Бухгалтерский учет расчетных операций на примере ОАО Барановичский комбинат пищевых продукт

–PAGE_BREAK–Глава 1. Экономическая характеристика и задачи учета расчетных операций

1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов исковой давности
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им подотчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Классификация дебиторской задолженности:

По причинам образования:

— оправданная, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца;

— неоправданная — просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении первичных документов;

— безнадежная — это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечению срока исковой доверенности.

По статьям баланса:

— расчеты с покупателями и заказчиками;

— расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные);

— расчеты с покупателями и заказчиками в отпускных ценах;

— расчеты с бюджетом;

— расчеты с персоналом;

— разных дебиторов;

— прочая дебиторская задолженность.

По срокам:

— краткосрочные (до 12 месяцев);

— долгосрочные (свыше 12 месяцев).

Кредиторской называют задолженность данной организации другим работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

Классификация кредиторской задолженности:

По статьям бухгалтерского учета:

— перед поставщиками и подрядчиками;

— авансы, полученные под строительство;

— авансы полученные;

— обязательства по лизингу;

— расчеты по оплате труда;

— расчеты с персоналом по прочим операциям;

— расчеты по налогам и сборам;

— по социальному страхованию и обеспечению;

— по лизинговым платежам;

— перед прочими кредиторами.

По срокам:

— краткосрочные;

— долгосрочные.[5, c. 144]

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.

Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и др.[1, c. 50]

Срок оплаты определяется в соответствии с договором или законодательством. Если договором не предусмотрен срок оплаты, то обязательства по оплате должны быть исполнены в разумный срок. Когда обязательство не исполнено в разумный срок или срок оплаты по договору наступает по требованию кредитора, то дебитор обязан погасить задолженность в течение 7 дней после поступления требования кредитора. По истечении 7 дневного срока, необходимого для оплаты, начинается период исковой давности и длится 3 года. В течение этого времени кредитор может подать в суд на должника. Просроченная задолженность списывается до истечения срока исковой давности в следующих случаях: наступление непредвиденных ситуаций, при которых исполнение обязанностей невозможно, и обе стороны не виноваты в этом; изменение законодательства; ликвидация предприятия – должника, если при погашении долгов имуществом дебитора, средств для погашения не хватило.

Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Такие сроки исковой давности оговорены в статье 198Гражданского Кодекса Республики Беларусь и применяются к отдельным, особо указанным в законе требованиям. Так, например, в Гражданском Кодексе Республики Беларусь установлены специальные сроки исковой давности по следующим правоотношениям:

— об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности — в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение;

— о признании оспоримой сделки недействительной или о применении последствий ее недействительности — в течение 1 года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной;

— о переводе прав и обязанностей покупателя при продаже доли в праве общей собственности с нарушением преимущественного права покупки — в течение 3 месяцев. Трехмесячный срок применяется также при отчуждении доли по договору мены;

— по искам, вытекающим из ненадлежащего качества работы, выполненной по договору подряда, кроме исков в отношении зданий и сооружений, по требованиям, вытекающим из перевозки грузов — 1 год;

— для обжалования решения Апелляционного совета в Верховный Суд Республики Беларусь — 6 месяцев;

— для обращения с иском о возмещении вреда, причиненного пользователю услуг почтовой связи — 6 месяцев;

— для обжалования отказа Торгово-промышленной палаты в принятии юридического лица или индивидуального предпринимателя в состав — 6 месяцев. [21]

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств (если он определен) или с момента, когда у кредитора возникает право предъявлять требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. [1, с. 53]
1.2 Сущность, оценка и классификация обязательств
Обязательство — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, по которой должны привести к оттоку активов. Обычно обязательства следует регистрировать сразу при их возникновении, а в конце периода необходимо вносить корректирующие записи о начисленных и отсроченных обязательствах. [5, с.79]

Участниками обязательств являются физические и юридические (организации) лица. В бухгалтерском учете организации находят отражения обязательства юридических и физических лиц — ее дебиторов и обязательства организации перед физическими и юридическими лицами — ее кредиторами. Обязательства должны отражаться на бухгалтерских счетах в суммах, определенных или договором, или законом, или деликтом, т. е. в суммах, причитающихся к получению или выплате на каждый конкретный момент времени.

При этом финансовый результат от исполнения договоров, по которым организации продают свои товары, работы и услуги, определяется в бухгалтерском учете как разница между номинальными суммами обязательств контрагентов перед организацией (обязательства покупателей) и номинальными суммами обязательств организации перед контрагентами (поставщиками, работниками, бюджетом).

