«Сказанием встает казань»Яруллина Ю.А., учитель начальных классов гимназии №28 Вахитовского района г. КазаниВведениеУ каждого народа есть свои не пропадающие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи, праздники. Приобщать к этим ценностям ребенка нужно как можно раньше. Начальная школа является первым этапом в историческом школьном образовании и поэтому она в доступной для ребенка форме может развивать историческую любознательность детей. В связи с этим разработан ряд бесед и мероприятий, который должен обогатить знания детей.^ Цели данной работы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 1) познакомить детей с историей нашего города и края; 2) сформировать представления об основных исторических памятниках, местах, традициях; РАЗВИВАЮЩАЯ:развивать интерес к истории;формировать умения самостоятельно добывать знания;развивать коммуникативные навыки; ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:воспитывать любовь и уважение к своей «большой» и «малой» Родине; уважительное отношение к традициям русского и татарского народов; бережное отношение к историческому прошлому нашего города;воспитывать культуру поведения. Большая часть бесед посвящена городу Казани, чье тысячелетие будет отмечаться в 2005 году.В ходе работы над материалом учащиеся познакомятся с: Историческими памятниками города;Архитектурными сооружениями;Писателями и поэтами, жившими и приезжавшими в Казань;Обычаями и традициями татарского народа.Работа ставит своей задачей: 1) обогащение словарного запаса детей;развитие умения связно выражать свои мысли;практически применять полученные знания.^ Темы работы объединены в две группы:Первая: «Город Казань»,Вторая: «Традиции и праздники русского и татарского народов».Формы проведения занятий различны: беседы, экскурсии, заочные экскурсии по городу, создание своего литературного музея, беседы в театральной гостиной, викторины, фольклорные праздники. Тема «Город Казань» включает в себя подтемы:«Казань- историческая», «Казань- литературная», «Казань- театральная».Обобщением сведений по этим занятиям является викторина «Любимый город».Обобщением знаний по теме «Традиции и праздники» является «Масленица» и «Сабантуй».Активную роль в проведении праздников и викторин играют родители. Работа над темами может продолжаться и далее. Можно дополнять уже имеющийся материал, а также включать новый, так как тем для изучения множество.Работа началась в первом классе где учащиеся знакомились с мифами и легендами, связанными с названием города и некоторых исторических мест.Во втором классе проведено мероприятие по ознакомлению с бытом, традициями, праздниками татарского и русского народов. Проведен праздник Сабан – туй; в общешкольном масштабе проведен праздник Масленица.В третьем классе проводились беседы, связанные с обучением в татарских школах, обычаями, практические занятия.В четвертом классе планируется продолжить знакомство детей с основными историческими местами Казани.Таким образом, за время обучения в начальной школе дети получат в доступной для них форме знания по истории родного края. В старших классах работа может продолжаться.ЦЕЛИ: Образовательная:1) Познакомить детей с основными историческими памятниками Казани;Развивающая: Развивать умение самостоятельно добывать знания;Воспитывающая:1) Прививать любовь к родному городу; ОБОРУДОВАНИЕ:, фотографии архитектурных памятников, карта города, видеоаппаратура: виды Казани.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: заочная экскурсия по городу.ВОЗРАСТ:3- 4 класс.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: дети с родителями посещают основные исторические места Казани, фотографируются, подбирают иллюстрации видов города.ХОД Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу. На чем можно путешествовать? (ответы детей)-Если посмотреть на наш город из иллюминатора самолета, то перед нами на широкой ладони земли засверкают зелеными массивами скверы и парки, зачаруют своей голубизной Волга и Кама.-Можно проехать по городу на автобусе мимо удивительных по архитектуре зданий.-Можно пешком прогуляться по зеленым улицам и площадям-Ну, так какой вид транспорта мы выберем, чтобы поближе познакомиться с историей нашего города?(лучше подходит автобус)-Какие исторические памятники нашего города вы знаете? (^ Кремль, башня Сююмбеки, мечети, церкви) Итак, отправляемся. Город Казань…Из глубины столетий доходят до нас первые упоминания о Казани. Послушайте, какую весточку из дали веков обнаружили ученые:«Бысть же на Каме реке старый град, именем Брягов оттудо же прийде царь именем Саин Болгарский… И обрете место на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми… Царь возгради на месте том Казань». -Как вы думаете, почему люди поселились на месте современной Казани? Казань расположена в удобном месте для торговли с другими городами и странами, ее окружали богатые леса, луга, реки. Несли свои воды Волга и Казанка, на гребнях волн уносили они дни, годы, десятилетия, менялся город- застраивался базарами, башнями, дворцами. Талантами своих умельцев обретал славу и признание далеко за своими пределами. И когда на одном исторических рубежей этой земли, отмеченном 1552 годом, к городу подошло войско Ивана Грозного, воеводы дивились на постройки « зело высокие». Оценка « зело» означала высшую похвалу здешним мастерам. Шестнадцатый век – начался новый период в истории Казани, вошедшей в состав Российского государства. После этого события и был построен белокаменный Кремль. Вот он – главный исторический памятник Казани -Кремль. Величественный ансамбль старинных построек раскинулся на высоком холме. В средневековые времена стены кремля были насыпными, дубовыми. Начало белокаменному кремлю положили замечательные псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяев. Запомните эти имена. -^ Что означает слово « зодчий»? Каково его современное значение? Кремль имеет 8 башен, главная из которых – Спасская.(показ фотографии)Сначала Спасская башня была двухъярусной, кубической формы. Крыше ее была деревянная, украшенная зубцами. На верхушке возвышалась дозорная вышка. Впоследствии Спасская башня была перестроена. Вместо деревянной крыши был построен каменный шатер. От башни вправо и влево идут кремлевские стены.^ На территории Кремля есть башня, с которой связано множество легенд. Что это за башня? ( Сююмбике). Ее еще называют Ханской Мечетью. Башня сложена из красного кирпича, состоит из 7 ярусов. Первый ярус имеет проездные ворота. Уникальность башне придают татарские национальные мотивы – ступенчатость башни, дозорная вышка размещена над шатром. Это все говорит о том , что к ее строительству были привлечены татарские мастера, которые внесли в облик башни национальные вкусы и традиции татарской архитектуры и строительного искусства.^ Почему башня Сююмбеки так называется?Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбеки.Она была привезена в Москву вместе с маленьким сыном после взятия Казани Иваном Грозным^ Какие легенды связаны с именем этой царицы?Было это давным – давно. Стоял в это время на реке Волге древний град, именем Казань. И был тот город богатый. Торговало в нем купечество со всех стран и городов. Правил в это время в Казани царь Сафа – Гирей, который жил в Кремле, расположенном на холме. А сам Кремль был окружен высокими стенами и был перед воротами вырыт ров, заполненный водой. И правил этот царь 15 лет. Говорят, трудно жилось народу в его правление. Послы говорили в Москве: «А от царя Сафы – Гирея ныне казанским людям велми тяжко» В это же время правил в земле Русской царь Иван, прозывавшийся Грозным. И решил он земли Казанские присоединить к землям Русским. А была у Сафы – Гирея жена, красавица. Не в сказке сказать, ни пером описать. Как умер Сафа – Гирей, так стала она править государством. А звали ее Сююмбеки.Иван Грозный, узнав о красоте казанской царицы, прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но гордая Сююмбеки отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным войском под город и осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но в качестве свадебного подарка попросила построить за 7 дней в Казани самую высокую башню. Началось спешное строительство. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена, и начался свадебный пир. Сююмбеки попросила разрешение подняться на самый верх башни, чтобы посмотреть на город и попрощатьсяс его горожанами. Когда царица поднялась на башню, то, не имея сил расстаться с родным городом, она бросилась вниз на острые камни. Народ, в память о последней казанской царице назвал башню ее именем. -^ Где мы можем видеть силуэт башни?(на открытках, значках, календарях)-Пройдя немного в сторону от Кремля можно подойти к одной из самых красивейших построек города- Петропавловскому собору.( показ фотографии)Это тоже история. Построен собор в честь царя Петра I, который приезжал в Казань посмотреть, как идут дела на открытой судостроительной верфи.-Что такое верфь? (место для строительства судов)Эта верфь поставляла для российского флота боевые корабли..А собор был построен на средства богатого купца Михляева. Это здание уникальной красоты, украшенное резьбой по белому камню, изображающей виноградные лозы, травы, фрукты. Собор является жемчужиной в короне города. В недавнем прошлом в соборе размещался планетарий, теперь здание отдано церкви.^ Подведем итог.-С какими историческими памятниками мы сегодня познакомились?-Как вы считаете, нужно ли беречь и охранять эти и другие памятники истории? Почему вы так думаете?Ваше домашнее задание: подготовить сообщение о каком-либо историческом памятнике нашего города, принести сделанные вами фотографии- будем оформлять ваше путешествие по городу.ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: закрепление знаний о Кремле, его назначении в прошлом и современном мире.ЛИТЕРАТУРА: Р. Бухараев «Казань. Зачарованная столица» М. Зарипов «Казань».^ Тема : «Казань литературная»ЦЕЛИ: Образовательная:1) Познакомить детей с писателями и поэтами, чье имя связано с нашим городом;2) Проводить работу по изучению улиц нашего города;Развивающая:Развивать умение самостоятельно находить материалРазвивать коммуникативные навыки;Воспитывающая:1) Формировать навыки культурного поведения в музее.ОБОРУДОВАНИЕ: изображения поэтов и писателей, фотографии памятников, детские книги Пушкина, Льва Толстого, Тукая, видеоаппаратура, видеокассеты с мультфильмами.^ ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА: доска оформлена как витраж в музее, вдоль доски стоят парты с книгами.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: экскурсия по музею, созданному самими детьми.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прочитать детские произведения Пушкина, Льва Толстого, Тукая принести фотографии, книги, узнать с помощью родителей, где в нашем городе находятся памятники Пушкину, Л. Толстому, Тукаю.ВОЗРАСТ: 3-4 класс.^ ХОД -Какие исторические места вы знаете в нашем городе?Сегодня мы узнаем, какие писатели и поэты посещали наш город, и тема нашей беседы «Казань – литературная».-Вы не задумывались, почему в нашем городе есть такие улицы, как улица Пушкина, Толстого, Тукая?(кто-то из них жил в нашем городе или приезжал к нам)Этих знаменитых людей нет уже в живых, но мы помним о них, читаем их книги.^ А где, кроме книг мы можем про них узнать, увидеть их личные вещи?(в музее)-Сейчас мы сами создадим такой музей. Итак, начнем нашу экскурсию, но сначала скажите, как нужно вести себя в музее?-Вот мы заходим в первый зал. Перед нами портрет^ . Кто на нем изображен? (Пушкин)-Сколько лет прожил этот великий поэт?(38)А. С. Пушкин (1799-1837г.г.) посетил наш край в сентябре 1833 года. Он писал «Историю Пугачева» и решил осмотреть места сражений, побеседовать с теми, кто был свидетелем этой крестьянской войны, шедшей с 1773 по 1775 года. Во главе восставших стоял Емельян Пугачев, объявивший себя царем Петром III. Прибыл Пушкин в Казань вечером 5 сентября, уехал 8 сентября утром. За это короткое время Александр Сергеевич успел очень много. 6 сентября он осмотрел город, 7 сентября ездил к месту, где был лагерь Пугачева, обошел кругом Кремль.В Казани у писателя было много друзей, также здесь жили его родственники Мусины-Пушкины, Ганнибалы, Ниловы.-А какие детские произведения Пушкина вы знаете?-^ Где находится улица Пушкина?(рядом с площадью Свободы)-Есть ли памятник этому человеку в нашем городе?(есть, он находится сбоку от театра имени Муссы Джалиля.)(показ фотографии)-Теперь подходим к другому стенду. Здесь видим фотографии русского писателя Льва Николаевича Толстого и некоторые его книги для детей.