/>
В последние годы в нашей стране сложилась новая экономическаяситуация, характеризующаяся рядом отличительных черт, к которым относится, впервую очередь, рост численности негосударственных экономических структур.
Приватизация, принятие новых законодательных актов о статусепредприятия, о собственности, о валютном регулировании и другие позволяютпостепенно перейти к качественному и новому этапу развития банковской системы.
Происходят изменения и в законодательстве о банках, в томчисле в направлении расширения международной деятельности коммерческих банков.При осуществлении международных сделок встает вопрос о валютных операциях какформе банковского участия в них. Многие коммерческие банки, получив лицензию напроведение валютных операций, столкнулись с трудностями по их проведению.
В этой связи возникает необходимость изучения и использованияопыта работы иностранных банков на валютных рынках и механизма проведениявалютных операций на нем.
Расширяющиеся международные связи, возрастающаяинтернационализация хозяйственной жизни вызывает объективную необходимостьизучения обмена одних национальных денежных единиц на другие.
Реализация этой необходимости происходит через особый валютныйрынок, где под влиянием спроса и предложения стихийно формируется валютныйкурс, а валютные операции становятся подчас одними из основных операциямикоммерческих банков.
Целью данной работы является изучение валютных операцийкоммерческих банков, рассмотрение наиболее важных и ключевых понятий данноговопроса, а также исследование расчетов при проведении валютных операций.Актуальность данной темы тесно переплетается с процессами, происходящими вструктуре экономики России.
Валютное регулирование — деятельность государства,направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок свалютными ценностями. Страны с помощью валютного регулирования стремятсяпоставить под контроль государства валютные операции, предоставлениеиностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз, иперевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного балансаи устойчивость валюты.
По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденциярасширения сферы валютного регулирования. Во многих странах установлены лимитывывоза валюты за границу, введена специальная система разрешений напредоставление кредитов иностранным юридическим лицам и т.д. Валютноерегулирование является преимущественно нормативным, т.е. осуществляется главнымобразом путем заключения международных валютных соглашений и изданиянормативных актов. Большинство стран обязывает экспортеров своей страны сдаватьвырученные ими суммы в иностранной валюте или депонировать ее в определенныхбанках. Валютное законодательство многих западноевропейских государствустанавливает регламентацию национальных валютных рынков. Банки этих государствобязаны испрашивать специальные разрешения на предоставление иностраннымзаемщикам долгосрочных или среднесрочных валютных средств в национальныхвалютах. Во многих странах валютное законодательство периодическипредусматривает установление режима валютных счетов, лимиты вывоза валюты.
Необходимость валютного регулирования заключается в стремлениистран и банков минимизировать валютные риски. Так, в январе 1996 г. БазельскийКомитет по банковскому надзору выработал новую методику расчетов валютногориска по каждой валюте в отдельности и валютного риска в смешанном портфеле повалюте и золоту.
Валютные ограничения — это законодательное илиадминистративное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентови нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения —одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательствомстраны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом,через МВФ.
Валютные ограничения преследуют разнообразные цели:выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрациювалютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач.
Содержание валютных ограничений определяется их основнымипринципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных(девизных) банках; лицензирование валютных операций, требованиепредварительного разрешения органа валютного контроля для приобретенияиностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов —блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободноконвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.
В России новое валютное законодательство находится в стадиистановления.
Основой валютного законодательства РФ является Закон «Овалютном регулировании и валютном контроле», принятый Верховным Советом РФ 9октября 1992 г. В законе определены принципы осуществления валютных операций вРФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения,пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушениевалютного законодательства.
Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишьосновные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значениеимеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые ЦБРФ.
Согласно действующему на территории Российской Федерациизаконодательству, все валютные операции должны осуществляться только через ЦБРФ или уполномоченные банки — банки и иные кредитные учреждения, получившиелицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продажевалюты, осуществляемые российскими организациями не через вышеназванные банки,считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собственностиобязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономической деятельностииностранную валюту на счета уполномоченных банков.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами виностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютныеоперации, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся:
переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществлениярасчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, атакже для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортныхопераций на срок не более 180 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов на срок неболее 180 дней;
переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных доходовпо вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движениемкапитала;
переводы неторгового характера в РФ и из страны, включаяпереводы сумм, заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.д. Валютныеоперации, связанные с движением капитала включают:
прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капиталпредприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлениипредприятием;
портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
переводы в оплату права собственности на здания, сооружения ииное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страныего местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более180 дней;
все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Валютное законодательство позволяет резидентам осуществлятьтекущие операции без ограничений, между тем как операции, связанные с движениемкапитала, согласно установленному ЦБ РФ порядку, только при наличии егоспециального разрешения.
В свою очередь нерезиденты: могут иметь счета в иностраннойвалюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках; право безограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ присоблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту за валютуРФ в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; имеют право переводить, вывозить ипересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если этиценности были ранее перевезены в РФ или приобретены в РФ в соответствии сзаконодательством РФ.
Органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством РоссийскойФедерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществляется валютныйконтроль с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства приосуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых валютных операцийдействующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств в иностраннойвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валютына внутреннем валютном рынке РФ;
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
проверка полноты и объективности учета и отчетности повалютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ,который:
определяет сферу и порядок обращения в России иностраннойвалюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентамии нерезидентами;
проводит все виды валютных операций;
устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами вРФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, атакже правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;
устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и инымкредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такиелицензии;
устанавливает единые формы учета, отчетности, документации истатистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а такжепорядок и сроки их предоставления;
выполняет другие функции.
Либерализация валютного и внешнеторгового режима приотсутствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшениювалютного положения страны. В результате усилилась утечка капиталов из России.Стремительное падение валютного курса рубля углубило инфляционные процессы.
Анализ данных, полученных на основе отчетности 1024 уполномоченныхбанков, показал, что в декабре 1996 г. по сравнению с ноябрем 1996 г. произошлорезкое увеличение всех показателей движения наличной иностранной валюты черезуполномоченные банки. Прежде всего это касается объемов ввоза и продаж наличнойиностранной валюты физическим лицам.
Следует отметить, что подобные тенденции динамики показателейввоза и обращения наличной иностранной валюты характерны для конца 1996 г. инаблюдаются начиная с 1994 г. Это связано не только с увеличением свободныхденежных средств, получаемых населением в виде вознаграждений за год и другихвыплат по итогам года, но и с сохраняющимся интересом к наличной иностраннойвалюте как абсолютно ликвидной и надежной форме сбережений.
В декабре 1996 г. в Российскую Федерацию уполномоченнымибанками было ввезено 3974 млн. долл., что на 807 млн. долл. (26%) больше, чем вноябре. При этом операции по ввозу наличной иностранной валюты активизировалине только уполномоченные банки, являющиеся основными операторами на этомсегменте валютного рынка. В целом за 1996 г. ввоз наличной иностранной валютысоставил 33,8 млрд. долл. против 20,5 млрд. долл. в 1995 г., т.е. он увеличилсяна 65%.
Объем продаж уполномоченными банками наличной иностраннойвалюты физическим лицам в декабре по сравнению с ноябрем 1996 г. увеличился на1169 млн. долл. (21%) и достиг 6740 млн. долл. Наряду с этим на 274 млн. долл.(11%) возрос и размер покупки уполномоченными банками наличной иностраннойвалюты у физических лиц.
Прямым следствием происшедшего в декабре 1996 г. измененияспроса и предложения со стороны физических лиц на рынке наличной иностраннойвалюты стало резкое увеличение ее оборота через обменные пункты уполномоченныхбанков. По отношению к ноябрю 1996 г. он возрос на 18% и составил 9552 млн.долл.
В декабре 1996 г. валютно-обменные операции физических лиц —резидентов на внутреннем валютном рынке достигли максимальной интенсивности.
В первую очередь это выразилось в увеличении почти на 1 млрд.долл. (20%) в декабре 1996 г. относительно ноября объемов продаж уполномоченнымибанками наличной иностранной валюты этой категории населения. В результатеобщая сумма продаж декабря превысила 6 млрд. долл., что явилось абсолютныммаксимумом за весь период мониторинга за процессами обращения наличнойиностранной валюты начиная с 1994 г. При этом с учетом изменения объемовпокупок уполномоченными банками наличной иностранной валюты показатель еечистых продаж (сальдо продаж-покупок) физическим лицам-резидентам в декабре поотношению к ноябрю увеличился на 28% и составил почти 3,5 млрд. долл.
Неоправданно большие потери возникли в связи с предоставлениемвалютных льгот. Широкие масштабы приобрели бартерные операции как формауклонения от валютного контроля.
Необходимо принять дополнительные меры по налаживаниюдейственного валютного контроля в РФ в целях пресечения сокрытия валютнойвыручки и незаконного вывоза валюты за границу. ЦБ РФ считает необходимымсоздание Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, а такжеосуществление более эффективного контроля за движением средств накорреспондентских счетах российских коммерческих банков в зарубежных банках.Следует усилить ответственность за нарушение валютного и таможенногозаконодательства. В настоящее время ЦБ РФ уже разработана Инструкция от 15ноября 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностьюплатежей в иностранной валюте за импортируемые товары». Подготавливаются другиенормативные материалы.
После присоединения России к Международному валютному фондупроизведены дальнейшие меры по либерализации порядка вывоза и пересылки изстраны и ввоза и пересылки в страну валюты России, а также по установлениюлимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченнымибанками Российской Федерации (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 41); измененпорядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валютеРоссии (приказ ЦБ РФ от 28 мая 1996 г. № 196); введена новая отчетность поконверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторамимежбанковского валютного рынка (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 42).
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru