Система складирования в логистической системе

Система складирования в логистической системе

Контрольная работа по логистике студентки III курса
факультета ЭП специальность 0608 «Экономика и управление на предприятии»

Московский государственный университет технологий и
управления

Москва 2006г.
Введение.

В
последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные
преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и
технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Интерес
к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах связан прежде
всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов
производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей
привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей
сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и
сокращения затрат в данной сфере.

Логистика
(от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать)
– это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании
движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от
их первичного источника до конечного потребителя.
1. Понятие логистической системы.

В
современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

логистика,
связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика);

производственная
логистика;

сбытовая
(маркетинговая, или распределительная, логистика);

транспортная
логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов
логистики).

Неотъемлемой
частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического
информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их
передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.
Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.

Возможность
планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов
логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.
Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и
потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на
полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств,
организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных
потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором
транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика
решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики.
Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах
предприятия планируются различные логистические операции, такие, как
транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика
обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над
процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Главной
задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного
предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности
работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед
конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции
логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что
сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом
для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В
современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват
коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается
в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения
оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного
капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна
из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной
эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных
потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей
самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг
другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и
передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического
перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения
товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение
между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В
соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций:
оперативные и координационные.

Оперативный
характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных
ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало
чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

К
функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов,
отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их
приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В
фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее
контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии
производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые
склады и розничные рынки сбыта.

Функции
управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков
конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К
числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ
потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения
других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и
потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в
координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика
тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а
логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной
степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и
производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер:
предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения,
базирующегося на соответствующей информации.

В
рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений
– оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не
снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его
состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при
поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом
порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет
планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и
комплектующими изделиями.
2. Система складирования.

Складирование
– это логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического
канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет,
постоянное обновление и безопасные методы работы.

Логистика
складирования – отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов
организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета
товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со
складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных
операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в
складском хозяйстве.

Складское
хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы
и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые
к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или
транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во
многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении,
сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание)
несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления
этих продуктов, с одной стороны, и потребления – с другой. На складах
выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и
некоторые специфические технологические операции.

Объектом
изучения логистики складирования являются товарно-материальные ценности в
процессе их складирования, грузопереработки и упаковки.

К
основным задачам логистики складирования относятся:


размещение складской сети;


складирование и подготовка груза к поставкам (производственные и другие
услуги),


управление товарными запасами;


организация складских поставок.

Система
складирования – это определенным образом организованная совокупность
взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального
потока на складе и рациональное управление им.

Структуру
системы складирования образуют технико-экономическая, функциональная и
поддерживающая подсистемы.

Технико-экономическая
подсистема состоит из совокупности элементов, характеризующих технические и
технологические параметры складского помещения и оборудования, виды
товароносителей. Среди них различают:

1)
складируемые грузовые единицы – груз, скомпонованный и сформированный на
внешних товароносителях, таких, как плоские, ящичные, стоечные, сетчатые
поддоны и полуподдоны, кассеты и т. д.;

2)
здания и сооружения, которые предназначены для складирования и различаются по
конструкции и этажности (закрытые, полузакрытые площадки, открытые площадки,
многоэтажные, одноэтажные высотой до 6 м, высотные, высотно-стеллажные, с
перепадом высот и т. п.);

3)
подъемно-транспортное оборудование – технические средства, предназначенные для
перемещения груза на территории склада.

Элементы
функциональной подсистемы определяют процесс грузопереработки на складе. К ним
относятся:

а)
вид складирования – единство технологического оборудования, предназначенного
для складирования груза со способом размещения товаров на складе и их
хранением;

б)
система комиссионирования – комплекс операций по подготовке, отбору и
комплектации товаров и их доставке в соответствии с требованиями клиента;

в)
управление перемещением грузов, обусловленное возможностями технологического и
обслуживающего оборудования.

Элементы
поддерживающей подсистемы оказывают информационно-компьютерную поддержку,
правовое, организационно-экономическое, экологическое и эргономическое
обеспечение эффективного функционирования складской сети.

Структура
системы складирования проектируется с учетом места склада в логистической
системе, целей и задач ее создания, номенклатуры перерабатываемого
материального потока. Организация связей между элементами каждой подсистемы
должна обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов системы
складирования, их оперативное и надежное взаимодействие.

Всякий
процесс управления на складе независимо от его конструктивных особенностей и
уровня механизации и автоматизации можно разделить на три группы:

1.
Управление поступлением и размещением грузоединиц.

2.
Управление внутрискладскими операциями.

3.
Управление сбытом и отгрузкой.

