Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

Содержание
 
Введение
1. Воспитание у младших школьников культуры здоровогообраза жизни
1.1 Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе
1.2 Здоровьесберегающаяорганизация учебного процесса
2. Описание дневника здоровья для младших школьников
3. Сценарий праздника “В здоровом теле — здоровый дух”
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение
Здоровье человека –проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее времяона становиться первостепенной.
Всемирная организацияздравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического,душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ифизических дефектов».
Как и в воспитаниинравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения кздоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков,75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит?Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное– это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, еслитвой организм ослаблен болезнью и леностью?
Деятельность педагогов имедицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считатьоздоровительно-образовательной работой, которая является комплексомоздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной,психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетическойнаправленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления исохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительныхмероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формированииосознанного отношения к своему здоровью.
Школа – это не толькоучреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё иособый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни,где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражаетсвои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
Объектомисследования являются воспитание у младшихшкольников культуры здорового образа жизни.
Предметомисследования были социально-педагогические механизмы воздействия на личностьребенка.
Цельработы является описание воспитания у младшихшкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи:
– Изучить воспитательный потенциал пространства физической культурыи спорта в школе;
– Изучить здоровьесберегающую организацию учебного процесса;
– Описать дневник здоровья для младших школьников;
– Составить сценарий праздника “В здоровом теле — здоровый дух”.
1.Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни 1.1 Воспитательный потенциал пространства физическойкультуры и спорта в школе
Одним из наиболее важныхусловий успешности и эффективности деятельности человека является укреплениездоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональнойдеятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре.Выполнение требований дисциплины “физическая культура”, с одной стороны,способствует созданию этих условий, с другой, напрямую зависит от того,насколько актуально пространство физической культуры и спорта в школе.
Исследования показывают,что в настоящее время пространство физической культуры и спорта не всегдаявляется формирующим самореализацию личности.
В связи с этим возникланеобходимость акцентирования внимания учителей школы и тренеров наиспользовании всего потенциала физической культуры и спорта для всестороннегоразвития школьников и формирования у них оптимальной самореализации впространстве физической культуры.
Формирование и действиемногогранных отношений в пространстве физической культуры спорта в целомобеспечиваются наличием социогенного подпространства, состоящего изполитического, правового, экономического, культурного, образовательного,информационного, нравственного полей. Все события и участники спортивныхотношений составляют содержание физического подпространства, где виды занятий — это моторное поле, а участники – физические агенты пространства [11,c.90].
В пространстве физическойкультуры и спорта четко определены границы правового поля. Спортивнаядеятельность подчиняется множеству различных правил: одни относятся к самойспортивной игре, другие – к внутренней деятельности спортивных организаций,третьи – определяют и регулируют финансовые взаимоотношения внутри и междуспортивными организациями. Правовое пространство физической культуры и спортавключает нормативно-правовые документы всех спортивных организаций. К нимотносятся внутренние уставы, хартии, регламенты, правили положения и т.п. Вэтой связи, спортивным классам было поручено подготовить наглядный материал оправилах, принятых при проведении соревнований по хоккею. Спортивный актившколы разработал Хартию спортивной культуры в школе, основанную на идеалахолимпийского движения.
Экономическое поле впространстве физической культуры и спорта обеспечивалось администрацией школы,которая изыскивала средства на организацию спортивной секции по аэробике дляучителей и родителей, а также на проведение спортивных соревнований,праздников, викторин и т.п.
Информационное полепространства физической культуры и спорта в школе было актуализированопроведением конкурса на лучший плакат по теме физической культуры и спорта.Кроме того, спортивным активом школы была создана группа корреспондентов,выпускающая еженедельную спортивную стенгазету, в которой отражались спортивныеи учебные достижения лучших спортсменов школы, а также анонсировались всеспортивные мероприятия, предстоящей недели [13,c.190].
Немаловажное значение вструктуре пространства спорта имеет культурное поле, обладающее сложнойструктурой и целостностью, особым свойством, “духом” места. Для формированиякультурного поля в школьном пространстве физической культуры и спорта былизапланированы походы на соревнования по фигурному катанию, хоккею, споследующим обсуждением поведения победителей и побежденных, всех участниковсоревновательных действий, судей, тренеров и т.п. для воспроизведения техценностей и отношений, которые пронизывают духовно-нравственную сферу общества.
