Модернизация банковской системы в посткризисное время

А.К. Шевцова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки – это связующе звено между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Существует несколько показателей развитости страны: уровень ВВП, развитость и эффективность финансового сектора. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур как для бизнеса, так и для экономики страны, все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику в целом. Всемирным банком ежегодно публикуется рейтинг легкости ведения бизнеса по одному из показателей этого рейтинга – доступности кредита, где Россия даже ниже своих ближайших соседей по остальным показателям, Бангладеша и Коста-Рики, что свидетельствует о необходимости повышения качества регулирования банковской системы.

Модернизация банковской системы ускорит процесс создания национальной инновационной системы (НИС). НИС – это система, состоящая из совокупности взаимодействующих между собой элементов, таких как университеты, технопарки, инкубаторы, бизнес-центры, консалтинговые центры, венчурные фонды, и, естественно, финансовый рынок, и в частности банковская система. Хотелось бы отразить проблемы одного из сегментов НИС – банковской системы, пути и методы её модернизации.

Кризис 2008-2009 гг. выявил недостатки и определенные проблемы российской банковской системы, предполагающие структурную, организационную и технологическую модернизацию. Устойчивость развития банковской системы определяет будущие возможности экономики. Законодательство Российской Федерации закрепляет двухуровневую банковскую систему. Первый уровень представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества коммерческих банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее уровнями.

Банковская система – это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему. Банковскую систему можно представить в виде следующих блоков:

1. Фундаментальный (банк как денежно-кредитный институт и правила банковской деятельности);

2. Организационный (виды банков и небанковских кредитных организаций, основы банковской деятельности, банковская инфраструктура);

3. Регулирующий (государственное регулирование банковской деятельности, банковское законодательство, нормативные положения ЦБ РФ, инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности).

На конец октября 2010 г. в РФ зарегистрировано 1149 кредитных организаций.

Оценивая ситуацию в банковской системе России, можно сделать вывод, что за 2009 г. решился ряд проблем финансового рынка, особенно в сфере краткосрочной ликвидности. Однако проблемы все ёще существуют, оказывая негативное влияние на экономику. Решение накопившихся проблем требует модернизации банковской системы.

Еще в начале 2010 г. появились признаки выхода из кризиса, в связи с чем возникает необходимость проанализировать произошедшие изменения и сделать выводы о том, что повлияло на выход из кризиса, в каком состоянии находится банковская система России и какие уроки кризиса необходимо учесть в дальнейшем.

Основные показатели банковской системы в 2008-2009 гг. (кризисных) изменялись следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые показатели развития банковского сектора России

Показатель

Изменение, %

Год

з2008

з2009

Активы банков

+39,2

+3,1

Капитал банков

+42,7

+23,2

Кредитный портфель банков

+39,5

+1,1

Просрочка по всему портфелю

+129

+151,3

Кредиты юридическим лицам

+34,3

+1,6

Просрочка юридических лиц

+209,4

+201,4

Кредиты физическим лицам

+35,2

-11,3

Просрочка физических лиц

+54

+67,4

Вклады населения

+14,5

+19,5

Депозиты организации

+24,4

+7,3

Количество банков (ед.)

-2,5

-4,5

На основе анализа показателей развития банковской системы можно сделать следующие выводы.

1. Активы банков и кредитный портфель не увеличились по причине слабой экономической активности предприятий и их неспособности качественно обслуживать кредитные обязательства.

2. Внешние источники фондирования для российских компаний и банков всё ещё закрыты, а ресурсов внутреннего рынка не хватает. Основным источником кредитных ресурсов для российских банков и корпораций в 2009 г. стал внутренний рынок. Депозитная база банков остаётся неустойчивой, хотя в 2009 г. наблюдался существенный рост вкладов населения, простимулированный высокими ставками. В этих условиях банки были способны предложить только дорогие (15-25%) кредиты из-за возросших рисков, дороговизны пассивов и неопределённости экономической ситуации.

3. С целью снижения кредитных рисков банки начали увеличивать объёмы вложений в долговые ценные бумаги российских компаний. Таким образом, произошло переливание денег из реального сектора экономики в фондовый (финансовый) рынок. В период с января по октябрь 2009 г. их доля в структуре активов российской банковской системы выросла с 6,3 % до 10,2%. Это было одним из важнейших факторов роста индексов российского фондового рынка, что с некоторой вероятностью может привести к созданию очередного “пузыря” на финансовом рынке.

