышц в длину сильно отстает от роста скелета. И ребенкаможет перекосить [5, c. 109].
8.Остеохондропатия. Недоразвитие костно-хрящевого аппарата [5, c. 109].
9.Анатомо-конституционные типы строения позвоночника [8, c. 59].
10. Частыеинфекционные заболевания [2, c. 201].
11.Неудовлетворительное питание [13, c. 35].
12.Недостаточная двигательная активность [7, c. 387].
13. Слишкоммягкая кровать – способствует формированию так называемой круглой спины;слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба испособствует формированию плоской спины [2, c. 199].
14. Мебель,не соответствующая возрасту и росту ребенка. Низкая парта способствуетформированию круглой спины, если наоборот слишком высока, школьник все времявынужден поднимать плечи вверх. Если школьник сидит за круглым столом, локти неимеют должной опоры, поэтому он вынужден наклоняться вперед и усиленно сгибатьспину [14, c.38].
15. Дефектызрения [16, c.50].
16.Отсутствие привычки к соблюдению правильной осанки [21, c. 2].
17.Постоянное ношение тяжести (сумки, портфеля) в одной и той же руке или на одноми том же плече [3, c. 67].
18. Постояннаяпривычка стоять, отставляя ногу в сторону [16, c. 50].
19.Длительное сгорбленное положение тела во время работы [16, c. 49].
20. Ношениетесной одежды [2, c. 200].
21. Раннеесидение или вставание ребенка на ножки [2, c. 199].
22. Ожирениеили ослабление мышц брюшного пресса, спины и ягодичных мышц [16, c. 49].
23. Слабостькостной системы [16, c. 50].
Исследованияпоказали, что далеко не у всех детей, находящихся в неблагоприятных условияхможет развиваться то или иное заболевание. Хотя организм очень чувствителен кразличным неблагоприятным факторам [3, c. 93].
К группамриска относятся те люди, у которых вероятность развития заболевания вышесреднестатистической. В целях профилактики члены таких групп требуютповышенного внимания, особенно в детском и юношеском возрасте.
На основаниимноголетних наблюдений к группам риска можно отнести следующие категории:
1. Дети,родители которых имеют значительные нарушения осанки. Сколиоз у одного илиобоих родителей сильно повышает вероятность заболевания ребенка
2. Детивысоких родителей. Дети вырастают высокими, у них вероятность заболетьсколиозом гораздо выше, чем у других детей
3.Вундеркинды и дети, обучающиеся в элитных школах. В специализированных школахмало времени отводится на физическое развитие.
4. Спортсмены.Занятия гимнастикой, акробатикой, борьбой могут привести к травмампозвоночника. Теннис, метание спортивных снарядов, бокс, гребля на каноэ,стрельба из лука требуют неравномерного распределения нагрузок на позвоночник ивызывают развитие сколиоза.
5. Молодыематери. Гормональная перестройка при рождении ребенка способствует развитию уженщин заболеваний позвоночника и суставов.
6.Манекенщицы и фотомодели. Высокие изящные девушки (юноши) с тонким телосложениемстрадают от сколиоза [5, c. 153].
1.3 Развитие здорового школьника и осанки
В первые годы жизниребенка необходимо полноценное питание, массаж и физкультура для здоровья вцелом и нормального формирования позвоночника. Регулярные визиты к врачупозволят своевременно выявить нарушения опорно-двигательного аппарата.
Здоровый ребенок должен много двигаться (из-за особенностейдетской нервной системы и мышц). Если находиться в одной позе в положении сидяили стоя приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальнаянагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, начинаетсяформирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая,регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижныхигр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимые условиянормального развития опорно-двигательного аппарата [9, с. 108].
Осанка в основном формируется в 6–7 лет, это связано с основнымизадачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастныхособенностей развития учащихся.
Дети 6–9 лет находятся в периоде интенсивного биологическогоразвития и активного освоения различных форм школьного труда. В связи с этимобучение осанки в 1–2 классах направленно на привитие навыка правильной осанкии профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима,характерного для школьного труда [4, c. 17].
С первого дня в школе позвоночник ребенка начинает испытыватьповышенные нагрузки. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобнаямебель, отсутствие навыка правильной осанки – ухудшает состояниеопорно-двигательного аппарата. При сколиозе грудной отдел позвоночника – изогнутвыпуклостью вправо, а позвонки при взгляде сверху – закручены против часовойстрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют «школьным сколиозом».
Чаще всего первоклассник делает уроки в полумраке, за столом,рассчитанным на взрослого, и на «взрослом» стуле. Столешница находится науровне подбородка, плечи – выше ушей, спина выгибается, чтобы опереться наспинку стула – в поясничном отделе формируется кифоз (вместо лордоза) или ребеноксидит боком на краешке стула – формируя сколиотическую осанку (рис 3).
В школе – от первого до одиннадцатого класса школьники сидят настульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста [17, с. 91].
Легко воспитать и закрепить у школьников новую правильную осанку,если одновременно с укрепляющими оздоровительными мерами (рациональныйраспорядок дня, полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневновыполняют разнообразные физические упражнения.
Каждый школьник должен выработать привычку к правильной осанке.При стоянии и ходьбе свободно, без особых усилий, держать голову и корпуспрямо, плечи держать на одном уровне, слегка отведены назад и нормально опущенывниз.
У школьников, не соблюдающих нормальной осанки, грудная клеткапостепенно суживается, становится более плоской, углы лопаток торчат, принимаютформу крыльев, живот вытягивается вперед, одно плечо опускается ниже другого[19, c.84].
Без специальных мер профилактики плохая осанка грозит практическикаждому школьнику – это соблюдение элементарных правил:
•   Послеуроков школьнику (особенно) ученику младших классов, нужно полежать не меньшечаса, чтобы мышцы расслабились и отдохнули.
•   Причтении в постели необходимо хорошее освещение, поза, сохраняющаяфизиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке снебольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка,чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружалишейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почтиполностью отсутствует.
•   Нельзяносить сумку на плече: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым.Нельзя носить портфель в одной и той же руке. Ремень сумки необходимоперекидывать через шею, лучше носить ранец или рюкзак.
•   Спатьна ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с не высокой,специальной ортопедической подушкой – нормальные физиологические изгибыпозвоночника будут сохраняться (и во время сна).
•   Необходимобольше двигаться, 20–30 минут в день заниматься физкультурой. Вид спорта иинтенсивность нагрузок подбирать в соответствии с состоянием здоровья.
•   Вположении сидя плотно опираться спиной на спинку стула, стараться сохранятьпостоянный изгиб. Сидеть прямо. Не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед[26, c.77].
Основными задачами обучения осанки школьников являются сообщениязнаний о признаках правильной и неправильной осанки, гигиенических условиях имерах предупреждения нарушений осанки.
Нарушениеосанки является одной из основных патологий физического развития школьников.Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеетприобретенный функциональный характер, и связаны с нерациональной организациейучебного процесса [7, c. 364].
1.4 Методыпрофилактики и коррекции нарушения осанки
Существуетразличные методики для профилактики и коррекции нарушения осанки. Физическиеупражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяютдобиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функциювнешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показано на всех этапахразвития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формахсколиоза. При возникновении сколиоза проводят комплексное упражнение лечебнойгимнастики: диета, массажных приемов механического дозированного воздействия ввиде трения, давления, вибрации.
Методикамассажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических показателейявляется эффективным средством лечения, восстановления работоспособности,снятие усталости, а главное – служит для предупреждения и профилактикизаболеваний, являясь активным средством оздоровления организма; физиотерапия игидротерапия, лечебное плавание, лыжные прогулки, корригирующая кровать,гипсовые корсеты [8, c. 82].
Предупреждениедефектов осанки заключается в рациональном физическом воспитании и в соблюдениигигиенических правил жизни дома и в школе.
