Реферат
Тема: МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В VI—VIIКЛАССЕ
Повышениеэффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебномпроцессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся,интенсифицирующих процесс обучения.
Впрактике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция,рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа смикроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа. В настоящее времяметоды обучения обогатились методами моделирования, построения мысленныхмоделей, математического моделирования. В VI—VII классах наиболее применимо практическоемоделирование: изготовление модели клетки, одноклеточной водоросли,бактериальной клетки и ее споры и др.
Взависимости от характера познавательной деятельности учащихся, степени ихсамостоятельности в обучении каждый метод можно использовать в объяснительно-иллюстративномили поисковом, исследовательском плане. При обучении биологии в VI—VII классахчаще используются объяснительно-иллюстративный и поисковый подходы, так каквозрастные особенности учащихся, уровень их подготовки требуют участия учителяв работе, больших затрат учебного времени. Исследовательские опыты и наблюдениянаиболее применимы во внеклассной работе.
Эффективностьметодов зависит от умения учителя обогащать их методическими приемами. Умелоеиспользование в ходе рассказа, беседы натуральных объектов, иллюстраций, схем,систематизирующих и обобщающих таблиц способствует повышению познавательнойактивности учащихся, усвоению основного материала. С помощью методическихприемов происходит обогащение методов, повышается их эффективность. Методические приемы будутрассматриваться в органической связи с описанием методов.
Привыборе метода в процессе обучения биологии в VI— VII классах следует учитыватьсодержание учебного материала и конкретные учебно-воспитательные задачи,которые предстоит решить, оснащенность кабинета биологии учебным оборудованием,наличие раздаточного материала, возрастные особенности учащихся, уровень ихподготовки. Так, нецелесообразно на первых этапах изучения биологиииспользовать лекцию. Она требует продолжительного внимания, сложноймыслительной деятельности, охватывает большой объем знаний. Поэтому лишь вконце раздела «Растения» можно использовать небольшую школьную лекцию.
Приизучении важно использовать сочетание методов, чтобы один метод дополнялсядругим. Например, рассказ учителя об условиях протекания фотосинтеза сочетаетсяс демонстрацией опытов, доказывающих поглощение углекислого газа и выделениекислорода растениями на свету, что без углекислого газа крахмал в листьях необразуется. Рассказ учителя о процессах жизнедеятельности клетки дополняетсядемонстрацией кинофильма «Растительная клетка».
Вто же время не следует увлекаться использованием большого разнообразия методов,так как частое переключение с одного метода па другой может привести к рассеиваниювнимания учащихся, вызвать перегрузку учебного процесса на уроке.
Перестройкаобучения требует использования активных методов. Для курса биологии VI—VIIклассов таковыми могут быть: проблемные беседы, исследовательские опыты,познавательные игры, самостоятельная работа с книгой. Так, беседа должназаставлять учащихся думать, а не просто воспроизводить знания тех или иныхфактов. Необходимо шире использовать специфические для биологии методы:наблюдения, эксперимента, практической работы на учебно-опытном участке, вкабинете биологии в сочетании с беседой, рассказом, работой с учебником. Они внаибольшей степени способствуют решению учебно-воспитательных задач приобучении биологии в VI—VII классах, развитию мышления, практических умений,преодолению формализма в знаниях учащихся. Методы наблюдения, эксперимента,практической работы придают обучению деятельностный характер, поэтому являютсянаиболее эффективными для обучения биологии в VI—VII классах.
Методнаблюдения широко используется в естественных науках,являясь органической частью любого биологического исследования. В обучении этотметод также широко используется, при этом технология его применения упрощена.Метод наблюдения ориентирует на чувственное восприятие изучаемого объекта илипроцесса, способствует установлению связей между объектами и явлениями,наиболее полному их познанию.
Программапо биологии VI—VII классов указывает на необходимость проведения учащимисянаблюдений за растениями в при роде в осенний период, за раннецветущими и другими растениями, заразвитием побега из почки, за ростом и развитием растений в природе, на учебно-опытномучастке, на полях колхозов и совхозов, за жизнью растений разных семействосенью, за жизнью растений — представителей разных отделов в зимнее время.
Втребованиях к знаниям и умениям учащихся VI—VII классов предусмотрено умениепроводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире иоформлять результаты наблюдений.
Чтобыметод наблюдения давал хорошие результаты, учитель должен обучать школьниковнаблюдать за биологическими объектами, видеть их нужные стороны, необходимыедля формирования биологических понятий, для установления теоретическихзакономерностей. В противном случае учащиеся недостаточно осмысливаютнаблюдаемые факты, фиксируют лишь внешние проявления, не вникая в их сущность,не всегда понимают закономерности, лежащие в основе наблюдаемых явлений.
Главнуюроль в организации деятельности учащихся при наблюдениях играет задание. Приорганизации наблюдения важно четко определить его цель, правильно выбратьобъект, ориентировать учащихся на рассмотрение нужных сторон, установлениезакономерностей явлений, их сущности, причинно-следственных связей. Причем напервых этапах задания по проведению наблюдении должны быть особенно четкими иразвернутыми, чтобы они указывали на последовательность действий учащихся,нацеливали на фиксацию результатов наблюдения в виде выполнения рисунка, схемы,таблицы, формулирования вывода. При этом необходимо всемерно контролироватьучебную деятельность, проверять результаты, помогать делать выводы.
