СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
§2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое имузыкальное образование.
§4. Женское воспитание в Спарте.
§5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главномаспекте военного воспитания.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аристотель «Собрания в четырех томах» т.4 М 1984«Мысль» Издательство Академии Наук СССР. Институт философии.
Винничук Л. «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима»М. 1988 «Высшая школа»
Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков» Спб 1913
«Древняя Греция» М 1956 Издательство Академии НаукСССР. Институт истории. Ответственный редактор В.Струве, Д.Каллистов.
Журакоковский Г. «Очерки по истории античной педагогики» М1963 Издательства Академии Педагогических Наук РСФСР
Ильинская Л. «Древняя Греция: история, быт, культура» М1997
Колобова К., Глускина Л. «Очерки истории Древней Греции»Спб 1958
Педагогическая энциклопедия т4 «Советскаяэнциклопедия» М 1968
Плутарх «Сравнительные жизнеописания» т.1 М «Наука»1994. Под редакцией С.Аверинцева, М.Гаспарова, С.Маркиш
«Творения Платона» т.14 Законы и послесловия кзаконам. Петербург Academia 1923.
Введение.
С древних времен вопросы и проблемы воспитания иобразования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятиевоспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цельвсегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамкахдостигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На систему, содержание и методы воспитания восновном большое влияние оказывают три фактора: хронологический, политический и географический. Однако в истории древности известен пример, когда врамках одного государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различныецели, а, следовательно, и выробатывая различные методы. Наиболее яркимпримером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качествепервоочередной задачи воспитание военно обученного и физически подготовленногонарода.
Следуя этому факту, я поставила перед собой цель в своейработе охарактеризовать систему, содержание и методы спартанского воспитания впериод существования государства. А для этого прежде всего необходиморассмотреть исторические особенности зарождения и развития самого полиса с тем,чтобы попытаться выявить специфику его воспитательных целей и задач;ознакомиться с системой и методами воспитания отдельно мальчиков и девочек наразных возрастных этапах; и кроме того, просмотреть труды отдельныхфилософов, современников описываемой эпохи, для того, чтобы выяснить их взглядына целесообразность всей системы и методов спартанского воспитания.
***
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
Возникновение Спартанского государства тесно связано споследними крупными передвижениями племен дорийцев на Балканском полуострове вконце XIII века до н.э. Продвигаясь значительной массой, доряне постепеннозахватывали долину Еврота — Лаконику — и прилегающие к ней территории. Этизавоевания не были связаны с поголовным порабощением местного населения, потомучто сопровождались острой внешней и внутренней борьбой, однако уже к IX векудо н.э. дорийские племена контролировали всю территорию Лаконики, сформироваваппарат господствующего класса — Спартанское государство. Уже после этогоначался процесс порабощения местного населения — илотов, который сопровождалсярезким обострением классовой борьбы, продолжавшейся в течение пяти поколений. В отношении порабощенных жителей Лаконики дажесложилась определенная философская точка зрения, которая гласила, что «уже непосредственнос момента рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни изних предназначены к подчинению, другие — к властвованию.»[1]
Первоначально (в начале своей завоевательной политики)Спарта мало чем отличалась от современных ей других греческих общин, однако вновых условиях жизни эта разница становится крайне существенной: небольшаяобщина спартиатов вынуждена была осуществлять задачу господства над подавляющимбольшинством лаконского населения ценой постоянной военной готовности граждан.Это обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской общины,особенностью которого был его ярко выраженный военный характер, который являлсяопределяющей чертой общественно-политической и социальной сфер жизни общества.Главное место во всей организации спартанского государственного управленияотводилось военно-политическому воспитанию граждан.
***
§2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте.
Термин «воспитание» необычайно многогранен, еслирассматривать его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе,суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иногогосударства.
В VIII — IV веке до н.э., в связи с вышеописаннойнапряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новаясистема воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «вЛакедемоне… почти все воспитание граждан и почти вся законодательная системаимеют в виду военные цели»[2]. Совершенноочевидно, что государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитиенового поколения, физически сильного и способного к выживанию в условияхвоинственной политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгийгосударственный контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучениявошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков иморальную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные сразвитием эстетической стороны души человека.
Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактахметоды проведения подобной политики.
***
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте.Физическое и музыкальное образование.
3.1 Воспитание в семье.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанцаот представителей других народов были сила, выносливость и максимальнаяготовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качествначиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда непеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенокподрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темныепомещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказываяпалкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенкавнутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденнаяархеологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающаяребенка собственной сандалией — настолько прочно подобное явление было связанос бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальнымипраздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.
Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали квоенной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущегозащитника государства: пренебрежение болью и страхом.