Обязательства могут быть классифицированы по нескольким основаниям.

— все обязательства по варианту участия в них предприятия — субъекта учета делятся на источники собственных и привлеченных средств. Финансовая устойчивость предприятия или степень его зависимости от привлеченных источников финансирования определяется через сопоставление объема собственных источников средств с объемом привлеченных источников средств. Это так называемый финансовый леверидж.

— по продолжительности влияния на финансовое положение организации обязательства могут быть подразделены на те, которые представляют постоянно перетекающие из баланса в баланс суммы и обязательства текущие, колеблющиеся, т. е. суммы превышения постоянно присутствующего минимума. При этом постоянные минимальные суммы делятся на устойчивые активы и устойчивые пассивы.

— по срокам обязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные. Задолженность до одного года — краткосрочная, свыше — долгосрочная. [3, с. 281]

Текущие (краткосрочные) обязательства — обязательства по товарам и услугам, приобретенным, но не оплаченным, невыплаченным налогам и любые другие начисления, и расходы, а также полученные авансы, предварительная оплата, коммерческий акцепт, векселя к оплате, краткосрочные ссуды, текущая часть долгосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства включают срочные ссуды банков, страховых компаний, эмиссию облигаций, необеспеченных долговых обязательств или векселей. [5, с.82]

— по отношению к лицам, с которыми организация — субъект учета вступает в сделки. Все счета отражают учет обязательств. Только на одних счетах фиксируются обязательства агентов, лиц, находящихся в штате организации, а на других — корреспондентов, физических лиц, не находящихся в штате организации, и расчеты со всеми юридическими лицами. [3, с.281]

Обязательства подразделяют на фактические, оценочные и условные.

Фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства, их сумма может быть строго и однозначно подсчитана. К ним относятся счета расчетов с поставщиками, дивиденды к выплате, акцизный сбор к выплате, подлежащие выплате в текущий период доли долгосрочных долгов, обязательства по зарплате, доход, полученный авансом.

Оценочные обязательства — это обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. Примерами оценочных обязательств могут служить задолженность по налогу на прибыль, по налогу на имущество, гарантийные обязательства, резерв на оплату отпусков.

Условные обязательства — это несуществующие обязательства, они могут стать или не стать реальными обязательствами в зависимости от того, произойдут или не произойдут определенные события, вытекающие из прошлых операций, в будущем. Условные обязательства возникают в случае отложенного судебного разбирательства, при налоговых спорах, при наличии дисконтированных векселей к получению, гарантировании долгов другой организации, нарушении государственных инструкций.

Условное обязательство отражается в финансовой отчетности, если соблюдаются два условия: оно должно быть вероятным и его величина может быть количественно надежно оценена. Если эти условия не соблюдаются, то информация об условных обязательствах должна отражаться в примечаниях к финансовым отчетам. [5, с.85]

В настоящее время бухгалтерские нормативные документы в качестве основы учетной оценки обязательств определяют юридический принцип номинализма. Это означает, что дебиторская и кредиторская задолженности должны демонстрироваться в бухгалтерской отчетности в суммах, причитающихся к получению или платежу на конкретный момент времени согласно договору, закону или оценке деликта.

Вместе с тем относительно дебиторской задолженности данное правило в силу требования приоритета содержания над формой корректируется поправкой, учитывающей вероятность погашения обязательств в полном объеме. Это выражается в правиле, согласно которому предприятия должны создавать резервы по сомнительным долгам.

Наряду с требованием приоритета содержания над формой начисление резерва по сомнительным долгам — это прямое следствие требования осмотрительности. Учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

План счетов для отражения оценочного резерва по сомнительным долгам предприятия выделяет специальный счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». На сумму создаваемых резервов капитализируются пассивы, для чего составляются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов за счет ранее созданного по ним резерва на списываемые суммы составляются записи по дебету счета 63 и кредиту соответствующего счета учета расчетов. Записями по дебету счета 63 и кредиту счета 91 отражается присоединение к прибыли сумм ранее созданных резервов по долгам, оплаченным дебиторами. [3, с.286]
1.3 Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности
Каждая организация должна осуществлять контроль за состоянием дебиторской задолженности, производить ее учет, а также сверку взаиморасчетов. При выявлении суммы дебиторской задолженности ее нужно предъявить должнику и истребовать ее. Если в течение срока исковой давности сумма дебиторской задолженности не взыскана или должник ликвидирован, то организация производит списание дебиторской задолженности.