Методнаблюдения характеризуется большим разнообразием в зависимости от объектаизучения. Один характер носит наблюдение макрообъектов, другой — микрообъектов.Наблюдения в кабинете биологии отличаются от наблюдений в природе. Все этонеобходимо учитывать при определении характера познавательной деятельностиучащихся.
Припроведении наблюдений деятельность учащихся может быть организована либо виллюстративном, либо в поисковом плане. На первых этапах изучения биологиинаблюдения имеют в основном иллюстративный характер и деятельность учащихсянаправлена на восприятие объектов в целом, на выявление особенностей строениярастительных организмов в связи с окружающей средой. Учащиеся наблюдают заизменениями растений осенью, за строением растительного организма, клетки,органов. Затем устанавливается связь наблюдений с ранее полученными знаниями.При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи,устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Так, на первыхэтапах изучения биологии наблюдение микрообъектов носит иллюстративныйхарактер, работа учащихся ведется фронтально, учительоказывает школьникам помощь, демонстрируя клетку на таблице, модели, делаетзарисовки на доске, контролирует работу учащихся: просматривает их рисунки втетрадях, заслушивает ответы на вопросы. Только после того как будутсформированы умения работать с микроскопом, готовить микропрепараты, находитьнаблюдаемый объект, учащимся предлагаются задания поискового характера, которыеповышают их познавательную самостоятельность. Так, изучение растительной клеткиначинается с рассмотрения крупных клеток плодов томата сначала невооруженнымглазом. Затем клетки томатов рассматриваются под лупой. Рассмотрению клеток кожицылука предшествует рассказ учителя с использованием таблицы, микрофотографий,диафильма, модели клетки, мелового рисунка на доске по ходу описания строенияклетки. Только потом учащиеся рассматривают микропрепарат и зарисовываютувиденное в тетради. Учитель контролирует восприятие учащихся, просматривает ихрисунки, ставит вопросы, в заключение проводит беседу, предлагает описатьувиденное под микроскопом. В данном случае наблюдение носит иллюстративныйхарактер, а деятельность учащихся — репродуктивный.
Напоследующих уроках учащиеся проводят наблюдения микрообъектов с большейсамостоятельностью и в поисковом плане с учетом сложности изучаемого объекта.Так, при изучении внутреннего строения листа учащиеся вначале рассматриваютлист невооруженным глазом, отделяют кожицу с его нижней и верхней сторон,рассматривают на свет и определяют ее цвет. Затем учитель объясняет особенностистроения кожицы листа, демонстрируя при этом таблицу, обращает внимание наформу клеток, толщину их оболочек, плотность прилегания клеток друг к другу,строение устьиц. После этого учитель организует поисковое наблюдение кожицылиста под микроскопом. По заданию учителя школьники самостоятельно готовятмикропрепарат кожицы с нижней стороны листа, рассматривают его под микроскопом,находят устьица, подсчитывают их число и описывают особенности строения,находят бесцветные клетки, определяют их форму и строение, сравнивают строениеустьичных и бесцветных клеток, зарисовывают их, делают выводы.
Изучениесухих и сочных плодов в VI классе также проводится с помощью метода наблюдения,но при этом рассматриваются макрообъекты. Однако учащимся при рассмотренииданных объектов трудно без помощи учителя выделить существенные признакиплодов. Поэтому учитель руководит наблюдением учащихся с помощью следующегозадания:
Задание.1. Рассмотрите плоды, выберите из них сочные и сухие. 2.Разрежьте сочные плоды. Опишите внутреннее содержимое плода. 3. Рассмотритесухие плоды, раскройте их. Опишите внутреннее содержимое плода. 4. Сравнитесначала два сочных (или два сухих) плода, а затем сочный и сухой. Сведения о сухихи сочных плодах занесите в таблицу 1.
/>
Спомощью метода наблюдения под руководством учителя учащиеся уясняют признакисухих и сочных плодов, находят общие черты и различия в их строении.
Такимобразом, благодаря овладению учащимися методом наблюдения микро- имакрообъектов значительно возрастают возможности использования поисковогонаблюдения, придания деятельности учащихся творческого характера.
Приизучении многообразия цветковых растений учащиеся наблюдают живые растения илигербарные экземпляры с целью составления морфологической характеристики.Наблюдение учащихся организуется с помощью специальных заданий. Причем напервых этапах учащиеся работают фронтально, наблюдению за растениямипредшествует беседа об особенностях семейства с использованием таблицы илитранспаранта. Постепенно самостоятельность учащихся в наблюдении за растениямивозрастает: они работают без помощи учителя, выясняют морфологическиеособенности растений, проводят их определение. Однако в задании указываетсяпоследовательность деятельности учащихся и необходимость формулирования вывода.
Приобучении биологии в VI—VII классах учащиеся проводят длительные наблюдения заразвитием растений (распусканием почек и образованием побегов, прорастаниемсемян, развитием боковых и придаточных корней, ростом корня и побега, развитиемцветков и соцветий, влиянием опыления на развитие плодов и семян, испарениемводы листьями и др.). Важно, чтобы результаты наблюдений учащиеся фиксировали вдневниках наблюдений, использовали на уроках при изучении теоретическогоматериала с целью его конкретизации.
Большоеместо метод наблюдения занимает на экскурсиях в природу, где учащиеся наблюдаютрастения в их естественной среде, узнают о многообразии растений, особенностяхих строения и среды обитания, развивается их наблюдательность и активизируетсяпознавательная деятельность. При подготовке к экскурсии следует подобратьзадания для проведения учащимися наблюдений, дифференцировать их в зависимостиот подготовки школьников. Задания для наблюдений за жизнью растений в природедолжны быть нацелены па установление взаимосвязи растений со средой, нахарактеристику сезонных изменений в растительном мире, на выяснениеприспособленности растений к жизни в сообществе. Задания должны оказывать помощь в выборе участкадля наблюдения, в определении объектов, в выявлении их существенных сторон, вформулировании выводов. В то же время задания для наблюдений в природе должнысодержать элементы поиска. В программу с целью усиления внимания к методунаблюдения включены фенологические наблюдения в темы «Отдел покрытосеменные», «Отделырастений», дан перечень опытов с сельскохозяйственными растениями, наблюденииза жизнью растений в природе, на учебно-опытном участке, па полях колхозов исовхозов, по выращиванию и уходу за растениями.
Методэксперимента включает в себя постановку опытов с растениями,наблюдения за процессами их жизнедеятельности.
Программапо биологии ориентирует на использование в преподавании как лабораторных, так идемонстрационных опытов. При постановке и использовании результатов опытаучащиеся получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в естественномхарактере биологических явлений и материальной обусловленности их; проверяют напрактике верность теоретических знаний; учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое,делать выводы из опыта. Кроме того, школьный эксперимент приучает учащихся кточности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путейпознания живой природы.
Эксперимент— один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущностьтого или иного явления, установить причинно-следственные связи. Проводя опыты,учащиеся становятся исследователями, «открывателями» законов природы. Кшкольным биологическим опытам предъявляются следующие требования: они должныбыть доступными, наглядными, ценными в познавательном отношении. Учащихся надознакомить с целью опыта, вооружить знанием техники его проведения, умениемнаблюдать за объектом или процессом, фиксировать результаты, формулироватьвыводы. Следует также учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются водин урок, требуют помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов,формулировании выводов.
Напервых этапах изучения биологии, когда учащиеся не располагают необходимымзапасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов производится заранееучителем или юннатами. Познавательная деятельность учащихся при этом носитрепродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление сущности опыта,формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладенияучащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степеньих самостоятельности.
Большоезначение для осмысления учащимися опыта имеет предварительная работа:определение цели и техники закладки опыта, формулирование вопросов,способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно, чтобыучащиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую роль в обучении биологии играютдемонстрационные опыты, с помощью которых изучаются процессы жизнедеятельностирастительного организма. Этим целям служит демонстрация опытов, позволяющихопределить наличие в растениях минеральных и органических веществ, установитьверхушечный рост корня, побега, поступление воды в корень, передвижениеорганических веществ, дыхание корней, семян, испарение воды листьями и др.
Большинствоопытов служит целям иллюстрации рассказа учителя. Демонстрация результатовтаких опытов позволяет учащимся увидеть явление, например выделение кислороданаходящимся на свету растением в процессе фотосинтеза, образование наплыва изорганических веществ в опыте по передвижению органических веществ, выделениекапель воды на стенках колбы в опыте по испарению и др.
Деятельностьучащихся при демонстрации этих опытов организуется с помощью вопросов, направляющихна выявление сущности, основных закономерностей изучаемого явления. Так, куроку «Испарение воды листьями» закладываются опыты, с помощью которыхвыясняется сущность процесса испарения и его зависимость от условий среды: опытс листом пеларгонии, помещенным в колбу, и опыт с пятью сосудами, в которыепомещаются лист и веточки пеларгонии. Урок начинается с анализа результатовопыта. Учащиеся наблюдают капельки воды на стенках колбы, в которой находилсялист. Учитель ставит вопросы, позволяющие школьникам сделать правильный вывод:с какой целью помещают лист в колбу? Почему необходимо закрыть горловину колбы?Откуда на стенках колбы появились капельки воды? (Используя таблицу внутреннегостроения листа, школьники показывают устьица, через которые испаряется вода.)Вода, охладившись, оседает на стенках колбы в виде капель.
Приобсуждении результатов другого опыта учитель предлагает следующие вопросы:зачем в пробирки наливается масло? С какой целью одну пробирку помещают в болеетеплое место? В итоге учащиеся делают вывод: чем больше листьев у растения ичем выше температура окружающей среды, тем больше воды испаряет растение.
Демонстрациянекоторых опытов (верхушечный рост корня, побега, передвижение воды по стеблю идр.) позволяет получить с помощью опыта неизвестные учащимся знания. При этом опостановке опыта, особенностях его проведения и результатах рассказывает самучитель или ученик по заданию учителя. Так, на уроке «Зоны деления и роста» втеме «Корень» демонстрируется опыт «Верхушечный рост корня». Этот опытпозволяет учащимся «сделать открытие», установить, какой частью корень растет вдлину. Учитель организует учебную деятельность учащихся с помощью вопросов,направленных па выяснение главного: почему нужно наносить метки на весь корень,а не на его часть? Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми инебольшими? Обсуждение этих вопросов и наблюдение результатов опыта позволяетучащимся сделать вывод о закономерностях роста «корня в длину.
