Учащиеся и информационные технологии
Уже
давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее
преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы
получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы
удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Так, только за пять
месяцев учащиеся школы Hacienda La Puente Unified School District в южной
Калифорнии, используя компьютерную программу обучения чтению, по всем восьми
показателям в среднем на 15% превзошли других учеников, которые учились читать
традиционным образом. При этом учащиеся, имеющие ограниченные познания в
английском языке, получили вдвое более высокие оценки, чем их англоязычные
одноклассники.
Технологии,
используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать
процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня,
предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом
определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами,
которые формируют среду обучения. Ученики пяти школ Бирмингема (Англия) и
южно-африканской провинции Гаутенг (Gauteng) узнали намного больше о политике,
географии и искусстве двух стран благодаря использованию Интернета, который
давал им возможность общаться друг с другом посредством видеоконференций и
совместно участвовать в исследовательских проектах.
Для
достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний и умения
критически мыслить – это потребует необходимой технической квалификации.
Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области
информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. Так, свыше
2,5 тыс. учеников небольшого городка Ницан (Nitzan) на юге Израиля в возрасте
от 12 до 17 лет прошли обучение на курсах Microsoft, чтобы стать
сертифицированными специалистами. В процессе обучения они помогали проводить
занятия в школах, общинах и местных центрах Teachers’ Resource Centers. Мощное
высокопроизводительное программное обеспечение, полностью интегрированное с
Интернетом, как никогда ранее, дает возможность учащимся создавать и
обмениваться информацией. Одно только знание того, что его проект будет увиден
и оценен сверстниками и родителями, заставляет ученика в полной мере
использовать все имеющиеся у него знания и возможности. Учащиеся двух школ
штата Нью-Джерси, например, объединились друг с другом для создания Electric
Soup – онлайнового литературного журнала, включающего стихи, короткие рассказы
и эссе, написанные бывшими учениками, преподавателями и молодыми писателями.
Преподаватели и информационные технологии
Эффективность
образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня
преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако
интеграция информационных технологий и образования способствует формированию
новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не
только источником информации и академических фактов – он помогает учащимся
понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им
информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также
понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и
решения сложных проблем.
В
настоящее время в распоряжении преподавателей имеются разнообразные средства
коммуникации, включая сотовые телефоны, голосовую и электронную почту и
Интернет, с помощью которых они получили возможность общаться с учениками, их
родителями, сообществом и друг с другом как из школы, так и из дома. В Western
Heights, штат Оклахома, каждый преподаватель и административный работник прошел
курс обучения основам современных компьютерных технологий. Желая узнать больше,
200 из 230 преподавателей учились летом на дополнительных курсах для получения
навыков организации видео-конференций. Теперь, освоив новые технологии,
преподаватели могут, не вставая из-за стола, с помощью электронной почты и
других средств связи осваивать новые идеи, обмениваться преподавательским
опытом друг с другом и принимать участие в “мозговых атаках” для
разработки новых методов обучения. Как и все профессионалы, преподаватели
должны иметь возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и
поддерживать профессиональные связи.
Проведенное
недавно в США исследование показало, что только 39% из 1500 опрошенных
преподавателей чувствуют себя подготовленными или хорошо подготовленными к
интеграции информационных технологий в образование. Свыше 6 тыс. преподавателей
из 90 стран являются членами онлайнового профессионального сообщества Microsoft
Classroom Teacher Network. Здесь они могут обсуждать насущные вопросы
преподавания с учителями всего мира, обучать друг друга повседневным методам
классного руководства, а также легко находить материалы и примеры по интеграции
информационных технологий в свою работу. Разнообразие учебных планов и
возможность разработки индивидуальных планов обучения позволяют преподавателям
принимать решения о том, что именно нужно конкретному ученику и какие средства
наилучшим образом отвечают этой цели. Так, учителя в Oswego, штат Нью-Йорк,
всегда могут сообщить своим ученикам необходимые им источники информации,
включая школы и городские библиотеки, обширные периодически обновляемые базы
данных, Интернет-ресурсы и сетевые службы новостей. Таким образом, учителя,
помогая правильно выбрать нужное средство, дают ученикам возможность выполнить
задание.
Школы
и информационные технологии Концепция Connected Learning Community
рассматривает школы в качестве места, где ученики и преподаватели встречаются,
обсуждают проекты, формулируют цели обучения, ищут помощи друг у друга.
Используя компьютерные сети и программное обеспечение для предприятий школы
могут управлять ресурсами (финансы, инвентарь, расписание занятий, кадры) и
получать информацию о выполнении предопределенных задач. Так, правление
Edmonton Catholic School Board, обслуживающее 34 тыс. учащихся в 84 школах в
канадской области Edmonton, использует электронную почту, календарные
расписания и общедоступные папки для осуществления управления и рассылки
инструкций во все школы. При этом затраты на поддержку информационных
технологий неуклонно падают, а производительность труда административных
работников растет, благодаря уменьшению бумажной работы и ускорению доставки
информации. Ученики пользуются этими технологиями в течение всего дня для
получения от преподавателей заданий и ответов, а также для нахождения необходимых
им информационных ресурсов. Используя информационные технологии, школы поощряют
преподавателей на проведение экспериментов, внедряя групповое преподавание,
увеличивая продолжительность занятий, реализуя эмпирическое обучение и другие
педагогические модели. Подобные организационные изменения помогают раскрыть
творческий потенциал учащихся. В 1996 г. школа San Antonio в провинции Пиура
(Piura) в Перу открыла компьютерную лабораторию, оснащенную доступом в
Интернет. С тех пор процесс обучения изменился кардинальным образом. Учащиеся
быстро заняли лидирующие позиции в использовании новых инструментальных
средств. Под их воздействием преподаватели преодолели свое нежелание учиться и
закончили курсы университета в Piura. Так, использование компьютеров привело к
созданию новых методик преподавания. “Теперь стало ясно, как в полной мере
использовать все наши ресурсы – как человеческие, так и материальные,”
говорит Мануэль Росас Кастилло (Manuel J. Rosas Castillo), директор школы.
Сообщества и информационные технологии
Поскольку
занятия в школах проводятся по рабочим дням, родителям учеников трудно было
найти время для поддержания контактов с преподавателями. Слишком часто родители
могли получить информацию об успеваемости своих детей и посещении ими занятий,
расписаний уроков или меню в школьной столовой и т.д. только по почте или по
телефону. Благодаря использованию электронной почты, списков рассылки и
школьных веб-узлов преподаватели и административные работники могут сообщать
родителям о ходе процесса обучения их детей, а также сообщать другую информацию
о школе и проводимых в ней мероприятиях.
Учащиеся,
преподаватели и административные работники теперь имеют возможность общаться с
ровесниками, коллегами и экспертами из местного компьютерного сообщества, а
также со всего мира – это приносит выгоду и той, и другой стороне. Так,
начальник местной пожарной службы попросил учащихся школы Greenbrier High
School штата Арканзас обновить информацию на используемых ими картах. Вместо
этого, ученики провели исследование в рамках всего сообщества, собрали
информацию из других организаций и создали базу данных, которая должна была
повысить эффективность поиска и ускорить выезд пожарных команд на срочные
вызовы. Затем они создали в Microsoft Word шаблон документа для местного
полицейского управления, который существенно упростил заполнение протоколов при
дорожных происшествиях.
Благодаря
установлению более тесных связей с сообществами, школы стали превращаться в
центры обучения. В ЮАР, например, ученики и их родители, у которых никогда
раньше не было доступа к информационным технологиям, теперь могут освоить
компьютер, научиться работать с различным программным обеспечением и получить
доступ в Интернет в двадцати двух “Электронных деревнях” (Digital
Villages) страны. Каждый день такую “деревню” посещает более 100
человек. Таким образом, жители сельскохозяйственных районов ЮАР получили шанс
приобрести новые навыки, узнать больше об окружающем их мире и получить
перспективы на будущее. Дополнительная информация: www.microsoft.com/education/vision/sch/default.asp
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://infoschool.narod.ru