Мониторинг готовностирегиональной системы образования к реализации современной казахстанской моделиобразования
Т.К. Кудайбердиев –проректор, к.психол.н., доцент
Карагандинского институтаповышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работниковобразования
Согласноприказу №67 от 25.02.09 года Управления образования Карагандинской области «Ореализации Региональной программы «Научно-методическое обеспечение развитиясодержания регионального образования»» на 2009 – 2010 годы (далее Программа)институту было поручено организовать работу по реализации Программы.
Почемувозникла необходимость в этой программе?
Республика переходитк этапу форсированного инновационно-индустриального развития [1]. В этомконтексте меняется роль и значение системы образования, человеческих ресурсовкак основных критериев уровня устойчивого общественного развития, экономическоймощи региона. Образование должно стать мобильным, адекватного отвечать нареалии нового исторического этапа и соответствовать потребностям развитияэкономики региона.
В соответствиис новой ролью образование должно не столько обеспечить овладение учащимися суммойзнаний, умений и навыков (так называемый знаниецентризм), сколько обеспечитьразвитие у них умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать иэффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезногоучастия в жизни общества (компетентностно-ориентированное образование) [2].
В областимногое уже делается по реализации новых методологии, ценностей, целей,содержания, стратегических направлений развития современного казахстанскогообразования. Вместе с тем, региональная система образования, как показали нашиисследования, всё ещё продолжает функционировать в условиях устаревшихметодологической базы, структуры и содержания. Содержание образования остаетсяфактологическим и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственномуи творческому участию в жизни общества [3].
Таким образом,необходимость программы развития содержания образования Карагандинской областиналицо.
Цели развитиярегиональной системы образования в 2009-2010 годах:
1. Развитие содержания региональногообразования.
2. Подготовка перехода региональнойсистемы образования в режим работы по современной казахстанской моделиобразования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования).
Основныезадачи программы:
1. Мониторинг готовности региональногообразования к реализации современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования).
2. Поиск стратегий имеханизмов реализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированногообразования) на каждом уровне региональной системы образования.
3. Обобщение иконцептуальное оформление современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования) (региональныйаспект).
4. Разработка программы переходарегиональной системы образования на современную казахстанского модельобразования (12-летнее компетентностно-ориентированное образование).
Главнымирезультатами реализации программы развития образования Карагандинской области в2009-2010 годах будут:
1. Концепциясовременной казахстанской модели образования.
2. Стратегиии механизмы реализации современной казахстанской модели образования на каждомуровне региональной системы образования (а значит и развития содержаниярегионального образования).
3. Уровеньготовности работников образования, организаций образования, методическойслужбы, повышения квалификации, менеджмента в образовании, дополнительногообразования области к работе по современной казахстанской модели образования.
4. Программа перехода региональной системыобразования в режим работы по современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования).
Координаторомэтой работы был определён проректор по развитию образования региона КудайбердиевТ.К.
За каждымуровнем и подсистемой региональной системы образования были закреплены:
1. Руководителиподразделений института;
2. Заведующие методическимикабинетами районных/городских отделов образования;
3. Заместители директоров понаучно-методической работе областных организаций образования;
Былиопределены 7 уровней и подсистем региональной системы образования:
1. Дошкольноевоспитание и начальное школьное образование
2. Инклюзивноеобразование и образование для детей с ограниченными возможностями
3. Образованиев основной и старшей школе
4. Техническоеи профессиональное образование
5. Методическаяслужба (школьный, районный/городской, областной уровни)
6. Повышениеквалификации (школьный, районный/городской, областной уровни)
7. Менеджмент(школьный, районный/городской, областной уровни)
Всоответствии с планом реализации программы в 2009 году была организована иосуществлена большая работа по решению первой, второй и третьей задачпрограммы.
По первойзадаче — мониторинг готовности регионального образования к реализациисовременной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированногообразования) – сделано следующее:
Ø Разработаныпрограммы мониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональнойсистемы образования к реализации современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования).
Ø Подобраныи разработаны индикаторы, оценочные блоки и инструменты мониторинга.
Ø Определенавыборка мониторингового исследования.
Ø Проведенымониторинговые исследования.
Ø Полученнаяинформация обработана и проанализирована.
Ø Составленырефлексивные отчёты по результатам исследований.
Ø Разработаныстратегии развития содержания каждого уровня и подсистемы региональной системыобразования.
Кафедройпедагогического менеджмента были разработаны концептуальные положениясовременной казахстанской модели образования, которые и стали основойиндикаторов и оценочных блоков мониторинга [4].