4. Проблема кредитования усугубляется сохранением низкого уровня производства после его существенного падения в 2009 г. Обрабатывающие производства снизились на 18,7%, в том числе производство товаров длительного пользования – на 37,9%, производство непродовольственных товаров – на 27,9%. Несмотря на некоторое оживление в конце 2009 и начале 2010 гг., предоставление новых кредитов предприятиям по-прежнему затруднено, так как большинство из них находится в тяжёлом финансовом положении.

5. В абсолютном большинстве кредитных организаций резко вырос уровень просроченной задолженности и резервов, которые вычитаются из капитала. Сохранение данной тенденции резко ограничивает возможность кредитования и уже в ближайшее время приведёт к появлению у многих банков проблем с несоблюдением норматива достаточности капитала (Н1).

Анализируя предпринятые Правительством России и Банком России антикризисные меры, следует отметить, что наибольшую эффективность имели следующие: повышение страховой суммы по вкладам физических лиц до 700 тыс. руб.; поддержка ликвидности: предоставление Банком России беззалоговых кредитов; временное снижение ставок отчислений в ФОР; увеличение сроков размещения средств Банка России до 6-12 месяцев; расширение списка банков, допущенных к средствам Банка России; расширение перечня активов, включённых в ломбардный список Банка России; докапитализация банков в виде субординированных кредитов; временное предоставление льготного режима при оценке качества активов; осуществление комплекса мер по поддержке ипотечного кредитования.

Антикризисные меры Правительства России и Банка России были предприняты своевременно и оперативно. Их принятие позволило приостановить развитие ситуации по наиболее пессимистичному сценарию для экономики и банковской системы. Однако из-за особенностей структуры экономики эффективность антикризисных мер в России оказалась существенно ниже по сравнению с другими странами (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная эффективность антикризисных мер

Страна

Рост ВВП в результате расходования одной денежной единицы антикризисных мер

Развитые страны

1

Развивающиеся страны

0,5

Россия

0,01

Антикризисным мероприятиям не хватало системности, ориентации на долгосрочную отдачу. Но главная проблема состояла в том, что в России антикризисные меры не были направлены на реализацию инфраструктурной политики.

В банковской системе наметились позитивные тенденции: банки имеют высокий уровень ликвидности; начинают действовать инвестиционно-кредитные стратегии банков, направленные на предоставление кредитов высокоэффективным и перспективным компаниям, которые, вместе с предпринятыми антикризисными мерами Правительства России и Банка России могут повысить экономическую активность; мировая экономика и экономика России начинают постепенное восстановление, что позитивно сказывается на возможностях банков привлекать ресурсы на внешних рынках.

Вместе с тем есть ряд актуальных вопросов, в основе которых стоят проблемы и которые получили обострение в период глобального экономического кризиса 2008-2010 гг. Именно эти вопросы являются ключевыми препятствиями на пути модернизации банковской системы России на современном этапе.

Проблема капитализации банковской системы. В 2009 г. капитал банковской системы вырос на 21%, однако этот рост произошел преимущественно за счет субординированных кредитов, сумма которых составила более 1 трлн руб. Проблема низкой капитализации банковской системы не только не решена, но еще обострилась, тем более что и до кризиса не было ответа на вопрос, где найти источники капитализации. Возможно, в современных условиях не следует сворачивать институт субординированных кредитов и рассматривать его как исключительно антикризисную меру, а, наоборот, расширять для повышения уровня капитализации банков. Однако использовать институт субординированных кредитов следует на основе здоровой конкуренции и обеспечения доступа широкого круга банков.

Как вариант существует и другой источник – это стимулирование собственников банков к рекапитализации прибыли путем льготного налогообложения. Это решение предлагалось уже не раз, но пока проблема не решается.

Проблема системы рефинансирования. Следует отметить, что одной из наиболее эффективных антикризисных мер Банка России явились беззалоговые аукционы. Они стали спасительными в критической ситуации дефицита ликвидности в конце 2008г. и начале 2009 г. Вместе с тем та логика, которая была заложена в механизм доступа к беззалоговым аукционам, породила ряд проблем.

Во-первых, доступ к этому инструменту имели далеко не все банки, но значительно более важным оказался вопрос цены. И результат высоких ставок, заданных на беззалоговых аукционах, дает о себе знать и сегодня. Дело в том, что банки, не имевшие и даже имевшие доступ к беззалоговым аукционам, руководствовались следующим: зачем нам занимать у Банка России под 17-19%, если по тем же самым ставкам мы можем привлечь средства на рынке на более длительный срок (2-3 года). Результатом этих действий стал 27%-ный рост депозитов населения за 2009 г. Затем появилась совершенно справедливая обеспокоенность Банка России потенциальной неспособностью банков исполнить свои обязательства по этим сверхдорогим и долгосрочным пассивам, поскольку при восстановлении экономики банки, чтобы остаться на рынке, будут вынуждены понижать процентные ставки по кредитам.

