Управление образования администрации Шебекинского района и г. ШебекиноИнформационно-методический центрАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством использованияв учебном процессе коммуникативных образовательных технологий Автор опыта: учитель начальных классов высшейквалификационной категорииМОУ «Ржевская средняяобщеобразовательная школаШебекинского районаБелгородской области» Владимирова Жанна Ивановна2007 годСодержание:Информация об опыте ……………………………………………3Технология опыта………………………………………………….9Результативность опыта………………………………………….19Библиографический список………………………………………23Приложение………………………………………………………….24 1.Информация об опыте. В современный период развития общеобразовательной школы формирование личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъективной активности. Отношение школьников к учению характеризуется активностью, которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:-готовность выполнять учебные задания;- стремление к самостоятельной деятельности;- сознательность выполнения заданий;- систематичность обучения;- стремление повысить свой личный уровень и др. Управление активностью школьников в педагогике называют активизацией. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.Условие возникновения, становления опыта В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Я работаю учителем начальных классов в течение 13 лет. Для меня урок – это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ученика. А для того, чтобы обучение на самом деле имело развивающий характер, необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Главной задачей для меня является вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Именно с этой позиции обобщен опыт использования коммуникативных образовательных технологий.Обоснование актуальности и перспективности опыта Эффективность процесса обучения в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.Активизация познавательной деятельности – это такая организация деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания; побудить к творчеству, раскрыть творческие способности. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя. Педагог должен исходить из того, что среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных учебных задач. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока.Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.Конфуций С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых – применение новых образовательных технологий. Педагогике известны средства, содержащие в себе реальные возможности формирования и повышения познавательной активности – игровые технологии, технология проблемного обучения и др. На протяжении своей педагогической деятельности в решении данной проблемы я в системе использовала дидактическую игру, изучила методику и возможности проблемного обучения, методику интегрированных уроков. В последние годы возросли требования современного общества к формированию коммуникативных навыков выпускников школы. Поэтому при поиске новых эффективных методов развития познавательной активности своих воспитанников я сделала свой выбор в пользу методики формирования коммуникативных навыков учащихся посредством использования соответствующих образовательных технологий.Ведущая педагогическая идея опыта Сущность опыта заключается в создании условий для формирования активной познавательной деятельности учащихся посредством применения коммуникативных образовательных технологий. Ведущей является идея формирования умения школьника включаться в учебную деятельность в качестве субъекта, способности работать в сотрудничестве, проявлять коммуникативные способности.Длительность работы над опытомСовершенствование форм и методов работы для педагога – непрерывный процесс. Работа по формированию активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования коммуникативных технологий продолжалась в течение четырех последних лет. Проблема активизации познавательной деятельности волновала меня с первых дней работы в школе. На протяжении всех лет педагогической деятельности накоплен обширный опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения познавательной активности школьников; изучена методика создания проблемных ситуаций. Данная система работы имела положительный эффект в росте качества усвоения детьми учебного материала. Но за это время многое изменилось в жизни общества, а, следовательно, и в жизни школы. Выпускник школы, который будет жить и работать в XXI веке, должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано современное общество. В частности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Продолжив личные педагогические исследования по проблеме включения школьника в активный познавательный процесс, пришла к выводу, что эффективным в данном направлении будет использование новых форм работы, способствующих также формированию коммуникативных навыков школьников. Использование данной методики позволяет повысить качественный уровень усвоения программного материала, способствует созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе. Приобретенные навыки позволили выпускникам моего класса менее болезненно адаптироваться при переходе в среднее звено, практически не снизив качественный уровень обучаемости.Диапазон опытаСоздание условий для формирования познавательных интересов учащихся, активного, деятельного отношения к учебному процессу должны стать основной задачей каждого педагога. В опыте эти условия рассмотрены через использование образовательных технологий, в частности – коммуникативных. Идея опробована на уровне школы и дала положительные результаты в виде роста познавательной активности учащихся, и вследствие – роста качества знаний по предметам. Творческий отчет по результатам обобщенного опыта был представлен на секции учителей начальных классов школ города и района. Роль данных технологий, использованных в опыте, заключается в активизации познавательной деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а также формировании коммуникативных навыков школьников: умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в сотрудничестве (группах, парах).Новизна опытаНовизна моего опыта заключается в следующем:- в преобразовании образовательной системы начального звена: коммуникативные технологии используются как средство формирования коммуникативных навыков школьников и как средство активизации познавательной деятельности учащихся;- особенности методики, описанной в опыте, позволяют ее использование в учебном процессе на каждом из предметов, изучаемых в начальной школе, а также в системе воспитательной работы педагога.