Подразделенияинститута совместно с методическими кабинетами отделов образования областиподобрали инструменты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемырегиональной системы образования к реализации современной казахстанской моделиобразования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования).
Былаопределена количественная шкала оценки степени готовности каждого уровня иподсистемы региональной системы образования:
75-95 %выполненных в срок и качественно мероприятий по реализации современнойказахстанской модели образования – высокий уровень готовности;
54-74 % –оптимальный уровень готовности;
37-53 % –-допустимый уровень готовности;
19-36 % –критический уровень готовности;
0-18 % –недопустимый уровень готовности.
Основныерезультаты мониторинга готовности уровней и подсистем региональной системыобразования к реализации современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования):
1. Дошкольное и начальноешкольное образование:
Анализготовности дошкольного и начального школьного образования показал, чтоорганизации образования сегодня способствуют в некоторой степени становлениюкомпетентностной, социализированной личности, но исследования в данных аспектахотделами образования и организациями образования проводятся не системно.Качество образовательного процесса в дошкольных организациях и начальной школеизучается отделами образования лишь в аспектах знаний, умений, навыков, но ни сточки зрения — становления компетентностной, социализированной личности.Эффективность образовательного процесса в контексте новой(компетентностно-ориентированной) парадигмы образования, современнойказахстанской модели образования рассматриваются, чаще всего, формально, ареально он остается традиционным.
Типичными длясовременной дошкольной организации являются частые простудные заболевания,хронические желудочно-кишечные заболевания, аллергия и др..
Апробацияновых образовательных программ в соответствии с принципами новогогосударственного стандарта дошкольного образования в ряде организацийдошкольного образования показала улучшение результатов развития детей во всехобразовательных областях.
В дошкольномобразовании области явно прослеживается тенденция перехода от использованияединой типовой программы обучения и воспитания в детском саду к вариативнымпрограммам.
Тем не менее,при комплектовании групп в учреждениях, предоставляющих услуги дошкольногообразования, в недостаточной степени принимаются во внимание проблемы раннегоразвития детей, что приводит в дальнейшем к высокому проценту детей,обучающихся по программам коррекционного обучения в общеобразовательныхучреждениях.
Слаборешается проблема разнообразия используемых образовательных программ, ихподстраиваемости под различные потребности семьи, что снижает возможностьуспешного формирования ключевых компетентностей у детей в возрасте 3-6 лет.Подтверждением тому результаты диагностики компетентностей у дошкольников, вкоторой высокий уровень показали:
Ø 5%детей по социальной компетентности – не допустимый уровень;
Ø 25% — по творческой компетентности – критический уровень;
Ø 27% — по познавательной компетентности – критический уровень;
Ø 17% — по коммуникативной компетентности – недопустимый уровень;
Реализациявариативных программ и переориентация образовательного процесса на формированиекомпетентностей предъявляет повышенные требования к кадровому составу ДДО. Нолишь 34,7% воспитателей и педагогов имеют первую и высшую категории, а 39%вообще не имеют категории.
Кроме того,необходимо отметить недостаточно полное использование образовательного потенциалаинститута семьи. Недостаточно разработана нормативная правовая основаорганизации семейного дошкольного образования, что повлечет за собойнеобходимость создания специальных служб педагогической поддержки раннегосемейного воспитания и целевых программ сопровождения детей из семей группыриска.
В начальнойшколе результаты исследований не систематизируются, не анализируются, не соотносятсяс данными предшествующих мониторингов. Корректировка содержания деятельностиучителей начальных классов проводится не в достаточной степени.
Внедрение врегионе системы предшкольного образования приводит зачастую к тому, что на базеобразовательных учреждений открываются группы для желающих, в которыхпроисходит простой перенос элементов школьного образования в дошкольное, а несоздаются условия для полноценной подготовки детей к следующему этапу обучения.
Основныенегативные тенденции в начальной школе состоят в том, что:
1. показатели здоровья и эмоциональногоблагополучия детей неудовлетворительны (широко распространена школьнаядезадаптация);
2. присущее дошкольникам доверчивоеотношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение неразвивается, а разрушается;
3. средствами начального образованиягасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников,исчезает детская инициативность;
4. нивелируется индивидуальность детей;
5. сохраняется чисто формальная,«ЗУНовская» ориентация, отсутствует направленность на развитиеребенка;
6. падает уровень обучения (в частности, врезультате низкой престижности и низкой оплаты учительского труда).
Выборочныймониторинг качества знаний показал оптимальный и высокий уровеньсформированности ЗУН учащихся начальной школы.