Возникает явно дискомфортная ситуация для банков, не имеющих доступа к дешевому рефинансированию, который может конкурировать со ставками первых десяти банков.

Проблема ставки рефинансирования. Следует высоко оценить действия Банка России по постепенному снижению ставки рефинансирования, считаем крайне важным понижательный тренд, но не менее важна уверенность банков, что снижение ставки рефинансирования – долгосрочная программа и то, что она станет реальной ставкой рефинансирования со стороны кредитора последней инстанции, каковым является Банк России. Это означает, что каждый банк при крайней необходимости может обратиться и в оперативном режиме получить поддержку Центрального банка в случае возникновения краткосрочного разрыва ликвидности.

В настоящее время происходит перегруппировка структуры пассивов банковской системы. Из-за сокращения объемов рефинансирования (которые достигли рекордных 12% от пассивов банковской системы на пике кризиса в конце 2008 г. – первой половине 2009 г.) банки начали замещать кредиты Банка России депозитами населения (более дорогим и затратным ресурсом с точки зрения обслуживания). Более того, по мере сокращения объемов рефинансирования действенность ставки рефинансирования как инструмента денежно-кредитной политики снижается, она в этом случае не способна обеспечить ожидаемого экономического эффекта по активизации кредитования.

Ставка рефинансирования приобретает лишь индикативный характер. При ее чрезмерно опережающем темпе снижения по сравнению с депозитными и кредитными ставками это создает ряд неудобств при налоговом учете и при работе с клиентами.

Проблема развития кредитования. Приходится констатировать, что процесс кредитования был практически заморожен на фоне рекордного роста просроченной задолженности и, соответственно, резервов на возможные потери по ссудам за прошлый год. С одной стороны, к банковской системе прикованы взгляды всех промышленников, бизнесменов, государственных деятелей и населения. С другой, – никто не знает, как оживить кредитование. Основными причинами, сдерживающими кредитование, являются: стагнация в производстве, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности; повышение уровня безработицы и падение покупательской способности населения.

Банки находятся в довольно сложной ситуации, так как:

– крупные компании-заемщики перекредитованы;

– другие – в основном средний бизнес – не знают своей перспективы развития, не видят будущего в оживлении внутреннего спроса и поэтому не стремятся получить новые кредиты;

– третьи – предприятия, находящиеся в крайне плохих финансовых условиях. Их банки не хотят и не будут кредитовать.

Для активизации кредитования как в краткосрочной, так и стратегической перспективе необходимо:

1) стимулировать повышение покупательского спроса, как это сделано во многих странах;

2) сформировать общегосударственную программу развития производства, которая станет ориентиром и руководством к действию для предприятий и банков;

3) использовать государственные гарантии при кредитовании стратегических для страны отраслей и производств;

4) способствовать развитию страхования экспортно-импортных контрактов.

Если разобраться в причинах высоких процентных ставок (на уровне 20%), то можно отметить, что второй по существенности фактор после возросшей стоимости фондирования – это риски, которые, в свою очередь, являются результатом высокой доли «плохих» кредитов в портфелях банков и, соответственно, сформированных по ним резервов. Фактически происходит перекладывание рисков «плохих» заемщиков на плечи «хороших», что влечет сокращение объемов и темпов кредитования и, следовательно, рост среднего уровня достаточности капитала по банковской системе.

Проблемные активы. При рассмотрении возможных путей решения вопроса проблемных активов речь не должна идти о тех активах, которые стали результатом неумелой работы самого банка; они должны быть списаны на убытки банка, и государство никакого отношения к ним иметь не должно. Но совсем иная ситуация, когда речь идет о долгах, которые стали «плохими» из-за непредсказуемой конъюнктуры рынка.

Банковским и бизнес-сообществом был предложен ряд схем по введению программ выкупа «плохих» активов, в том числе со стороны государства. В частности, в рамках Ассоциации российских банков несколько десятков банков создали рабочую группу и разработали систему страхования банковских активов, смысл которой в том, чтобы не только найти подходы к решению проблемы накопленных на сегодня «плохих» долгов, но и обеспечить в будущем страхование рисков, связанных с изменением конъюнктуры рынка. Однако предложенные схемы не получили позитивной оценки со стороны государства и финансовых ведомств.

Отсутствие решения этой проблемы фактически сокращает возможности кредитных организаций выполнять свою главную функцию по кредитованию экономики на разумных условиях по доступным ставкам.

