МеждународныйНезависимый Университет Республики МолдоваКлассификация иассортимент ковровых изделий. Особенности производства ковровых изделий
Выполнил студент первого курса группы EF-12
Масютин Максим
Проверил
Александр Иванович Грибинча
2004 г.
TOC o «1-3» h z u
Введение. PAGEREF _Toc62879721 h 3
Классификацияи ассортимент ковровых изделий. PAGEREF _Toc62879722 h 3
Машинныеворсовые ковровые изделия. PAGEREF_Toc62879723 h 4
Ассортиментмашинных ворсовых ковровых изделий. PAGEREF _Toc62879724 h 4
Машинныебезворсовые ковровые изделия. PAGEREF _Toc62879725 h 5
Ручныеворсовые ковровые изделия. PAGEREF_Toc62879726 h 5
Ручные безворсовые ковровые изделия. PAGEREF _Toc62879727 h 6
Особенностипроизводства ковровых изделий. PAGEREF _Toc62879728 h 6
Устройствоткацкого станка. PAGEREF _Toc62879729 h 6
Традиционныйспособ производства ковров. PAGEREF _Toc62879730 h 7
Подготовкапряжи. PAGEREF _Toc62879731 h 7
Прядение. PAGEREF _Toc62879732 h 8
Окрашивание. PAGEREF _Toc62879733 h 8
Ткачество. PAGEREF _Toc62879734 h 8
Современноепроизводство ковров. PAGEREF _Toc62879735 h 10
Производствотафтинговых ковров. PAGEREF _Toc62879736 h 10
Производствовязально-прошивных ковров. PAGEREF_Toc62879737 h 10
Производствотрикотажных ковровых покрытий. PAGEREF _Toc62879738 h 11
Иглопробивныековровые покрытия. PAGEREF _Toc62879739 h 11
Отделкаковровых покрытий. PAGEREF _Toc62879740 h 11
Вывод. PAGEREF _Toc62879741 h 12
Использованнаялитература. PAGEREF _Toc62879742 h 12
Введение
С древнейших времён ковры применялись в обстановке жилищачеловека и были излюбленным бытовым украшением благодаря своим художественнымкачествам.
Ковровые изделия отличаются исключительным разнообразием посвоей художественной отделке, по декоративным свойствам, типам композиций иорнаментации, по материалам, по технике обработке и др.
Ковровое производство возникло в условиях кочевого быта встепных пространствах Средней Азии. Ковровая ткань вполне удовлетворялатребованиям кочевой жизни, и стремлениям человека к украшению своего жилища.
Ткань ковровых изделий была единственным материалом годнымдля предохранения кибитки кочевника от резких колебаний температуры в условияхконтинентального климата. Ковровой тканью стягивали и укрепляли остов кибитки.Ковры служили для внешнего и внутреннего её убранства. Из ковровой тканиделались завесы входа. Ковром устилали пол; ковёр служил ложем. Особые коврикиподстилались во время молитвы.
Ковровый материал был удобен и для изготовления настенныхмешков, заменявших шкафы и комоды, мешков для хранения и перевозки мягкихвещей, торб, парных мешков для перевозки клади на вьючных животных.
Изготовление ворсовых ковров было широко развито в СреднейАзии и Китае. Самый старинный ворсовый ковёр (V в. до н.э.) был найден в 1949г. проф. Руденко при раскопках 5 Пазарыкского кургана в высокогорном Алтае. Несмотря на то, что ковёр пролежал около 2500 лет во льдах, он оказался почти неповреждённым и хранится в Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
В то время как на Востоке ковры являются главной и самойсущественной частью обстановки жилища, в России как и в других странах Европы,ковёр не представлял собой предмета первой необходимости и только дополнялобстановку.
В России с 1607 г. существовали мастерские в Москве, которыевырабатывали шпалеры. Выделка ковров получила широкое распространение в XVIIIвеке, когда особенно развилось мануфактурное производство.
В двадцатом веке, с изобретением синтетического волокна ипоявлением новых технологий, зародилась современная ковровая индустрия. Впятидесятые годы в США была разработана тафтинговая технология производстваковров, буквально перевернувшая ковровую промышленность. С этого времени коврыстали доступны и покупателям среднего достатка.
Мягкий ковер снижает нагрузку на позвоночник и суставы приходьбе, улучшая самочувствие. На ковре невозможно поскользнуться — этоуменьшает вероятность травматизма. Ковровые покрытия существенно снижаютшумовой фон в помещении. Существует широко распространенное мнение о ковре какисточнике пыли. Это заблуждение. Ковер удерживает пыль на своей поверхности ине дает ей подниматься при ходьбе и сквозняках. А удалить пыль с ковра легко —пылесосом. Износостойкость ковра при правильном уходе очень высока. Кроме того,ковер сделает ваш дом теплее и снизит расходы на отопление.Классификация и ассортимент ковровых изделий
Какая разница между терминами «ковер» и «ковровоепокрытие»? Обычно ковром называют законченное изделие, укладываемое на полсвободно, без закрепления. Традиционные ковры изготавливаются методомткачества. Ковровое покрытие (именуемое также ковролином) — это полотно, уложенноеот стены до стены под плинтус, неотъемлемая часть пола. По составу и технологиипроизводства ковер и ковровое покрытие — это зачастую одно и тоже.
Ассортимент ковровых изделий разнообразен. Единойклассификации на них не существует. Группируют ассортимент по следующимнаиболее общим признакам: по виду — ковры, дорожки, другие изделия; по назначению— настенные, напольные декоративные, напольные застилочные; по способуформирования каркаса — тканые, нетканые; по способу производства— ручные, машинные; по характеру поверхности — ворсовые,безворсовые. Машинные ворсовые ковровые изделия
Рассмотрим ассортимент машинных ковровых изделий последующим признакам: по составу сырья, используемого для ворса,различают ковры и дорожки чистошерстяные (не менее 95% шерстяного волокна),полушерстяные или смешанные (не менее 25 %) и из химических волокон. Внастоящее время более 60 % ковровых изделий выпускается с ворсом из химическихволокон; по высоте ворсового покрова ковровые изделия могут бытьнизковорсовые (высота ворса до 4 мм), средневорсовые (4—6 мм) и высоковорсовые(6—10 мм); по характеру ворсового покрова выпускают изделия с разрезнымворсом типа велюр, неразрезным (петельным) типа букле, комбинированным(сочетание разрезного и неразрезного ворса), рельефным (ворс подстрижен наразную высоту); по плотности, определяемой числом ворсовых пучков на 1дм, ковровые изделия выпускают четырех групп: до 1000 ворсовых пучков (малойплотности), 1000—1500 (средней плотности), 1500—2500 (плотные), 2500—3600(высокой плотности). Низковорсовые ковровые изделия имеют более высокуюплотность, чем высоковорсовые; низкий и плотный ворс дает возможность получатьи более четкий рисунок; по художественно-колористическому оформлениюразличают изделия гладкие, пестротканые и с рисунком (набивным, жаккардовым,формируемым аффектирующими нитями, формируемым различной высотой ворса). В своюочередь изделия с рисунком часто характеризуют по тематике рисунка —геометрический, растительный, сюжетно-тематический; по характеру обработкиизнаночной стороны ковры и дорожки могут быть обработаннымикрахмально-клеевым раствором и латексным; с подосновой (подложкой); похарактеру специальной обработки — с малоусадочной, несмываемой, противомолевой,противогнилостной; по размерам. Ассортимент машинных ворсовых ковровых изделий
Машинные ворсовые тканые изделия — двухполотные жаккардовые,прутковые, аксминстерские, ленточные. Используют как настенные, напольные,декоративные изделия.