Основноепредназначение начального школьного образования – освоение учебной деятельностидля формирования ключевых компетентностей данного уровня. Выборочный мониторингуровня сформированности учебной деятельности показал противоречивую картину:
Уровеньсформированности познавательного интереса – как смыслообразующего мотива учебнойдеятельности – на допустимом уровне.
Уровеньсформированности механизмов целеполагания – на критическом уровне.
Уровеньсформированности центральных компонентов учебной деятельности – рефлексивногоконтроля – на нижнем пороге критического уровня.
Причём вклассах, в которых образовательный процесс построен в соответствии с принципамипрограммы «Step by step» и технологии «Развивающего обучения» уровень учебнойдеятельности намного выше.
Действующие в регионеорганизации, основной деятельностью которых является повышение квалификации ипереподготовка кадров, не стали основой модернизации образования по причинеприменения в них устаревших финансово-организационных механизмов.
Анализрезультатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развитиясодержания дошкольного и начального школьного образования в регионе в контекстесовременной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированногообразования), необходимо сосредоточить свои усилия на решении следующихстратегических задач:
1. нормативно-правовоеобеспечение запланированных в новых ГОСО изменений (в том числе организациисемейного дошкольного образования);
2. дальнейшеесовершенствование и разработка новых финансово-хозяйственных механизмоввнедрения изменений;
3. созданиеспециальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания ицелевых программ сопровождения детей из семей группы риска;
4. обеспечение реализации новых требований к условиям,содержанию и результатам обучения и воспитания в соответствии с новыми ГОСО(обновление содержания и технологий образования, обеспечивающихкомпетентностное обучение; развитие вариативности образовательных программ иадаптивности содержания дошкольного и школьного образования к различным группамобучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
5. совершенствованиемеханизмов контроля качества образовательных результатов;
6. качественное изменениепрофессионального уровня педагогических и руководящих работников в соответствиис изменяющимися задачами;
7. обеспечениенакопительной, непрерывной системы повышения квалификации работниковобразования;
8. реализация проектов:«дошкольное образование» и «начальное школьное образование».
2. Инклюзивное образование иобразование для детей с ограниченными возможностями
Анализсовременного состояния инклюзивного образования и образования для детей сограниченными возможностями в регионе показал, что:
· 100 %родителей учащихся с особыми образовательными потребностями неудовлетвореныматериально-техническим оснащением процесса обучения их детей;
· половинаопрошенных учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП) идут в школус радостью и 70% из них отмечают при этом, что неприятности в школе исходят отодноклассников, что указывает на низкий уровень их школьной адаптации вобщеобразовательной среде;
· учителяобщеобразовательных школ, работающих с детьми с ООП оценили своюпрофессиональную компетентность на достаточном и высоком уровне, что, однако неподтвердилось в других исследованиях. Этот факт позволяет сделать вывод онеобходимости повышения профессиональной компетентности педагогов в работе сдетьми с особыми образовательными потребностями;
· учащиесяи родители организаций образования для детей с ограниченными возможностямиоценивают уровень образовательного пространства в них как достаточный;
· однакопедагоги этих организаций образования пассивны, не достаточно проявляютзаинтересованности в профессиональном развитии.
Анализрезультатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развитиясодержания инклюзивного образования и образования для детей с ограниченнымивозможностями в регионе в контексте современной казахстанской моделиобразования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования),необходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. научно-методическоеобеспечение процесса развития и воспитания детей с особыми образовательнымипотребностями и инклюзивного образования в общеобразовательных школах;
2. повышениепрофессиональной компетентности учителей в области инклюзивного образования;
3. развитиенаучно-методической работы в организациях образования для детей с ограниченнымивозможностями с целью улучшения условий обучения и качества образовательныхреабилитационных услуг;
4. разработка программ развитияорганизаций образования для детей с ограниченными возможностями с цельюповышения качества социализации и правовой защищенности детей с ООП и обеспеченияпреемственности общего и специального образования.
3. Образование в основной истаршей школе
Анализготовности основной и старшей школы региональной системы образования креализации современной казахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированногообразования) показал, что в рамках реализации областных инновационныхпроектов особеннопрослеживаетсяэффективная работа гимназии №38 г. Караганды и лицея №7 г. Жезказгана –кредитная технология, СШОД им.Н.Нурмакова – полиязычие, кредитная технология,организация образовательного процесса для устойчивого развития, СШОД №7 –социализация личности и ее духовно-нравственное развитие.
85%обследованных организаций образования осуществляют выбор модели организациипрофильного обучения (моно-, поли-, сетевая) – (высокий уровень готовности).
Быливыявлены и негативные тенденции в организации предпрофильной подготовки ипрофильного обучения в организациях образования региона:
· Содержание профильного обучения частично соответствует принципампрофилизации (кроме гимназии №38) — 50% (допустимый уровень).
