Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс

Заглавие для реферата по политологии Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс Вс Проблема взаимоотношений политических лидеров,бюрократии, народных масс представляет не только теоретический, но и прак- тический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки поли- тических институтов и большей индивидуализации политики. Эти проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для нашей
политической системы, так как стоит задача ее радикаль- ной, перестройки с целью создания правового государства. Реше- ние этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления достижений мировой социально-философской и политологической мысли по данным вопросам. Этим обусловлен интерес к веберовской теории, которая находится и сейчас в центре внимания политоло- гической мысли,так как с ее помощью вскрываются некоторые сущ- ностные связи между основными действующими
субъектами полити- ческого процесса. Интерес западных политологов к работам Вебера обусловлен рядом обстоятельств. За последние три десятилетия западные страны вступили в полосу глубокой экономической трансформации. Сложившиеся к началу 60-х годов основные концепции в политичес- кой теории, объясняющие как принципы организации, так и порядок функционирования западных обществ, оказались непригодными для понимания сложившихся новых реальностей.
Наиболее известные на Западе теории демократии-плюралистическая, элитарная и партиси- параторная-оказались не в состоянии объяснить взаимосвязь ряда явлений в жизни западных обществ. Во-первых, в ХХ веке усиливается бюрократизация всех сто- рон общественной жизни. Вебер одним из первых обратил внимание на возможность конфликта между бюрократией и демократией. Он отметил парадокс демократизации вовлечение масс в социаль- но-политическую жизнь создает большие организации,институциона- лизирует их, а затем эти организации становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Большие бюрократизированные институты вступают в обществе в конкурент- ные отношения, итогом которых оказываются компромисс и монопо- лия на принятие всех важнейших решений. Как отмечают теоретики современного корпоратизма на Западе, бюрократическая централи- зация бизнеса, государства и профсоюзов создала современное корпоративное
государство, причем элиты этих трех корпораций самостоятельно принимают решения, имеющие жизненно важное зна- чение для миллионов людей. Таким образом, эта тенденция в раз- витии политической системы западных стран приходит в явное про- тиворечие с принципом демократии. Следует заметить, что бюрок- ратизация и корпоратизм, вынесение процесса принятия важнейших решений из-под контроля общественной политики в какой-то степе- ни соответствуют теориям демократического элитизма.
Однако как теория демократического элитизма, так и плюралистические теории могут объяснить функционирование политической системы лишь при стабильном состоянии экономической и социальной жизни, когда элиты принимают решения, массы не вмешиваются в политический процесс или пассивно поддерживают соответствующие элиты. Неиз- бежен кризис этих теорий в условиях, когда общество вступает в полосу длительного кризисного развития, когда бюрократический способ принятия решений оказывается невозможным и начинаются массовые
движения протеста против существующей системы. Активное вовлечение массовых движений протеста в полити- ческую жизнь,выдвижение харизматических лидеров на авансцену политической жизни на Западе, усиление авторитарных тенденций, даже угроза появления фашизма, о чем пишут некоторые левые по- литологи, делают необходимым поиск теоретических концепций, объясняющих взаимоотношения между политическими лидерами и мас- сами, массами и политическими институтами. В концепции М.Вебера демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это средство как для придания их правлению законности, так и для привлечения значительной массы населения к политическим делам нации. Тем не менее демократия, по мнению М.Вебера, не является подходящим средством для решения обычных политических вопросов, в подобных случаях необходимы скорее компромиссы через перего- воры, чем голосование.
Поэтому он считал утопичными теории на- родного суверенитета, такие понятия, как воля народа, муд- рость народаи т.д цель которых-исключить господство одного человека над другим. По мнению Вебера, этого нельзя достичь в современных условиях, поскольку прямая демократия и правитель- ство непрофессиональных политиков принципиально невозможны вне пределов мелких государств-городов, ограниченных своими разме- рами и населением. Согласно
Веберу, любая рационализация или же формализация взаимоотношений между людьми в современных больших обществах и государствах неизбежно ведет к авторитаризму. Не случайно поэтому именно анализ английской парламентской демок- ратии, которая подавляющим большинством исследователей рассмат- ривалась как модель наиболее успешной демократии, дал повод Ве- беру усомниться в демократическом характере функционирования этого института власти.
Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации и деятельности бюрократий и железного закона оли- гархии, действующего в рамках любой организации. В противовес англосаксонской политической традиции Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой, по его мнению, можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках этой теории народу и отдельным индивидам отводится роль пассивного участника политического процесса. Единственная форма политического участия для масс-это участие в выборах и реализа- ция права на голосование. Главной фигурой в веберовской теории выступает харизмати- ческий лидер, избранный прямым голосованием народом, перед ко- торым он несет ответственность. Подобный лидер стоит над бюрок- ратической администрацией, избираемой, в свою очередь, формаль- но легальным образом. Степень легитимности харизматического ли- дера определяется масштабами его успехов.
Так как, по Веберу, роль масс в политическом процессе ограничивается лишь участием в избрании харизматического лидера, им, по существу, отказыва- ется в праве осуществлять контроль над бюрократией снизу. Эти функции граждане делегируют харизматическому лидеру, который осуществляет контроль за деятельностью бюрократии сверху одна из главных его задач-борьба с бюрократией, необходимая для пре- одоления олигархического принципа правления. Разрабатывая идеальный тип бюрократии,
Вебер предпола- гал, что бюрократия выступит в роли беспристрастного техничес- кого исполнителя в расчлененном на составные элементы процессе управления. Он считал, что идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия. По мнению Вебера, идеальный тип бюрократии по своей эффективности выглядит в сравнении с другими формами ор- ганизации управления так же, как машина в сравнении с немехани- ческими видами производства.
Однако анализ функционирования бюрократии привел Вебера к выводу о том, что система правил и инструкций и иерархическая структура в организации бюрократии таят в себе очень опасные семена ее перерождения. Они могут стать тормозом эффективного функционирования любой бюрократической организации. Приученные к определенному способу приложения своих знаний, к известной рутине и шаблону, бюрократы оказываются беспомощными, когда сталкиваются с реальными проблемами социальной жизни, не подда- ющимися решению на основе предписанных заранее известных правил и стандартов. Стремясь решить задачу предохранения общественных институ- тов от бюрократического окостенения, Вебер в последние годы своей жизни особенно много внимания уделял проблеме лидера в рамках организации и вопросам, связанным с выявлением взаимоот- ношений лидера, бюрократии и масс. Плебисцитарная теория бюрократии Вебера-это, по существу, попытка найти некую идеальную модель организации
политической системы с необходимыми элементами, обеспечивающими ее динамизм. По мнению Вебера, харизматический лидер, стоящий вне клас- сов, статусов и демагогической политики, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным в бюрократическую иерархическую струку- туру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления бюрократии и социалистического коллек- тивизма.
Основное значение плебисцита для Вебера сводится к то- му, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосова- нии создать харизматический авторитет. Как отмечает видный западногерманский политолог В.Момм- зен,Вебер верил в то, что, только обращаясь прямо к массам, вместо того, чтобы получать советы от административной демокра- тии, великий политический лидер может проводить дальновидную и смелую политику.