На всех мероприятияхустраивались показательные выступления лучших спортсменов школы. Лучшимисчитались спортсмены, имеющие по совокупности высокие спортивные результаты иуспешную учебную деятельность. Культура задает способ действия индивиду,фактически она задает определенный способ его физического бытия, и на этойоснове в дальнейшем, в прямой связи с сущностными, внутренними характеристикамикультуры, и вырастает сознательная способность, способность к рефлексии.
В этой связи актуальнымстановится рассмотрение физической культуры и спорта с точки зрениянравственного поля, представляющего собой исключительно “тонкую материю”,выражающую характеристику одного из наиболее глубинных элементов духовнойжизни. Для актуализации нравственного поля на классном часе школьникам былипредложены проблемные ситуации из жизни знаменитых спортсменов, когда спортсменпоставлен перед выбором между победой любой ценой и благородством.
Выполнение гражданскогодолга – центральная задача спортсмена, тогда как в силу самой специфики спортавысших достижений как институциализированной деятельности профессиональногодолга у него фактически нет. Стратегия нравственного воспитания в спорте всвязи со сказанным должна состоять, прежде всего, в том, что с первых шагов напутях, достаточно определенно ведущих человека к большому спорту спортсмендолжен целенаправленно формироваться как пропагандист коллективистскихпринципов межличностных отношений. Спортсмен должен с самого начала отдаватьсебе отчет, что его “соревновательное действие” — это “моральное действие”, чтоего взаимоотношения с соперником — это персонификация определенного принципамежличностных взаимодействий, утверждение (или отрицание) определенной идеичеловеческого существования и самоопределения [11,c.63].
Специфика внутреннегосодержания соревновательного действия спортсмена, тесная слитость его с“нравственным действием” определяют и конкретный путь, по которому следует идтив процессе нравственного воспитания спортсмена. Это, прежде всего, путьформирования определенной идейно-нравственной установки, в соответствии скоторой спортсмен подходит к спортивному соревнованию. Если компоненты этойустановки не актуализируются непосредственно перед соревнованием (и в ходесоревнований), то тем самым теряется определённая часть “энергетическогопотенциала” личности, который может использоваться для достижения результата.
Для исследования проблемобразовательного поля пространства физической культуры и спорта особое значениеимеет концепция образования, разработанная П.Ф. Лесгафтом. Она являетсяединственной в истории, имеющей философские основы, принципы, категории, цели изадачи, обоснованное содержание и структуру образования. В концепции П.Ф.Лесгафта главным является личность и ее интересы. “Цель всякого общегообразования, в конечном результате… в выяснении своей собственной личности иее значения” [10,c.56]. П. Ф.Лесгафт принципиально настаивает на отличии физического воспитания и обучениякак пути формирования качеств и навыков от физического образования, котороеобеспечивает способность человека сознательно относиться к своей деятельности.Речь идет, прежде всего, о необходимости формирования творческих способностейличности. Именно это — главное в образовании, а не овладение многочисленнымиметодиками, приемами, — к чему обычно сводится физическое воспитание иобучение.
Образование впространстве физической культуры и спорта предполагает формирование особогоуровня, стиля мышления, широкого взгляда на вещи и явления, самостоятельностьпозиции, свободы выбора и, главное, способности к творчеству – созданию новогознания. Для актуализации образовательного поля и повышения уровнякомпетентности учителей, родителей и школьников проводилась серия бесед синформацией об основном содержании физкультурного образования детей иподростков. Беседы были направлены на формирование у них физкультурнойграмотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каковоназначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражненияи как ими пользоваться. Особая роль при этом отводилась тому, как научитьсяправильно двигаться, ходить, бегать, передвигаться на лыжах, ездить навелосипедах, лазать, прыгать. Беседы для родителей и учителей былиориентированы на необходимость формирования у школьников физической культурыличности. В этой связи актуальной была информация об умении школьниковправильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться,соревноваться, оперировать предметами и приспособлениями. Главным становитсясамопознание и формирование своего физического идеала. В этом процессе большуюроль играет мода, приближение к принятому в данном возрасте физическому идеалуи стилю жизни. В процессе занятий модными видами физической культуры и спорта,такими как аэробика, скейтборд и т.п. происходит осознание себя, окружающегомира и самопознания в этом мире [2,c.89].
По окончании серии беседв каждом классе была проведена викторина на тему: “Знакомые и неизвестныефизическая культура и спорт”. Кроме того, был объявлен конкурс “Ярмарка идей офизической культуре и спорте” для участия в научно-исследовательской группе споследующим участием в районном и окружном конкурсах.
Физическоеподпространство так же было подвергнуто некоторой коррекции. Так, моторноеполе, представленное в школе, прежде всего, уроками по физической культуре,которые составляют всего 2 занятия в неделю. Увеличили количество занятий до 3.Кроме того, на уроках физической культуры были введены зачеты по легкойатлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, лыжам и т.п. с обязательнымпроведением соревнований в рамках учебного процесса, в периоды, когда изучаютсяданные виды спорта (соревнования проводились между параллельными классами). Кэтим соревнованиям обязательно привлекались спортивные классы. Результаты повсем видам шли в общий зачет класса в “Спартакиаде школы”, где выявлялисьпобедители. Информация о результатах соревнований фиксировалась в стенгазете.
Расширению физическогоподпространства школы способствовало привлечение к самостоятельным занятиям пофизической культуре наиболее активных родителей. Целью занятий явиласьподготовка и участие лучших семей в соревнованиях “Папа, мама, Я — спортивнаясемья”. Таким образом, были подвергнуты актуализации все структурные компонентыпространства физической культуры и спорта. 1.2Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Концепция модернизацииобразования предполагает разработку новой модели начальной школы, котораяотвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества игосударства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важныйпоказатель благополучия общества. Исследования показывают, что 25% детей,приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Вовремя обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются.
Это важный показательблагополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровняхобщества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все населениестраны, в школе дети проводят больше времени в течение дня.
Фундамент здоровьязакладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человеказависит:
– на 50% — от образажизни,
– на 25% — отсостояния окружающей среды,
– на 15% — отнаследственной программы,
– на 10% — отвозможностей медицины [8,c.46].
И хотя, традиционносчитается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менееважная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состояниемздоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношенияк организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологическихи других условий, обеспечение организации образовательного процесса,предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, отметим,что здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательныйпроцесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческийпроцесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.Это достигается использованием: — Игровых ситуаций на уроках, разных формуроков (КВН, викторины, сказки, игра).
— Драматизации диалогов сдвижением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов
— Подвижными играми напеременах
— Наглядности
— Занимательныхупражнений
— Фантазирования
— Творческого характерадомашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию кпроизведению, придумать загадку на тему).
Все это способствуетразвитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрациивнимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональноенапряжение, повышает интерес к урокам.
II. У учащихся начальныхклассов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным вовремя урока является:
а) Чередование различныхвидов учебной деятельности:
– опрос учащихся,
– письмо,
– чтение,
– слушание,
– рассказ,
– рассматриваниенаглядных пособий,
– ответы на вопросы,
– решение задач [2,c.65].
Норма 4-7 видов за урок.
б) Использованиеразличных методов, способствующих активизации инициативы и творческогосамовыражения самих обучающихся.
– метод свободноговыбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
– активные методы(обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
– методы,направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение,общение, самооценки).
Это снимает утомительнуюнагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведениефизкультурных минуток.
– расслаблениекистей рук,
– массаж пальцевперед письмом,
– дыхательнаягимнастика,
– предупреждениеутомления глаз.
Недостаток двигательнойактивности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организмашкольников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируютсердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутреннихорганов, работоспособность нервной системы.
Требования:
Они должны быть — разнообразны(однообразие снижает интерес).
Проводится на начальномэтапе утомления.
Предпочтение отдаватьупражнениям для утомленных групп мышц.
Стараюсь подбиратьупражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышцсвязано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Для расслабления кистирук.
Пример: “Капуста” Мыкапусту рубим.
Мы капусту трем.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмем.               
Имитации действий/
Задача учителя научитьписать, не напрягая руку. А значит сберечь силы.
Пример: Массаж пальцевперед письмом:
протирание ладошек,
“Скалка” — покатать ручкумежду ладонями;
покатать ручку междубольшим и указательным пальцем
“Игра на клавишах” (поочереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
Использование скороговорокс движениями руками в такт .
Пример: “Нашли ли лилию?”
Ладони вертикальнопоставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются(образуя цветок), то смыкаются.
г) Работа попредупреждению утомления глаз.
д) Дыхательная гимнастика.Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей науроках.
Важное значение имеетэмоциональный климат на уроке.
– “Хороший смехдарит здоровье”,
– мажорность урока,
– эмоциональнаямотивация в начале урока,
– создание ситуацииуспеха[7,c.30].