· Проводится изучение профессиональных намерений учащихся, ихинтересов и образовательных потребностей (анкетирование, тестирование) — 40%(допустимый уровень).
· Курсы по выбору частично носят прикладной,деятельностно-ценностный, развивающий характер. — 20% (критический уровень).
· В сельских регионах курсы по выбору не всегда способствуютуглубленному изучению профильных дисциплин. — 10% (не допустимый уровень).
· Частично осуществляется компетентностный подход в обучении — 20%(критический уровень).
· Недостаточное учебно-методическое обеспечение изучения профильныхдисциплин и курсов (кроме №38 гимназии) — 22% (критический уровень).
· Недостаточная практическая направленность содержания УМК — 17% (недопустимый уровень).
· Построение процесса обучения по индивидуальным учебным планамучащихся носит единичный характер (не допустимый уровень).
· Учебные кабинеты недостаточно обеспечены необходимыми средствами дляпроведения занятий по профильному обучению (критический уровень).
· В сельских регионах были учтены не все возможности приформировании профильных направлений обучения (критический уровень).
· Отсутствие специалистов в МКШ влияет на уровень обучения впрофильных классах (не допустимый уровень).
· Недостаточный уровень соотрудничества и социального партнерства сорганизациями дополнительного образования, ПЛ, колледжами, ВУЗами (критическийуровень).
Анализрезультатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развитиясодержания в основной и старшей школе в регионе в контексте современнойказахстанской модели образования (12-летнего компетентностно-ориентированногообразования), необходимо сосредоточить усилия:
1. Районных/городскихорганов управления образования на:
· разработкетехнологии (структуры и направлений профилизации) перехода организацийобразования к профильному обучению с учетом специфики и перспектив развитиярайона/города;
· определениинеобходимости и соотношения тех или иных профилей в организациях образования сучетом «профильно-образовательной карты» района/города при формировании сетиорганизаций образования;
· контроленад реализацией прав детей при приеме в старшие профильные классы с учетомсогласования интересов учащихся, их родителей, организации образования;
· организационнойподдержке организаций образования (включая сетевое взаимодействие) при переходек профильному обучению;
· оказанииматериально-технической, кадровой и финансовой помощи организациям образования,реализующим профильное обучение;
· представлениипредложений в проект районного/городского и регионального бюджетов с цельюдополнительного бюджетного финансирования работы организаций образования,планирующих переход на профильное обучение;
· формированиизаказа организациям дополнительного профессионального образования (повышенияквалификации) на обучение педагогов работе в профильных классах.
2. Районных/городскихметодических кабинетов на:
· обеспеченииорганизационной и научно-методической помощи педагогическим кадрам в проведениипредпрофильной подготовки и профильного обучения;
· проведениикраткосрочных и проблемно-целевых курсов повышения квалификации, семинаров,тренингов и т.п. для педагогов по методике профильного обучения;
· созданиирайонного профессионального объединения (методического объединения, совета,проблемной группы и т.п.) координаторов (кураторов) профильного обучения;
· проведениикруглых столов и практических конференций по обмену опытом в области методикипредпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступениобщеобразовательной школы;
· созданииреестра апробированных в образовательных системах районов/городов профильных иэлективных курсов;
· оперативномраспространении информации о нормативно-правовых и методических разработках всфере профильного обучения;
· проведениилокального (районного/городского) мониторинга образовательных результатовперехода на профильное обучение.
3. Организаций образованияна:
· осуществлениивыбора направлений профилизации, профилей и модели обучения на основевсестороннего анализа ресурсного обеспечения и согласование выбора сучредителем;
· разработкеобразовательных программ, обеспечивающих реализацию профильного обучения;
· использованииновых образовательных технологий (в т.ч. индивидуализированных ипроектно-исследовательских форм учебной деятельности), адекватных задачампрофильного обучения и способствующих сохранению и укреплению здоровьяучащихся;
· созданиисистемы психолого-педагогической поддержки периода «вхождения» учащихся встаршую профильную школу;
· формированиивнутришкольной научно-методической, материально-технической базы и механизмоворганизации профильного обучения;
· заключениидоговоров (соглашений) с другими организациями образования, культуры,здравоохранения и т.д. о совместной деятельности по реализации профильногообучения;
· внесениинеобходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу организацииобразования (устав, правила трудового распорядка, режим работы и т.д.).
· организацииметодической работы и повышения квалификации педагогов с учетом введенияпрофильного обучения;
· формированиисистемы мотивации, морального и материального стимулирования труда педагогов,участвующих в инновационной деятельности по введению профильного обучения;
· выявлениии обобщении передового опыта педагогов организации образования по профильномуобучению;
· проведениивнутришкольного мониторинга образовательных результатов перехода на профильноеобучение.
4. Подразделениям института- на организацию работы по научно-методическому обеспечению реализации всехвышеперечисленных задач.
3. Техническое ипрофессиональное образование
Анализготовности регионального технического и профессионального образования креализации современной казахстанской модели образования (Республиканскойпрограммы развития технического профессионального образования) показалследующие результаты:Показатели Индикаторы Величина, % колледжи проф. лицеи 1.1. Показатель соответствия содержания технического и профессионального образования уровню развития технологиям производства уровень изучения современных производственных технологий в содержании специальных дисциплин; 40 10 уровень соотношения традиционных и современных технологий в содержании спецдисциплин; 40 40 уровень соответствия оборудования учебных мастерских для изучения современных производственных технологий; 50 20 уровень своевременного прохождения инженерно – педагогических работников стажировки на предприятиях 10 10 1. 2. Показатель соответствия уровня профессиональной подготовки заказам работодателей уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации профессионального обучения и прохождения профессиональной практики учащимися 80 100 уровень маркетинговых исследований запросов работодателей к специалистам соответствующей профессии 40 20 степень участия работодателей в оценке уровня развития специальных компетентностей учащихся 100 90 уровень делового взаимодействия с социальными партнерами по вопросу трудоустройства выпускников 20 70 1.3. Показатель соответствия модульных программ по специальностям запросам современного производства степень соответствия темпа обновления содержания программ запросами современного производства 20 10 степень использования разных видов модульных программ в образовательном процессе профессиональных лицеев 20 20 уровень соответствия перечня специальностей запросам рынка труда 50 70 степень системности процесса обновления модульных программ 10 10 уровень динамики обновления модульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда 10 20 уровень соответствия современного оборудования учебных мастерских полноценному образовательному процессу 50 30
Результаты,приведённые в таблице высвечивают множество западающих зон, влияющих наразвитие содержания деятельности организаций технического и профессиональногообразования. Основные из них: уровень своевременного прохождения стажировки напредприятиях инженерно – педагогическими работниками – 10% (недопустимыйуровень готовности к реализации Республиканской программы развития техническогопрофессионального образования); степень системности процесса обновлениямодульных программ – 10% (недопустимый уровень); уровень динамики обновлениямодульных программ по специальностям в соответствии с запросами рынка труда –15% (недопустимый уровень); степень соответствия темпа обновления содержанияпрограмм запросами современного производства – 15% (недопустимый уровень); степеньиспользования разных видов модульных программ в образовательном процессепрофессиональных лицеев – 20% (критический уровень); уровень изучениясовременных производственных технологий в содержании специальных дисциплин 25%(критический уровень).
Анализрезультатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развитиясодержания регионального технического и профессионального образованиянеобходимо сосредоточить усилия на решении следующих стратегических задач:
1. Реализацияинтегрированных модульных программ по специальностям в соответствии с запросамисовременного производства.
2. Систематическое повышениеквалификации инженерно-педагогических работников и своевременное прохождениепреподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения,стажировки на базе производственных предприятий для изучения новых технологий.
3. Введение впрофессиональное образование (помимо знаний, умений и навыков) новыхобразовательных конструктов — компетенций (базовых, специальных,профессиональных) и квалификаций.
4. Создание системы изучениярынка труда.
5. Обеспечитьпреемственность профессионально-образовательных программ различных уровней:общего и профессионального образования.
6. Организация управления учреждениямипрофессионального образования на основе системы менеджмента качества ИСО9001-2000.
5. Методическая служба(школьный, районный/городской, областной уровни)
Анализготовности региональной методической службы (школьный, районный/городской,областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования) по результатамсамоанализа показал, что деятельность методических служб области направлена наотработку основных стратегических направлений развития содержания образованияРК:Стратегические направления развития содержания образования РК: Уровень готовности 1.Компетентностно-ориентированного образования 79% высокий уровень 2.Профилизации и профессионализации образования. 83% высокий уровень 3.Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). 66,6% оптимальный уровень 4.Инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями. 22,3% критический уровень 5.Инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации) 87,3% высокий уровень 6.Механизмов социального партнёрства в образовании. 66,6% оптимальный уровень 7.Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования в сельской местности. 0 % недопустимый уровень 8.Инновационной модели повышения квалификации, методической службы, ориентированной на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы). 66,6% оптимальный уровень 9.Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством. 75% высокий уровень 10.Мониторинга результатов деятельности системы образования 100% высокий уровень Обеспечение перехода методической службы в режим работы, ориентированного на результат (методических объединений школ в кафедры, методических кабинетов районного/городского в режим работы центров развития образования, ИПК в центр развития регионального образования)
40%
допустимый уровень Проектирование и реализация программ развития организаций образования, систем образования района/города/области и их методических служб
53,3%
допустимый уровень Обобщение передового педагогического опыта 66,6% оптимальный уровень Координация взаимодействия с органами управления, организациями образования, психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышения квалификации
50%
допустимый уровень
Обеспечение соответствия методической работы:
6.1.требованиям современной казахстанской модели образования;
6.2.направленности на реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;
6.3.новым результатам образования: социализации обучающихся; ключевым компетентностям, ЗУНам;
6.4.принципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
6.5.принципу поиска возможностей внедрения опыта (т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее)
70,6%
оптимальный уровень готовности
Самоанализсвоей деятельности методическими службами области показал допустимый,оптимальный и высокий уровень готовности к реализации современной казахстанскоймодели образования (12-летнего компетентностно-ориентированного образования).Исключение составляет работа по отработке инновационных моделей образования имеханизмов повышения качества образования в сельской местности (недопустимыйуровень готовности) и инклюзивного образования, образования для детей сограниченными возможностями (критический уровень).
Однакоизучение вопросов, обсуждаемых на методических советах в методических кабинетахрайонных/городских отделов образования показал, что основные направленияразвития содержания образования в Республике на них не обсуждаются (заисключением профилизации и профессионализации образования; инновационныхмоделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системыоценки его результатов).
Эти данныесвидетельствуют о недостаточной работе по обеспечению перехода методическойслужбы в режим работы, ориентированного на результат (особенно в сельскойшколе). Не проводится работа по выявлению разрывов в профессиональнойдеятельности, зон затруднений и потребностей в обучении, планированиюметодической работы с учетом потребностей в развитии профессиональныхкомпетенций работников образования.
Анализрезультатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развитиясодержания работы региональной методической службы необходимо сосредоточитьусилия на решении следующих стратегических задач:
1. Обеспечение переходаметодических кабинетов в режим методической работы, ориентированной нарезультат.
2. Создание условий дляпроектирования и реализации программ развития организаций образования, системобразования района/города/области и их методических служб.
3. Разработка инновационныхмоделей образования и механизмов повышения качества образования в сельскойместности.
4. Выявление, обобщение,оформление, предъявление и сопровождение освоения передового педагогическогоопыта.
5. Координациявзаимодействия с органами управления, организациями образования,психолого-медико-педагогическими консилиумами, институтами повышенияквалификации.
6. Обеспечение деятельностиметодических служб критериям эффективности методической работы:
Ø Соответствиетребованиям методической работы, ориентированной на результат;
Ø Соответствиетребованиям современной казахстанской модели образования;
Ø Направленностьна реализацию стратегических направлений развития системы образования РК;
Ø Направленностьна обеспечение достижения новых результатов образования: социализацииобучающихся; ключевых компетентностей, ЗУНов;
Ø Соответствиепринципу поиска рациональных путей достижения конечных результатов (наименьшаязатрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
Ø Соответствиепринципу поиска возможностей внедрения опыта, т.е. внедрение должноосновываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а наопределенных педагогических закономерностях, на научной идее, стратегии,технологии,….
1. Менеджментв образовании (школьный, районный/городской, областной уровни)
Анализготовности менеджмента в образовании региона (школьный, районный/городской,областной уровни) к реализации современной казахстанской модели образования(12-летнего компетентностно-ориентированного образования) показал, чтодеятельность управления образованием области направлена на:
· обеспечениесоответствия управления образованием основным положениям Концепции Всеобщегоуправления качеством:
— пониманиекачества образования – под качеством образования менеджеры понимают: «ЗУНы» — 65%;физическое и нравственное здоровье -33% (критический уровень готовности к реализациисовременной казахстанской модели образования); сформированность компетенций: коммуникативной,самоменеджмента и др. – 16% (недопустимый уровень); творческие способности – 5%(недопустимый уровень); адаптивность –22% (критический уровень); успешность иконкурентоспособность – 11 % (недопустимый уровень); способность ксамореализации и самосовершенствованию – 11% (недопустимый уровень); эрудиция–5% (недопустимый уровень); гражданственность – 5 % (недопустимый уровень).
Такимобразом, понимание качества образования у менеджеров области полностьюограничено рамками «ЗУНовской» парадигмы. Вызвана эта ситуация тем, чтогосударственный контроль качества образования в настоящее время базируется натрадиционных критериях, которые приходят в противоречие с целевыми установками,провозглашенными в концептуальных документах РК в области образования.