Теоретическая база опыта Идея личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимального благоприятных условий для развития учащихся, выявления и использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа педагогических взглядов учителя. Этой идеей обусловлены принципы педагогической деятельности: Опора на опыт учащихся, который используется в качестве одного из источников обучения; Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков; Индивидуализация и дифференциация обучения, учитывающие индивидуальные особенности, интересы и возможности класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности; Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов; Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание результатов обучения, а также их творческих возможностей; Развитие образовательных потребностей учащихся.К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение – необходимое условие существования индивида. Образование младшего школьника и его речевое развитие всё более обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить. В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». Коммуникация – более широкое понятие. Коммуникация – это связь, общение, взаимодействие.^ Коммуникативный опыт – один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить, что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Специфический характер влияния общения проявляется благодаря возможности ребенка прямо наблюдать в ходе совместной деятельности образцы действий других детей и взрослых и усваивать их путем подражания. Значение общения в групповой, парной работе не сливается со значением коммуникативных элементов сотрудничества — особое внимание к партнеру определяется именно тем, что он выступает для ребенка не только как субъект общения, но и как субъект познавательной деятельности тоже. Считаю, что достижение поставленных целей начальной школы возможно при использовании в учебном процессе коммуникативных образовательных технологий. В чем специфика данных технологий?Особенностью данных технологий является построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Ведущий метод – общение. Формы обучения – обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия. Система работы по использованию коммуникативных образовательных технологий предоставляет учителю следующие необходимые возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.^ 2..Технология опыта.Урок, построенный в любой технологии, имеет жесткую базовую модель. Она состоит из организационного этапа, цели которого – ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации (желательно внутренней), активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?). Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное движение мысли ребенка от того, что он уже знает об этом или думает, к тому, что ещё можно было бы об этом узнать (или что необходимо узнать, чтобы решить учебную задачу или выйти из проблемной ситуации). Теперь, когда цели поставлены, предстоит решить, как мы будем действовать (как будем добывать новую информацию), кто или что нам поможет. Именно с этого момента начинается основной этап урока – работа с информацией с целью её осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. На этом этапе особая роль отводится учителю. Во-первых, он должен продумать максимально возможные варианты использования различных средств информации: это могут быть справочники и энциклопедии, словари, текст учебника, таблицы, графики, схемы, муляжи и модели, специально сконструированный учебный текст, напечатанный для каждого ученика, и, наконец, источником информации могут стать сам учитель, ребенок или группа детей. Во-вторых, педагог должен продумать и организовать с учащимися сам процесс работы с источниками информации. При этом следует помнить, что процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный, и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность индивидуально осмыслить учебную информацию в любом её виде. Кроме того, на этом этапе происходит структурирование учебной информации: либо она дробится, либо укрупняется, дети учатся переводить текстовую информацию в изобразительную и наоборот, опираясь при этом на графические организаторы. На этом этапе использую различные методические приемы и именно по их характеру можно определить, в какой технологии смоделирован урок. Если на основном этапе имеет место учебная дискуссия или прием взаимообучения, то это урок, построенный в коммуникативной технологии. Третий этап базовой модели – это завершающая стадия урока. Её цель – обобщение и рефлексия. В это время необходимо вернуться к началу урока и выяснить, на какие вопросы (затруднения), которые возникали у нас в начале урока, мы теперь сможем ответить? А какие вопросы так и остались без ответа? Значит, поиск ответов на них и составит основу мотивации для домашнего задания: познакомиться с материалом учебника и поискать ответы на нерешённые вопросы. Если ответов нет – организовать самостоятельный информационный поиск с привлечением других средств информации. Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой для учащихся. Проводя индивидуальную рефлексию, обязательно спрашиваю у ребенка, интересно ли было ему на уроке? Что конкретно вызвало интерес или далось ему легко, почему? Испытывал ли он затруднения на уроке, почему было трудно? Дети овладевают знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и др.) через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю). Составляющим компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является учебный диалог. Под учебным диалогом следует понимать субъект-субъектное взаимодействие учащихся (учителя и учащихся), перерастающее в продуктивное учебное сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач. Учебный диалог служит цели развития речевой деятельности младших школьников при определенных условиях, главными из которых являются учет возрастных, психофизиологических особенностей становления речевой деятельности детей младшего школьного возраста, психологическая и педагогическая готовность учителя начальных классов к организации учебного диалога и дальнейшему обучению учащихся вести диалог, учет роли сверстников в речевом развитии младших школьников. Диалог как форма речи первичен, естественен, является более простой формой общения. Поэтому на практике при решении определенной учебной задачи совершенствую эту форму, обучая более совершенному владению языком в диалоге, и только затем перехожу к обучению детей монологической форме речи. На уроке школьники ставят и решают учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам. Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа: обучение учащихся постановке вопросов; обучение учащихся работе в парах, группах; обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.Эта работа проводилась мною поэтапно с 1 по 4 класс, при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входило содержание предыдущего, но на более высоком уровне. 1 класс -Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия); -работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий;-обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение. 2 класс – Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам; – работа в парах: планирование совместных действий, само- и взаимооценка; – работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование) 3 класс -^ Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы; -работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка;-самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;-обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа) 4 класс -Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);- ведение групповой, общеклассной дискуссии;- устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство Решение диалога как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать учителю многопланово, многовариантно. Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному учителем. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя. Например, на уроке литературного чтения по теме: «К.Паустовский. «Кот-ворюга»» (Приложение №1) организация учебных диалогов осуществлялась через проведение общеклассной и групповой дискуссий, через полноценную организацию учебной деятельности при постановке и решении учебных задач. Для формирования умения сотрудничества во время урока работаю с детьми маленькими группами, в итоге к работе привлекается весь класс. Во время такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняется тема или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания, проверяются результаты работы, анализируются, систематизируются и оформляются выводы. Это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором, советником или помощником, но в каждой роли руководствуется лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми». Чтобы учитель выполнял свои «роли», он должен «больше слушать, чем говорить, больше показывать, чем смотреть, во время работы помогать ученикам, избегая давать конкретные указания» (М.В.Киарин). Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика. Каковы же особенности работы в группах? 1.Как и перед любым уроком, учитель должен предварительно подготовиться, заранее определить цель и содержание работы, основать для себя и для своих учеников, почему именно эту проблему целесообразно решать «групповым» методом. Отметим, что работа группами позволяет объяснить новый материал, повторить и закрепить пройденный, проверить, усвоен ли материал, обобщить работу и т.д. Необходимо также предсказать, продумать возникновение возможных трудностей и предусмотреть варианты их решения. 2. Деление класса на рабочие группы. Разделить класс на группы можно по предпочтениям, по интересам, по желанию, по индивидуальным особенностям учеников и т.д. Главное – быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или пассивные ученики, лидеры, конфликтующие, «сильные» или «слабые» ученики и т.д. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения, необходимо рассаживать учеников лицом друг к другу. Во время работы групп учитель должен подходить к ним. Слушать обсуждения учеников, при необходимости вмешиваться в разговор, при этом не влияя на мнения учеников и ход их мыслей. Преподаватель должен помогать преодолевать трудности организационного плана, если таковые в группе возникли. 3. Сами ученики вместе с учителем разрабатывают «правила группы», что помогает им в дальнейшем добросовестно соблюдать и выполнять принятые требования.^ Правила совместной работы.Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.Работать по плану (сверять дела с планом).Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономию материала.Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности. 4.Объявление темы работы. По усмотрению учителя задания могут сопровождаться подробными объяснениями, обусловленными трудностями работы, степенью владения учебным материалом и уровнем возможностей при выполнении работ такого характера, темпераментом и характером межличностных отношений учеников, входящих в группы, видом задания (интересное, загадочное, развлекательное, логическое и т.д.). С помощью вопросов можно выяснить, понятно ли задание, представляют ли ученики свои дальнейшие шаги и пр. Приведу пример учебного задания, работа над которым может проходить в группе. Учебное задание: «Закрепить и обобщить знания учащихся о словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета» (2 класс). Задание для учеников: «Каждая группа получит два конверта. В одном из конвертов находятся карточки со словами, называющими предмет, признак предмета, в другом – соответствующие вопросы.Вам необходимо достать карточки с вопросами из второго конверта, сгруппировать и вокруг каждого вопроса собрать слова, отвечающие на данный вопрос. Образуются три группы слов, которые нужно переписать в тетрадь столбиками». 5. Контроль над работой в группе. Во время работы учитель подходит к группам и следит за ходом обсуждений в них: все ли участники активны, помогают ли друг другу (особенно тем ученикам, которые не вникли в суть задания, темы) в усвоении учебного материала, что с точки зрения сотрудничества является главной особенностью и продуктивным средством при работе маленькими группами. В это время учитель обращает внимание на тех учеников, у которых возникают трудности при работе в группах, а при обнаружении пассивных учеников отмечает, что в той или иной группе есть пассивные участники, и дает задание ученикам вовлечь их в работу. При этом учитель поддерживает «благополучное» течение обсуждений, воодушевляет пассивных учеников, при необходимости помогает им. Но чрезмерное вмешательство в работу группы неуместно. 