Фигурное стихотворение
Фигурное
стихотворение — стихотворное произведение, которое своими графическими
контурами воспроизводит какую-либо геометрическую фигуру, символический знак
или очертания предмета.
Несмотря
на свой узко прикладной характер, Ф. с. пользовались в отдельные эпохи
значительной популярностью и ведут свое происхождение из глубокой древности.
Еще греческая антология дает образцы Ф. с. самой затейливой формы, как напр.:
«Топор», «Яйцо», «Крылья Купидона» у Симмия, «Свирель» у Феокрита, «Жертвенник»
у Дозиада и др.
Пристрастие
к стихотворным фокусам, проявившееся в римской поэзии чуть ли не с первых ее
шагов, свидетельствует о том, что римляне были усердными учениками
александрийцев. Создатель латинского гекзаметра, Энний, пишет стихи, начальные
буквы которых составляют фразу: «Q. Ennius fecit» (сочинил К. Энний). В
царствование Августа Овидий изобретает центон .
Стремление
превзойти метрическое искусство поэтов эпохи Августа и I в. н. э. и все
нарастающее идейное оскудение приводят римских поэтов III—IV вв. н. э. к
разнообразным попыткам заинтересовать мастерством внешней, в частности
графической формы. Сохранившиеся произведения Авзония, Пентадия, Седулия,
Венанция Фортуната дают образцы любопытнейших хитросплетений акростихов,
мезостихов, телестихов и т. п.
Лучшим
мастером стихотворных фокусов является поэт IV в. Публилий Порфирий Оптациан. В
его сочинениях (изд. Teubner, Lpz., 1877), помимо множества стихотворных
ухищрений, мы находим ряд стихотворений в форме геометрических и более сложных
фигур: пальма, гидравлический орган (с описанием в самом стихотворении
гидравлического органа), языческий жертвенник, (с описанием его конструкции),
пастушеская свирель, изображение корабля с веслами, рулем и мачтой и т. п.
Я
еле
качая
веревки,
въ
синели
не
различая
синихъ
тоновъ
и
милой головки,
летаю
въ просторе,
крылатый,
какъ птица,
межъ
лиловыхъ кустовъ!
но
въ заманчивомъ взоре,
знаю,
блещетъ, алея, зарница!
и
я счастливъ ею безъ словъ!
Фигурное
стихотворение из «Опытов» Брюсова.
(Для
сохранения фигуры стихотворения воспроизводится «ъ»).
Латинские
стихотворцы средних веков (Рабан Мавр, св. Бонифаций и др.), подражая гл. обр.
позднейшим римским поэтам, также изощрялись в поэтических фокусах. Разумеется,
христианская тематика отражается на выборе фигур — появляются кресты и т. п., а
в содержании, которое по традиции служит нередко истолкованием фигуры,
возникают теологические и мистические мотивы.
В
новейшей европейской поэзии Ф. с. большого распространения не имеют, т. к. в
качестве салонной забавы, которая одна могла бы оправдать их существование, они
требуют слишком кропотливой технической отделки.
Русская
поэзия XVIII и первой половины XIX в. интереса к Ф. с. не проявляла. Формальные
искания символистов, выразившиеся частично в экспериментаторстве и реставрации
ряда забытых форм, заставили их мимоходом дать несколько образцов Ф. с. (ср.
сборн. «Русские символисты», вып. 2, 1894, стр. 34; «Ромб» Э. Мартова;
«Треугольник» В. Брюсова, сб. «Опыты», М., 1918).
Список литературы
II.
Шульговский Н. Н., Прикладное стихосложение, 2 изд., изд-во «Прибой»,
Ленинград, 1929.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/