Название документа: Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности . Содержание Введение 1. Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 1.1 Общая характеристика нетарифных мер регулирования внешней торговли 1.2 Понятие демпинга 2. Антидемпинговые меры в рамках ГАТТ ВТО 3. Применение антидемпинговых мер в Республике
Беларусь Заключение Введение Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей. Долгое время в качестве основного средства протекционизма использовался импортный тариф.
Однако в результате сложившейся системы международной торговли, функционирующей по правилам Всемирной торговой организации, тарифные меры регулирования утрачивают свою былую привлекательность. На смену им приходят нетарифные меры. Список нетарифных мер довольно большой, однако не все из них находят одинаково широкое применение. В настоящее время довольно часто используемыми являются антидемпинговые меры. Кроме того, именно по поводу применения этого вида натарифных ограничений между участниками международной
торговли возникает огромное количество споров и разногласий. Поскольку антидемпинговые меры являются довольно эффективным средством ограничения импорта, то зачастую к ним прибегают без достаточных на то оснований. Целью курсовой работы является рассмотрение внешнеторговой политики Республики Беларусь в области применения антидемпинговых мер. Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. рассмотреть антидемпинговые меры в системе нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности; 2. понять сущность демпинга, определить причины его привлекательности для стран-экспортеров, механизм воздействия на рынок государства-импортера, а также последствия для обеих сторон; 3. рассмотреть механизм противодействия демпингу, разработанный в рамках ГАТТ/ВТО и применяемый на современном этапе странами-членами
ВТО; 4. проанализировать ситуацию, складывающуюся по поводу применения антидемпинговых мер в Республике Беларусь. При написании курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь; научные статьи белорусских авторов, рассматривающие мировой и отечественный опыт применения нетарифных мер регулирования внешней торговли, а также посвященные проблеме присоединения Республики Беларусь к ВТО; справочная и учебная литература; комментарии к законодательству, а также
электронные ресурсы сети Интернет. 1. Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 1.1 Общая характеристика нетарифных мер регулирования внешней торговли Вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств – курса на либерализацию внешнеторгового режима и курса на протекционизм – защиту внутреннего рынка от конкурентов с помощью различных барьеров и ограничений.
Государство никогда не оставалось безучастным к развитию внешнеэкономических связей. В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках государствами могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности. Исторически раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника дохода государства, а затем
и орудия борьбы с иностранной конкуренцией. Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешней торговли позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Однако методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Таможенно-тарифные методы не позволяют осуществлять регулирование
перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Кроме того, в условиях либерализации экономики произошла потеря былой «протекционистской привлекательности» этих мер. Связано это с политикой снижения ставок таможенных пошлин, активно проводимой в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Таким образом, в качестве основного инструмента протекционизма
на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования. Популярность нетарифных мер регулирования связана с возможностью их многократного или длительного использования в отношении одного и того же товара, а также с недостаточной определенностью их применения. В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.
К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров. Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.
Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения
для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза. Существует е множество других классификаций нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО. По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер.
Это: 1. меры ценового контроля, 2. меры финансового контроля, 3. автоматическое лицензирование, 4. количественные ограничения, 5. монопольные меры, 6. технические меры, 7. прочие меры в отношении чувствительных товаров. [29] В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп: 1.участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера;
2. таможенные процедуры и административные формальности; 3. технические барьеры в торговле; 4. количественные и специфические ограничения аналогичного характера; 5. ограничения, заложенные в механизме платежей. В большинстве развитых и в части развивающихся государств постепенный поворот к активному использованию нетарифных мер наметился с середины 60-х годов ХХ в. Это произошло в результате действия многих причин.