Условие успешности деятельности такого лиде- ра-слепое повиновение ему со стороны народа. По мнению Вебера, подобный лидер, с независимой от парламента базой власти, смог бы преодолеть раздробленность классовых интересов, представлен- ных в парламенте, и быть объединяющим началом нации. Парламенту отводится в этой теории функция воспитания плебисцитарных лиде- ров. Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обуслов- лена рядом обстоятельств. Во-первых, он хотел добиться для по- литического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных групп давления. Во-вторых, условия начала ХХ века и послевоен- ный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социаль- но-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая политическая система в Германии,перенятая у англичан или фран- цузов, рухнет
под натиском бескомпромиссного давления разных интересов. Поэтому в его теории плебисцитарный лидер с незави- симой от парламента базой избирателей должен был символизиро- вать единство нации. Вебер, пытаясь отделить сферу политики от сферы экономики, предлагал искать решение экономических конф- ликтов парламентарным путем. Он стремился добиться весьма уто- пической, в условиях господства частной собственности, цели сохранить
экономическую сферу вне контроля государства, однов- ременно выведя принятие политических решений из-под контроля и доминирования экономики. Вебер считал, что для роли плебисцитарных лидеров наиболее подходят представители экономически достаточно обеспеченного слоя, что определяет независимость суждений и дистанцирован- ность от групп интересов, непосредственно вовлеченных в процесс производства. Они также должны быть достаточно подготовленными для того,чтобы стать профессиональными политиками.
Одновременно эти качества, по мнению Вебера, могли дать подобному лидеру бо- лее широкое видение национальных интересов и позволили бы под- няться над узкоклассовыми и социальными интересами. Какими бы благородными мотивами ни руководствовался Вебер, отдавая всю полноту политической власти элитам профессиональных политиков, имеющих независимую экономическую и избирательную основу, развитие политических систем наглядно демонстрирует не- возможность отделения политической сферы от экономической и свидетельствует о наличии относительно гомогенной правящей эли- ты, которая представляет господствующий в экономике и полити- ческой сфере класс общества. Хотя разобщенность и индивидуализм, характерные для англо- саксонских обществ, создавали сложности для политического функ- ционирования социальных систем, а бюрократия по-прежнему усили- вала свои позиции, тем не менее существовавшая там демократи- ческая система, опиравшаяся на исторические традиции и обычаи
политической культуры, избежала появления харизматического ли- дера,который разрушил бы демократические институты и ценности. Но совершенно иная ситуация сложилась в 30-х годах в Германии, где теория плебисцитарной демократии потерпела полный крах. Ха- ризматический лидер, избранный народом, вместо того чтобы бо- роться с бюрократизмом и разобщенностью и защитить отдельного индивида от социалистической коллективности, использовал сле- пое подчинение и
веру в фюрера оболваненных геббельсовской про- пагандой миллионов людей для уничтожения всякой законности, об- щепринятых норм морали и низведения последователей до уровня слепых орудий его преступной воли, низменных страстей и вожде- лений. Вместе с тем отсутствие в Германии демократических тра- диций и обычаев, могущих сдержать харизматического лидера, при- вело к кровавой диктатуре. Критики веберовской теории плебисцитарной демократии отме- чают среди ее слабостей
тот важный момент, что Веберу не уда- лось четко различить харизматическое руководство и харизмати- ческое доминирование. При западной демократии возможен лидер с харизматическими качествами и не является неизбежным перерожде- ние этого лидера в цезаристского. Однако, как справедливо отме- чает Моммзен, демократия не может принять веберовский принцип легитимизации этой харизмы, дающий возможность для появления тирана. Считая, что власть лидера легитимизируется его персо- нальной харизмой, а демократические институты являются просто орудием в его руках, Вебер тем самым снимает любую возможность контроля над харизматической личностью. Такой подход приближает к принятию принципов фюрества и фашистского лидерства. Чтобы совместить принцип харизматического руководства с сохранением демократии и воспрепятствовать тем самым перерождению харизма- тического лидера в лидера цезаристского типа, следует воздвиг- нуть
на его пути институциональные преграды. Цезаристский авто- ритет требует полного контроля над органами насилия и средства- ми массовой информации. Следовательно, там, где харизматический лидер этого не имеет, он не может стать тираном. Вебер не мог предположить возможность харизматического прорыва с катастрофическими последствиями, когда харизматичес- кий лидер, опираясь на бюрократическую машину, мог бы устано- вить наихудшую форму тоталитарной власти. Он скорее был озабо- чен другой реальной угрозой для демократии,
исходящей из фено- мена, который он хорошо знал, из феномена бюрократизации. Поэ- тому представляется оправданным мнение Моммзена о том, что Ве- бер больше боялся стагнации и окостенения, чем харизматическо- го прорыва. Он видел в этих лидерах возможность поставить новые цели, контролировать притязания бюрократов, предлагать новые пути развития в обществах, чтобы преодолеть политическую стаг- нацию и бюрократическую рутину.