Двухполотные жаккардовые изделия по качеству наиболееблизки к ручным коврам. Имеют сложный многоцветный (чаще пять цветов) рисунок,отчетливо видный и на изнанке. Высота ворса преимущественно 8 мм; изделияотличаются высокой плотностью.
Прутковые изделия уступают по качеству двухполотнымжаккардовым. Изготовляют гладкими, полосатыми (дорожки) и жакккардовыми с двух-и четырехцветным рисунком. Высота ворса — 3,5—5 мм, схема его образованияпоказана на рис. 3. Для повышения прочности изделий их проклеивают. Лучшими покачеству являются ковры и дорожки прутковые жаккардовые.
Аксминстерские ковровые изделия по качеству близки кдвухполотным жаккардовым. Отличаются от них тем, что многоцветный рисунок наизнанке не виден. Высота ворса аксмннстерских ковров и дорожек — 8,0—8,5 мм,плотность изделий высокая. С изнанки изделия данной группы проклеивают.Особенности образования коврового полотна видны на рис. 4.
Ленточные ковровые изделия вырабатывают в небольшомколичестве вследствие низкой производительности ленточного ткацкого станка.Если двухполотные прутковые, гладкие и жаккардовые ковры и дорожки вырабатываютпреимущественно со смешанным и химическим ворсом, то ленточные изделия обычночистошерстяные и полушерстяные. Ленточные ковры относятсяк группе плотных,высота ворса — 4 мм. Внешними отличительными признаками изделий являютсягоризонтально расположенный ворс и многоцветный (до 50 тонов) «абстрактный»рисунок.
Машинные ворсовые нетканые изделия представлены тафтин говыми,трикотажными, иглопробивными, (блокированными, вязальнопрошивными (с машинМалимо) коврами и дорожками. Основное назначение — напольные застилочные.
Тафтинговые изделия являются в настоящее времянаиболее распространенными. Это объясняется прежде всего высокойпроизводительностью оборудования (до 420 м2/ч). Изготовляют их преимущественнос неразрезным ворсом, из химических волокон, высотой 5—10 мм, реже — сразрезным (16 мм) или удлиненным (18 мм). Значительная часть изделий двух- итрехцветная; ряд артикулов выпускается срисунком рельефным, печатным.
Трикотажные ковровые изделия также перспективны.Основную массу составляют изделия с химическим ворсом, двухцветные, плотные.Высота петлевого ворса — 5—7 мм, разрезного — 8 мм.
Иглопробивной ковровый материал для пола (торговоеназвание Ворсонит) освоен отечественной промышленностью в конце 70-х годов.Выпускается этот войлокоподобный рулонный материал преимущественно однотонным:зеленого, серого, сиреневого и других цветов, толщиной 4,5—5,0 мм. Существеннымнедостатком иглопробивных материалов являются их низкие эстетические свойства.
Флокированные ковровые покрытия пола выпускаются ввиде дорожек разнообразного цветового решения с подложкой из пеногубчатойрезины или войлока. Одним из недостатков этих материалов являетсяпродавливаемость (ножками диванов, кресел и т. п.).
Вязально-прошивные ковры занимают небольшой удельныйвес. Выпускают с петлевым ворсом высотой 3—4 мм из текстурированной капроновойнити. Сравнительная характеристика некоторых видов машинных ворсовых ковровыхизделий приведена з табл. 3.Машинные безворсовые ковровые изделия
Ассортимент изделий этойгруппы значительно уже, чем ворсовых, изготавливают их обычно наткацких станках. Безворсовые тканые ковровыеизделия группируются: по назначению — настенные и напольные декоративные; по видам —ковры и дорожки; по волокнистому составу — полушерстяные, льняные,полульняные, хлопчатобумажные,смешанные (хлопчатобумажные со штапельнымвискозным волокном); по переплетению — полотняного, диагоналевого, жаккардового; по плотности (определяетсячислом нитей на 10 см по основе иутку); по характеру рисунка — односторонние и двусторонние.Безворсовые напольные ковры машинной работы принято называть паласами; по отделкековры безворсовые могут иметь ту жеотделку, что и ворсовые. Безворсовые дорожкивыпускаются суровыми, цветными, с цветной каймой, с цветными полосами.Ручные ворсовые ковровые изделия
Современные ковровые изделия ручной работы получают непосредственно ткачеством. Ассортимент их группируютпо ряду признаков: по назначению — преимущественно настенные, вменьшей степени напольные декоративные; по видам— ковры и дорожки. с резкимпреобладанием ковров; по волокнистому составу ворса — шерстяные.В зависимости от волокнистого состава грунта — шерстяные или хлопчатобумажные; по характеру ворса — с разрезным и петлевым (махровые) ворсом. Высота ворсаразрезного — 3—12 мм, петлевого — в отдельных случаях до 55мм; по плотности — определяется числомворсовых пучков (узлов) (колеблется от 800 до 10 000 на 1 дм2).
Район производства для ручных ковровыхизделий является одним из важнейших признаков, определяющих ихпотребительскую ценность. Наиболее известны в СССР и заего пределами ручные ворсовые ковры Туркмении, Азербайджана, Армении, Грузии, РСФСР, Украины, Молдавии. В каждой республике вырабатывают определенныеразновидности ковров, отличающиеся указанными выше признаками ихудожественно-колористическим оформлением. Ковры, как правило,называются по имени аула или местности, где они изготовляются. Ручные безворсовые ковровые изделия
Выпускают ручныебезворсовые ковровые изделия чистошерстяными, хлопчатобумажными,льняными, полульняными. В отличие от ворсовых могут быть не только содносторонним, но и с двустороннимрисунком. Основными разновидностями являются паласы, сумахи, килимы, русские безворсовые.
Паласы — напольные безворсовые ковры с двустороннимрисунком и.геометрическим орнаментом каймы.Отличительным признаком паласовявляется также наличие просветов по границам жаккардового рисунка. Высококачественные паласы изготовляют ковровые предприятия Армении, Дагестана,Азербайджана.
Сумахи в отличие от паласов имеют односторонний рисунок в «елочку». Несмотря на большую (чем у паласов)толщину и массу, уступают последним по долговечности. Пользуются спросом сумахи Эстонии, Дагестана, Грузии.
Килимы — напольные ковры с двусторонним рисунком, но в отличие от паласов просветы по границам рисункаотсутствуют. Значительное количество килимов изготовляют на Украине и в Молдавии.
Русские безворсовыековры вырабатывают в разныхрайонах страны, но известностьполучили курские и воронежские. Фон ковра может быть различным — черным, синим, кремовым, зеленым и др. Рисунок среднего поля — букеты полевых илисадовых цветов; бордюр состоит изгирлянды тех же цветов, но более мелких.Особенности производства ковровых изделийУстройство ткацкого станка
Испокон веков ковры вырабатывались на ткацких станках. Внастоящее время преобладают нетканые ковры и ковровые изделия, производимые натрикотажных машинах, ворсопрошивных (тафтинговых) машинах, иглопробивныхстанках, а также получаемых флакированием, т.е. нанесением ворса на грунтовуюткань, покрытую клеем.
Ткацкий станок вырабатывает из нитей (основы и утка)различные виды тканей. Основные рабочие органы станка, как современного, так идревнего — ремизка, челнок (прокладчик утка) и бёрдо. Когда ремизка поднимаетсявверх, вместе с ней поднимаются часть нитей основы, образуя между нитями зев,через который продевается челнок с нитью утка.
Основа в ткачестве, нити, расположенные параллельнодруг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется врезультате последовательного переплетения двух систем нитей — основы и утка,расположенных перпендикулярно. Нити основы в процессе ткачества подвергаютсязначительно большим деформациям растяжения и изгиба, а также истирающимвоздействиям рабочих органов станка, чем нити утка. Поэтому для основыупотребляется пряжа более прочная, с большей круткой, выработанная из волокнаболее высокого качества. Основа, как правило, перед ткачеством подвергается ещёдополнительной обработке клеевыми растворами — шлихтой.