Приизучении закономерностей растительного организма демонстрация опыта даетнаибольший эффект в сочетании с беседой, которая позволяет осмыслить результатыопыта.
Особеннобольшое познавательное и воспитательное значение имеют опыты, в которыхучащиеся принимают активное участие. В процессе изучения того или иного вопросавозникает необходимость получить ответ на проблему с помощью опыта, и учащиесяна этой основе сами формулируют его цель, определяют технику закладки,выдвигают гипотезу о том, каким будет результат.
Например,при изучении роста корней учащимся VI классауже известна их роль в обеспечении растений водой и питательными веществами.Учащиеся осознают необходимость создания наилучших условий для роста корней. Атак как корни растут в почве, то школьники приходят к выводу о зависимостироста корней от свойств почвы. Так они самостоятельно формулируют цель опыта —выяснить влияние разных почв на рост корней. Они в основном раскрывают итехнику закладки опыта: высеять семена одного вида в одно и то же время в ящикис разной почвой и через некоторое время рассмотреть их корневую систему.Некоторые учащиеся усложняют условия, предлагают поставить два ящика содинаковой почвой, но в один из них внести удобрения. Учащиеся высказываютпредположение, что корневая система будет более мощной в ящике с плодороднойпочвой и в ящике, куда внесены удобрения. Затем анализ результатов опытаубеждает учащихся в правильности их суждений.
Приизучении биологии VI—VII классовопыты используются для закрепления, обобщения знаний, конкретизацииобщебиологически* понятий. Например, на уроке «Использование знаний овзаимосвязи растений в практике» по теме «Растения иокружающая среда» теоретические знания закрепляются на основе демонстрациирезультатов опытов по влиянию подкормки, полива на рост и развитие растений.Учащиеся осознают зависимость роста и развития растений от условий среды ихобитания, закрепляют знания о жизнедеятельностирастений в целом.
Совершенствованиеметода эксперимента заключается в организации познавательной деятельности такимобразом, чтобы у учащихся возникла потребность поставить опыт для выяснениятого или иного вопроса, логично вытекающего из предыдущих знаний.
Рассказкак метод обучения находит широкое использование в VI—VIIклассах. В основе рассказа лежит изложение материала учителем.Обычно рассказ занимает небольшую часть урока и часто используется в сочетаниис другими методами: беседой, демонстрацией экранных пособий, работой с книгой.Рассказ часто обогащается методическими приемами: зарисовкой на доске схемы,таблицы, демонстрацией натуральных объектов, муляжей, моделей и др. В процессеизучения первых разделов курса биологии —«Растения», «Бактерии. Грибы.Лишайники»— рассказ должен быть кратким, хорошо иллюстрированным, состоять из небольших порций, излагаемых в строгой логическойпоследовательности. Причем на первых этапах изучения этих разделов блоки рассказадолжны быть небольшими и завершаться выводами, которые делает сам учитель.Постепенно объем излагаемого с помощью рассказа материала увеличивается,учащимся предлагается формулировать выводы. Например, на уроке «Зонапроведения. Поглощение воды и минеральных веществ корнем», проводимомучительницейбиологиишколы № 315 г. Москвы Л. М. Авериной, рассказ имел следующий план: 1. Зонапроведения. Проводящая ткань, ее строение и функции. 2. Питание растений,отличие его от питания животных. 3. Поглощение корнем воды. Роль корневогодавления в поступлении и передвижении воды. 4. Влияние полива на урожайрастений. Правила полива растений. 5. Поглощение корнями минеральных веществ.Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Впроцессе рассказа учительница сообщала школьникам информацию порциями,связывала изучение нового материала с уже пройденным (актуализация знанийучащихся о питании растений и животных из курса природоведения, о составепочвы), дополняла рассказ демонстрацией опытов, доказывающих поглощение корнямиводы, наличие корневого давлении, показывала приемы поливакомнатных растений, использовала таблицы и рисунки для иллюстрации основныхположений, делала вывод по каждому пункту плана.
Науроке в VII классе на тему «Значениебактерий» рассказ учительницы выступал в качестве главного источника учебнойинформации, и план был уже менее подробный: I.Роль бактерий в разложении органических веществ. Бактериигниения, их значение в круговороте веществ в природе. 2. Использование бактерийдля производства витаминов,ферментов и других продуктов. 3. Управлениежизнедеятельностью бактерий гниения при хранениипищевых продуктов. Способы хранения продуктов питания:консервирование, соление, пастеризация, квашение и др.
Походу рассказа учительница подводила учащихся к выводу роли бактерий в природе ипрактической деятельности человека.
Методрассказа в VI и VIIклассах используется в репродуктивном, поисковом илипроблемном плане. Репродуктивный рассказ обычно носит описательный характер,его учащиеся слушают с интересом, если он ведется эмоционально, имееткраеведческую и практическую направленность, затрагиваетсоциально-экономические вопросы. Так, учительница биологин школы № 82 поселкаЧерноголовка Московской области Н. Г. Пиманова с помощью метода рассказадобивается большого воспитательного эффекта. На уроке «Важнейшие зерновыесельскохозяйственные растения» она эмоционально рассказывает учащимся о большоми самоотверженном труде советских людей, выращивающих хлеб, о хлебе — одном изосновных продуктов питания. Вот небольшая часть ее рассказаучащимся VII класса: «Каждый из нас ежедневно ест хлеб. В нашей странеежесуточно выпекается более 82 млн. кг хлеба свыше 800 сортов. Народнаямудрость гласит: сколько ни думай — лучше хлеба еды не придумаешь. Вот почемучеловек проявляет большую заботу о качестве хлеба. Мы покупаем хлеб поневысокой цене. На самом-то деле он стоит во много раз дороже, в него вложеногромный труд.
Вдумаемсяв следующие цифры. Для получения килограмма, или буханки, хлеба нужно иметь(при урожае зерна 20 ц/га) 4 м2 земли. Их надо вспахать, засеять,забороновать, удобрить, очистить от сорняков, подкормить, скосить, обмолотитьзерно, высушить, выпечь хлеб и доставить его в магазин… Цена буханки илибатона сравнительно невысокая.
Ксожалению, нередко мы наблюдаем неэкономное использование хлеба: еговыбрасывают в контейнеры с мусором, скармливают различным животным. Можнопривести такой пример. Если семья из четырех человек ежедневно будетвыбрасывать 100 г хлеба, то в год это составит 36,5 кг! Хлеб всегда былпоказателем достатка семьи, экономической мощи государства. Надо уважительноотноситься к труду тех, кто выращивает и выпекает хлеб, беречь его, помнитьнародную пословицу. «Хлеб к обеду в меру бери, хлеб — наше богатство, им несори».
Этотдоказательный и эмоциональный рассказ не оставляет учащихся равнодушными,заставляет их задуматься о цене хлеба, бережно относиться к нему, осознатьзначимость профессий хлеборобов.
Постановкав рассказе вопросов, выдвижение проблем ориентируют учащихся на элементытворчества в познавательной деятельности. Например, Н. Г. Пиманова на уроке вVI классе по теме «Удобрения» использует метод рассказа в проблемном плане. Послекраткого повторения знаний о минеральном питании растений учительница ставитперед учащимися проблему: «Как может сказаться на росте и развитии растенийнедостаток определенных минеральных веществ в почве?» Этот вопрос побуждаетшкольников задуматься. Выслушав ответы учащихся, учительница рассказывает отом, что у растений наблюдаются разные потребности в минеральных веществах.Полеводу, овощеводу, садоводу нужно уметь вовремя заметить нехватку того илииного вещества растению, чтобы увеличить его содержание. Недостаток веществвосполняют при помощи удобрений.
Далееучительница знакомит учащихся с минеральными и органическими удобрениями,демонстрирует коллекцию «Минеральные удобрения», опыты, выявляющие влияниеудобрений на урожай растений, рассказывает о производстве минеральных удобренийв нашей стране, отмечая, что к 1990 году предусматривается поставить сельскомухозяйству 30—32 млн. т минеральных удобрений.
Чтобызаострить внимание школьников на сроках и нормах внесения удобрений в почву,учитель предлагает вопросы: каковы правила внесения удобрений в почву? Почемунеиспользованные минеральные удобрения нельзя оставлять в поле до следующегогода? Школьникам трудно ответить на поставленные вопросы, хотя отдельные учащиеся и высказывают своипредположения. Эти вопросы учительница освещает в процессе рассказа: «Преждечем вносить удобрения на поля, необходимо определить состав почвы, наличие вней различных веществ, выяснить, какие растения будут выращиваться, иопределить их потребность в питательных веществах. Внесение удобрений визбыточном количестве, в неблагоприятные сроки приводит к вымыванию их из почвыдождем в реки, озера, пруды. Это вызывает загрязнение водоемов, отравлениеводных животных, бурное развитие сине-зеленых, что, в свою очередь, приводит кзаболеванию водоемов». Кроме того, избыток удобрений ведет к перенасыщению растенийнитратами — вредными для здоровья веществами. Учительница также сообщает о том,что производство минеральных удобрений дорого, их получают на специальныхзаводах из полезных ископаемых, поэтому вносить нужно в определенные срокистрого по норме.
Такс помощью метода рассказа внимание учащихся сосредоточивается на вопросахэкономного ведения народного хозяйства и бережного отношения к природе.
Методбеседы. Особенность этого метода состоит в привлечении учащихся к раскрытиюнового материала путем заслушивания их мнений по разным вопросам. Метод беседыпозволяет вопросами активизировать весь класс, побуждать учащихся к творческойпознавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемогоматериала.
Каждаябеседа должна предварительно планироваться учителем, содержать вопросырепродуктивного и творческого характера, иметь четкую последовательность инацеливать учащихся на формулирование выводов и обобщений. Беседа должнаосновываться на известных учащимся знаниях. В противном случае, когда изучаемыеобъекты неизвестны школьникам или трудны для непосредственного наблюдения заними, когда учащиеся не имеют предварительных наблюдений и суждений по излагаемомуматериалу, метод беседы не может дать эффекта и его использоватьнецелесообразно. Отсюда вытекает необходимость подготовки учащихся к проведениюурока методом беседы. Учитель должен дать задание на повторение материала побиологии и другим предметам, на базе которого будут вводиться новые знания.Например, в VII классе при изучении таксономической характеристики семействазлаков целесообразно использовать метод беседы. Для того чтобы учащиеся активноучаствовали в беседе, необходимо организовать заранее повторение материала остроении семян однодольных растений из VI класса.
Беседапротекает успешно, если учитель опирается па жизненный опыт учащихся,результаты их работы на учебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов,данные наблюдений в природе, экскурсий па производство, в музеи и т. д.Например, в процессе изучения школьниками семейств цветковых растений беседапроводится с опорой на наблюдения учащихся в природе на весенней и осеннейэкскурсиях, при выполнении летних ‘заданий. Беседа по биологии культурныхрастений строится с использованием опыта учащихся по выращиванию культурныхрастений на учебно-опытном участке.
Приизучении биологии в VI—VII классах беседа на первых этапах непродолжительна повремени, охватывает небольшую порцию материала. Постепенно, по мере увеличенияу школьников запаса знаний, она становится более продолжительной.
Обычнобеседа используется в сочетании с другими методами (демонстрация диафильма,кинофильма, результатов опытов, наблюдение и др.), обогащается разнообразнымиприемами. Практически на каждом уроке в процессе беседы используются различныесредства наглядности.
Беседа,организованная на основе демонстрации опыта с бальзамином (урок в VI классе натему «Поглощение корнем воды и минеральных веществ»), позволяет осмыслить опыти подвести учащихся к выводу о причинах поступления воды в стебель: с какойцелью срезают растение и на пенек его укрепляют трубку? Почему в данном опытерекомендуется полить растение теплой водой и поставить в теплое место? Почемудля опыта надо взять здоровое и крупное растение? Какая сила обеспечиваетподнятие воды вверх по стеклянной трубке?
Врезультате беседы учитель дает определение корневого давления и подводитучащихся к выводу о том, что корневое давление обеспечивает поступление и передвижениеводы в растении.
Эффективностьметода беседы во многом зависит от содержания учебного материала, от наличия ушкольников опорных знаний, от вопросов, которые предлагает учитель. Отхарактера вопроса зависит познавательная деятельность учащихся, степеньсамостоятельности в раскрытии ответа. Поэтому вопросы должны быть понятны всемучащимся и не содержать подсказки, направлены на усвоение ведущих понятий,составлены на основе запаса знаний, имеющихся у школьников. Если в беседепринимает участие несколько человек из класса, то педагогический смысл еетеряется. Нецелесообразно строить беседу на слишком простом и легком материале,требующем от учащихся только репродуктивных знаний.
Важно,чтобы в процессе беседы знания школьников не были фрагментарными,разрозненными. Для придания знаниям целостности в беседе необходимо постоянноследить за тем, чтобы новые вопросы логично связывались с предыдущими, служилиосновой для новых понятий. Например, на уроке в VI классе по теме «Передвижениепо стеблю воды и минеральных веществ» необходимо связать материал опередвижении веществ по стеблю с весенним сокодвижением у растений, с вреднымвоздействием на растительные организмы повреждений ствола при сборе сока. Сэтой целью важно организовать беседу по вопросам: в какое время года происходитсокодвижение у деревьев и кустарников? Из какого слоя 38стебля течет сок? Вреден ли сбор сока для деревьев? Что нужно сделать, чтобы,предохранить дерево от загнивания после сбора сока?
Различаютобъяснительно-иллюстративную и проблемную (эвристическую) беседы. Наиболее эффективной,побуждающей учащихся к попеку, способствующей развитию их мышления является эвристическаябеседа.
Впроцессе эвристической беседы широко используются вопросы, которые требуют отучащихся объяснения биологических явлений, установления взаимосвязи строения ифункций, организма и среды обитания, поиска причин биологических явлений,формулирования выводов и т. д. Так, на уроке в VI классе по теме «Перекрестноеопыление насекомыми» необходимо познакомить учащихся с особенностями насекомоопыляемыхрастений, показать экономическую эффективность опыления насекомыми и егоиспользование в практике. С этой целью после проверки домашнего заданияорганизуется беседа, в процессе которой повторяются знания о строении цветка,особенно пестика и тычинки. Учащиеся подводятся к выводу о том, что дляобразования плодов и семян из завязи пестика необходимо наличие ряда условий,одним из которых является опыление. Учитель дает определение понятий«опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», изображая на доске схему«Виды опыления». Затем на основе просмотра кинофрагмента «Опыление растенийнасекомыми» проводится беседа по вопросам: что привлекает насекомых к цветкамрастений? Какие насекомые-опылители вам известны? Почему клевер опыляетсятолько пчелами и шмелями? Какие приспособления к перекрестному опылению имеютсяу цветков растений?
Врезультате обсуждения этих вопросов учащиеся под руководством учителяформулируют следующие выводы:
— насекомыхпривлекает па растения яркая окраска цветков. Весной и летом можно видеть, какна зеленом фоне ярко выделяются белые, желтые, красные и другие цветкирастений;
— цветкипривлекают насекомых-опылителей и запахом. Ландыш, роза, левкой, резеда, сиреньи другие растения издают нежный, тонкий аромат;
— большоезначение для опыления растений имеет пыльца и сладкий сок — нектар, которымипитаются насекомые и опыляют при этом растения.
Далеерассматривается материал об использовании перекрестного опыления насекомыми всельском хозяйстве с целью повышения урожайности растений. Организуется беседапо вопросам: для чего во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи спчелами? Почему необходимо охранять пчел, шмелей? Как объяснить, что особенновысокий урожай земляники получают на плантациях, расположенных рядом с пасекой?
Врезультате беседы по данным вопросам учитель подводит учащихся к выводу обэкономической эффективности опыления растений насекомыми и использовании его впрактике.