3.2 Период государственного образования.
Существовавшая в Спарте система образования была оченьчетко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет иподразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причемна всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияниеинтересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей пособственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.
3.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.
Основной задачей в этот период было развитие способностисамостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основныхморальных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки,хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустаннымконтролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их вагелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военнойдисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужествомна поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этихлюдей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любоймалейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссоритьдетей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончаниипохвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо непроявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишьограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривалиськак общее дело всего класса. И этот такназываемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общейсистеме спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так какгосударство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всехнужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом… Что имеет общий интерес, тем и заниматься следуетсовместно.»[3] Апоэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашалипредставителей старше-го поколения «ибо всякий считает себя до некоторойстепени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков»[4].На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. Иэто считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качествезрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношейк достижению б`ольших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали вовсе более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходилипочти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосыбыли коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключаяопределенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, натростниках или на камышах»[5],которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудноепитание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать изних ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиатыдолжны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихсяизбивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способамистремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике,который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретилвоинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол емузубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя настрашную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.
Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детейбороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание ивыдержку — качества столь необходимые для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколькосвоеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастнуюгруппу. Одно из них — показательное сражение спартанской молодежи, на котором вкачестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя изаканчивая рядовыми членами общины — настолько серьезно государство подходило квопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось двадня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй деньначиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно большепротивников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, заисключением оружия. В остальном же — полная свобода действиям и смекалке.Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другуглаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников вглубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали илиоставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили кследующему экзамену — сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важныхформ уже упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над воспитанием и,имея в своей основе идею соперничества — основной принцип всего спартанскогообразования — являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни передалтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание былосуровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначене только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет обэтом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют передалтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеютих, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпетьболь и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая прижизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» Идалее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попавв плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить,и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из нихпервым устанет.»[6]Возможно, сечение у алтаря — это эффективный способ развития мужества ивыдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так имногих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый“испыта-тельный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возрастаподростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончаниипраздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодеживне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страныдля несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестныеотзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимойбосиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг,скитание ночью и днем по всей стране… что способствовало укреплению тела идуха ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»[7]А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительствоежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики.Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания,изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом — все это формировалоне только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но ивырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместес тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровствосчитались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривалсякак существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанныев подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убиватьлюбого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей,с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов,повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферувоенных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, давпрочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичнымагоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежьзачислялась в состав иренов — помощников руководителей воспитания. Основнойзадачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялисьони с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогдауже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи имышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности иупотребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле бояценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям ссамого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующиеразмышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» Вответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привестидоказательства, облекши мысль в самые краткие слова… Детей учили говоритьтак, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткиеречи вызывали пространственные размышления».[8]Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства — Лаконика)становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности впередаче мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростковнаиболее насыщенным и трудным.
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30лет.
На втором этапе государственного военного воспитания егосодержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививалисьтолько лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности,причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, топо достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки напрактике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возрастагосударство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальномразвитии детей: в программу обучения теперь входят не только физическиеупражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, ипериод жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодойчеловек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятийприближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилосьполученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместныхтрапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах.Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинствеслучаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательноговоенного образования, и спартиат становится полноправным гражданином,обладающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходилипериод интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делалсяименно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый планзаботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможностьнекоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На скольковерна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущуюроль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитиидетей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только впределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя.Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские властиуделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм имелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительностиотображения гнева и кротости, мужества и умеренности… а также прочихнравственных качеств.»[9]. Хоромпели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыкасплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведенаспартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало,будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию»[10].Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павшихза Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физическихупражнений, преподаваемые детям в период государственного образования. Такимобразом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ниискусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютнобезграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в техобластях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. Вобласти же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военнойполитикой государства (куда спартанское правительство отнесло также граматику имузыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям),спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.
***
§4. Женское воспитание в Спарте.
Воспитаниеспартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческимифилософами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способностиодинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе иженщине и мужчине,»[11] — этамысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушекучили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так жетанцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступалимужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будутсильными и здоровыми».[12]Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось приниматьучастие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всехгосударственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальныетанцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты такжеполучала после 30 лет. В это же время по закону заканчиволся процессгосударственного образования, так как этот возраст символизировал достижениеполного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своейвоенной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: еслимужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась какхранительница домашнего очага.
***
§5. Философы Древней Греции о физическом
воспитаниикак о главном аспекте военного воспитания.
Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперьфилософские концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной чертойспартанского воспитания является его узко военная направленность, котораяподразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. Апоэтому изучим отношение философов именно к аспекту физического воспитания, кего нормам и целям.
Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для наспредставляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы иостановимся на их работах.
5.1. Философские взгляды Платона.
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственноевлияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметральнопротивоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подходк жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником болеереалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросоввоспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа говорят о необходимости физического воспитанияс самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает наважность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижныеигры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “этоявляется для них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играхтолько лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход:он настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек… должен смалолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (кбудущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем илидомостроем, тот в играх должен: первый — обрабатывать землю, второй- возводитькакие нибудь постройки.”[13] Каквидно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание вчистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.
Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигаетна первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитиедуши” играет ведущую роль, но именнопоэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку“пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характердетей тяжелым.”[14] Ипоэтому Платон провозглашает: “Основное начало…-движение.”[15]Но и сама суть движения у философа носит несколько особый характер: “… все должны избегать в жизнинеумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-то середины.”[16]Эту золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и,продолжая идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делаетхарактер детей тяжелым… то излишнее и грубое порабощение делает егоприниженным.”[17]
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузокотносится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платонамальчикам после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука,из пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайнеймере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращеннию соружием… Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не свойственнысвободорожденным людям,”[18]- так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей филлосов, указываяна то, что этих упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободногогражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физическоговоспитания. Его функции он сводит только лишь к участию в государственныхмероприятиях: “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы присовершении шествий и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидетьна коне, а также сопровождать молитвы танцами в честь богов игероев… Состязания и подготовительные работы к ним надо устраивать только лишьради этой цели.”[19]
С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платонавысшим жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподаваниегимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должнысодействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в конечномстремлении истинного философа,”[20]которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипомвысказанной позже мысли: в здоровом теле здоровый дух.
Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении,полностью подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотяона и не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его второстепенность.
5.2. Философские взгляды Аристотеля.
Другой древнегреческий филосов, о котором уже было сказановыше, — Аристотель — в противоположность Платону придает физическому воспитаниюколоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забота о теле должнапредшествовать заботе о душе,”[21] — говоритон и в то же время резко осуждает спартанскую воспитатальную практику,поскольку спартанцы “постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своегорода животных; поступают они так в томрасчете, будто бы это полезно для развития мужества. Однако, как на это частобыло указано, не следует обращать все свои заботына одну цель…”[22]Спартанское правительство действовало вразрез с этой идеей, что впоследствиипривело к глобальной катастрофе.
В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель,так же, как и Платон, видел стремление к “золотой середине.” С его точкизрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные… аобладание серединой благосклонно.”[23]
Резкой критике подвергает филосов как средства, так и целиспартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитаниемнесколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “овоенной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработилинедостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в рабство,”[24]в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели:расширение своих владений путем захватасоседних территорий.
Таким образом, проанализировав некоторые работы древнегреческихфилософов, становится очевидно, что лучшие мыслители того времени во многом небыли согласны со спартанским максимализмом относительно физического воспитанияи столь большой концентрацией внимания на военных нуждах государства в ущербэстетическому развитию народа. Однако оба философа поддерживают некоторы отдельныеидеи, признавая их эффективными и актуальными для своей эпохи.
***
Заключение.
Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. врезультате захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношениюк близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так каккоренное население оказывало сильное сопротивление захватчикам. В связи с тем,что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких веков,спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на то, чтобыудержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было необходимо создатьсильную, военно-обученную нацию. Таким образом, особенности спартанскоговоспитания были заложены еще изначально, ибо эта задача легла на плечипедагогов.
В связи с этой напряженной исторической обстановкой вСпарте вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепеннойзадачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам. Системагосударственного воспитания распространялась на людей в возрасте от 7 до 30 лети подразделялась на три периода.
На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививалисьосновные моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а также юных спартиатов учили выживать в суровых природных условиях. Для этихцелей использовались разнообразные методы. Так, например, для воспитаниямужества широко применялись жестокие публичные наказания и показательные боибез использования оружия, право на ношение которого необходимо былозаслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для того, чтобы научитьдетей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того, в возрасте 15 лет юношавпервые принимал участие в “войне” с рабами, таким образом преодолевая страхперед смертью и убийством. Большое внимание в это время уделялось также развитиюлогической и краткой речи у детей как необходимого качества будущего воина.
Второй этап государственного спартанского образования (15-20 лет) был менее интенсивным и насыщенным. Ос-новное внимание здесьуделялось закреплению уже полученных навыков и умений. Выйдя из под опеки учителей, спартиаты должны были доказать свое право быть гражданином,принимая участие в настоящих сражениях и боях. В это время юноши овладевают азами грамоты и занимаются музыкой, которая также находиться вподчинении военной идеологии.