Уток — поперечные нити ткани, расположенныеперпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними. Нить утка (уточина)прокладывается между нитями основы при зевообразовании и затем прибивается(продвигается) к опушке ткани (см. Ткацкий станок). У. испытывает в процессеткачества меньшие нагрузки, чем основа, поэтому для его изготовления частоиспользуется менее качественное сырьё.
Ремизка (от франц. remise — возврат на прежнееместо), рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём иопускание) нитей основы при зевообразовании.
Челнок ткацкий — рабочий орган ткацкого станка,прокладывающий уточную нить между нитями основы при выработке ткани.Представляет собой тело обтекаемой формы с полостью для размещения шпули суточной нитью (рис.). Для изготовления челнока применяются твёрдые породыдерева (граб, самшит, акация), прессованная древесина, пластмассы. Дляувеличения прочности и гладкости наружные стенки челнока. обкладываются фибройтолщиной 2 мм. На концах челнока закрепляются стальные мыски. Конструкция челноказависит от конструкции и назначения ткацкого станка, линейной плотности уточнойнити и величины уточной паковки.
Бёрдо — один из основных рабочих органов ткацкогостанка, выполняемый в виде гребня. Бёрдо применялось для выработки тканей насамых первых этапах человеческой культуры. В домашнем и кустарном ткачестве доконца 19 в. бёрда делались с деревянными зубьями или из расщепленного камыша, сузкими металлическими пластинками, закрепленными обоими концами в деревянныхили металлических планках. В современном ткацком станке продольные нити ткани (основа)продеваются в промежутки между зубьями бёрда. Таким образом достигаетсяравномерное распределение нитей основы по ширине ткани. В процессе ткачества, перемещаябёдро вдоль нитей основы, прибивают проложенную нить утка к краю (опушке)ткани. От частоты расположения зубьев в бёрде (от 2,5 до 40 зубьев на 1 см)зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани.Традиционный способ производства ковров
В современном производстве ковров и ковровых изделий используетсясырье животного (шерсть), растительного (хлопок, конопля, осока),искусственного (вискоза, ацетат) и синтетического (лавсан, капрон)происхождения. Из всего многообразия этого натурального и искусственного сырьянаиболее универсальным и традиционным материалом в ковроткачестве испокон вековявляется шерсть.
Шерсть состоит из отдельных шерстяных волокон, отличающихсядруг от друга физическими свойствами. Известны следующие виды волокон: пух,переходный ворс, ость и мертвый волос. Пух (самое короткое, тонкое, нежное иценное волокно шерсти) идет на изготовление высококачественного сукна и особоценных ворсовых ковров. Остальные волокна используются для производства менееценных ковров.
Следующим распространенным видом сырья является хлопок.Хлопковая пряжа по сравнению с шерстяной имеет ряд преимуществ. Она легчеобрабатывается, облегчает процесс ткачества, не боится моли и ее прощевырабатывать.
Традиционный способ производства ковров состоит из трехосновных этапов: предварительная подготовка шерсти, прядение и ткачество.Подготовка пряжи
Первая операция в подготовки пряжи — это мойка шерсти.Сначала руно замачивают в воде, оставляя на несколько дней в пруду или вбольшом деревянном лохане, затем промывают в холодной речной воде. Для лучшегоочищения шерсть топчут ногами и бьют палками-колотушками.
В зависимости от назначения вымытая сухая шерстьподвергалась отбеливанию. Для этого специальную белую глину смешивали сводой и в полученный раствор окунали шерсть. Известен и другой способ, когдапредварительно обожженный и измельченный до порошка шелковистый гипс растворялис кислым молоком и в эту шерсть погружали шерстяную пряжу для отбеливания.
Следующая операция заключалась в расчесывании шерсти.Для этого пользуются деревянным инструментом треугольной формы, на верхнийострый угол которого насажен металлический наконечник с двумя рядами острыхстальных зубьев. Сидя на полу, одновременно оперируя двумя руками, мастерицараспуская пучок за пучком вычесывает шерстяные волокна. В процессе двух, иногдатрехразового вычесывания длинные шерстяные волокна располагаются параллельнодруг другу, а некачественные короткие и спутанные волокна в виде отходовостаются между зубьями гребня.Прядение
Расчесанная шерсть путем прядения превращается в длинные прочныенити — пряжу. Прядение осуществлялось с помощью ручного веретена, которое со II тысячелетия до н.э.остается в неизменном виде. Из пучка шерсти пальцами одной руки вытягиваетсячасть волокон, которая скручиваясь и утончаясь, виток за витком, наматываласьна вращающееся другой рукой веретено. Кроме веретена, существовала и болееусовершенствованная и производительная ручная прялка, которая применялась вцентрах ковроткачества. Принцип ее работы основан на вращательном движенииколеса диаметром 50 см. Правой рукой мастерица вращала колесо, одновременнолевой регулировала формирование пряжи на веретене.
По подсчетам специалистов в ручном ковроткачестве около 50%трудовых затрат приходилось на трудоемкие вспомогательные процессы подготовкиковровой пряжи, наиболее трудоёмкие из них — расчесывание и прядение шерсти. Задень, работая с утра до вечера, ковровщица могла расчесать только 1 кг шерсти,а для изготовления ковра средних размеров требовалось около 12-14 кг шерсти. Наручное прядение из этой шерсти уходило еще больше времени.Окрашивание
Важным звеном является окрашивание пряжи. Высококачественныекрасители самых разнообразных цветов, обладающих достаточной прочностью истойкостью к воздействиям различных внешних факторов в основном получались излистьев, коры, плодов и корней травянистых растений и плодовых деревьев. Излистьев тутового дерева, грецкого ореха, яблони, айвы, из коры граната, дикойсливы получали краска от самого бледного до самого интенсивного коричневогоцвета. Желтый цвет получали из цветов седого клевера, а из растения карачупполучали черную краску. Зеленый цвет получали погружением пряжи окрашенной вжелтый цвет в раствор индиго (синий). Ткачество
Традиционные ручные ковроткацкие станки бывают двух видов:горизонтальные и вертикальные. При изготовлении простых полосатых илиоднотонных паласов использовались горизонтальные станки. Это четырехугольнаядеревянная рама, состоящая из двух боковых и поперечных брусьев круглого илипрямоугольного сечения. В Дагестане обычный размер традиционногогоризонтального станка составлял 3 м в длину и 1 м в ширину. При изготовлениипаласов на этом станке сначала мастерица работала сидя на полу, а затемпродолжала ткать сидя на готовой части паласа в полусогнутом положении. Вертикальныйстанок более удобен, чем горизонтальный, и состоит из двух массивныхдеревянных боковых стоек. В нижних и верхних концах стоек вырезают сквозныеотверстия, имеющие форму пазов. В эти пазы вставляются поперечные валы, накоторые наматываются нити основы. Чтобы натянуть эти нити, в пазы вертикальныхстоек под валы вбивают деревянные клинья.
Каждый станок снабжен римизной планкой, круглой в сечении, спомощью которой производится зев на нитях основы для прохождения уточной пряжипри ткачестве ковра. В прошлом операции вязки узлов и обрыв ворсовых нитейпроизводился пальцами рук без всяких приспособлений. С развитием ковроткачествадля обрезания нитей начали применять обычные перочинные ножи и только в начале XIX века стали применятьсяножи-крючки. Его особая конструкция, состоящая из двух рабочих органов ипозволяющая выполнять сразу две важные операции ковроткачества: при помощикрючка завязывают узел, а режущей частью обрезают ворсовую пряжу.
Для прибивки уточной нити к наработанной части ковровойткани в Дагестане применятся массивная колотушка из твердой древесины. Онавесит около 2 кг и состоит из плоской деревянной колодки и металлическогонаконечника с зубцами, расстояние между которыми соответствует плотностиосновы. Для стрижки ворса используются специальные ножницы с загнутыми концами.
При заправке ковроткацкого станка первая и ответственнаяоперация заключается в натягивании на поперечные валы станка прочных нитейосновы, шерстяных или хлопковых. Существуют несколько способов заправки станкаосновой. Наиболее простой из них состоит в том, что нити основы натягиваютсявкруговую, обвивая верхний и нижний горизонтальные валы станка. Эта операциявыполняется двумя мастерицами: одна, сидящая перед станком, закрепляет началонити на нижнем валу и перебрасывает клубок другой мастерице, стоящей застанком, которая обвивает нитью верхний вал и передает клубок обратно вниз.Когда натянута основа, станок заправляют ремизом. При помощи ремиза нити основы приводятсяпопеременно то в параллельное, то в скрещивающееся состояние, необходимое дляобразования зева. Этот зев нужен для горизонтальной прокидки уточной нити.
Для образования зева при помощи круглой делительной палочкиразделяют все нити основы на четные и нечетные. В процессе такого деления четные нити располагаются впереди палочки, анечетные сзади. Теперь к каждой нечетной нити основы привязывают отдельныеотрезки нитей — ремизки. Свободные концы ремизок выводят вперед, связывают вузлы. Натягиванием этих улов на себя мастерица меняет положения четных инечетных нитей основы, тем самым обеспечивая смену зева, необходимую дляпереплетения основы с утком при перемещении нитей основы в вертикальномнаправлении.
Ткачеств безворсовых ковров состоит из следующих основныхопераций:
·
·
·
Начальные стадии производства ворсовых ковров (заправкаосновой и ремизом) совпадают с аналогичными стадиями безворсовых. Процессобразования ворсовой части ковра состоит из следующих операций: вязка ворсовыхузлов, перемещение нитей основой, прикидка через образованный зев утка,прибивание утка к опушке ковра, вязка кромок, оправка и стрижка ворса.
Ткань ворсового ковра вырабатывается способом узлованья,т.е. горизонтальными рядами двойных узлов на всю ширину ковра. Поэтапныйпроцесс вязки коврового узла заключается в следующем: мастерица держитшерстяную пряжу большим и указательным пальцами левой руки, а в правой рукедержит нож-крючок, с помощью которого раздвигает правую нить основы, в этотпросвет левой рукой засовывает конец пряжи, которая слева направо обиваетзахваченную крючком нить основы. Затем нож-крючок просовывает между нитями основыи, зацепив пряжу крючком сзади левой нити основы, выводит ее на лицевую сторонуковра. Образованный таким способом двойной узел, ковровщица, подтягивая к себеконцы пряжи, затягивает, опускает о опушке ковра и обрезает ножом. Следующаятехнологическая операция — расчесывание ворса, производится сразу послеокончания одного ряда связанных узлов специальным гребнем или же зубцамиколотушки. Затем остро наточенными ножницами аккуратно и ровно подстригаетсяворс так, чтобы на всех площади ковра высота ворса была одинаковой.Современное производство ковровПроизводство тафтинговых ковров
Тафтинговые ковры вырабатывают на тафтинговых машинах, в30-40 раз превышающих по производительности ковроткацкий станок. Первыемехинизированные машины для производства покрывал были разработаны в 1943г. наоснове американского патента № 2.335.487, выданного Джо Коблу. С 1949 г. в СШАначался массовый выпуск тафтинговых машин. Одновременно с производствомпокрывал начинаются эксперементальные работы по использованию тафтинговых машинв производства ковров. Применение латекса для покрытия изнанки ковров и темсамым закрепления ворсовых петель в грунтовой ткани обеспечило интенсивноеразвитие производства тафнинговых ковров. Развитию производства способствовалоснижение себестоимости изготовления ковров по сравнению с ткацким в среднем на25%, более высокая производительность, обеспечивающая быструю окупаемостькапиталовложений, а также интенсивный рост производства химических волокон.
Технологическая схема производства тафтинговых ковровсостоит из следующих операций:
·
·
·
·
На тафтинговых машинах осуществляется два основных процессаворсообразования – формирование петлевого слоя и разрезного ворса. Петлевойворс образуется в результате взаимодействия игла с заправленной в ее ушковорсовой нитью и петлителя. При образовании разрезного ворса в процессевзаимодействия иглы и петлителя дополнительно участвует разрезной нож.Производство вязально-прошивных ковров
При изготовлении вязально-прошивных ковров используетсятолько нити и пряжа, из которых на машине одновременно формируется основание иворсовый покров ковра. Тем самым отпадает необходимость использования грунтовыхматериалов. Вязально-прошивные ковры используются в качестве напольных покрытий,их отличает равномерная структураворсового покрова, хорошее сопротивление статическим и динамическим сжимающимусилиям, быстрое восстановление ворсовых петель после приложения статическогосжимающего усилия, минимальная загрязняемость и простота ухода.
Принцип выполнения процесса петлеобразования навязально-прошивных машинах заключается в том, что нить сквозь старую петлюпротаскивается за счет движения иглы.
Равномерность ворсового покрова дает возможность нанесенияпечатного рисунка. При этом для формирования ворсового покрова используютнеокрашенные нити.Производство трикотажных ковровых покрытий
Хотя рашель-машина (трикотажная машина) по объему продукциив единицу времени уступает тафтинговой машине, объем капиталовложений наустановку рашель-машины примерно на 50% меньше, чем на установку тафтинговоймашины. К тому-же потеря нити при стрижке ворсового покрова у коров,изготовленных на рашель-машине меньше, чем у ковров, изготовленных натафтинговой машине.
Трикотажные ковровые покрытия обладают высокой способностьюк упругому восстановлению после прекращения действия нагрузки. Они выдерживаютжесткие условия эксплуатации в общественных зданиях с высокой интенсивностьюдвижения, обладают высокими тепло- и звукоизоляционными свойствами.
Ковровые трикотажные полотна образуются из трех системнитей: грунтовых, ворсовых и уточных. Грунтовые и уточные нити образуют каркасполотна, а ворсовые нити – ворсовой покров на лицевой поверхности полотна.Ковровое трикотажное полотно получают вязанием, в процессе которого нитиобразуют трикотажные петли. Петли, расположенные на одной вертикальной оси,образуют петельный столбик, а расстояние между двумя петлями, находящимися водном петельном столбике, называют высотой петельного ряда, и обозначают буквойB. Петли, расположенныена одной горизонтальной линии, образуют петельный ряд, а расстояние между осямисимметрии двух соседних петель, находящихся в одном петельном ряду, называютпетельным шагом и обозначают буквой А.
Для формирования ворсового покрова используютсятекстурированные жгутовые нити из синтетических волокон, а также пряжа,выработанная из шерстяных и синтетических волокон.Иглопробивные ковровые покрытия
Суровые иглопробивные ковровые покрытия изготавливают наиглопробивных машинах, осуществляющих механическое связывание волокнистогохолста волокнами, составляющими волокнистый холст. Волокна протаскиваются потолщине холста иглами с зазубринами при их движению сверху вниз. Для лучшегоперепутывания волокон по всех толщине холста необходимо, чтобы крайняя отострия иглы зазубрина выходила на нижнюю сторону холста. При движении игольногоствола вниз зазубрины игл захватывают пучки волокон и протаскивают их черезволокнистый холст. При движении стола вверх захваченные волокна сбрасываются сзазубрин игл и остаются