Проблема формирования ресурсной базы. Рассмотрим более детально одну из ключевых проблем модернизации российской банковской системы – проблему формирования устойчивой ресурсной базы

Для модернизации и развития экономике нужна развитая кредитная система, предоставляющая разные по структуре и срочности кредиты, прежде всего инвестиционные. Но в России проблема не столько в кредитах (в ведущих банках механизмы и инструментальный ряд созданы), сколько в ресурсах, обеспечивающих реализацию кредитных продуктов.

Традиционно сложный вопрос формирования ресурсной базы российских банков сегодня усугубляется проблемами, которые возникают в сфере привлечения депозитов населения. База этого классического источника формирования пассивов в России является довольно зыбкой по следующим причинам: 36% (по состоянию на май 2010 г.) депозитов являются краткосрочными (до одного года), что вполне соответствует международной практике.

Таким образом, можно полагать, что 64% – это долгосрочные пассивы. Однако происходит, на наш взгляд, подмена понятий, поскольку 57% из этих 64% являются депозитами сроком от 1 до 3 лет (т.е. среднесрочными); и даже здесь нет уверенности, что они останутся в банковской системе на срок, определенный договором, поскольку в российском законодательстве не закреплено понятие реально срочных депозитов.

Таким образом, вопрос о стимулировании формирования ресурсных фондов для модернизации является крайне важным и требует как научного, так и практического решения. Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд первостепенных задач, решение которых может оказать положительное воздействие на финансирование модернизации.

1. Представляется целесообразным привлечение ресурсов государственных фондов (золотовалютного, развития и др.) для стимулирования модернизации. Оно может быть в форме гарантий, софинансирования проектов, участия в создании целевых фондов и др. Можно высказать гипотезу, что такая диверсификация не снизит устойчивость государственных фондов и при целевом использовании сохранит макроэкономическую стабильность.

2. Развитие целевого внутреннего заимствования окажет благоприятное воздействие на развитие ресурсной базы долгосрочного финансирования. При этом могут быть использованы механизмы облигационных займов и формирования фондов. Основной является проблема доверия, меры по формированию которой станут ключевыми (участие или гарантии государства, крупных компаний и др.).

3. Стимулирование сбережений населения за счет целевого их использования (первоначальные накопления на решение жилищных и бытовых проблем, участие в фондах, стимулирующие проценты при безотзывном размещении средств на депозитах на длительный срок, выборочное повышение уровня страховых гарантий для отдельных видов вкладов). Стимулирование сбережений организаций может быть реализовано за счет страхования вложений и экономических факторов.

4. Упорядоченное и регулируемое привлечение иностранного капитала желательно направить на прямое финансирование инвестиционных проектов, в том числе при формировании синдикатов по схеме проектного финансирования. Комплекс стимулирующих мер может быть предложен как в отраслевом, так и проектном срезах.

Решение этих проблем может быть предусмотрено при формировании денежно-кредитной политики, процентной политики и их реализации.

Проблемы макроэкономического характера. Ежегодно Всемирным банком публикуется рейтинг легкости ведения бизнеса. Этот индекс является интегральным значением десяти индикаторов, в числе которых показатели: легкости получения кредита; защиты инвесторов; налогообложения; регистрации собственности; международной торговли и др.Уровень доступности кредитов, как уже было сказано, очень низкий.

Другим фактором конкурентоспособности экономики и промышленного сектора страны является степень износа основных фондов. В целом по России практически не происходит сокращение износа основных фондов (в 2009 г. по России средний уровень износа составил 41,2% по сравнению с 42,1% в 2005 г.). Для пятилетнего срока, а тем более для модернизации, этот рост вряд ли можно серьезно воспринимать.

Таким образом, слабая доступность кредитования в России по сравнению с другими странами является одной из причин медленного обновления основных фондов, что, в свою очередь, является барьером для модернизации экономики. Даже учитывая своевременные и комплексные меры Банка России и Правительства РФ, возникает вопрос о мерах, которые должны быть приняты и направлениях модернизации РБС.

В этой связи необходимы качественные изменения в РБС, совокупность которых свидетельствует о необходимости модернизации банковской системы:

1. Устранение системной недоразвитости РБС в части

– консолидации(комплексное управление РБС, совершенствование требований к универсальным банкам, развитие специализированных кредитных организаций (региональных, продуктовых);

– законодательного регулирования(внедрение отчетности по МСФО, комплексирование систем риск-менеджмента, совершенствование пруденциального надзора, в том числе за финансовым рынком в целом);

– технологического развития(модернизация платежных систем, развитие систем банковских и кредитных карт, внедрение новых продуктов и услуг, в том числе нетрадиционных).

2. Обеспечение пропорционального развития РБС в интересах кредитования реальной экономики и населения, в том числе модернизации. Решение ресурсной проблемы также за счет отечественных возможностей для смягчения зависимости от зарубежных заимствований.

3. Укрепление капитальной базы РБС. Формирование эффективных схем привлечения ресурсов в капитал банков, в том числе через механизмы публичных размещений. Регулирование доли иностранного капитала в РБС.

4. Решение проблемы эффективного регулирования финансовых институтов (включая банки и банковские холдинги) на национальном и наднациональном уровнях. Повышение информационной прозрачности для обеспечения устойчивого долговременного развития.

5. Развитие категории независимой оценки бизнеса в интересах принятия бизнес-решений и управления рисками, в том числе упорядочивание деятельности рейтинговых агентств.

6. Трансформация структуры продуктов и услуг, определяемых вызовами времени, прежде всего, развитие дистанционных услуг в связи с направленностью современного бизнеса на ускорение расчетов и переход на менее затратные технологии обслуживания клиентов.

Модернизация экономики требует адекватного финансового сопровождения. Перечисленные выше проблемные вопросы показывают, что в самой РБС много нерешенных проблем, предполагающих структурную, организационную и технологическую модернизацию. Устойчивость развития РБС определяет будущие возможности экономики.

Необходимость регуляторных новаций. Кризис показал, что причины его возникновения за рубежом и распространения в развивающихся странах, включая Россию, лежат в регуляторной сфере. Неуправляемое развитие банковских инструментов, обеспечивающих рост леверенджа, включая производные финансовые инструменты, нерегулируемая секьютеризация привели к тому, что риски, принимаемые на себя банками, оказались трудно оцениваемыми. Этому же способствовало быстрое развитие надгосударственных финансовых институтов, глобализация банковской деятельности. Вопрос о координации регулирования актуален как внутри страны, так и между государствами. Базель II не дает полного ответа на эти вопросы, хотя в странах Западной Европы, где его механизмы используются более широко, кризисные явлении в финансовой сфере не столь остры.

Модернизации финансовой системы. Развитие новых финансовых инструментов, фондовых рынков способствует как усилению роли и влиянию финансовой системы на экономику, так и усилению РБС. Требуется снижение спекулятивного уровня фондовых рынков, в том числе за счет регуляторных изменений. Значимым является повышение транспарентности рынка, создания общедоступной и контролируемой государством системы раскрытия информации о рынке, формирование механизмов контроля рыночной дисциплины со стороны профессиональных участников. Важной составляющей является снижение уровня зависимости от спекулятивной составляющей иностранных участников рынка.

Модернизация банковских технологий.Технологическое развитие РБС за 20 лет достигло современного мирового уровня с лагом порядка 5-10 лет. Это касается таких проектов как внедрение банковских карт (при этом чековый этап был успешно пропущен), депозитариев (ряд российских депозитариев признаны на мировом уровне как успешные кастодианы), биржевая торговля (отставание по производным инструментам зачастую действовало на пользу РБС), расчетных систем, в том числе межбанковский клиринг, и ряда других.

Финансовые услуги как никакие другие приспособлены для дистанционной формы реализации. В связи с тем, что многие механизмы модернизации также замкнуты на возможностях информационных технологий, представляется важным комплексное решение этих проблем и могут быть структурированы как проекты (формирование современной платежной системы, обеспечивающей ускорение расчетов с повышенной системой безопасности, внедрение банковских и кредитных карт как средства платежа). Внимания требуют модернизация информационных банковских систем, внедрение систем комплексного планирования и управления банковской деятельностью, развитие устойчивых методов использования производных финансовых инструментов.

Крупнейшей проблемой является внедрение современных систем риск-менеджмента. Это не только методологическая и организационная, но и достаточно сложная технологическая задача. Опыт Западной Европы показывает, что финансовые затраты на такую систему также высоки, в связи с чем её можно рассматривать как инвестиционную.

Подводя итоги, следует отметить, что в современных условиях необходима выработка концептуально новых способов решения важнейших социально-экономических проблем, формирования путей и методов банкизации России, что и должно привести к решению задачи модернизации страны, а в конечном итоге – к ускорению процесса создания национальной инновационной системы.

Список литературы

Морозкин А.Ю., Карминский А.М. Нужна ли модернизация российской банковской системе? // Банковское дело. 2010. № 3.

Греф Г., Юдаева К. Российская банковская система в условиях глобального кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 7.

Гарегин Тосунян. Создание эффективной банковской системы в России// Тезисы выступления на Северо-Западной банковской конференции в Петербурге(13.07.2010).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mvestnik.istu.irk.ru/
Дата добавления: 28.04.2014