— так какконцепция всеобщего управления качеством базируется на удовлетворениипотребностей клиентов, как внешних (ученики и их родители), так и внутренних(педагоги), то обязательной является регулярная обратная связь с основными потребителямиобразовательных услуг. Однако только в 40% (допустимый уровень готовности креализации современной казахстанской модели образования) организацийобразования области данная работа поставлена на должном уровне: мониторингпроводится систематически, информация с должным вниманием рассматривается насовещаниях, принимаются конкретные решения. Директора таких школ имеют оченьчеткое представление об основных проблемах и зонах неудовлетворенности всехсубъектов образования. В большинстве же школ подобная работа проводится отслучая к случаю или же вообще не проводится.
— управление,основанное на фактах – ещё один принцип концепции всеобщего управлениякачеством, реализация которого возможна только на основе грамотного анализадеятельности организации образования. Результаты же мониторинга показали низкийуровень аналитической культуры, как руководителей школы, так и рядовыхпедагогов, отсутствие отработанной системы критериев и показателей, слабое использованиепотенциала учителей в анализе деятельности школы. Еще в меньшей мере учителя вовлекаютсяв постановку целей и задач и планирование работы школы.
· обеспечениесоответствия управления образованием основным положениям Системы МенеджментаКачества:
— положениямсистемы менеджмента качества в большей степени соответствует системасамоуправления – система менеджмента, в основе которой лежит идеясамоуправления. Результаты мониторинга показали, что приверженность этойсистеме управления проявляют только 5% руководителей организаций образования –это недопустимый уровень готовности к реализации современной казахстанскоймодели образования.
Немного лучшеситуация в техническом и профессиональном образовании. Здесь уже 24%организаций образования внедрили СМК – это критический уровень готовности.
В целом же вменеджменте региона по-прежнему преобладает приверженность ккомандно-административной системе управления и стойкое сопротивление менеджеровна всех уровнях тенденциям децентрализации управления и увеличения доли самоуправления.Причины такого положения, очевидно, связаны с недостаточным уровнемуправленческой компетентности основной массы менеджеров и традиционнымиподходами в системе регионального управления (Управление образования области,городские/районные отделы образования).
Только 10%педагогов отметили, что администрация школ демонстрируют свою приверженность кнаучному управлению (недопустимый уровень готовности к реализации современнойказахстанской модели образования).
Отделы образования,организации образования и их руководители психологически не готовы кдеятельности в Системе Менеджмента Качества.
· переориентациюрегионального образования со «знаниецентризма» накомпетентностно-ориентированное образование:
— какпоказывают результаты мониторинга лишь в инновационных организациях образованияобласти менеджеры управляют процессом переориентации образовательного процессасо «знаниецентризма» на компетентностно-ориентированное образование черезразработку и реализацию программ развития, инновационных проектов и программопытно-экспериментальной работы. А это лишь 15 – 20% всех организацийобразования области (критический уровень готовности к реализации современнойказахстанской модели образования).
· внедрениеи совершенствование профильного обучения:
— какпоказывают результаты мониторинга районные/городские отделы образования нестали центрами, координирующими процесс введения и сервисного обслуживанияпрофильного обучения, создания необходимых условий для поддержки школ и межшкольныхсетей (как общих, так и дифференцированных, учитывающих специфическиевозможности каждой организации образования). Причины такой ситуации, на нашвзгляд, в том, что условия и механизмы введения профильного обучения вРеспублике, его модели и соответствующие критерии оценки их эффективности неопределены. Поэтому районные/городские образовательные сети профильногообучения не сформированы.
— На школьномуровне необходимые управленческие решения и условия для введения профильногообучения созданы на достаточном уровне за счёт внутренних ресурсов школ.
· развитиетворческого потенциала педагогических коллективов:
— лишь 33 %руководителей считают, что творческий потенциал учителей используетсярационально (критический уровень готовности к реализации современнойказахстанской модели образования). Большинство же (67 %) признают, чтопотенциал педагогов используется не в полной мере и не всегда рационально.Причины этого связаны, с одной стороны, с недостатками управления, с другойстороны, с внешними объективными обстоятельствами. В числе первых можноотметить то, что в ряде случаев руководители школы «не имеют четкогопредставления о том, куда вести людей», а также неумение воодушевить изаинтересовать (как правило, эти недостатки логически взаимосвязаны: первоепорождает второе).