IV. Экологическоепространство:
А) Проветриваниепомещений;
Б) наличие аквариума срыбками,
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье инастроение влияют запахи.
Лучший их источник –растения, наши молчаливые друзья и помощники.
В озеленении классапомощь оказывают родители.
В начале учебного годапроводится операция “Цветик — семицветик”.
Кроме этого решаетсявоспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаютсябережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологическоговоспитания.
Установка на здоровье непоявляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия.В свободной игровой, творческой деятельности через практические действиявоспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственноговоспитания.
— Взаимосвязь смедицинскими работниками школы.
Учитываю в работепоказания медработников школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительнуюработу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков народ.собрания.
— Час здоровья. Предметвходит в расписание. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе.
Использованиездоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешноадаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческиеспособности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения[11,c.90].
Критерием ЗОТ являетсяиндивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностногопотенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения кобучению.
Здоровый образ жизни покане занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но еслимы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примеромдемонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколениебудут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
2.Описание дневника здоровья для младших школьников
“Дневник здоровья”предназначен для учащихся начальной школы, позволяет контролировать состояниесвоего здоровья в течение учебного года и повышает интерес к здоровому образужизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулированиесовместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной насохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всегопроцесса обучения в начальной школе.
Девиз:
Я расту и учусь бытьздоровым!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильнопитайся,
Аккуратно одевайся.
В школу смелоотправляйся![4,c.102]
Проблема воспитанияздорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждымгодом увеличивается заболеваемость среди детей.
Здоровье школьников вомногом зависит от организации учебного процесса и условий жизни детей в школе.К сожалению, многие дети приходят учиться уже с отклонениями в состоянииздоровья. Тем актуальнее предупредительные мероприятия, направленные наповышение защитных сил детского организма, на снижение интенсивности стрессовыхвоздействий. В этих условиях учитель может использовать “Дневник здоровья”.
“Дневник здоровья”позволит развить у младших школьников мотивационные основы сохранения иулучшения и своего физического и духовного здоровья.
На страницах “Дневниказдоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режимадня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам,гигиенические навыки.
Содержание “ Дневниказдоровья” может быть использовано для индивидуальной и коллективной работы вклассе, так и самостоятельной работы дома.
В дневнике указываютфамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес,рост), группу крови, цвет волос, глаз.
В “Дневник здоровья”включены следующие основные темы:
Понятие о здоровом ибольном организме, хорошем и плохом самочувствии.
Значение соблюдениярежима дня и необходимости подвижного образа жизни, физических упражнений дляукрепления здоровья.
Особенности рациональногопитания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием.
Гигиенические навыки и ихроль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта.
Вредные привычки у детей(курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), и их связь с возникновениемзаболеваний человека.
Правила безопасностижизнедеятельности. Первая помощь в экстренных случаях.
Экстремальные ситуации,определение потенциальной опасности, необходимость точных действий детей в экстремальныхслучаях.
Изучение этих темначинается с первого класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепеннос 1-го по 4-й класс учебный материал углубляется и усложняется. “Дневникздоровья” учащиеся начинают вести со второго класса и продолжают в третьем ичетвертом.
В работе с “Дневникомздоровья” могут быть использованы следующие приемы:
–  чтение стихов, сказок, рассказов;
–  постановка сценок, спектаклей;
–  разучивание и исполнение песен,прослушивание песен и стихов;
–  выполнение подвижных игр и физическихупражнений, упражнений на расслабление, аутогенные тренировки, концентрациювнимания, развитие воображения, точечный массаж, валеологический самоанализ;
–  рисование и раскрашивание рисунков;
–  составление и решение кроссвордов;
–  составление режима дня;
–  составление меню;
–  заполнение анкет, тестов;
–  придумывание значков, загадок;
–  составление пословиц [16,c.205].
Работа с “Дневникомздоровья” поможет учителю решить задачи:
–  исследовать и оценить состояниездоровья учащихся;
–  формировать установку на здоровыйобраз жизни;
–  сохранить и укрепить здоровьеучащихся через приобщение к здоровому образу жизни;
–  научить учащихся воспринимать своюжизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.
Работа с “ Дневникомздоровья” помогает усвоить учебный материал, делает путешествие в странуздоровья интересным и увлекательным, а так же способствует развитию ушкольников процессов самонаблюдения, валеологического анализа и самоанализа длякоррекции собственного образа жизни. Учителю при этом отводится рольконсультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик.