Организация может создать резерв по сомнительным долгам, ожидая восстановление платежеспособности дебитором. Так, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.

По результатам проведенной инвентаризации выявляется сомнительная дебиторская задолженность и дебиторская задолженность нереальная для взыскания, просроченная дебиторская задолженность, сроки исковой давности по каждому обязательству.

По результатам инвентаризации в части расчетов с дебиторами составляется бухгалтерская справка. Далее на основании бухгалтерской справки руководитель организации в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной ко взысканию суммы дебиторской задолженности. Если организация не создавала резерв по сомнительным долгам, то списанная дебиторская задолженность, причем в сумме, в которой она отражена в бухгалтерском учете (с НДС), относится на финансовые результаты. Списанная задолженность включается в состав прочих расходов.

Прочими расходами являются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. [21]

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.

Наряду с дебиторской задолженностью организация одновременно может иметь кредиторскую задолженность, то есть она является должником по отношению к другим организациям и физическим лицам.

Кредиторская задолженность — задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда

Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также списана как невостребованная.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются внереализационными доходами организации подлежат отнесению на финансовые результаты.

Списание кредиторской задолженности должно производиться своевременно, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как сокрытие или неучет внереализационных доходов организации. [5, с.110]

Если организация по каким-либо причинам не погасила кредиторскую задолженность, а кредитор не предпринял ни каких действий для того, чтобы взыскать сумму этой задолженности с организации, то у организации возникает обязанность списать кредиторскую задолженность по истечении срока исковой давности, продолжительность которого в общем случае составляет 3 года.

К моментам, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться:

— частичное или полное признание организацией претензии;

— частичное погашение задолженности;

— уплата штрафных санкций по договору;

— просьба об отсрочке платежа;

— проведение с контрагентом сверки взаиморасчетов и подписание им соответствующего акта.

Списать кредиторскую задолженность ранее окончания срока исковой давности можно в том случае, если организации стало известно о ликвидации кредитора.

Таким образом, списание кредиторской задолженности организации следует произвести в том отчетном периоде, в котором внесена запись о ликвидации организации.

Законом«О бухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З определено, что организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Стало быть, с целью выявления просроченной кредиторской задолженности организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются коммерческой организацией на финансовые результаты.

Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, то несписание задолженности в срок приведет к недостоверной отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую и налоговую прибыль).

Согласно Инструкциипо применению Типового плана счетов бухгалтерского учета счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. чрезвычайных доходах и расходах, т.е. о результатах от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. В том числе на этом счете отражаются суммы дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются во внереализационные доходы и расходы организации в размере ранее отраженной задолженности в бухгалтерском учете организации.

Списание задолженности оформляется приказом руководителя следующими бухгалтерскими записями:

дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчикам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»,

кредит счетов 62«Расчеты с покупателями и заказчиками», « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты.

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. [21]
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств
В ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» ведение бухгалтерского учета долгосрочных и текущих обязательств осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств включает следующие законодательные и нормативные документы в виде следующей четырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Первый уровень — законодательный. На данном уровне государственное регулирование бухгалтерским учётом и отчётностью осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием на основании Конституции Республики Беларусь. Важнейшим законодательным актом этого уровня является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [11]

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями и дополнениями от 20 июня 2008г. № 347-З, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и другие;[4]

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2009г. № 114-3, который регламентирует трудовые отношения;[18]

Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и дополнениями от 14 июня 2010г. №132-3, который определяет порядок проведения расчетов в безналичной форме между поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а так же правовое регулирование расчетов в безналичной форме;[2]

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2009г. № 72-З. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. [1]

На втором уровне осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности. Он представлен нормативными актами Президента и Правительства Республики Беларусь и других правовых органов, которые имеют право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы.

Постановление Министерства по налогам и сборам от 26 июля 2006 г. № 80 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль», в котором утверждены особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы и налога на прибыль коммерческими организациями с иностранными инвестициями и иностранными организациями.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2008г. N 72 «Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налогового кредита» от 16 октября 2000г. N 105. Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерском учете налогового кредита, предоставленного организации в соответствии с законодательными актами.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 168 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы». Инструкция применяется при признании, оценке и раскрытии информации в бухгалтерском учете и отчетности для резервов, условных обязательств и условных активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 года № 62 с изменениями и дополнениями в постановлении Министерства финансов от 26 мая 2008 года №85 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», в ней устанавлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.