Третий этап (21-30 лет) напрямую связан с получениемвсех социальных и гражданских прав, вхождением в политическую жизнь общины иполучением разрешения примать участие в общественнных трапезах.
Таким образом, обозначилась основная тенденцияспартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физическихспособностей в ущерб эстетической качеств души человека.
Подобная политика воспитания не нашла полного одобрениясреди лучших философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуждаютспартанский максимализм, став сторонниками “золотой середины”, особенноотносительно того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также ис целями спартанского правительства, стремящегося создать военную нацию длябольшего укрепления и расширения границ своего государства. Платон в воспитаниитела видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель жеговорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего дляоборонительной, а не захватнической политики. Однако оба философа поддерживаютнекоторые воспитательные методы спартанцев.
The previous version.
С древних времен вопросы и проблемы воспитания иобразования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственныхзадач, поскольку их первостепенная значимость очевидна. Так, если у власти встране стоит политически безграмотный человек, то какими бы колоссальнымиресурсами это государство не обладало, оно все равно попадет в подчинение болееразвитым странам.
Если же мы обратимся к истории древнейшего мира, то дажездесь можно найти подтверждения тезису о важности образования, хотя оно и имелонесколько другие формы. Несомненно огромное значение для всего человечестваоткрытие огня, бронзы, первых орудий труда. И все эти знания передавались потомкампосредствам наскальных рисунков и надписей, что сыграло большую роль в процессестановления цивилизации.
Итак мы видим, что каждая эпоха вносит свои концептуальныеновшества в понятие воспитания, то есть содержание образования хронологически меняется, но цель его всегда одна: воспитатьвсесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смоглабы существовать в определенной исторической обстановке.
Таким образом, факт необходимости образования очевиден. Однако,какую роль оно играет для государства в целом?
Аристотель писал: “… в тех государствах, где предметвоспитания находится в пренебрежении, оно само терпит от того ущерб. Ведь длякаждой формы государственного строя соответственное воспитание — предмет первойнеобходимости.”[25] Такимобразом философ приходит к выводу о существовании тесной взаимосвязи междуобразованием и государственными интересами. Следуя этому факту, я поставила передсобой цель в своей работе изучить, насколько сильно воспитание может повлиятьна государственный строй и на его судьбу. А для этого прежде следует подробноизучить систему воспитания на определенном этапе развития государства, а затемпроследить его исторические последствия.
В качестве примера я выбрала один из полисов Древней Греции- Спарту. Это военное государство, на мой взгляд, является наиболее яркимобразцом взаимосвязи трагической судьбы народа с политикой воспитания.
Заключение.
В заключении работы подведем главный итог основной целиданного реферата. На примере древнегреческого города-государства Спартыотчетливо видно насколько сильно влияние воспитания как на сохранениеобщественного строя, так и на определение судьбы целого государства.
Утвердившись в IХ веке до н.э. в качестве новой административнойединицы, Спарта создает все условия для воспитания нескольких десятковфизически сильных и военно обученных поколений, которые уже в V — IV векахсумели подчинить себе всю Грецию. Однако спартиаты не были готовы принять насебя власть управления в силу ограниченности своего культурного уровня иобразования. Великий народ, воспитанный в лучших военных традициях своеговремени, оказывается беспомощным в новых исторических условиях мирного существования. Неготовый инеспособный к такой жизни, он самоуничтожается изнутри: происходит полноерастление нравов и падение всех жизненных устоев общества. Следствием этихвнутренних кризисов стало полное ослабление и, фактически, уничтожение некогдасильнейшего государства, которое даже не оставило после себя никакогокультурного наследия, так как на протяжении всей истории существованиягосударства правительство заботилось только лишь о военном воспитании граждан,совершенно упустив из виду их эстетическое развитие. «Лакедемоняне держались,пока они вели войны, и стали гибнуть, достигнув гегемонии: они не умелипользоваться досугом и не могли заняться каким-либо другим делом, котороестояло бы выше военного дела,»[26] — ктакому выводу приходят философы.
В свете этого исторического факта совершенно очевидно, чтоправильность выбора направления образования кардинально влияет на ход всейистории: она может вознести государство к вершинам благополучия или же придатьего полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировалонормально, необходима четко продуманная и тщательно разработанная программа,которая создаст все условия для воспитания всесторонне развитого человекаи не повторит ошибок спартанского правительства, которое сузило весь спектрпедагогических проблем, полностью милитаризовав политику образования и темсамым подписав смертный приговор целому народу.