Не случайно поэтому почти все исследователи теории демок- ратии Вебера отмечают, что плебисцитарная демократия возможна в странах, имеющих институционализированные политические учрежде- ния, которые в состоянии заблокировать харизматический прорыв к цезаризму, в обществах, где правит закон, а не воля. Как было показано выше, имеются существенные изъяны вебе- ровской теории, ее слабости и противоречия, которые на практике могут привести, и уже привели, к далеко не однозначным резуль- татам. Однако в этой теории Веберу удалось выявить сущностные связи между различными элементами политической системы, которые имеют универсальный характер и с той или иной модификацией мо- гут проявиться в политической практике как капиталистических и развивающихся, так и социалистических стран. Необходимость для политической системы лидера с харизмати- ческими качествами появляется в двух случаях. В развитых капи- талистических странах-тогда, когда эти страны вступают в полосу длительного кризисного
развития, затрагивающего все сферы жиз- недеятельности. Бюрократия, призванная рационально рутинизиро- вать процесс принятия решений, оказывается не в состоянии адекватно реагировать на изменяющиеся условия и принимать новые решения. Это требует выхода за пределы каждодневной рутины, что должно иметь под собой харизматическую основу. По мнению Ве- бера, в подобных случаях ни естественные лидеры традиционных обществ, ни бюрократия в
современных обществах не в состоянии найти необходимые решения при экономических, политических, эт- нических и религиозных кризисных ситуациях. Нестабильность власти харизматического лидера обусловлена тем, что она не ос- нована ни на законах, ни на традиции, а только лишь на той мис- сии, которая на него возложена. Он опирается на собственную си- лу и личностные качества, которые должен постоянно доказывать. Харизматические лидеры появляются еще и в регионах разви- вающегося мира, когда во многих обществах
происходит слом тра- диционных институтов и ценностей и начинается стадия быстрого индустриального развития. Отсутствие стабильных социальных инс- титутов и консерватизм масс в сочетании с нерасчлененностью по- литического и религиозного сознания делают возможным появление харизматических лидеров наподобие Хомейни, Перона и др. Вебер не принимал американскую политическую систему в ка- честве модели для Германии, поскольку ряд элементов этой систе- мы в ту пору не вписывался в его модель демократии. Как нам представляется, сегодня американская система орга- низации и функционирования политической власти больше всего со- ответствует требованиям плебисцитарной демократии. В американской политической системе должность президента обладает харизмой независимо от личности президента. Многие американские политологи отмечают, что народ смотрит на прези- дентскую власть с надеждой на твердое руководство. В личности президента американский народ видит свое символическое единс- тво, обретенное
в процессе избрания его на должность. Формаль- но, будучи избранником всего народа, он тем самым как бы прими- ряет все партийные, социальные, классовые и групповые интересы. Наиболее популярными бывают те президенты, которым удается в большей степени упростить вопросы и представить государство как инструмент защиты интересов простого человека. Американцам осо- бенно импонируют такие качества национального политического ли- дера, в роли которого
выступает президент, как твердость, ком- петентность и решительность в проведении политической линии. Особенно возрастает роль президента как символа единства нации в кризисное время, когда нация ждет от него решительных дейс- твий. Отношения между массами в США и президентом идеально со- ответствуют отношениям между плебисцитарным харизматическим ли- дером и массами в веберовской теории. Во-первых, порядок избра- ния президента