· проектированиеи совершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организацийобразования:
— сущностьюуправления является осознанное, систематическое, специально-организованноевоздействие на организацию образования по упорядочиванию и совершенствованию еёсоциально-деятельностной структуры. Результаты мониторинга показали следующиеуровни развития компонентов социально-деятельностной структуры организацийобразования области:
— общиеценности и убеждения – 58,8% — оптимальный уровень готовности к реализациисовременной казахстанской модели образования;
— чёткие цели– 55,2% — оптимальный уровень;
— лидерствоучителя – 57,8% — оптимальный уровень;
— вовлечённость учащихся – 45,8% — допустимый уровень;
— физическое окружение– 50,7% — допустимый уровень;
— системамотивирования – 48,8% — допустимый уровень;
— положительное поведение учащихся – 51,2% — допустимый уровень;
— поддержкаактивности родителей – 45,8% — допустимый уровень;
— адекватность целей учебных программ целям обучения – 47,4% — допустимыйуровень;
— коллегиальность и профессиональное развитие учителей – 48,2% — допустимыйуровень;
— высокийуровень ожиданий по отношению к учащимся – 49% — допустимый уровень;
— систематический контроль за успеваемостью учащихся – 55,4% — оптимальныйуровень;
— самостоятельная деятельность учащегося – 71,2% — оптимальный уровень.
Такимобразом, если оценивать уровень эффективности социально-деятельностнойструктуры организаций образования области по традиционной пяти бальной шкале,то она заслуживает только – тройки.
· разработкуи реализацию программ развития организаций образования, систем образованиягорода/района, области:
— в системеменеджмента качества большое внимание уделяется непрерывному совершенствованию иразвитию всех процессов и организации в целом. Видение перспектив и стратегий развитиякачества становится обязательным для любой организации образования, стремящейсябыть успешной. Как правило, стратегии развития и совершенствования оформляютсяв программах (проектах) развития и опытно-экспериментальной работы. Вместе стем 33% руководителей отмечают, что видение будущего школы, даже при наличиипрограммы развития, носит фрагментарный характер, является неясным,недостаточно проработанным (критический уровень готовности к реализациисовременной казахстанской модели образования).
Анализрезультатов мониторинга дает возможность сделать вывод о том, что для развитиясодержания управления образованием области в контексте реализации концепциивсеобщего управления качеством, необходимо сосредоточить усилия на решенииследующих стратегических задач:
1. Разработка системыорганизационных, информационных и финансовых мер, обеспечивающих переориентациюобразовательного процесса на компетентностный подход, организацию самостоятельнойучебной деятельности учащихся и мотивацию всех субъектов образовательногопроцесса.
2. Формирование нормативной,кадровой, ресурсной и методической базы перехода накомпетентностно-ориентированное образование.
3. Реализация управленческихмеханизмов организации и внедрения предпрофильной подготовки и профильногообучения.
4. Внедрение системыменеджмента качества в управление организациями образования, системойобразования района/города, области, республики.
5. Проектирование исовершенствование эффективной социально-деятельностной структуры организацииобразования, системы образования района/города/области, республики.
6. Наращивание творческогопотенциала педагогических коллективов.
7. Разработка и реализацияпрограмм развития организаций образования, систем образования города/района,области, республики.
8. Разработканормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы вобразовании.
9. Разработка программпсихолого-педагогического сопровождения развития образовательного процесса.
Такимобразом, результаты мониторинга готовности каждого уровня и подсистемырегиональной системы образования к реализации современной казахстанской моделиобразования не однозначны. Но они определяют те западающие зоны, а значит иприоритеты в их деятельности, которые станут основой программы развитиясодержания каждого уровня и подсистемы региональной систем образования.
Результатымониторинга готовности каждого уровня и подсистемы региональной системыобразования стали предметом обсуждения на майской республиканскойнаучно-практической конференции «Мониторинг и оценка качества региональногообразования: опыт, проблемы, перспективы».
А стратегииразвития содержания каждого уровня и подсистемы региональной системыобразования были подготовлены для презентации и обсуждения на Областнойавгустовской конференции.
Сейчас в городахи районах области завершилось мониторинговое исследование готовности их системобразования к реализации современной казахстанской модели образования.Результаты данного мониторинга будут использоваться методическими службамигородов и районов для разработки программ развития содержания образования вэтих регионах области. Завершение разработки этих программ планируется осенью2010 года после утверждения государственной программы развития образованияРеспублики на 2011 – 2020 годы.
Список литературы
1. «Новое десятилетие –новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание ПрезидентаРеспублики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г.
2. Государственная программаразвития образования вРеспублике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г.
3. Кудайбердиев Т.К.Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г. Караганды.Караганда 2007 год.
4. Кудайбердиев Т.К.Концептуальные положения Современной Казахстанской модели образования.Караганда. 2010г.