Родился он в 1828 году в Ясной Поляне- имении его матери. Родителей он лишился рано. Опекунша отвезла детей в Казань. А у Толстого было два брата и сестра. Когда Толстой закончил домашнее образование, он стал студентом Казанского Университета восточного факультета (изучал турецкий, арабский языки). Но на их изучение у него не хватало времени, и через год Толстой перевелся на юридический факультет. Когда старшие братья Толстого окончили университет, он тоже решил уехать из Казани вместе с ними и в 1847 году он простился с Казанью. Таким образом, в великой жизни писателя Казани принадлежит почти 6 лет. После он был в Казани проездом на Кавказ (1851г.). А в 1852 году были опубликованы его произведения « Детство», «Отрочество», «Юность», где он отразил казанский период своей жизни. У Толстого много книг для детей^ . Какие вы знает^ Ход мероприятия (звучит музыкальное сопровождение – медленная татарская музыка)Мы отправляемся в путешествие по большой книге, название которой – «Казань».С каждым днем в эту книгу вписываются все новые страницы, мы же сегодня пролистаем уже написанные.Итак, начинаем:У нас 2 команды: «Знатоки» и «Умники».Им предстоит проверить свои знания, жюри же выявит сильнейшего.Блиц опрос – Назовите столицу Татарстана? (Казань)Какие реки протекают по территории Казани? (Волга, Казанка)Назовите озера нашего города? (Кабан, Лебяжье)Сколько цветов на флаге Татарстана? (3)Какое животное изображено на гербе Татарстана? (белый барс)Какое существо изображено на гербе города Казани? (змей Зилант)Назовите президента Татарстана? (М. М. Шаймиев)Конкурс «Литературный» (домашнее задание).Проверим ваши знания по литературе.Каждая команда прочитает отрывок из произведений поэтов и писателей, чьи имена связаны с нашим городом. Задача другой команды – узнать автора и постараться назвать произведение.(дети зачитывают отрывки из произведений Л. Толстого, Г. Тукая, А. С. Пушкина)^ Конкурс «Кому поставлен памятник?»В нашем городе много памятников знаменитым людям. Посмотрим, как вы их узнаете.(показываются памятники Пушкину, Толстому, Тукаю, Джалилю).^ Конкурс «Кто больше назовет произведений?» Каждая команда должна назвать по очереди произведения Пушкина, Л. Толстого, Тукая.Конкурс чтецов (домашнее задание).Вы подготовили стихи о Казани. Посмотрим, кто с большим выражением и чувством их прочитает.^ Конкурс «Узнай писателя по описанию».а) Этот писатель родился в деревне. Рано остался сиротой, жил очень бедно. В 9 лет стал заниматься русским, арабским, персидскими языками. Учился в медресе. Прожил всего 27 лет (Габдулла Тукай)б) Этот писатель родился в Ясной поляне. Был графом, но жил в деревне, учил деревенских ребятишек грамоте. Он учился в Казани. (Лев Николаевич Толстой)в) Этот поэт был в Казани несколько дней. Приезжал он сюда для сбора материала к своей книги. В нашем городе у него жили родственники (А. С. Пушкин).Теперь перейдем к архитектуре нашего города.^ Конкурс капитанов Узнай архитектурный памятник. Показываются иллюстрации или видеоряд (Спасская башня, башня Сююмбеки, цирк, оперный театр, музей ИЗО)Кто такие зодчие?Сколько башен в .Кремле?Назовите главную башню кремля (Спасская)С какой башней связано множество легенд?Сколько у нее ярусов (7)Почему она так называется?Оказываемся в Кремле. Кто построил белокаменный кремль – назовите зодчих (Иван Ширяев, Постник Яковлев).Со строительством какого здания связан приезд в Казань царя Петра I (Петропавловский собор)Наш город богат театрами. Сколько их? (7).Попробуйте их назвать. Перед вами 2 маски ( показ масок). Какие жанры они олицетворяют? (комедия, трагедия).^ Конкурс «Раскрой значение слова».Вы получили карточки со словами. Ваша задача – дать этому слову определение. (слова – афиша, программа, сцена. Реквизит, рампа, занавес, спектакль)А теперь посмотрим, какие вы артисты.^ Конкурс «Артистический».Нужно из имеющегося реквизита создать костюм и назвать, из какого он может быть произведения.(«Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Дудочка и кувшинчик», «Цветик – семицветик»)Итак, давайте подведем итоги. (Жюри подсчитывает очки).