США соответствует порядку избрания плебицитар- но-харизматического лидера, народ возлагает большие надежды на него лично в деле достижения благополучия и процветания. Народ ждет успехов от президента, и власть и возможность дальнейшей деятельности президента зависят от того, насколько эффективно ему удастся справиться с теми или иными острыми проблемами внутренней и внешней политики. Опросы политических социологов подтверждают определенную независимость и важную роль института президента, особенно президента, снискавшего славу харизмати- ческого лидера. Согласно плебисцитарной теории демократии народ не только склонен превозносить успехи президента и беспрекословно поддер- живать его политику, но этот же народ в случае неудач возлагает на президента всю вину, независимо от того, смог ли он спра- виться с теми или иными проблемами, стоящими перед нацией, или нет. Американские политологи Т.Дай и Л.Зиглер вывели следующую закономерность в отношениях между
президентом и народом. Быст- рое падение или рост популярности президента за короткий проме- жуток времени подтверждает ту мысль, что президент занимает свой пост при широкой поддержке народа, эта поддержка имеет тенденцию со временем ослабевать и может вновь усилиться при драматическом событии или кризисе. Как уже отмечалось выше, президентская власть имеет огром- ное символическое значение. Президент становится воплощением власти, законности, устойчивости всей американской политической системы.
Два важных обстоятельства за последние десятилетия значи- тельно усилили роль лидера и облегчили ему прямой доступ к мас- сам, одновременно в значительной степени ограничив влияние пар- тийных бюрократий. Первое-это беспрецендентное усиление роли средств массовых коммуникаций в политическом процессе, что дает возможность ли- деру без посредника партии обращаться к массам и с максималь- ной эффективностью использовать свои демагогические качества. Второе-ослабление роли больших партий вследствие их попыток
вы- разить интересы народа в целом, эклектичности идеологических установок ведущих партий, пытающихся таким путем привлечь мак- симальное количество избирателей. Это приводит к падению значе- ния партийных программ и к дестабилизации избирательной базы различных партий. В результате сокращается количество людей, постоянно идентифицирующих себя с той или иной партией. В США особенно учащаются ситуации, когда избиратели осуществляют вы- бор не между различными партиями или их программами, а скорее между кандидатами, имеющими определенные характеристики лидерс- тва. При этом каждый из кандидатов может пользоваться харизма- тическими и демагогическими спосодностями. Как отмечал Вебер в статье Политика как профессия, появление таких плебисцитарных лидеров6 или, как он называет, диктаторов на поле боя выбо- ров определенный шаг в сторону плебисцитарной демократии. Плебисцитарная теория демократии, предложенная Вебером, была призвана противодействовать политической
фрагментации об- щества, корпоративным, особенно бюрократическим, тенденциям, защитить единство интересов нации. Очевидно, что не только в политической теории, но и в политической практике возникает проблема пределов роста политического могущества харизматичес- кого лидера. Необходимо также учитывать, что недовольство масс и их стихийные выступления против установившихся порядков или институтов могут быть использованы харизматическим лидером для решительного разрыва с существующими
институтами и ценностями, для установления авторитарных или тоталитарных режимов и для сужения прав и свобод народных масс. Для эффективной борьбы с бюрократией любая политическая система нуждается в харизматическом лидере. Только союз широких масс народа с подобным лидером дает возможность эффективно контролировать и сдерживать всевластие бюрократии. Гарантией того, что харизматический лидер не превратиться в лидера цеза- ристского толка при отсутствии
институциональных преград на этом пути, могут стать его действия по созданию правового госу- дарства Л И Т Е Р А Т У Р А Давыдов Ю.Н. Веберовский ренессанс и проблема исследо- вательской программы М.Вебера. М 1986. Мигранян А.М. Кризис теорий демократии на Западе Вопросы философии,1986,N9. Дай Т Зиглер Л. Демократия для элиты. М 1984.