Так, в результате активного развития международной кооперации, распространения транснациональных фирм и резкого повышения внутрифирменной торговли происходит своеобразный перенос внешнеторгового регулирования вглубь экономики страны. А это, в свою очередь, ведет к все более широкому использованию в торгово-политических целях кредитно-финансовых, административных и других средств экономической политики. Таким образом, в современных условиях экономическое значение и торгово-политическая роль мер нетарифного
регулирования существенно возросли. Именно нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности многие страны используют против недобросовестных иностранных поставщиков. К таким мерам относятся традиционные антидемпинговые и компенсационные меры (против недобросовестной конкуренции), так называемые технические меры (против поступления на внутренний рынок некачественных товаров, представляющих опасность для людей, животных и окружающей среды) и меры, направленные на защиту
прав интеллектуальной собственности (против поступления фальсифицированных товаров и товаров с поддельными товарными знаками). В настоящее время среди указанных мер важнейшими по масштабам использования и конфликтности на мировом рынке являются антидемпинговые меры. К антидемпинговым мерам относятся: · антидемпинговая пошлина; · снижение квоты поставки на данный рынок; · добровольное ограничение экспорта. Применение антидемпинговых санкций является эффективной формой государственного регулирования международной
торговли и позволяет защищать внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции. Формально антидемпинговые меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет. Таким образом, антидемпинговые меры из средства борьбы
с недобросовестной конкуренцией становятся инструментом неоправданного протекционизма, т.е. борьбы с конкурентоспособным иностранным товаром, что наносит ущерб потребителям. Такая практика давно вызывала противодействие на международно-правовом уровне посредством выработки четких критериев определения демпинга и допустимых пределов его пресечения. 1.2 Понятие демпинга Само слово «демпинг» происходит от английского глагола «to dump», что означает
сбрасывать, сваливать, разгружать, бросать. Демпинг представляет собой вид недобросовестной конкуренции, экспорт товаров по бросовым ценам, т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта. Классическое определение демпинга в международной торговле приводится в статье VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины» Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Согласно данной статье, демпинг определяется как поставка товара на экспорт по цене ниже нормальной
стоимости, то есть ниже цены на аналогичный товар при продажах на рынке страны-экспортера. (В случае импорта из стран с «нерыночной» экономикой, где цены формируются под влиянием государства, ВТО использует метод «страны-аналога».) Непосредственными целями демпинга могут быть увеличение продаж или доли на рынке, установление контроля над рынком или устранение конкурентов, освобождение от излишних запасов товара и др. Демпинг может преследовать также и политические цели.
Экономически мощная держава, осуществляя демпинг в торговле с менее развитыми странами, стремится подавить конкуренцию национальных производителей в этих странах и постепенно установить над ними экономический контроль. Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут перекрываться различными способами: реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции; продажей аналогичного товара по высоким ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка; получением
дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт. В последнем случае занижение цен на внешнем рынке компенсируется их повышением на внутреннем, а потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекладываются на плечи налогоплательщиков. Демпинг получил широкое распространение. Экономисты различают следующие типы демпинга: · устойчивый; · преднамеренный (хищнический); · случайный (спорадический).
Устойчивый демпинг объясняется объективными различиями между рынками, прежде всего эластичностью спроса. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках. Это объясняется тем, что на мировой рынок имеют доступ множество заменителей товара, а также и тем, что на нем более высокий уровень конкуренции, чем на национальных рынках. Естественно, что производители используют этот фактор, стремясь максимизировать свою прибыль.
Преднамеренный демпинг – это несправедливый метод конкуренции, целью которого является установление своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, который компенсирует все затраты и обеспечивает максимизацию прибыли в долгосрочном периоде. Случайный демпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции, в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, ошибок планирования и др.
Однако вне зависимости от конкретной формы своего проявления демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран. То есть демпинг нарушает основополагающий принцип развития международной торговли – справедливой конкуренции товаропроизводителей, которая дает преимущества наиболее эффективным из них.
Поэтому демпинг запрещен национальными законодательствами подавляющего большинства участников международной торговли. Для борьбы с демпингом государства на современном этапе используют различные инструменты, например, добровольное ограничение импорта, снижение квоты поставки на данный рынок. Однако основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины, которые являются одним из видов косвенного налога, «дающего» нагрузку на импортную цену.
Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. В соответствии с экономической теорией при введении страной-импортером пошлин с целью повышения цены на товар до уровня цены в стране-экспортере создается нетто-убыток для отечественной экономики (т.к. убытки потребителей почти всегда перевесят любые преимущества производителей, которые
они получат в результате такой защиты. Несмотря на это антидемпинговые пошлины не утрачивают своей популярности. При введении антидемпинговых пошлин государство исходит прежде всего из того, что конкурентоспособные производители не должны терять свой рынок из-за несправедливой конкуренции. Существует также мнение, что если демпингующая компания стремиться занять доминирующее положение на рынке, то демпинг позволит ей поднять цены на свой товар в будущем.
Особенностью применения антидемпинговых пошлин является проведение предварительного расследования с целью установления факта демпинга, а также определение нанесенного ущерба или угрозы его возникновения. Другая важная специфическая черта этих защитных мер состоит в том, что они применяются на дискриминационной основе: против определенных поставщиков определенного товара. Все это значительно повышает эффективность указанных мер, вследствие чего многие экспортеры еще на
стадии расследования идут на уступки в плане сокращения своего экспорта. Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные (“предформальные”) методы. Например, само объявление о начале намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие
этому публикации в прессе (иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга). Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании
конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о “добровольном” ограничении экспорта. 2. Антидемпинговые меры в рамках ГАТТ/ВТО Первый закон об антидемпинговых пошлинах был принят в Канаде в 1904 г. с целью защиты отечественной сталелитейной отрасли от хищнической ценовой политики
конкурентов из США. Аналогичный закон приняли в Новой Зеландии в 1905 г в Австралии – 1906 г. и в США – в 1916 г. Во всех случаях делалась ссылка на хищническую ценовую политику со стороны иностранных экспортеров. Таким образом, с начала XX применение антидемпинговых мер стало основным протекционистским средством. Однако первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными мировыми торговыми державами характеризовались
множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что антидемпинг базировался на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы для применения антидемпинговых мер. Такая правовая база применения антидемпинговых мер была разработана в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), впоследствии эти правила стали составной частью
Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО). Следует отметить, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.
В первоначальном тексте ГАТТ от 1947 г. правила введения антидемпинговых пошлин предусмотрены статьей VI. В соответствии с данной статьей страна-член ГАТТ /ВТО вправе вводить в одностороннем порядке антидемпинговые пошлины с целью защиты отечественной промышленности от импорта товаров, поставляемых по демпинговым ценам, и возмещения материального ущерба национальной промышленности, причиненного в результате такого импорта. Таким образом, статья VI определяла демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что «товары
одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров» При этом была предусмотрена возможность использования антидемпинговых пошлин, но условия их применения были недостаточно четкими, что и создавало почву для злоупотреблений. Действующие на настоящий момент правила были приняты на “уругвайском” раунде (1986-1994 гг.) и являются пересмотром кодекса об антидемпинговых мерах, принятого во время “токийского”
раунда (1973-1979 гг.). “Токийский” кодекс был подписан не всеми государствами-членами ГАТТ. Правила, принятые на «уругвайском» раунде, распространяются на все государства-члены ВТО. Существует много способов расчета демпингового компонента того или иного товара. Соглашение (Соглашение о субсидиях и контрмерах по субсидиям) сужает их круг и предусматривает три метода расчета «нормальной цены». Основной способ связан с учетом цены на данный товар на внутреннем
рынке страны-экспортера. Если этот способ не подходит, то можно воспользоваться двумя другими методами: один – на основе цены на товар, определяемой экспортером в третьей стране, другой – с использованием сочетания производственных издержек экспортера, его прочих затрат и средних (обычных для данного экспортера) норм прибыли. Однако расчет демпингового компонента сам по себе недостаточен. Антидемпинговые меры могут быть предприняты только в том случае, если демпинговая практика наносит
ущерб промышленности страны-импортера. Антидемпинговые правила ВТО содержат подробное определения понятия «материальный ущерб национальной промышленности», под которым подразумевается целый комплекс последствий для отрасли отечественной промышленности: снижение объема производства или реализации продукции, сокращение доли рынка, падение прибыли, отрицательное воздействие на занятость, заработную плату, возможности привлечения инвестиций и другие последствия.
При этом необходимо установление наличия четкой причинно-следственной связи между фактом демпинга и негативными последствиями в отрасли отечественной промышленности. Под отраслью отечественной промышленности понимаются все отечественные производители товаров или те из них, на долю которых приходится основная часть производства таких товаров. Однако Антидемпинговый кодекс ВТО разрешает рассматривать отечественный рынок как совокупность региональных
рынков для учета реалий региональной экономической интеграции, например, в рамках Европейского союза. Таким образом, введение антидемпинговых мер в рамках ГАТТ/ВТО возможно только при наличии определенных условий: 1. на основании жалобы промышленности страны-импортера проведено специальное расследование; 2. это расследование доказало наличие демпинга, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб
национальной промышленности или ведет к замедлению становления соответствующей отрасли. Расследование обычно начинается в результате подачи жалобы, в которой содержатся доказательства того, что предприятия страны-члена ВТО продают свои товары на экспорт в данную страну по демпинговым ценам, то есть по ценам, которые ниже, чем цены, устанавливаемые ими для продаж на своем рынке, или ниже средних издержек. В частности, в жалобе обычно приводятся данные о: · товаре, против которого возбуждено расследование,
с описанием его физических свойств и технических параметров; · известных производителях; · известных импортерах товара в страну расследования, объеме импорта данного товара из страны демпинга, средних ценах продаж товара из страны демпинга, производственных мощностях предприятий в стране демпинга; · особенностях производственного процесса товара в стране демпинга. Расследование может быть начато только в том случае, если заявление выражает позицию весомой части
национальных производителей: производители, поддерживающие заявление, должны выпустить не менее 50% продукции производителей, высказавшихся как за, так и против введения антидемпинговых мер. Если же доля производителей, поддерживающих заявление, менее 25% национального производства данного товара, то расследование не начинается. Правительственные органы могут инициировать расследование лишь как исключение (при “особых обстоятельствах”) и если они располагают доказательствами демпинга,
ущерба от него и взаимосвязи ущерба с демпингом. При этом расследование должно быть открытым для всех заинтересованных сторон и гласным. Расследование должно установить, что: 1. имеет место факт демпинга, т.е. минимальная разница (2%) между ценой предположительно демпингового товара и нормальной ценой (внутреннего рынка страны экспорта). При этом такое сопоставление цен, как правило, производится по ценам франко-завод по сделкам примерно
на одно и то же время; либо в сопоставлении средневзвешенных цен, по которым товар продается в стране, со средневзвешенными всех сопоставимых экспортных сделок, либо цен внутреннего рынка и экспортных цен по конкретным сделкам; 2. имеет место ущерб, т.е. объем импорта “демпингового” товара превышает 3% от всего импорта в страну аналогичного товара; 3. доказана причинно-следственная связь между имевшим место демпингом и существенными материальными убытками национального производства или угрозой таких
убытков. Только после установления указанных фактов может быть введена антидемпинговая пошлина. Но она не должна носить штрафного характера, она должна быть компенсационной, т.е. представлять собой разницу между демпинговой и нормальной ценой. Поскольку обвинение в демпинге является адресным, органы расследования должны определить величину демпинга для каждого конкретного экспортера. Органы расследования решают рекомендовать компетентным органам правительства вводить или не вводить
антидемпинговую пошлину в отношении поставщика или поставщиков товара. Если же практически невозможно назвать всех поставщиков товара из какой-либо страны, антидемпинговая пошлина может быть введена в отношении определенной страны. Одним из наиболее важных факторов в антидемпинговых расследованиях является время. После предварительного определения демпинга и ущерба, но не ранее, чем через 60 дней с момента начала
расследования, могут быть приняты временные антидемпинговые меры в форме временной антидемпинговой пошлины (до принятия окончательного решения она помещается под депозит) или долгового обязательства (оно равно сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины, которая не должна превышать предварительно оцененную демпинговую разницу). Информация по предмету расследования собирается органом расследования разными путями. Производителю или экспортеру товара обычно предлагается заполнить вопросник (в нем содержатся
десятки вопросов по поводу экономической деятельности предприятия). Заполненный вопросник должен быть получен органом расследования через 37 дней после опубликования извещения о начале расследования или даты его направления (30 дней отводится на заполнение вопросника в соответствии с правилами ВТО, а 7 дней остается на пересылку). Орган расследования может предоставить отсрочку, но она обычно составляет не более недели, и необходимость в ее получении должна быть аргументирована.
Общий срок проведения антидемпингового расследования составляет не более 12 месяцев (в особых случаях он может быть продлен до 18 месяцев). Окончательные итоги расследования должны быть опубликованы. Если в ходе расследования доказан факт демпинга и ущерба от него для национальной промышленности то страна-импортер принимает решение о введении антидемпинговой пошлины. (Однако, экспортер товара, обвиняемый в демпинге, может согласовать с органом расследования обязательства, которые могут предусматривать,
например, установление минимальной цены экспортных продаж товара на рынок члена ВТО, который проводил расследование. В этом случае антидемпинговые пошлины не взимаются.) Антидемпинговые пошлины вводятся по решению правительства. Согласно правилам ВТО антидемпинговая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга.
В любом случае действие антидемпинговой пошлины автоматически прекращается через 5 лет после ее введения (если только органы расследования не решат в ходе повторного расследования, начатого до этой даты, ввести новую антидемпинговую меру, имея ввиду, что прекращение действия антидемпинговой пошлины может привести к возобновлению демпинга и ущерба). В некоторых случаях антидемпинговые меры могут быть пересмотрены, например, при: · изменившихся обстоятельств, когда сохранение меры на том же уровне не является более
необходимым (пошлина может быть снижена или отменена), или, наоборот, когда мера не предотвращает демпинг и ущерб (пошлина может быть повышена). Такие пересмотры обычно называются interim review и начинаются не ранее чем через год после введения меры. Пересмотр начинается по требованию экспортеров, национальной промышленности или по инициативе органа расследования. · истечения мер (expiry review). Такой пересмотр может начаться к моменту прекращения периода действия меры, если существует угроза,
что отмена меры приведет к возобновлению демпинга и ущерба. В результате пересмотра может быть принято решение об отмене меры или об ее сохранении в том же виде. Корректировки меры, как правило, не допускаются. Пересмотр начинается по требованию национальной промышленности или органа расследования. · выхода на рынок новой компании (newcomer review). Такой пересмотр может начаться в случае, если на рынок страны, который защищен антидемпинговой пошлиной,
вышла новая компания, которая ранее не поставляла на него товар, и которая не связана с компанией, в отношении продукции которой применяются меры. · поглощения (anti-absorption) и обхода (anti-circumvention). Этот пересмотр начинается по требованию национальной промышленности или органа расследования в случае, сели экспортер обходит антидемпинговые меры (например, через территорию третьей страны), или сели экспортер резко снизил экспортные цены и антидемпинговая пошлина не препятствует ущербу национальном промышленности.
Пересмотр может привести к сохранению мер на том же уровне или к увеличению антидемпинговых пошлин. (По своему характеру пересмотры всех типов очень близки к обычному антидемпинговому расследованию. В некоторых странах разрешены не все типы пересмотров.) Как и во многих других случаях, в рамках ГАТТ/ВТО в Антидемпинговом кодексе содержатся особые льготные положения для развивающихся стран с учетом особенностей
их экономики и формирования цен. В этой связи занижение экспортной цены товара из развивающейся страны по сравнению с внутренней ценой в такой стране не является само по себе поводом для обвинения в демпинге. Для целей применения антидемпинговых расследований большую роль играет наличие «рыночного статуса» у страны-экспортера, то есть признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.
В рамках антидемпингового расследования наличие рыночного статуса означает, что расчет себестоимости импортируемой продукции в стране ее происхождения будет проводиться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером товара, против которого проводится расследование. При нерыночном сценарии орган, проводящий расследование основывает свои расчеты на данных третьей страны, которая является рыночной и имеет со страной-экспортером, обвиняемой в демпинге, схожие общеэкономические
показатели и показатели отрасли, производящей товар, против которого ведется расследование («суррогатный подход»). Возможно использование данных, предоставленных национальной компанией-петиционером, по инициативе которой было начато расследование. И в том, и в другом случае данные по себестоимости фактически будут искажаться в пользу петиционера и в ущерб интересам производителей страны с нерыночной экономикой, чей товар стал предметом разбирательства. Следует отметить, что действие антидемпинговых мер (в частности
введение антидемпинговых пошлин) направлено не на правительства стран, а на конкретных экспортеров (в отличие от компенсационных пошлин), и поэтому может вводиться не на основе режима наибольшего благоприятствования (в отличие от защитных мер). Благодаря наличию этих двух характеристик введение антидемпинговых пошлин чревато меньшими проблемами политического характера по сравнению со всеми другими средствами защиты, которые имеются в распоряжении членов ВТО. 3. Применение антидемпинговых мер в
Республике Беларусь На современном этапе наблюдается активная интеграция Республики Беларусь в мировую торговую систему. Это, в свою очередь, приводит к открытию белорусского рынка для иностранных товаров, и соответственно росту конкуренции с их стороны. Поэтому применение мер протекционизма, в том числе и антидемпинговых мер, в настоящее время является объективной необходимостью. Особую популярность антидемпинговые меры для
Республики Беларусь приобретают во взаимоотношениях со странами СНГ. Объясняется это тем, что между государствами-членами СНГ установлен режим беспошлинной торговли и отменены импортные таможенные пошлины. В этих условиях антидемпинг становится одним из основных средств защиты отечественной экономики. (Более того, использование иных средств протекционизма в отношении стран
СНГ не представляется целесообразным. Республика Беларусь экспортирует в эти государства широкий ассортимент продукции. В связи с этим любая попытка ограничить проникновение товаров из этих стран на рынок Беларуси, конечно же, натолкнется на ответные меры со стороны торговых партнеров из соответствующих стран. Поэтому Республике Беларусь необходимо уходить от инструментов, которые не совместимы с международными нормами и принципами, а также с межгосударственными документами, которые подписаны со странами
СНГ.) Актуальность использование антидемпинговых мер связана также и с намерением Республики Беларусь стать полноправным участником Всемирной торговой организации. На сегодняшний день ВТО является ведущей международной организацией в области регулирования мировой торговли. Сфера ее деятельности охватывает 94% объема товарных потоков. Присоединение Республики Беларусь к ВТО предоставит нашей стране ряд преимуществ и определенных льгот,
установленных для членов данной организации, а также будет содействовать укреплению репутации нашей страны как стабильного и надежного партнера. Таким образом, для Республики Беларусь вступление в ВТО становится очевидной необходимостью. В рамках же ВТО любая страна не может обеспечивать эффективную защиту своего внутреннего рынка, просто увеличивая размер импортных пошлин, поскольку импортный тариф ее “увязан” на уровне, определенном
при присоединении ее к данной организации (выше зафиксированного уровня, за некоторыми исключениями, страна-член Всемирной торговой организации не имеет право повышать ставки таможенных пошлин). Использование же антидемпинговых мер в качестве инструмента защиты внутреннего рынка не только разрешается, но и широко практикуется станами-членами ВТО. В соответствии с законодательством Республики Беларусь применение антидемпинговых пошлин допускается для защиты национальных товаропроизводителей
и формирования доходной части государственного бюджета. Так, статьей 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь определено, что к таможенным пошлинам относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. В свою очередь, применение антидемпинговых и других мер по защите экономических интересов нашего государства, а также порядок проведения расследований регламентированы следующими нормативными правовыми актами:
Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №346-З « О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Положением о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, утвержденном Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 года №612. Органом, который проводит антидемпинговые расследования на территории Республики Беларусь, является Министерство иностранных дел. Введению антидемпинговых мер должно предшествовать расследование, которое должно установить 3 основных факта: 1. наличие демпингового импорта; 2. наличие материального ущерба (или угрозы его применения)
отрасли белорусской экономики; 3. наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом и материальным ущербом (или угрозой его причинения) отрасли белорусской экономики. Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» определены случаи, когда антидемпинговые меры не применяются: · если применение антидемпинговых мер может причинить серьезный
или материальный ущерб экономике Республики Беларусь в целом, развитию отраслей белорусской экономики или интересам потребителей товара либо имеются иные существенные основания общегосударственной важности для их неприменения (В случае изменения перечисленных оснований решение о неприменении антидемпинговых мер может быть пересмотрено.); · в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, если условия отдельных таможенных режимов или таможенных процедур предусматривают неприменение к внешней торговле
товарами мер нетарифного регулирования исходя из экономической политики Республики Беларусь; · если товары ввозятся в качестве безвозмездной помощи Республики Беларусь либо ее административно-территориальным единицам; · в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Практика применения антидемпинговых мероприятий в Республике Беларусь пока небогата. В значительной степени это объясняется тем, что сами белорусские
предприятия – производители отечественной продукции не всегда знают об имеющихся возможностях, о тех правовых инструментах защиты, которые можно включить с помощью государства. Впервые антидемпинговые ограничения в Республике Беларусь были введены в 2007 году в отношении украинской карамельной продукции (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2007 года №538 «О лицензировании ввоза на таможенную территорию
Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины». Постановлением определено, что импорт на таможенную территорию Республики Беларусь карамельной продукции, происходящей из Украины, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий на импорт, выдаваемых Министерством торговли. В августе 2008 года
Министерство иностранных дел Беларуси предложило правительству ввести антидемпинговые пошлины в отношении украинской карамели сроком на 3 года. Основанием для введения пошлин является завершение расследования, начатого 28 декабря 2006 г. по заявлению концерна «Белгоспищепром» Концерн посчитал, что поставщики карамельной продукции (карамель, ирис, мягкие конфеты) Украины демпингуют на белорусском рынке и подал заявление в
Министерство иностранных дел с просьбой принять еры к украинской карамели. В связи с этим для защиты внутреннего рынка МИД провел антидемпинговое расследование, в ходе которого было установлено: 1. наличие демпингового импорта карамельной продукции из Украины. В зависимости от вида продукции демпинговая маржа составляла от 4,05 до 23,9 %. 2. наличие материального ущерба белорусским производителям карамели.
В частности, зафиксировано снижение объема производства белорусской карамели на 32 %, снижение объема ее реализации на 26 %. Доля белорусской карамели в объеме потребления этой продукции в Беларуси снизилась на 17 процентных пунктов (и составила 65 %). Одновременно импорт карамели вырос в 3 раза, его доля увеличилась с 8 % до 23 %. В ходе расследования также было установлено снижение загрузки производственных мощностей (на 29 % в 2005
г по сравнению с 2003 г), увеличение объема товарных запасов (на 48 %), уменьшение численности занятых в карамельном производстве (на 22 %). 3. наличие причинно-следственной связи между демпинговым импортом украинской карамели и материальным ущербом для белорусской кондитерской отрасли. В период расследования происходило вытеснение белорусских производителей карамели с рынка украинскими производителями. Растущий импорт украинской карамели сдерживал рост отпускных цен белорусских кондитеров
и оказал негативное влияние на положение отрасли. Таким образом, Беларусь ввела на украинскую карамель антидемпинговую пошлину в размере 11,76 % от таможенной стоимости на карамель, не содержащую какао, и в размере 23,9 % от таможенной стоимости – на карамель, содержащую какао (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2008 №1178). По мягким конфетам и ирису материальный ущерб в ходе расследования
установлен не был. Следовательно и антидемпинговая пошлина не вводилась. В свою очередь украинская сторона на основании заявления кондитерской корпорации «Рошен» (более половины поставок всей карамели в Беларусь за 2007 г. пришлось на продукцию этой компании) в марте 2009 г. провела антидискриминационное расследование. Согласно выводам Межведомственной комиссии по международной торговле
Украины, Беларусь прибегла к дискриминационным действиям в отношении реализации украинской карамели на белорусском рынке, после чего был начат новый раунд межправительственных переговоров. С 7 октября 2009 года Беларусь приостановила действие антидемпинговой пошлины на карамель трех украинских предприятий: кондитерской корпорации «Рошен», закрытых акционерных обществ «Житомирские ласощи» и «Харьковская бисквитная фабрика» (в соответствии с Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2009 №1268). Беспошлинный доступ на белорусский рынок этим компаниям предоставляется при условии соблюдения ряда условий в части формирования отпускной цены по решению правительства налог не будет взиматься с компаний, если украинская карамель будет поставляться в Беларусь “по ценам не ниже нормальной цены этого товара”, то есть соответствовать уровню цен белорусских кондитеров.
В случае недружественной ценовой политики (два и более выявленных случаев) и отклонения/отзыва Министерством иностранных дел Республики Беларусь ценовых обязательств украинских поставщиков будет возобновлено действие антидемпинговых пошлин. По таким условиям карамель будет поставляться до августа 2011 г. (срок окончания действия пошлин). В феврале 2010 года в МИД Республики Беларусь с предложением рассмотреть и принять минимальный уровень цен на импорт своей
продукции обратился еще один украинский производитель карамели – ЗАО « ПО «Конти». Концерн «Белгоспищепром» высказал свое согласие о возможности принятия ценовых обязательств данной компанией. В соответствии со статьями 22 и 24 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» с целью расчета минимального уровня
цен, по которым ЗАО «ПО «Конти» может поставлять карамель на белорусский рынок, была начата процедура повторного расследования. (Заинтересованные лица в течение 30 календарных дней со дня начала расследования могут заявить в письменной форме о своем намерении участвовать в расследовании и ходатайствовать о проведении публичных слушаний, а также в течение 90 календарных дней представить свое мнение и относящиеся к расследованию сведения в Министерство иностранных дел Республики
Беларусь.) Как следует из вышесказанного Республика Беларусь имеет небольшой опыт применения антидемпинговых мер для защиты отечественных производителей. Антидемпинговые пошлины вводились в республике всего 1 раз, хотя антидемпинговые расследования против иностранных компаний проводились неоднократно (связано это зачастую и с тем, что иностранные экспортеры пытаются найти компромисс с отечественными производителями, не дожидаясь начала антидемпингового расследования).
Так, например, в марте 2010 года МИД Республики Беларусь и МИД Украины обсуждали инициативу белорусской стороны начать антидемпинговое расследование в отношении импорта украинского пива. В феврале 2010 года концерн «Белгоспищепром» от имени пивоваренной отрасли страны направил в МИД Беларуси письмо, в котором заявил, что украинская сторона демпингует данный товар и сообщил о необходимости начать антидемпинговое расследование.
К заявлению профильного концерна присоединились ОАО «Пивзавод «Оливария», СЗАО “Пивоваренная компания «Сябар», ОАО «Брестское пиво». Доля на внутреннем рынке этих производителей, включая заявителя, составила, по данным 2009 года, 81,8%. По оценкам концерна «Белгоспищепром», импорт украинского пива наносит материальный ущерб белорусским производителям пива. За последние годы украинские производители существенно увеличили поставки своего
пива на белорусский рынок. В 2007 году Украина поставила в Беларусь около 17,6 тыс. литров на сумму 7,36 млн. USD, в 2008 году – около 42,4 тыс. литров почти на 17,8 млн. USD, в 2009 году – 42,76 тыс. литров на 16,6 млн. USD. При этом концерн «Белгоспищепром» утверждает, что в 2009 году украинские пивовары занимались демпингом,
поставляя свою продукцию на белорусский рынок (демпинговая маржа составила 11,5%). По расчетам концерна, украинские пивовары своими действиями нанесли значительный материальный ущерб белорусским производителям: объем реализации белорусского пива на внутреннем рынке снизился в 2009 году на 9,8% по сравнению с 2007-м. Украинские пивовары обвиняются также в том, что ухудшаются финансово-экономические показатели белорусских производителей пива: было отмечено снижение доли пива отечественного
производства на внутреннем рынке с 32,4% (2007 г.) до 28,9% (2009г.). Товарные запасы отечественных пивоваров возросли на 17%. Таким образом, МИД констатирует, что предприятия – производители пива, входящие в состав концерна «Белгоспищепром», постепенно утрачивают свои позиции на рынке. Импорт пива из других государств, по информации заявителя, практически не оказывает негативного влияния на финансово- экономическое положение организаций этой
отрасли. Вопрос о начале антидемпингового расследования против украинских поставщиков обсуждался на официальном уровне долгое время. Министерства экономики при участии представителей отрасли обеих стран пытались выработать единый подход к ценообразованию и урегулировать спорный вопрос, не доводя дело до проведения антидемпингового расследования. В ходе переговоров рассматривалось несколько вариантов. Белорусская сторона предлагала ввести квоты на украинское пиво и сократить поставки почти в два раза,
однако такой вариант украинскую сторону не устраивал. Кроме того, Беларусь предлагала установить лицензирование поставок пива, которое также предполагало сокращение объемов ввоза. Еще одно предложение от белорусской стороны заключалось в повышении цен на украинское пиво до определенного уровня. Однако, и этот вариант не нашел поддержки со стороны Украины. В итоге Министерство иностранных дел Беларуси (МИД) в апреле 2010 года все же начало антидемпинговое
расследование в отношении импорта на таможенную территорию страны солодового пива из Украины. В качестве меры пресечения планируется ввести квотирование импорта пива, что означает для украинских пивоваров сокращение поставок в два раза. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что на современном этапе развития мировой экономики антидемпинговые пошлины являются популярным и достаточно эффективным средством для защиты отечественных производителей.
Однако в Республике Беларусь данная мера протекционизма используется не часто. В то же время Республика Беларусь преследует цель стать полноправным участником ВТО. Если это произойдет, то белорусский рынок станет еще более открытым для иностранных товаров. В этой связи появиться необходимость дополнительной защиты отечественных производителей, главным образом при помощи антидемпинговых мер (которые являются разрешенным инструментом протекционизма в рамках
ВТО). Таким образом, видится целесообразным уже на современном этапе содействовать тому, чтобы для защиты собственных интересов белорусские производители прибегали именно к антидемпинговым мерам. В качестве одного из вариантов повышения привлекательности применения антидемпинговых мер можно рассмотреть ситуацию, когда поступающие в бюджет средства от антидемпинговых мероприятий использовались бы по целевому назначению для финансирования программ развития тех национальных товаропроизводителей, для защиты которых
и была введена данная антидемпинговая пошлина. Заключение В настоящее время роль нетарифных мер регулирования внешней торговли как достаточно эффективного инструмента протекционизма возросла. Среди них, в свою очередь, особое значение приобрели антидемпинговые меры, и прежде всего антидемпинговые пошлины, направленные против иностранных компаний, осуществляющих поставку товаров по бросовым ценам. Механизм установления антидемпинговых пошлин, разработанный
ГАТТ/ВТО и применяемый членами Всемирной торговой организации, довольно сложный и сопряжен со значительными финансовыми и временными затратами. В результате введения антидемпинговых пошлин несет убытки как страна-экспортер, так и страна-импортер товара. Несмотря на это антидемпинговые пошлины получили широкое применение, и ни одна страна не собирается от них отказываться в ближайшем будущем. Объясняется это, в первую очередь, тем, что демпинг как разновидность недобросовестной конкуренции
способен нанести серьезный ущерб производителям соответствующих товаров в стране импорта и добросовестным экспортером аналогичных товаров из других стран. Таким образом, демпинг нарушает основной принцип развития международной торговли – принцип справедливой конкуренции товаропроизводителей. Законодательство Республики Беларусь допускает применение антидемпинговых пошлин для защиты интересов национальных товаропроизводителей и пополнения государственного бюджета.
Однако опыт Республики Беларусь в сфере применения этих пошлин пока небольшой: на территории нашего государства они вводились всего один раз, хотя антидемпинговые расследования проводились не однократно. Объяснить это можно зачастую и тем, что иностранные экспортеры, поставляющие на рынок Республики Беларусь товар по демпинговым ценам, идут на компромисс с белорусскими национальными производителями уже при первой угрозе проведения антидемпингового расследования, не дожидаясь его начала.
Необходимо отметить, что особую актуальность для Республики Беларусь антидемпинговые меры приобретают во взаимоотношениях со странами СНГ. Между странами-членами СНГ существует режим беспошлинной торговли. В этих условиях антидемпинговые меры становятся одним из основных средств защиты белорусской экономики. Актуальность использования антидемпинговых мер связана также и с перспективными планами
Республики Беларусь относительно вступления во Всемирную торговую организацию. Присоединение к ГАТТ/ВТО создаст для белорусской экономики ряд серьёзных проблем. Это откроет доступ на белорусский рынок огромному количеству иностранных товаров, в связи с чем возникнет объективная необходимость применения инструментов протекционизма, которые активно используются в современной практике мировой торговли для защиты отечественного рынка и национальных производителей.
В рамках ГАТТ/ВТО антидемпинговые меры не только не запрещены, но являются весьма распространенным и эффективным средством для защиты внутреннего рынка.