Эффективное
управление операциями складирования может

осуществляться
только при соответствующем уровне информационного обеспечения всех стадий и
видов этих операций. Информационное обеспечение операций складирования может
выполняться традиционными методами с использованием различных структур и форм
документооборота, ведущегося в той или иной степени вручную. В настоящее время
во все более широком масштабе применяются различные компьютеризованные системы
информационного обеспечения функционирования современных складов. Это требует
соответствующего технического и программного обеспечения.

С
точки зрения структуры управления, основными определяющими факторами являются
уровень иерархичности системы складирования, степень ее децентрализации и
архитектура. Здесь под архитектурой понимается строение управляемой системы.

С
точки зрения архитектуры наиболее простой является структура, представляющая
собой совокупность не связанных между собой однородных структурных элементов
(СЭ). Такая структура способна решать лишь относительно простые и не требующие
взаимной координации задачи.

Следующим
шагом является специализация СЭ. При этом среди СЭ предусматривается
специальный элемент, выполняющий функции координатора. Этот элемент наряду с
тем или иным объемом возложенных на него собственных задач выполняет задачи по
обеспечению согласованного функционирования остальных СЭ. Дальнейшее усложнение
задачи и повышение требований к эффективности приводит к углублению специализации
СЭ, увеличению их количества и развитию взаимосвязей между ними. Если задачи
управления комплексным объектом оказываются слишком сложными и требуют
соответствующего расчленения, то применяется многоуровневая система управления.

В
настоящее время известны следующие типы структур компьютерного управления
складами: линейная, линейно-централизованная, радиальная, сетевая.

Следует
сделать следующее замечания об устройствах, которые называются контроллерами
нижних уровней. В общем смысле – это совокупность технических средств, в той
или иной мере компьютеризованных, которые обеспечивают непосредственное
взаимодействие с управляемым объектом, будь то оборудование или персонал. Во
многих случаях аппаратура управления нижнего уровня представляет собой
специальные серийно выпускаемые управляющие устройства, которые в отечественной
литературе называются программируемыми логическими контроллерами (ПЛК), а в
англоязычной литературе – устройствами типа PLC (Programmable Logical
Controller).

Сущность
подобных устройств заключается в том, что они в основном используют архитектуру
универсального компьютера, но выпускаются в защищенном исполнении,
предназначенном для использования в производственных условиях и снабжены
необходимыми устройствами для взаимодействия с объектами управления и ведения
интерактивного диалога с персоналом. Будучи универсальными, устройства такого
рода приобретают возможность управления конкретным объектом после того, как
силами пользователя в их память будет занесена программа управления этим объектом.
Программируемые командоаппараты построены таким образом, что для составления и
занесения такой управляющей программы у пользователя нет необходимости в
специальном обучении в области вычислительной техники и программирования.
Достаточно знать управляемые устройства и процедуры их функционирования.

Обмен
информацией между уровнями системы управления складом, так же, как и с
вышестоящими компьютерами интегрированной системы управления, осуществляется в
соответствии с принятыми протоколами обмена. В целом разнообразные предприятия
складирования, входящие в последовательность производственно-сбытовой
деятельности, образуют логистическую цепочку.
Выводы и предложения.

В
условиях стабильно высокого оборота на хорошо известном рынке с постоянным
сбытом целесообразно иметь собственные склады как для сырья и других товаров,
необходимых для производственного цикла, так и для готовой продукции и для
организации ее последующего сбыта.

Выбор
рациональной системы складирования осуществляется в результате выполнения
следующей последовательности действий:

1)
определение стратегической цели создания складской сети, которая зависит от
функциональной деятельности склада в рамках логистической системы и
устанавливает взаимосвязь склада с внешней средой, в том числе с транспортными
средствами;

2)
определение общей направленности технической оснащенности складской системы с
учетом поставленной стратегической цели, а также конструктивных особенностей
складских помещений;

3)
определение элементов каждой подсистемы складирования с учетом технических,
технологических и экономических ограничений, т. е. согласование технических
возможностей помещения, предназначенного под складирование, характеристик
складского оборудования, технологии переработки грузов и финансовых возможностей
фирмы;

4)
разработка различных комбинаций элементов системы складирования с учетом их
совместимости;

5)
проведение технико-экономической оценки каждого конкурентоспособного варианта
организации системы складирования на’ основе анализа показателей эффективности
использования складских площадей и объемов и величины приведенных общих
логистических издержек;

6)
выбор рационального варианта системы складирования. Оптимальным является
вариант с максимальными значениями показателей эффективности использования
складских площадей и объемов при минимальных общих логистических издержках.

Особого
внимания заслуживает и рациональная разбивка складских площадей на рабочие
(складские) зоны. Такая разбивка позволяет обеспечить оптимальный процесс
переработки грузов на складе при максимальном использовании имеющихся складских
мощностей. Основным принципом деления складской площади является выделение
пространства с учетом особенностей поступления товара, характеристики складской
техники и т. д. для последовательного осуществления логистических операций
грузопереработки. В общем виде выделяются следующие основные складские зоны.

1.
Зона разгрузки.