Умелоесочетание беседы с наблюдениями, опытами, практическими работами, демонстрациейкинофильмов позволяет преодолеть увлечение словесным изложением, обеспечитьнеобходимый уровень познавательной самостоятельности учащихся, способствоватьрешению задач их обучения, развития и воспитания.
Работас учебной книгой занимаетбольшое место в учебном процессе в VI—VII классах. В последнее времязначительно возросло внимание методистов к обучению школьников работе сучебником, книгами учебно-методического комплекта и научно-популярнойлитературой. Овладение этим методом учащимися позволяет уменьшить нагрузку ихна уроке и при подготовке домашнего задания, повысить уровень знаний, привитьинтерес к внеклассному чтению по биологии.
Программапо биологии ориентирует на овладение учащимися умением ориентироваться вучебнике, работать с текстом, вопросами, рисунками. Работа с учебником должнапроводиться систематически с учетом его специфики на всех этапах урока: длявыделения основных понятий при объяснении учителя, при нахождении определений,описаний опытов, справочных данных, мировоззренческих выводов, для закреплениязнаний и формирования умений, для подготовки к выполнению домашнего задания.
Напервых этапах изучения биологии учитель знакомит учащихся со структуройучебника: оглавлением, делением текста на главы и параграфы, указателемтерминов и названий растений. Чтобы учащиеся ориентировались в учебнике, импредлагается прочитать статью «Как пользоваться учебником». После ознакомленияшкольников с аппаратом ориентировки они привлекаются к работе с текстом.Вначале учащиеся работают с небольшим по объему текстом, учатся пересказыватьего, делить на смысловые части, озаглавливать их. Затем они составляют краткийплан, выделяют главные части параграфа, находят описание рисунка в тексте,отвечают на вопросы.
Существеннуюроль в обучении школьников работе с учебником имеет характер заданий. Заданиеможет быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составлениеплана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенныхкурсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника идр. Например, на уроке в VII классе на тему «Характеристика семействапасленовых» при изучении экологической характеристики паслена черного учащимсяпредлагается следующее задание по работе с учебником: прочтите текст о пасленечерном и опишите это растение по следующему плану: 1) местообитание; 2)однолетнее или многолетнее; 3) приспособленность к выживанию.
ВVI классе при закреплении знаний о строении семян двудольных растенийцелесообразно организовать работу с текстом учебника по заданию: прочтите тексто строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.
Методработы с учебником часто используется учителями для обобщения усвоенных знанийв виде таблицы. Так, для закрепления материала о тканях корня (урок на тему «Зоны деления и роста»)организуется работа с учебником по заданию: найдите в тексте материал о тканях,выпишите определение ткани.
Текстряда параграфов в учебнике для VI—VII классов, несложный по содержанию, можнорекомендовать для самостоятельного составления учащимися плана, например «Времяпосева и глубина заделки семян», «Испарение воды листьями», «О значении зеленыхрастений в природе и жизни человека», «Шляпочные грибы» и др.
Методработы с книгой используется с целью запоминания биологических терминов,подведения учащихся к усвоению определений и выводов. Так, школьникам VI классарекомендуется найти в тексте ряда параграфов слова, выделенные курсивом, иразъяснить их значение.
Прииспользовании текста учебника для нахождения в нем ответов важно включать взадания вопросы, выясняющие усвоение учащимися основного содержания. Практикапоказывает, что на первых этапах изучения биологии учащиеся затрудняются вотборе необходимых сведений для ответа. Поэтому их надо обучить этому умению:после постановки вопроса прочитать соответствующую часть параграфа,проанализировать ее содержание и выбрать необходимые сведения.
Органическойчастью учебника являются рисунки. Учебник биологии для VI—VII классов хорошоиллюстрирован. На каждый параграф приходится в среднем два рисунка. Вбольшинстве своем они способствуют раскрытию и усвоению учащимися основногосодержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа силлюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ порисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты илипроцессы, распознавать основные органы растений, устанавливать взаимосвязирастительного организма и среды обитания, находить черты приспособленности кней.
Заданияпо работе с иллюстрациями на первых этапах должны быть простыми: рассматриватьизображения органа, организма, анализировать содержание, руководствуясьподрисуночными подписями. Например, в VI классе школьники получают задание: рассмотретьсоответствующие рисунки и рассказать о строении клетки, о внутреннем строениикорня, листа, стебля и др. На уроке, посвященном изучению распространенияплодов и семян, учащиеся получают задание: рассмотреть рисунки в учебнике иответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как онираспространяются.
Вдальнейшем задания усложняются, учащимся предлагается составить рассказ порисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить егофункции, установить связь между строением и функциями, выявить чертыприспособленности растительного организма к среде обитания, описатьизображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Например,на основе рассмотрения соответствующих рисунков школьникам дается заданиесделать вывод о значении корня в жизни растения, доказать испарение водылистьями, отметить общее в строении клеток различных органов растения, назватьчерты усложнения растений различных отделов в связи с переходом от водногообраза жизни к наземному и др. При этом познавательная деятельность учащихсяусложняется.
Работус учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов,таблиц и др., а также использует задания учебника для руководствасамостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановкеопытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.
Работас экранными пособиями. Для изучения биологии большое значение имеетиспользование экранных пособий. Необходимость применения экранных пособийобусловлена особенностями биологических знаний, включающих сведения о процессахжизнедеятельности организмов, сезонных изменениях в природе и других явлениях,которые невозможно показать на уроке. С помощью экранных пособий школьникизнакомятся с современными методами работы научных лабораторий, с использованиемсложной техники при проведении биологических экспериментов, с результатамитруда ученых или достижениями практиков в колхозах и совхозах. Кинофильмы,кроме того, позволяют показать динамику биологических процессов, роста и развитиярастений. Это усиливает наглядность и связь с жизнью, что особенно важно дляучащихся VI—VII классов.
Прииспользовании в работе экранных пособий, особенно фильмов, возникают трудности.Быстрая смена кадров в фильме не позволяет сосредоточить внимание на вопросахзадания, его выполнение мешает восприятию фильма в целом. Отрицательносказывается на усвоении учебного материала перегруженность некоторых фильмоввнепрограммной информацией, включение в них занимательных сведений в ущербосновному содержанию.
Опытпоказывает целесообразность деления фильмов на фрагменты или смысловые части.При этом создается возможность для отработки содержания каждого фрагмента иличасти фильма. Чтобы нацелить учащихся на выделение главного, первостепенного всодержании, следует давать задания, включающие вопросы, которые лучше записатьна доске или на карточке. Этим учитель создает установку на вычленение изапоминание наиболее существенного в фильме.
Учебныефильмы при изучении биологии в VI—VII классах могут использоваться на разныхэтапах учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении иобобщении знаний. Такие фильмы, как «Строение стебля», «Водоросли», «Сезонныеизменения в жизни растений», состоящие из отдельных фрагментов, могутдемонстрироваться фрагментарно при изучении нового материала, а также с цельюзакрепления знаний.
Некоторыеучебные фильмы содержат много дополнительной информации, что создает трудностипри работе с ними. Вот почему учителю следует включить в задание вопросы,которые помогут привлечь внимание школьников к основному содержанию. Примеромтакого фильма может служить фильм «Растительная клетка». В нем трудно выделитьотдельные фрагменты и смысловые части, и его лучше всего демонстрировать сцелью обобщения знаний учащихся о клетке.
Работас экранными пособиями может использоваться как в иллюстративном, так и впоисковом плане. В первом случае задания ориентируют на простой пересказсодержания, а во втором требуют творческого использования учебного материала.Покажем это на конкретных примерах.
Придемонстрации фрагмента «Морские водоросли» кинофильма «Водоросли» происходитзнакомство учащихся с багрянками и бурыми водорослями, с их ролью в природе изначением в народном хозяйстве. Его лучше всего демонстрировать на уроке «Общаяхарактеристика водорослей. Роль водорослей в природе и значение в жизничеловека. Охрана водорослей» с целью обобщения знаний о водорослях. Включение взадания вопросов, требующих от учащихся сравнения, обобщения, установленияпричинно-следственных связей, позволяет использовать метод работы с экраннымипособиями в поисковом плане, повышает эффективность учебного фильма. До началадемонстрации учитель знакомит учащихся с заданием.
Задание:1. Какую роль играет красный пигмент в клеткахбагрянок? 2. В чем состоит связь растений и животных подводного мира? 3. Каковароль морских водорослей в природе и хозяйстве? 4. Сделайте вывод, в чемсходство в строении и образе жизни одноклеточных, нитчатых и морскихводорослей. 5. Почему их относят к низшим споровым растениям?
Послепросмотра фрагмента проводится беседа, в процессе которой обсуждается каждыйпункт задания, благодаря чему в памяти учащихся воспроизводится содержаниефильма в целом, анализируются его основные идеи и учащиеся лучше усваивают их.
Кинофильм«Сезонные изменения в жизни растений» содержит материал о жизни одних и тех жерастений летом и осенью (I часть), зимой и весной (II часть), используется виллюстративном плане. Его можно демонстрировать перед осенней экскурсией Iприроду в VI классе для ознакомления школьников с сезоннымиявлениями в жизни растений. Перед демонстрацией фильма учитель проводитвступительную беседу, в которой нацеливает учащихся на выделение главного вфильме: связь сезонных изменений растений с климатическими факторами.
Придемонстрации I части фильма в задание включаются следующие вопросы: каквыглядят растения летом? Как изменяются растения на полянке осенью? Какиеизменения происходят в жизни растений осенью?
Вдиафильмах и диапозитивах труднее показать динамику, они не озвучены, поэтомувоспринимаются учащимися с меньшим интересом. В то же время демонстрациядиафильмов и диапозитивов дает возможность детально рассмотреть отдельныекадры, вернуться к ним, если в этом есть необходимость. При использованиидиафильмов также необходимо сосредоточить внимание учащихся на наиболеесущественных вопросах. Учителю следует хорошо знать содержание диафильма иотобрать такие кадры, которые в наибольшей степени способствуют решению задачурока. Диафильмы по биологии для VI—VII классов могут использоваться как приизучении нового материала, так и для закрепления и проверки знаний.
Методработы с экранными пособиями используется в сочетании с беседой, рассказом,работой с книгой и др.
Впроцессе обучения биологии целесообразно использовать разнообразные методы вопределенном сочетании, чтобы обеспечить высокую познавательную активностьучащихся. Однако не следует стремиться к частой смене методов обучения науроке, так как это рассеивает внимание учащихся, не позволяет имсосредоточиться на изучаемых вопросах.