Вы видите, что изучать наш город можно бесконечно. Так давайте же будем и дальше листать страницы этой большой книги под названием «Казань», а также вписывать в нее новые, замечательные страницы.^ Предполагаемые результаты: Дети обобщат имеющиеся у них знания по истории Казани, закрепят названия архитектурных памятников, терминов.Литература: отрывки из произведений Пушкина, Л. Толстого, Тукая, стихи о Казани.^ Татарская одежда, обувь, украшения.Цели: Образовательная: 1) Дать представление о национальных особенностях татарского народа2)Познакомить с особенностями национальной одежды, Развивающая:Развивать навыки самостоятельной работы- практически создать татарский национальный костюм.Развивать интерес к истории в общем и к истории одежды в частности.Воспитывающая:1) Воспитывать уважительное отношение к прошлому народаОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии с изображением татарской национальной одежды, украшений, альбомные листы, клей, ножницы, цветная бумага.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Практическое занятие- беседа.ВОЗРАСТ: 2 класс.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: найти образцы татарского орнамента, образцы одежды, обуви, вышивки.^ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ У каждого народа есть свои национальная одежда, свои любимые цвета, свои способы постройки зданий, ведения хозяйства. Все это есть и у татарского народа.Древнее и современное народное творчество казанских татар достойно удивления. До наших времен дошли дивные образцы украшений, чеканки, работы по серебру, золоту. Мастерство народа проявилось в искусствах художественной вышивки, золотого шитья, в ювелирном искусстве, в искусстве кожаной аппликации, славящейся и сейчас по всему миру. Узорные сапожки-«ичиги»- входили в костюм казанских татарок, но в древние времена их носили и мужчины. Материалом для них служила хорошо выделанная цветная кожа.^ Как же одевались раньше мужчины и женщины? У женщин платье называлось кулмяк, фартук – алъянныч, носили жилет, украшенный вышивкой. На голове – калфак. У мужчин – камзул, головной убор – тубетей. Все это было украшено вышивкой. Мастерство вышивки передавалось из поколения в поколение. Основные цвета, применяемые в украшениях: зеленый, голубой, желтый и белый. Большую роль в украшениях играли золотые и серебряные монеты. В вышивке в основном использовался растительный орнамент. Это изображения цветов: тюльпана, василька, колокольчика, ромашки, мака. Изделие, например калфак или тубетей могло быть расшито мелким бисером, жемчугом.^ Теперь попробуйте угадать как называется одежда, показанная на картинке. ( показ татарской одежды) Сегодня мы займемся изготовлением и украшением татарской национальной одежды. Ваша задача – создать аппликацией татарский национальный костюм.( самостоятельная работа-украшение аппликацией фартука)Домашнее задание – украсить аппликацией: девочкам – калфак, мальчикам – тубетей. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети практически освоят основные цвета и орнамент татарского узора, создадут свой наряд.МасленицаЦЕЛИ: Образовательная: Познакомить с русским народным праздником; особенностями русского фольклора, пословицами, поговорками, закличками и т. д.Развивающая: 1) Развивать интерес к обычаям и традициям русского народа; Развивать коммуникативные навыки детей;Воспитывающая: Воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы участников, чучело Масленицы, музыкальное сопровождение, плакаты с пословицами и поговорками о весне, обручи, мячики.^ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Праздник для 1-4 классов.ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: по стенам висят плакаты, вдоль стен стоят столы с угощением: самоварами, блинами, сладостями. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: активное участие родителей в оформлении зала, разучивание детьми ролей, пословиц, поговорок закличек, подготовка костюмов, чучело Масленицы. ВОЗРАСТ: 2-4 класс.^ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ(Под музыку выходят два мальчика в русских костюмах). Приходи народ! Разевай по шире рот. Всем на празднике почет Оба: Вот! Нынче время для потех Веселить мы будем всех! Оба: эх! Громче песню. Шире пляску, Начинаем, братцы, праздник!Ведущая : Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи, праздники. Какой самый веселый праздник отмечается в начале весны? (Масленица). Зимой мы веселились на празднике Нового Года. Но зима прошла и надо ее проводить с большим почетом. А праздник, которым провожают зиму и встречают весну называется Масленица. Сколько дней он длится? Каждый день масленицы имеет свое название. Какое? (ответы детей). Давайте и мы сегодня вспомним этот праздник и повеселимся на славу. Итак, Масленицу начинаем! Первый день – встреча масленицы!(Сидят хозяин и хозяйка)Хозяин: Можно посыльных за гостьей дорогой посылать. Только нужно сначала загадки разгадать.Хозяйка: Это звери и птицы. Спрятались они за сугробом. Отгадайте, кто они – поедут за масленицей, а нет – так и послать некого.(Хозяин читает загадки. По мере отгадывания звери и птицы выходят на середину)Хозяин: Ходит барин по двору Придирается ко всему Красная головушка Двойная бородушка^ Дети: (Петух)Хозяин: Маленький, беленький, Все полюшко покрутил; По дорожке прыг – прыг! По снежочку тык – тык!Дети: (Заяц)^ Хозяин: Пришла из лесу птичница В рыжей шубке кур посчитать – Кур посчитать Дети: (Лиса) Хозяин: Кто в лесу глухом живет: Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу?^ Дети: (Медведь)Хозяйка: Отправляйтесь звери в лес, приведите нам масленицу – хозяюшку, а мы в это время продолжаем загадки отгадывать. Было покрывало на земле лежало. Лето пришло, оно совсем сошлоДети: (Снег)^ Хозяйка: Растет вниз головою Не летом растет а зимою. На солнце ее припечет – Заплачет она и умретДети: (Сосулька)Хозяйка: Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла…Дети: (Зима)(Раздается звон колокольчика)Ведущий: Вот уже и Масленица подъезжает. Как же мы встретим Масленицу?Дети хором: Сыром, маслом, блином И румяным пирогом!(Входит Масленица – нарядная девочка с соломенной куклой в руках) Дети кланяются ей. Звучит песня: «А мы масленицу поджидали».А мы масленицу дожидаем, Красавицу весну увидаем Ой ладу – ладу, увидаем! Ой ладу – ладу, дожидаем!А мы масленицу устречали! Гостью нашу дорогую прокатали! Ой ладу – ладу, устречали! Ой ладу – ладу, прокатали!А наша Масленица объедуха Деньгам нашим ты всегда приберуха Ой ладу – ладу, объедуха Ой ладу – ладу, приберуха (Дети встают вокруг масленицы)Дорогая наша гостья, масленица!Дуня белая, Дуня румяная!Коса длинная, трехаршинная!Лента алая, двухполтинная!Платок беленький, новомодненький!Лапти частые, головастые!Ведущий: вторник – заигрыши «Тут вспоминались все зимние игры»Хозяйка : Давайте играть – снежки бросать (По сигналу дети бросают бутафорские снежки в шапки, которые лежат на стульях. Кто попадет в шапку – получает блин) После игры мальчики и девочки встают напротив друг друга шеренгами и начинают дразниться.Девочки: Николай, Николай, сиди дома не гуляй, в балалаечку играй!Мальчики: Маринка – корзинка, прыгала. Скакала, в болото упала!Девочки: Ах ты, Сашка – таракашка, на сарай полезай, там кошку дерут, тебе хвостик дадут!Мальчики: А ты, Наташка – пышка, на улицу вышла, на камушек села, три пышки съела.^ Девочки: А у Вальки на носу кошки ели колбасу!Хозяйка: Ну хватит вам дразниться, Чем дразниться, лучше силой померьтесь (по 2 человека от класса – обруч). Проводится русская народная игра «Потолкушки». (Двое игроков, встав в один обруч на одной ноге, пытаются вытолкнуть плечом друг друга из обруча.)Хозяйка: Вижу, ловкие вы и сильные, друг другу не уступаете. Да уж, наверное, устали играть, заморились да проголодались.Ведущий: Давай, хозяюшка, скорее третий день объявлять.Хозяйка: Третий день – «Лакомка». Уж ты, Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Накорми нас блинами, Угости пирогами! Тин – тинка, подай блинка, Оладышка – прибавышка, масляный кусок! Тетушка не скупися – Масляным кусочком поделися!Ведущая: Ребята, а почему на Масленицу пекли именно блины?(блин – символ Солнца, форма круга означает круглый год) Русский народ даже поговорки про блины сложил. Вы их знаете?Без блинов не Масленица – без пирогов не именины.Блин добро не один.Блин брюха не портит.Хозяйка: А давайте споем веселую песню про блины. (дети поют русскую народную песню «Блины»). Блины 1. Мы блинов давно ели, Мы блиночков захотели.Припев: Ой, блины, блины, блины Ой, блиночки мои.2. У кума была сестрица, Печь блины – то мастерица!Припев:3. Растворила на дрожжах – Не удержишь на вожжах.Припев:4. В кадке новой растворила, Два часа блины всходили.Припев:5. Напекла она поесть, Сотни две, наверно, есть.Припев:6. На поднос блины кладет. И сама гостям несет.Припев:7. Гости, будьте же здоровы! Вот блины мои готовы.Припев:8. Сели гости все за стол, Дали душеньке простор, Друг на друга поглядели И, блинов то все поели.Припев:Как на масляной недели Из трубы блины летели^ Выходят девочки, «пекут блины» 1 девочка: Испечем сейчас блинов, Чтобы всем хватило! Съешь блинок – почуешь – вновь Прибывают силы!2 девочка: Если комом выйдет блин, Испечем еще один! Всех блинами угостим!Ведущий: А мы объявляем четвертый день – Широкая Масленица! Веселье в самом разгаре. Позади три дня, впереди три дня. «Все мы пели да плясали, но плясать мы не устали». Масленица любит, чтобы в ее честь песни пели, хороводы водили. Ведь хоровод когда водят – в круг становятся, а круг – символ Солнца.Хозяюшка: Песни и хороводы, говоришь. Ну что ж, ребята у нас для Масленицы приготовили веселый хоровод. (^ Исполняется русская народная песня «А я по лугу») А я по лугу, а я по лугу, Я по лугу гуляла (2р) Я с комариком, я с комариком, С комариком плясала (2р) Мне комар ножку (2р) Комар ножку отдавил (2р) И на травушку (2р) На травушку усадил (2р)Ведущий: Ах, как славно ребята пели и плясали. А теперь проверим их ловкость да быстроту молодецкую.(русская народная игра «Ловушки». 6 играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это ловушки, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через ловушки. По хлопку ведущего ловушки «захлопываются», т.е. ребята, изображающие ловушки, опускают руки. Те играющие, кто попал в ловушку, образуют пары и тоже становятся ловушками. Кто не угодил ни в одну ловушку – самый быстрый и ловкий.Хозяйка: Вот вы пели и играли, а теперь посмотрим, знаете ли вы пословицы и поговорки о весне? Продолжите:Март сухой да мокрый май – (будет каша и каравай)Март зиму кончает, (весну начинает)Синичка в марте запела (весеннее тепло ворожит)Апрель с водою, а май – ( с травою)Апрель теплый, май холодный, значит год (хлебородный)Май холодный не будешь (голодный)Сколько зима не злится , а весна (в окно стучится)Март неверен (то плачет, то смеется)Ведущий: Хватит петь да плясать, – пора пятницу с субботой объявлять.^ Хозяйка: Пятница – тещины вечерки. В этот день зятья приглашают своих тещ на блины. А суббота – золовкины посиделки. Все навещают родственников. (Хозяйке дают поднос с блинами. По мере того, как ведущая перечисляет зятьев, хозяйка (теща) подходит к зятьям (детям) и угощает их блинами. Зять, получивший блин, выходит, ведущая прикрепляет ему на грудь эмблему с новым именем).Теща: Первый блин – Хомке. Второй – Пахомке. Третий, с маслом – для Климентия. А четвертый, со сметаной – для Дементия Пятый блин для Захарки. Шестой, С вареньем – для Макарки. Седьмой с медком Ванюшеньке – душеньке.Ведущий: Вот так угощенье, вот так блины. Все зятья решили тещу отблагодарить. Как бы это сделать?(Хозяйка (теща) запевает частушку, зятья ей подпевают).Теща: Я на горку шла, тяжело несла.Зятья: Уморилась, уморилась, умориласяТеща: В решете овса, полтора зернаЗятья: Уморилась, уморилась, умориласяТеща: Овес высыпала, зятя выбранилаЗятья: Уморилась, уморилась, умориласяТеща: Уж я пела и плясала, а теперь совсем усталаЗятья: Уморилась, уморилась, умориласяА что, гости, наплясалися, напелися?Ведущий: Пора нам Масленицу провожать с большим почетом!