6. Когда все группы закончат работу (причем все ждут тех, кто заканчивает работу позднее), по предложению учителя каждая группа выбирает одного ученика, который представляет результат работы. Нецелесообразно выбирать представителя группы до начала работы: это приведет к уменьшению числа активистов. Когда каждая группа выберет своего представителя, начинается следующая, проверочная, стадия работы. 7. Проверка результатов работы – это этап, где каждый из представителей докладывает о результатах работы своей группы. Важно говорить не только о результатах, но и «пути достижения»: какие были собраны материалы (если, например, написано сочинение), каким образом была разделена работа, кто за что отвечал. Члены группы слушают своего представителя, при необходимости добавляют, обобщают его выступление. 8. При оценке результатов учитель берет во внимание не работу отдельных учеников, а степень сотрудничества (участия) и качество представления результатов. Естественно, в начальных классах не на всех уроках можно осуществить работу с маленькими (малыми) группами. Подобную работу можно организовать, в частности, при обобщении учебного материала, считая существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован учителем: оценивается группа, и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку. Именно это и является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу. При групповой работе ученики стремятся работать вместе, сближаются, познают друг друга, учатся помогать друг другу. Групповую форму работы успешно применяю на уроках природоведения. При этом класс, в зависимости от темы урока, делится на четыре-пять групп (команд). В каждой команде выделяю для себя «лидеров» (1-2 человека), «сильных» учеников (1-3 человека), «средних» (2-3 человека) и «слабых» (2-3 человека). Это сугубо условное деление основано не только на общих показателях успеваемости, здесь прежде всего учитываются психологические особенности детей. Поэтому в каждой группе есть «генератор идей» (предлагает путь решения), «критик», «исполнитель» (проверяет возможные варианты ответа). Данную методику применяю на уроках природоведения, взяв за основу задания рубрик учебника «Подумай!» и «Проверь себя». Выполнив задания, один-два ученика от каждой группы знакомят класс со своими вопросами и дают подготовленный ответ. Все остальные группы участвуют в обсуждении результатов. Такая организация деятельности позволяет за урок оценить работу 12-15 учащихся против 4-6 при обычной организации. Приведу фрагмент урока природоведения в 3 классе, демонстрирующий на конкретном учебном материале возможности организации групповой работы детей. Урок «Жизнь животных». «Кто как приспособлен» – Как вы думаете: могут ли жить в наших лесах белые медведи? Почему? (Не могут, так как питаются рыбой и тюленями, а не ягодами, орехами и кореньями, да и жарко им будет после льдов.) -А почему в наших лесах не живут слоны? (Летом хватило бы им и веток, и травы, а вот зимой в наших краях им есть нечего. Да и мороза не выдержат.) Учитель подводит учеников к выводу: животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают.^ Групповая работа. Каждая группа получает большой конверт, в котором находятся красочные рисунки птиц, вопросы и задание: -Чем питается эта птица, в чем выражено ее приспособление к тому, чтобы добывать себе корм? Обратите внимание на клюв и ноги птицы (сколько пальцев и как они расположены). Во время выполнения задания учитель подходит к каждой группе, консультирует. Через 3-4 мин. один ученик от группы у доски излагает мнение своих товарищей. (Задание можно усложнить, если на уроке внеклассного чтения книге В. Бианки «Чей нос лучше?» было уделено достаточно времени; ученик не называет птицу, а описывает ее, чтобы другие группы могли ее узнать.) Приведу ответ одной группы. Первая группа – утка. Живет в воде, хорошо плавает, так как на лапах пальцы соединены плавательной перепонкой, корм процеживает через клюв-цедилку, по земле ходит вразвалку. Подобная атмосфера обеспечивает гуманистическое учебно-воспитательное поле, где каждый ученик раскован, свободен, готов к поисково-творческой работе, а это и есть условия для развития личности. Процесс общения всегда протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия, однако за ним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы, т.е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним. То же самое можно отнести к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими потребностями и желаниями. А неблагополучие в одной сфере общения влечет за собой неудачи в другой. Способность к общению включает в себя: 1.Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 2.Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»); 3.Умение организовать общение («Я умею»). Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки. Конечно, в рамках только уроков умения и особенно навыки общения надежно сформированы быть не могут. Формирование устойчивых умений и навыков – это в большей степени задача внеклассной работы. Это и проведение различных конкурсов, КВН, посещений музеев и т. д. Мои ученики очень любят занятия по этической грамматике «Уроки вежливости» (Приложение № 6), на которых вместе с героями сказок, выполняя различные задания и упражнения, они незаметно овладевают нормами культуры поведения. Становление первого аспекта коммуникативных способностей – «Я хочу общаться» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни. Это и медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность, неуверенность в себе, страхи, вранье и т.д. Причин здесь много: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания; тип нервной системы, влияющий на особенности темперамента; психофизиологические нарушения и наследственные заболевания. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, необходимо помочь ребенку пройти этот сложный путь развития общения более безболезненно. Поэтому в своей практике использую ряд игр и игровых упражнений, направленных на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними.Например, игра «Волшебные сундучки». Ребенку предлагается подумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем попросить его сложить все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросить. Вместе с тем из другого сундучка (он более яркий, красочный) ребенку можно предложить взять себе те положительные эмоции, которые он сам хочет и желал бы подарить другим.Игра «Новоселье». Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок котор
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…