Диагностика личности и внутрисемейных отношений

Мной проведенопсиходиагностическое исследование подростка 11 лет по методикам:
1.        Методика оценкиличности с помощью теста «Дом-дерево-человек», автор Дж. Бук.
Цель: оценка личностииспытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получениеданных касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром и с конкретнымилюдьми в частности.
2.        Методикадиагностики внутрисемейных отношений с помощью теста «Рисунок семьи».
Цель: диагностикавнутрисемейных отношений.
Тест «Дом-дерево-человек».
Эта — одна из самыхизвестных — проективная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей.
Дом — трактуется как мнение субъекта осемье или его интерпретация отношения семьи к нему, внимательно рассматриваютсяфигура матери, автопортрет.
Дерево — базовый автопортрет, неосознаннаякартина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность квоздействиям и способы реагирования на них, отцовская фигура.
Человек — точка зрения субъекта насобственную персону. Идеальный образ субъекта. Концепция сексуальной ролисубъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям в целом илиспецифическим взаимодействиям. Определенные фобии, обессивные убеждения. Лицо,особо неприятное субъекту из его окружения. Лицо, особо приятное из окружения.Лицо, по отношению к которому субъект амбивалентен. Рисунок человека позволяетоценить уровень развития интеллекта.
Считается, чтовзаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительнуюметафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметитьто, что действительно происходит в нашей жизни.
При выполнении заданиявелась запись:
К выполнению задания подростокприступил сразу после получения инструкции. Особым способом интерпретации можетбыть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Первым подростокнарисовал дом, следовательно, на первом месте – безопасность, успех или,наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Подросток при выполнениирисунка дома сначала нарисовал стены, затем крышу, потом дверь и окно. Рисунокдерева выполнялся в следующей последовательности: ствол, ветви.Человек былизображен в следующей последовательности: голова, черты лица, туловище, руки,ноги.
Комментариев приизображении объектов не было. Эмоциональное состояние подростка слегкавозбужденное. Результатом остался доволен.
Следует отметитьориентацию подростка в задании:
Подросток принял заданияс минимальным протестом, что является хорошим начало. По ходу рисованияуменьшаются темп и продуктивность, свидетельствует о быстром истощении.Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом. Однако,следует отметить, что ребенок упорно рисует, несмотря на трудности – этопозволяет сделать вывод о хорошем прогнозе, энергичности.
Наблюдения за выполнениемзаданий позволяют сделать выводы о том, что полное отсутствие спонтанныхкомментариев может говорить о склонности подростка к замкнутости; качестворисунка низкое при небольшом времени, потраченном на выполнение задания, даетоснование сделать вывод о наличии некоего аномального фактора.
 Рисунок человекапозволяет оценить уровень развития интеллекта 11-летнего подростка, но данныйтест это не предусматривает в отличии теста Керна-Ерасека.
Мной был проведен пострисуночныйопрос для получения комментариев по рисункам, выявления чувств, отношений,потребностей подростка. Подросток потерял интерес к рисункам после ихизображения, от беседы отказался. Выражение «я не знаю» мной было истолковано,как неудовлетворительный ответ.
При анализе рисунковтеста «Дом-дерево-человек» мы отметили отсутствие некоторых обязательных деталей:дом –труба, человек – уши. Отсутствие данных деталей может свидетельствовать оснижении уровня интеллекта у данного подростка по отношению к норме. Данноепредположение подтверждает также сочетание использования минимума деталей с низкимуровнем качества пропорциональных и пространственных отношений.
Произведем качественнуюоценку деталей рисунков по отдельности.
Дом
Дом изображен вблизи, чтоговорит об открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
Подросток поместилрисунок на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности.
Размещение рисунка нижецентра листа показывает, что ребенок чувствует себя небезопасно и неудобно, иэто создает у него депрессивное настроение, а также ребенок чувствует себяограниченным, скованным реальностью.
Помещение рисунка внизулиста — генерализованное чувство неуверенности, не безопасности. Частосопряжено с временным значением:
правая сторона — будущее,левая – прошлое. Отметим, что рисунок дома расположен ближе к левой сторонелиста, что показывает на акцентирование ребенком прошлого, импульсивность.
Контуры дома очень прямые,интерпретируется в тесте, как ригидность. Следует отметить жирный контур — генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием истрахом проигрыша.
Профиль абсолютный — можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (илик интимным интерперсональным отношениям).
Перспектива «надсубъектом» (взгляд снизу вверх) – чувство, что ребенок отвергнут,отстранен, не признан дома. Или ребенок испытывает потребность в домашнемочаге, который считает недоступным, недостижимым.
Рассмотрим детали дома:
Стена, отсутствие ее основы – слабыйконтакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена: контуры линиислишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.
Прозрачные стены –неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) наситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированнымвертикальным измерением — подросток получает наслаждение в первую очередь вфантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чемжелательно.
Стена — одномернаяперспектива — изображена всего одна стена- выражена сильная потребностьсохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются наверхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Акцентирование окон путемдополнения, без излишней детализации — озабоченность взаимодействием. Частичнаяпричина озабоченности — фиксация.
Крыша — сфера фантазии.
Крыша, плохо сочетаемая снижним этажом – плохая личностная организация. Отсутствие трубы –ребенок чувствует нехватку психологической теплоты дома. Ребенок испытываеттрудности при столкновении с символом мужского пола.
Двери, одна или несколько, парадные — первый признак откровенности, достижимости.
Следует обратить вниманиена использование ребенком цвета.
Подросток использовал 3цвета при изображении дома: красный, синий, коричневый. Хорошо адаптированный,не застенчивый ребенок обычно использует не менее 2 не более 5 цветов.
Цвет красный – наибольшая чувствительность.Потребность теплоты из окружения.
Цвет синий — определенный депрессивный фоннастроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.
Цвет коричневый — если штрихование коричневым цветомне применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосычеловека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитуюреакцию на эмоциональные стимулы.
Человек.
Голова. Сфера интеллекта (контроля). Сферавоображения.
Голова большая –неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельностичеловека, воображения как источника наслаждения.
Шея — орган, символизирующий связь междусферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это ихкоординационный признак. Шея пропущена — субъект находится под властью своихвпечатлений.
Плечи — признак физической силы илипотребности во власти. Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности,жестокости..
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Этосенсорный контакт с действительностью. Рот слишком велик — оральный эротизм.
Черты лица изображены — стремление игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можнобольше отсрочить идентификацию личности.
Ноздри – примитивнаяагрессия.
Лицо, похожее на маску –осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Уши отсутствуют — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Волосы — признак мужественности (храбрости,силы, зрелости и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы – тревога,связанная с мышлением или воображением. Волосы обрамляют голову как клещи — подросткомуправляют враждебные чувства.
Тело символизирует мужественность.
Конечности. Руки – орудия более совершенногои чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональныхотношениях.
Широкие руки (размах рук)– интенсивное стремление к действию. Руки, изображенные не слитно с туловищем,а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях илипоступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки шире у ладони или уплеча – недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки заштрихованы — чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками.
Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.
Ноги широко расставлены – откровенноепренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковыхразмеров – амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги акцентированы –грубость, черствость.
Ступни – признак подвижности(физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорциональнодлинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Поза Профильамбивалентный –определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным(направление ступней) – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться отнеприятной ситуации.
Многоплановые критерии
Пропуски, акцентирование,штриховка – сфера конфликта
Пуговицы– зависимость.
Контур. Нажим.Штриховка.
Расположение Мало гнутыхлиний, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Уверенные твердые линии –амбиции, рвение.
Сильный нажим –энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Линии с нажимом – агрессивность,настойчивость.
Длина штрихов
Штрихи длинные, чтоговорит о спокойном эмоциональном состоянии ребенка.
Ритмичная штриховка –чувствительность, сочувствие, раскованность. Вертикальные штрихи – упрямство,настойчивость, решительность, гиперактивность. Недостаток симметрии –незащищенность.
Детали Избыток пуговиц у человека –ригидность.
Ориентация в заданииУпорно рисует, несмотря на трудности – хорошийпрогноз, энергичность.
Дерево
Ветви — степень их гибкости, число,величина и степень их сплетения отражает взгляд субъекта на приспособление,доступность и способность к получению удовлетворения от среды.
Ветви нарисованы однойлинией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация иприукрашивание.