Основнымисредствами профилактики нарушений осанки является правильная организациястатико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций,связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. Понаправленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например,длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный(физическая культура и специальная гимнастика) [11, c. 37].
Правильныйстатико-динамический режим предполагает соблюдение следующих правил:
1. Постельребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучшеортопедической подушкой. Желательно приучить ребенка спать на спине или боку,но, не свернувшись «калачиком» [18, c. 14].
2. Приходя изшколы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1–1,5 часа для того, чтобынормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только прирегулярной смене вертикального и горизонтального положения обеспечиваетсяправильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.
3. Времянепрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 мин [24, c. 76].
4. Ребенокдолжен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой.Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.
5. Необходимоправильно организовать рабочее место, освещение должно быть рассеянным идостаточным.
6. Детскаямебель должна соответствовать следующим требованиям:
ü Высотастола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка доповерхности стола была около 30 см.
ü Высотастула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90º.
ü Желательноиметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а так же опору длястоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятияхв статистическом режиме [24, c. 77].
7. Необходимонаучить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения подконтролем педагогов и родителей. Правильная симметричная установка различныхчастей тела проводится последовательно, начиная с положения стоп:
ü  Стопыв опоре на полу или скамейке
ü  Коленинад стулом, на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставахноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом)
ü  Равномернаяопора на обе половины таза
ü  Междугрудью и столом – расстояние от 1 до 2 см
ü  Предплечьясимметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны
ü  Голованемного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см
ü  Приписьме тетрадь повернута на 30º, нижний левый угол листа, на котором пишетребенок, должен соответствовать середине груди [2, 317].
8. Нерекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучшедать ребенку ранец.
9. Нужнопостоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевогопояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза– когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять сопорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позыприводят к нарушениям осанки.
10. Нужноосвободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всякихдополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричнойстатичной позой.
11. Ребенокдолжен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, всоответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетическихвеществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяетсостояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета» [16, c. 192].
12.Достаточный сон в хорошо проветриваемой комнате (для детей 7–8 лет – 9,5–10часов, 13–15 лет – 8,5–9 часов).
13. Ежедневнаяутренняя гимнастика должна проводиться с 4–5 летнего возраста с последующимизакаливающими процедурами (обтирание, обливание прохладной водой) [17, c. 88].
14. Через 35–40 минзанятий делать перерыв на 3–5 мин с выполнением 3–5 упражнений.
15. Ежедневногулять на свежем воздухе 1,5–2 часа, отдыхать днем (до 1 часа).
16. Принедостатках зрения обязательно использовать корректирующие очки.
17. Боротьсяс излишней полнотой.
Принимая вовнимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современныхдетей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный напредупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться и тотальным«ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей. [12, c. 56]
Чтобысправляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость(подвижность) и устойчивость – сила и выносливость позных мышц.
Гибкостьпозвоночника. При наклоне вперед подросток с хорошей осанкой должен суметь, несгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя – положить подбородокна колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцамирук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и неповорачивая его) – достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровнеподколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночникав горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобыисключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок иназад. В норме сагиттальная плоскость головы (нос) должна повернуться примернона 110º. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скоситьглаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскостистановиться видно, что находится прямо за спиной [11, c. 53].
Нормальнаягибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков издоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистыми отростками 7шейного позвоночника и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей7–11 лет должно уменьшатся примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше – на4 см.
В точныхнормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимостиот возраста, пола, типа конституции и других факторов. Намного важнее обратитьвнимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни вдругую сторону. Следует обращать внимание на асимметрию при наклонах туловищавбок и поворотах в сторону: Различия в объеме этих движений свидетельствует онарушениях осанки во фронтальной плоскости или сколиозе [11, c. 54].
Ограничениеподвижности позвоночника – явный признак нарушений в состоянииопорно-двигательного аппарата, но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетаниисо слабыми мышцами так же опасна для позвоночника.
Мышечныйкорсет.Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются способностью мышцподдерживать статические усилия. В формировании осанки и поддержки положениятуловища главную и важную роль играет статическая силовая выносливость мышцспины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не простосильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловищев правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц– антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые,растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызываютнарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку – она выглядиткривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так жепод влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости (провисает)позвоночник [11, c. 55].

2. Организация и методика исследования
2.1Организация исследования
Базойисследования является Маркушевская средняя общеобразовательная школа.Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальнуюгруппу вошли 10 учащихся в возрасте 7–9 лет, имеющие незначительные нарушенияосанки. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) c13:00 – 13:45.
На первом этапе исследования было изучено состояниеосанки у детей Маркушевской средней школы по данным медосмотра за 2005, 2006,2007 учебный год.
Кроме этого было проведено исследование состоянияопорно-двигательной системы у учащихся, использовав тест на силу и выносливостьмышц спины и живота (СВМ), а также измерена подвижность позвоночника младшихшкольников.
На втором этапе исследования для выявленияпричин нарушения осанки провели анкетирование с детьми экспериментальной группы.Была разработана анкета, которая состояла из 16 вопросов (прил. 3). Каждомуреспонденту выдавалась анкета, в которой нужно было выбрать наиболее подходящийответ.
На третьем этапе исследования была выбрана методикадля коррекции нарушения осанки, разработанная Казанским Республиканским центроммед профилактики и проводился эксперимент среди детей данной группы. Комплексупражнений выполнялся учащимися 3 раза в неделю по 45 мин (прил. 4)
На четвертом этапе проводилась математическая обработкаполученных результатов, и сравнительный анализ результатов до и послепедагогического эксперимента. Процентное соотношение учащихся с нарушениемосанки (%) мы находили по следующей формуле:

% = />·100,
где А – общее количество учащихся с заболеванием,
В-общее количество учащихся в школе.
Результаты силы выносливости мышц живота и спины,результаты измерения позвоночника в различных направлениях (вперед, назад,вправо, влево) вычислялись по формуле:
∑=/>,
где С – сумма результатов,
D – количествоисследуемых.
2.2   Методики измерениянарушения осанки
В своемисследовании мы применили следующие методики и методы, позволяющие определитьсостояние опорно-двигательного аппарата.
Самый простойметод – это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опиралисьна стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если этоневозможно просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если междупоясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [8, c. 46].
Для измерения силы и выносливости мышц (СВМ) живота испытуемыйложится животом на край стола, а грудная часть тела должна находиться запределами стола. Испытуемый поднимает верхнюю часть туловища вверх на 45градусов – при этом руки необходимо согнуть в локтях, кисти рук держать заголовой, плечи рук держать параллельно полу, а ноги неподвижно закрепить вобласти голени. Экспериментатор секундомером измеряет время, за котороеиспытуемый может держать верхнюю часть тела под углом 45 градусов к поверхностистола. Результаты заносили в таблицу.
Измерения СВМ спины проделывается таким же образом, с тойлишь разницей, что испытуемый ложиться на поверхность стола спиной. Результатызаносили в таблицу.
Измерения подвижности позвоночника вперед, назад, вправо,влево проводились следующим образом: при измерении подвижности позвоночникавперед испытуемый, стоя на скамейке, наклоняется вперед, руки тянутся к полу, аэкспериментатор измеряет линейкой какое количество сантиметров остается доскамейки, или насколько превышает ее, от среднего пальца руки.
Измерение подвижности позвоночника назад: у исследуемогоизмеряется расстояние от 7-го шейного позвонка до последнего поясничногопозвонка. Затем исследуемый наклоняет туловище назад и измеряется это жерасстояние заново. Подвижность позвоночника спины равна разности между первым ивторым измерениями.
Подвижность позвоночника в стороны: у исследуемого, вположении стоя, измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Затемисследуемый наклоняется прямо в сторону и снова измеряется это же расстояние.Подвижность позвоночника в сторону равна разности между первым и вторымизмерениями.

3. Результатыисследования
3.1Результаты исследования состояния позвоночника у школьников
Врезультате анализа медицинских карт в Маркушевской средней общеобразовательнойшколе за 2007 год получили следующие данные: из 108 учащихся всей школы у 49школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 45,4% и 17 учащихсястрадают различной степенью сколиоза, что составляет 15,75% от общегоколичества школьников, и только 38,85% без нарушения осанки.
/>
/>По данным медицинскогоосмотра в 2005 г. проведенного врачами из детской поликлиники, из 118учеников, обучающихся в школе поселка, нарушения осанки выявлены у 51 учащихся,что составляет 43,22%, и 14 школьников страдают сколиозом, что составляет 11,86%от общего количества обследуемых. В 2006 г. данные медицинского осмотрапоказывают увеличение количества школьников с нарушением осанки: так из 123учеников данный диагноз поставлен у 52 учащихся, что составляет 42,64%, сколиозвыявлен у 15 школьников, что составляет 12,3% от общего количества обследуемых(табл. 1).
Таблица1. Состояние осанки у школьников Маркушевской средней школы по данным медицинскогоосмотра за 2005–2006 год
Вид осанки
2005
2006
Количество учащихся
Процентное соотношение
Количество учащихся
Процентное соотношение Нарушения осанки 51 43,22 52 42,64 Сколиоз 14 11,86 15 12,3 Правильная осанка 53 44,92 56 45,92
 
Врезультате анализа медицинских карт в Маркушевской средней общеобразовательнойшколе за 2007 год получили следующие данные: из 27 учащихся начальных классов у10 школьников выявлены нарушения осанки, что составляет 37,04%, следовательно, 62,96%не имеют выявленных нарушений осанки.
Поданным медицинского осмотра в 2005 г. проведенного врачами из детскойполиклиники, из 37 учеников, обучающихся в начальных классах поселка, нарушенияосанки выявлены у 16 учащихся, что составляет 43,24%, и 5 школьников страдаютсколиозом, что составляет 13,51% от общего количества обследуемых. В 2006 г.данные медицинского осмотра показывают увеличение количества школьников снарушением осанки: так из 32 учеников данный диагноз поставлен у 18 учащихся,что составляет 56,25%, сколиоз выявлен у 5 школьников, что составляет 15,63% отобщего количества обследуемых (табл. 2).

Таблица2. Состояние осанки у младших школьников Маркушевской средней школы по данныммедицинского осмотра за 2005–2006 год
Вид осанки
2005
2006
Количество учащихся
Процентное соотношение
Количество учащихся
Процентное соотношение Нарушения осанки 16 43,24 18 56,25 Сколиоз 5 13,51 5 15,63 Правильная осанка 16 50 9 28,12
Таблица3. Результаты силы и выносливости мышц спины и живота
Группы мышц
СВМ (в сек)
Прирост
до экспер
после экспер
живота
18,6
24,2
5,6
спины
15,8
20,1
4,3
Еслидо эксперимента на выполнение теста СВМ живота у исследуемых в среднем уходило18,6 секунд, то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилосьна 5,6 секунд и составило 24,2 секунды.
Результатыэксперимента показывают увеличение силы и выносливости мышц спины на 4,3секунд. Если до эксперимента на выполнение этого теста уходило 15,8 сек,то после эксперимента время на выполнение этого теста увеличилось и составило20,1 сек.
Таблица4. Подвижность позвоночника до и после эксперимента
Направление
Подвижность позвоночника (см)
Прирост (см)
до экспер.
после экспер.
 
вперед
7,85
8,9
1,05
назад
11,4
13,61
2,21
вправо
11,2
15,2
4
влево
14,8
17,95
3,15

Еслидо эксперимента на выполнение теста подвижности позвоночника вперёд уисследуемых в среднем составляло 7,85 см, то после эксперимента увеличиласьна 1,05 см, и составило 8,9 см.
Еслидо эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника назад уисследуемых в среднем составляло 11,4 см, то после экспериментаподвижность позвоночника увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.
Еслидо эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника вправо у исследуемыхв среднем составляло 11,2 см, то после эксперимента она увеличилось на 4 см,и составило 15,2 см.
Еслидо эксперимента при выполнении теста, подвижность позвоночника влево у исследуемыхв среднем составляло 14,8 см, то после эксперимента она увеличилась на3,15 см и составила 17,95 см.
 
3.2Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников
Порезультатам анкет выявлены сведущие причины нарушения осанки:
Как сидишь за столом?
60%анкетируемых привыкли сидеть за столом сутулясь, другие сидят прямо.
На какой постели спишь?
намягкой постели спят 60% анкетируемых, на жесткой постели спят 40% анкетируемых.
На скольковысока, объемна твоя подушка?
Насредней подушке спят 80% анкетируемых и 20% спят на низких подушках.
Как носишьтяжелую сумку?
50%анкетируемых носят сумку чередуя руки, 50% привыкли носить сумку на одном и томже плече.
Занимаешьсяфизическими упражнениями?
60%анкетируемых занимаются физическими упражнениями, 30% выполняют физическиеупражнения иногда и 10% – не выполняют физических упражнений.Много ли времени проводишь на свежем воздухе?
90%анкетируемых проводят на свежем воздухе всего 1–3 часа и 10% – более 4–5 часов.
Скольковремени проводишь, в течение дня, в положении сидя (делаешь уроки, читаешь)?
60%анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя – от 2–4 часов, 10%анкетируемых проводят в течение дня, в положении сидя менее 2 часов и 30%анкетируемых – более 4 часов.
Часто личувствуешь боли в спине?
10%анкетируемых часто чувствуют боли в спине, у 30% анкетируемых иногда появляютсяболи в спине, у 60% не появляются боли в спине.
Часто ликонтролируешь свою осанку, когда сидишь за столом?
60%анкетируемых иногда контролируют свою осанку (1 раз за урок) и 40% – неконтролируют свою осанку.
Есть ли всемье кто-либо следующими заболеваниями опорно-двигательного аппарата?
у20% анкетируемых у членов семьи имеются какие-либо нарушенияопорно-двигательного аппарата, у 80% – ни у кого в семье нет заболеванияопорно-двигательного аппарата.
Естьли у тебя своё рабочее место?
У100% опрошенных имеется свое рабочее место.
 
3.3Результаты педагогического эксперимента
1. Оценкасостояния позвоночника у учащихся Маркушевской средней школы начальных классовпоказало, что у 37,04% выявлено нарушение осанки. А среди учащихся всей школыпоселка составляет 45,4% с нарушением осанки, 15,75% страдают сколиозом и 38,85%не имеют нарушений осанки.
2. Врезультате проведенного анкетирования, выявлены следующие причины нарушенияосанки у школьников:
а) Привычкасидеть сутулясь у 60% анкетируемых
б) Длительноенахождение в положении сидя у 30% анкетируемых
в) У 20% анкетируемыхчлены семьи страдают нарушением ОДА.
3.Использованная методика для коррекции осанки показала эффективное иположительное влияние на подвижность позвоночника, на силу и выносливость мышцу 100% испытуемых.
а). В среднемподвижность позвоночника увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см;вправо на 6,5 см; влево на 5 см.
б) Сила ивыносливость мышц спины увеличилось на 3,9 сек; живота на 7,9 сек.
Заключение
Нарушение осанки являетсяодной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющеебольшинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенныйфункциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебногопроцесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьниковпатологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособностии нарастанию психофизической перегрузки.
Для формирования правильнойосанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательныхучреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактикенарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечногокорсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанкидолжно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы сродителями и детьми.
Осанку предопределяетмножество факторов, в том числе и врожденные и наследственные причины,перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приноситпренебрежение социально – гигиеническими правилами – нерациональный образжизни, несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, незакаленность, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Отрицательно влияютна осанку и несоответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь иоборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильнымпозам.
Правильная осанка даетэкономию сил в работе мышц, способствует правильному положению и нормальнойдеятельности внутренних органов, укреплению здоровья и повышениюработоспособности.
В связи с этим, анализизученной литературы показал, что профилактика нарушений осанки является важнымзвеном в гармоничном психофизическом развитии детей и должна проводитьсяпедагогом, родителями и ребенком совместно. Лишь их совместные усилия могутпривести к ощутимому результату и гарантировать полноценную жизнь подрастающемупоколению.
По данным Петербургскогодетского ортопедического института им. Г.И. Турнера, у 40% обследованныхшкольников старших классов выявлено нарушение статики (сколиоз), требующеелечения. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве,но в школьном возрасте (10–15 лет), он проявляется наиболее выражено.
Учебная работа по физическойкультуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать иследить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этогонужны дополнительный часы – часы здоровья, которые зачастую не проводятся.
Осанка может изменяться как влучшую, так и в худшую сторону. Изменения осанки могут происходить от улучшенияили ухудшения работы опорно-двигательного аппарата. Некоторое влияние на осанкуоказывает и центральная нервная система. Достаточно вспомнить, как выглядитчеловек после тяжелого нервного потрясения.
Каждый рабочий день насыщендвижениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещениемразличных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными,выполнялись без лишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильнойосанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группыдвижений. Основой структуры таких действий является взаимоотношение общегоцентра тяжести и опорной площади. Хорошими средствами для формированиярациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании ирасслаблении.
Систематические и разумныезанятия физической культурой и спортом считаются лучшим средствомпредупреждения нарушений осанки. Каждый учитель – предметник на своем урокедолжен знать, как проводить физкультминутки. Особенно физкультминутки обязательныв начальных классах.
По результатам экспериментамы убедились, что физические упражнения способствуют коррекции нарушений осанкимладших школьников, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогическогоэксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использованияфизических упражнений в младшем возрасте, т.к. использование в более поздниесроки становиться менее эффективным.

Список литературы
1.    Алексеева Л.М. Комплексыдетской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
2.    Алферова В.П. Каквырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. –(научно-популярная медицинская литература).
3.    Вайнруб Е.М. Гигиенаобучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. – Киев:Здоровье, 1988. – 133 с.
4.    Гербцова Г.И. Азбуказдоровья / Программа специальной (коррекционной) работы школы по лечебнойфизкультуре для детей с нарушением интеллекта 1–4 классы. Гербцова Г.И. –СПб.: Образование, 1994. – 44 с.
5.    Гитт В.Д. Исцелениепозвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с.
6.    Горбачев М.С. Осанкамладших школьников // Физическая культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.
7.    Грачев В.И. Физическаякультура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.
8.    Каштанова Г.В. Лечебнаяфизкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшегошкольного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
9.    Коростелев Н.Б. ОтА до Я. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
10.  Котешова И.А. Нарушениеосанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
11.  Кроковяк Г.М. Воспитаниеосанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс,1963. – 64 с.
12.  Курпан Ю.И. Оставайсяизящной! – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.
13.  Курумчина В.В. Позвоночныйстолб – основа здоровья? // Физическая культура в школе. – 2003. – 6. – с. 34–36.
14.  Левейко И.Д. Лечебнаяфизкультура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье,1963. – 64 с.
15.  Мальцев А.И. Быстрее,выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика ля школьников / А.И. Мальцев.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 283 c.
16.  Матюшонок М.Т. Физиологияи гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова;Под ред. М.П. Кравцова. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Высшая школа,1980. – 288 с.
17.  Милюкова И.В., Едемская Т.А. Лечебнаягимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.
18.  Мирская Н.Б. Нарушенияосанки, типичные ситуации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.
19.  Моргунова О.Н. Профилактикаплоскостопия и нарушение осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 109 с.
20.  Носкова Л.А. Позвоночник– осанка – здоровье. – М.: Феникс, 1999. – 98 с.