Положение о безналичных расчетах в Республике Беларусь от 31 января 1997г. № 849; Положение является единым нормативным актом, регулирующим на общей методологической основе безналичные расчеты в валюте Республики Беларусь, осуществляемые на территории республики.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» с изменениями и дополнениями от 06.11.2009 N 136. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

Третий уровень включает национальные стандарты, положения о порядке ведения бухгалтерского учёта. Он представлен  различными документами, приказами, письмами, указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и других Министерств и ведомств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает и разрабатывает также нормативные акты.

Примером регламентирующих документов является Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года 363 «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции». Данные методические указания содержат информацию об основных задачах бухгалтерского учета сельскохозяйственной продукции и производственных запасов в сельскохозяйственных и иных организациях, о контроле за сохранностью продукции и материальных ценностей, об учете сельскохозяйственной продукции.

Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности на четвертом уровне осуществляется внутри каждой организации. Оно носит организационно-распорядительный характер и осуществляется главным образом посредством формирования и принятия учетной политики организации. А также иной внутренней документации прямо или косвенно регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

К четвертому уровню в организации ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» относится приказ по учетной политике, рабочий план счетов (Приложение А). Учетная политика (Приложение Б) в исследуемой организации утверждена приказом директора от 31 декабря 2009 года. В ней рассматриваются методический и организационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структура рабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностные инструкции работников бухгалтерии (Приложение В), график документооборота (Приложение Г) и другие документы.

Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная их цель — установить правильность ведения учета долгосрочных и текущих обязательств.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Организация учета текущих обязательств

безналичный расчет задолженность обязательство

2.1 Формы и виды безналичных расчетов и их характеристика
Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег.

Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов. Безналичные расчеты совершаются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота. [14, с.215]

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь безналичные расчеты между организациями производятся:

платежными требованиями;

платежными поручениями;

платежными требованиями-поручениями;

чеками;

аккредитивами;

банковскими пластиковыми карточками. [9, с.122]

Платежное требование – это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачисления ее на счет получателя средств.

Данной форме расчета присущи следующие особенности: данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции; требования оплачиваются с предварительным акцептом; в основе расчета лежит система инкассо, при которой банк-поставщика по поручению последнего востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные средства и зачисляет их на счет поставщика.

Платежное требование составляется на типовых бланках (формы 040160033). Если требование не совмещено со спецификацией, к нему должны прикладываться товарно-транспортные накладные либо заменяющие их документы. При иногородних расчетах в банк предъявляются три экземпляра, при одногородних — четыре экземпляра требований. Платежное поручение — это платежная инструкции, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). [19, c. 103]

Платежное поручение представляется в банк-отправитель в необходимом количестве, но не менее 2 экземпляров. Первый экземпляр заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. [9, c. 122]

Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.

Платежное требование-поручение – расчетный документ, содержащий требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику. Плательщик обязан представить в банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (далее – «банк-эмитент») и плательщиком, в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (далее – «бенефициар») обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива. [19, c. 106]

Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

Для открытия аккредитива покупатель представляет обслуживающему его банку заявление (ф. № 0401020005). Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в полной сумме или частями против представленных поставщиком реестров счетов, транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку. Сумма реестров счетов зачисляется на счет поставщика и списывается в расход со счета «Аккредитивы к оплате». Банку покупателя посылается авизо вместе со вторым экземпляром реестра счетов, товарно-транспортными и другими документами, предусмотренными условиями аккредитива. При закрытии аккредитива банк поставщика посылает банку покупателя уведомление на основании поступивших документов банк покупателя производит соответствующие записи по счету «Аккредитивы». По окончании срока действия сумма остатка аккредитива перечисляется на счет покупателя.

При расчетах за товары и услуги сельскохозяйственные организации используют и расчетные чеки. Чек — письменное поручение его владельца обслуживающему банку на перечисление указанной суммы с его счета на счет получателя денежных средств.

Для получения чековой книжки в обслуживающий банк представляется заявление-обязательство на получение чековой книжки в одном экземпляре и поручение в двух экземплярах для депонирования средств за подписями лиц, которым дано право подписывать документы для совершения операций по счету организации, с проставлением оттиска его печати. Чековая книжка, по которой установлен лимит расчетов, называется лимитированной. [7, с. 104]

Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его. Чекодержатель – юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.

При приемке чека в уплату за товары или услуги работник предприятия, на которого возложены такие функции, удостоверяется в личности чекодателя, проверяет правильность заполнения чека, принимает чек к оплате, проставляя на обороте чека и корешка оттиск штампа (печати) предприятия и дату приема чека к оплате, подписывает чек и корешок чека.

Чекодержатель предоставляет принятые в уплату расчетные чеки по месту открытия своего расчетного счета вместе с поручением-реестром. Поручение-реестр представляется в банк не позднее третьего рабочего дня после принятия чека к оплате.

После зачисления средств на счет чекодержателя обслуживающий его банк от своего имени составляет поручения-реестры и вместе с чеками направляет их в банк чекодателя для списания средств со счета чекодателя. [19, c. 110]

Под банковскими пластиковыми карточками понимаются карточки национальной (международной) системы расчетов, использующей их в качестве платежного средства, и частные банковские карточки.

Банковская пластиковая карточка — персонифицированное либо нет средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и других операций. [7, с. 104]

В ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» согласно договору на поставку потребительских товаров расчеты производятся в безналичном порядке платежными поручениями.
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Заказчики — юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу — изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.

Покупатели — это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.

Отгрузка (отпуск) продукции покупателям в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» производится в соответствии с заключенными договорами поставки (Приложение Д) или непосредственно в процессе свободной продажи. Отгрузка и отпуск готовой продукции ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» осуществляется складом на основании товарных накладных (Приложение Е) и счетов–фактур (Приложение Ж), товарно-транспортных накладных (Приложение З), платежные поручения(Приложение И). Поставляемая продукция ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов», в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

В учетной политике ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» оговорено, что признание в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг осуществлять по мере отгрузки товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг. [15, c. 89]

Так как, в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» момент реализации продукции по отгрузке, то в бухгалтерском учете дебиторская задолженность покупателей и заказчиков формируется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В ОАО «Комбинат пищевых продуктов» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыты следующие субсчета: 62/1 – Расчеты с покупателями за продукцию; 62/2 – Расчеты с покупателями по прочей продукции.

Корреспонденция по счету 62/1 «Расчеты с покупателями за продукцию» в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Корреспонденция по счету 62/1 «Расчеты с покупателями за продукцию» ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.

Корреспонденция по счету 62/2 «Расчеты с покупателями по прочей продукции » в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Корреспонденция по счету 62/2 «Расчеты с покупателями по прочей продукции» ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей по каждому покупателю или заказчику. [1, с. 57]

Синтетический учет ведется в журнале-ордере формы 11-АПК (Приложение К). Журнал-ордер формы 11-АПК открывается на месяц и составляется на основании итоговых данных соответствующих регистров аналитического учета. В конце месяца подсчитываются итоги и переносятся в Главную книгу (Приложение Л). [17, с. 92]
2.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поставщики и подрядчики — это организации, поставляющие материальные ценности (сырье, материалы, топливо, запасные части и т.д.), а также выполняющие работы (строительные и ремонтные работы и др.) и оказывающие услуги (подача тепла, воды, газа, электроэнергии и др.), необходимые для осуществления производственной деятельности организации [7, с.128].

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в ООО «Комбинат пищевых продуктов» используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», к которому, согласно рабочего план счетов открыты следующие субсчета:

60/1 – Расчеты за сырье и материалы;

60/2 –Расчеты за сельскохозяйственное сырье;

60/3 – Расчеты по услугам.

ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» самостоятельно выбирает форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривает их в договорах, заключаемых с поставщиками.

Как правило, ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» производит оплату счетов поставщиков платежными поручениями.

Расчеты с поставщиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

Первичными документами, подтверждающими произведенные расчеты с поставщиками, являются товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры (Приложение М), платежные поручения. [1, с. 55]

Корреспонденция по счету 60/1 «Расчеты за сырье и материалы» в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Корреспонденция по счету 60/1 «Расчеты за сырье и материалы» ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.

Корреспонденция по счету 60/2 «Расчеты за сельскохозяйственное сырье» в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Корреспонденция по счету 60/2 «Расчеты за сельскохозяйственное сырье» ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года

Корреспонденция по счету 60/3 «Расчеты по услугам» в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года отражена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Корреспонденция по счету 60/3 «Расчеты по услугам» ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за январь 2010 года.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому отдельно предъявленному счету, а расчетов в порядке и плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. [1, с. 55]

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» ведется в оборотных ведомостях по счетам 60/1, 60/2 и 60/3 (Приложение Н). Учет ведется по каждому поставщику и подрядчику. Каждому поставщику и подрядчику в оборотной ведомости отводится отдельная строка. В конце каждого месяца данные из оборотной ведомости переносятся в Главную книгу (Приложение О).
    продолжение
–PAGE_BREAK–