2.
Зона приемки.

3.
Зона основного хранения (стеллажного и штабельного).

4.
Зона комплектации заказа.

5.
Зона отгрузки.

При
выборе места складирования товаров учитывают:


полный перебор, заключающийся в рассмотрении возможных вариантов расположения
складов и их оценке с использованием ЭВМ и характеризующийся высокой
трудоемкостью;


эвристический подход, который основан на использовании опыта специалистов и
заключается в отборе конкурентоспособных вариантов месторасположения складов и
выборе оптимального варианта методом математического программирования.

Главным
фактором при выборе месторасположения складов являются суммарные затраты на
строительство и эксплуатацию склада, на пополнение запасов и транспортные
расходы по доставке и отправке грузов.

После
установления числа и размеров складов и определения способов транспортировки
надо разработать структуру и организацию процесса складирования, который
представляет собой неразрывную последовательность технологических операций.

Эта
последовательность определяется следующими факторами:

1.
Видом складируемой грузоединицы (поддон, кассета, ящик и др.).

2.
Способом складирования (на полу, на стеллажах, конвейерное, циркуляционное и
др.).

3.
Видом подъемно-транспортного и другого обрабатывающего оборудования (тележки,
тельферы, манипуляторы и др.).

4.
Способом комплектации и отправки потребляемых партий (с мест хранения, с зон
комплектации, с централизованной либо децентрализованной подборкой и др.).

5.
Способом перемещения грузоединиц (вручную, с местным управлением, с
дистанционным управлением и др.).

6.
Способом обработки складской информации (в пакетном режиме, в реальном времени
и др.).

7.
Конструкцией склада (открытый, закрытый, многоэтажный, высотный и др.).

Выбор
может быть таков: изделия, находящиеся на стоечных поддонах, размещаются в
полочных стеллажах склада, находящегося в закрытом здании. Размещение
грузоединиц производится с помощью межстеллажного крана-штабелера. Подготовка
изделия к отправке со склада производится в зонах комплектации. Перемещение
изделий осуществляется в режиме дистанционного управления при централизованной
отборке. Складская информация при этом обрабатывается компьютером в составе
локальной вычислительной сети.

Начальным
понятием организации технологического процесса на складе является грузовая
единица – это некоторое весовое или объемное количество товара, которое
загружается, хранится, транспортируется и выгружается как единое целое.
Грузовая единица может формироваться у поставщика или продуцента и на самом
складе.

В
логистическом управлении параметры грузоединиц, а также устройств для их
складской обработки между собой должны быть взаимоувязаны.

Следующим
важным моментом, определяющим процедуру и организацию складирования после
выбора грузовой единицы, является разработка процедуры комиссионирования
(комплектации) заказов и отгрузка товаров потребителям.

В
настоящее время наблюдается тенденция к компьютеризации управления операциями
складирования, в том числе и комиссиони-рованием. Но независимо от степени
компьютеризации, по той или иной ручной технологии в содержательном смысле
должны быть выполнены следующие операции по комиссионированию:


прием и регистрация заказа потребителя; отбор товара и его комплектация в
соответствии с заказами потребителей;


подготовка товара к отправке, включая выполнение некоторых технологических
операций, затаривание и необходимое документирование;


формирование партий отправки и отгрузка товаров в соответствующее транспортное
средство.

При
комплектовании товара необходимо ответить на следующие вопросы:


является ли исходное положение отбираемого для комплектации данного заказа
товара статическим или динамическим;


является ли перемещение товара при его доставке в зону комплектации одномерным
или двумерным;


осуществляется ли отбор товара для удовлетворения данного заказа вручную или с
применением тех или иных средств механизации;


осуществляется ли комплектация заказов централизованно, т. е. для нескольких
заказов, поступивших на склад, или децентрализованно (для каждого конкретного
заказа отдельно).

Выбор
и назначение того или иного уровня механизации является важным компонентом
выбора схемы и организации всего процесса складирования.

Так,
склады сырья и исходных материалов, принимающие и обрабатывающие большие партии
однородных, зачастую жидких или сыпучих грузов с постоянной интенсивностью
поступления, могут характеризоваться высоким уровнем автоматизации.

Склады
в производственной сфере осуществляют обработку грузов, потоки которых
подчиняются определенному плану и поэтому также могут эффективно
функционировать при достаточно высоком уровне автоматизации и механизации.

Склады
готовой продукции и оптовые распределительные склады в системе сбыта, как
правило, осуществляют обработку тарных и штучных грузов с установившейся
номенклатурой и крупными партиями. Здесь также может оказаться эффективной
автоматизированная обработка.

Что
касается оптового снабжения розничной сети, то здесь из-за большого
разнообразия и колебания номенклатуры, различия в объемах и формах поставки
обычно ограничиваются механизацией отдельных операций.
Список литературы

1.
Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998.

2.
Белов И.В. Экономическая теория транспорта. – М.: Транспорт, 1993.

3.
Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.

4.
Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru