–PAGE_BREAK–ГОЭЛРО касалось лишь части территории страны и не распространялось на огромную площадь Восточной Сибири и Дальнего Востока. План ГОЭЛРО явился базой для разработки Госплана новой системы экономических районов. В 1921 году были разработаны основные принципы экономического районирования страны. Эти принципы заключались в следующем: экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого и населения с его подготовкой для производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Этот принцип экономической законченности давал возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, принесенных со стороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства. Проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. Работа по районированию проводилась под непосредственным руководством председателя Госплана Г.М.Кржижановского. При разработке сетки экономических районов учитывался целый ряд взаимосвязанных факторов в их единстве – экономически (принцип наивысшей производительности труда), национальный, исторический, перспективный, фактор территориальной специализации производства, его комплексности и концентрации, транспортный фактор, технический, что обеспечивало обоснованное распределение по территории плановых заданий в тот период. По проекту районирования, разработанному Госпланом в 1921 – 1922 гг. Советское государство делилось на 21 экономический район: Центрально-Промышленный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северо-Восточный, Вятско-Ветлужский, Средне-Волжский, Нижневолжский, Западный, Юго-Западный, Южно-горнопромышленный, Кавказский, Уральский, Обский, Кузнецко-Алтайский, Енисеетский, Ленско-Байкальский, Якутский, Дальневосточный, Западно-Казахский, Восточно-Казахский, Среднеазиатский. В основе этого районирования нашли отражение реальная жизнь территориальных образований, закономерности развития хозяйств районов, ясная целевая уствновка. Проект ставил целью перспективное развитие районов. Существенным недостатком первоначальной схемы Госплана было несовпадение в некоторых случаях границ районов с границами национальных образований (в последующих районах Госплана по районированию этот недостаток был устранен). Кроме того, ряд намеченных районов имел слабый контроль экономического развития. Территориальный разрез плана стал составной частью народнохозяйственного плана, в связи с чем все большее значение начал приобретать комплексный метод планирования. Это давало возможность более правильно устанавливать важнейшие показатели плана, точнее учитывать в балансах местные ресурсы, рациональнее осваивать в производстве новую технику и т.д. Особое внимание было уделено вопросам комплексного развития основных экономических районов. В 1938 – 1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках, как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам. Успехи в развитии экономики, особенно в послевоенный период углубление специализации и комплексного развития хозяйства нашей страны привели к дальнейшему совершенствованию экономического районирования. В 1963 году Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей. В Российской Федерации были образованы 10 крупных экономических районов, на Украине – 3, прибалтийские союзные республики и Калининградская область РСФСР образует один – Прибалтийский крупный экономический район, союзные республики Закавказья – Закавказский, а союзные республики Средней Азии – Среднеазиатский, Казахская ССР и Белорусская ССР представляют собой самостоятельные крупные экономические районы. Молдавская ССР является отдельным экономическим административным районом, не входящим в состав какого-либо крупного экономического района. Эти экономические районы представляют собой крупные территориально-производственные комплексы, в состав которых входило несколько областей (краев) или республик. В 1982 году Северо-Западный район был разделен на два района – Северо-Западный и Северный. Таким образом последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 на территории России.
II.
Принципы экономического районирования России. Районообразующие факторы.
Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.
Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
Основные принципы районирования :
– Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
– Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.
– Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.
Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и коренным изменениям прежних факторов.
Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании.
Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора.
В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов.
Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному.
Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- и микро уровне, различны. Но все же главные факторы в условиях рыночных отношений — это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным и внутри региональным регулированием.
Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.
Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.
III
. Современная схема экономических районов.
Современная схема экономических районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.
Причины изменения обусловлены:
– сдвигом промышленности в восточные районы, где сосредоточились основные сырьевые базы и на их основе возникли крупные территориально-производственные комплексы;
– совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;
– рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;
– обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;
– обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон.
Современный методический подход к разработке схемы экономических районов должен основываться на качественном анализе:
– учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;
– анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях.
Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.
Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.
Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Экономические районы могут объединяться в макро регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.
Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1
Экономический район
Состав
Площадь, тыс.км2
Население, млн.чел.
1
2
3
4
Северный
Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия
1466,3
5,9
Центральный
Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г.Москва
483,0
30,0
Волго-Вятский
Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика
265,4
8,5
Центрально-Черноземный
Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл.
167,7
7,9
Северо-Кавказский
Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушская и Чеченская
355,1
17,7
Северо-западный
Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл.
196,5
8,0
Поволжский
Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч
536,5
16,9
Уральский
Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия
824,0
20,5
Западная Сибирь
Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл.
2427,2
15,0
Восточно-Сибирский
Красноярский край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия
4122,8
9,2
Дальне-Восточный
Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл.
6215,9
7,6
Калининградская
Калининградская
15,1
936,0 тыс.чел.
IV
. Проблемы экономического районирования.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.
В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.
В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.
продолжение
–PAGE_BREAK–