^ Воскресенье – проводы Масленицы! Прощенный день. В этот день все на Руси просят прощения друг у дружки. «Прости меня грешного, на Великий пост!». А в ответ можно слышать: «Бог простит, и я прощаю!». Ну да дело тут не в словах. Главное, чтобы от сердца, от души шло. Просим прощения за обиду, за досаду и просто так, без видимой причины. Кто знает, может, обидел когда человека, да не заметил… Поэтому, давайте попросим друг у друга прощения.1 ребенок: Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, наша широкая Ты пришла с добром, С сыром, маслом, калачом. Со блинами, пирогами Да с оладьями. Блины масляные, Шаньги мазаные. А вот в это воскресенье Наше кончится веселье Ты прощай, прощай, Наша Масленица.2 ребенок: Прошла, прошла Масленица! Ох ты, Масленица, вертихвостка, До чего ты нас довела! До хлеба, до редьки, До пареной репки, До горького хвоста, До великого поста! Ты нас, Масленица, подманила Да на большой пост посадила, Прощай Масленица! Мы все думали семь неделек, А посмотрели, что семь денечков, Прощай, Масленица!(Звери впрягаются в сани, увозят куклу. Дети провожают масленицу песней: Гори, гори ясно, чтобы не погасло.Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.)Хозяйка: Укатила Масленица, Добрая красавица, До будущего года, До сырной недели.Ведущий: Масленицу провожаем – Весну встречаем. Гостья погостила, с зимушкой простилась. С крыши капели, грачи прилетели. Воробьи чирикают, они Весну кликают. Очнулась природа, Весна наступает, Зима огрызается, тихо ворча, Солнце лучами всю землю ласкает, И льется весенняя песня грача.Хозяйка: Ребята, чтобы Весна пришла на смену Зиме, надо ее покликать. Давайте хором произнесем: Жучик – крючик – паучок, Прилети к нам кумочок, Виту – виту, виту – лай, Принеси весну в наш край!Весна: кто меня Весну – красну звал – зазывал? Вы ребята? Вот я пришла, а с сестрицей зимушкой надо попрощаться, слова особенные сказать, какие в прежние времена говорили: Кулик – кулик! Замыкай зиму, Отпирай Весну!(Дети поют «Веснянку») Весна красна, На чем пришла? На кнутике, На хомутике, На гнедом коне, На сохе, на броне, С красным солнышком Под оконышком Славься Весна, славься красна Цари и здравствуй, твой черед Пусть вся земля ликует и цветет!Хозяйка: Спасибо вам, люди добрые, Люди славные, за ласку вашу, За веселье широкое!Желаю вам доброго здравия, великого поспевания в делах ваших. Многие лета вам, дорогие, приходите к нам еще раз, будем рады.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Дети практически познакомятся с русским праздником, окунутся в атмосферу прошлого.Данное мероприятие было проведено в общешкольном масштабе в 2002-2003 учебном году в гимназии 28.ЛИТЕРАТУРА: журналы «Педсовет»,А. Федонин «Знакомство с историей», Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»,сборник «Народные приметы».^ Традиции и праздники татарского народаЦЕЛИ: Образовательная 1)Познакомить детей с праздниками и традициями татарского народа.Развивающая:Развивать словарный запас детей,Развивать коммуникативные навыки;Воспитывающая:Прививать любовь к национальной культуре, традициям;Воспитывать уважительное отношение к традициям разных народов. ОБОРУДОВАНИЕ: Фотографии, пластинки, видеоаппаратура: фрагменты праздника Сабантуя. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Ознакомительная беседа. ВОЗРАСТ: 2-3 класс.^ ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Скажите, бывали ли вы когда – нибудь на народных гуляниях? На каких? (Науруз, Рамазан, Сабантуй) Чему посвящается Науруз? (Приход весны). У русского народа он называется «Проводы зимы». Науруз отмечается в апреле. У татарского народа много религиозных праздников: Хаид Бейреме, Рамазан, которые празднуются после Уразы – великого мусульманского поста, который соблюдают не только татары, но и все мусульмане. Он начинается в начале марта и длится месяц, в течение которого с 6 ч. утра и до 6 ч. вечера нельзя кушать.На праздники надевали лучшие наряды. Привести в дом гостя было очень почетно.Ребята! Вы, конечно, знаете и слышали о таком народном празднике как «Сабантуй». А может быть, кто – нибудь ходил у нас в Казани на сабантуй. Расскажи нам, пожалуйста, что вы там видели. Так, хорошо, спасибо. А сейчас я вам расскажу, как по традиции проходит сабантуй в татарских селах, расположенных далеко от Казани.Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с весенними сельскохозяйственными работами. Об этом говорит его название «Сабан», обозначающее «плуг», а «туй» – «торжество». Таким образом ,смысл слова сабантуй – торжество в честь сеяния хлеба или как его еще называют «праздник плуга».Сначала это
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…