В старину говорили:“Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами”.
Да, потерять здоровьеможно сразу, а стать здоровым можно далеко не сразу и не всегда. Ещё вдошкольном возрасте малышей учат беречь своё здоровье. Придя в школу, ребёноквстречается не только с рабочей тетрадью по курсу “Здоровье” мы ему предлагаемвот такой дневник.
Это обложка.Первоклассники любят играть, вот и наш дневник представлен в видекнижки-игрушки.
/>
Рис. 2.1. Обложка дневника
Открыв эту тетрадь (показ“знакомство”, “карты”), ребёнок вовлекается в игру, причём на основесобственных наблюдений за своим здоровьем.
/>/>
Рис. 2.2. Игра
Каждая четвертьпредставлена страницей, где первоклассник, играя, отмечает своё настроение,состояние здоровья, следит за осанкой, тем самым, приучая себя выполнять самыеэлементарные гигиенические требования.
/>/>/>/>
Рис. 2.2. Куклы
Итог работы за каждуючетверть напоминает игру “Одень куклу”:
– соблюдал правилаличной гигиены надеваем чистый комбинезон для мальчиков, для девочек чистоеплатье;
– случилось так,что заболел, нарисуем градусник;
– а улыбку нарисуемв зависимости от настроения [9,c.78].
– 
/>/>/>/>
Рис. 2.2. Игра
Таким образом, играя,занимаясь любимым привычным делом ребёнок включается в мониторинг собственногоздоровья.
Как работать с дневникомздоровья
Начинается работа состраницы знакомства.
Это я (первоклассникрисует свой портрет по заготовке).
Меня зовут (пишет имя).
Мне… лет (закрашиваетв таблице 7 вишенок).
Я живу в городе или вдеревне (обвести нужный рисунок).
Это мой дом (рисует).
Это моя школа (рисует).
Мой рост…
Мой вес…
Два последних пунктавыполняются по желанию с помощью родителей.
Работа с этим дневникомпредполагается на уроке природоведения, рисования, труда. Свой портрет ребёнокрисует дома вместе с родителями. Если родители и первоклассник хотятдополнительно что-либо сообщить, они могут построить страничку фантазии собратной стороны листа. Затем страничка фантазии представляется на классномчасе семейно.
Первыми такой дневникувидят родители на родительском собрании.
По каждой страничкедневника предполагается работать одну четверть, отслеживание состояния здоровьяведёт первоклассник, учитель, родители.
На обратной сторонестраницы-человечка есть таблица. Сверху над ней написано: “Организм познаюсвой, соревнуюсь сам с собой”. В таблице ребёнок раз в неделю (каждую неделю)отмечает разноцветными кружками (это сигналы светофора) такие параметры:
1. Режим дня:
I четверть – утро(адаптация к школе – умей вовремя вставать, всё успеть и не опоздать на урок);
II четверть –утро + времяв школе (адаптация к школе – умей слушать и работать на уроке, всё успевай; наперемене отдыхай);
III четверть –утро +время в школе + отдых (умей правильно использовать свободное время послеуроков);
IV четверть – всеотработанное ранее + вечер (умей вовремя лечь спать) [15,c.301].
2. Гигиена.
3. Заболеваемость.
4. Осанка.
5. Правила безопасногоповедения.
6. Настроение.
Внизу под таблицейродители могут внести свои отметки (сигналами светофора) или словесно.
Учитель делает свои отметки,отмечая положительное продвижение ребёнка. В конце четверти эти наблюдения иотметки обобщаются и заносятся в карту на стр. 2 дневника. В классе имеетсябольшая карта, где учитель по четвертям отмечает общее продвижение класса.
Основная и главная задача– вовлечь ребёнка в мониторинг собственного здоровья.
В конце учебного года вклассе планируется праздник здоровья, на котором будут отмечены дети вразличных номинациях:
– ни разу незаболевший;
– выполняющий режимдня;
– не нарушившийправила безопасного поведения;
– за правильнуюосанку.
3.Сценарий праздника “В здоровом теле — здоровый дух”
Цель: Укреплениездоровья, развитие мышечной системы.
Образовательные задачи:способствовать всестороннему, гармоническому, физическому развитию (силы,выносливости) школьников, координации и выразительности движений, вооружитьучащихся знаниями, умениями и навыками в трудовой деятельности, активномуучастию в общественной жизни.
Воспитательные задачи:продолжить работу по формированию коллективизма и взаимопомощи,дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки, развитияинтереса к спорту, привлечения к массовым мероприятиям.
Инвентарь для 3-х групп:
– 3 волейбольныхмяча;
– 3 кубика;
– 6 скакалок;
– 3 набивных мяча или(3 ложки +3 картошки)
– 20 примеров поматематике + 3 авторучки;
– 3 скамейки;
– 3 обруча;
– 9 кеглей;
– теннисные ракеткис шариками (3+3);
Домашние заготовки:
1) показательныевыступления (музыкальное сопровождение);
2) спортивные эмблемы;
3) спортивная форма;
4) спортивные плакаты,лозунги, стенгазеты;
5) ватман, карандаши,краски, кисточки;
6) рисунки о спорте;
7) группа (класс) готовитназвание отряда, девиз и эмблемы [11,c.203].
За 3-4 дня до открытияпраздника физорги сдают в судейскую коллегию заявки на участие в соревнованиях.На основании заявок заранее оформляются протоколы соревнований. Для успешнойподготовки детей к соревнованиям, назначаются шефы из числафизоргов-старшеклассников, которые проводят беседы об одежде физкультурника, омерах предупреждения травм, разучивают с детьми подвижные игры, включенные впрограмму праздника, комплектуют команды; помогают учащимся организовать выпускнастенной газеты. В газете помещаются материалы о значении занятий спортом дляукрепления здоровья и закаливания детей, спортивные эмблемы групп (классов).Кроме того, в группах проводится конкурс на лучший рисунок, посвященныйпредстоящему физкультурному празднику. Такой конкурс, значительно повышаетинтерес к празднику. В результате проведения конкурса, в вестибюле школыорганизуется выставка детских рисунков.
Завуч по воспитательнойработе, совместно с учителями физической культуры, медицинским персоналом,обеспечивают общее руководство ходом мероприятий, соблюдение правил техникибезопасности. Классные руководители обеспечивают организацию участия школьниковсвоего класса.
Во время соревнований иигр врачу и организаторам необходимо вести постоянное наблюдение за состояниемздоровья учащихся, учитывать уровень физической подготовки и индивидуальныеособенности физического развития школьников.
В день праздника членыоргкомитета приходят на спортивную площадку за 1-1,5 часа до открытия,проверяют подготовку мест соревнований, наличие грамот, дипломов, памятныхподарков. Члены судейской коллегии проверяют разметку мест соревнований,исправность спортивного инвентаря.
План-сценарий праздника. “Вздоровом теле — здоровый дух”
За полчаса до открытияпраздника школьный радиоузел транслирует спортивные песни и марши. Послепозывных праздника звучит припев песни “Внимание! На старт!” (слова Львовского,музыка И.О. Дунаевского). Ведущий приглашает школьников строиться, в заранееустановленном порядке, в колонны по 3 человека. Звучит песня “Друзья настадионы!” (слова Рудермана, музыка Б. Терентьева). Под музыку друг за другомидут классы во главе с физоргами. Физорги несут табличку с изображениемспортивной эмблемы класса. Группа (класс) становится и поворачивается лицом кместу, где располагается судейская коллегия. Физорги сдают рапорт председателюшкольной комиссии и представляют на “смотр-конкурс” эмблему класса.
После приветствия ведущийпредставляет зрителям членов жюри и почетных гостей. Слово предоставляетсяветерану физкультурного движения города (мастеру спорта), директору школы.
После подъема флагалучшими спортсменами школы ведущий объявляет о начале показательныхвыступлений.
Чтоб с болезнями незнаться,
К докторам не обращаться,
Чтобы сильным стать исмелым,
Быстрым, ловким и умелым,
Надо с детства закаляться
И зарядкой заниматься.
Физкультуру всем любить
И со спортом в дружбебыть.
Учитель: “Что нам детипомогает быть здоровым, смелым?”
Учащиеся: “Помогает намвсегда — Солнце, воздух и вода.”
Учитель: “Крепла чтобмускулатура, занимайтесь …”
Учащиеся:“Физ-куль-турой!!!”
Учащиеся от каждого класса выступают с показательными выступлениями.
Показательныевыступления:
А) спортивный танец;
Б) пирамида;
В) физ. зарядка;
Г) акробатическиеупражнения;
Д) фокусы и т.д [13,c.89].
Учитель: “Сегодня мыпроведем спортивные состязания, проверим свою ловкость и сноровку. Для того,чтобы соревнования прошли успешно, необходимо соблюдать правила игр, бытьдисциплинированными, “болеть” за своих товарищей.
Дети, которые участвуют виграх и выполняют упражнения (“болельщики”), тоже получают дополнительные очкикоманде. Итак, приступаем к соревнованиям.”
Задания командам:
Приветствие командам;
Эстафеты: (Учитель: “Надопрепятствиями путь пройти и обратно быстрее в отряд свой прийти”)
Чье звено быстреепостроится в колонку;
Передать мяч над головой;
Перенести кубик доскакалки
Пройти по скакалке (какпо канату);
Перепрыгнуть черезнабивной мяч двумя ногами;
Решить пример;
Боком перепрыгнуть черезскамейку двумя ногами (4 прыжка)
Прыжки через скакалку;
Надеть обруч;
Прокатить обруч;
Последнее препятствие –ложка,
А в ложке картошка,
Бежать нельзя,
Дрожать нельзя,
Дышать можно,
Только осторожно.
Обежать 3 кегли ( можноиспользовать также теннисную ракетку и теннисный мячик).
А теперь возвращаемся,выполняя те же упражнения.
За нарушение правил –минус 1 очко;
Ответственные стоят настарте и финише, за нарушение снимают 0,5 очка.
Ребята, пришедшие:
I – ми получают 20 очков;
II – ми – 15 очков;
III – ми – 12 очков;
Ответственные подводятитоги эстафеты.
Задание болельщикам:
Рисунок о спорте наасфальте-1человек.
I – место 3 очка, II место2 очка, III место 1 очко;
Ответственный ученик 9класса _______________.
Прыжки через скалку 2человека.
1-м: 6 очков, 2-м: 5очков, 3-м: 4 очка, 4-м: 3 очка, 5-м: 2 очка, 6-м: 1 очко;
Ответственный ученик 9класса _______________.
Вращение обруча по одномучеловеку от класса
1-м: 3 очка, 2-м: 2 очка, 3-м: 1 очко;
Ответственный ученик 9класса ______________
Прыжки в длину с места,от класса 3 человека. (Зачитывается общее количество);
а)________ _____ _____III- место
б)_________ _______________ II- место
в)__________ __________________ I- место
I-3 очка;
II-2 очка;
III-1 очко;
Ответственный ученик 9класса _________________________.
Спортивно-оздоровительнаяреклама.
Спортивная фотография
(Нужно замереть, изобразив какой-нибудь вид спорта);
Подведение итогов участияболельщиков (6 заданий).
Учитель: — Приглашаюдетвору на веселую игру.
а) “Перетягивание каната”(от класса 4 мальчика и 1 девочка)
1) 5а-5б,
2)5а-5в,
3)5б-5в;
Ответственный ученик 9класса ____________________.
б) “Удержи равновесие”.
На скамейке сбить мешком(с опилками или тряпками) соперника. Около скамеек для безопасности лежат маты.
в) “Втроем сквозь обруч”.
Команды, в каждой изкоторых по 3 игрока, строятся в колонны по одному, за общей линией старта.Перед каждой командой на расстоянии 10 метров кладется обруч. По сигналу судьи,игроки, стоящие первыми, устремляются вперед, пролезают сквозь обруч ивернувшись, берут за руки вторых игроков своих команд. Не разрывая рук, ониподбегают к обручу и выполняют то же задание. Затем то же ребята выполняютвтроем, держась за руки. Побеждает команда, быстрее других закончившая игру.
г) “Малая эстафета покругу”.
(Участвуют по 5 человекот класса)
Ответственный ученик 9класса ________________________.
Участники строятся содинаковым количеством игроков в колонны по 1-му и располагаются, как спицы вколесе, лицом к центру. Игроки, стоящими крайними от центра круга, держат вправой руке по эстафетной палочке (кегле).
Подведение итогов заучастие в играх.
Описание игры:
По сигналу учителя,игроки с эстафетными палочками (кеглями) бегут в правую (левую) сторону поокружности построения и, возвращаясь к своей команде с другой стороны, передаютэстафету очередному игроку в правую руку, сами же становятся во главе колонны.Очередные игроки, получившие эстафету, повторяют пробежку таким же образом, каки первые. Когда от последнего игрока по порядку, эстафета будет передана вновьпервому, команда заканчивает пробежку. I номер, приняв эстафету поднимает ее кверху и говорит: “Есть!”. Команда раньше других закончившая перебежки,выигрывает.
I-м: 3 очка; II-м: 2очка; III-м: 1 очко;
Правила:
1) После того, каквыбежит очередной игрок, вся колонна делает шаг назад, уступая место у центракруга подбегающему.
2) Во время бега по кругу нельзя касаться крайних игроков, толкать бегущихтоварищей, пробегать между шеренгами, сокращать путь (смотреть Приложениерис.1)
д) Пионербол – поолимпийской системе ( по 6 девочек+1 запасной от группы)
Ответственный ученик 9класса ______________________.
е) Игра в мини футбол(мальчики).(1 вратарь+5 в поле) по 10 минут
Ответственный ученик 9 класса _________________.
Подведение итогов:вручение грамот и переходного кубка победителям.
Учитель:
“На этом наш спортивныйдосуг заканчивается. Все хорошо выполнили задания, победили сильнейшие. Это непоследние старты, поэтому занимайтесь дома зарядкой, закаляйтесь, стремитесь кспортивным высотам, будьте здоровы”.
Движение-это жизнь издоровье!!!
Чтоб расти и закаляться,
Надо спортом заниматься,
Закаляйтесь детвора,
В добрый путь
Физкульт- все УРА!!!
Заключение
 
Проблема здоровья нациистала сегодня самым серьёзным вызовом системе управления государством. Какрешить эту проблему? На мой взгляд, есть способ: “Здоровый ребёнок – здороваянация”.
В фокусе этих взаимоотношений– ребёнок. Ведь именно взаимоотношения учителя с детьми значительно влияют нарезультаты обучения и воспитания. В. А. Сухомлинский писал: “Корень всехтрудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется взабвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, чтоуспех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которыескладываются между преподавателем и учащимися”. Научиться любить детей нельзяни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается впроцессе участия учителя в общественной жизни, его взаимоотношений с другимилюдьми, в том числе и с учащимися. Знание можно приобрести, любовь же –внутренняя потребность человека отдавать себя людям, детям, делиться с нимивсем хорошим, что у тебя есть, думать и заботиться о них. Здесь глубокаяморальная основа моей профессии: иметь способность любви к детям, и этаспособность не появляется на пустом месте, она вытекает из чувства милосердия кокружающим людям, доброты и участия к ним
Важной задачейфизического воспитания в школе является формирование у школьников потребности вличном физическом и нравственном совершенствовании. Поэтому втораяступень–мотивация– сознательное стремление к нравственному и физическому совершенству.
Для улучшения здоровьядетей требуется улучшение всего процесса физического воспитания. И для того,чтобы решить эти задачи, необходимо увлечь ребёнка. Не секрет, что любаядеятельность даёт более весомый и эффективный результат, если у человекаимеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действоватьактивно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения,неблагоприятные условия и другие обстоятельства.
Список использованных источников
 
1. Бальсевич В.К. Неупустите время! — // Здоровье, 2008. — №8.
2. Баль Л.В.,Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2006.
3. Зайцев Г.К.Школьная валеология. – С.-Петербург, 2004.
4. Зайцев Г.К. УрокиМойдодыра. – С.-Петербург, 2008.
5. Зайцев Г.К. УрокиАйболита. – С.-Петербург, 2006.
6. Зайцев Г.К.Правила на всю жизнь. – С.-Петербург, 2004.
7. Зайцев Г.К. УрокиЗнайки. – С.-Петербург, 2005.
8. Евсеева О.Л.Валеологический праздник «День здоровья». — // Завуч в начальной школе, 2008. –№3.
9. Кальченко Е.И. Гигиеническоеобучение и воспитание школьников. – М., 2004.
10. Колесов Д.В.Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 2004.
11. Колесов Д.В., МашР.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 2000.
12. Лаптев А.П.Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 2001.
13. Минькина А.А.Прощай, XX век. — // Классный руководитель,2008. – №1.
14. Мельничук В.М.Дневничок-здоровячок. – Новосибирск, 2000
15. Объединимсяпротив зла (Семья, школа, общественность за здоровый образ жизни) –г.Октябрьский: Сектор воспитания Дворца детского и юношеского творчества, 2004
16. Обухова Л.А.,Лемяскина Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М., 2001.
17. Хрипкова А.Г.,Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 2007.
18. Ягодинский В.Н.Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М., 2005.
школьник здоровый образжизни воспитание

Приложение 1
 
“Схемаигры”
/>