Ветви похожи на шипы(колючки) — мазохистские тенденции.
Структура веток: узкая идлинная — боязнь в поисках удовлетворения в среде.
Ствол — понимание подростком своихвозможностей. Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность,боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Линии ствола прямые –ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Ствол большой — неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи снеспособностью удовлетворить базовые потребности.
Ствол ограничен снизу –ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу –поиск надежного положения в своем кругу.
Рассмотрим использованиеплощади листа при изображении подростком дерева:
Изображение расположенона три четверти ширины листа – хорошее приспособление к среде. Лист использованцеликом – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Высота листа (страницаделится на восемь частей): 6/8 – высота листвы находится в прямой зависимостиот интеллектуального развития и духовных интересов.
Манера изображения
Острая вершина –защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах;хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поискбезопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения,потребность в нежности. Дерево, наклоненное вправо — отсутствие равновесияиз-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкойинтеллекта.
Дерево, его размеры — пониманиечеловеком своего положения или представления желаемого положения.
Перспектива «подсубъектом» — позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности,отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево.
Общий анализ трехрисунков
Во время работы подростокиспользовал три цвета:
Цвет синий — определенный депрессивный фоннастроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.
Цвет коричневый — если штрихование коричневым цветомне применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосычеловека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитуюреакцию на эмоциональные стимулы.
Красный — наибольшая чувствительность,потребность теплоты из окружения, некоторые называют этот цвет эротическим
Детали рисунка символизируют собой то, насколькоиспытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интереск ним.
Во всех 3-х рисункахорганизация деталей удовлетворительна, следовательно, личностная структурасубъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричныхзнаков).
Контур жирный только побокам — подросток стремится сохранить личностное равновесие. Стремление этоосознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.
Контуры очень прямые — ригидность.
Расположение рисунковна листе бумаги.
Перспектива, абсолютнобеспрофильные рисунки (в анфас) — если все рисунки исполнены в анфас, этохарактеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такаяустановка может оказаться формированием акции на глубинное чувствонезащищенности.
Помещение рисунка вцентре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность взаботливом контроле ради сохранения психического равновесия.
Пропорции и прочиехарактеристики рисунка.
Пропорция, использованиеминимума деталей — возможно, что подросток ориентируется впространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталейимеет тенденцию:
·         Держатьсястороны, сторониться, отрешаться;
·         Неуважениенормальных конвенциальных ценностей.
Прозрачность — игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структурыличности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень(патологичность) может быть изменена:
·         числомпрозрачностей;
·         их величиной(например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чемпрозрачность стен дома).
Для количественной оценкитеста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы:1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувствонеполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности вобщении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из рядапоказателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставитсянуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимостиот степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельногорисунка или всей целостности рисунков теста.
Выраженностьсимптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данногосимптомокомплекса.

Таблица 1
Симптомокомплексы теста “дом – дерево – человек”
Симптомокомплекс

Симптом
Баллы Незащищенность 1
Рисунок в самом центре листа
1 2 Рисунок в верхнем углу листа 3
Дом, дерево – с самого края
1 4
Рисунок внизу листа
1 5 Много второстепенных деталей 6 Дерево на горе 7 Очень подчеркнутые корни 8 Непропорционально длинные руки 9
Широко расставленные ноги
1 10 Другие возможные признаки Тревожность 1 Облака 2
Выделение отдельных деталей
1 3 Ограничение пространства 4
Штриховка
1 5
Линия с сильным нажимом
1 6 Много стирания 7 Мертвое дерево, больной человек 8
Подчеркнутая линия основания
1 9 Толстая линия фундамента дома 10
Интенсивно затушеванные волосы
1 11 Другие возможные признаки Недоверие к себе 1 Очень слабая линия рисунка 2
Дом с краю листа
1 3 Слабая линия ствола 4 Одномерное дерево 5 Очень маленькая дверь 6 Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 7 Другие возможные признаки Чувство неполноценности 1 Рисунок очень маленький 2 Отсутствуют ноги, руки 3
Руки за спиной
1 4 Непропорционально короткие руки 5
Непропорционально узкие плечи
1 6
Непропорционально большая система веток
1 7 Непропорционально крупные двумерные листья 8 Дерево, умершее от гниения 9 Другие возможные признаки Враждебность 1 Отсутствие окон 2 Дверь – замочная скважина 3
Очень большое дерево
1 4
Дерево с краю листа
1 5 Обратный профиль дерева, человека 6
Ветки двух измерений, как пальцы
1 7 Глаза – пустые глазницы 8
Длинные, острые пальцы
1 9 Оскал – видны зубы 10 Агрессивная позиция человека 11 Другие возможные признаки Конфликтность 1 Ограничение пространства (фрустрация) 2
Перспектива снизу (взгляд червя)
1 3 Перерисовывание объекта 4 Отказ рисовать какой-либо объект 5 Дерево, как два дерева 6
Явное несоответствие качества одного из рисунков
1 7 Противоречивость рисунка и высказываний 8
Подчеркнутая талия
1 9
Отсутствие трубы на крыше
1 10 Другие возможные признаки Трудности 1 Отсутствие двери Общения 2 Очень маленькая дверь 3 Отсутствие окон 4 Излишне закрытые окна 5 Окна – отверстия без рам 6 Выделенное лицо 7 Лицо, нарисованное последним 8 Отсутствие основных деталей лица 9 Человек, нарисованный схематично, из палочек 10 Дом, человек в профиль 11 Дверь без ручки 12 Руки в оборонительной позиции 13 Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 14 Другие возможные признаки Депрессивность 1 Помещение рисунков в самый низ листа 2 Вид дерева или дома сверху 3 Линия основания, идущая в низ 4 Линия, слабеющая в процессе рисования 5 Сильная усталость после рисования 6 Очень маленькие рисунки 7 Другие возможные признаки
При интерпретации тестаДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одногопризнака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
 Качественный и количественный анализ рисунков показалследующие результаты. У подростка наблюдается повышенная тревожность,незащищенность, враждебность и конфликтность. Признаки тревоги в изображениидома отражают проблемы в семейной сфере. Рисунки свидетельствуют о наличии вличностной структуре испытуемого враждебных импульсов, психических травм,беспомощности, неполноценности, ощущения напряженности и раздражительности,потребности в физическом совершенствовании, стремления к самозащите. Следуетотметить также о наличии в личностной структуре подростка острого ощущениязависимости от окружающей реальности, игнорирования традиционных вещей, бегстваот действительности, фиксации на прошлом, сильного желания избежать неприятнойситуации, а также фиксации на фантазиях. Ощущается нехватка психологическойтеплоты дома. Подросток иногда испытывает потребность в защитной агрессии.Переживает чувство собственной малоценности и незначительность. Нуждается вдополнительном внимании, заботе.
Таблица 2.Симптомокомплекс Баллы Незащищенность 4 Тревожность 5 Недоверие к себе 1 Чувство неполноценности 3 Враждебность 4 Конфликтность(фрустрация) 4 Трудности общения Депрессивность
 
Диагностикавнутрисемейных отношений с помощью теста «Рисунок семьи».
Тест предоставляетбогатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка.Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения,которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимаетвзаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Из беседы с подростком мывыяснили, что на рисунке изображена его семья. Вся семья изображена в хорошемнастроении. На вопрос: «Почему?», он не смог дать ответ. Ответа же, выражающегочувства, нам не удалось получить.
Проанализируем данныйрисунок.
Наиболее ценный персонаж(сам подросток) был нарисован первым, он выше всех членов семьи. Т.к. наиболее близкогочеловека можно определить по одежде, то ребенок всех членов семьи считаетодинаково близкими, т.к. использован одинаковый тип изображения и штриховкиодежды. Наиболее непривлекательного отметить не является возможным, но ребенокоднозначно отделяет себя от родителей, нарисовав их в некотором отдалении отсебя. Персонажи не держатся за руки и находятся на некоторой дистанции друг отдруга, что может говорить о недостаточно теплых отношениях, проявляемых всемье. Члены семьи расположены в разных местах, не сплочены, что свидетельствуето низком уровне эмоционального контакта в семье. В тоже время родителинаходятся в относительной близости друг к другу, которой ребенок придаетзначение. Фигура матери расположенная рядом с фигурой отца, указывает начувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетноеместо в семье. На это же, по-моему мнению, указывает отсутствие половойпринадлежности матери (все члены семьи одного пола – мужского).
Образ отца показан какдоминирующего, подавляющего, человека, что выражается в изображении большейфигуры отца по сравнению с фигурами других членов семьи.
У всех членов семьиотсутствуют уши, что говорит о неготовности слушать и слышать друг друга.
Мы можем наблюдатьуровень эмоциональной нестабильности: хотя подросток рисует полный составсемьи, но деформированность фигур (отсутствие стоп) является свидетельствомтревожного состояния и беспокойства. Все члены семьи нарисованы без стоп, чтосвидетельствует о подавлении активности ребёнка, ограниченности.
Рисунок отражают защитнуюреакцию подростка, который не соблюдает правила задания, определенные с самогоначала, и делает фигуры недорисованными и ограничиваются лишь изображениемфигур, не обозначив их деятельности.
Таблица 3.
Симптомокомплексыкинетического рисункаСимптомокомплекс Симптом Балл 1.Благоприятная семейная обстановка 1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
1
З. Изображение всех членов семьи
2 4. Oтcyтствие изолированных членов семьи 5. Oтcyтствие штриховки 6. Хорошее качество линий
7 Oтcyтствие показателей вpaждебности.
2
8.Адекватное распределение людей на листе
1
Итого
6 2.Тревожность
1. Штриховка
3 2. Линия основания — пол 3. Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
1 5. Стирание
6. Преувеличенное внимание к деталям
1 7. Преобладание вещей 8. Двойные или пpepывистые линии 9. Подчеркивание oтдeльных деталей
Итого
5 3.Конфликтность 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур
3. Oтcyтствие основных частей тела у некоторых фигур
2
4. Выделение отдельных фигур
2
5. Изоляция отдельных фигур
2 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания рисунку 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий спиной
Итого
6 4.Чувство неполноценности 1. Автор рисунка непропорционально маленький
 2. Расположение фигур на нижней части листа
2  3. Линия слабая, прерывистая
4. Изоляция автора от других
1 5. Маленькие фигуры
6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора
1 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной
Итого
4 5. Враждебность в семейной ситуации 1. Одна фигypa на дpyгoм листе или на дpyгoй стороне листа 2. Aгpecсивная позиция фигуры З. Зачеркнутая фигура
4. Деформированная фигура
2 5. Обратный профиль
6.Руки раскинуты в стороны
1
7. Пальцы длинные, подчеркнутые
1
Итого
4
 
Количественный анализпоказал, что обстановка в семье воспринимается подростком в целом какблагоприятная – 6 баллов. В тоже время следует обратить внимание на повышеннуютревожность и конфликтность, особенно в связи с тем, что присутствуютпоказатели чувства неполноценности у ребенка и враждебности в семейной ситуации.
По результатам двухтестов можем дать следующие рекомендации родителям данного подростка:
·         Обратить вниманиена своего ребенка в отношении таких качеств его психики как тревожность,неуверенность в себе, потребность в защите, воспользоваться помощью психолога;
·         Направить усилияна нормализацию отношений, эмоциональную стабильность, эмпатию, толерантностьдруг к другу в семье, и, особенно к подростку в такой непростой кризисныйпереходный период в его жизни;
·         Чтобы существенноснизить тревожность ребенка, необходимо обеспечить реальный успех подростка вкакой-либо деятельности, а лучше в совместной со всеми членами семьи. Ребенканужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая его с другими, атолько с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов. Необходимщадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики.Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
·         Больше обращатьвнимание на обстановку, которая складывается дома Теплые эмоциональныеотношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствоватьснижению общей тревожности подростка.
·         Следует выявить иразвить у подростка положительные качества, поднять заниженную самооценку,уровень притязаний, чтобы улучшить его положение в системе межличностныхотношений.

Список литературы
 
1.   Беседин А.Н.,Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога, ч. 2. —Харьков: Неофит, Фортуна-пресс, 1996.
2.   Битянова М.Р.Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. —М., 1997.
3.   Венгер А.Л.Психологическое консультирование и диагностика, ч. 1. — М.: Генезис, 2004.
4.   Венгер А.Л.Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос, 2003.
5.   Романова Е.В.,Сытько Т.И. Проективные графические методики. — СПб. 2005